Научная статья на тему 'Современный учебник для вузов: компетентностный подход'

Современный учебник для вузов: компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2537
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ / УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗОВСКИЙ УЧЕБНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Ольга Владимировна

в статье рассматривается проблема отражения новых требований к содержанию и методическому аппарату учебной литературы для вузов, предъявляемых ФГОС ВО. Переход на уровневую подготовку требует создавать учебники и учебные пособия на основе дифференциации степени формирования компетенций для бакалавров, магистров, аспирантов. Рассматриваются различные принципы изложения учебного материала. Методическое обеспечение учебника должно способствовать активному формированию компетенций путем включения в него кейсов, практико-ориентированных заданий, тестов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный учебник для вузов: компетентностный подход»

очном режиме, так и с использованием дистанционных технологий. К числу первоочередных программ повышения квалификации можно отнести вопросы разработки основных образовательных программ для прикладного бакалавриата по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Необходим вебинар на тему: «Переосмысление образования в области менеджмента в XXI веке», семинары по передовым практикам преподавания. В дальнейшем предполагается формирование централизованного банка передовых практик обучения, доступ к которому будет организован на основе определенного механизма [3, с. 286-390].

Создание web-портала на базе сайта УМО, обеспечивающего необходимую функциональность для пользователей системы, позволит создать распределенную экспертную сеть специалистов в области менеджмента и преподавания управленческих дисциплин, обращение к которой значительно облегчит проведение конкурсов и олимпиад среди студентов. Построение системы оценки пользователей (наподобие сетей p2p), отражающих качество выкладываемых материалов (например, востребованность), позволит повысить активность членов УМО и развить систему коммуникационного взаимодействия между ними. В целом, реализация этих новшеств будет способствовать эффективному функционированию информационной системы и повышению координации методической деятельности вузов УМО.

Литература

1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации: компетентностный подход. Изд. 2-е, перераб. и допол. - М.: Логос, 2012 г. 280 с.

2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка компетентности менеджеров // Высшее образование сегодня. 2013. № 4.

3. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Управленческое образование и качество в контексте инноваций. Сборник статей 1-й Международной научно-практической конференции. - Ростов на Дону: Общество, экономика, человек в эпоху глобальных перемен: ООО «Мини Тайп», 2012 г.

О. В. Давыдова

СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД MODERN TEXTBOOK FOR UNIVERSITIES: COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация: в статье рассматривается проблема отражения новых требований к содержанию и методическому аппарату учебной литературы для вузов, предъявляемых ФГОС ВО. Переход на уровневую подготовку требует создавать учебники и учебные пособия на основе дифференциации степени формирования компетенций для бакалавров, магистров, аспирантов. Рассматриваются различные принципы изложения учебного материала. Методическое обеспечение учебника должно способствовать активному формированию компетенций путем включения в него кейсов, практико-ориентированных заданий, тестов.

Ключевые слова: компетентностный подход к образованию, уровневое образование, вузовский учебник.

© О.В. Давыдова, 2013

Abstract: the article deals with the problem of reflexion of new requirements to the maintenance and the methodical framework of educational literature for the high schools which are shown by the Federal National Educational Standards of High Education. The transition to the level-sensitive preparation demands to create textbooks and manuals on the basis of differentiation of competence formation degree for bachelors, masters and postgraduate students. This article considers various principles of training material statement. Methodical maintenance of textbook should promote active formation of competencies by inclusion of cases, tasks based on practice and tests.

Keywords: competence-based approach to education, level-sensitive education, high school textbook.

В настоящее время в высшей школе России активно происходит процесс модернизации. Развитие общества в целом, и отечественной системы образования, в частности, на рубеже XX-XXI вв. привело к многочисленным изменениям, что нашло отражение новых федеральных государственных образовательных стандартах системы высшего образования (ФГОС ВО). Знаниевая парадигма целей образования сменилась компетентностным подходом. В ФГОС цели высшего образования представлены в виде совокупности общекультурных и профессиональных компетенций. Перед авторами вузовских учебников встает непростая задача: при наблюдающемся резком расширении объема учебной информации реализовать стремление к индивидуализации образовательного процесса.

Принятие новых государственных стандартов высшего образования порождает необходимость и желание создавать новые учебники, что отражает стремление участников образовательного процесса к повышению его эффективности на фоне приоритета прагматизма, но без ущерба для фундаментальности образования. При оценке качества учебной литературы для студентов вузов на первый план выходят не объем содержащейся в учебнике информации или алгоритмы ее воспроизведения, а подходы к формированию компетенций обучающихся.

Переход ВО на уровневую подготовку требует обновления его информационно-методического обеспечения, важной частью которого являются учебники и учебные пособия. Примерно половина библиотечного фонда учебной литературы требует обновления. Оптимальный срок жизни учебной книги - 4-5 лет. После этого требуется или новый тираж или новый учебник. На практике учебные книги в вузах обновляются через 6-7 лет. В связи с происходящими изменениями содержания ВО и введением ФГОС, а также в условиях изменяющихся экономики и законодательства студенты управленческих, экономических и других направлений подготовки не обеспечены в необходимой мере учебной литературой, отвечающей современным потребностям.

ФГОС трактует компетенцию как способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях, а компетентность - как уровень владения выпускником совокупностью компетенций, отражающий степень готовности к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определенной области.

Компетентность отражает современные тенденции в понимании качества результатов образовательного процесса и выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных практических ситуациях в процессе или после окончания обучения. Основная инновация компетентностного подхода состоит в создании образовательных условий превращения знания о способах действия в средства действия.

Вновь создаваемые учебники, отвечающие требованиям ФГОС, должны:

• развивать умения и навыки надпредметного характера, которые основаны на переносе знаний путем анализа, обработки и трансформации информации

предметного характера. Практические шаги по развитию подобных методов обучения должны включать значительное усиление междисциплинарных связей в рамках циклов учебных дисциплин и между циклами;

• способствовать усилению прикладного, практического характера содержания обучения и контроля;

• активизировать когнитивные навыки обучающихся;

• активизировать деятельностный характер обучения и творческую самостоятельность обучающихся.

Лучший опыт создания учебной литературы стремится к реализации следующих позитивных тенденций:

1. Создание не просто учебника, но и учебно-методического комплекса к нему. Как правило, в состав УМК входят практикум для обучающихся, пособие для подготовки студентов к семинарам, практическим и лабораторным работам, наборы тестовых заданий, контрольных работ, кейсов и т.п. Также сюда могут войти электронные практикумы, тренинги и т. п.

2. Вариативность учебников и учебно-методических комплексов к ним для каждой ступени системы высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура). Для создания сквозной линии учебников, реализующих изучение одной учебной дисциплины на различных ступенях системы образования, применяются принципы: общий подход к изучению дисциплины; преемственность в содержании учебного материала; использование одинаковых принципов конструирования учебного материала; общий подход к построению методического аппарата и аппарата ориентировки, к отбору иллюстративного материала; единый стиль и дизайн учебников. Развитие учебной информации, как правило, достигается следующим образом: усложнение содержания при переходе на последующую ступень (уровень) образования; усложнение содержания при переходе к изучению следующей темы; усложнение понятийного аппарата; усложнение познавательных задач.

При подготовке учебных книг для каждого уровня образования необходимо учитывать условия непрерывного образования, которые определяют: а) единую задачу всех существующих учебных процессов, направленную на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, формирование у них продуктивного мышления; б) преемственность, согласованность и сопряжение компонентов образовательного процесса на всех уровнях обучения. Иными словами, знания и умения, полученные на первом уровне, являются базовыми для последующих уровней. Таким образом, подготовка бакалавров является звеном, от качества которого зависит жизнеспособность всей цепи общеобразовательных и профессиональных программ с разной продолжительностью обучения. При подготовке магистров следует учитывать, что все необходимые компетенции они должны приобрести за два года. Это требует особенного подхода не только с точки зрения содержания, но и формы представления учебного материала. Особенности подготовки бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов предъявляют различные требования к учебным книгам для каждого уровня.

В основе подготовки учебных книг для бакалавров по дисциплинам, формируемым преимущественно по базовым основам наук, лежит принцип предметности. Их структура соответствует традиционной структуре классических учебников, в которых соблюдаются принципы поступательности и цикличности изложения материала.

В основе подготовке учебников и учебных книг для магистров лежит деятельностный принцип: процесс освоения, воспроизведения и переработки обучаемыми исторически сформировавшихся знаний, способностей и функций предполагает, что автор учебной книги отбирает научные и профессиональные знания продвинутого уровня и систематизирует (структурирует) их с учетом потребностей конкретного вида и формы деятельности будущего специалиста.

При создании учебных книг для магистров следует учитывать уровень их подготовки: имеющуюся базовую подготовку; знание иностранных языков: возможность реализации вариативного (индивидуального) обучения; способность к самообучению и саморазвитию; междисциплинарный характер обучения.

Авторам учебников для магистров рекомендуется сочетать линейные и циклические способы изложения, то есть учебники должны иметь комбинированную структуру. Кроме того, магистр - это специалист, обладающий продуктивным мышлением, высокой информационной культурой. Поэтому он должен активно использовать научную периодику и монографическую литературу.

Имеющийся опыт создания учебной литературы демонстрирует разнообразие подходов к представлению учебного материала в учебнике. Обычно используется один из трех принципов представления: а) линейный - отдельные части содержания выстраиваются последовательно друг за другом, без дублирования учебных тем, изучаемых в разные периоды, семестры, триместры; б) концентрический - допускается возможность обращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, предусматривается усложнение и расширение его содержания; в) спиральный -содержание предполагает, что обучающиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

В настоящее время по одной учебной дисциплине зачастую существуют 3-4-5 учебников или учебных пособия. Но возникает вопрос: ведет ли увеличение количества предлагаемых учебников к изменению качества учебной литературы для вузов?

К наиболее распространенным недостаткам существующих учебников можно отнести:

1. Сложность изложения учебного материала и увеличение общего объема учебника. Общий объем значительной части учебников необоснованно велик. В ряде учебников общее число параграфов больше, чем число часов, отводимое учебным планом для изучения данной учебной дисциплины в рамках данного направления подготовки.

2. Часто учебники содержат неоправданно большой фактологический материал, включенный в учебник с одной лишь целью: запоминания. Задания, предлагаемые в учебниках, ориентированы большей частью на воспроизведение информации, излагаемой в учебнике. Требования, предусмотренные ФГОС: максимальное вовлечение обучающихся в самостоятельное приобретение знаний, широкое использование межпредметных и интегративных связей, - реализуются лишь отдельными учебниками и довольно фрагментарно.

3. Часто в учебниках наблюдается нереализованность одного из основополагающих дидактических принципов - доступности учебного материала. Содержание учебников насыщено абстрактными примерами, заданиями, не носящими практико-ориентированный характер.

4. Методический аппарат, направленный на организацию усвоения учебного материала, в большинстве учебников представлен недостаточно вариативно по видам заданий и в настоящее время весьма далек от совершенства. Вопросы и задания, предлагаемые авторами учебников, носят, как правило, репродуктивный характер, и практически не ориентированы на формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

Многие студенты-бакалавры высказывают следующие пожелания к учебникам: одно занятие - один параграф, больше связей с профессиональным или личным опытом, современный уровень полиграфии, портативность (удобный формат), размещение высказываний известных людей (афоризмы, эпиграфы). Для студентов старших курсов и магистров оказывается важным наличие в учебнике разных точек зрения, разных взглядов, для того, чтобы выработать собственную точку зрения. Таким образом, ориентация на модернизацию вузовских учебников имеет два направления: первое -

содержание обучения должно быть адекватно современному уровню развития экономики, науки и общественной жизни, второе - содержание учебника должно иметь преимущественную деятельностную ориентацию, выраженную в определенном методическом обеспечении. При компетентностном подходе возникает потребность в учебниках, разработанных в логике концепции развивающего обучения и, особенно, в логике концепции проблемного обучения.

Какие же рекомендации могут быть даны автору учебника, пособия, иного образовательного ресурса, который ориентирован на становление компетенций обучающегося?

Основные направления изменений в методическом обеспечении могут быть таковы:

• направленность на становление и развитие компетентностей;

• направленность учебника и соответствующего ему УМК на организацию самостоятельной работы обучающихся;

• возможность реализации индивидуальной образовательной траектории по принципу «матрешки»: при наличии инвариантного ядра - множество вариативных оболочек;

• создание УМК на электронных носителях;

• разнообразие оценочных материалов в УМК, в том числе предполагающих осуществление самооценки.

Известно, что прочность знаний достигается их практической применимостью: мы запоминаем 10% того, что мы читаем, 20% того, что мы слышим, 30% того, что мы видим, 50% того, что мы видим и слышим, 70% того, что мы говорим, 90% того, что мы говорим и делаем.

Учебник должен ориентировать и преподавателя, и студента на решение не только предметных познавательных задач, но и личностных, межпредметных и надпредметных. Поскольку становление коммуникативной компетентности возможно лишь в условиях взаимодействия с другими людьми, учебник и другие пособия должны предлагать задания, которые требуют не только индивидуальной, а и совместной деятельности обучающихся. А вариативность содержания и заданий по его освоению будет способствовать становлению личностной компетентности студента, поскольку отбор содержания и выбор учебных заданий станут условиями решения индивидуальных образовательных задач.

В значительной мере именно учебник и сопровождающие его материалы задают обучающемуся образовательную среду, представляющую собой поле выбора образовательных ситуаций. Основной фактор, влияющий на включение студента в образовательную среду - это внутренняя мотивация и индивидуальная работа студента.

На современном этапе развития средств коммуникации и передачи информации традиционная среда обучения обязательно должна быть дополнена электронной (виртуальной) средой. Основные достоинства электронных (виртуальных) сред обучения: возможность доступа к актуальному контенту в режиме реального времени, доступ к узкоспециализированным данным путем безопасных трансакций.

В связи с этим возникает задача построения учебника и сопровождающих его материалов как смешанной образовательной среды, вмещающей в себя традиционные и электронные средства передачи учебной информации. Структура смешанной образовательной среды может быть представлена в виде общей коммуникативной модели среды, включающей в себя следующие компоненты: преподаватель, обучающийся, функции среды, информационные ресурсы, технологии взаимодействия.

Приступая к созданию учебника, автор должен решить для себя способы решения следующих проблем:

• Отбора и структурирования содержания;

• Ориентации и мотивации обучаемого;

• Представления знания в учебнике;

• Организации процесса усвоения определенных программой знаний, умений и навыков обучающихся, формирования их компетенций;

• Самопроверки и контроля результатов усвоения знаний, умений и навыков и сформированных компетенций.

Очевидно, что на начальном этапе важно определиться с названием и содержанием учебника. В соответствии с ФГОС, образовательными учреждениями разрабатываются рабочие программы дисциплин [6]. Затем на основе программы курса должно строиться содержание учебника или учебного пособия. Ряд издательств, заключая с авторами договор на исполнение учебника, одним из условий ставят обязательное сопровождение рукописи программой учебной дисциплины.

В основу текста учебного издания авторы обычно кладут конспект лекций и другие материалы, планируемые к включению в учебник. Среди таких материалов могут быть методические пособия по отдельным разделам учебной дисциплины, методические указания к практическим занятиям (лабораторным работам) и другие материалы.

Основная образовательная программа

Учебные дисциплины

Учебные дисциплины вариативной части ООП

Учебные дисциплины по выбору

Учебник

Лекции Практические занятия Семинарские занятия Лабораторные работы Курсовое проектирование

Контрольные задания, кейсы, тестовые задания, задания - эссе и т.п.

Учебное пособие

Учебно-методический комплекс

При создании современной вузовской учебной литературы, отвечающей компетентносному подходу, могут быть использованы следующие правила:

1. Системность изложения материала. Построение учебника возможно на основе двух принципов. Первый принцип - «от общего к частному»: размещение в начале учебника обзора всех изучаемых тем, разделов. Существует и другой принцип построения учебника - «от частного к общему».

Важно, чтобы все понятия, термины, которые обучающиеся должны выучить с помощью данного учебника, были даны в начале (менее предпочтительно, в конце) книги с указанием страниц или параграфов, где разъясняются данные термины. В тексте учебника желательно указывать номера слов, представленных в глоссарии, отсылающие к необходимому определению того или иного термина.

2. Введение сюжета в учебник. Например, в учебнике от раздела к разделу студентов ведет выпускник (преподаватель, тьютор) или рабочая группа, решающая в каждом разделе поставленные задачи.

3. Чрезвычайное разнообразие современного иллюстративного материала. Разделы желательно проиллюстрировать высококачественными схемами, картами,

планами, диаграммами, графиками, таблицами, репродукциями, современными и историческими фотографиями памятников искусства и архитектуры и пр.

4. Основной текст учебников составлен с учетом современных тенденций развития экранной культуры. В каждом из учебников основной текст разбит на содержательные подразделы, фрагменты. Нет сплошного текста на несколько страниц.

5. Установление содержательных линий между разными учебными дисциплинами.

Учебник может представлять собой «minimum minimori», однако, его обязательно должны дополнять другие образовательные ресурсы - лабораторные практикумы, мультимедийные ресурсы, хрестоматии, альбомы иллюстраций, и пр., в результате работы с которыми можно «добрать» недостающую информацию для решения проблемы.

Предлагаемые студентам задания целесообразно формулировать «на языке проблем», приближенным к реальным жизненным ситуациям (кейсы, компетентносто ориентированные задания). Понятно, образовательный процесс не может ориентироваться только на такие задания, однако желательно, чтобы проблемные задания были расположены в непосредственной связи с рассматриваемыми в параграфах учебника вопросами. Также и при завершении освоения темы, раздела, блока без них нельзя обойтись.

Учебник должен обеспечивать: а) адекватность понимания учебной информации; б) быстроту восприятия студентами учебной информации; в) долговременное запоминание учебной информации; г) применение учебной информации в различных контекстах.

С целью применения учебной информации в различных контекстах в учебной информации выделяются фрагменты, которые побуждали бы студентов осмыслить констатируемые результаты с точки зрения различных независимых друг от друга подходов.

Характерным отличием информации, отвечающей данному критерию, от формально утверждающей, является наличие в ней словосочетаний типа: «с одной стороны... , с другой стороны...», «рассмотрим, как получить этот результат, применяя (такой-то способ)», «это является одновременно и следствием (такого-то закона, положения)» и т. п.

Также в информации для студентов могут в разумных количествах присутствовать, наряду с формально утверждающими, и смысло поисковые фрагменты, побуждающие не принимать их на веру, а критически оценивать предлагаемые утверждения. Для такой учебной информации характерно наличие оборотов типа: «посмотрим, всегда ли это справедливо...», «обсудим, выполняется ли данный закон при (таких-то условиях)», «изменим (характеристики исследуемого объекта или внешнего воздействия). Что же произойдет при этом?..» и т.п.

Кроме того, в учебнике в разумных пределах должны быть отражены историко-научные знания, исторические этапы в развитии науки, в течение которых формировалось излагаемое в учебнике научное знание. При этом процесс формирования научного знания следует представлять в логике борьбы различных идей, ошибочных взглядов и подходов, исторически зафиксированных.

Современный учебник должен быть нацелен на то, чтобы формировать у студента убеждение в том, что та или иная проблема из обсуждаемой области научного знания не исчерпывается тем материалом, что представлен в параграфе, а имеет множество различных сторон, свойств, аспектов. Кроме того, важно выводить студента не только на ознакомление с законченными решениями, но и с теми аспектами, которые требуют дальнейших поисков со стороны научного сообщества. Последнее можно осуществить как ссылкой внизу страницы типа: «...подробнее об этом читайте... (в таком-то

источнике, на таком-то сайте)», так и предложением написать эссе, подготовить сообщение или доклад по той или иной теме с перечислением различных источников.

Организации процесса усвоения определенных стандартом компетенций обучающихся обеспечивается во многом тем, что учебник имеет определенный аппарат ориентировки студентов не только в данном пособии, но и во всем учебно-методическом комплексе по дисциплине.

Самопроверка и контроль результатов усвоения знаний, умений и навыков и сформированных компетенций достигается за счет включения в учебник достаточно большого количества разнообразных упражнений. Более подробно о разработке таких заданий говорится в пособии [8]. Важно помнить, что тестовые задания, задачи, упражнения, вопросы, кейсы и другие средства контроля и измерения уровня освоения компетенций, должны формировать целостную систему, соответствовать планируемым результатам освоения учебного материала (знаниям, умениям, навыкам, компетенциям).

Создание современного учебника на бумажном носителе должно дополняться различными электронными ресурсами, формирующими смешанную образовательную среду вокруг учебного издания. Специфика электронных ресурсов, сопровождающих учебник, заключается в определенном структурировании информационного обеспечения, методах доступа к его компонентам, особенностях дидактического аппарата.

Сам учебник может быть представлен в электронном виде. В таком случае структура информационного обеспечения такого электронного учебника может состоять из функциональных блоков и выглядеть следующим образом:

• титульный экран;

• содержание,

• произведение,

• фрагменты дополнительной литературы,

• тематические сайты,

• иллюстративный материал,

• библиографический аппарат,

• дидактический аппарат,

• аннотированное содержание.

Кроме того, в дидактический аппарат электронного учебника могут быть включены материалы, расширяющие объем бумажного учебного издания, на основе упоминавшегося выше «принципа матрешки»: дополнительные контрольные вопросы, задания, задачи, тесты, кейсы, практические упражнения, тренинги, иллюстративные и справочные материалы (словари, справочники, указатели). Одной из задач этого компонента вузовского учебника является формирования опыта творческой деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отбор и структурирование содержания современного учебного материала (совокупность терминов и понятий, фактов, видов учебно-исследовательской деятельности) обеспечивают взаимодействие методологии науки, предметной отрасли знания и методики преподавания.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 544.

2. Антонова С.Г. Современный вузовский учебник. К вопросу о совершенствовании принципов формирования. - www.easyschool.ru

3. Буга П.Г. Создание учебных книг для вузов. - М., Изд-во Московского университета, 1987.

4. Лыков М.Н. Современные требования к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла и педагогические условия их реализации. Автореферат ...дисс. канд. пед. наук. Казань, 2008.

5. Методические рекомендации по разработке программы учебной дисциплины для подготовки бакалавров в соответствие с требованиями ФГОС [сост.: О.В. Давыдова, О.М. Писарева, М.Б. Челышкова; отв.редактор - В.И. Звонников] - М.: ГУУ, 2011.

- www.umoman.ru

6. Тюрина Л. Вузовский учебник сегодня и завтра. 2001.

- www.dvgu.ru/umu/didjest/highedu

7. Челышкова М.Б., Звонников В.И., Давыдова О.В. Оценивание компетенций в образовании. - М.: ГУУ, 2011.

О.Ю. Кириллова

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО КОРПОРАТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ

IMPLEMENTATION OF A COMPETENCE APPROACH IN TEACHING OF BACHELORS AND MASTERS ON CORPORATE GOVERNANCE

Аннотация: статья поднимает ряд вопросов, связанных с подготовкой бакалавров и магистров в области корпоративного управления. Автор отмечает актуальность и специфику их сферы деятельности, и, вместе с тем, затрагивает общие проблемы двухуровневой системы образования, базирующейся на компетентностном подходе. В статье затронуты методические проблемы формирования оценочных средств.

Ключевые слова: корпоративное управление, бакалавр, магистр, компетенции, основная образовательная программа.

Annotation: the article deals with a number of issues connected with preparation of bachelors and masters in the field of corporate governance. The author notes the relevance and specificity of their field of activity, and, at the same time, affect the common problems a two-tier education system, based on competent approach. The article touched upon the methodological problems of formation of evaluation tools.

Keywords: corporate governance, bachelor, master, competence, the basic education program.

Современное общество развивается в направлении образования единого экономического пространства, где основными хозяйствующими субъектами становятся не страны, а различные организационно-экономические объединения, в первую очередь

- корпорации. Одним из главных источников их развития является привлечение инвестиционных ресурсов что, в свою очередь, невозможно без усовершенствования корпоративного управления. Крупные интегрированные компании создают каркас экономики как отдельно взятых стран, так и их территориальных объединений. Принципы корпоративного управления, такие как равные права участников, социально ответственное поведение и другие, уже давно не сводятся к регулированию деятельности корпораций. На современном этапе они приобрели универсальный характер и ассоциируются с цивилизованным ведением бизнеса. Им следуют не только

© О.Ю. Кириллова, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.