руется пакет базовой медицинской помощи для большинства членов общества, так как значительное увеличение доходов россиян возможно только в случае сохранения текущих темпов старения нации и сокращения ее численности. При этом индивидуальное ДМС станет доступной для общества альтернативой либо дополнением к ОМС. В таком случае установится модель социально-дифференцированного здравоохранения -«модель, в которой осуществляют оказание медицинской помощи как государственная, так и частная системы здравоохранения, ориентированные на разные категории населения, при этом каждая система является относительно замкнутой и предоставляет полный спектр различных видов медицинской помощи» [7]. Однако уже в самом названии модели содержатся соответствующие угрозы и риски: углубление социального неравенства потребителей медицинской помощи, территориальная асимметрия доступности и качества медицинской помощи, существенное увеличение солидарного участия населения в финансировании здравоохранения. При этом возрастет степень осознанной личной ответственности населения за свое здоровье.
Завершая обзор сценариев, следует отметить, что маловероятно наступление какого-либо из обозначенных сюжетов в чистом виде. К тому же модификация системы оказания медицинской помощи в России может развиваться по самым неожиданным и непредсказуемым сценариям, так как существование любой социальной системы зависит не только от логики ее оперативно-
замкнутого самовоспроизводящегося функционирования - аутопойезиса, по Н. Луману [8], но и от внешних факторов, а, главное, от воли, сознания человека, социальных групп и общества.
Литература
1. Петрова И. А. Конфликт «врач - пациент»: технологии управления и нормативное урегулирование // Правовые вопросы в здравоохранении. 2013. № 3.
2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
3. Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». URL // http:// www.consultant.ru/popular/oms/
4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL // http://minfin.ru/
5. Курдюкова О. Г. Функциональные ограничения и социально-ориентированные инструменты модернизации здравоохранения // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2010. № 1 (21).
6. Шейман И. М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. М., 2008.
7. Гареева И. А. Селективная модель организации социально-медицинской помощи в региональной системе здравоохранения // Власть и управление на Востоке России. 2013. № 4 (65).
8. Луман Н. Введение в системную теорию. М., 2007.
УДК 342.24 (470) ББК 67
С. П. Федоренко, О. А. Курилкина
СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ СИСТЕМ
В статье рассматриваются особенности формирования и развития современного российского федерализма, а также ключевые проблемы эффективного сосуществования и взаимодействия политической и правовой систем современной России. Определяются основные перспективы развития как российского федерализма, так и отечественной государственности в целом.
Ключевые слова: российский федерализм, устойчивое развитие, перспективы развития российской государственности, соотношение политической и правовой систем.
MODERN RUSSIAN FEDERALISM AS A FACTOR OF SUSTAINED DEVELOPMENT
OF POLITICAL AND LEGAL SYSTEM
The article discusses the features of the formation and development with time-Russian federalism. Addresses key issues of effective coexistence and interaction of political and legal systems, as well as the
possibility ofsustainable development in the context of federal processes ofmodern Russia. Identifies the main development prospects of Russian federalism as well as all the national state as a whole.
Keywords: Russian federalism, sustainable development, development prospects of the Russian state, the ratio of the political and legal systems.
В связи с изменениями, внесенными в ст. 65 Конституции России вследствие принятия двух субъектов в состав Российской Федерации [1], федерализм проявил себя как институциональный фактор устойчивого развития отечественной государственности.
Научные дискуссии по поводу устойчивости или неустойчивости федерализма ведутся отечественными и зарубежными учеными уже не одно десятилетие, и каждое эпохальное историческое событие - развал Советского Союза или создание Европейского Союза - находит сторонников и противников теории устойчивости федерализма.
Впервые проблемы устойчивого развития как принципа существования человечества были рассмотрены Й. Рандерсом, Д. Х. Медоуз, Д. Л. Ме-доуз, У. Беренсом в докладе «Пределы роста», в котором авторы сравнивали рост численности населения и темпы развития экономики, пытаясь найти пределы устойчивости. Впоследствии по материалам этого доклада была написана книга «За пределами роста устойчивости», в которой сделан вывод о том, что общество уже вышло за пределы устойчивости. Эти проблемы привлекли внимание ученых, политиков, общественности, в связи с чем появилась необходимость в создании концепции устойчивого развития. Первоначально данная концепция была напрямую связана с факторами, влияющими на окружающую среду, и задачами, которые ставит перед собой общество, по снижению негативных воздействий на производственную деятельность. Но со временем стала очевидна необходимость в расширении содержания концепции устойчивого развития, которое включало бы и экономический, и социальный, и правовой, и политический, и национальный факторы. Среда обитания человека содержит множество компонентов, имеющих равностепенное значение.
Для развития концепции устойчивого развития необходим учет всех факторов, влияющих на жизнь человеческого сообщества. Но особенное значение для многонационального государства, каковым является Российская Федерация, приобретает национальный фактор. В то же время развитие человеческого общества связано с различными интересами, которые в нем таятся, что
объясняется индивидуальностью отдельной личности. Каждое общество стремится к самосохранению не через удержание сложившихся отношений, а через их непрерывное развитие, иначе обществу грозит застой. Итак, с одной стороны, инстинкт самосохранения общества, а с другой -желание развиваться, причем постоянно.
На концепцию устойчивого развития влияют и другие факторы, например: уровень правовой культуры общества, так как ни прогрессивные правовые меры, ни технические расчеты не реализуют возложенные на них задачи на фоне развивающегося правового нигилизма, правовой неграмотности и так далее; неразумное решение межнациональных и религиозных конфликтов военным способом [2, с. 10-11]; уровень рождаемости на планете; создание террористических государств (например, ИГИЛ) и так далее.
Таким образом, концепция устойчивого развития предполагает сложную взаимосвязь факторов, влияющих на стабильность общества и уровень развития его институциональной, правовой и культурной базы. Первоначально за основу была взята проблема окружающей среды, так как именно она является наиболее слабо защищенной сферой. Однако исследования в этой области выявили, что влияние человека на окружающую среду определяет взаимодействие всех компонентов, которые обеспечивают или нарушают устойчивое развитие всех факторов данной концепции.
Однако наиболее интересным оказалось изучение взаимодействия перечисленных факторов. «Универсальные общечеловеческие нормативы и институты, как те, которые выдвинуты современными реалиями внутреннего и международного развития, являются способом организации устойчивости. Нормативная и институциональная основа всех элементов системы устойчивого развития - политических, экономических, социальных, этических, культурных, национальных, конфессиональных, международных, экологических - это важнейший инструмент, способный целенаправленно воздействовать на поведение, деятельность людей, направлять ее в русло, соответствующее в конечном счете глобальным целям обеспечения мирной, справедливой, достойной жизни для всех людей» [3, с. 10]. Среди
всех институтов и норм, действующих в обществе, наиболее значимое место занимают правовые нормы и институт государственности. Любые другие законы, например, политические, моральные и так далее, у всех людей различны и не имеют в качестве гарантий общих, обязательных для всех оснований. Только правовые нормы призваны упорядочивать отношения в обществе, координировать деятельность людей. Основная же задача государства заключается в признании и защите прав и свобод не отдельного индивида, а всех слоев населения, особенно тех, которые составляют жизненно важную основу общества и государства, таких как, например, семья.
С этой точки зрения право и государство имеют многовековую историю. Человечество реализует инстинкт самосохранения, создавая специальные социальные институты. Поэтому проблема устойчивого развития - это не результат исследования современных ученых, а сопутствующий эволюции человечества элемент. Первоначально ее решали с помощью различных ритуалов, табу, традиций, что в значительной мере отличает человека от животных.
Взаимодействие людей определяется необходимостью. Так, в обществе обязательно происходит обмен материальными и духовными ценностями, информацией об осуществлении производственных отношений и т. п., в процессе которого стороны узнают требования друг друга, находят компромисс. Естественно, что возникает желание повторить удачно осуществленный обмен. Повторяемость явлений и событий - закономерный исторический процесс, но если история человечества лишена его, то она предстанет перед нами как нагромождение неповторяющихся событий, где нет места закономерностям, а следовательно, и устойчивому социальному развитию. Повторяемость определяет закономерность развития общества, которая впоследствии естественно переходит в нормативность. Благодаря нормативности общество обретает необходимую стабильность и устойчивость. Возникновение социальных норм - предпосылка осознания человеком как самого себя, так и себе подобных, что ведет к совершенствованию социального регулирования и переходу на более высокую стадию развитию.
Естественно, что не все общественные отношения превратились в социальные нормы или нормы права. Человеку предстояло из всего разнообразия отношений выделить наиболее устойчивые, успешные.
Первоначально социальные нормы представляли не что иное, как обычаи, традиции, которые в дальнейшем перешли в категорию норм морали, а через них провозглашались те формы поведения, которые были необходимыми в конкретный исторический период. В разное время они были неодинаковыми, но основа, нечто общее, оставалось постоянно. Например, в первобытном обществе культивировалось равенство, но не в современном его понимании, а в понимании человека первозданного.
Намного позже появляются нормы права, начинает формироваться система права. В это время уже широко развиты социально-нормативные системы, взаимодействующие в обществе. Нормы права свидетельствуют о необходимости расширения средств, регулирующих и определяющих устойчивость жизни общества. Они есть особая гарантия искомой устойчивости.
Однако право в своей истории прошло достаточно много этапов развития, его нормы не всегда закрепляли существующие в настоящее время общепризнанные материальные и духовные ценности. Так, в рабовладельческом обществе рабы не признавались субъектами права, то же самое относилось и к крепостным.
Возникновение права - важнейший шаг выхода человека из первобытного положения, стремление к устойчивости и стабильности жизнедеятельности общества. Однако существующее право таит в себе и сложности, которые выражены закреплением неравенства, угнетения некоторых слоев общества, и, таким образом, ведет к нестабильности и неустойчивости общественных процессов.
Наиболее интересно в этой связи взаимодействие правового, политического и национального факторов в контексте реализации принципа федерализма.
Право и политика тесно связаны. Эти характеризующиеся взаимопроникновением друг в друга категории обладают, может быть, неоднородными, но одинаково необходимыми для конечных целей задачами и функциями. Политика опирается на право, находит свое отражение в нормативно-правовых актах, а право, в свою очередь, осуществляет легализацию и легитимацию существующих и вновь образованных политических институтов. Политика же через них гарантирует и защищает основные институты, признанные в данном государстве и обществе в качестве публичной ценности.
Таким образом, политика и право не только взаимосвязанны, взаимозависимы, но и, можно
сказать, взаимоопределяют друг друга. На них оказывают весомое влияние религиозный, этнический и субкультурный признаки, позволяя преодолеть глобальные политико-правовые потрясения, но затем, согласно логике развития цивили-зационных процессов, должна наступить интеграция самобытных обществ, находящая свое отражение в праве [4, с. 88].
Однако соотношение права и политики различается в зависимости от понимания первого. Как известно, существуют два типа правопони-мания - писаное право, институциональное, являющееся позитивистским направлением в правоведении; неписаное право, сосредоточивающее в себе основополагающие природные (естественные) принципы человеческой сущности как социально-политического субъекта, например, гуманизм, справедливость, необходимость воздерживаться от определенных видов поведения и так далее. На наш взгляд, сложилась система, при которой первый тип правопонимания играет важную роль в решении практических проблем, а второй тип имеет большую научную значимость, в частности, обогащает своим содержанием юридический позитивизм.
На различных исторических этапах развития общества и государства соотношение права и политики не остается постоянным. На него могут влиять различные факторы, например, уровень правовой культуры, состояние законности и правопорядка и так далее, вследствие чего значимость придается либо праву, либо политике, то есть в один период приоритет принадлежит праву, а в другой - политике.
Однако не стоит забывать, что «власть, не ограниченная правом, опасна; право, не обеспеченное властью, бессильно» [5, с. 32].
На практике право и политика сталкиваются буквально ежедневно в различных сферах. Политическая и правовая жизнь - важнейшая часть общественной жизни, которая определяет производство политических и правовых отношений, возникающих между людьми.
Долгое время право играло второстепенную роль по сравнению с политикой. Общество устраивала эта мысль. Главными для него были политика, экономика, идеология, как следствие, развивался правовой нигилизм, который и сейчас присутствует в обществе. Формально провозглашено верховенство законов, прав и свобод человека и гражданина правового государства, но фактически полной реализации эти принципы не находят.
Между тем и право, и политика призваны помогать друг другу, взаимодействовать между
собой. «Политика должна быть правовой, а право - способствовать проведению разумной государственной политики» [6, с. 44]. Политика в определенной мере должна подчиняться праву, зависеть от него. Политика направляет право, развивает его. В свою очередь, право регулирует политику, дисциплинирует ее.
«Цель права - установить совместную жизнь людей таким образом, чтобы на столкновение, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил» [6, с. 24].
Таким образом, право и политика есть феномены взаимодополняемые, взаимонеобходимые, взаимозависимые. Главная задача - нахождение компромисса между ними.
С середины 50-х годов XX века в политологии активно используется введенное в научную терминологию Д. Лэйном понятие «политическая жизнь», позволяющее рассматривать политику в более широком контексте, учитывая и институциональный, и поведенческий аспекты.
«Политическая жизнь - это совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участие ней» [7, с. 260]; это реальный процесс воспроизводства политической деятельности и политических отношений, обусловленный общественными и личными интересами, удовлетворение которых зависит от механизма функционирования политической власти и реализуемой ею политики. Политическая жизнь и ее уровень обусловлены сущностью государства, его административно-территориальным устройством и формой. Она выступает в качестве результата взаимоотношений социальных и политических институтов, субъектов политики. В нее вовлечены массы людей, которые могут влиять на различные стороны общественной жизни. «Политическая жизнь - это непрекращающийся процесс деятельности множества индивидов, которые направляют свои совместные (кооперированные) усилия на решение политически значимых задач с помощью системы политических средств. В политической жизни можно выделить ее важнейшие элементы: субъекты и объекты, направления и специфические средства политической деятельности. Они показывают, кто действует, на что направлены политические усилия и каким образом они осуществляются» [8, с. 91].
Обращаясь к термину «правовая жизнь», следует отметить, что он, хотя и часто исполь-
зуется правоведами, но мало изучен. По мнению А. В. Малько, «правовая жизнь - это совокупность всех форм юридического бытия общества, выражающаяся в правовых актах и иных проявлениях права (в том числе и негативных), характеризующая специфику и уровень существующей юридической действительности, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов» [9, с. 35]. Правовая жизнь представляет собой важнейшую часть общественной жизни. Необходимо учесть, что в нее входят все стороны юридического бытия, случайные факторы, неупорядоченные процессы, а так как правовая жизнь представляет собой сферу существования права, то именно она выражает отношение индивидов к существующей правовой системе, степень удовлетворенности их интересов, устойчивость общественных институтов и процессов.
Правовая и политическая жизнь тесно взаимосвязаны. Первая выступает в качестве определенной формы относительно второй. Вместе с тем правовая жизнь может непосредственно влиять на политическую, сдерживая ее или стимулируя. Поэтому изучение правовой жизни без политической невозможно, потому что эти категории соотносятся как содержание и форма. «Если социология права хочет вскрыть закономерности правовой жизни, - верно отмечет Е. Эрлих, - то ей нужно заниматься также и общественными и экономическими явлениями, потому что развитие права может быть правильно понято только в связи с общественным и экономическим развитием» [9, с. 82]. Поэтому есть все основания для объединения политической и правовой жизни и определения ее как политико-правовой.
На течение политико-правовой жизни влияет множество различных факторов: финансово-экономическое состояние, материально-организационные характеристики, нравственно-религиозные условия, духовно-научные институты, национально-государственное устройство и т. п. Но в условиях федеративного государства, характеризующегося своеобразием, сложностью взаимоотношений между субъектами или субъектами и центром, многонациональным составом его населения и так далее, каковым является Российская Федерация, последний фактор представляется наиболее важным для научного изучения.
Центральным вопросом федерализма выступает так называемый национальный вопрос, один из ключевых в российской государственности, сопровождающий ее на протяжении всей многовековой истории, который заключается, прежде всего, в соответствии национального и терри-
ториального устройства тому способу решения национального вопроса, который существовал в определенный период истории. Недооценка важности национального вопроса приводит российское общество к сложнейшим межнациональным конфликтам [10, с. 34]. Однако, как известно, в марте 2014 года в Республике Крым и городе-герое Севастополе произошли масштабные государственные общественно-политические изменения, приведшие к интеграции крымчан с народами Российской Федерации [11, с. 28].
«Словом, национальный вопрос - это также "вечный" вопрос российской государственности. И поскольку в российской государственности процессы ассимиляции не стали и не могли стать определяющими, а, наоборот, с расцветом цивилизации, культуры росло и растет национальное самосознание народов, населяющих территориальное пространство России, государственная деятельность должна направляться на предотвращение устранения межнациональных конфликтов, на развитие национально-культурной автономии, утверждение равноправия республик и других субъектов Федерации, на стабильное и мирное существование всех народов в рамках федеративного евразийского современного Российского государства» [12, с. 223].
Большинство мировых держав в качестве приоритетного фактора устойчивого развития должны определять национальный фактор. В первую очередь эта задача стоит перед российским федерализмом. От того, в какой степени будет достигнут баланс национальных интересов, зависит не только социальный статус той или иной национальной группы граждан, но и уровень конфликтности в таком обществе. Невозможность или нежелание обеспечить законные интересы представителей различных этносов порождает национальные конфликты. На территории государств, образовавшихся после распада СССР, в последнее время такого рода конфликты стали достаточно частым явлением. Для России, учитывая ее огромные территории, разнообразие национальных особенностей субъектов, большую численность населения и так далее, данные проблемы особо актуальны.
Литература
1. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федераль-
ного значения Севастополя» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 12. Ст. 1201.
2. Овчинников А. И., Фоминская М. Д. Религиозная безопасность России и роль права в ее обеспечении // Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 3.
3. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2000.
4. Небратенко Г. Г. Обычно-правовая система традиционного общества: дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2011.
5. Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько М., 2003.
6. Ильин И. А. Порядок или беспорядок? М., 1917.
7. Политология // Энциклопедический словарь / под ред. Ю. И. Аверьянова. М., 1993.
8. Краснов Б. И. Политическая жизнь общества и ее демократические параметры // Социально-политический журнал. 1995. № 4.
9. Кульчар К. Основы социологии права. М., 1981.
10. Романовский Г. Б. Конституционное регулирование воссоединения Крыма с Россией // Гражданин и право. 2014. № 7.
11. Небратенко Г. Г., Небратенко О. О. Конституционно-правовое положение Республики Крым в составе Российской Федерации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2014. № 2.
12. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М., 2002.
УДК 321 ББК 66
А. И. Овчарова
ОСОБЕННОСТИ РОССИИСКИХ ВЛАСТНЫХ ПРАКТИК: МОНАРХИЧЕСКИЕ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В статье предпринята попытка рассмотреть монархические и демократические технологии российской политической власти. Автор показывает, что монархия как политический институт имеет ряд особенностей, а ее возрождение обусловлено нравственно-психологическим состоянием нации, однако механическая реставрация монархии таит в себе серьезную опасность. В то же время и демократия, по мнению автора, не сводится к определенному единственно возможному набору институтов, технологий и правил.
Ключевые слова: политическая власть, государство, монархия, демократия, политические технологии.
FEATURES OF RUSSIAN POWER PRACTICES: MONARCHIST AND DEMOCRATIC TECHNOLOGIES
The author attempts to review the monarchical and democratic technologies of Russian political power. These technologies help to find the meaning and essence of government. The author shows that the monarchy as a political institution has several features. Its revival makes moral and psychological state of the nation. The author also warns that a mechanical restoration of the monarchy hides a serious danger. At the same time, and democracy is not characteristic only possible institutions, technology and regulations.
Keywords:political power, state, monarchy, democracy, political technologies.
В любом социальном сложноорганизованном осуществления ими необходимых целенаправ-обществе протекают разнообразные политические ленных действий, применения соответствующих процессы: от проявления особенной обществен- средств, ресурсов и технологий. ной сферы, обладающей социальными граница- В современных российских условиях обрами, внутренними и внешними взаимозависимо- зуются новые и трансформируются старые соци-стями, отличительными признаками, до властных альные технологии, способные выявить смысл и взаимосвязей в виде наличия комплекса конкрет- суть власти и по-новому осмыслить проблему ных проблем, требующих решения со стороны измерения политических событий, а также соз-государства и других политических субъектов, дать основу для соответствующей деятельности