СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Кулиев М.А. Email: [email protected]
Кулиев Максат Аширович - магистрант, кафедра коммерции, сервиса и туризма, Самарский государственный экономический университет, г. Самара
Аннотация: в статье анализируются современные тенденции на рынке транспортных услуг России, обозначены проблемы, затрагивающие, прежде всего, издержки транспортных компаний, и варианты их решения компанией-перевозчиком с целью улучшения положения на рынке с учетом перспектив развития отрасли. Авторы определили высокую степень влияния на рынок транспортировки таких факторов, как развитие информационно-цифровых технологий и международных политических отношений. В статье отмечена особая роль государства в вопросах контроля и регулирования исследуемого рынка.
Ключевые слова: транспортный рынок, компания-перевозчик, транспорт, тенденции, государство, инфраструктура, груз, услуга.
MODERN MARKET FOR TRANSPORT SERVICES OF RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
Kuliev M.A.
Kuliyev Maksat Ashirovich - Master Student, DEPARTMENT OF COMMERCE, SERVICE AND TOURISM, SAMARA STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, SAMARA
Abstract: the article analyzes the current trends in the transport services market in Russia, identifies the problems that primarily affect the costs of transport companies, and the options for their solution by the carrier company in order to improve the situation on the market, taking into account the prospects for the development of the industry. The authors determined the high degree of influence on the transportation market of such factors as the development of information and digital technologies and international political relations. The article highlights the special role of the state in the control and regulation of the market under investigation.
Keywords: transport market, carrier company, transport, trends, state, infrastructure, cargo, service.
УДК 334.02
Современный рынок транспортных услуг представлен не только областью перевозок пассажиров, грузов и багажа, но и сопутствующими услугами, к которым можно отнести техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, оказание логистического и экспедиторского сопровождения, работ по обеспечению контроля сохранности объекта перевозки, безопасности движения и прочих действий, направленных на качественное выполнение услуги.
На рынке транспортных услуг можно выделить несколько субъектов, а именно: потребителя услуги; ее производителя (перевозчик/экспедитор); государство, осуществляющее регулирование рынка; организации, сопровождающие процесс оказания транспортной услуги, например, консалтинговые компании, структуры, выполняющие ремонтные работы транспортных средств, погрузо-разгрузочные услуги и пр. С возникновением новых потребностей на рынке как со стороны потребителей транспортной услуги, так и со стороны тех, кто ее оказывает, количество посреднических структур увеличилось. Активное участие в этом принимает государство в лице органов
государственной власти, инициирующих создание и внедрение нормативно-правовых актов (помимо действующих), соблюдать, которые обязаны все участники рынка.
Рынок транспортных услуг классифицируется по различным признакам, например, в зависимости от вида транспорта, обслуживаемой территории и ее охвата, по составу транспорта, участвующего в перевозке, а также по объекту перевозки, по виду оказываемой услуги.
Развитие мировых информационно-цифровых технологий не могло не коснуться рынка транспортных услуг. Тенденция автоматизации рабочих процессов будет продолжать наращивать свои темпы за счет внедрения новых цифровых продуктов. Сегодня не представляет никакой сложности с помощью спутниковой связи отследить груз на всех этапах перевозки, проверить физическое состояние водителя и транспортного средства, его местонахождение, осуществить расчет прибытия объекта в случае форс-мажорных обстоятельств, своевременно оказать техническую поддержку и обеспечить безопасность и сохранность транспортного средства, избежать «холостых» рейсов, минимизировать влияние «человеческого фактора».
Высокий уровень конкуренции на рынке подталкивает компании к дальнейшему внедрению digital-технологий. Современный потребитель транспортной услуги активно пользуется интернет-сервисами для вызова такси, приложениями для отслеживания авиарейсов, дорожных пробок. Электронная логистика стала повседневным инструментом для компаний перевозчиков. Эти действия позволяют поднять на более высокий уровень качество исполнения транспортных услуг (скорость, надежность, экономичность, своевременность), увеличить эффективность работы предприятий, что несомненно положительно отразится на финансовом благосостоянии бизнеса.
Тенденция роста мирового товарооборота автоматически приводит к увеличению нагрузки на рынок транспортных услуг. Несмотря на кризисные состояния экономик, есть отрасли, показывающие положительную финансовую динамику, например, e -commerce. В 2016 г. именно зарубежная Интернет -торговля в России показала рост [1]. Аналогичная тенденция продолжилась и в 2017 г. Активность россиян в отношении покупок китайской продукции обеспечивает большой объем товаропотока, тем самым увеличивая и спрос на транспортировку с различными логистическими параметрами. В стремлении найти широкий ассортимент товаров по комфортным ценам потребителю иной раз выгоднее приобрести продукт и заказать доставку из-за рубежа. Спрос рождает предложение, и компании-перевозчики предложили «доставку в составе сборных грузов», что выгодно всем участникам сделки.
Тенденция усиления государственного контроля за рынком транспортных услуг проявляется в создании нормативно-правовых актов, внесении изменений в действующее законодательство, что увеличивает ответственность бизнеса перед государством. Например, с целью возмещения ущерба, нанесенного дорожному покрытию, была создана система взимания платы «Платон», введение которой вызвало массовые протесты со стороны компаний и частных перевозчиков сектора большегрузных машин (> 12 тонн).
Экономические процессы, происходящие в России, подталкивают перевозчиков к сокращению затрат на оказание услуг, перекладыванию последствий инфляции на плечи потребителя. Не последнюю роль в этом играет опыт зарубежных компаний. Например, в 2014 году в России появился авиаперевозчик-лоукостер «Победа», который в своей работе использует опыт западных авиакомпаний (низкие цены на авиабилеты, ограничение массы на провоз бесплатного багажа, отсутствие питания на борту). Если говорить о пассажирских перевозках, то желание потребителя сократить затраты на услугу привело к появлению сервисов совместных поездок (Bla-Bla-Car в Европе), такси Uber, проведение интернет-тендеров среди частных перевозчиков в режиме реального времени.
Исходя из вышеописанных тенденций на рынке транспортных услуг, можно сделать вывод, что отрасль нуждается в умеренном государственном регулировании, которое не будет тормозить динамику развития рынка, а, наоборот, способствовать ее росту,
повышению эффективности за счет внедрения новых технологий, финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, созданию дорожной инфраструктуры.
Транспортный рынок перспективен, с точки зрения развития бизнеса, и в последние годы показывает рост на фоне кризисных процессов экономики. Но несмотря на положительную динамику, в отрасли существует ряд препятствий, негативно влияющих на ее развитие. К основным проблемам следует отнести состояние дорожной инфраструктуры, усугубляющееся ее протяженностью, недостаток инвестиций в развитие транспортного рынка, инфляционные процессы на горюче-смазочные материалы (ГСМ), а также их качество, изношенность парка транспортных средств.
В связи с большой протяженностью транспортных артерий в России ремонт и поддержание их требует постоянного финансирования. Лишь треть автомагистралей страны соответствует нормативам [2]. Качество дорожного полотна вызывает множество нареканий со стороны перевозчиков. Как следствие быстрая изнашиваемость транспортного парка, которая на сегодняшний день составляет более 50% (по оценкам Минэкономразвития и Министерства транспорта РФ). Помимо переоснащения автопарка не всем компаниям -перевозчикам доступно использование в работе программных продуктов электронной логистики, современных digital-устройств, которые позволят повысить качество транспортной услуги и эффективность работы в целом. Выход из сложившейся ситуации для компаний-перевозчиков - привлечение инвестиций в отрасль, как частных, так и государственных, создание и запуск финансовых программ на государственном уровне, позволяющих бизнесу произвести технологическую реновацию парка.
По мнению представителей перевозчиков, за последние годы усилилось давление со стороны государства, а именно возросла налоговая нагрузка, а также были внедрены обязательные сборы (система взимания платы «Платон») [3]. Ожидание финансовой поддержки от государства оборачивается дополнительными финансовыми обязательствами, которые по плану должны быть реинвестированы в дорожную инфраструктуру. На этом фоне организация платных дорог по опыту зарубежных стран вызывает двоякую реакцию.
В сложившейся ситуации более мелкие перевозчики видят для себя выход в объединении в более крупные компании, что даст возможность расширения автопарка, снижения издержек на ведение бизнеса.
Помимо этого, нельзя не упомянуть обязанность перевозчика на всех видах транспорта нести ответственность за страхование транспортного средства, обеспечивать его безопасность и сохранность, низкое качество техобслуживания в пути, нехватку квалифицированных кадров, получение и продление лицензий (для компаний, занимающихся особо опасными грузами) - все это требует серьезных финансовых затрат.
Что делать российской транспортной компании в рамках существующих условий рынка, когда вследствие экономического кризиса, наложенных санкций пострадало большинство секторов экономики страны? Готовых решений нет, но есть рыночные тенденции, опыт российских и зарубежных компаний-перевозчиков. Несмотря на кризисное состояние экономики, отрасль и спрос на транспортно-логистические услуги растут и имеют позитивные перспективы развития. Главная задача участников рынка - быстрая адаптация к меняющимся условиям в отрасли, чувствительность к новым тенденциям и следование им, а также решение общими усилиями существующих проблем на транспорте (изменение законодательной базы).
В силах независимой транспортной компании развитие комплексной логистики, привлечение разных видов транспорта, даже в категории одного вида; ставить на вооружение информационно-цифровые технологии, использовать программы электронной логистики, способствующие снижению издержек; улучшать качество и расширять количество оказываемых услуг на всех видах транспорта (например, оказывать экспедирование грузов, предоставлять персонал для погрузки/выгрузки); инвестировать в обучение собственных профессионалов (в зависимости от стиля вождения водителя экономия топлива за рейс может составить до 10%) [4]; вводить программы лояльности среди клиентов бизнеса; создание партнерств с конкурентами. Это не полный перечень
шагов, которые может предпринять компания-перевозчик для того, чтобы сохранить и,
более того, улучшить собственное положение на рынке.
Список литературы /References
1. Рынок e-commerce в России: итоги 2016 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.shopolog.ru/news/rynok-e-commerce-v-rossii-itogi-2016-goda/ (дата обращения: 24.08.2017).
2. Автотранспортная логистика и ее особенности в реалиях России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shuttle-logistic.com/publikatsii/avtotransportnaya-logistika.html/ (дата обращения: 24.08.2017).
3. «Платон»: плюсы и минусы российской системы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://logdok.ru/publication/platon-plyusy-i-minusy-rossijskoj-sistemy/ (дата обращения: 24.08.2017).
4. Как выжить в кризис транспортной компании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oblvesti.ru/archive/biznes/page2-biznes/kak-vyzhit-v-krizis-transportnoy-kompanii.html/ (дата обращения: 24.08.2017).
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тарасова М.А. Email: [email protected]
Тарасова Марина Александровна - магистрант, кафедра экономики,
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток
Аннотация: на сегодняшний день аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. Подобная форма деятельности основана на взаимной заинтересованности государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. В условиях централизованно управляемой плановой экономики потребность в независимом финансовом контроле в нашей стране не возникала. Он вполне эффективно заменялся системой ведомственного и вневедомственного контроля. Данная система в целом была сосредоточена на выявлении различных нарушений или злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, отражаемой в ошибках и отступлениях в отчетности. Так же на неё возлагалось нахождение и наказание нарушителей. Для плановой централизованной экономики такой подход был вполне оправдан, однако переход к рыночной экономике заставляет пересматривать и систему контроля. К ней предъявляется требование наличия гораздо большей гибкости, пластичности и прозрачности [2].
В текущей статье освещены вопросы, связанные с организацией подобного контроля. В статье будет рассказано, как устроена организация аудиторского контроля, а также как устроена организация контроля инвестиционной деятельности, описаны особенности информационно-нормативного обеспечения аудита инвестиционного процесса, также рассмотрен вопрос о планировании аудита и внутрихозяйственного контроля инвестиционной деятельности. Все это является актуальным в свете происходящих изменений в экономике и экономической политике.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, информационно-нормативное обеспечение, планирование аудита, внутрихозяйственный контроль.