УДК 658.5:338.465
СТРАТЕГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА ВУЗА И ЕЕ АПРОБАЦИЯ В ИНГУШСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Сербиновский Борис Юрьевич д. э. н., к.т.н., профессор
Оздоева Аза Молотовна аспирант
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
Приведены результаты проектирования и реализации стратегии интеллектуального лидерства в Ингушском государственном университете
Ключевые слова: СТРАТЕГИЯ, ЛИДЕРСТВО, УНИВЕРСИТЕТ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И НАУЧНЫЕ УСЛУГИ, УПРАВЛЕНИЕ, ЦЕННОСТЬ УСЛУГИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, МЕХАНИЗМ
UDC 658.5:338.465
STRATEGY OF INTELLECTUAL LEADERSHIP OF SUPERIOR EDUCATIONAL INSTITUTION AND ITS APPROBATION AT INGUSH STATE UNIVERSITY
Serbinovskiy Boris Yurievich,
Dr. Sc. (Econ.), Cand. Tech. Sci., professor
Ozdoeva Aza Molotovna post-graduate student South Federal University, Rostov-on-Don, Russia
The results of projecting and realization of strategy of intellectual leadership at Ingush State University are given
Keywords: STRATEGY, LEADERSHIP, UNIVERSITY, EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC SERVICES, MANAGEMENT, SERVICE'S WORTH, INTELLECTUAL CAPITAL, INTELLECTUAL PROPERTY, MECHANISM
При анализе стратегий российских университетов выявляется проблема их развития, которая связана с выбором стратегии качества как приоритетной. Даже университеты нового типа (федеральные, национальные исследовательские, инновационные и
предпринимательские), упоминая в своих программных документах о задачах достижения лидерства по определенным направлениям, не формулируют и не используют стратегию лидерства в явном виде. В этом проявляется противоречие, поскольку стратегия качества, которую Министерство науки и образования РФ навязывает вузам, связывая ее с проводимой реформой системы образования, является важной и необходимой, но сама по себе задачи лидерства не ставит и не решает, следовательно, не может привести к лидерству на отечественном и мировом рынке образовательных услуг. Для вуза, стремящегося к лидерству в определенном сегменте рынка, целесообразно стратегию качества сочетать со стратегией интеллектуального лидерства.
Стратегия интеллектуального лидерства (СИЛ) была впервые предложена и описана для предприятий Б.Ю. Сербиновским, который рассматривал ее во взаимодействии сочетании трех основных базовых стратегии: минимизации издержек, качества (формулируя ее как «качество выше цены») и интеллектуального лидерства [1, с. 113 - 120]. Позже эта стратегия была адаптирована к условиям ее применения в управлении вузам [2].
В качестве целей СИЛ предусматриваются:
- завоевание организацией интеллектуального лидерства. Такое лидерство может достигаться по отдельным направлениям, а в результате реализации СИЛ достижения организации трансформируются в конкурентные преимущества и создают условия для получения коммерческих, рыночных выгод;
- вовлечение в достижение интеллектуального лидерства организации каждого члена коллектива, обеспечивающего лидерство в определенных областях трудовой деятельности и бизнесе.
Внешняя цель СИЛ - лидерство организации на рынке, внутренняя -создание условий для достижения внешнего лидерства через интеллектуальное лидерство отдельных работников, поскольку лидерство внешнее создается и культивируется внутри организации.
Как показали результаты исследования, проведенного в ряде вузов, СИЛ как базовая стратегия может сочетаться с одной из рыночных стратегий вуза, но именно при реализации СИЛ формируются:
- персонал вуза, прежде всего его профессорско-преподавательский состав, качество которого непосредственно определяет качество обучения, уровень научных достижений и научно-прикладных разработок, которые должны доводиться до практически используемых инноваций;
- возможности и условия работы персонала, способствующие наилучшей реализации интеллектуального потенциала сотрудников;
- процессы, направленные на инновационное совершенствование образовательной и научной деятельности вуза;
- механизмы продвижения результатов интеллектуального труда на рынок путем трансформации научных идей сначала в научно-прикладные продукты, а затем - в используемые в практике инновации.
СИЛ реализуется через систему социальных, эмоциональных и деятельных мотивов работников, формирует их стремление к лидерству и признанию. Она направлена на удовлетворение потребностей самореализации, общественного признания и приобретения социального статуса, общения и безопасности.1
СИЛ предусматривает меры по повышению интеллектуального уровня персонала, включая:
- повышение образовательного уровня работников;
- расширение их кругозора;
- участие в творческом процессе решения технических, экономических, социальных и других проблем организации и общества;
- участие в разработке и внедрении проектов совершенствования организации;
- создание или участие в создании новых технологий и рыночных продуктов;
- накапливание и восприятие знаний и опыта, создаваемых в организации и за ее пределами;
- развитие и всемерное поощрение здорового соперничества между работниками, когда один должен быть не хуже другого и стремиться доказать свое первенство в какой-либо производственной или социальной сфере. При этом делается упор не на конкуренцию и конфликтное соперничество, которое, как правило, снижает производительность труда и эффективность производства, а на соперничество в сочетании с
1 Использована классификация потребностей А. Маслоу. Ь«р;//ед .kubagro.ru/2010/03/рёШ7.рёГ
сотрудничеством и слаженной командной работой и взаимопомощью. Поэтому доказательством успеха и лидерства работника является не столько мнение окружающих, сколько его конкретные достижения и результаты;
- помощь работникам в повышении интеллектуального уровня не только через обучение, но и через их участие в творческой работе, рационализации, изобретательстве, проектировании, изготовлении опытных образцов, испытаниях, анализе, обсуждении. Для этого предусматривается система моральных и материальных стимулов с целью реализации ожиданий работника получить вознаграждение за дополнительные расходы физической и умственной энергии.
Особую актуальность и значение СИЛ приобретает в связи с постепенным становлением в России инновационной экономики, новой экономики, построенной на знаниях, в которой роль человека в производстве существенно изменяется и возрастает значимость нематериальных активов, создаваемых на основе знаний [3 - 6].
При поиске места и роли стратегии интеллектуального лидерства университета следует учитывать, что, во-первых, в условиях реформирования российской системы образования корпоративной стратегией университета нового типа будет достаточно длительное время оставаться стратегия качества, определяя содержание основных стратегических задач вуза, во-вторых, в своей практической деятельности каждая организация одновременно следует нескольким стратегиям, выстраивая их приоритеты и создавая иерархическую систему стратегий. Результаты исследования показали, что в системе стратегий СИЛ может занимать следующую иерархическую ступень (рис. 1) и, сочетаясь со стратегией качества, исполнять роль конкурентной стратегии университета. С этих позиций она должна быть детализирована и отражена
в функциональных и операционных стратегиях, занимающих следующие ступени иерархии.
Ответственность корпоративного
руководства - ректора и ректората университета
Двустороннее влияние +
Стратегия интеллектуального лидерства
-Т-
Двустороннее влияние _+
Функциональные стратегии, используемые для реализации СИЛ и адресованные функциональным и производственным
подразделениям -?-
Двустороннее влияние _±_
Операционные стратегии и политики, реализуе мые в подразделениях третьего уровня иерархии (кафедры, группы и коллективы внутри функциональн ых подразделений)
Ответственность ректора и ректората университета, руководителей институтов, КБ, департаментов, других подразделений второго уровня иерархии
Ответственность руководителей
подразделений первого уровня и руководителей подразделений третьего уровня иерархии (начальников функциональных отделов, деканов, институтов внутри департамента и т.п.)
Ответственность
производству
научных и
(заведующих
менеджеров
управления)
менеджеров по образовательных, других услуг кафедрами и низшего звена
Рисунок 1 - Место СИЛ в системе стратегий университета нового типа
Функциональные и операционные стратегии и политики, позволяющие реализовать СИЛ, адресованы подразделениям третьего и четвертого уровня иерархии управления вузом. Они должны быть сформулированы и описаны с учетом задач СИЛ и императивов развития университета нового типа в экономике знаний.
СИЛ представляется в форме иерархической подсистемы стратегий: функциональные стратегии — функциональные политики —
операционные стратегии механизм и инструменты реализации СИЛ планы и программы мероприятий (рис. 2).
Стратегия интеллектуального лидерства
Функциональные стратегии. 1. Рыночная. 2. Персонала (кадровая). 3. Производственная. 4. Маркетинговая. 5. Ценностно-ценовая. 6. Управленческая
Функциональные политики:
1.1. Фокусирования на территории - лидерства на территории
1.2. Ассортиментная (фокусирования на видах деятельности) - лидерства в производстве и оказании услуг определенного вида
2. Кадровая
3.1. Ассортиментная (приоритетности производства отдельных видов услуг)
3.2. Диверсификации
3.3. Эффективного использования ресурсов
4. Маркетинговая, клиенто-ориентированная
5. Ценовая
6. Демократизации управления и органической корпоративной культуры
Операционные стратегии;
1.1. Лидерства подразделений на территориях при производстве отдельных видов услуг (матрицы стратегического поведения подразделений)
1.2. Продвижения услуг на рынок
1.3. Захвата рынка (сегмента)
1.4. Конкуренции и конкурентных преимуществ, противодействия конкурентам и угрозам
2.1. Набора и отбора персонала
2.2. Гармонизации квалификации и компетенций персонала
2.3. Управления персоналом, организации процессов труда и рабочих мест
2.4. Качества персонала, рекрутинга, коучинга, наращивания интеллектуального потенциала, развития научных школ
2.5. Повышения активности персонала (творческой, предпринимательской и трудовой), мотивации и стимулирования персонала
2.6. Управления рисками
3.1. Партнерства
3.2. Управления издержками и распределения ресурсов. Стратегия ресурсосбережения
3.3. Увеличения, расширения и использования возможностей университета и персонала, развития технопарковой инфраструктуры, развития научно-образовательной материально-технической базы
3.4. Процессного, функционального и структурного проектирования работ, процессов, продуктов
3.5. Лидерства по качеству
3.6. Инновационная
3.7. Предпринимательства
3.8. Со вершенствования структуры и процессов производства и управления
3.9. Материально-технического обеспечения
3.10. С бытовая
3.11. Создания интеллектуальной собственности, защиты, распределения и использования прав интеллектуальной собственности
4.1. Ценовой и неценовой конкуренции
4.2. Привлечения клиентов и превращения их в лояльных потребителей
4.3. Формирования имиджа и бренда
4.4. Стратегия бенчмаркетинга
5.1. По вышения ценности и дифференциации услуг
5.2. Гармонизации цен на образовательные услуг и научно-техническую продукцию
5.3. Во спроизводственная
6.1. Формирования стратегического мышления и корпоративной культуры
6.2. Проектных команд и виртуальных подразделений
6.3. Информационная и коммуникационная
6.4. Рейтинговая
6.5. Коррекции иерархической системы стратегий университета
Рисунок 2 - Структура иерархической подсистемы СИЛ
Особое внимание в СИЛ уделяется партнерским отношениям и выбору перспективных партнеров (рис. 3).
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА УНИВЕРСИТЕТА НОВОГО ТИПА
АНАЛИЗ ФОРМ СТРТАЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ И ВЫБОР СТРТАЕГИЧЕСКИХ ПАРТНЕРОВ
ж-- ----
ФОРМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА И ИНТЕГРАЦИИ УНИВЕР СИТЕТА:
- развитие научно-исследовательской, проектной, инновационной и предпринимательской (в том числе технопарковой) инфраструктуры;
- расширение взаимодействия, интеграция и совместная деятельность с крупным и отечественными и иностранными вузами, организациями, транснациональными промышленными предприятиями и корпорациями;
- кооперация с российскими и зарубежными университетами и научным и организациями;
- привлечение существующих малых НьТесИ предприятий к внедрению инновационных разработок университета;
- создание новых венчурных компаний и участие университета в их работе;
- создание совместных структур с институтами РАН;
- расширение сети филиалов и представительств университета в России и за рубежом;
- создание университетских учебно-научных лабораторий на предприятиях, работающих по программам, согласованным с предприятием для решения проблем производства;
- развитие бизнес-окружения университета;
- развитие отношений с законодательной и исполнительной властью на всех уровнях, лоббирование интересов университета;
- развитие взаимодействия с рейтинговыми агентствами и журналами, публикующими рейтинги и рэнкинги;
- создание структур управления университетом с включением в их состав пр едставителей власти, бизнеса, общественных организаций, потребителей, партнеров (в том числе экспертных, наблюдательных, попечите льских советов и т.п.);
- другие формы
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ:
- УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ;
- ГОСУДАРСТВО, ОРГАНЫ ВЛАСТИ;
- БИЗНЕС, ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ И СФЕР НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА;
- РАН, НАУЧНЫЕ И ПРОЕКТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ;
- ФИНАНСОВЫЕ И КРЕДИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ;
- ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОНДЫ;
- ЧЛЕНЫ
ДОМОХОЗЯЙСТВ;
- СПОНСОРЫ;
- ДРУГИЕ ПАРТНЕРЫ
Рисунок 3 - Логика процесса формирования системы стратегического партнерства как важной составляющей стратегической подсистемы СИЛ и операционной стратегии партнерства
Иерархическая структура и состав подсистемы СИЛ, включающей функциональные стратегии и политики и операционные стратегии,
реализуются с использованием алгоритма, представленного на рисунке 4. Механизм реализации СИЛ приведен на рисунке 5.
I
, , Стратегическое I Внутренние ^ видение руководства.
1по^уждающие_мотивы и_\ \ Выбор миссии
Ш
I I
Внешние побуждающие \ мотивы и ситуация J
Решение о разработке стратегии 1 Выбор стратегических целей 2
1
Проектирование корпоративной 4 Разработка структуры иерархической
стратегии университета 4 стратегии университета 3
Анализ возможностей реализации СИЛ и достижения лидерства на территории и
Наращивание возможностей реализации СИЛ
Разработка структуры и содержание СИЛ
Решение о разработке СИЛ
Анализ возможностей реализации функциональных и операционных
Наращивание возможностей реализации функциональных и операционных 1
Разработка операционных стратегий Разработка функциональных стратегий
1 и политик 1
I
Уточнение объектов управления, исполнителей, ответственных за реализацию
I
I
Уточнение объектов управления, исполнителей, ответственных за реализацию
Выбор форм, методов, построение структур и процессов реализации операционных стратегий
1
Разработка планов и программ реализации СИЛ
Коррекция планов и программ реализации СИЛ
I
Выбор форм, методов, построение структур и процессов реализации функциональных
Реализация планов и программ
Мониторинг и оценка лидерства
Коррекция исходных стратегических установок 2
6
8
Рисунок 4 -Алгоритм проектирования, реализации и коррекции СИЛ Ь«р;//ед .kubagro.ru/2010/03/рёШ7.рёГ
Управляемые (регулируемые) факторы:
- экономические (финансово-экономическое состояние, состояние и структура активов, средства, потенциал и ресурсы, возможности, инновационная, предпринимательская, инвестиционная политика, внутренние экономические отношения)
- организационные (целеполагание, анализ, планирование, организация учета и контроля, организационная структура, организация процессов производства, труда, рабочих мест, информационных процессов, процессов управления, формы и методы организации, уровень производства и технологии, кадры, интеллектуальный потенциал, процессы защиты и использования прав интеллектуальной собственности, корпоративная культура, конкурентные преимущества, система мотивации, стимулирования и оплаты труда, управление персоналом (организация кадровой работы) и др.)
- производственные (производственная мощность, материально-техническая база, в том числе средства связи и вычислительной техники, оснащенность рабочих мест, технико-технологическое обслуживание и обеспечение процессов и рабочих мест, издержки производства, качество, цена, объемы, сроки производства, ассортимент товаров и услуг, цена и ценность, качество продукции, состояние и заделы НИОКР, производственная и сбытовая инфраструктура, компетенции персонала, руководства, университета, техническая и технологическая оснащенность процессов управления, производственная структура, методы и формы производства и реализации товаров и услуг и др.)
- социально-психологические (морально-психологический климат, конфликтность персонала, обучение и воспитание, моральные нормы, правила и механизмы, регулирующие поведение, отношение персонала к инновациям и изменениям и др.)
Неуправляемые факторы:
- п олитические
- конкуренты
- п оставщики
- п окупатели
- государственные структуры власти
- кредиторы
- спонсоры
- рыночная конъюнктура
- отраслевые и региональные особенности
- прогресс науки и технологии
- динамика рынка
- другие нерегулируемые факторы
Внешняя ситуация
Внутреннее состояние
Условия проектирования и реализации СИЛ
Законы и закономерности, выявленные тенденции
СИЛ: Цели, задачи. Принципы управления. Структура и содержание
Функциональные стратегии и политики
Операционные стратегии
Планы и программы Функции управления Методы управления
Организационные формы и структура Техника, технология, информация управления
Процессы управления
Обратные связи
Объекты управления: процессы, структуры, персонал, ресурсы, факторы
Результаты (объем, качество, цена, сроки, состав услуг, формы обслуживания), обеспечивающие лидерство
Рисунок 5 - Система организации - механизм реализации стратегии
При оценке рыночной стоимости интеллектуального капитала ИК, исследуя проблему создания механизма реализации СИЛ, авторы исходили из следующих позиций (рис. 6). Авуары - материальные и нематериальные ресурсы производства, которые не обязательно обладают ликвидностью и являются объектами собственности. К ним относятся активы, представляющие одну из сторон бухгалтерского баланса, отражающую в денежном выражении все принадлежащие фирме материальные и нематериальные ценности. Следовательно, ИК университета включает как материальные авуары, так и нематериальные активы в форме патентов, торговых марок, операционных технологий, компьютерных программ и неосязаемых авуаров, к которым относят знания, технические навыки,
компетентность и деловые возможности сотрудников.
Рисунок 6 - Понятия, использованные при построении СИЛ
Ресурсы ИК объединены в три группы: человеческие авуары (совокупность индивидуальных и коллективных знаний персонала фирмы, компетенцию как знания и опыт в конкретной области, творческие способности, технологические и управленческие навыки и т.п.), структурные (обеспечивающие успешное функционирование основного производства) и рыночные (связанные с операциями на рынке и обеспечением конкурентных преимуществ фирмы) авуары и активы.
Проведенное исследование позволило выделить основные предпосылки внедрения СИЛ в управление Ингушским государственным университетом (ИнгГУ).
ИнгГУ не является крупным вузом, поэтому первый этап апробации и внедрения СИЛ должен быть связан с анализом возможных и перспективных направлений лидерства вуза и определением территориальных границ лидерских притязаний по каждому их выделенных направлений.
ИнгГУ - один из самых молодых университетов страны. Основанный в 1994 г., он стал первым вузом в истории Ингушетии. В нем обучается менее 8 тыс. студентов. В молодом университете были определены перспективные направления подготовки специалистов и в соответствии с ними созданы агроинженерный, исторический, медицинский, технолого-педагогический, физико-математический, филологический, химико-биологический, юридический, учетно-экономический и финансово-экономический факультеты. Возможности лидерства ИнгГУ преимущественно связаны с возрастанием его значимости для экономики Северного Кавказа. В этой связи необходимо развивать и укреплять лидерские позиции при оказании образовательных услуг, ориентируясь на потребности экономики региона. Поэтому особое внимание университету следует уделять:
- росту компетенций профессорско-преподавательского состава и созданию исключительных компетенций в направлениях, согласованных с потребностями экономики региона. За счет этого следует добиваться конкурентных преимуществ и лидерских позиций на региональном рынке образовательных услуг и рынке труда;
- предпринимательской направленности обучения специалистов для нужд развивающейся экономики региона, поскольку Ингушетия остается республикой с низким уровнем экономического развития, доходов и уровня жизни населения;
- экономическому и медицинскому образованию как направлениям подготовки специалистов, в которых особо нуждается регион.
Технологические факультеты призваны обеспечить потребности в специалистах промышленности, которая в структуре валового регионального продукта занимает 14,6 % при ведущей роли топливной и энергетической отраслей. Это образовательное направление может удерживать лидерские позиции на региональном уровне.
Вместе с этим в университете целесообразно организовать подготовку специалистов для строительной отрасли, которая занимает 8,1 % в структуре регионального валового продукта, и больше внимания уделять подготовке кадров для сельского хозяйства, имеющего долю в структуре ВРП - 14,1 %.
Необходимость в завоевании лидерских позиций на рынке образовательных услуг требует от университета совершенствования форм и методики преподавания. Поэтому университет разрабатывает новые технологии обучения студентов, создал университетский Интернет-центр, современные учебные лабораторно-экспериментальные комплексы и редакционно-издательский центр.
Редакционно-издательский центр может способствовать закреплению лидерских позиций университета, но целесообразно ввести
использование бренда и логотипа ИнгГУ в практику опубликования научных и учебных изданий, а также размещать научные и учебные разработки профессорско-преподавательского состава на российских образовательных порталах, привлекать профессоров из ведущих вузов страны к участию в разработке совместных учебников и учебных пособий.
Формированию и коммерческому использованию имиджа и бренда университета следует уделять особое внимание [7].
ИнгГУ сумел занять лидирующие позиции на федеральном и мировом уровнях по одному направлению - он стал одним из научно-исследовательских центров по проблемам ингушского языка и литературы. Именно это направление может наиболее полно отражаться в периодическом научном журнале «Научный вестник Ингушского государственного университета».
Руководство университета может выстраивать стратегию лидерства, исходя из следующих позиций:
- ИнгГУ, не будучи лидером в сфере технологий, может добиться исключительных успехов сначала на пути заимствования, привлечения опыта и повышения компетенций, в том числе в сфере высоких технологий, а затем постепенно сформировать достаточный собственный интеллектуальный капитал в этой сфере, создать научные школы, выбрать направления, в которых можно приблизиться к лидерам и лидировать;
- в стратегическом стремлении к лидерству университет может использовать предложенный в диссертации подход, в соответствии с которым стратегический выбор связывается со стратегией страны в области науки и технологий, с ориентацией на Перечень критических технологий и перспективными направлениями науки и технологий;
- стратегия в образовательной деятельности, как правило, ориентирована на ситуацию в сфере занятости и во многом определяется ходом НТП, который диктует новые требования к рабочему месту,
связанные с дальнейшим ростом автоматизации и компьютеризации отраслей и сфер экономики региона. Поэтому важно прогнозировать рынок труда, который уже через пять лет будет существенно отличаться от современной структуры занятости, сложившейся в последней четверти XX столетия. Неизбежный рост производительности труда приведет к сокращению экстенсивных источников рабочей силы и соответствующей перестройке структуры спроса на рабочую силу. Это может привести к росту безработицы. Экономические реалии потребуют от университета изменения структуры и содержания образовательных услуг;
- поскольку спрос на рабочую силу может снижаться и будет изменяться по своей структуре, то необходимо ориентироваться на создание новых рабочих мест, связанных с новыми технологиями, новыми производствами, а также на сферу услуг, прежде всего высокотехнологичных. Поэтому предпринимательская и инновационная направленность в образовательных технологий должна стать основой завоевания лидерских позиций на рынке образовательных услуг;
- следует ожидать дальнейшее распространение информационных технологий и соответствующий прирост новых рабочих мест. В этой связи необходимо уделять особое внимание этому направлению образовательных услуг и соответствующему повышению квалификации и переподготовке кадров, а также поддерживать высокие компетенции вуза за счет приглашения специалистов из других вузов России и из-за рубежа;
- сохранение тенденции становления экономики знаний потребует расширения интеграции образования, науки и производства, существенного развития исследовательской, инновационной (технопарковой) инфраструктуры университета. Это неизбежно отразится на требованиях к образовательным программам и процессам;
- ускорение НТП поставит перед университетом задачу изменения структуры образовательных услуг в направлении удовлетворения спроса
на второе образование, повышение квалификации и новые формы дополнительного образования. Необходимость в этом связана с тенденцией увеличения продолжительности обучения в течение всего жизненного цикла карьеры работника, вынужденного повышать, изменять квалификацию, изменять профессию и специальность, расширять круг компетенций, углублять их. Удовлетворение этих потребностей приведет к «старению» структуры обучаемых и потребует внедрения новых форм и технологий обучения, широкого применения дистанционных форм, технологий виртуализации и кастомизации;
- Ингушетия расположена в центральной части Кавказа и имеет значительные неосвоенные рекреационные ресурсы, поэтому одним из перспективных направлений лидерства университета может стать оказание образовательных и научных услуг, связанных с развитием рекреационной сферы, сервиса и туризма. Для экономики Ингушетии рекреационная сфера будет играть значительную роль и посредством экономического мультипликатора создаст условия для развития других отраслей и сфер деятельности. В этом направлении ИнгГУ может активно себя проявить и стать автором соответствующих республиканских и федеральных научно обоснованных программ. Для Ингушетии это важно еще и потому, что соседняя республика, по заявлению президента Рамзана Кадырова, собирается стать одним из туристических центров России [8];
- Северный Кавказ с позиций экономической безопасности рассматривается как неспокойный регион, на территории которого высоки риски хозяйственной и прежде всего инновационной деятельности. Это служит препятствием для его динамичного и самодостаточного развития Ингушетии. ИнгГУ может сформировать перспективное направление образовательной и научной деятельности, направленное на решение проблем безопасности на Северном Кавказе;
- состояние и перспективы развития экономики Ингушетии и планы построения в России инновационной экономики заставляют превратить ИнгГУ в университет инновационно-предпринимательского типа, который активно создает инновации, используя их в образовательной практике, в отраслях и сферах народного хозяйства, готовит в своих стенах активных новаторов и предпринимателей, обучает методом творчества и предпринимательства, поощряет новаторство и предпринимательство в университете. Следовательно, СИЛ должна сыграть значимую роль в преобразовании ИнгГУ в университет нового типа - инновационно-предпринимательский университет.
Основные составляющие СИЛ, предложенные для ИнгГУ, представлены в таблицах 1 - 3. При этом каждый пункт стратегии и политики реализуется в соответствующих планах и программах, эффективность реализации которых контролируется администрацией университета.
Таблица 1 - Функциональные стратегии ИнгГУ
Функциональные стратегии Краткое содержание (видение)
Рыночная Позиционирует себя как ведущий вуз Ингушетии, стремящийся к региональному лидерству по ряду новых направлений обучения бакалавров, специалистов, магистров Стремится занять позицию российского и мирового лидера Сохраняет лидирующие позиции на федеральном и мировом уровнях как научный и образовательный центр ингушского языка и литературы В научной деятельности стремится лидировать в одном или нескольких современных направлениях НТП и ориентироваться на лидерство в выбранных критических технологиях и приоритетных направлениях развития науки и технологии, использует федеральные программы их развития Создает и использует в развитии инновационной и предпринимательской деятельности технопарковую инфраструктуру, учебно-научно-инновационно-производственные комплексы в разных сферах научно-образовательной деятельности, согласуя со стратегией развития Ингушетии свои планы и действия
Персонала (кадровая) Создает условия для роста исключительных, необходимых и достаточных компетенций персонала для а) повышения эффективности факультетов, кафедр, творческих и проектных групп, участников и
партнеров УНИТК, работников в образовательной и научной деятельности; б) достижения внутреннего и внешнего лидерства; в) эффективного использования в образовательной и научной сферах интеллектуального потенциала, творческих и предпринимательских способностей и возможностей сотрудников
Маркетинговая Ведет качественную подготовку бакалавров, магистров, специалистов, используя бюджетные и внебюджетные источники финансирования Стремится расширить свое присутствие на ранке образовательных, научных, консалтинговых и экспертных услуг за счет наиболее перспективных сегментов, в том числе расширяет переподготовку и повышение квалификации, развивает дополнительное образование персонала предприятий, организаций, учреждений
Окончание табл. П.5
Функциональные стратегии Краткое содержание (видение)
Производственная При подготовке бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов и докторантов широко использует учебно-научно-производственную интеграцию и на базе УНИТК развивает партнерские отношения с предприятиями и организациями разных отраслей и сфер народного хозяйства Ингушетии и Северного Кавказа. Организует и поощряет использование технологий кастомизации, асинхронного образования, целевой подготовки и повышения квалификации персонала для предприятий, организаций и учреждений Ингушетии и Северного Кавказа, в том числе для высокотехнологичных предприятий. Реализует программу повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в ведущих вузах страны и планы зарубежных стажировок. Выявляет, исследует и использует возможности для достижения и удержания лидерства в выбранных сегментах рынков образовательных, научных, консалтинговых, экспертных услуг, стремится стать активным актором и аттрактором на рынке труда
Ценностно-ценовая Управляет ценностью услуг при ограниченных возможностях увеличения цены на услуги Наращивает авуары и нематериальные активы за счет увеличения и эффективного использования интеллектуального капитала Осуществляет учет в стоимости научно-технической продукции стоимости объектов интеллектуальной собственности и защиту прав интеллектуальной собственности университета, партнеров и сотрудников
Управленческая Сочетает традиционную структуру университета с развитием инновационной и предпринимательской инфраструктуры Создает условия для самоуправления кафедр и творческих коллективов, применяя проектный подход и управление, сетевые и виртуальные структуры Формирует органическую корпоративную культуру, совершенствует
систему мотивации и стимулирования творческого труда Создает условия для развития интеллектуальный капитал Осуществляет трансфер технологий и обеспечивает эффективное использование интеллектуальной собственности_
Таблица 2 - Функциональные политики ИнгГУ
Функциональные политики Краткое содержание (видение)
Фокусирования на территории -лидерство на территории ИнгГУ придерживается политики; - в образовательной деятельности фокусируется на территории Ингушетии; - в научной деятельности - на региональный рынок услуг, но проводит активную работу по оказанию научных услуг заказчикам за пределами Ингушетии и организации совместных с российскими и иностранными партнерами научных разработок
Окончание табл. 2
Функциональные политики Краткое содержание (видение)
Ассортиментная Связывает выбор ассортимента услуг с потребностями Ингушетии и Северного Кавказа, но создает техническую и интеллектуальную базу для расширения услуг путем освоения высоких и критических технологий для расширения территории лидерства Отдает приоритеты развития ассортимента высоким технологиям в образовательной и научной деятельности
Кадровая При подборе, подготовке, повышении квалификации персонала университет исходит из задач лидерства в выбранных направлениях образовательной и научной деятельности
Диверсификации Осуществляет конгломеративную и концентрическую диверсификацию в образовательной деятельности с целью реализации уникальных и перспективных направлений образования, связанных с потребностями региона и освоением высоких технологий в образовании и научной деятельности В научной деятельности преимущественно использует концентрическую диверсификацию
Эффективного использования ресурсов Наращивает технологические возможности путем развития материально-технической и технологической базы научно-исследовательской и образовательной деятельности Создает и развивает инновационную, предпринимательскую, в том числе технопарковую, инфраструктуру для эффективного использования интеллектуального капитала
Маркетинговая, клиенто- ориентированная Направлена на повышение ценности образовательных и научных услуг и согласована с политикой развития ассортимента услуг При распределении ресурсов согласует выбор перспективных партнеров с приоритетными направлениями развития ИнгГУ и результатами анализ рейтингов и рэнкингов партнеров, активно приобретает партнеров в высокотехнологичных сферах, но проводит
политику тотального партнерства, когда ни один партнер не отвергается При построении систем непрерывного образования: - развивает партнерские отношений с образовательными учреждениями начального общего и специального образования; - выстраивает партнерские отношения с предприятиями, организациями, учреждениями для совместной с университетом реализации программ дополнительного образования, переподготовки и повышения квалификации персонала
Ценовая Придерживается принципов доступности высшего образования и самофинансирования университета за счет рационального использования бюджетных и внебюджетных средств
Демократизации управления и органической корпоративной культуры Сохраняет демократические традиции высшей школы Создает условия для развития и реализации интеллектуальных и предпринимательских способностей сотрудников при производстве инновационной продукции в образовательной и научной сферах деятельности
Таблица 3 - Операционные стратегии ИнгГУ
Операционные стратегии Краткое содержание (видение)
Лидерства подразделений на территориях при производстве отдельных видов услуг Формирует матрицу стратегического поведения подразделений, для факультетов, кафедр и УНИПК устанавливает задачи внутреннего и внешнего лидерства при производстве услуг (видовой сегмент рынка) с привязкой к территории (территориальный сегмент рынка) Подразделения совместно с руководством университета разрабатывают планы, программы и мероприятия, обеспечивающие их лидерство Осуществляет выбор целевой деятельности университета и УНИПК как соответствующей приоритетным направлениям развития науки и техники РФ, разрабатывает стратегические планы и реализует деятельность в выбранных направлениях
Набора и отбора персонала Разрабатывает соответствующий раздел стратегических планов, корректирует требования конкурсного отбора, аудита и аттестации персонала
Продвижения услуг на рынок Планирование и реализация активных РЯ и рекламных компаний, в том числе в Интернет, развитие Интернет-портала университета и факультетов Развитие связей с учреждениями довузовского образования Активное налаживание прямых связей с родителями, построение социальных сетей с помощью студентов и их родителей, педагогов учреждений довузовского образования Подготовка и реализация проекта виртуального колледжа довузовской подготовки по выбранным направлениям Организация и активная подготовка проектов для участия в конкурсах и получения грантов Согласование стратегических планов университета со стратегическими планами и программами развития республики Развитие партнерских отношений с предприятиями, организациями, учреждениями, в том числе с общественными организациями
Планирование и организация работ по реализации прав интеллектуальной собственности и коммерциализации научных продуктов Развитие сотрудничества и интеграции (в сфере образования, при производстве и реализации научно-технической продукции) с ведущими вузами России и мира, с институтами РАН
Захвата рынка (сегмента) Развития образовательных услуг в сегменте подготовки специалистов для региона Формирование перспективных научных направлений УНИПК, в том числе в сфере «прорывных» технологий. Развитие научных услуг в высокотехнологичных отраслях и сферах деятельности, освоения критических технологий Информационная интеграция, сопровождение инноваций, которые могут иметь коммерческий успех, на всем их жизненном цикле
Конкуренции и конкурентных преимуществ, противодействия конкурентам и угрозам Подготовка и реализация мероприятий по поддержанию лидерства на рынке образовательных услуг за счет исключительных конкурентных преимуществ по выбранным направлениям подготовки, переподготовки и повышения квалификации бакалавров, магистров и специалистов высшей квалификации Создание и развитие системы исключительных конкурентных преимуществ
Продолжение табл. 3
Операционные стратегии Краткое содержание (видение)
Гармонизации квалификации и компетенций персонала Во внутренней среде - разработка и реализация перспективных планов удовлетворения стратегических, тактических и оперативных потребностей университета в необходимых компетенциях профессорско-преподавательского состава и других работников для эффективного ведения образовательной и научной деятельности, достижение адекватности и согласованности стратегических, тактических и оперативных планов при согласовании стратегий и программ развития университета Во внешней среде - это совместное с внешними партнерами обеспечение предприятий, организаций, учреждений работниками, обладающими необходимыми специальностями, квалификацией и компетенциями, адекватными их стратегическим, тактическим и оперативным планам Развитие системы непрерывного образования, программ дополнительной образования, переподготовки и повышения квалификации персонала, помощи партнерам в аудите персонала и построении стратегии развития персонала, создание условий для развития университетской образовательной и научной деятельности
Управления персоналом, организации процессов труда и рабочих мест Управление персоналом с позиции роста интеллектуального капитала и его эффективного использования в университете инновационно-предпринимательского типа Организация интеллектуального и профессионального роста сотрудников Внедрение куч-технологий в управление персоналом и обучение студентов Оснащение рабочих мест вычислительной техникой и специальными программными средствами
Создание цифрового кампуса, открытого образовательного и научного порталов университета
Качества персонала, наращивания интеллектуального потенциала, развития научных школ Создание перспективной программы набора, подготовки, повышения квалификации, переподготовки, ротации и отбора персонала Коррекция требований к работникам, адекватных стратегии интеллектуального лидерства Внедрение новых технологий управления качеством персонала, в том числе хедхантинга, аутсаффинга, рекрутинга Поддержка и развитие научных школ Поддержка и развитие новых образовательных технологий, их внедрение и трансфер технологий как необходимой части стратегий и программ развития персонала университета и стратегических партнеров
Повышения активности персонала (творческой, предпринимательской и трудовой), мотивации и стимулирования персонала Совершенствования оплаты и мотивации активного творческого труда в рамках принятой в университете системы оплаты труда, разработка программы и положения о стимулировании творческого труда и его результатов, программы и положения о стимулировании инноваций и предпринимательства
Управления рисками Внедрение управления рисками, их оценка при выборе вариантов развития интеллектуального капитала, проектировании и внедрении инноваций, принятии управленческих решений, выборе цены образовательных и научных услуг, обеспечивающей самофинансирование и расширенное воспроизводство образовательной и научной деятельности университета, его интеллектуального капитала
Продолжение табл. П. 7
Операционные стратегии Краткое содержание (видение)
Партнерства Разработка и реализация процедур выбора перспективных партнеров и планов развития партнерских связей в сфере науки, образования и других сферах деятельности Разработка совместно с партнерами планов и программ и их реализация, в том числе с образовательными ассоциациями, консорциумами и центрами, вузами, с организациями и фондами в сфере образования и науки, предприятиями, компаниями и корпорациями, информационными партнерами и средствами массовой информации, органами власти Создание и развитие ассоциаций с участием бизнес-сообщества и государственных структур Создание наблюдательного и попечительского советов, фонда целевого капитала (эндаумента)
Управления издержками и распределения ресурсов, ресурсосбережения Разработка и реализация планов ресурсосбережения Распределение ресурсов в соответствии с приоритетами развития, разработка норм и нормативов, нормирование ресурсов
Лидерства по качеству Согласование стратегических планов и мероприятий с системой менеджмента качества университета Обеспечение лидерства по качеству научно-технической продукции
Увеличения, расширения и использования Разработка и реализация планов и программ развития учебно-научно-инновационно-производственных комплексов и предпринимательской инфраструктуры университета, укрепления их научно-образовательной,
возможностей университета и персонала, развития технопарковой инфраструктуры, развития научно-образовательной материально-технической базы программной, методической и материально-технической базы
Процессного, функционального и структурного проектирования работ, процессов, продуктов Проектирование и реализация изменений при внедрении инноваций и развитии интеллектуального капитала, осуществляемые под руководство ректора, деканов факультетов и заведующих кафедрами
Инновационная Программное и проектное управление развитием инновационной деятельности
Предпринимательства Программное и проектное управление развитием антрепренерства и интрапренерства, стимулирование и поддержка предпринимательства при решении задачи создания инновационно-предпринимательского университета
Совершенствования структуры и процессов производства и управления Подготовка и реализация комплексных планов и программ развития образовательной и научной деятельности
Материально- технического обеспечения Подготовка и реализация планов и программы развития материально-технической базы университета, факультетов, кафедр, лабораторий, научных подразделений с постепенным увеличением доли внебюджетных средств
Продолжение табл. П.7
Операционные стратегии Краткое содержание (видение)
Сбытовая Подготовка и реализация планов и программ подготовки абитуриентов, развития непрерывного образования, продвижения на рынок научных и образовательных услуг, создания и развития Центра трансфера технологий, в том числе новых образовательных технологий Подготовка и реализация планов передачи и заимствования новых (в том числе критических) технологий на российском и международном рынках. Подготовка и реализация программы оказания помощи организациям и предприятиям в осознании интеллектуальной собственности, формировании нового мышления, связанного с пониманием роли знаний как фактора экономического развития, необходимости использования нового знания для качественного преобразования предприятий, отраслей и экономики России, ускорения научного и социально-экономического развития Подготовка и реализация программы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности
Создания интеллектуальной собственности, защиты, распределения и использования прав Подготовка и реализация программы создания и защиты прав интеллектуальной собственности Разработка положения об интеллектуальной собственность, создаваемой сотрудниками университета
интеллектуальной собственности
Привлечения клиентов и превращения их в лояльных потребителей Подготовка и реализация программы развития партнерства с организациями и предприятиями Подготовка и реализация программы маркетинговых исследований и привлечения потребителей услуг Подготовка и реализация программы индивидуализации образования и внедрение асинхронного обучения
Повышения ценности и дифференциации услуг Подготовка и реализация программы повышения ценности и дифференциации услуг и научно-технической продукции на основе модели ценности услуг
Неценовой конкуренции Разработка и реализация программы предоставления обучаемым и их семьям социальных льгот и благ Разработка и реализация планов создания и коммерческого использования неценовых конкурентных преимуществ при проведении РЯ-мероприятий (презентаций, дней открытых дверей и др.) и рекламных компаний
Формирования имиджа и бренда Разработка и реализация мероприятий по формированию имиджа и усилению позиций бренда, их коммерческому использованию
Бенчмаркетинга Разработка и реализация планов стажировок и изучения опыта ведущих российских и зарубежных университетов, анализ и освоение передового опыта и технологий образовательной и научной деятельности, обучение персонала новым технологиям
Гармонизации цен на образовательные услуг и научно-техническую продукцию Разработка положения о выборе ценовых решений на образовательные услуги и научно-техническую продукцию с учетом стоимость объектов интеллектуальной собственности и средств, необходимых для расширенного воспроизводства образовательной и научной деятельности Разработка и реализация программы маркетинговых исследований, в том числе цен и ценообразующих факторов
Проектных команд и виртуальных подразделений Поддержка самоорганизующихся и самоуправляемых проектных виртуальных коллективов и сетевой организации выполнения проектных работ, широкое внедрение проектного управления
Окончание табл. П.7
Операционные стратегии Краткое содержание (видение)
Воспроизводственная Расширенное воспроизводство материально-технической базы университета, факультетов, кафедр и научных подразделений Расширенное воспроизводство персонала и интеллектуального капитала, повышение интеллектуального потенциала университета и его подразделений Развитие образовательного и научно-технологического потенциала университета в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Ингушетии и Российской Федерации, модернизация образовательного, научно-исследовательского и инновационного процессов, развитие инфраструктуры, обновление технологий и содержания образования
Формирования стратегического мышления и корпоративной культуры Реализация комплекса перспективных и ежегодных мероприятий по формированию органической корпоративной культуры университета и факультетов инновационной и предпринимательской по направленности
Информационная и коммуникационная Развитие информационных и коммуникационных возможностей университета, факультетов, кафедр, научных подразделений,
сотрудников и студентов на основе современных ГГ-технологий, средств связи и вычислительной техники Развитие сайта и портала университета, сайтов и порталов факультетов и научных подразделений Интеграция в европейские и российские сети трансфера технологий, создание и развитие центра трансфера технологий, участие в российской программе развития сети центров трансфера технологий и центров коллективного пользования уникальным научно-исследовательским оборудованием Построения и развития интегрированной информационной среды для повышения эффективности научных и образовательных проектов
Рейтинговая Использование рейтинговой системы университета в управлении факультетами и кафедрами
Коррекции иерархической системы стратегий факультета Ежегодное обсуждение и внесение изменений в стратегию интеллектуального лидерства в формате «5+1» или «3+1»
Таким образом, результаты проведенного исследования позволили обосновать целесообразность использования СИЛ в управлении университетом, детально разработать эту стратегию и апробировать ее в ИнгГУ.
Литература
1. Сербиновский Б.Ю. Диагностика и совершенствование производственных систем: Монография. - Ростов н/Д: Пегас, 1996. - 198 с.
2. Сербиновский Б.Ю. Развитие вуза с использованием стратегии интеллектуального лидерства / Б.Ю. Сербиновский, А.М. Оздоева, А.В. Коваленко // Конкуренция и конкурентоспособность. Организация производства конкурентоспособной продукции: Материалы VI междунар. науч.-практ. конф., г. Новочеркасск, 14 дек. 2007 г.: В 2 ч. / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2007. - Ч.2. - с. 82 - 89.
3. Becker G.S. Economic Analysis and Human Behavior // Advances in Behavioral Siences, Norwood (N.Y.), 1987, v.1, p.3 - 17.
4. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы общества. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. - 199 с.
5. Danilov V. I., Koshevoy G. A., Sotskov A. I. Equilibrium in a Market of Intellectual goods // Mathematical Social Sciences 1994. - р. 133 - 144.
6. Hausman J. A., MacKie-Mason J. K. Price Discrimination and Patent Policy. // RAND Journal of Economics, 1988. - р. 253 - 265.
7. Звездочкин Ю.Ю. Имидж-система университете / Ю.Ю. Звездочкин, Б.Ю. Сербиновский; Юж. федрал. ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009. - 266 с.
8. Чечня станет курортом (08.01.2010) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://travel.mail.ru/news/54389/. Свободный загол. с экрана.