Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Консалтинг / управленческое консультирование / современный рынок консалтинговых услуг / тренд / менеджер по консультированию / менеджер по управлению персоналом / консалтинговая фирма / Consulting / management consulting / modern consulting services market / trend / consulting manager / HR manager / consulting firm

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рытова Татьяна Александровна

В статье рассматриваются тренды на рынке консалтинговых услуг в Российской Федерации в период с 2020 по 2023 г., их особенности и характеристика, а также сущность и значимость для системы управления современных организаций в связи со сложившейся на данном рынке экономической и деловой обстановкой. Одна из ключевых проблем, с которой столкнулись консалтинговые агентства в нашей стране, – это уход большей части зарубежных клиентов, которые активно пользовались услугами этих компаний. Следует отметить, что из-за санкционных ограничений российские агентства теперь не могут оказывать услуги американским и европейским компаниям, в то же время многие зарубежные компании, которые вели консалтинговый бизнес на территории Российской Федерации, прекратили свою деятельность. В статье проведен анализ изменения российского рынка консалтинговых услуг в период с 2020 по 2023 г. и введения санкционных ограничений в отношении России. Описываются возможности компаний – клиентов современного рынка консалтинговых услуг по активизации работы процессов внутри системы управления персоналом собственной организации для лучшего взаимодействия с консалтинговыми фирмами ради достижения практических результатов. Результатами исследования стали выводы о наличии проблем, связанных с государственным регулированием консалтинговых услуг в России. В завершение делается вывод о дальнейшем развитии трендов в области консалтинга и возможности взаимовыгодного сотрудничества представителей управленческого консультирования с коммерческими организациями – клиентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN CONSULTING SERVICES MARKET, ITS FEATURES AND CHARACTERISTICS IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article examines the current trends in the consulting services market in the Russian Federation from 2020 to 2023, as well as their features, characteristics, and significance for modern organizations in the current economic and business environment. One of the main challenges facing consulting agencies in Russia is the departure of many foreign clients who previously actively used their services. Due to sanctions, Russian agencies are unable to provide services to American and European clients, while many foreign consulting companies that operated in Russia have ceased operations. The article analyzes the changes in the Russian consulting services market during the period from 2020 to 2023, including the introduction of sanctions against our country. It describes the possibilities for client companies on the modern consulting market to improve their personnel management systems in order to better interact with consulting firms and achieve practical results. The study reveals some problems related to state regulation of consulting services in Russia and concludes with a discussion of future trends in the consulting field and the potential for mutually beneficial cooperation between management consultants and commercial clients.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 005.572 JEL: M21

DO110.24147/1812-3988.2024.22(2).76-84

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т.А. Рытова

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 16 января 2024 г.

Дата принятия в печать 19 февраля 2024 г.

Тип статьи

Аналитическая статья

Ключевые слова

Консалтинг, управленческое консультирование, современный рынок консалтинговых услуг, тренд, менеджер по консультированию, менеджер по управлению персоналом, консалтинговая фирма

Аннотация. В статье рассматриваются тренды на рынке консалтинговых услуг в Российской Федерации в период с 2020 по 2023 г., их особенности и характеристика, а также сущность и значимость для системы управления современных организаций в связи со сложившейся на данном рынке экономической и деловой обстановкой. Одна из ключевых проблем, с которой столкнулись консалтинговые агентства в нашей стране, - это уход большей части зарубежных клиентов, которые активно пользовались услугами этих компаний. Следует отметить, что из-за санкционных ограничений российские агентства теперь не могут оказывать услуги американским и европейским компаниям, в то же время многие зарубежные компании, которые вели консалтинговый бизнес на территории Российской Федерации, прекратили свою деятельность. В статье проведен анализ изменения российского рынка консалтинговых услуг в период с 2020 по 2023 г. и введения санкционных ограничений в отношении России. Описываются возможности компаний -клиентов современного рынка консалтинговых услуг по активизации работы процессов внутри системы управления персоналом собственной организации для лучшего взаимодействия с консалтинговыми фирмами ради достижения практических результатов. Результатами исследования стали выводы о наличии проблем, связанных с государственным регулированием консалтинговых услуг в России. В завершение делается вывод о дальнейшем развитии трендов в области консалтинга и возможности взаимовыгодного сотрудничества представителей управленческого консультирования с коммерческими организациями - клиентами.

Article info

Received January 16, 2024

Accepted February 19, 2024

Type paper

Analytical paper

Keywords

Consulting, management consulting, modern consulting services market, trend, consulting manager, HR manager, consulting firm

THE MODERN CONSULTING SERVICES MARKET, ITS FEATURES AND CHARACTERISTICS IN THE RUSSIAN FEDERATION

T.A. Rytova

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Abstract. This article examines the current trends in the consulting services market in the Russian Federation from 2020 to 2023, as well as their features, characteristics, and significance for modern organizations in the current economic and business environment. One of the main challenges facing consulting agencies in Russia is the departure of many foreign clients who previously actively used their services. Due to sanctions, Russian agencies are unable to provide services to American and European clients, while many foreign consulting companies that operated in Russia have ceased operations. The article analyzes the changes in the Russian consulting services market during the period from 2020 to 2023, including the introduction of sanctions against our country. It describes the possibilities for client companies on the modern consulting market to improve their personnel management systems in order to better interact with consulting firms and achieve practical results. The study reveals some problems related to state regulation of consulting services in Russia and concludes with a discussion of future trends in the consulting field and the potential for mutually beneficial cooperation between management consultants and commercial clients.

1. Введение. Современный рынок консалтинговых услуг в России является значимым фактором успешного развития предпринимательской деятельности и менеджмента в условиях постоянной неопределенности и усиливающейся конкуренции. Рынок диктует консалтинговым компаниям определенные требования к консультантам и их способности адаптироваться к быстро меняющейся экономической среде.

Одной из важнейших характеристик современного рынка консалтинговых услуг в России является его разнообразие, на фоне развивающейся экономической среды консультанты предоставляют различные виды услуг, включая общий и административный консалтинг, финансовый консалтинг, а также консультации по управлению кадрами, маркетингу, организации производства, информационным технологиям и специализированным услугам, что позволяет клиентам выбирать для своей фирмы наилучшего консультанта, специализирующегося именно в сфере их интересов1.

Огромное значение для современного консалтингового рынка имеют развитие информационных технологий и современные инструменты анализа данных для предоставления более точных и качественных услуг, что помогает клиентам принимать эффективные решения на основе актуальных данных и точного анализа. Развитие информационных технологий делает рынок консалтинговых услуг интересным и эффективным и для консультантов, и для их клиентов. В условиях постоянных изменений рынок консалтинговых услуг играет важную роль в поддержании предпринимательской деятельности в России [1].

В период с 2020 по 2023 г. произошли существенные изменения на рынке консалтинговых услуг в нашей стране, для одних компаний это обернулось потерей большого количества клиентов, а для других - возможностью укрепления и развития своего бизнеса. В данный период политическая и экономическая обстановка в стране и в мире сильно повлияли на современный рынок консалтинговых услуг в Российской Федерации.

Ключевая проблема, с которой столкнулся российский рынок консалтинговых услуг в названный период, - это уход большинства зарубежных фирм, которые активно пользовались такими услугами, из-за санкционных ограничений российские консалтинговые компании

не могут оказывать услуги зарубежным (европейским и американским) компаниям. В свою очередь, многие зарубежные компании, которые вели консалтинговый бизнес в России, в данный момент прекратили или реструктуризировали свою деятельность на территории Российской Федерации, в том числе и фран-чайзинговую, рынок потерял специалистов с навыками международной экспертизы. Если в 2021 г. отмечался рост рынка консалтинговых услуг, то в 2022 г. уровень конкуренции на рынке консалтинговых услуг значительно снизился, так как многие иностранные компании покинули российский рынок [1].

Наблюдение из практики убедительно свидетельствует, что в российском консалтинге грядут серьезные структурные изменения. На фоне ухода из России ведущих международных компаний эксперты фиксируют резкий рост спроса на консалтинговые услуги для решения первоочередных бизнес-задач, и в настоящее время рост продолжается.

Пережив сложные пандемийные годы, выстроив заново бизнес-процессы в новой экономической реальности, российские предприниматели, фактически без передышки, оказались перед необходимостью снова форматировать свой бизнес - уже с учетом внешнего санкционного давления и изменений на внутреннем рынке. Выросший спрос закономерен для периода перестройки экономической системы. Основные тенденции связаны с развитием /Г-системы менеджмента в организации, развитием корпоративной культуры, повышением эффективности процессов, корректировки или созданием стратегии.

2. Обзор литературы. Под консалтинговыми услугами понимается комплекс мероприятий, направленных на решение предстоящих перед компанией задач [2]. Данная услуга ориентирована на повышение эффективности деятельности организации, а также на выявление и устранение внешних и внутренних факторов, этому препятствующих. На сегодняшний день большинство российских компаний и организаций остро ощущают дефицит внутренних ресурсов, именно поэтому они вынуждены обращаться за помощью к квалифицированным специалистам, которые оказывают консалтинговые услуги, направленные на совершенствование управленческих качеств руководителей и менеджеров компаний.

В основе данного исследования лежат труды авторов в области экономики и бизнеса, управленческого, финансового и цифрового консультирования, менеджмента, развития российского консалтинга в малом и среднем бизнесе. Подробный теоретический анализ конкурентной среды рынка консалтинговых услуг в Российской Федерации и современные тенденции развития этого рынка описывают В.А. Жуков и В.Р. Труш [3; 4]. Развитие российского предпринимательства и влияние внешних факторов на развитие рынка консалтинговых услуг описывают в своих работах А.В. Сорокин, О.В. Сагипова и Н.С. Пи-онткевич [5; 6].

3. Гипотезы и методы исследования. Актуальность исследования российского рынка консалтинговых услуг определяется значимостью данного сектора для предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Предприятия в России всё чаще нуждаются в привлечении профессиональных управленческих консультантов, имеющих статус экспертов, большой опыт в решении управленческих проблем и постоянно совершенствующих свои знания, для получения советов по повышению эффективности работы организации. В настоящее время спрос на консалтинговые услуги в нашей стране стремительно растет.

Цель исследования - выявить и обосновать особенности рынка консалтинговых услуг в России в период с 2020 по 2023 г.

Задачи исследования:

1) изучить отраслевую специфику современного рынка консалтинговых услуг;

2) выявить факторы, способствующие и мешающие развитию консалтингового бизнеса на территории Российской Федерации;

3) оценить влияние государственного регулирования на современный рынок консалтинговых услуг;

4) выявить совокупность наиболее значимых факторов, определяющих успешность или неуспешность консалтинговых компаний и их систему работы с клиентами.

Объектом исследования является современный рынок консалтинговых услуг в Российской Федерации, предметом - сами участники процесса управленческого консультирования, показатели консалтинговой деятельности, перспективы развития отрасли и методы государственного регулирования современного рынка консалтинговых услуг в России.

Гипотеза исследования: политическая и экономическая обстановка в стране в 20202023 гг. повлияла на развитие рынка консалтинговых услуг.

Автором проводится исследование и анализ состояния рынка консалтинговых услуг начиная с 2020 по 2023 г. и определяются тренды развития консалтингового бизнеса в России в ближайшее время.

В данной работе применялись эмпирические методы исследования, такие как изучение разнообразных источников информации по данной теме на этапе подготовки к написанию статьи, далее анализ полученных сведений, проведена проверка на логичность, достоверность и актуальность информации, проведено наблюдение. Также в работе применялись общенаучные методы исследования в рамках сравнительного, логического и статистического анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на состояние современного рынка консалтинговых услуг в Российской Федерации.

4. Результаты исследования. Современный рынок консалтинговых услуг направлен на помощь в решении совокупности проблем, связанных с организацией управления сложными системами в различных сферах деятельности. Потребность в консалтинговых услугах возникает в случае изменений деятельности предприятия, ухудшения общих результатов, включая кризисные ситуации, либо неясности перспектив дальнейшей работы. Работа консультанта имеет многофункциональный характер, она направлена на анализ технологических, экономических, финансовых, юридических и других аспектов деятельности компании [7; 8]. Проводя анализ организации, консультант получает возможность сформулировать рекомендации, касающиеся основных целей, деловой политики и стратегии общего планирования, структуры и контроля за работой организации.

По анализу итогов 2021-2022 гг. наиболее востребованными сферами консалтинговой деятельности в Российской Федерации являются вопросы финансов, маркетинга, аудита, бизнеса, менеджмента, инвестиций, информационных технологий, страхования и права [6].

В зависимости от формы взаимодействия консультанта и клиента консалтинг делится на три формы:

- обучающий: предоставление клиенту повышающих его квалификацию сведений в рамках определенных курсов;

- экспертный: ориентированный на производство решений и методов их внедрения на основе анализа информации;

- процессный: направленный на сотрудничество руководства фирмы с исполнителем для достижения определенных целей и оптимизации процессов предприятия.

Основными характеристиками консалтинговых услуг можно назвать мобильность, отсутствие территориальных рамок, индивидуальность, конфиденциальность, необходимость постоянного обновления информации и обучения [9; 10].

На рынке консалтинговых услуг консультанты предлагают дифференцированные услуги, в том числе среди субъектов среднего и малого бизнеса, что привлекает на российский рынок всё больше компаний. Увеличивается сложность проблем заказчиков, ведь уровень конкуренции и изменчивость потребительского спроса высоки. Вместе с развитием российского предпринимательства растут требования к профессионализму предоставления консультационных услуг.

Консалтингу присущи все традиционно выделяемые особенности услуг, которые обусловлены их неосязаемостью, непостоянством качества, неотделимостью от источника и несохраняемостью. Но наряду с традиционными свойствами для консалтинговых услуг характерен ряд специфических особенностей:

1) высокая степень неопределенности конечного результата оказания консалтинговой услуги приводит к высокому уровню хозяйственного риска;

2) длительность временного лага между процессом оказания услуги и получением положительного результата от ее использования;

3) мультипликативный эффект (как положительный, так и отрицательный) от использования консалтинговых услуг;

4) преобладание в консалтинговых услугах интеллектуальной нематериальной составляющей;

5) широкая география потенциальных клиентов, которая, как правило, не ограничена только внутренним (муниципальным, региональным или национальным) рынком;

6) зависимость результатов и цен на услуги от размеров и репутации организации, оказывающей консалтинговые услуги;

7) неоднородность консалтинговых бизнес-услуг, которая выражается в наличии твор-

ческих (реклама, коучинг) и стандартизированных (аудит, бухгалтерский учет) услуг;

8) актуальность результатов консалтинговых услуг сохраняется только в определенных экономических условиях ограниченный период.

Отмеченные особенности подводят к выводу, что не только для каждого направления консалтинга, но и для каждой конкретной консалтинговой услуги будет характерно уникальное содержание, формы воплощения и каналы распространения, а также собственный уровень эффективности. Указанные особенности определяют специфику формирования спроса на консалтинговые услуги и динамику развития рынка как в международном, так и в национальном масштабе.

Несмотря на развитие российского рынка консалтинговых услуг, некоторые отечественные предприятия до сих пор не считают консультирование неотъемлемым процессом ведения бизнеса, причиной этому стали:

- сомнения руководства предприятия в возможностях консультанта выяснить полный комплекс сложных проблем функционирования организации и дать рекомендации по их преодолению;

- сопротивление организационным изменениям руководящего состава предприятия;

- финансовые ограничения;

- отсутствие системы управления организационным знанием.

Вместе с тем в последнее время наблюдаются и положительные сдвиги, связанные с позитивными изменениями в отношении менеджмента российских предприятий к консалтинговым услугам [1]. Основными факторами такой тенденции являются:

- потеря контроля руководителями предприятий над операционной деятельностью своих структур вследствие быстрого роста компаний;

- необходимость приведения управленческой структуры компании в соответствие с опытом в сфере менеджмента;

- повышение внимания на предприятиях к стратегиям развития под влиянием растущей конкуренции на рынках;

- заинтересованность владельцев предприятий в росте своего бизнеса;

- осознание руководством важности человеческого фактора;

- создание холдингов, совместных предприятий, отделение некоторых подразделений

или целых бизнесов предприятий в самостоятельные юридические структуры;

- интерес предприятий в инвестиционном и /Г-консалтинге.

В целом, в результате проведенного анализа, к факторам, оказывающим наиболее сильное влияние на рынок консалтинговых услуг, можно отнести:

1) политические;

2) экономические;

3) правовые и законодательные;

4) технологические;

5) социальные, организационные, психологические.

Более подробно эти факторы систематизированы в виде схемы. Как видно из представленной классификации, на рынок консалтинговых услуг влияет большой перечень внешних факторов, не всегда поддающихся прогнозированию и управлению.

1) Политическая ситуация внутри страны и за ее пределами;

2) международное положение России;

3) санкционные ограничения западных компаний

1) Общее состояние экономики в России и в мире;

2) международный инвестиционный рынок;

3) темпы экономического развития;

4) ВВП страны;

5) инфляция;

6)конкуренция в отрасли консалтинга;

7) валютный курс;

8) стоимость консалтинговых услуг

1) Стабильность нормативно-правовой базы регулирования консалтинговой деятельности;

2) наличие классификатора консультационных услуг;

3) профессиональное объединение консультантов;

4) уровень коррупции в стране;

5) особенности государственного вмешательства в ценообразование;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) эффективность защиты интеллектуальной собственности

1) Технологический уклад и структурное развитие экономики;

2) величина добавленной стоимости;

3) технологические разработки и инновации

1) Недостаточность информации о конкретной консультационной фирме;

2) отсутствие гарантий конкретных результатов;

3) разовое обращение субъектов бизнеса к услугам консалтинга;

4) неосязаемость большинства консалтинговых услуг;

5) неэффективность западных методик консалтинга для российского рынка;

6) неоправданные ожидания бизнеса от работы консультантов

Классификация факторов, определяющих рынок консалтинговых услуг в Российской Федерации Classification of factors determining the consulting services market in the Russian Federation

Проводя анализ особенностей современного рынка консалтинговых услуг в России, нельзя не отметить ряд существующих проблем, связанных с государственным регулированием консалтинговых услуг в нашей стране:

1) отсутствует единый закон об оказании консалтинговых услуг, это ведет к невозможности правового закрепления основных принципов оказания услуг;

2) не предусмотрено финансирование малоимущего населения в получении консультационных услуг, таким образом, данная сфера лишается определенных льгот;

3) консалтинговые услуги не подлежат лицензированию, нет общих квалификационных требований к работникам данной сферы.

Следует отметить, что благодаря программам цифровизации самой востребованной сферой является консалтинг в сфере информационных технологий, спрос на который особенно вырос в начале перехода на дистанционный режим работы и учебы [11; 12]. Следующий в рейтинге - финансовый консалтинг, услуги, связанные с международной системой финансовой отчетности.

Сегодня чаще всего обращаются за консалтинговыми услугами по перестройке бизнес-модели и структуры бизнеса, также есть интерес к бизнесу уходящих иностранных компаний - многие демонстрируют готовность приобрести предприятия иностранных коллег. Надо отметить, что глобальные изменения современного рынка консалтинговых услуг произошли в 2022 г. и дали компаниям вынужденное развитие: они стали гибче и, можно сказать, получили свободу действий. Перемены дали и новых клиентов, которые раньше не нуждались в консалтинговых услугах [6]. Вырос спрос на консалтинговые услуги в области развития менеджмента в организации, повышения эффективности бизнес-процессов и создания новых стратегий развития предприятия.

Несмотря на все сложности, рынок консалтинга с 2021 г. растет на 20-25 % ежегодно [6]. В 2022 г. таких показателей удалось достичь во многом благодаря тому, что многие российские предприниматели, столкнувшиеся с изменениями, обратились к консультационным фирмам, чтобы наладить бизнес-процессы или перестроить структуру компании [13]. В дальнейшем рынок будет расти, и клиенты будут выбирать те консалтинговые компании, которые предоставляют комплексные решения и готовы обеспечить их полное сопровождение со всех сторон.

С началом в 2022 г. специальной военной операции на территории Украины на рынке консалтинга из компании в компанию переходят не только отдельные специалисты, но и целые команды. Опытных специалистов охотно принимают российские компании, даже расширяют для этого штат. Кроме того, уровень конкуренции значительно снизился - большая часть иностранцев покинула рынок. Благодаря этому многие специалисты получили возможность проявить себя и предложить смелые решения для оптимизации бизнес-процессов. Как правило, это решения, связанные с технологиями и /Т-инфраструктурой, позволяющие быстро принимать решения и адаптироваться под изменения.

Зарубежные компании, которые остались на российском рынке, обращаются за помощью в смене менеджмента, при которой смогут контролировать работу компании. Это делается для того, чтобы избежать продажи бизнеса, поскольку многие игроки всё еще надеются вернуться на российский рынок и оставляют для себя такую возможность.

Вырос спрос на консалтинговые услуги в области развития системы менеджмента в организации, развития корпоративной культуры, повышения эффективности процессов, финансовой модели, корректировки или создания стратегии [13]. Если раньше на управленческие ошибки закрывали глаза, то сейчас, в условиях изменений и стрессовых ситуаций, эффективность, технологичность и квалификация стали основными целями, к которым стремятся компании.

Снижение конкуренции на рынке предполагает появление небольших стратегических консалтинговых компаний, которые начнут работать с актуальными запросами рынка. В первую очередь, клиенты будут обращать внимание на те консалтинговые фирмы и агентства, которые предлагают комплексные решения и готовы обеспечить полное сопровождение -как с практической, так и с юридической точки зрения. Также ожидается повышение среднего чека на услуги консалтинга, так как спектр предлагаемых услуг и запросы от клиента будут расширяться.

Особое внимание в связи со сложившейся ситуацией управленцам необходимо уделить следующим направлениям:

1. Высококвалифицированные сотрудники. Необходимо обратить внимание на корпоративную культуру, развивать сотрудников и предотвращать внутренние кризисы. Команда должна быть сильной, профессиональной и готовой оперативно решать новые задачи.

2. Эффективность процессов и команды. Помимо предложений по повышению эффективности бизнес-процессов клиента, необходимо обращать внимание на собственную компанию - устранить пробелы, усовершенствовать, в том числе, ДК-процессы. Возможно, стоит нанять еще несколько сотрудников или расстаться с теми, кто малоэффективен. Кроме того, сейчас на рынок вышло много высококлассных специалистов из международных агентств, с которыми стоит работать.

3. Оперативное выполнение задач и комплексное предложение. Клиенту с 2022 г. важно быстро реагировать на изменения и адаптироваться под новые реалии. Если консалтинговое предложение будет сделано «под ключ» и требовать минимального участия со стороны клиента, он охотнее начнет сотрудничество. Это касается практически всего: поставок, логистики, продаж, рекрутинга, пересмотра про-

дуктовой линейки и создания новой стратегии развития.

Текущая ситуация на рынке предоставила компаниям свободу действий - государство активно поддерживает малый и средний бизнес, а конкурентов стало значительно меньше. Сейчас российские компании расширяются, наращивают потенциал и покоряют новые рынки [1].

Чтобы правильно воспользоваться ситуацией и предоставленными возможностями, следует как можно быстрее найти потенциальных партнеров или нарастить собственный ресурс [14; 15]. В этом поможет сильная квалифицированная команда, уверенный менеджмент и внешние консультанты.

Консалтинговые фирмы и агентства, в свою очередь, ожидают в ближайшем будущем сохранения спроса на услуги, связанные с разработкой антикризисных мер, оптимизацией бюджета, налаживанием логистических цепочек и поиском новых партнеров. Поэтому необходимо оперативно реагировать на новые изменения и искать эффективные решения, делать упор на поиск пула зарубежных партнеров для сотрудничества на новых иностранных рынках или искать возможности эффективного использования государственных льгот.

5. Заключение. Проведенное исследование позволило достичь цель и решить поставленные задачи. В частности, выявлены особенности рынка консалтинговых услуг в России. Описаны особенности влияния внешних факторов на рынок консалтинга и его развитие. Исследование подтвердило, что основными факторами, оказывающими влияние, являются:

- политические: ситуация внутри страны и за ее пределами;

- экономические: общее состояние экономики страны и мира;

- законодательно-правовые: формирование нормативно-правовой базы регулирования консалтинговой деятельности;

- технологические: технологические разработки и инновации;

- организационно-социально-психологические.

Проведя анализ российского рынка консалтинговых услуг, можно сделать следующие выводы:

- современный рынок консалтинговых услуг в России еще молод, но достаточно прогрессивен, его развитие во многом тормозит нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране и во всем мире;

- на рынке консалтинга в последнее время возникла достаточно интенсивная конкуренция, уход многих зарубежных компаний дал хороший старт новым российским консалтинговым фирмам, и их число только растет;

- проблемы в государственном регулировании также накладывают отпечаток на скорость развития консалтингового рынка, в частности отсутствие единого закона о консалтинге и стандартов работы консультанта;

- у российских предпринимателей всё больше повышается спрос на предоставление уникальных услуг, например цифровое консультирование;

- самые востребованные консалтинговые компании предлагают своим клиентам комплексные решения и готовы обеспечить их полное сопровождение - и с практической, и с юридической стороны.

В текущей ситуации, в условиях нестабильной экономической системы, консалтинговым агентствам для сохранения спроса на свои услуги необходимо: оперативно реагировать на новые изменения и искать эффективные решения в работе, искать новых зарубежных партнеров из дружественных стран для долгосрочного сотрудничества и, по возможности, эффективно использовать предоставляемые государственные льготы для малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. В целом предлагаемое исследование может быть полезно специалистам, занимающимся консалтинговой деятельностью на территории нашей страны.

Примечание

1 Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Литература

1. Подольская Т. В., Бревнов К. О. Трансформация роли транснациональных корпораций на мировом продовольственном рынке в условиях геополитической нестабильности // Экономические отношения. - 2024. - Т. 14, № 2. - С. 25-31.

2. Андрющенко Г. И., Котова А. В. Теоретический анализ конкурентной среды рынка консалтинговых услуг в Российской Федерации // Проблемы современной экономики. - 2017. - № 2. -С. 186-190.

3. Жуков В. А. Современные тенденции развития рынка консалтинговых услуг // Вестник университета. - 2017. - № 11. - С. 91-99. - DOI: 10.26425/1816-4277-2017-11-91-99.

4. Труш В. Р., Зайнуллина Г. Р., Герасимова А. В., Сафин Д. А., Базаров Р. Т. Виды консалтинга в России // Вестник ТИСБИ. - 2021. - № 1. - С. 94-105.

5. Пионткевич Н. С., Юзвович Л. И. Развитие финансового консультирования в управлении финансами организации : моногр. - Екатеринбург : Изд-во Ур. гос. экон. ун-та, 2021. - 191 с.

6. Сорокин А. В., Сагинова О. В. Рынок управленческого консалтинга в условиях нестабильности // Экономика, предпринимательство и право. - 2023. - Т. 13, № 4. - С. 995-1006. - DOI: 10.18334/epp.13.4.117479.

7. Лапенков В. Ю. Факторы конкурентоспособности российских компаний на рынке консалтинговых услуг // Креативная экономика. - 2019. - Т. 13, № 8 - С. 1549-1562. - DOI: 10.18334/ce.13.8.40928.

8. Мальцева Е. С., Оришев А. Б. Консалтинговые услуги в России и практический опыт организаций // Бизнес и дизайн ревю. - 2022. - № 3 (27). - С. 77-90. - DOI: 10.56565/25419951_2022_3_77.

9. Магомедов А. М., Колыванов В. Ю. Проблемы и особенности развития российского рынка консалтинговых услуг // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2009. - № 4 (21). -С.204-212.

10. Прима Я. Г., Свечников Н. С., Аганиязова М. Человеческий капитал проектной команды в условиях AGILE-трансформации бизнеса // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2021. - № 2 (30). - С. 28-36.

11. Юссуф А. А., Тимохина Д. С., Гребенюк Е. А. Цифровое консультирование: особенности цифровой трансформации в сфере консалтинга // Вестник университета. - 2020. - № 9. - С. 77-84. -DOI: 10.26425/1816-4277-2020-9-77-84.

12. Гаврилов Г. А. Управленческий консалтинг как объективная необходимость развития организаций сферы образования // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 2 (103). - С. 829-833.

13. Цёхла С. Ю., Симченко Н. А. Устойчивость vs. неустойчивость экосистем в условиях цифровой нестабильности: концептуальные признаки // Вопросы инновационной экономики. -2023. - Т. 13, № 1. - С. 27-38. - DOI: 10.18334/vinec.13.1.117371.

14. Grabozdin Y. P. The essence of management consulting processes // Social and Economic Systems. - 2022. - № 6-1 (30.1). - P. 243-252.

15. Suraeva M. O., Afonasyev M. A., Kucheryavenko D. M. The Impact of Digitalization on Innovative Approaches to Economic Security in Regions // Digital Technologies in the New Socio-Economic Reality / Eds. S. I. Ashmarina, V. V. Mantulenko. - Cham : Springer, 2022. - P. 337-344. - (Lecture Notes in Networks and Systems; Vol. 304). - DOI: 10.1007/978-3-030-83175-2_43.

References

1. Podolskaya T.V., Brevnov K.O. Changing role of transnational corporations in the global food market in the context of geopolitical instability. Journal of International Economic Affairs, 2024, Vol. 14, no. 2, pp. 25-31. (in Russian).

2. Andrjushchenko G.I., Kotova A.V. Theoretical analysis of the competitive milieu on the present-day market of consulting services in the Russian Federation. Problems of Modern Economics, 2017, no. 2, pp. 186-190. (in Russian).

3. Zhukov V. Modern trends of development of the consulting services market. Vestnik Universiteta, 2017, no. 11, pp. 91-99. DOI: 10.26425/1816-4277-2017-11-91-99. (in Russian).

4. Trush V., Zainullina G., Gerasimova A., Safin D., Bazarov R. Types of consulting in Russia. Vestnik TISBI, 2021, no. 1, pp. 94-105. (in Russian).

5. Piontkevich N.S., Yuzvovich L.I. Razvitie finansovogo konsul'tirovaniya v upravlenii finansami organizatsii [The development of financial consulting in the financial management of an organization], Monograph. Yekaterinburg, Urals State University of Economics publ., 2021. 191 p. (in Russian).

6. Sorokin A.V., Saginova O.V. The management consulting market in an unstable environment. Journal of Economics, entrepreneurship and law, 2023, Vol. 13, no. 4, pp. 995-1006. DOI: 10.18334/epp.13.4.117479. (in Russian).

7. Lapenkov V.Yu. Factors of competitiveness of Russian companies on the market of consulting services. Journal of Creative Economy, 2019, Vol. 13, no. 8, pp. 1549-1562. DOI: 10.18334/ce.13.8.40928. (in Russian).

8. Maltseva E.S., Orishev A.B. Consulting services in Russia and practical experience of organizations. Biznes i dizain revyu, 2022, no. 3 (27), pp. 77-90. DOI: 10.56565/25419951_2022_3_77. (in Russian).

9. Magomedov A.M., Kolyvanov V.Ju. The article deals with the features of consumer behaviour of the subjects, that act on the consulting market. Regional problems of transforming the economy, 2009, no. 4 (21), pp. 204-212. (in Russian).

10. Prima Ya.G., Svechnikov N.S., Aganiyazova M. Human capital of the project team in the context of AGILE business transformation. Economic and social research, 2021, no. 2 (30), pp. 28-36. (in Russian).

11. Yussuf A.A., Timokhina D.S., Grebenyuk E.A. Digital-consulting: features of digital transformation in the field of consulting. Vestnik Universiteta, 2020, no. 9, pp. 77-84. DOI: 10.26425/18164277-2020-9-77-84. (in Russian).

12. Gavrilov G.A. Management consulting as an objective need for the development of educational organizations. Journal of Economy and entrepreneurship, 2019, no. 2 (103), pp. 829-833. (in Russian).

13. Tsyokhla S.Yu., Simchenko N.A. Sustainability vs. unsustainability of ecosystems under digital instability: conceptual attributes. Russian Journal of Innovation Economics, 2023, Vol. 13, no. 1, pp. 2738. DOI: 10.18334/vinec.13.1.117371. (in Russian).

14. Grabozdin Y.P. The essence of management consulting processes. Social and Economic Systems, 2022, no. 6-1 (30.1), pp. 243-252.

15. Suraeva M.O., Afonasyev M.A., Kucheryavenko D.M. The Impact of Digitalization on Innovative Approaches to Economic Security in Regions, in: Ashmarina S.I., Mantulenko V.V. (eds.). Digital Technologies in the New Socio-Economic Reality, Lecture Notes in Networks and Systems; Vol. 304, Cham, Springer publ., 2022, pp. 337-344. DOI: 10.1007/978-3-030-83175-2_43.

Сведения об авторе

Рытова Татьяна Александровна - преподаватель

кафедры менеджмента и маркетинга

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск,

пр. Мира, 55а

E-mail: RytovaTA@omsu.ru

ORCID: 0009-0001-3412-4189

About the author

Tatyana A. Rytova - lecturer at the Department of Management and Marketing

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: RytovaTA@omsu.ru ORCID: 0009-0001-3412-4189

Для цитирования

Рытова Т. А. Современный рынок консалтинговых услуг, его особенности и характеристика в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2024. - Т. 22, № 2. - С. 76-84. - 001: 10.24147/1812-3988.2024.22(2).76-84.

For citations

Rytova T.A. The modern consulting services market, its features and characteristics in the Russian Federation. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2024, Vol. 22, no. 2, pp. 76-84. DOI: 10.24147/1812-3988.2024.22(2).76-84. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.