Елена ШАКИРОВА
СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИУМ: САМООРГАНИЗАЦИЯ VS УПРАВЛЕНИЕ
В статье рассматриваются особенности самоорганизации в современном социуме. Анализируется взаимосвязь таких явлений, как управление и самоорганизация. Констатируется, что процесс управления зачастую противоречит процессам самоорганизации и нуждается в реформировании, в креативной наполняемости.
The main features of self-organization in the modern society are discussed in the article. The author examines the relationship of such phenomena as management and self-organization. It is stated that the management process is often contrary to the selforganization processes and it must be reformed with a creative fullness.
Ключевые слова:
самоорганизация, управление, общество, кризис, социальная система, self-organization, administration, society, crisis, social system.
ШАКИРОВА
Елена Юрьевна — к.филос.н., доцент кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин Сызранского филиала Военного учебно-научного центра Военновоздушных сил Военно-воздушной академии
им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина 5526reu@mail.ru
Кризис современного общества, как европейского, так и российского, во многом обусловлен кризисом управления. Управление в современном социуме носит комплексный и крайне усложненный характер и базируется на всеобщей склон -ности к риску. Избежать рискогенных элементов в управлении на современном этапе развития практически невозможно, тем не менее обществу необходима такая система управления, которая будет адекватна современным тенденциям общественного раз -вития. Поиск и создание такой системы невозможны без анализа взаимодействия социального управления и социальной самоорга -низации, с одной стороны, и проявлений кризисогенных и риско генных явлений — с другой.
Представления о самоорганизации объединяют представле -ния об эволюции и становлении, что позволяет предположить, что процессы самоорганизации универсальны и присущи всем без исключения сложным системам, включая и социальные. Под самоорганизацией понимается спонтанный процесс, в ходе кото рого возникает, воспроизводится или совершенствуется органи -зация сложной динамической системы. В отличие от самооргани -зации, управление имеет не только целенаправленный, но и упо -рядоченный характер.
Самоорганизация подразумевает спонтанное формирование макроскопических структур. Г. Хакен пишет: «Мы называем систему самоорганизующейся, если она без специфических воз действий извне обретает какую то пространственную, временную или функциональную структуру. Под специфическим внешним воздействием мы понимаем такое, которое навязывает системе структуру или функционирование. В случае же самоорганизации система испытывает извне неспецифические воздействия»1. Так, самоорганизация выступает в качестве фундаментальной основы эволюционных изменений в сложных открытых системах, к кото рым относится и общество. Синергетический механизм самоор -ганизации не требует какой либо заранее заданной цели, поэтому самоорганизация — процесс самостоятельный, стихийный, спон -танно проявляющийся и активизирующийся в определенные моменты жизнедеятельности социума (например, в кризисные моменты) и так же спонтанно затухающий в другие периоды (в
1 Хакен Г. Информация и самоорганизация: макроскопический подход к сложным системам. — М. : Мир, 1991, с. 28—29.
периоды затишья, застоя системы, в периоды «замерзания» эволюционных процессов и вхождения системы в состо яние «дрейфа»).
Видимо, следует различать самоорга низующиеся процессы на социальном микроуровне и социетальном макроуровне. На микроуровне самоорганизующееся начало детерминировано функцией обеспечения безопасности и самосохранения и основывается на потребностях и ценностях физической безопасности1. На более высоком, соци етальном макроуровне к самооргани-зующимся началам можно отнести все спонтанные процессы, которые порож дают многовариантный, нелинейный, неравновесный характер развития всего социума. Данные процессы имеют раз -личное воздействие на социум. С одной стороны, они способны ускорить вхож дение социума как открытой и сверх сложной системы в состояние бифур кации или породить нарастающие по силе флуктуации, раскачивая относи тельно устойчивое состояние общества до крайне неустойчивого, повышая при этом степень рискогенности социальной системы и увеличивая ее шансы войти в состояние кризиса. С другой стороны, самоорганизационные процессы на общем социетальном уровне способны вывести систему из глубокого кризис ного состояния. Возникающие при этом качественно иные социальные струк туры в различных сферах жизнедеятель ности общества будут лишь способство вать скорейшему процессу вхождения системы в относительно устойчивое состояние. Напомним, что состояния полной устойчивости в действительно сти быть не может, но подобное понятие существует лишь как некая мыслитель ная конструкция, идеальная модель, вводимая в социальный анализ для более точного исследования тех или иных про цессов. Абсолютная устойчивость — это тупиковая ветвь развития, поскольку в подобном состоянии пропадают даже источники развития (даже с позиций детерминизма развитие предполагает наличие неких противоположных начал, борьба между которыми служит источ
1 Неганов Ф.М., Рудкевич Е.Ю. Неэкономические ценности: культурно-
исторические особенности становления и развития. - Уфа, 2008.
ником развития). Согласно синергети -ческой концепции, динамика системы предполагает такое соотношение устой чивости и неустойчивости, которое позволяет системе быть открытой, т.е. производить обмен информацией, энер гией и веществом с окружающей дей ствительностью. Состояние устойчиво сти/неустойчивости зависит от многих факторов, в т.ч. и от «развитости» процессов самоорганизации.
Необходимо заметить, что процессы социальной самоорганизации подчиня ются антропному принципу, человек и общество едины в своем продвижении. Данные процессы определяются в совре менной науке как антропосоциальная синергия. В чем суть данной концепции? Как отмечает В.Л. Романов, «изменя -ется классическое понятие “социальная система” ...социальные образования при -обретают поточные характеристики, ста новятся своеобразным социокультурным полем, в котором границы со средой про ницаемы и адаптивны, а устойчивость достигается за счет параметров порядка, возникающих и обновляющихся в про цессе непрерывной самоорганизации»2. Кроме того, в рамках концепции антро посоциальной синергии «определяется теоретико методологическое основание концепции коэволюции человека и обще ства. Становящийся человек в становя щемся социуме - ключевое положение этой концепции»3.
Процессы самоорганизации во многом спровоцированы дезоргани-зационными процессами в социуме. Дезорганизационные процессы в обще стве объективны и естественны, в опреде ленной степени они являются необходи мым элементом социальной динамики. Необходимо учитывать, что под влиянием многочисленных факторов в любой соци альной системе постепенно происходит накопление различных противоречий, которые в последующем ведут к увели чению степени рискогенности, а значит неминуемо приближают систему к точке бифуркации. Предвидеть действие дезор ганизационных процессов в социуме невозможно, хотя их объединяет одна
2 Романов В.Л. Креативные аспекты самоорганизации и управления // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. -М. : Прогресс-Традиция, 2003, с. 65.
3 Там же.
общая черта - они способствуют возник новению социального хаоса.
Чем больше противоречий накапли-вается в социальной системе, тем более комплексным становится процесс управ ления ею. Управление — сложное и крайне противоречивое социальное явление, суть которого заключается в сочетании инте ресов части (элементов системы, в данном случае — социальных групп) и целого (то есть, всей системы).
Процесс управления современным социумом встречается с рядом трудно стей. Во первых, современное общество имеет такие характеристики, которые были не свойственны обществу на более ранних исторических этапах развития. Современная социальность сложна и крайне динамична, полна различных про тиворечий. Социальное время в совре менных условиях приобретает мгновен ное ускорение, что в еще большей степени повышает сложность социальных процес -сов. «Человеческие сообщества, особенно в наше время, имеют свои, существенно более короткие временные масштабы... С увеличением динамической слож -ности (от камня к человеческому обще ству) роль стрелы времени, эволюцион ных ритмов возрастает»1. Ускоряющееся развитие социума ныне приобретает характер «ускользающего мира»2, или, по выражению другого исследователя социальности З. Баумана, — текучести3. В подобных условиях изменяется роль лич ности в социальных процессах, подверга ются трансформации отношения между человеком и социальными структурами. В связи с этим повышается ответствен ность человека управляющего и человека исполняющего. Современность породила различные типы социального человека: человек играющий, потребитель, ком муникативный человек, сетевой человек и т.д.; автор полагает, что в рамках про -блемы «управление—самоорганизация» можно выделить еще и такие типы, как человек управляющий, человек испол няющий и человек креативный. Человек креативный действует в поле самоорга
1 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М. : Эдиториал УРСС, 2001, с. 256.
2 Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / пер. с англ. - М. : Весь Мир, 2004.
3 Бауман З. Текучая современность. — СПб. :
Питер, 2008.
низации, человек управляющий и чело -век исполняющий — в поле управления. Соединение человека креативного и человека управляющего — необходимое требование современности. Э. Гидденс отмечал: «Быть человеческим существом
— значит являться целеустремленным деятелем, который одновременно осо знает причины собственной деятельно сти и способен, в случае необходимости, детально развить и конкретизировать их...»4
Основополагающая задача управления
— перевод системы из одного состояния в другое; соответственно, необходимо так воздействовать на структурные элементы системы, чтобы они эволюционировали в нужном направлении.
Теоретически управленческие процессы не должны противоречить процес сам самоорганизации, однако социальная действительность настолько изменчива и находится в постоянном движении, что даже самое идеальное управленческое решение, принятое с учетом всех нюансов трансформации социального простран ства, вступает в противоречие с процес сами самоорганизации.
Метаморфозы современного социума определяются в большей степени несты ковкой процессов самоорганизации и управления. Идеальной моделью будет гармония и равновесное взаимодействие этих процессов. Однако в сложившихся условиях, а именно в условиях перма нентного кризиса, кризиса мировоззре ния, нестабильности и нелинейности развития, ризоморфности ценностной системы, упадок терпят все институты управления. Социальное управление, основанное на рациональности и раци ональных стратегиях, в современных условиях становится неэффективным и дает зачастую парадоксальные резуль -таты. Оно не является креативным, не обеспечивает полное и активное взаимо действие всех элементов сложной соци альной системы, что мы часто наблюдаем на практике в условиях Российского го сударства.
Определенной креативностью обла -дают процессы самоорганизации. Как уже было сказано, самоорганизацию следует понимать как стохастическое
4 Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. — М. : Академический проект, 2003, с. 40—41.
управление, при этом понятие «сто хастическое управление» не является оппозиционным рационалистическому. Самоорганизация — это управление, смоделированное и скорректирован ное самой системой; система самостоя тельно учитывает все внутренние реалии свой жизнедеятельности и чутко реаги рует на внешние вызовы. С этих позиций самоорганизацию можно трактовать как ответ на внешние и внутренние вызовы. Процесс самоорганизации «выравни вает» внутрисистемные отношения, регулирует взаимодействия между эле ментами системы.
Самоорганизация в социальной системе
— это развитие основ гражданского обще ства, и основной движущей силой этого процесса является именно человек.
Инновационность управления обще ством XXI в. заключается в том, что этот процесс есть совмещение, сопряжение
двух неравноправных процессов — управ ления как такового и самоуправления. Любая форма управления с неизбежно стью сталкивается с процессами самоор ганизации, механизмы которой во много раз разнообразнее механизмов внешнего управления. Управление пытается про никнуть внутрь сложной социальной системы, но зачастую такое вмешатель ство провоцирует негативные процессы самоорганизации. Их негативность заключается в том, что они выступают как оппозиционные управленческим, противоборствуют им. Самоорганизация
— процесс положительный для социума в том случае, если на основе самооргани зации регулируется функционирование образующих структур, обеспечиваются необходимые условия для жизнедеятель ности общества как целостной системы, т.е. обеспечивается управление систе -мой.