Научная статья на тему 'Особенности функционирования транспортно-экспедиционных компаний в транспортной системе Республики Татарстан'

Особенности функционирования транспортно-экспедиционных компаний в транспортной системе Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН / ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА / TRANSPORT SYSTEM OF RUSSIA / TRANSPORT SYSTEM OF REPUBLIC TATARSTAN / FREIGHT FORWARDING SERVICE / TRANSPORT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахимов А.Р.

В статье автор проводит научное рассмотрение вопроса об особенностях функционирования транспортно-экспедиционных компаний в транспортной системе Республики Татарстан. Изучено важность наличия и развития логистических терминалов Региона. Обозначены основные не благоприятные факторы влияния, способствующие к сокращению диспетчерских и транспортных компаний, осуществляющих свою деятельность на рынке транспортных грузоперевозок. Исследованы основные группы субъектов транспортно-экспедиционного обслуживания в Республике Татарстан. Выделена специфика и перечень оказываемых услуг в логистических терминальных комплексах. Определены основные направления специализации транспортно-экспедиционных компаний Республики Татарстан при осуществлении деятельности по перевозке грузов. Исследована модель совместного предприятия. Указаны ключевые факторы необходимые к соблюдению при образовании совместных предприятий. Приведены благоприятные результаты от деятельности совместных предприятий для их участников. Обозначены основные финансовые инструменты, применяемые при развитии функционирования транспортно-экспедиционных компаний в транспортной системе России и Республики Татарстан. Раскрыты основные проблемы, на которые могут быть нацелены научные исследования по вопросам дальнейшего изучения и исследования развития функционирования предпринимательской деятельности в области транспорта. Автором сделаны выводы имеющие влияние для развития рынка транспортно-экспедиционного обслуживания. Указаны проблемы препятствующие развитию предпринимательской деятельности в области транспортно-экспедиционных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рахимов А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FUNCTIONING OF FORWARDING COMPANIES IN THE TRANSPORT SYSTEM OF REPUBLIK TATARSTAN

In the present article the author carries out scientific consideration of a question of the analysis functioning of forwarding companies in the transport system of Republic Tatarstan. The importance of the availability and development of logistics terminals in the Region is studied. The main unfavorable factors of influence that contribute to the reduction of dispatching and transport companies operating in the market of cargo transportation are identified. The main groups of subjects of freight forwarding services in the Republic of Tatarstan are investigated. The specificity and the list of services provided in the logistics terminal complexes are highlighted. The main areas of specialization of freight forwarding companies of the Republic of Tatarstan in carrying out activities on the transportation of goods are determined. The joint venture model is investigated. The key factors necessary for compliance with the formation of joint ventures are indicated. Favorable results from the activities of joint ventures for their participants are presented. The main financial instruments used in the development of the functioning of forwarding companies in the transport system of Russia and Republic Tatarstan are identified. The main problems at which scientific research concerning further studying and a research of the development functioning transport business. The author made conclusions having for the development of freight forwarding services market. Developmental problems identified business activity in the field of freight forwarding service.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования транспортно-экспедиционных компаний в транспортной системе Республики Татарстан»

УДК 33

Рахимов А.Р.

Генеральный директор группы компаний «Ак Буре Групп» (Казань)

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10658 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫХ КОМПАНИЙ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Rakhimov A. R.

Groups of the Ak Bure Group Company (Kazan)

FEATURES OF THE FUNCTIONING OF FORWARDING COMPANIES IN THE TRANSPORT

SYSTEM OF REPUBLIK TATARSTAN

Abstract.

In the present article the author carries out scientific consideration of a question of the analysis functioning offorwarding companies in the transport system of Republic Tatarstan. The importance of the availability and development of logistics terminals in the Region is studied. The main unfavorable factors of influence that contribute to the reduction of dispatching and transport companies operating in the market of cargo transportation are identified. The main groups of subjects offreight forwarding services in the Republic of Tatarstan are investigated. The specificity and the list of services provided in the logistics terminal complexes are highlighted. The main areas ofspecialization of freightforwarding companies of the Republic of Tatarstan in carrying out activities on the transportation of goods are determined.

The joint venture model is investigated. The key factors necessary for compliance with the formation ofjoint ventures are indicated. Favorable results from the activities ofjoint ventures for their participants are presented. The main financial instruments used in the development of the functioning of forwarding companies in the transport system of Russia and Republic Tatarstan are identified.

The main problems at which scientific research concerning further studying and a research of the development functioning transport business. The author made conclusions having for the development offreight forwarding services market. Developmental problems identified business activity in the field of freight forwarding service.

Аннотация.

В статье автор проводит научное рассмотрение вопроса об особенностях функционирования транспортно-экспедиционных компаний в транспортной системе Республики Татарстан. Изучено важность наличия и развития логистических терминалов Региона. Обозначены основные не благоприятные факторы влияния, способствующие к сокращению диспетчерских и транспортных компаний, осуществляющих свою деятельность на рынке транспортных грузоперевозок. Исследованы основные группы субъектов транспортно-экспедиционного обслуживания в Республике Татарстан. Выделена специфика и перечень оказываемых услуг в логистических терминальных комплексах. Определены основные направления специализации транспортно-экспедиционных компаний Республики Татарстан при осуществлении деятельности по перевозке грузов. Исследована модель совместного предприятия. Указаны ключевые факторы необходимые к соблюдению при образовании совместных предприятий. Приведены благоприятные результаты от деятельности совместных предприятий для их участников. Обозначены основные финансовые инструменты, применяемые при развитии функционирования транспортно-экспедиционных компаний в транспортной системе России и Республики Татарстан. Раскрыты основные проблемы, на которые могут быть нацелены научные исследования по вопросам дальнейшего изучения и исследования развития функционирования предпринимательской деятельности в области транспорта. Автором сделаны выводы имеющие влияние для развития рынка транспортно-экспедиционного обслуживания. Указаны проблемы препятствующие развитию предпринимательской деятельности в области транс-портно-экспедиционных услуг.

Ключевые слова: транспортная система России, транспортная система Республики Татарстан, транспортно-экспедиционное обслуживание, регулирование в сфере транспорта.

Keywords: Transport system of Russia, transport system of Republic Tatarstan, freight forwarding service, transport regulation.

Рынок транспортно-экспедиционных услуг по перевозки грузов - является неотъемлемой и важнейшей частью экономической системы страны.

При перевозке разных видов и типов грузов, от транспортных компаний требуется высокий уровень профессионализма и ответственности. Доставка определенного количества груза, в определенное время, в любых погодных условиях, в разных направлениях требует наличие специальных

навыков, и имеет огромное влияние на обеспечение жизнедеятельности экономики, потребительского спроса населения, товарооборота и т.д.

Развитие рыночных отношений, всегда приводит к усилению конкуренции в предпринимательской среде. Транспортно-экспедиционной бизнес, в области грузоперевозок, не является исключением. Однако, рост конкуренции не означает рост качества оказываемых услуг, количество транспортных

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#2(1т)),2Ш9 / БСОШМТС 8С1Б1ЧСБ8

компаний растёт, появляются много мелких компаний, а о качество оказываемых услуг развивается не равномерно с ростом количества. Соответственно, это приводит к развитию транспортно-экспедиционных организаций в нетранспортных секторах экономики. Многие крупные компании-производители, не получают транспортно-экспедиционных услуг требуемого качества и вынуждены создавать собственные транспортные и логистические структуры внутри своих организаций.

Республика Татарстан, находится на перекрестке основных направлений дорожной сети, которая связывает центр нашей страны с её восточными регионами, которых связывает между собой федеральная трасса М7. Соответственно, это приводит к росту потребности в логистических центрах и в транспортных терминалах, которые получают своё развитие в Республике Татарстан[1].

Сейчас в Республике Татарстан построено, несколько логистических и транспортных терминалов, рассчитанных на обслуживание несколько десятков автотранспортных средств одновременно. Крупнейшими из них являются следующие логи-стическо-транспортные терминалы:

1. Логопарк «Биек Тау» - это индустриально-логистический парк класса «А», общая складская площадь комплекса составляет 260 тыс. кв. м.

2. Логистический центр <^-Парк Казань» (класс А, 230 тыс. кв. м)

3. Логистический парк «Национальной интендантской компании» (класс А, 125 тыс. кв. м)

4. Логистический комплекс «Константинов-ский» (класс А, его общая площадь 44 тыс. кВ. м.) [2].

При этом рынок транспортно-экспедиционных компаний консолидируется. Большое количество транспортно-экспедиционных компаний, пытаясь «выжить», объединяют свои диспетчерско - логистические службы, что бы минимизировать расходы на их содержание.

В 2018 гг. в Казани, из-за не благоприятной атмосферы для развития транспортного бизнеса (увеличение НДС до 20%; ведение новой пошлины в идее ПЛАТОНа; общее снижение соотношение спроса грузоотправителей на услуг перевозчиков и т.д.), закрылись более 20% диспетчерских компаний и 10% перевозчиков, костяк которых составляли компании - посредники, не имеющие собственного транспорта, и которые зарабатывали на посреднических услугах между грузовладельцами и транспортными компаниями. Что привело к тому, что на рынке остались более крупные транспортные компании, имеющие свой автотранспорт, что привело к улучшению качества оказываемых услуг. Тарифы, на грузоперевозки на середину 2019 года, показали рост на 15-20 % по сравнению с тем же периодом 2017 года.

Все субъекты системы транспортно-экспеди-ционного обслуживания в Республике Татарстан можно с некоторой степенью условности разделить на три основные группы:

1. Федеральные и региональные органы государственной власти, являющиеся непосредственными, прямыми или косвенными субъектами системы транспортно-экспедиционного обслуживания, в основном она проявляется в пассажирских перевозках. Государство является владельцем множества объектов транспортной инфраструктуры, кроме того, оно формирует правовую базу транс-портно - экспедиторской деятельности, осуществляет контроль за соблюдением правовых норм.аин-тересованные стороны - лица, заинтересованные в осуществлении перевозки тех или иных грузов: производители продукции, покупатели товаров, посреднические компании и т.д.

2. Организации участвующие в процессе оказывания транспортно-экспедиционных услуг при осуществлении перевозок грузов. К ним относятся:

- Транспортные компании, осуществляющие, непосредственно перемещение груза, имеющие свой подвижной состав, необходимый для осуществления разных видов перевозок.

- Транспортно-экспедиционныекомпании - организации, оказывающие широкийспектруслуг,свя-занныхсдоставкой груза от отправителядополуча-теля.

- Транспортные и грузовые терминалы, склады - организации, располагающие мощностями для хранения, складирования, консолидации и распределения грузов.

Терминальные комплексы, в зависимости от сферы деятельности, направлены на оказание следующих основных услуг[3]:

- Стивидорные компании - организации, предоставляющие услуги по осуществлению ПРР и располагающие комплексом, необходимых для их осуществления, средств.

- Страховые компании - организации, предоставляющие услуги по страхованию грузов, транспортных средств и ответственности перевозчика или экспедитора, с целью создания для субъектов, участвующих в доставке груза, гарантии компенсации предполагаемых при перевозке убытков и упрощения получения такой компенсации.

- Консалтинговые компании - организации, предоставляющие услуги по проведению маркетинговых исследований анализируя конъюнктуру транспортных рынков.

- Ассоциации сюрвейеров - организации, предоставляющие услуги, связанные с обследованием транспортных средств, на предмет их исправности и пригодности для оказания соответствующих услуг по перевозки грузов, которое подтверждается сюрвейерным актом. Сюрвейерный акт служит одним из доказательств при разрешении споров в случае порчи, повреждения или утраты объекта.

- Лизинговые компании - финансовые организации, предоставляющие в аренду имущество с последующим выкупом лизингополучателем данного имущества, после выплаты выкупной стоимости имущества и процентов лизинговой компании за предоставленную финансовую услугу.

Отметим то, что мировая и российская практика показывает, что потребности клиентской базы грузоперевозочных компаний все реже ограничиваются простой необходимостью только перевозки груза. Клиенты заинтересованы в таких дополнительных услугах как: погрузочно-разгрузочные работы, в некоторых случаях упаковка груза, временном хранении в складских помещениях, оформление документации при таможенных процедурах и т.д. Некоторые грузовладельцы сами пытаются наладить процессы выполнения этих услуг, либо обращаются в специализированные компании.

Однако опыт свидетельствует, что в условиях рынка большинство из них предпочитают [4]:

- не заниматься работами, которые не связаны непосредственно с основным бизнесом;

- иметь дело с минимальным числом предприятий обеспечивающих транспортировку грузов, которые оказывают полный спектр вышеуказанных услуг;

Если транспортно - экспедиционная организация не оказывает дополнительные услуги клиенту, необходимости в которых возникают в процессе транспортно - экспедиционного обслуживания, а стремится продать ему только услугу по перевозке груза, то велика вероятность того, что, этот клиент, скорее всего, обратится другой перевозочной компании. Учитывая, сегодняшнюю конкуренцию в транспортном секторе, всегда найдется другой оператор, готовый предоставить клиенту весь спектр необходимых ему услуг[5].

Учитывая это обстоятельство, во всем мире квалифицированные транспортно - экспедиторские компании стремятся включить в договор с клиентом максимальный набор предоставляемых дополнительных услуг, при осуществлении услуг по перевозке грузов. В тех случаях, когда компания не может оказать ту или иную дополнительную услугу клиенту, то она привлекает стороннюю компанию, предоставляющие те или иные необходимы клиенту услуги, и предоставляет от своего имени.

Многие специалисты отмечают, что важным фактором достижения успеха транспортно - экспедиционных компаний является правильный выбор специализации, то есть выбор определенного сектора рынка и видов транспортных услуг, на которых они сосредотачивают свои усилия. Сущность специализации заключается в том, что транс-портно- экспедиционные компании:

- ориентируется на обслуживание определенных групп клиентов, имеющие одинаковые потребности в получении транспортных услуг, и одинаковые технологические условия при оказании транс-портно - экспедиционных услуг;

- стремится к применению ограниченного набора технологий, что позволяет унифицировать технологические приемы, влияющие на качество оказываемых услуг;

- в большинстве случаев, использует одинаковый по своему назначению, подвижной состав, и другие технические средства, применяемые при оказании транспортно - экспедиционных услуг;

- перевозит груза, имеющие сходные технологические свойства и транспортировочные условия, и так далее.

Преимуществами, транспортно-экспедицион-ных компаний, имеющих рыночную специализацию, по сравнению с широкопрофильными предприятиями, являются более высокое качество и меньшая себестоимость ее транспортно-экспедици-онных услуг, лучшее знание клиентуры, более высокая квалификация персонала, более точный, учет и анализ собственных издержек. Все это, способствует улучшению положения предприятия на рынке[6].

Очевидно, что принцип узкой специализации компании, в какой - то степени противодействует принципу диверсификации, то есть, к стремлению расширении набора предоставляемых услуг. Однако компании применяют эффективный приём при решении этого противоречия, путём создания -самостоятельных отделов, филиалов и дочерних предприятий[7].

Оценивая перспективы развития российского рынка транспортно-экспедиционных услуг, необходимо отметить большой потенциал развития, однако, есть не маловажные проблемные стороны мешающее этому развитию:

1. Не достаточная развитость дорожной инфраструктуры:

а) не удовлетворительное состояние дорожных сетей;

б) не рациональное размещение их по территории страны;

2. Не удовлетворительное состояние всего подвижного состава рынка транспортных услуг:

а) изношенность и старость подвижного состава;

б) несоответствие ТС современным потребностям рынка;

в) низкая платежёспособность населения, что не позволяет индексировать стоимость перевозок в соответствии с инфляционными показателями. Что в свою очередь не позволяет транспортным компаниям часто обновлять подвижной состав;

г) не развитость машиностроительного сектора экономики;

3. Необходимость структурных преобразований:

а)необходимость пересмотра нормативно -правовой базы, её реформирования;

б) развитость государственных программ развития предпринимательства в транспортной области;

В итоге, очевидна не эффективность развитие транспортной системы страны, что является тормозом для всей экономики страны в целом.

Транспортно - экспедиционные компании в Республике Татарстан могут специализироваться на следующих направлениях:

Первое направление - обслуживание клиентов в местном сообщении. Внутригородские, межпоселковые перевозки.

«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#2®I44),2@19 / ECONOMIC SCIENCES

Второе направление - организация междугородных перевозок. Связана с обеспечением транспортного средства грузом, в одном направлении, и поиском попутных грузов для обратного возвращения транспортного средства.

Третье направление - непосредственная работа с отправками. Она включает прием грузов к перевозке, временное хранение грузов, пакетирование, тарирование, упаковывание, контейнеризацию и т. п. Такая грузовая работа обычно выполняется экспедиторами, на терминалах с применением специального оборудования и подготовленного персонала.

Четвертое направление - организация международных перевозок. Технология и организация международных перевозок грузов во многом сходны с аналогичными функциями на междугородних перевозках, однако международные экспедиторы дополнительно осуществляют таможенные операции, выполняют страхование грузов и некоторые другие специфические операции, свойственные обеспечению международной торговли.

Пятое направление - организация перевозок в смешанном сообщении (интермодальных или мультимодальных перевозок). Специфическая задача экспедиторов смешанного сообщения - организация перевозок с участием предприятий различных видов транспорта. Экспедиторы смешанного сообщения, принимают на себя полную ответственность перед клиентом за всю перевозку от начала до конца, именуются в международной практике операторами мультимодальной либо интермодальной перевозкой. Деятельность оператора мульти-модальной перевозки очень сложна, она требует координации работы многих транспортных предприятий разных государств, однако такая форма обслуживания весьма привлекательна для грузоот-правителей[8].

Упрочение положения отдельных компаний может привести их к необходимости объединения, создания своего рода корпорации, что имеет свои неоспоримые преимущества. Но само собой это не происходит, необходимо применение для этой цели особой корпоративной стратегии, отличной от стратегии отдельной компании.

Слияние компаний - главное событие в жизни компаний и нередко это причина успеха или провала. Как и женитьба, оно имеет кроме экономического, еще и эмоциональное воздействие.

При этом возникают три основных вопроса.

- Должна ли быть создана новая организация в рамках корпорации или же следует приобрести уже существующую независимую компанию?

- Если следует приобрести независимую компанию, как будет финансироваться это приобретение?

- Какие шаги необходимо предпринять, чтобы добиться реализации предполагаемых преимуществ после осуществления приобретения?

На территории Республики Татарстан функционирует большое количество совместных предприятий.

В частности, СП должно учитывать:

- экономическую эффективность. СП должно осуществлять свои функции лучше конкурентов. СП должно само давать прибыть или же представлять такую ценность для учредителей, чтобы его имело смысл содержать. В любом случае надо всегда иметь в виду применение альтернативных, менее дорогостоящих вариантов, если они будут выгоднее СП;

- поддержку учредителями. Учредители отнюдь не считают СП членом своей семьи. Через СП один партнер может получить производственные и иные секреты другого. СП обычно получает ограниченную поддержку учредителей, хотя без значительной их поддержки СП обычно не выживает;

приспособляемость к изменениям. Взаимосвязи между СП и партнерами со временем меняются. У всех троих может вырасти конкуренция, появятся новые возможности, изменится технология и т. д. Так что через год - два интересы, положение и возможности их могут измениться.В связи с развитием малого и среднего предпринимательства в транспортной области, на рынке появляются большое количество малых транспортных предприятий. В зарубежных странах малые предприятия успешно взаимодействуют с представителями крупного бизнеса, рассматривающими их как стратегических партнеров. К ним, в частности, относятся и транспортные корпорации, использующие в своей деятельности франчайзинг, аутсорсинг, венчурное финансирование и лизинг.

Франчайзинг является специфической формой продвижения на рынок продукции и услуг крупных компаний, путем передачи малым предприятиям соответствующих технологий и прав на оказание услуг под торговой маркой компании.

В Татарстане пока не распространен полный аутсорсинг логистических услуг. В основном логистическими услугами пользуются крупные торговые сети. Они остро испытывают, нехватку в РТ логистических операторов, уровня не меньше 3PL, оказывающих полный комплекс услуг[9].

Аутсорсинг имеет место, когда организация передаёт право владения бизнес - процессом внешнему исполнителю. Ключевым понятием в этом определении является передача контроля. Именно передача контроля над процессом отличает аутсорсинг от других форм взаимодействия компаний.

Противоположная ситуация наблюдается при аутсорсинге. В данном случае заказчик формулирует задачи, стоящие перед поставщиком услуг, способы достижения этих целей целиком лежит на исполнителе, в некоторых случаях, заказчика эти способы достижения могут и не интересовать, как, впрочем, и ответственность за достижение требуемого результата также несёт исполнитель.

Венчурное финансирование предполагает создание крупными компаниями малых предприятий для реализации конкретных инновационных проектов. В РТ функционирует Инвестиционно-Венчурный Фонд Республики Татарстан.

Наконец, особенно в РТ широко распространена деятельность лизинговых компаний в области

транспортного предпринимательства. Их деятельность направлена на закупку коммерческих транспортных средств и и в последующем передачи их транспортным компаниям (для осуществления коммерческой деятельности) в аренду, с правом или без права последующего выкупа.

В качестве выводов отметим то, что развитие транспортно-экспедиционного обслуживания в России и Республике Татарстан должно проходить на основе:

• развития российского транспортно-экспе-диционного сервиса;

• захода зарубежных транспортно-экспеди-ционных компаний на российский транспортный рынок;

• создания международных транспортно-экспедиционных компаний.

В целом, оценивая перспективы российского рынка транспортно- экспедиционного обслуживания, можно сделать вывод о его большой потенциальной ёмкости, реализации которой препятствуют:

• старение и несовершенство транспортной инфраструктуры (не удовлетворительное состояние дорожной сети, несоответствие их современным требованиям; нерациональное размещение по территории страны);

• высокая степень износа подвижного состава всех видов транспорта (низкая платежёспо-собность населения, не развитость машиностроительного сектора и т.д.);

• необходимость в структурных преобразований в сфере транспорта (пробелы в имеющейся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нормативно-правовой базе, не развитость программ по развитию предпринимательской деятельности в транспортной области).

Литература:

1.Розанова А. Из рук в руки. Рынок логистических услуг в Татарстане. [Электронный ресурс]: http ://www. g9e.ru/case

2.Файрушин И.Д. Крупнейшие грузоперевоз-чики // Деловой квартал: журнал. №6 2018. С.21.

3.Паршина Р.Н. Логистика транссибирских контейнерных перевозок. Издательство: ВИНИТИ РАН, 2008. С. 112.

4.Горин В. С., Степанов А. А. Концептуальные основы транспортно-экспедиционного обслуживания бизнеса и населения / Вестник транспорта. 2009. № 11. С.39.

5.Логистика в транспортном комплексе РФ: проблемы и предложения /В. И. Сергеев; РИАНОВОСТИ. М., 2011. С.91.

6. Еремеева, Л.Э. Основы транспортно -экспедиторского обслуживания: учеб. пособие/Л.Э. Еремеева. Сыктывкар: СЛИ, 2014. С.89.

7. Проблемы и перспективы рынка транспортных услуг в России после вступления в ВТО/Е. Д. Авилова, Т. В. Ваганова, С. А. Ширяев, В. А. Гудков, А. А. Раюшкина//Молодой ученый. 2013. № 5. Ч. 1. C. 26-28.

8. Хаирова С.М. Логистический сервис в глобальной экономике. -М., 2015. С.112-113.

9. Петрова П.Л. Рынок логистических услуг: проблемы и перспективы // Современные проблемы транспортного комплекса России.№11. 2017. С.30-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.