А.В. ЖИТКЕВИЧ аспирант Национального института бизнеса*
Современный профессиональный этикет: сущность, содержание, современные концепты
Стабильность социума требует наличия системы ценностей, которая представляет собой базовую систему, определяющую стратегию и тактику поведения человека во всех сферах жизнедеятельности. Социальное поведение в большинстве случаев определяется этикетом, демонстрация которого позволяет определить принадлежность индивида к различным социальным группам, а в ряде случаев и его статус в таковых: «Социальная роль - это система норм и правил поведения, ожидаемого от человека, занимающего в обществе или социальной группе определенное положение»1.
Существуют разные виды этикета, которые соответствуют различным социальным группам: культурный этикет (обычно соответствует этническому менталитету или территориальному), профессиональный этикет (существенно отличающийся для разных профессий), субкультурные отличия и др., при этом отдельный индивид является носителем одновременно разных видов этикета в зависимости от своих социокультурных ролей.
Часто смысл определений этикета сводится к пониманию его как комплекса норм и правил поведения. Например, Е.Е. Витрук формулирует достаточно конвенциальное определение таким образом: «Этикет -совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры поведения, внешний вид)»2. Следует учитывать, что многие определения этикета затрагивают лишь один из его видов и поэтому могут концентрироваться на частных нюансах, не верных для понимания сути феномена этикета в общем виде, который представляет собой комплексный многофакторный феномен, требующий междисциплинарного подхода.
Исторически первым трудом по этикету на данный момент считается «Инструкция по поведению»1, написанная в около 2350 г. до н.э. В древних социумах этикетные нормы были сильно «завязаны» на ритуалы2, зачастую следующие из религиозных норм. Наглядный пример - концепция табу, когда некий объект «исключался из мира». При этом нарушение такой этикетной нормы было не просто не одобряемым, но и сурово караемым (по религиозным причинам) поведением.
С усложнением социальных систем этикет стал приобретать помимо нормирующе-коммуникационной функции также идентификационную, показывающую отношение индивида к той или иной социальной группе и иерархическому положению в таковой.
Этикет неразрывно связан с этикой. Если рассматривать эволюцию этики, то она является следствием мировоззрения, а этикет является следствием этики. Однако в некоторых случаях этикет может влиять и на этику, если он навязывается снаружи силой. В этом случае индивиды, чтобы снизить когнитивный диссонанс, в большинстве своём принимают этику, соответствующую навязанным правилам поведения (этикету), и далее идёт модификация мировоззрения в сторону соответствия новой этике. Этот «обратный» процесс возможен потому, что подавляющее большинство людей не имеет лично выработанного, осознанного мировоззрения, следовательно, и личной этики и пользуется общественной моралью, исходя из бессознательного (впрочем, зачастую также и сознательного) принципа «быть как все».
Подобное изменение этики не является однозначно «плохим» или «хорошим», всё зависит от конкретной ситуации. Как положительный пример можно вспомнить трактат по этикету времён первого русского императора Петра Первого «Юности честное зерцало...»3, который содержал не только формальные правила поведения, но и этические, касающиеся социального взаимодействия. В то время, когда надо было преобразовывать костную традиционную систему на более эффективную, это было необходимо - так, бритьё бород боярам было не самодурством, а этикетным изменением, направленным на содействие изменению этическому, а затем - мировоззренческому. Как отрицательный пример можно привести современную тенденцию навязывания западных ценностей и норм поведения иных субкультурых проявлений в России.
В целом, как пишет Л.С. Лихачева, «чем более стратифицированным оказывается то или иное общество, чем сложнее его социальная иерархия, тем выше роль этикета, призванного обеспечить возможность взаимодействия представителей различных групп, и тем строже становятся сами нормы этикета и контроль за их соблюдением со стороны общественного мнения»1.
Наиболее общие нормы этикета на уровне стран определяются культурными обычаями государствообразующего этноса. Характерные особенности отражаются в культурных темах: «китайские церемонии», «английская сдержанность» (и юмор). По этой причине иногда предпринимаются попытки представить этикет как «наследие прошлого», уже не актуальное для современного мира. Подобная
* Житкевич Александр Викторович, e-mail: shura.zav @yandex.ru
1 Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология .СПб., 2008, с. 208.
2Витрук Е.Е. Психолого-педагогические основания нравственного развития личности // Вестник ТГПУ, 2006, №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovaniya-nravstvennogo-razvitiya-lichnosti (дата обращения: 23.10.2013).
1 См.: Воронецкая О. С. Место этикета в системе культурных ценностей. Дисс. канд. филос. наук. Томск, 2005, с. 136. 2См.: Байбурин А.К. Топорков А.Л. У истоков этикета. Ленинград, 1990, с. 165.
3 Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению. Собр. от разных авторов / Ред.-сост. Т.Г. Тетенькина. Калининград, 2005, с. 80. 1 Лихачёва Л.С. Этикет как технология толерантности: теория, история, современность. Екатеринбург, 2008, с. 17.
«культурологическая диверсия» вредна не только для сохранения национальной идентичности, но и приводит к уничтожению профессиональных этикетов, так как отрицает любой этикет.
Таким образом, этикет, отражающий мораль социума (этическую систему), является регулятивным механизмом социума наряду с другими традициями неформального характера (формальным регулятивным механизмом является право). Социолог А. Рэдклифф-Браун рассматривает социальную структуру как комплекс устойчивых паттернов поведения групп и отдельных индивидов, которые частично (но характерно) выражаются через правила этикета социальных групп: «В любом обществе правила этикета, морали и права составляют часть механизма, посредством которого поддерживается существование определенной совокупности социальных отношений»2. В отечественной науке функция этикета в социальных системах рассматривается согласно концепции культурно-исторического системно-деятельностного подхода, разрабатываемого изначально Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым3.
Системный подход рассматривает социум как совокупность социальных групп, состоящих из индивидов, которые (и группы как подсистемы, и индивиды) связаны между собой совместной деятельностью, направленной на достижение динамического набора целей4, сохраняющих систему социума.
Типичной ошибкой при рассмотрении феномена этикета является понимание его как этической базы социума. Ещё Конфуций заявлял, что в основе всех добродетелей лежит этикет. Однако этикет является лишь внешней формой поведения, вовсе не обязательно соответствующей внутреннему содержанию (этике индивида), а зачастую этикет воспринимается различно из-за отличия культур: скажем, на Востоке часто считается невежливым дать прямой отказ, а на Западе уклончивые ответы по важному вопросу вместо открытого «нет» расцениваются как изощрённое издевательство.
Рассматривая структурные элементы этикета говорят о вербальном и невербальном этикете, этикетной проксемике и атрибутике.
Вербальный этикет определяет требования к форме и ситуативной уместности высказываний. Культура этноса неразрывно связана с языком и выражается через него.
Невербальный этикет дополняет вербальный принятыми в данной культуре жестами и другими невербальными проявлениями.
Этикетная проксемика определяет комфортное в данной культуре расстояние для вступающих в коммуникацию, «личное пространство», а также тонкости вида «кто когда должен встать/сесть» и прочее
«этикетное пространство». Например, «официальная зона общения русских определяется обычно расстоянием,
1
равным длине двух рук, протянутых для рукопожатия, а зона дружеская - длине двух согнутых в локте рук» . При этом теснота в общественном транспорте создала плавило этикета «не обращать внимание на соседей без нужды», чтобы не акцентировать внимание на нарушении личного пространства.
Этикетная атрибутика- материальные объекты, имеющие отношение к этикету (дресс-коды как пример). В итоге вполне отчетливо просматриваются типичные символические признаки этикета, в которых отражается многообразие видов этикета. Например, Р.И. Мамина различает следующие виды современного этикета: придворный, воинский, дипломатический, общегражданский, деловой этикет и этноэтикет, при этом указывает, что в зависимости от ситуации проявляется специфика всех функций этикета, но в разной степени и в разных формах проявления2. Однако придворный этикет уже сложно отнести к современному, он является явным анахронизмом и по сути может быть отнесён к дипломатической его разновидности.
Следует отметить и то, что существует профессиональный этикет, в которой в определенной степени получают дифференциацию нормы и правила поведения в конкретных ситуациях и обстоятельствах. Они (правила) в этом случае, прежде всего, отвечают критериям целесообразности и прагматичности.
Вместе с тем, такое проявление, как ритуал, может не отвечать этим критериям и несет скорее символический ценностно-эстетический смысл. Следует учитывать, что профессиональный этикет может не совпадать с общепринятым в социуме1. Скажем, военный этикет весьма специфичен.
Кроме того, отчетливо просматривается тенденция расширения круга сфер, в которых складываются если не системы, то относительно устойчивые совокупности правил. Примером может выступать так называемый сетевой этикет - неформальные правила интернет-пользователей .
В этой связи можно вспомнить тезис А.Ю. Согомонова о том, что «все профессиональные этики современности конструировались именно как «культуры долга»3, однако, при общей верности высказывания ситуация не всегда однозначна. Так, этикет адвоката требует защищать клиента независимо от его виновности и совершённых им преступлений, что приводит к ситуации, когда адвокат как профессионал работает не как защитник социальной справедливости, а как наёмник, защищающий заведомых преступников, выдвигающий заведомо несправедливые иски с целью обогащения. Ограничить произвол профессионалов призывал ещё Э.Дюркгейм.
Эта задача может быть решена только методом приведения профессиональной этики к статусу «вариант общественной морали, но в специфических условиях». Например, обычный человек рассматривает убийство
2Рэдклифф-Браун А. О социальной структуре//Вопросы социальной теории, 2008, т.11, вып. 1(2), с. 31-32.
3 См.: Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека/Проблемы развития психики. 4-е изд. М., 1981, с. 71.
4 См.: Арефьева Г. С. Общество как объект социально-философского анализа. М.: 2005, с. 140.
1Акишина А. А., Кано Х., Акишина Т. Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. М., 2013, с. 152.
2 См.: Мамина Р. И. Деловой этикет: сущность, структура, функции (Философско-культурологический анализ): Дис. д-ра филос. наук. СПб., 2005, с. 245
1 См.: Пороховская Т.И. Профессиональная этика как способ институционализации социальной ответственности / URL: http://snphilcultpolsoc.crimea.edu/arhiv/2012/fil_25_1_2/fil25_1_2.pdf#page=323 (дата обращения: 23.10.13)
2См.: Конев И.Д. Телекоммуникационный этикет общения / URL: http://fef.nggti.ru/doks/270421.pdf#page=239 (дата обращения: 24.10.2013).
3 См.: Согомонов А.Ю. От профетики к профэтике / URL: http://www.tsogu.ru/media/files/2011/11-03/vedomosti-
18.pdf#page=57 (дата обращения: 18.10 13).
как чрезвычайное событие, а в условиях боевого противостояния военный воспринимает это как профессиональную задачу. Противоречие снимается регуляцией этики (и, соответственно, этикета) в направлении «любой человек имеет обязанность убивать врагов, нападающих на его Родину», «любой человек имеет право убить напавшего на него в порядке самообороны». В этом случае военная этика (и этикет) не противоречит общему этикету. Профессиональный этикет должен быть таким, чтобы поддерживать престиж профессии и содействовать доверию к членам профессиональной группы. Разумеется, при этом необходимо не только декларировать, но и соблюдать соответствующие требования.
В итоге, обращаясь к определению современных концептов этикета, следует говорить о культурно-историческом характере явления, происхождение которого есть закономерный результат развития социальных структур, связей и отношений. Комбинации этикетных норм и правил, обладая свойством полифункциональности, включены практически во все сферы жизнедеятельности. Их развитие отражает современные процессы социальной динамики, обращая внимание на необходимость и перспективность научного их исследования.
Житкевич А.В. Современный профессиональный этикет: сущность, содержание, современные концепты. В статье рассматривается роль этикета в социуме и его взаимосвязь с этикой. Автором выделены составляющие элементы этикета и предложена классификация видов этикета. Особое внимание уделено вопросу профессионального этикета, его соответствия общепринятой морали социума.
Ключевые слова: этикет, профессиональный этикет, этика.
Zhytkevych A.V. Modern professional etiquette: essence, contents, modern concepts. In article etiquette role in society and its interrelation with ethics is considered. The author allocated the elements of etiquette and offered classification of types of etiquette, its compliance of the standard morals of society.
Key words: etiquette, professional etiquette, ethics.