Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (НА ПРИМЕРЕ ИНГУШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (НА ПРИМЕРЕ ИНГУШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ / МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сампиев Исрапил Магометович

В статье анализируется региональный вуз как социальный институт на примере кейса Ингушского государственного университета. Даётся общая характеристика университета. Показано, что региональный университет в современных условиях как социальный институт приобретает особое значение и как научное учреждение, и как главный элемент регионального образовательного пространства, и как центр инновативной экономики. Ингушский университет ориентируется на непрерывное профессиональное образование, включающее довузовскую подготовку, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование различного уровня, а также послевузовское и дополнительное профессиональное образование. Расширяются возможности получения среднего профессионального и высшего образования для социально уязвимых слоёв населения. Университет является одним из самых крупных работодателей в регионе, поэтому в статье подчёркнута его роль в решении проблемы занятости и трудоустройства выпускников. Он даёт возможности стабильной занятости представителям высшей квалификации, которые иначе не смогли бы найти себе применение в силу особенностей структуры депрессивной региональной экономики. Кроме того, в Ингушском государственном университете формируются условия для развития малых инновационных предприятий. Локомотивом здесь выступает Инжиниринговый центр как поставщик на российский рынок сорбента с высокой сорбционной ёмкостью. Центр нацелен на долгосрочное решение задач в сфере разработки модифицированных сорбционных материалов, которые используются в целом ряде отраслей, включая медицину и агрономию, применяются для ликвидации загрязнений окружающей среды в результате разлива нефти, для очистки сточных вод от различных органических веществ. Культуросозидающая роль университета в пространстве региональной культуры весьма многогранна. Вуз, с одной стороны, является частью мирового культурно-образовательного сообщества, с другой - ведёт работу по сохранению, развитию и распространению культуры народов региона. Проанализирована интегративная функция университета в создании и поддержке единого образовательно-культурного пространства как важного условия государственного единства и устойчивого развития нашей многонациональной страны Подчёркнута роль личности ректора в решении задач, стоящих перед региональным университетом в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL UNIVERSITY AS A SOCIAL INSTITUTION (ON THE EXAMPLE OF THE INGUSH STATE UNIVERSITY)

The article analyses a regional university as a social institution on the example of the case of the Ingush State University. A general description of the university is given. It is shown that a regional university in modern conditions as a social institution acquires special significance both as a scientific institution, and as the main element of the regional educational space, and as a center of an innovative economy. The Ingush University focuses on continuing professional education, that includes pre-university training, secondary vocational education, higher vocational education at various levels, as well as postgraduate and additional vocational education. Opportunities for obtaining secondary vocational and higher education for socially vulnerable segments of the population are expanding. The university is one of the largest employers in the region, therefore, the article emphasises its role in solving the problem of graduates employment. The university provides opportunities for stable employment for representatives of the highest qualifications, who otherwise would not have been able to find an occupation due to the peculiarities of the structure of the depressed regional economy. In addition, the conditions for the development of small innovative enterprises are being formed at the Ingush State University. The driving force behind this process is the Engineering Center, a supplier of a sorbent with a high sorption capacity to the Russian market. The centre is aimed at a long-term solution of problems in the development of modified sorption materials that are used in a wide range of industries, including medicine and agronomy, to eliminate environmental pollution as a result of oil spills, to purify wastewater from various organic substances. The culture-creating role of the university in the space of regional culture is multifaceted. The university, on the one hand, is part of the world cultural and educational community, on the other hand, it works to preserve, develop and spread the culture of the regional peoples. The article analyses the integrative function of the university in the creation and support of a single educational and cultural space as an important condition for state unity and sustainable development of our multinational country. The role of the rector's personality in solving the problems facing the regional university in modern conditions is emphasized.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (НА ПРИМЕРЕ ИНГУШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)»

ВЕСТНИЦ®,,

Iетшпита оциологии

164

СОЦИУМ И ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ

DOI: 10.19181/vis.2021.12.3.742

Региональный университет как социальный институт (на примере Ингушского государственного университета)

Ссылка для цитирования: Сампиев И. М. Региональный университет как социальный институт (на примере Ингушского государственного университета) // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12. № 3. С. 164-175. DOI: 10.19181/vis.2021.12.3.742

For citation: Sampiev I. M. Regional University as a Social Institution (on the example of the Ingush State University). Vestnikinstitutasotziologii. 2021. Vol. 12. No. 3. P. 164-175. DOI: 10.19181/vis.2021.12.3.742

Сампиев

Исрапил Магометович1,

1Ингушский государственный университет, Магас, Россия

[email protected]

AuthorID РИНЦ: 429056

Аннотация. В статье анализируется региональный вуз как социальный институт на примере кейса Ингушского государственного университета. Даётся общая характеристика университета. Показано, что региональный университет в современных условиях как социальный институт приобретает особое значение и как научное учреждение, и как главный элемент регионального образовательного пространства, и как центр инновативной экономики. Ингушский университет ориентируется на непрерывное профессиональное образование, включающее довузовскую подготовку, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование различного уровня, а также послевузовское и дополнительное профессиональное образование. Расширяются возможности получения среднего профессионального и высшего образования для социально уязвимых слоёв населения. Университет является одним из самых крупных работодателей в регионе, поэтому в статье подчёркнута его роль в решении проблемы занятости и трудоустрой-I ства выпускников. Он даёт возможности стабильной занятости представителям высшей

Г^ квалификации, которые иначе не смогли бы найти себе применение в силу особенностей

О структуры депрессивной региональной экономики. Кроме того, в Ингушском государствен-

ном университете формируются условия для развития малых инновационных предприятий. Г^ Локомотивом здесь выступает Инжиниринговый центр как поставщик на российский рынок ^ сорбента с высокой сорбционной ёмкостью. Центр нацелен на долгосрочное решение

§ задач в сфере разработки модифицированных сорбционных материалов, которые исполь-

зуются в целом ряде отраслей, включая медицину и агрономию, применяются для ликвида-^ ции загрязнений окружающей среды в результате разлива нефти, для очистки сточных вод ^ от различных органических веществ. Культуросозидающая роль университета в простран-

стве региональной культуры весьма многогранна. Вуз, с одной стороны, является частью

мирового культурно-образовательного сообщества, с другой - ведёт работу по сохранению, развитию и распространению культуры народов региона. Проанализирована интегративная функция университета в создании и поддержке единого образовательно-культурного пространства как важного условия государственного единства и устойчивого развития нашей многонациональной страны Подчёркнута роль личности ректора в решении задач, стоящих перед региональным университетом в современных условиях.

Ключевые слова: университет, социальный институт, образование, наука, Республика Ингушетия, миссия университета, человеческий капитал

На встрече со студентами ведущих вузов, школьниками и преподавателями 22 января 2020 г. в Сочи Президент России В. В. Путин подчеркнул возрастающую роль региональных учреждений высшего образования: «Нужно развивать... вузы на местах - прямо там, где люди живут, учатся. И там же они должны найти место работы. Нужна большая связь. с рынком труда, с работодателями. Нужно прекратить безразмерно раздувать вузы в. Москве, Петербурге»1. Что это линия, обозначенная Президентом, будет конкретизирована и носить долгосрочный характер, видно из интервью Министра науки и высшего образования РФ В. Н. Фалькова агентству Новости от 10 февраля 2020 г., где он заявил, что «Развитие университетов и вузов не рассматривается в отрыве от регионов. Университет должен ясно представлять себе региональную повестку, региональные программы развития и участвовать в развитии региональной экономики и социальной сферы»2.

Целью этой статьи является оценка роли регионального университета как социального института в контексте модернизации высшего образования на примере одного из самых молодых вузов нашей страны -Ингушского государственного университета (ИнгГУ, создан в 1994 г.).

К проблеме роли региональных университетов в общественном развитии обращались многие отечественные и зарубежные исследователи. «Институт» является одним из наиболее популярных понятий в социологическом дискурсе, пришедшим из юриспруденции, где он обозначал совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения3. В социологии сформировалось несколько интерпретаций концепта «институт», понимаемого как определённая организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посред-О ством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных ¡1 ^ стандартов поведения [15, с. 394], как определённая организационная Ц ГчГ

т—I _

§ 1 Встреча со студентами ведущих вузов, школьниками, преподавателями и настав-

О никами // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62636 (дата об-

| I— ращения: 25.04.2021). ^ 2

Г". 00 Валерий Фальков: Миннауки крестовый поход на вузы не планирует // РИА

Ш Ol Новости. URL: https://ria.ru/20200210/1564510144.html (дата обращения: 25.04.2021).

3 Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 1999. 790 с.

форма комплекса функций, выполняемых некоторыми членами группы от имени всей группы [14, с. 105]. В трактовке А. Турена институт есть механизм, посредством которого культурные ориентации трансформируются в общественную практику [12, с. 57-58.]. Согласно неоинституциональным концепциям, институты есть правила взаимодействия между социальными или экономическими акторами [7]. С нашей точки зрения, все эти разнообразные определения фиксируют различные стороны института как социального феномена. К университету приложима практически любая интерпретация института.

Американский социолог Д. Белл доказывает, что университет становится центральным социальным институтом постиндустриального общества [1, с. 334-335]. Полагаем, что вполне согласуется с этим тезисом и то положение, что университет должен быть адаптирован к типу и особенностям конкретного общества и региона, в котором он функционирует. Следовательно, региональный университет в современных условиях приобретает особое значение и как научное учреждение, и как главный элемент регионального образовательного пространства, и как центр инновативной экономики, и как важный социальный институт. Не случайно философ К. Ясперс определил основную миссию университета в триединстве стоящих перед ним задач - исследование, воспитание (образование) и преподавание (трансляция знаний и культуры) [16].

Говоря об участии современных университетов в социальной жизни регионов, Н. Г. Скворцов отмечает, что такая миссия осуществляется по ряду направлений [11, с. 29-30.]:

- вклад университета как крупного работодателя в региональное развитие. Университет повышает уровень занятости населения территории за счёт создания как рабочих мест непосредственно в самом университете, так и новых структур в результате расширения функций современного университета (технопарки, спин-офф-компании и т. д.);

- участие университета в экономическом развитии региона через реализацию его научного потенциала. В первую очередь речь идёт о трансфере технологий: создание научных парков, инкубаторов; система патентования изобретений; оказание консультационных услуг и т. д.;

- удовлетворение потребностей населения региона в услугах высшего образования, укрепление системы высшего образования с региональным рынком труда. Это предполагает осуществление профессионального обучения, включая профессиональную подготовку и непрерывное дополнительное образование, вклад университета в человеческие ресур-

¡1 гч? сы... Таким образом, современный крупный университет работает на ре" гион, оказывая значительное влияние на его развитие. Как же эти положения могут реализовываться на практике? Рассмотрим это на примере деятельности Ингушского государственного университета за последние

Н ^ несколько лет.

Ш 01

СО 2

Можно отметить, что на сегодняшний день ИнгГУ прикладывает немало усилий, чтобы противостоять вызовам времени. Так, например, он ведёт подготовку по 47 основным образовательным программа в рамках высшего и среднего образования. А с 2019 г. начат набор на такие перспективные и востребованные регионом направления, как нефтегазовое дело, экология и природопользование, социальная работа, электроэнергетика, электротехника. Новые программы открываются в зависимости от тех задач, которые ставятся перед коллективом временем и запросами в квалифицированных кадрах на рынке труда. Подготовка научно-педагогических кадров ведётся по шести программам аспирантуры, а также по семи специальностям клинической ординатуры.

С целью укрепления связи системы высшего образования с региональным рынком труда в Ингушском государственном университете сформирована и совершенствуется система непрерывного профессионального образования, и как первое звено открыт многопрофильный колледж, реализующий направления среднего профессионального образования: информационные системы и программирование, технология аналитического контроля химических соединений и т. д.1. Естественно, выпускники колледжа в дальнейшем могут продолжить учёбу по образовательной программе высшего образования, и можно прогнозировать, что они в будущем составят часть студентов вуза.

Ингушский университет всё больше ориентируется на непрерывное профессиональное образование, включающее довузовскую подготовку, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование различного уровня, а также послевузовское и дополнительное профессиональное образование и т. п. Благодаря решениям учредителя и внутренним резервам расширяются возможности получения среднего профессионального и высшего образования для социально уязвимых слоёв населения.

Большую часть преподавательских кадров для ИнгГУ сегодня готовит сам университет. Это характерно и для других региональных университетов, где, по данным Н. В. Сафронова, от 70 до 90% работников - их бывшие выпускники. Преобладание местных кадров позволяет говорить о прочной укоренённости университета в местный социум, историю, культуру и политику региона [10, с. 19].

Значительна роль ИнгГУ и в решении проблемы занятости населения Республики Ингушетия, поскольку университет является одним из самых крупных работодателей в регионе, осуществляющим возможности стабильной занятости представителям высшей квалификации, Ц ^ которые иначе не смогли бы найти себе применение в силу особенностей структуры депрессивной региональной экономики. Так, в ИнгГУ работает 375 преподавателей, в т. ч. 36 докторов наук и профессоров - очень О значимый для республики отряд специалистов высшей квалификации.

11 гм

& т—I

т

и

Ц О] Всего 12 направлений подготовки СПО, из них 7 — рекомендованные из списка топ-

50 министерства науки и высшего образования РФ.

ГМ О

t 00 Ш Ol СО 2

Ситуация с занятостью в Республике Ингушетия самая напря-жснная в России1, поэтому в ИнгГУ обращают особое внимание на проблему трудоустройства выпускников. В этих целях университет традиционно взаимодействует с органами государственной власти и муниципальными образованиями республики, предприятиями и организациями региона, другими заинтересованными структурами. Этой работой занимается Региональный центр содействия трудоустройства выпускников (РЦСТВ), созданный при ИнгГУ, главной целью которого является обеспечение выпускников работой по специальности и адаптация к условиям рынка труда. РЦСТВ во взаимодействии со службой занятости ведёт мониторинг рынка труда не только в Республике Ингушетия, но и в других регионах РФ, организует прохождение производственных и технологических практик в организациях-партнёрах, ведёт сопровождение трудоустроенных выпускников с целью адаптации на производстве и т. д. Благодаря комплексности усилий по трудоустройству выпускников ИнгГУ, увеличивается численность трудоустроенных по специальности. Многие выпускники университета, как правило, устраиваются на работу в своём регионе, однако есть и часть молодых специалистов, которые находят своё призвание в других субъектах России.

В 2017 г. НИУ ВШЭ провёл оценку вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов [4, с. 25]. По этому критерию регионы были поделены на 4 категории: драйверы развития, регионы с высоким, умеренным и низким уровнем влияния. Ингушский государственный университет попал в категорию высокого уровня влияния, что свидетельствует о верно выбранной траектории развития руководством вуза и его профессорско-преподавательским составом. Из трёх общих критериев вклада в жизнедеятельность региона, выделенных исследователями, система высшего образования Республики Ингушетия в лице её единственного вуза вносит значимый вклад в такие субиндексы, как вклад в развитие человеческого капитала и в инновационное развитие. О вкладе в развитие человеческого капитала мы ещё скажем ниже.

Как отмечают специалисты, важным фактором формирования инновационной экономики становится модернизация системы образования как основы стимулирования экономического роста и социального развития общества, а от национальной системы образования требуется быстрая адаптация к сложным изменяющимся экономическим, научно-техническим, социальным, демографическим условиям развития с учётом тенденций в мировом экономическом и научно-образовательном процессе [9]. Исходя из этих требований, то формально можно отметить высокий субиндекс вклада ИнгГУ в инновационное развитие республики, свидетельствующий о том, что Ингушский государственный универ-

По данным Росстата самый высокий уровень безработицы в среднем за февраль-апрель 2021 г. зафиксирован в Ингушетии — 32,2%, затем идут Тыва — 20,4% и Чечня — 18,1%. Четвёртое и пятое места занимают Дагестан — 16,4% и Республика Алтай — 14,7%. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/trud6_15-s.xls (дата обращения: 10.08.2021).

ситет выступает аттрактором инновационного и устойчивого развития региона. Более того, в этом отношении Ингушский государственный университет идёт в ногу с общероссийскими тенденциями, опережая развитие региональной экономики. И это, несомненно, позитивная тенденция в условиях перехода передовых стран мира к экономике знаний, когда ключевым фактором конкурентоспособности государства становится распространение в национальных инновационных системах новых знаний, идей и технологий [13].

Для реализации этих функций материальной основой призваны стать новые корпуса университета, оснащённые новейшим и инновационным оборудованием, которые соответствуют современным требованиям при подготовке высококвалифицированных специалистов и развитии теоретических практико-прикладных навыков обучающихся.

Также отметим, что в ИнгГУ формируются условия для развития малых инновационных предприятий. Локомотивом здесь выступает Инжиниринговый центр как поставщик на российский рынок сорбента с высокой сорбционной ёмкостью (проект «Разработка модифицированных сорбционных материалов»). Стратегически центр нацелен на долгосрочное решение задач в сфере разработки модифицированных сорбционных материалов - они применяются для ликвидации загрязнений окружающей среды в результате разлива нефти и продуктов её переработки, для очистки сточных вод от различных органических веществ, могут использоваться в медицине, в агрономии и т. д. В рамках разработок фуллерена и фуллереносодержащей сажи высокой чистоты С60 и С70, налажена кооперация с Тюменским физико-техническим институтом РАН им. А. Ф. Иоффе и Кокшетауским государственным университетом им. Ш. Уалиханова (Казахстан). Ведётся работа и по привлечению отечественных и зарубежных заказчиков (ИнгГУ участвует во всех экспоцентрах России).

Однако, если оценивать объективно влияние университета на развитие региона, то можно увидеть слабый субиндекс вклада в региональную экономику, что объясняется в первую очередь высокой дота-ционностью, неразвитостью промышленного производства, структурными проблемами и слабой экономикой самого субъекта федерации. Выход видится в мерах по «оптимизации отраслевой структуры экономики путём модернизации производственно-технологической базы с вовлечением перспективных инновационных разработок отечественной и зарубежной науки» [6, с. 157], что позволит в полной мере реализовать §1 ^ потенциал университета как своеобразного интегратора различных эконо-^ мических секторов функциональной структуры региональной экономики, || ^ усилить его вклад в развитие экономической сферы региона и в повыше-^ ^ ние производительности труда. Это становится одной из приоритетных

О задач вуза на новом этапе его развития. X ' Вместе с тем, влияние университетов нужно оценивать в более

у 00 широкой перспективе, охватывающей всю социальную сферу, частью

Щ которой они являются. Ведь помимо значимого воздействия на соци-

вы 2

<4 О

ально-экономическую сферу, университеты играют важную роль и в социокультурном развитии регионов. Как справедливо отмечает Д. Чарльз, университеты не являются учреждениями, существующими вне общественной системы, они встроены в местные, национальные и глобальную общественные системы. [17, с. 218] На наш взгляд, социокультурная функция университета обладает наиболее широким спектром направлений, качественная реализация которых имеет огромное личностное, общественное и государственное значение. Влияние университета на развитие региональной социокультурной системы проявляется через:

- формирование не только профессиональных, но и морально-эстетических качеств личности обучающихся (реализация воспитательной функции);

- активное участие в воспроизводстве и повышении качества человеческого капитала (креация, аккумуляция и распространение интеллектуальных ресурсов, развитие интеллектуальной активности, формирование и наращивание элитарного слоя населения);

- сохранение, развитие, приумножение, переосмысление и модернизацию общечеловеческих, национальных, региональных и этнических культурных традиций (культурогенерерирующая и сберегающая функция).

Культуросозидающая роль университета в пространстве региональной культуры весьма деятельна и многогранна. При этом вуз, с одной стороны, является частью мирового культурно-образовательного сообщества, с другой - ведёт работу по сохранению, развитию и распространению культуры народов региона. В Ингушском госуниверситете созданы все условия для удовлетворения культурных запросов молодёжи: построен молодёжный досуговый центр, в котором расположился концертный зал на 500 мест, хореографическая студия, специализированные аудитории для кружков прикладного и изобразительного искусства, съёмочная студия, театральная и вокальная студии с соответствующим оснащением.

По мнению Н. И. Латыша, одной из главных функций университета как социального института является социокультурная интегратив-ность, способная объединить прошлое, настоящее и будущее, обеспечить единство таких факторов, как преемственность в культуре, успешная ориентация человека в современной жизни и его готовность приблизить будущее - войти в завтрашний день. Это становится возможным благодаря объединению в университете трёх социальных систем: образования, культуры и науки [3].

|| Гч1 По мнению С. А. Кравченко, адекватный ответ на вызовы, кото-

¡1 Гч? Рые ставят перед современным человечеством быстрые и не имеющие

>М 11 ясно выраженного вектора изменения (Кравченко называет их метаморфозами), предполагает качественное изменение научного подхода. «... Для

^ диагностики сложных социо-техно-природных реалий, к которым отно-

^ сятся и сложные метаморфозы, как правило, затрагивающие несколько

У 0| сфер бытия, необходим синтез естественнонаучного, социального и гума-

СО 2 нитарного знания ...» [2, с. 214].

В этом контексте Ингушский государственный университет, как и другие вузы в регионах, особенно национальных, выполняет ещё и важную интегративную функцию - создания и поддержки единого образовательного и культурного пространства, являющегося важным условием государственного единства и устойчивого развития нашей многонациональной страны.

Реализация социокультурных функций университета состоит в первую очередь в формировании социального слоя, который, вобрав в себя определённые знания, навыки и умения, потенциально может стать региональной технократической, административной, творческой, педагогической и бизнес-элитой региона. Университет - главный созидатель нового «креативного класса» будущего. В перспективе этот слой благодаря своей высокой интеллектуальной и общегуманитарной активности должен вывести регион на более высокий уровень экономического, технологического и информационного развития, повысить уровень функционирования сферы материальной и духовной культуры, развития идей гражданского общества.

При всём том, в новых условиях не исчезает и такая функция университета, как просвещение в самом широком смысле этого слова. Ведь именно университетская традиция выдвигала на первый план «просвещение» человека, выражавшееся в «приобщении его к культуре времени, открытии перед ним мира» [8, с. 55]. Ингушский университет формирует кадры педагогов школы и среднего профессионального образования, и в силу этого выступает ведущим институтом регионального образовательного пространства.

В современных условиях на университет как социальный институт возлагается и миссия выработки механизмов устойчивого развития общества. Университет, предоставляя квалифицированные кадры, знания, технологии и идеи, играет важную роль в поступательном развитии государства, его экономики, гражданского общества. Велик вклад университетов в формировании социально, экономически и экологически устойчивого будущего для последующих поколений. Именно на решение этих задач были нацелены усилия ИнгГУ по лицензированию и открытию таких новых специальностей, как «Социальная работа» и «Экология природопользования».

Университет наращивает и международное сотрудничество. Ингушский госуниверситет входит в Ассоциацию российских и китайских вузов, являясь одним из её учредителей. Взаимодействуем и с другими международными образовательными организациями: с Казахским университетом международных отношений и мировых языков им. Абылай-хана, с Калифорнийским университетом города Беркли, ^ с НИИ древних рукописей им. св. Месропа Маштоца (Матенадаран), что || позволит дать новый толчок для исследований истории Кавказа. ИнгГУ

|| рчр прошёл аккредитацию у международного Независимого агентства аккре-03 1 дитации и рейтинга (1АА11) по нескольким направлениям подготовки, что обеспечит дополнительные преимущества для кооперации с ведущими ^ научно-образовательными консорциумами мира.

^ За развитием научной, образовательной деятельности и усилением

т _ 01

2 нои составляющей. В целях улучшения условии жизни и закрепления

У 0| материально-технической базы университет не забывал и о социаль-

кадров, университет в 2005 г. начал реализацию собственной жилищной программы, в рамках которой в июне 2007 г. сданы в эксплуатацию первые два дома (на 40 и 20 квартир) в г. Магас и начато строительство ещё двух домов на 60 квартир. В рамках программы уже 120 семей получили жильё, а в начале 2021 г. ещё 120 преподавателей и сотрудников получили комфортабельное жильё в столице республики.

Успешность реализации миссии университета во многом обусловливают необходимость вырабатывать стратегии своего развития с учётом особенностей взаимодействия с территориальными органами власти различного уровня, местным сообществом и другими региональными акторами. А взаимодействие это далеко не беспроблемно, как и сложности социально-экономического и политического контекста в целом Северного Кавказа и Республики Ингушетия в особенности. И здесь руководителю мало быть хорошим профессионалом и знатоком системы высшего образования, его экономики и специфики управления, необходимы ещё и дипломатический талант, креативность и огромная любовь к своему делу. И надо объективно отметить, что в этом отношении ИнгГу повезло, всеми этими качествами в полной мере обладает ректор, профессор А. М. Мартазанов. Несомненно, если масштабы личности руководителя соответствуют масштабам вызовов, возникающих перед современным университетом, тогда выигрывают все - и университет, и его коллектив, и регион в целом.

За прошедшие годы Ингушский госуниверситет проделал большой путь, превратился в авторитетный многопрофильный научно-образовательный центр. Сегодня перед ИнгГУ сама жизнь ставит новую задачу - цифровизации всех сфер университетской деятельности, готовности к новым задачам и вызовам «онлайнизации» высшей школы [5]. Более того, именно на университете лежит миссия содействия цифро-визации всего регионального пространства - его системы управления и социальной политики.

Такими образом, можно констатировать, что Ингушский государственный университет за четверть века встал в ряд самых успешных региональных вузов, доказал свою способность быть одним из лидеров образовательного, социокультурного и научно-инновационного развития Республики Ингушетия, а наработанный им образовательный, научный и организационный потенциал может стать надёжной основой для активного всестороннего развития университета и его дальнейшей интеграции в социально-экономическое пространство Северного Кавказа, России

|1 ГЧ|

и выхода на международный уровень.

О

* §

S ,о

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia,

I I-

1999. 956 с.

2. Кравченко С. А. Усложняющиеся метаморфозы: социологические поиски ответов на вызовы. М.: Знание-сила, 2019. 236 с.

Ш OI tú 2

3. Латыш Н. И. Идея Университета в контексте современной цивилизации // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник материалов третьей международной научно-практической конференции «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению» (29-30 апреля 2002 г., Минск) / Под ред. М. А. Гусаковского, А. А. Полонникова. Минск: БГУ, 2002. С. 10-15.

4. Лешуков О. В., Евсеева Д. Г., Громов А. Д., Платонова Д. П. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 30 с. // иИЬ: https://ioe.hse.ru/data/2017/04/03/ 1168588296/%В0%А1%В0%90%В0%9Е0/о2011%20%В1%8В%В0%ВВ % В0%В5%В0%ВА%В1%820/оВ1%80%В0%ВЕ%В0%ВВ% В0%ВВ%В1 %8В%В0%В9^£ (дата обращения: 25.04.2021).

5. Лубский А. В., Ковалев В. В. От «онлайнизации» высшей школы к онлайн-образованию // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 2. С. 33-50.

6. Луговнина С. М. Формирование и оценка инвестиционной политики в регионе // Российское предпринимательство. 2008. № 3. Вып. 1 (107). С. 157-160.

7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А. Н. Нестеренко. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.

8. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / Пер. с исп. М. Н. Голубевой. Под ред. М. А. Гусаковского. Минск: БГУ, 2005. 104 с.

9. Резник Г. А., Пономаренко Ю. С., Курдова Г. А. Функция вуза: новые возможности развития // Мир науки. 2014. Вып. 4. иИЬ: https:// mir-nauki.com/PBF/30PMN414.pdf (дата обращения 28.04.2021).

10. Сафронов Н. В. Четвертая миссия университета в пространстве региона // Совет ректоров. 2014. № 4. С. 16-25.

11. Скворцов Н. Г. Роль современного университета в развитии региона: социально-гуманитарные аспекты // Гуманитарий Юга России. 2015. № 3. С. 28-35.

12. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / Пер. с французского Е. А. Самарской. М.: Научный мир, 1998. 204 с.

^ 13. Челнокова О. Ю., Фирсова А. А. Взаимодействие универси-

СЧ тета, бизнеса и государства как фактор развития региона в национальной

11 гч инновационной системе // Известия Саратовского университета. Новая

^ серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. № 1-1. С. 26-32.

II Гч1

1=о т—I 14. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии.

^ ^ Новосибирск, 1967. 247 с.

5 £ 15, Яковлев А. М. Социальные институты // Социология. Основы

^ ^ общей теории / Отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. 2е изд. М.:

у 00 Норма, 2008. 912 с.

Ш 01

СО 16. Ясперс К. Идея университета. Мн.: БГУ, 2006. 159 с.

17. Charles D. R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities // Rebalancing the Social and Eco-nomic. Learning, Partnership and Place NIACE, 2005. Цит. по: Бараблина С. В., Мехришвили Л. Л. Социальная ответственность: роль высших учебных заведений // Вестник международных организаций. 2012. № 1 (38). С. 203-218.

Статья поступила: 25.06.2021

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Сампиев Исрапил Магометович, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и политологии, Ингушский государственный университет, Магас, Россия

DOI: 10.19181/vis.2021.12.3.742

Regional University as a Social Institution (On the Example of the Ingush State University)

Israpil M. Sampiev

Ingush state University, Magas, Russia

E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-8672-3952

For citation: Sampiev I. M. Regional University as a Social Institution (on the example of the Ingush State University). Vestnikinstitutasotziologii. 2021. Vol. 12. No. 3. P. 164-175. DOI: 10.19181/vis.2021.12.3.742

Abstract. The article analyses a regional university as a social institution on the example of the case of the Ingush State University. A general description of the university is given. It is shown that a regional university in modern conditions as a social institution acquires special significance both as a scientific institution, and as the main element of the regional educational space, and as a center of an innovative economy. The Ingush University focuses on continuing professional education, that includes pre-university training, secondary vocational education, higher vocational education at various levels, as well as postgraduate and additional vocational education. Opportunities for obtaining secondary vocational and higher education for socially vulnerable segments of the population are expanding. The university is one of the largest employers in the region, therefore, the article emphasises its role in solving the problem of graduates employment. The university provides opportunities for stable employment for representatives of the highest qualifications, who otherwise would not have been able to find an occupation due to the peculiarities of the structure of the depressed regional economy. In addition, the conditions for the development of small innovative enterprises are being formed at the Ingush State University. The driving force behind this process is the Engineering Center, a supplier of a sorbent with a high sorption capacity to the Russian market. The centre is aimed at a long-term solution of problems in the development of modified sorption materials that are used in a wide range of industries, including medicine and agronomy, to eliminate environmental pollution as a result of oil spills, to purify wastewater from various organic substances. The culture-creating role of the university in the space of regional culture is multifaceted. The university, on the one hand, is part of the world cultural and educational community, on the other hand, it works to preserve, develop and spread the culture of the regional peoples. The article analyses the integrative function of the university in the creation and support of a single educational and cultural space as an important condition for state unity and sustainable development of our multinational country. The role of the rector's personality in solving the problems facing the regional university in modern conditions is emphasized. ^ Keywords: university, social institute, education, science, Republic of Ingushetia, university mission, human capital

(N О

Ig CM

& T—I

References

1. Bell D. Gryadushcheye postindustrial'noye obshchestvo [The coming post-industrial society]. Moscow, Academia, 1999: 956 (in Russ.).

y ' 2. Kravchenko S. A. Uslozhnyayushchiyesya metamorfozy: sotsiologicheskiye poiski otvetov

JJj OJ na vyzovy [Complicated Metamorphoses: Sociological Searches for Answers to Challenges]. Moscow,

Znaniye-sila, 2019: 236 (in Russ.).

GO

ГМ О

t 00 Ш Ol GÛ 2

3. Latysh N. I. Ideya Universiteta v kontekste sovremennoy tsivilizatsii [The idea of the University in the context of modern civilization]. In: Universitetskoye obrazovaniye: ot effektivnogo prepodavaniya k effektivnomu ucheniyu. Sbornik materialov tret'ej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Universitetskoe obrazovanie: ot effektivnogo prepodavaniya k effektivnomu ucheniyu" (29—30 aprelya 2002 g., Minsk) [University education: from effective teaching to effective teaching]. Ed. by M. A. Gusakovskogo, A. A. Polonnikova. Minsk, BGU, 2002: 10-15 (in Russ.).

4. Leshukov O. V., Evseeva D. G., Gromov A. D., Platonova D. P. Otsenka vklada regional'nykh sistem vysshego obrazovaniya v sotsial'no-ekonomicheskoye razvitiye regionov Rossii [Assessment of the contribution of regional higher education systems to the socio-economic development of Russian regions] / National Research University "Higher School of Economics", Institute of Education. Moscow: NIU VSHE, 2017: 30. Accessed 25.04.2021. URL: https://ioe.hse. ru/data/2017/04/03/1168588296/%D0%A1%D0%90%D0%9E%2011%20%D1%8D%D0%BB%D0 % B5% D0% BA% D1% 82%D1% 80% D0% BE% D0% BD%D0% BD% D1% 8B% D0% B9.pdf (in Russ.).

5. Lubsky A. V., Kovalev V. V. From online High school to online education. Gumanitariy Yuga Rossii, 2020: 9: 2: 33-50 (in Russ.).

6. Lugovnina S. M. Formirovaniye i otsenka investitsionnoy politiki v regione [Formation and assessment of investment policy in the region]. Rossiyskoye predprinimatel'stvo, 2008: 3: 1 (107): 157-160 (in Russ.).

7. North D. Institutions, institutional change and economic performance. Transl. from Eng. by A. N. Nesterenko. Moscow, Fond ekonomicheskoy knigi «Nachala», 1997: 180 (in Russ.).

8. Ortega y Gasset H. Missiya universiteta [Mission of the University]. Ed. By M. A. Gusakovsky. Transl. from Spanish by M. N. Golubeva. Minsk, BGU, 2005: 104 (in Russ.).

9. Reznik G. A., Ponomarenko Yu. S., Kurdova G. A. Functions of the university: new development opportunities. Mir nauki, 2014: 4. Accessed 28.04.2021. URL: https://mir-nauki. com/PDF/30PMN414.pdf (in Russ.).

10. Safronov N. V. Chetvertaya missiya universiteta v prostranstve regiona [The fourth mission of the university in the space of the region]. Sovet rektorov, 2014: 4: 16-25 (in Russ.).

11. Skvortsov N. G. The role of a modern university in the development of the region: social and humanitarian aspects. Gumanitariy Yuga Rossii, 2015: 3: 28-35 (in Russ.).

12. Touraine A. Vozvrashcheniye cheloveka deystvuyushchego. Ocherk sotsiologii [Return of the acting person. Essay on Sociology]. Transl. from French by E. A. Samarskaya. Moscow, Nauchnyy mir, 1998: 204 (in Russ.).

13. Chelnokova O. Yu., Firsova A. A. Vzaimodeystviye universiteta, biznesa i gosudarstva kak faktor razvitiya regiona v natsional'noy innovatsionnoy sisteme [The interaction of the university, business and the state as a factor in the development of the region in the national innovation system]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya: Ekonomika. Upravleniye. Pravo, 2014: 14: 1-1: 26-32 (in Russ.).

14. Schepansky J. Elementarnyye ponyatiya sotsiologii [Elementary concepts of sociology]. Novosibirsk, 1967: 247 (in Russ.).

15. Yakovlev A. M. Sotsial'nyye instituty [Social institutions]. In: Sotsiologiya. Osnovy obshchey teorii [Sociology. Foundations of general theory]. General ed. by G. V. Osipov, L. N. Moskvichyov. 2nd ed. Moscow, Norma, 2008: 912 (in Russ.).

16. Jaspers K. Ideya universiteta [The idea of the university]. Minsk: BGU, 2006: 159 (in Russ.).

17. Charles D. R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities. In: Rebalancing the Social and Eco-nomic. Learning, Partnership and Place NIACE, 2005. Quoted by: Barablina S. V., Mekhrishvili L. L. [Social responsibility: the role of higher educational institutions]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy, 2012: 1 (38): 203-218 (in Russ.).

The article was submitted on: June 25.2021

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Israpil M. Sampiev, Doctor of Political Science, Professor, Head of the Department of Sociology and Politology, Ingush State University, Magas, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.