Научная статья на тему 'Стратегия интеллектуального лидерства вуза и ее апробация в ингушском государственном университете'

Стратегия интеллектуального лидерства вуза и ее апробация в ингушском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ЛИДЕРСТВО / УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И НАУЧНЫЕ УСЛУГИ / УПРАВЛЕНИЕ / ЦЕННОСТЬ УСЛУГИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / МЕХАНИЗМ / SERVICE'S WORTH / STRATEGY / LEADERSHIP / UNIVERSITY / EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC SERVICES / MANAGEMENT / INTELLECTUAL CAPITAL / INTELLECTUAL PROPERTY / MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сербиновский Борис Юрьевич, Оздоева Аза Молотовна

Приведены результаты проектирования и реализации стратегии интеллектуального лидерства в Ингушском государственном университете

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сербиновский Борис Юрьевич, Оздоева Аза Молотовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF INTELLECTUAL LEADERSHIP OF SUPERIOR EDUCATIONAL INSTITUTION AND ITS APPROBATION AT INGUSH STATE UNIVERSITY

The results of projecting and realization of strategy of intellectual leadership at Ingush State University are given

Текст научной работы на тему «Стратегия интеллектуального лидерства вуза и ее апробация в ингушском государственном университете»

УДК 658.5:338.465

СТРАТЕГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА ВУЗА И ЕЕ АПРОБАЦИЯ В ИНГУШСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Сербиновский Борис Юрьевич д. э. н., к.т.н., профессор

Оздоева Аза Молотовна аспирант

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

Приведены результаты проектирования и реализации стратегии интеллектуального лидерства в Ингушском государственном университете

Ключевые слова: СТРАТЕГИЯ, ЛИДЕРСТВО, УНИВЕРСИТЕТ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И НАУЧНЫЕ УСЛУГИ, УПРАВЛЕНИЕ, ЦЕННОСТЬ УСЛУГИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, МЕХАНИЗМ

UDC 658.5:338.465

STRATEGY OF INTELLECTUAL LEADERSHIP OF SUPERIOR EDUCATIONAL INSTITUTION AND ITS APPROBATION AT INGUSH STATE UNIVERSITY

Serbinovskiy Boris Yurievich,

Dr. Sc. (Econ.), Cand. Tech. Sci., professor

Ozdoeva Aza Molotovna post-graduate student South Federal University, Rostov-on-Don, Russia

The results of projecting and realization of strategy of intellectual leadership at Ingush State University are given

Keywords: STRATEGY, LEADERSHIP, UNIVERSITY, EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC SERVICES, MANAGEMENT, SERVICE'S WORTH, INTELLECTUAL CAPITAL, INTELLECTUAL PROPERTY, MECHANISM

При анализе стратегий российских университетов выявляется проблема их развития, которая связана с выбором стратегии качества как приоритетной. Даже университеты нового типа (федеральные, национальные исследовательские, инновационные и

предпринимательские), упоминая в своих программных документах о задачах достижения лидерства по определенным направлениям, не формулируют и не используют стратегию лидерства в явном виде. В этом проявляется противоречие, поскольку стратегия качества, которую Министерство науки и образования РФ навязывает вузам, связывая ее с проводимой реформой системы образования, является важной и необходимой, но сама по себе задачи лидерства не ставит и не решает, следовательно, не может привести к лидерству на отечественном и мировом рынке образовательных услуг. Для вуза, стремящегося к лидерству в определенном сегменте рынка, целесообразно стратегию качества сочетать со стратегией интеллектуального лидерства.

Стратегия интеллектуального лидерства (СИЛ) была впервые предложена и описана для предприятий Б.Ю. Сербиновским, который рассматривал ее во взаимодействии сочетании трех основных базовых стратегии: минимизации издержек, качества (формулируя ее как «качество выше цены») и интеллектуального лидерства [1, с. 113 - 120]. Позже эта стратегия была адаптирована к условиям ее применения в управлении вузам [2].

В качестве целей СИЛ предусматриваются:

- завоевание организацией интеллектуального лидерства. Такое лидерство может достигаться по отдельным направлениям, а в результате реализации СИЛ достижения организации трансформируются в конкурентные преимущества и создают условия для получения коммерческих, рыночных выгод;

- вовлечение в достижение интеллектуального лидерства организации каждого члена коллектива, обеспечивающего лидерство в определенных областях трудовой деятельности и бизнесе.

Внешняя цель СИЛ - лидерство организации на рынке, внутренняя -создание условий для достижения внешнего лидерства через интеллектуальное лидерство отдельных работников, поскольку лидерство внешнее создается и культивируется внутри организации.

Как показали результаты исследования, проведенного в ряде вузов, СИЛ как базовая стратегия может сочетаться с одной из рыночных стратегий вуза, но именно при реализации СИЛ формируются:

- персонал вуза, прежде всего его профессорско-преподавательский состав, качество которого непосредственно определяет качество обучения, уровень научных достижений и научно-прикладных разработок, которые должны доводиться до практически используемых инноваций;

- возможности и условия работы персонала, способствующие наилучшей реализации интеллектуального потенциала сотрудников;

- процессы, направленные на инновационное совершенствование образовательной и научной деятельности вуза;

- механизмы продвижения результатов интеллектуального труда на рынок путем трансформации научных идей сначала в научно-прикладные продукты, а затем - в используемые в практике инновации.

СИЛ реализуется через систему социальных, эмоциональных и деятельных мотивов работников, формирует их стремление к лидерству и признанию. Она направлена на удовлетворение потребностей самореализации, общественного признания и приобретения социального статуса, общения и безопасности.1

СИЛ предусматривает меры по повышению интеллектуального уровня персонала, включая:

- повышение образовательного уровня работников;

- расширение их кругозора;

- участие в творческом процессе решения технических, экономических, социальных и других проблем организации и общества;

- участие в разработке и внедрении проектов совершенствования организации;

- создание или участие в создании новых технологий и рыночных продуктов;

- накапливание и восприятие знаний и опыта, создаваемых в организации и за ее пределами;

- развитие и всемерное поощрение здорового соперничества между работниками, когда один должен быть не хуже другого и стремиться доказать свое первенство в какой-либо производственной или социальной сфере. При этом делается упор не на конкуренцию и конфликтное соперничество, которое, как правило, снижает производительность труда и эффективность производства, а на соперничество в сочетании с

1 Использована классификация потребностей А. Маслоу. Ь«р;//ед .kubagro.ru/2010/03/рёШ7.рёГ

сотрудничеством и слаженной командной работой и взаимопомощью. Поэтому доказательством успеха и лидерства работника является не столько мнение окружающих, сколько его конкретные достижения и результаты;

- помощь работникам в повышении интеллектуального уровня не только через обучение, но и через их участие в творческой работе, рационализации, изобретательстве, проектировании, изготовлении опытных образцов, испытаниях, анализе, обсуждении. Для этого предусматривается система моральных и материальных стимулов с целью реализации ожиданий работника получить вознаграждение за дополнительные расходы физической и умственной энергии.

Особую актуальность и значение СИЛ приобретает в связи с постепенным становлением в России инновационной экономики, новой экономики, построенной на знаниях, в которой роль человека в производстве существенно изменяется и возрастает значимость нематериальных активов, создаваемых на основе знаний [3 - 6].

При поиске места и роли стратегии интеллектуального лидерства университета следует учитывать, что, во-первых, в условиях реформирования российской системы образования корпоративной стратегией университета нового типа будет достаточно длительное время оставаться стратегия качества, определяя содержание основных стратегических задач вуза, во-вторых, в своей практической деятельности каждая организация одновременно следует нескольким стратегиям, выстраивая их приоритеты и создавая иерархическую систему стратегий. Результаты исследования показали, что в системе стратегий СИЛ может занимать следующую иерархическую ступень (рис. 1) и, сочетаясь со стратегией качества, исполнять роль конкурентной стратегии университета. С этих позиций она должна быть детализирована и отражена

в функциональных и операционных стратегиях, занимающих следующие ступени иерархии.

Ответственность корпоративного

руководства - ректора и ректората университета

Двустороннее влияние +

Стратегия интеллектуального лидерства

-Т-

Двустороннее влияние _+

Функциональные стратегии, используемые для реализации СИЛ и адресованные функциональным и производственным

подразделениям -?-

Двустороннее влияние _±_

Операционные стратегии и политики, реализуе мые в подразделениях третьего уровня иерархии (кафедры, группы и коллективы внутри функциональн ых подразделений)

Ответственность ректора и ректората университета, руководителей институтов, КБ, департаментов, других подразделений второго уровня иерархии

Ответственность руководителей

подразделений первого уровня и руководителей подразделений третьего уровня иерархии (начальников функциональных отделов, деканов, институтов внутри департамента и т.п.)

Ответственность

производству

научных и

(заведующих

менеджеров

управления)

менеджеров по образовательных, других услуг кафедрами и низшего звена

Рисунок 1 - Место СИЛ в системе стратегий университета нового типа

Функциональные и операционные стратегии и политики, позволяющие реализовать СИЛ, адресованы подразделениям третьего и четвертого уровня иерархии управления вузом. Они должны быть сформулированы и описаны с учетом задач СИЛ и императивов развития университета нового типа в экономике знаний.

СИЛ представляется в форме иерархической подсистемы стратегий: функциональные стратегии — функциональные политики —

операционные стратегии механизм и инструменты реализации СИЛ планы и программы мероприятий (рис. 2).

Стратегия интеллектуального лидерства

Функциональные стратегии. 1. Рыночная. 2. Персонала (кадровая). 3. Производственная. 4. Маркетинговая. 5. Ценностно-ценовая. 6. Управленческая

Функциональные политики:

1.1. Фокусирования на территории - лидерства на территории

1.2. Ассортиментная (фокусирования на видах деятельности) - лидерства в производстве и оказании услуг определенного вида

2. Кадровая

3.1. Ассортиментная (приоритетности производства отдельных видов услуг)

3.2. Диверсификации

3.3. Эффективного использования ресурсов

4. Маркетинговая, клиенто-ориентированная

5. Ценовая

6. Демократизации управления и органической корпоративной культуры

Операционные стратегии;

1.1. Лидерства подразделений на территориях при производстве отдельных видов услуг (матрицы стратегического поведения подразделений)

1.2. Продвижения услуг на рынок

1.3. Захвата рынка (сегмента)

1.4. Конкуренции и конкурентных преимуществ, противодействия конкурентам и угрозам

2.1. Набора и отбора персонала

2.2. Гармонизации квалификации и компетенций персонала

2.3. Управления персоналом, организации процессов труда и рабочих мест

2.4. Качества персонала, рекрутинга, коучинга, наращивания интеллектуального потенциала, развития научных школ

2.5. Повышения активности персонала (творческой, предпринимательской и трудовой), мотивации и стимулирования персонала

2.6. Управления рисками

3.1. Партнерства

3.2. Управления издержками и распределения ресурсов. Стратегия ресурсосбережения

3.3. Увеличения, расширения и использования возможностей университета и персонала, развития технопарковой инфраструктуры, развития научно-образовательной материально-технической базы

3.4. Процессного, функционального и структурного проектирования работ, процессов, продуктов

3.5. Лидерства по качеству

3.6. Инновационная

3.7. Предпринимательства

3.8. Со вершенствования структуры и процессов производства и управления

3.9. Материально-технического обеспечения

3.10. С бытовая

3.11. Создания интеллектуальной собственности, защиты, распределения и использования прав интеллектуальной собственности

4.1. Ценовой и неценовой конкуренции

4.2. Привлечения клиентов и превращения их в лояльных потребителей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.3. Формирования имиджа и бренда

4.4. Стратегия бенчмаркетинга

5.1. По вышения ценности и дифференциации услуг

5.2. Гармонизации цен на образовательные услуг и научно-техническую продукцию

5.3. Во спроизводственная

6.1. Формирования стратегического мышления и корпоративной культуры

6.2. Проектных команд и виртуальных подразделений

6.3. Информационная и коммуникационная

6.4. Рейтинговая

6.5. Коррекции иерархической системы стратегий университета

Рисунок 2 - Структура иерархической подсистемы СИЛ

Особое внимание в СИЛ уделяется партнерским отношениям и выбору перспективных партнеров (рис. 3).

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА УНИВЕРСИТЕТА НОВОГО ТИПА

АНАЛИЗ ФОРМ СТРТАЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ И ВЫБОР СТРТАЕГИЧЕСКИХ ПАРТНЕРОВ

ж-- ----

ФОРМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА И ИНТЕГРАЦИИ УНИВЕР СИТЕТА:

- развитие научно-исследовательской, проектной, инновационной и предпринимательской (в том числе технопарковой) инфраструктуры;

- расширение взаимодействия, интеграция и совместная деятельность с крупным и отечественными и иностранными вузами, организациями, транснациональными промышленными предприятиями и корпорациями;

- кооперация с российскими и зарубежными университетами и научным и организациями;

- привлечение существующих малых НьТесИ предприятий к внедрению инновационных разработок университета;

- создание новых венчурных компаний и участие университета в их работе;

- создание совместных структур с институтами РАН;

- расширение сети филиалов и представительств университета в России и за рубежом;

- создание университетских учебно-научных лабораторий на предприятиях, работающих по программам, согласованным с предприятием для решения проблем производства;

- развитие бизнес-окружения университета;

- развитие отношений с законодательной и исполнительной властью на всех уровнях, лоббирование интересов университета;

- развитие взаимодействия с рейтинговыми агентствами и журналами, публикующими рейтинги и рэнкинги;

- создание структур управления университетом с включением в их состав пр едставителей власти, бизнеса, общественных организаций, потребителей, партнеров (в том числе экспертных, наблюдательных, попечите льских советов и т.п.);

- другие формы

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ:

- УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ;

- ГОСУДАРСТВО, ОРГАНЫ ВЛАСТИ;

- БИЗНЕС, ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ И СФЕР НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА;

- РАН, НАУЧНЫЕ И ПРОЕКТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ;

- ФИНАНСОВЫЕ И КРЕДИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ;

- ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОНДЫ;

- ЧЛЕНЫ

ДОМОХОЗЯЙСТВ;

- СПОНСОРЫ;

- ДРУГИЕ ПАРТНЕРЫ

Рисунок 3 - Логика процесса формирования системы стратегического партнерства как важной составляющей стратегической подсистемы СИЛ и операционной стратегии партнерства

Иерархическая структура и состав подсистемы СИЛ, включающей функциональные стратегии и политики и операционные стратегии,

реализуются с использованием алгоритма, представленного на рисунке 4. Механизм реализации СИЛ приведен на рисунке 5.

I

, , Стратегическое I Внутренние ^ видение руководства.

1по^уждающие_мотивы и_\ \ Выбор миссии

Ш

I I

Внешние побуждающие \ мотивы и ситуация J

Решение о разработке стратегии 1 Выбор стратегических целей 2

1

Проектирование корпоративной 4 Разработка структуры иерархической

стратегии университета 4 стратегии университета 3

Анализ возможностей реализации СИЛ и достижения лидерства на территории и

Наращивание возможностей реализации СИЛ

Разработка структуры и содержание СИЛ

Решение о разработке СИЛ

Анализ возможностей реализации функциональных и операционных

Наращивание возможностей реализации функциональных и операционных 1

Разработка операционных стратегий Разработка функциональных стратегий

1 и политик 1

I

Уточнение объектов управления, исполнителей, ответственных за реализацию

I

I

Уточнение объектов управления, исполнителей, ответственных за реализацию

Выбор форм, методов, построение структур и процессов реализации операционных стратегий

1

Разработка планов и программ реализации СИЛ

Коррекция планов и программ реализации СИЛ

I

Выбор форм, методов, построение структур и процессов реализации функциональных

Реализация планов и программ

Мониторинг и оценка лидерства

Коррекция исходных стратегических установок 2

6

8

Рисунок 4 -Алгоритм проектирования, реализации и коррекции СИЛ Ь«р;//ед .kubagro.ru/2010/03/рёШ7.рёГ

Управляемые (регулируемые) факторы:

- экономические (финансово-экономическое состояние, состояние и структура активов, средства, потенциал и ресурсы, возможности, инновационная, предпринимательская, инвестиционная политика, внутренние экономические отношения)

- организационные (целеполагание, анализ, планирование, организация учета и контроля, организационная структура, организация процессов производства, труда, рабочих мест, информационных процессов, процессов управления, формы и методы организации, уровень производства и технологии, кадры, интеллектуальный потенциал, процессы защиты и использования прав интеллектуальной собственности, корпоративная культура, конкурентные преимущества, система мотивации, стимулирования и оплаты труда, управление персоналом (организация кадровой работы) и др.)

- производственные (производственная мощность, материально-техническая база, в том числе средства связи и вычислительной техники, оснащенность рабочих мест, технико-технологическое обслуживание и обеспечение процессов и рабочих мест, издержки производства, качество, цена, объемы, сроки производства, ассортимент товаров и услуг, цена и ценность, качество продукции, состояние и заделы НИОКР, производственная и сбытовая инфраструктура, компетенции персонала, руководства, университета, техническая и технологическая оснащенность процессов управления, производственная структура, методы и формы производства и реализации товаров и услуг и др.)

- социально-психологические (морально-психологический климат, конфликтность персонала, обучение и воспитание, моральные нормы, правила и механизмы, регулирующие поведение, отношение персонала к инновациям и изменениям и др.)

Неуправляемые факторы:

- п олитические

- конкуренты

- п оставщики

- п окупатели

- государственные структуры власти

- кредиторы

- спонсоры

- рыночная конъюнктура

- отраслевые и региональные особенности

- прогресс науки и технологии

- динамика рынка

- другие нерегулируемые факторы

Внешняя ситуация

Внутреннее состояние

Условия проектирования и реализации СИЛ

Законы и закономерности, выявленные тенденции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СИЛ: Цели, задачи. Принципы управления. Структура и содержание

Функциональные стратегии и политики

Операционные стратегии

Планы и программы Функции управления Методы управления

Организационные формы и структура Техника, технология, информация управления

Процессы управления

Обратные связи

Объекты управления: процессы, структуры, персонал, ресурсы, факторы

Результаты (объем, качество, цена, сроки, состав услуг, формы обслуживания), обеспечивающие лидерство

Рисунок 5 - Система организации - механизм реализации стратегии

При оценке рыночной стоимости интеллектуального капитала ИК, исследуя проблему создания механизма реализации СИЛ, авторы исходили из следующих позиций (рис. 6). Авуары - материальные и нематериальные ресурсы производства, которые не обязательно обладают ликвидностью и являются объектами собственности. К ним относятся активы, представляющие одну из сторон бухгалтерского баланса, отражающую в денежном выражении все принадлежащие фирме материальные и нематериальные ценности. Следовательно, ИК университета включает как материальные авуары, так и нематериальные активы в форме патентов, торговых марок, операционных технологий, компьютерных программ и неосязаемых авуаров, к которым относят знания, технические навыки,

компетентность и деловые возможности сотрудников.

Рисунок 6 - Понятия, использованные при построении СИЛ

Ресурсы ИК объединены в три группы: человеческие авуары (совокупность индивидуальных и коллективных знаний персонала фирмы, компетенцию как знания и опыт в конкретной области, творческие способности, технологические и управленческие навыки и т.п.), структурные (обеспечивающие успешное функционирование основного производства) и рыночные (связанные с операциями на рынке и обеспечением конкурентных преимуществ фирмы) авуары и активы.

Проведенное исследование позволило выделить основные предпосылки внедрения СИЛ в управление Ингушским государственным университетом (ИнгГУ).

ИнгГУ не является крупным вузом, поэтому первый этап апробации и внедрения СИЛ должен быть связан с анализом возможных и перспективных направлений лидерства вуза и определением территориальных границ лидерских притязаний по каждому их выделенных направлений.

ИнгГУ - один из самых молодых университетов страны. Основанный в 1994 г., он стал первым вузом в истории Ингушетии. В нем обучается менее 8 тыс. студентов. В молодом университете были определены перспективные направления подготовки специалистов и в соответствии с ними созданы агроинженерный, исторический, медицинский, технолого-педагогический, физико-математический, филологический, химико-биологический, юридический, учетно-экономический и финансово-экономический факультеты. Возможности лидерства ИнгГУ преимущественно связаны с возрастанием его значимости для экономики Северного Кавказа. В этой связи необходимо развивать и укреплять лидерские позиции при оказании образовательных услуг, ориентируясь на потребности экономики региона. Поэтому особое внимание университету следует уделять:

- росту компетенций профессорско-преподавательского состава и созданию исключительных компетенций в направлениях, согласованных с потребностями экономики региона. За счет этого следует добиваться конкурентных преимуществ и лидерских позиций на региональном рынке образовательных услуг и рынке труда;

- предпринимательской направленности обучения специалистов для нужд развивающейся экономики региона, поскольку Ингушетия остается республикой с низким уровнем экономического развития, доходов и уровня жизни населения;

- экономическому и медицинскому образованию как направлениям подготовки специалистов, в которых особо нуждается регион.

Технологические факультеты призваны обеспечить потребности в специалистах промышленности, которая в структуре валового регионального продукта занимает 14,6 % при ведущей роли топливной и энергетической отраслей. Это образовательное направление может удерживать лидерские позиции на региональном уровне.

Вместе с этим в университете целесообразно организовать подготовку специалистов для строительной отрасли, которая занимает 8,1 % в структуре регионального валового продукта, и больше внимания уделять подготовке кадров для сельского хозяйства, имеющего долю в структуре ВРП - 14,1 %.

Необходимость в завоевании лидерских позиций на рынке образовательных услуг требует от университета совершенствования форм и методики преподавания. Поэтому университет разрабатывает новые технологии обучения студентов, создал университетский Интернет-центр, современные учебные лабораторно-экспериментальные комплексы и редакционно-издательский центр.

Редакционно-издательский центр может способствовать закреплению лидерских позиций университета, но целесообразно ввести

использование бренда и логотипа ИнгГУ в практику опубликования научных и учебных изданий, а также размещать научные и учебные разработки профессорско-преподавательского состава на российских образовательных порталах, привлекать профессоров из ведущих вузов страны к участию в разработке совместных учебников и учебных пособий.

Формированию и коммерческому использованию имиджа и бренда университета следует уделять особое внимание [7].

ИнгГУ сумел занять лидирующие позиции на федеральном и мировом уровнях по одному направлению - он стал одним из научно-исследовательских центров по проблемам ингушского языка и литературы. Именно это направление может наиболее полно отражаться в периодическом научном журнале «Научный вестник Ингушского государственного университета».

Руководство университета может выстраивать стратегию лидерства, исходя из следующих позиций:

- ИнгГУ, не будучи лидером в сфере технологий, может добиться исключительных успехов сначала на пути заимствования, привлечения опыта и повышения компетенций, в том числе в сфере высоких технологий, а затем постепенно сформировать достаточный собственный интеллектуальный капитал в этой сфере, создать научные школы, выбрать направления, в которых можно приблизиться к лидерам и лидировать;

- в стратегическом стремлении к лидерству университет может использовать предложенный в диссертации подход, в соответствии с которым стратегический выбор связывается со стратегией страны в области науки и технологий, с ориентацией на Перечень критических технологий и перспективными направлениями науки и технологий;

- стратегия в образовательной деятельности, как правило, ориентирована на ситуацию в сфере занятости и во многом определяется ходом НТП, который диктует новые требования к рабочему месту,

связанные с дальнейшим ростом автоматизации и компьютеризации отраслей и сфер экономики региона. Поэтому важно прогнозировать рынок труда, который уже через пять лет будет существенно отличаться от современной структуры занятости, сложившейся в последней четверти XX столетия. Неизбежный рост производительности труда приведет к сокращению экстенсивных источников рабочей силы и соответствующей перестройке структуры спроса на рабочую силу. Это может привести к росту безработицы. Экономические реалии потребуют от университета изменения структуры и содержания образовательных услуг;

- поскольку спрос на рабочую силу может снижаться и будет изменяться по своей структуре, то необходимо ориентироваться на создание новых рабочих мест, связанных с новыми технологиями, новыми производствами, а также на сферу услуг, прежде всего высокотехнологичных. Поэтому предпринимательская и инновационная направленность в образовательных технологий должна стать основой завоевания лидерских позиций на рынке образовательных услуг;

- следует ожидать дальнейшее распространение информационных технологий и соответствующий прирост новых рабочих мест. В этой связи необходимо уделять особое внимание этому направлению образовательных услуг и соответствующему повышению квалификации и переподготовке кадров, а также поддерживать высокие компетенции вуза за счет приглашения специалистов из других вузов России и из-за рубежа;

- сохранение тенденции становления экономики знаний потребует расширения интеграции образования, науки и производства, существенного развития исследовательской, инновационной (технопарковой) инфраструктуры университета. Это неизбежно отразится на требованиях к образовательным программам и процессам;

- ускорение НТП поставит перед университетом задачу изменения структуры образовательных услуг в направлении удовлетворения спроса

на второе образование, повышение квалификации и новые формы дополнительного образования. Необходимость в этом связана с тенденцией увеличения продолжительности обучения в течение всего жизненного цикла карьеры работника, вынужденного повышать, изменять квалификацию, изменять профессию и специальность, расширять круг компетенций, углублять их. Удовлетворение этих потребностей приведет к «старению» структуры обучаемых и потребует внедрения новых форм и технологий обучения, широкого применения дистанционных форм, технологий виртуализации и кастомизации;

- Ингушетия расположена в центральной части Кавказа и имеет значительные неосвоенные рекреационные ресурсы, поэтому одним из перспективных направлений лидерства университета может стать оказание образовательных и научных услуг, связанных с развитием рекреационной сферы, сервиса и туризма. Для экономики Ингушетии рекреационная сфера будет играть значительную роль и посредством экономического мультипликатора создаст условия для развития других отраслей и сфер деятельности. В этом направлении ИнгГУ может активно себя проявить и стать автором соответствующих республиканских и федеральных научно обоснованных программ. Для Ингушетии это важно еще и потому, что соседняя республика, по заявлению президента Рамзана Кадырова, собирается стать одним из туристических центров России [8];

- Северный Кавказ с позиций экономической безопасности рассматривается как неспокойный регион, на территории которого высоки риски хозяйственной и прежде всего инновационной деятельности. Это служит препятствием для его динамичного и самодостаточного развития Ингушетии. ИнгГУ может сформировать перспективное направление образовательной и научной деятельности, направленное на решение проблем безопасности на Северном Кавказе;

- состояние и перспективы развития экономики Ингушетии и планы построения в России инновационной экономики заставляют превратить ИнгГУ в университет инновационно-предпринимательского типа, который активно создает инновации, используя их в образовательной практике, в отраслях и сферах народного хозяйства, готовит в своих стенах активных новаторов и предпринимателей, обучает методом творчества и предпринимательства, поощряет новаторство и предпринимательство в университете. Следовательно, СИЛ должна сыграть значимую роль в преобразовании ИнгГУ в университет нового типа - инновационно-предпринимательский университет.

Основные составляющие СИЛ, предложенные для ИнгГУ, представлены в таблицах 1 - 3. При этом каждый пункт стратегии и политики реализуется в соответствующих планах и программах, эффективность реализации которых контролируется администрацией университета.

Таблица 1 - Функциональные стратегии ИнгГУ

Функциональные стратегии Краткое содержание (видение)

Рыночная Позиционирует себя как ведущий вуз Ингушетии, стремящийся к региональному лидерству по ряду новых направлений обучения бакалавров, специалистов, магистров Стремится занять позицию российского и мирового лидера Сохраняет лидирующие позиции на федеральном и мировом уровнях как научный и образовательный центр ингушского языка и литературы В научной деятельности стремится лидировать в одном или нескольких современных направлениях НТП и ориентироваться на лидерство в выбранных критических технологиях и приоритетных направлениях развития науки и технологии, использует федеральные программы их развития Создает и использует в развитии инновационной и предпринимательской деятельности технопарковую инфраструктуру, учебно-научно-инновационно-производственные комплексы в разных сферах научно-образовательной деятельности, согласуя со стратегией развития Ингушетии свои планы и действия

Персонала (кадровая) Создает условия для роста исключительных, необходимых и достаточных компетенций персонала для а) повышения эффективности факультетов, кафедр, творческих и проектных групп, участников и

партнеров УНИТК, работников в образовательной и научной деятельности; б) достижения внутреннего и внешнего лидерства; в) эффективного использования в образовательной и научной сферах интеллектуального потенциала, творческих и предпринимательских способностей и возможностей сотрудников

Маркетинговая Ведет качественную подготовку бакалавров, магистров, специалистов, используя бюджетные и внебюджетные источники финансирования Стремится расширить свое присутствие на ранке образовательных, научных, консалтинговых и экспертных услуг за счет наиболее перспективных сегментов, в том числе расширяет переподготовку и повышение квалификации, развивает дополнительное образование персонала предприятий, организаций, учреждений

Окончание табл. П.5

Функциональные стратегии Краткое содержание (видение)

Производственная При подготовке бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов и докторантов широко использует учебно-научно-производственную интеграцию и на базе УНИТК развивает партнерские отношения с предприятиями и организациями разных отраслей и сфер народного хозяйства Ингушетии и Северного Кавказа. Организует и поощряет использование технологий кастомизации, асинхронного образования, целевой подготовки и повышения квалификации персонала для предприятий, организаций и учреждений Ингушетии и Северного Кавказа, в том числе для высокотехнологичных предприятий. Реализует программу повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в ведущих вузах страны и планы зарубежных стажировок. Выявляет, исследует и использует возможности для достижения и удержания лидерства в выбранных сегментах рынков образовательных, научных, консалтинговых, экспертных услуг, стремится стать активным актором и аттрактором на рынке труда

Ценностно-ценовая Управляет ценностью услуг при ограниченных возможностях увеличения цены на услуги Наращивает авуары и нематериальные активы за счет увеличения и эффективного использования интеллектуального капитала Осуществляет учет в стоимости научно-технической продукции стоимости объектов интеллектуальной собственности и защиту прав интеллектуальной собственности университета, партнеров и сотрудников

Управленческая Сочетает традиционную структуру университета с развитием инновационной и предпринимательской инфраструктуры Создает условия для самоуправления кафедр и творческих коллективов, применяя проектный подход и управление, сетевые и виртуальные структуры Формирует органическую корпоративную культуру, совершенствует

систему мотивации и стимулирования творческого труда Создает условия для развития интеллектуальный капитал Осуществляет трансфер технологий и обеспечивает эффективное использование интеллектуальной собственности_

Таблица 2 - Функциональные политики ИнгГУ

Функциональные политики Краткое содержание (видение)

Фокусирования на территории -лидерство на территории ИнгГУ придерживается политики; - в образовательной деятельности фокусируется на территории Ингушетии; - в научной деятельности - на региональный рынок услуг, но проводит активную работу по оказанию научных услуг заказчикам за пределами Ингушетии и организации совместных с российскими и иностранными партнерами научных разработок

Окончание табл. 2

Функциональные политики Краткое содержание (видение)

Ассортиментная Связывает выбор ассортимента услуг с потребностями Ингушетии и Северного Кавказа, но создает техническую и интеллектуальную базу для расширения услуг путем освоения высоких и критических технологий для расширения территории лидерства Отдает приоритеты развития ассортимента высоким технологиям в образовательной и научной деятельности

Кадровая При подборе, подготовке, повышении квалификации персонала университет исходит из задач лидерства в выбранных направлениях образовательной и научной деятельности

Диверсификации Осуществляет конгломеративную и концентрическую диверсификацию в образовательной деятельности с целью реализации уникальных и перспективных направлений образования, связанных с потребностями региона и освоением высоких технологий в образовании и научной деятельности В научной деятельности преимущественно использует концентрическую диверсификацию

Эффективного использования ресурсов Наращивает технологические возможности путем развития материально-технической и технологической базы научно-исследовательской и образовательной деятельности Создает и развивает инновационную, предпринимательскую, в том числе технопарковую, инфраструктуру для эффективного использования интеллектуального капитала

Маркетинговая, клиенто- ориентированная Направлена на повышение ценности образовательных и научных услуг и согласована с политикой развития ассортимента услуг При распределении ресурсов согласует выбор перспективных партнеров с приоритетными направлениями развития ИнгГУ и результатами анализ рейтингов и рэнкингов партнеров, активно приобретает партнеров в высокотехнологичных сферах, но проводит

политику тотального партнерства, когда ни один партнер не отвергается При построении систем непрерывного образования: - развивает партнерские отношений с образовательными учреждениями начального общего и специального образования; - выстраивает партнерские отношения с предприятиями, организациями, учреждениями для совместной с университетом реализации программ дополнительного образования, переподготовки и повышения квалификации персонала

Ценовая Придерживается принципов доступности высшего образования и самофинансирования университета за счет рационального использования бюджетных и внебюджетных средств

Демократизации управления и органической корпоративной культуры Сохраняет демократические традиции высшей школы Создает условия для развития и реализации интеллектуальных и предпринимательских способностей сотрудников при производстве инновационной продукции в образовательной и научной сферах деятельности

Таблица 3 - Операционные стратегии ИнгГУ

Операционные стратегии Краткое содержание (видение)

Лидерства подразделений на территориях при производстве отдельных видов услуг Формирует матрицу стратегического поведения подразделений, для факультетов, кафедр и УНИПК устанавливает задачи внутреннего и внешнего лидерства при производстве услуг (видовой сегмент рынка) с привязкой к территории (территориальный сегмент рынка) Подразделения совместно с руководством университета разрабатывают планы, программы и мероприятия, обеспечивающие их лидерство Осуществляет выбор целевой деятельности университета и УНИПК как соответствующей приоритетным направлениям развития науки и техники РФ, разрабатывает стратегические планы и реализует деятельность в выбранных направлениях

Набора и отбора персонала Разрабатывает соответствующий раздел стратегических планов, корректирует требования конкурсного отбора, аудита и аттестации персонала

Продвижения услуг на рынок Планирование и реализация активных РЯ и рекламных компаний, в том числе в Интернет, развитие Интернет-портала университета и факультетов Развитие связей с учреждениями довузовского образования Активное налаживание прямых связей с родителями, построение социальных сетей с помощью студентов и их родителей, педагогов учреждений довузовского образования Подготовка и реализация проекта виртуального колледжа довузовской подготовки по выбранным направлениям Организация и активная подготовка проектов для участия в конкурсах и получения грантов Согласование стратегических планов университета со стратегическими планами и программами развития республики Развитие партнерских отношений с предприятиями, организациями, учреждениями, в том числе с общественными организациями

Планирование и организация работ по реализации прав интеллектуальной собственности и коммерциализации научных продуктов Развитие сотрудничества и интеграции (в сфере образования, при производстве и реализации научно-технической продукции) с ведущими вузами России и мира, с институтами РАН

Захвата рынка (сегмента) Развития образовательных услуг в сегменте подготовки специалистов для региона Формирование перспективных научных направлений УНИПК, в том числе в сфере «прорывных» технологий. Развитие научных услуг в высокотехнологичных отраслях и сферах деятельности, освоения критических технологий Информационная интеграция, сопровождение инноваций, которые могут иметь коммерческий успех, на всем их жизненном цикле

Конкуренции и конкурентных преимуществ, противодействия конкурентам и угрозам Подготовка и реализация мероприятий по поддержанию лидерства на рынке образовательных услуг за счет исключительных конкурентных преимуществ по выбранным направлениям подготовки, переподготовки и повышения квалификации бакалавров, магистров и специалистов высшей квалификации Создание и развитие системы исключительных конкурентных преимуществ

Продолжение табл. 3

Операционные стратегии Краткое содержание (видение)

Гармонизации квалификации и компетенций персонала Во внутренней среде - разработка и реализация перспективных планов удовлетворения стратегических, тактических и оперативных потребностей университета в необходимых компетенциях профессорско-преподавательского состава и других работников для эффективного ведения образовательной и научной деятельности, достижение адекватности и согласованности стратегических, тактических и оперативных планов при согласовании стратегий и программ развития университета Во внешней среде - это совместное с внешними партнерами обеспечение предприятий, организаций, учреждений работниками, обладающими необходимыми специальностями, квалификацией и компетенциями, адекватными их стратегическим, тактическим и оперативным планам Развитие системы непрерывного образования, программ дополнительной образования, переподготовки и повышения квалификации персонала, помощи партнерам в аудите персонала и построении стратегии развития персонала, создание условий для развития университетской образовательной и научной деятельности

Управления персоналом, организации процессов труда и рабочих мест Управление персоналом с позиции роста интеллектуального капитала и его эффективного использования в университете инновационно-предпринимательского типа Организация интеллектуального и профессионального роста сотрудников Внедрение куч-технологий в управление персоналом и обучение студентов Оснащение рабочих мест вычислительной техникой и специальными программными средствами

Создание цифрового кампуса, открытого образовательного и научного порталов университета

Качества персонала, наращивания интеллектуального потенциала, развития научных школ Создание перспективной программы набора, подготовки, повышения квалификации, переподготовки, ротации и отбора персонала Коррекция требований к работникам, адекватных стратегии интеллектуального лидерства Внедрение новых технологий управления качеством персонала, в том числе хедхантинга, аутсаффинга, рекрутинга Поддержка и развитие научных школ Поддержка и развитие новых образовательных технологий, их внедрение и трансфер технологий как необходимой части стратегий и программ развития персонала университета и стратегических партнеров

Повышения активности персонала (творческой, предпринимательской и трудовой), мотивации и стимулирования персонала Совершенствования оплаты и мотивации активного творческого труда в рамках принятой в университете системы оплаты труда, разработка программы и положения о стимулировании творческого труда и его результатов, программы и положения о стимулировании инноваций и предпринимательства

Управления рисками Внедрение управления рисками, их оценка при выборе вариантов развития интеллектуального капитала, проектировании и внедрении инноваций, принятии управленческих решений, выборе цены образовательных и научных услуг, обеспечивающей самофинансирование и расширенное воспроизводство образовательной и научной деятельности университета, его интеллектуального капитала

Продолжение табл. П. 7

Операционные стратегии Краткое содержание (видение)

Партнерства Разработка и реализация процедур выбора перспективных партнеров и планов развития партнерских связей в сфере науки, образования и других сферах деятельности Разработка совместно с партнерами планов и программ и их реализация, в том числе с образовательными ассоциациями, консорциумами и центрами, вузами, с организациями и фондами в сфере образования и науки, предприятиями, компаниями и корпорациями, информационными партнерами и средствами массовой информации, органами власти Создание и развитие ассоциаций с участием бизнес-сообщества и государственных структур Создание наблюдательного и попечительского советов, фонда целевого капитала (эндаумента)

Управления издержками и распределения ресурсов, ресурсосбережения Разработка и реализация планов ресурсосбережения Распределение ресурсов в соответствии с приоритетами развития, разработка норм и нормативов, нормирование ресурсов

Лидерства по качеству Согласование стратегических планов и мероприятий с системой менеджмента качества университета Обеспечение лидерства по качеству научно-технической продукции

Увеличения, расширения и использования Разработка и реализация планов и программ развития учебно-научно-инновационно-производственных комплексов и предпринимательской инфраструктуры университета, укрепления их научно-образовательной,

возможностей университета и персонала, развития технопарковой инфраструктуры, развития научно-образовательной материально-технической базы программной, методической и материально-технической базы

Процессного, функционального и структурного проектирования работ, процессов, продуктов Проектирование и реализация изменений при внедрении инноваций и развитии интеллектуального капитала, осуществляемые под руководство ректора, деканов факультетов и заведующих кафедрами

Инновационная Программное и проектное управление развитием инновационной деятельности

Предпринимательства Программное и проектное управление развитием антрепренерства и интрапренерства, стимулирование и поддержка предпринимательства при решении задачи создания инновационно-предпринимательского университета

Совершенствования структуры и процессов производства и управления Подготовка и реализация комплексных планов и программ развития образовательной и научной деятельности

Материально- технического обеспечения Подготовка и реализация планов и программы развития материально-технической базы университета, факультетов, кафедр, лабораторий, научных подразделений с постепенным увеличением доли внебюджетных средств

Продолжение табл. П.7

Операционные стратегии Краткое содержание (видение)

Сбытовая Подготовка и реализация планов и программ подготовки абитуриентов, развития непрерывного образования, продвижения на рынок научных и образовательных услуг, создания и развития Центра трансфера технологий, в том числе новых образовательных технологий Подготовка и реализация планов передачи и заимствования новых (в том числе критических) технологий на российском и международном рынках. Подготовка и реализация программы оказания помощи организациям и предприятиям в осознании интеллектуальной собственности, формировании нового мышления, связанного с пониманием роли знаний как фактора экономического развития, необходимости использования нового знания для качественного преобразования предприятий, отраслей и экономики России, ускорения научного и социально-экономического развития Подготовка и реализация программы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности

Создания интеллектуальной собственности, защиты, распределения и использования прав Подготовка и реализация программы создания и защиты прав интеллектуальной собственности Разработка положения об интеллектуальной собственность, создаваемой сотрудниками университета

интеллектуальной собственности

Привлечения клиентов и превращения их в лояльных потребителей Подготовка и реализация программы развития партнерства с организациями и предприятиями Подготовка и реализация программы маркетинговых исследований и привлечения потребителей услуг Подготовка и реализация программы индивидуализации образования и внедрение асинхронного обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышения ценности и дифференциации услуг Подготовка и реализация программы повышения ценности и дифференциации услуг и научно-технической продукции на основе модели ценности услуг

Неценовой конкуренции Разработка и реализация программы предоставления обучаемым и их семьям социальных льгот и благ Разработка и реализация планов создания и коммерческого использования неценовых конкурентных преимуществ при проведении РЯ-мероприятий (презентаций, дней открытых дверей и др.) и рекламных компаний

Формирования имиджа и бренда Разработка и реализация мероприятий по формированию имиджа и усилению позиций бренда, их коммерческому использованию

Бенчмаркетинга Разработка и реализация планов стажировок и изучения опыта ведущих российских и зарубежных университетов, анализ и освоение передового опыта и технологий образовательной и научной деятельности, обучение персонала новым технологиям

Гармонизации цен на образовательные услуг и научно-техническую продукцию Разработка положения о выборе ценовых решений на образовательные услуги и научно-техническую продукцию с учетом стоимость объектов интеллектуальной собственности и средств, необходимых для расширенного воспроизводства образовательной и научной деятельности Разработка и реализация программы маркетинговых исследований, в том числе цен и ценообразующих факторов

Проектных команд и виртуальных подразделений Поддержка самоорганизующихся и самоуправляемых проектных виртуальных коллективов и сетевой организации выполнения проектных работ, широкое внедрение проектного управления

Окончание табл. П.7

Операционные стратегии Краткое содержание (видение)

Воспроизводственная Расширенное воспроизводство материально-технической базы университета, факультетов, кафедр и научных подразделений Расширенное воспроизводство персонала и интеллектуального капитала, повышение интеллектуального потенциала университета и его подразделений Развитие образовательного и научно-технологического потенциала университета в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Ингушетии и Российской Федерации, модернизация образовательного, научно-исследовательского и инновационного процессов, развитие инфраструктуры, обновление технологий и содержания образования

Формирования стратегического мышления и корпоративной культуры Реализация комплекса перспективных и ежегодных мероприятий по формированию органической корпоративной культуры университета и факультетов инновационной и предпринимательской по направленности

Информационная и коммуникационная Развитие информационных и коммуникационных возможностей университета, факультетов, кафедр, научных подразделений,

сотрудников и студентов на основе современных ГГ-технологий, средств связи и вычислительной техники Развитие сайта и портала университета, сайтов и порталов факультетов и научных подразделений Интеграция в европейские и российские сети трансфера технологий, создание и развитие центра трансфера технологий, участие в российской программе развития сети центров трансфера технологий и центров коллективного пользования уникальным научно-исследовательским оборудованием Построения и развития интегрированной информационной среды для повышения эффективности научных и образовательных проектов

Рейтинговая Использование рейтинговой системы университета в управлении факультетами и кафедрами

Коррекции иерархической системы стратегий факультета Ежегодное обсуждение и внесение изменений в стратегию интеллектуального лидерства в формате «5+1» или «3+1»

Таким образом, результаты проведенного исследования позволили обосновать целесообразность использования СИЛ в управлении университетом, детально разработать эту стратегию и апробировать ее в ИнгГУ.

Литература

1. Сербиновский Б.Ю. Диагностика и совершенствование производственных систем: Монография. - Ростов н/Д: Пегас, 1996. - 198 с.

2. Сербиновский Б.Ю. Развитие вуза с использованием стратегии интеллектуального лидерства / Б.Ю. Сербиновский, А.М. Оздоева, А.В. Коваленко // Конкуренция и конкурентоспособность. Организация производства конкурентоспособной продукции: Материалы VI междунар. науч.-практ. конф., г. Новочеркасск, 14 дек. 2007 г.: В 2 ч. / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2007. - Ч.2. - с. 82 - 89.

3. Becker G.S. Economic Analysis and Human Behavior // Advances in Behavioral Siences, Norwood (N.Y.), 1987, v.1, p.3 - 17.

4. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы общества. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. - 199 с.

5. Danilov V. I., Koshevoy G. A., Sotskov A. I. Equilibrium in a Market of Intellectual goods // Mathematical Social Sciences 1994. - р. 133 - 144.

6. Hausman J. A., MacKie-Mason J. K. Price Discrimination and Patent Policy. // RAND Journal of Economics, 1988. - р. 253 - 265.

7. Звездочкин Ю.Ю. Имидж-система университете / Ю.Ю. Звездочкин, Б.Ю. Сербиновский; Юж. федрал. ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009. - 266 с.

8. Чечня станет курортом (08.01.2010) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://travel.mail.ru/news/54389/. Свободный загол. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.