Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ НА РЫНКЕ КОНСАЛТИНГА В 2023 ГОДУ. ВЫЗОВЫ И АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ НА РЫНКЕ КОНСАЛТИНГА В 2023 ГОДУ. ВЫЗОВЫ И АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1126
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСАЛТИНГ / ТРЕНД / МЕНЕДЖЕР ПО КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ / МЕНЕДЖЕР ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ / КОНСАЛТИНГОВАЯ ФИРМА / HR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисов Александр Михайлович

В данной статье рассматриваются современные тренды на рынке консалтинга в России в 2023 году, их сущность и значимость для системы управления персоналом современных организаций, а также различные способы организации деятельности со стороны менеджеров по управлению персоналом и консультантов в сфере HR в связи со сложившейся на данном рынке экономической и деловой обстановкой. Описываются возможности компаний-клиентов консалтингового бизнеса в лице менеджеров по управлению персоналом и их действий по активизации работы процессов внутри системы управления персоналом собственной организации для лучшего взаимодействия с консалтинговыми фирмами ради достижения практических результатов. В завершении статьи делается вывод о дальнейшем развитии трендов в области консалтинга и возможности взаимовыгодного сотрудничества представителей этой сферы бизнеса с компаниями-клиентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN THE CONSULTING MARKET IN 2023. CHALLENGES AND ANALYSIS OF POSSIBLE ACTIVITIES

This article discusses modern trends in the consulting market in Russia in 2023, their essence and significance for the personnel management system of modern organizations, as well as various ways of organizing activities on the part of HR managers and consultants in the field of HR in connection with the prevailing situation in this market economic and business environment. The possibilities of consulting business client companies represented by HR managers and their actions to enhance the work of processes within the personnel management system of their own organization for better interaction with consulting firms in order to achieve practical results are described. At the end of the article, a conclusion is made about the further development of trends in the field of consulting and the possibility of mutually beneficial cooperation between representatives of this business area and client-companies.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ НА РЫНКЕ КОНСАЛТИНГА В 2023 ГОДУ. ВЫЗОВЫ И АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 316.034

DOI 10.23672/SAE.2023.49.43.002

Денисов Александр Михайлович

преподаватель кафедры организационно-кадровой работы в органах государственной власти Института технологий управления, МИРЭА - Российский технологический университет 0егн8оус1о2014@yandex.ru

Alexander M. Denisov

Lecturer of the Department

of Organizational and Personnel Work

in Government Bodies of the Institute

of Management Technologies,

MIREA - Russian Technological University

Denisovdo2014@yandex.ru

Современные тренды на рынке

консалтинга в 2023 году. вызовы и анализ возможной деятельности

Modern trends in the consulting

market in 2023. challenges and analysis of possible activities

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные тренды на рынке консалтинга в России в 2023 году, их сущность и значимость для системы управления персоналом современных организаций, а также различные способы организации деятельности со стороны менеджеров по управлению персоналом и консультантов в сфере HR в связи со сложившейся на данном рынке экономической и деловой обстановкой. Описываются возможности компаний-клиентов консалтингового бизнеса в лице менеджеров по управлению персоналом и их действий по активизации работы процессов внутри системы управления персоналом собственной организации для лучшего взаимодействия с консалтинговыми фирмами ради достижения практических результатов. В завершении статьи делается вывод о дальнейшем развитии трендов в области консалтинга и возможности взаимовыгодного сотрудничества представителей этой сферы бизнеса с компаниями-клиентами.

Ключевые слова: консалтинг, тренд, менеджер по консультированию, менеджер по управлению персоналом, консалтинговая фирма, HR.

Annotation. ^is article discusses modern trends in the consulting market in Russia in 2023, their essence and significance for the personnel management system of modern organizations, as well as various ways of organizing activities on the part of HR managers and consultants in the field of HR in connection with the prevailing situation in this market economic and business environment. The possibilities of consulting business client companies represented by HR managers and their actions to enhance the work of processes within the personnel management system of their own organization for better interaction with consulting firms in order to achieve practical results are described. At the end of the article, a conclusion is made about the further development of trends in the field of consulting and the possibility of mutually beneficial cooperation between representatives of this business area and client-companies.

Keywords: consulting, trend, consulting manager, HR manager, consulting firm, HR.

Потеря всех клиентов или отличная возможность для развития — что случилось с рынком консалтинга после введения санкционных ограничений? Какие изменения произошли в сфере консалтинговых услуг?

Рассмотрим их более подробно и постараемся ответить на вопрос - что ждет консалтинговый бизнес в России дальше.

В российском консалтинге грядут серьезные структурные изменения. На фоне ухода из России ведущих международных компаний, эксперты фиксируют резкий рост спроса на консалтинговые услуги для решения первоочередных бизнес-задач [7, с. 96].

Кроме того, зарубежные компании, в том числе и «Большая четверка» (ОеЫНе, Рпсеша1егИоизе

Coopers, Ernst & Young и KPMG), которые вели консалтинговый бизнес на российском рынке, частично или полностью прекратили или реструктуризировали свою деятельность, в том числе и франчайзинговую. В результате этого, из России ушли некоторые специалисты с навыками международной экспертизы.

Пережив сложные пандемийные годы, более-менее выстроив бизнес-процессы в новой экономической реальности, российские предприниматели, фактически, без передышки оказались перед необходимостью снова форматировать свой бизнес - уже с учетом внешнего санкционного давления и изменений на внутреннем рынке. Выросший спрос закономерен для периода турбулентности и перестройки экономической системы. Основные тенденции связаны с развитием

системы менеджмента в организации, развитием корпоративной культуры, повышением эффективности процессов, корректировки или созданием стратегии.

Таким образом, первая проблема, с которой столкнулся российский рынок консалтинговых услуг после начала кризиса - это уход большинства зарубежных клиентов, которые активно пользовались такими услугами. Из-за санкцион-ных ограничений крупные российские консалтинговые фирмы и агентства теперь не могут оказывать услуги американским и многим европейским компаниям.

Аудиторско-консалтинговая компания 06101118, например, сообщила о том, что ее российский офис продолжит работу в России и Беларуси под названием «Деловые решения и технологии». Фактически, это сообщение закольцевало историю с публичным уходом из России международных аудиторско-консалтинговых групп. Первыми о выделении российских офисов из своего состава объявили в Рг1сбша1бгИои8бСоор8Г8 и КРМЮ, затем о подобном решении известила Егг^&Уоипд [2]. Теперь появилась определенность и с ОбЫНе.

Все компании заверили, что продолжат оказывать своим клиентам аудиторские и консалтинговые услуги в полном объеме. Российские офисы сохраняют персонал, а также, как они оптимистично рассчитывают, и своих постоянных клиентов. Однако очевидно, что принятые решения, даже несмотря на прозрачные намеки на то, что «за спинами» переименованных офисов по-прежнему будут стоять международные гиганты, способны значительно перекроить рынок аудитор-ско-консалтинговых услуг в нашей стране. Большинству иностранных компаний для продолжения своей деятельности на российском рынке пришлось создавать сторонние компании, менять бренд, управляющих или бизнес-модель. При этом адаптация у компаний с российским руководством проходила легче.

И свои шансы должны использовать другие российские компании, работающие в этом сегменте. Шансы тем более велики, потому что весной этого года резко вырос спрос на предоставление консалтинговых услуг, в первую очередь, в сегменте управленческих и кадровых стратегий [1].

Многие высококвалифицированные специалисты выбрали возможность перевестись в филиалы компаний, находящихся за рубежом, чуть меньше консультантов остались работать в созданных дочерних компаниях, которые отсоединились от зарубежного бренда.

Что же происходит сейчас? Ввиду расформирования штатов компаний, на рынке консалтинга переходят из компании в компанию не только отдельные специалисты, но и целые команды. Опытных специалистов охотно принимают российские компании, даже расширяют для этого штат. Кроме того, уровень конкуренции значительно снизился - большая часть иностранцев покинула рынок. Благодаря этому, многие

специалисты получили возможность проявить себя и предложить смелые решения для оптимизации бизнес-процессов. Как правило, это решения, связанные с технологиями и 1Т-инфраструк-турой, позволяющие быстро принимать решения и адаптироваться под изменения.

Сегодня, чаще всего, обращаются за консалтинговыми услугами по перестройке бизнес-модели и структуры бизнеса, также есть интерес к бизнесу уходящих компаний - многие демонстрируют готовность приобрести предприятия иностранных коллег [3, с. 88].

Зарубежные компании, которые остались на российском рынке, обращаются за помощью в смене менеджмента, при которой смогут контролировать работу компании. Это делается для того, чтобы избежать продажи бизнеса, поскольку многие игроки все еще надеются вернуться на российский рынок и оставляют для себя такую возможность.

Перемены 2022 года дали российским же компаниям вынужденное развитие. Они стали гибче и, можно сказать, получили свободу действий. Перемены дали и новых клиентов, которые раньше не нуждались в консалтинговых услугах.

Вырос спрос на консалтинговые услуги в области развития системы менеджмента в организации, развития корпоративной культуры, повышения эффективности процессов, финансовой модели, корректировки или создания стратегии [1]. Если раньше на управленческие ошибки закрывали глаза, то сейчас, в условиях изменений и стрессовых ситуаций, эффективность, технологичность и квалификация стали основными целями, к которым стремятся компании.

Чего ожидать в ближайшем будущем? Несмотря на все сложности, которые возникли, рынок консалтинга с 2020 года стабильно растет на 20-25 % ежегодно. В 2022 году удалось достичь таких показателей во многом благодаря тому, что многие российские компании-клиенты, также столкнувшись с изменениями, обратились к консалтингу, чтобы наладить бизнес-процессы или перестроить структуру бизнеса [1].

Ввиду снижения конкуренции предполагается появление небольших стратегических консалтинговых компаний, которые начнут работать с актуальными запросами рынка. В первую очередь, клиенты будут обращать внимание на те консалтинговые фирмы и агентства, которые предлагают комплексные решения и готовы обеспечить полное сопровождение, как с практической, так и с юридической точки зрения. Также, ожидается повышение среднего чека на услуги консалтинга, так как спектр предлагаемых услуг и запросы от клиента будут расширяться.

На что обратить внимание управленцам в связи со сложившейся ситуацией?

Есть несколько направлению фокуса контроля над ситуацией:

1. Высококвалифицированные сотрудники. Необходимо обратить внимание на

корпоративную культуру, развивать сотрудников и предотвращать внутренние кризисы. Команда должна быть сильной, профессиональной и готовой оперативно решать новые задачи.

2. Эффективность процессов и команды. Помимо предложений по повышению эффективности бизнес-процессов клиента, необходимо обращать внимание на собственную компанию -устранить пробелы, усовершенствовать, в том числе, HR-процессы. Возможно, стоит нанять еще несколько сотрудников или расстаться с теми, кто малоэффективен. Кроме того, сейчас на рынок вышло много высококлассных специалистов из международных агентств, с которыми стоит поработать.

3. Оперативное выполнение задач и комплексное предложение. Клиенту с 2022 года важно быстро реагировать на изменения и адаптироваться под новые реалии. Если консалтинговое предложение будет сделано «под ключ» и требовать минимального участия со стороны клиента, он охотнее начнет сотрудничество. А касается это, практически, всего: поставок, логистики, продаж, рекрутинга, пересмотра продуктовой линейки и создания новой стратегии развития.

Текущая ситуация на рынке предоставила компаниям свободу действий - государство активно поддерживает малый и средний бизнес, а конкурентов стало значительно меньше. Сейчас российские компании расширяются, наращивают потенциал и покоряют новые рынки [6, с. 86].

Чтобы правильно воспользоваться ситуацией и предоставленными возможностями, следует как можно быстрее найти потенциальных партнеров или нарастить собственный ресурс. В этом поможет сильная квалифицированная команда, уверенный менеджмент и внешние консультанты.

Консалтинговые формы и агентства, в свою очередь, ожидают в ближайшем будущем сохранения спроса на услуги, связанные с разработкой антикризисных мер, оптимизацией бюджета, налаживанием логистических цепочек и поиском новых партнеров. Поэтому необходимо оперативно реагировать на новые изменения и искать эффективные решения, делать упор на поиск пула зарубежных партнеров для сотрудничества на новых иностранных рынках или искать возможности эффективного использования государственных льгот.

А что же клиенты?

По словам HR-аналитиков и практиков, опрошенных SHRM Online, создание внутренних рынков талантов, оптимизация инвестиций в существующие системы, поддержка гибридной работы и расширение использования искусственного интеллекта (ИИ) будут главными технологическими приоритетами в 2023 году [5, 103].

Несмотря на то, что условия работы с кадрами будут сильно различаться в зависимости от отрасли -некоторые компании продолжают увольнять сотрудников, а другие повышают компенсации и льготы для привлечения и удержания работников

в условиях продолжающейся нехватки рабочей силы - будут общие черты в том, как руководители HR внедряют существующие и новые технологии в условиях неопределенной экономической ситуации. климата, считают эксперты.

Рассмотрим, в таком случае, как специалистам в области управления человеческими ресурсами компаний-клиентов оптимизировать свою работу перед обращением к консалтинговым фирмам.

1. Оптимизация окупаемости (ROI) существующих технологических стеков.

Считается, что более проницательные HR-руко-водители сосредоточатся на оптимизации существующих технологических экосистем, прежде чем рассматривать инвестиции в новые платформы в этом году.

Во времена экономической неопределенности организациям следует оптимизировать процессы с помощью уже имеющихся инструментов и ресурсов. Если затем будет определено, что новые технологии необходимы, это должно быть отражено в контексте наиболее ценных результатов, поддерживающих наиболее эффективные процессы управления персоналом.

Одна из самых ценных вещей, которую руководители обучения и развития (L&D) могут сделать в 2023 году - это проверить свои текущие технологические системы, чтобы их платформы использовались в полной мере.

Необходимо определить текущие проблемы, с которыми сталкивается L&D, и оценить, какие из них, если таковые вообще имеются, можно решить с помощью инструментов и технологий, уже находящихся в распоряжении менеджеров по управлению персоналом.

2. Внутренние рынки талантов остаются популярными.

Внутренние рынки талантов были одной из самых популярных HR-технологий в 2022 году, и ожидается, что эти цифровые платформы продолжат набирать обороты в этом году [5, с. 208]. Эти системы сопоставляют работников с внутренними вакансиями, дополнительными задачами или проектами; списками доступных наставников; детализируют возможности обучения, которые поддерживают карьерный рост и многое другое.

Инвестиции во внутреннюю мобильность талантов окупятся как никогда в 2023 году. HR-мене-джеры и другие руководители организаций могут извлечь выгоду из данных, созданных этим рынком, для поддержки кадрового планирования и других кадровых процессов. Сотрудники получают больше информации о возможностях работы и вариантах развития своих навыков и опыта для карьерного роста, а менеджеры или руководители проектов выигрывают от более гибкого внутреннего подбора персонала.

3. Изменение в процессах рекрутинга.

Рекрутеры будут использовать развивающиеся инструменты искусственного интеллекта, чтобы

еще больше повысить эффективность отбора кандидатов и планирования собеседований, использовать больше рекламы и обращаться к видеороликам, созданным самими сотрудниками компании как к инструменту маркетинга персонала, чтобы привлекать кандидатов в среде, где рекрутинг останется высококонкурентным.

Аутентичные видеоролики, созданные сотрудниками, вызывают наибольшую заинтересованность кандидатов.

Таким образом, менеджеры по подбору должны использовать видео в объявлениях о вакансиях, на сайте вакансий, в электронных письмах кандидатам и на протяжении всего процесса найма.

В связи с недавней нехваткой рабочей силы и необходимостью улучшить долгосрочное развитие и удержание сотрудников, улучшение процессов найма на вершине воронки станет главным приоритетом для руководителей отдела кадров и привлечения талантов. Это будет важно, поскольку экономика сталкивается с неопределенностью, и работодатели должны максимально эффективно использовать свои бюджеты на рекламу вакансий.

Таким образом, получается, что сами рекрутеры должны удвоить усилия по созданию привлекательного образа компании для кандидатов. Интересным способом проверки такой привлекательности станет постановка задачи непосредственному руководителю отдела подбора персонала вакансию на сайте собственной компании через мобильное устройство, чтобы увидеть ее с точки зрения кандидата. Затем они должны будут внести свои предложения по изменению профиля вакансии, если она не достаточно привлекательна.

Литература:

1. Информационная платформа ^b^Press. URL : https://crimeapress.info/itogi-i-prognoz-na-2023-god-uslugi-finansovogo-konsaltinga-i-autsor singa-kompaniya-vash-findir (дата обращения 12.04. 2023).

2. Информационный портал РИА Новости. Ernst & Young прекращает работу в России. URL : https://ria.ru/20220307/sanktsii-1777041869.html (дата обращения 12.04. 2023).

3. Роздольская И.В. Инновационная направленность кадрового консультирования в условиях реального экономического пространства: альтернативные способы формирования и поиск новых возможностей развития. М. : Издательско-торго-вая корпорация «Дашков и К°», 2019. 275 с.

4. Тим Кларк. Бизнес-модели для команд / Тим Кларк, Брюс Хейзен. М. : Манн, Иванов, Фарбер, 2021. 272 с.

5. Тим О'Рейли. Гид по бизнес-моделям будущего. М. : Бомбора, 2021. 512 с.

4. Опыт сотрудников должен быть связан с НЯ-стратегией.

По мнению экспертов, в 2023 году больше руководителей высшего звена заставят сотрудников поставить перед сотрудниками более широкую стратегическую цель, исключив ее из области управления персоналом. Опыт сотрудников становится бизнес-стратегией, а не просто стратегией управления персоналом.

Для НЯ-менеджера это означает приведение своей технологической системы в соответствие с ключевыми принципами стратегии взаимодействия с сотрудниками. В 2023 году все больше компаний, таким образом, сделают опыт сотрудников неотъемлемой частью стратегий в области ИТ, оперативного управления, финансов.

В 2023 году НЯ-менеджеры будут использовать новые технологии, ориентированные на индивидуальный опыт сотрудников. Это, одновременно, означает, что технологии должны приносить пользу всей организации, будь то за счет расширения доступа к данным, повышения квалификации сотрудников для работы за пределами их традиционных границ или предоставления расширенных возможностей для обучения и развития.

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу о том, что, несмотря на все изменения и нестабильность рынка консалтинговых услуг всем игрокам на нем - и консультантам и консалтинговым фирмам и НЯ-менеджерам как представителям компаний клиентов придется использовать как свои внутренние ресурсы и возможности так и внешние факторы для успешного взаимодействия друг с другом.

Literature:

1. KrymRgess Information Platform. URL : https:// crimeapress.info/itogi-i-prognoz-na-2023-god-us lugi-finansovogo-konsaltinga-i-autsorsinga-kompa niya-vash-findir (date of the application 12.04. 2023).

2. RIA Novosti information portal. Ernst & Young stops working in Russia. URL : https://ria.ru/20 220307/sanktsii-1777041869.html (date of the application 12.04.2023).

3. Rozdolskaya I.V. Innovative orientation of personnel consulting in the conditions of the real economic space: alternative ways of formation and search for new development opportunities. M. : Publishing and Trading Corporation «Dashkov and Co». 2019. 275 p.

4. Tim Clark, Bruce Hazen. Business models for teams. M. : Mann, Ivanov, Farber, 2021. 272 p.

5. Tim O'Reilly. Guide to business models of the future. M. : Bombora, 2021. 512 p.

6. Феофанова Т.И. Особенности консультирования предприятий малого бизнеса / Т.И. Феофанова // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2022. № 9(95). С. 85-89.

7. Щелкунова С.А. Проблемы реализации управленческого консультирования в России / С.А. Щелкунова // Вестник СамГУПС. 2022. № 2 (32). С. 95-97.

6. Feofanova T.I. Features of consulting small businesses / T.I. Feofanova // Bulletin of Samara State University of Economics. 2022. № 9(95). P. 85-89.

7. Shchelkunova S.A. Problems of implementing management consulting in Russia / S.A. Shchelkunova // Bulletin of SamGUPS. 2022. № 2(32). P. 95-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.