УДК 304.2 ББК71.4
Мелехова Екатерина Сергеевна,
преподаватель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, ФГБОУВПО «Государственная академия славянской культуры», Хибинский проезд, д. 6., 129337Москва, Российская Федерация
E-mail: Ekaterina. [email protected]
СЕМАНТИКА ЭТИКЕТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ
Аннотация: Этикет — один из неотъемлемых феноменов культуры. Само определение этого культурного явления многогранно и неоднозначно, однако важность его функций и социальная значимость бесспорны. На основании исторического анализа становления этикета можно определить характер его этнокультурных особенностей, установить причинно-следственные связи. Значимым представляется определение этикета как одного из ключевых формирующих элементов культурной идентичности и способов её осознания. Через изучение этикетных норм открываются морально-нравственные устои российского общества, а также возможные пути их дальнейшего развития. Русский этикет на протяжении многих веков находился под сильнейшим влиянием западного этикета, что не могло не привести к разрушению самобытности национальных этикетных знаков. На основе анализа современных тенденций в обществе возможно определить актуальное положение этикета как одного из показателей процесса утраты Россией своей идентичности.
Ключевые слова: этикет, история этикета России, социокультурное пространство России, становление российского этикета.
Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами. Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутреннее), сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений. Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении.
Отличительной особенностью этикета является и то, что он всегда подчинён сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы — значит признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся культурным ценностям. Поэтому изучение русского этикета
© Мелехова Е. С., 2015
неизменно приводит к осознанию культурной идентичности России. Необходимо рассмотреть истоки становления этикета, его развитие и современное состояние, так как это помогает проследить традиции и современные тенденции этикета, что является неотъемлемым для понимания культуры определённой нации в целом. Формирование этикетных правил связано с эволюцией нравственных отношений и норм. Некоторые стереотипы поведения, которые можно рассматривать как зачатки последующих нравственных отношений и этикетных норм, стали складываться в эпоху первобытной культуры: подчинение старшим, почтительное отношение к женщине (матери), запрет на убийство сородичей, запрет кровосмешения, инициальные обряды, захоронение покойников, соблюдение племенных обычаев.
Этикет древнерусской, а затем великорусской народности формировался как часть её этнических традиций, в целом мало подверженных иноземным влияниям. Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на всё развитие русской культуры раннего Средневековья.
Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Тем не менее во времена Киевской Руси (первая треть XII в.) в города проникли христианские нормы жизни из Византии, вытеснявшие языческие и скандинавские. В пору своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т. е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Русь не просто копировала эти чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но и применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, постоянным преломлением в абсолютно русском стиле [2].
Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдалённых частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту.
В период феодальной раздробленности (XII - конец XV вв.), после татаро-монгольского нашествия 1237-1241 гг., проникают восточные нормы поведения, например, ужесточение наказаний, деспотизм мужа в семье и т.д. Они сохранились и в период централизованного Московского государства (ХУ1-ХУП вв.).
Первые письменные правила поведения были даны в «Поучении» Владимира Мономаха. Позже, в первой половине XVI в., в России была написана книга, называемая Домостроем, которая содержала в себе полезные сведения, поучения и наставления. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила,
как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты [6].
Жизненный уклад России начал резко меняться в эпоху Петра I. Поставив своей задачей европеизацию всего уклада жизни России, Пётр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства. Он преследовал три цели: приучение высших классов русского общества к формам обхождения, приобщение женщин к общественной жизни, слияние различных классов и их смешение с иностранцами. Создавались специальные руководства и наставления, где подробно разъяснялось, как надлежит вести себя в обществе в различных ситуациях, например, «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», написанное в XVIII в. (1717) по распоряжению Петра I. Книга была предназначена для молодых дворян и учила их, как держать себя в светском обществе, чтобы иметь успех при дворе.
Число предпринятых Петром I акций по введению новой культуры в России было велико. Правила этикета внедрялись в жизнь соответствующими указами, содержащими угрозы наказания за их невыполнение. Следует отметить, что изменения сказались в основном на несемейной жизни. Внутри семьи сохранились те же патриархальные отношения с беспрекословным подчинением старшему мужчине.
Придворный быт был строго регламентирован и сопровождался сложными церемониями. Каждый день во дворце проходили торжественные выходы членов императорской фамилии, приёмы иностранных послов, аудиенции частным лицам. Особое место в светской жизни вообще и в придворной в частности занимали балы. Балы были введены в России Петром Великим после его возвращения из-за границы в 1717 г. Следствием этого стал в 1719 г. указ о собраниях-ассамблеях. Пётр I сам составил правила организации ассамблей и правила поведения на них гостей по французскому примеру.
Реформы Петра I сделали немало для внешней европеизации семейного уклада дворян, но внутренняя жизнь подавляющего большинства семей всех сословий изменилась мало [4].
В провинции даже внешняя европеизация распространилась лишь к концу XVIII в., а в семьях поместного дворянства по-прежнему сохранялся патриархальный уклад. Разница внешнего вида, введение в обиход дворянства иностранных языков и иноземных правил этикета со временем привели к тому, что крестьяне стали воспринимать дворянство как чуждый, иноземный народ.
После Петра I возврат к прежнему неторопливому быту был уже невозможен. Боярские нравы были преодолены, ведущим сословием в России было дворянство. Правила этикета в России обрели национальную окраску и передавались потом из поколения в поколение.
В эпоху Петра I западное влияние шло преимущественно из германских стран, отражая необходимость подготовки, прежде всего технических, специалистов. Но господство немцев, особенно тягостное в эпоху Анны Иоанновны, вызвало сильное недовольство русского общества.
При Елизавете Петровне немецкое влияние ослабевает, сменяясь французским. Французский язык входит в употребление среди светского общества и становится необходимой принадлежностью дворянского воспитания. После Великой французской революции 1789 г. в Россию хлынул огромный поток эмигрантов, принёсших сюда язык, моды, правила поведения и манеры. Павел I, боясь революционной заразы, объявляет войну французским революционным модам — круглым шляпам, длинным панталонам. С воцарением Александра I эти гонения прекращаются. В начале XIX в. подражают не только внешним европейским идеалам — поведение светского человека должно соответствовать моде на сентиментализм (позднее романтизм): желательна «интересная бледность», разговоры на чувствительные темы. Обязателен становится интерес к музыке, литературе и живописи.
В первой трети XIX в. стиль части светской молодёжи отмечен английским влиянием, подражанием идеалу денди, манерам героев Байрона.
После Отечественной войны 1812 г. патриотический подъём кратковременно усиливает роль в обществе русского языка, но по-настоящему на родном языке заговорили уже после реформ Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина, причём лишь мужчины, с дамами же разговор по-русски был ещё долго неприличен. Николай I стремится к усилению национальных мотивов в обиходе, вводит, например, для придворных фрейлин наряды русского образца.
Двор до середины XIX в. оказывал решающее влияние на этикет всех слоев общества, но быт недворянских сословий был по-прежнему затронут мало.
В России появляются издания, затрагивающие тему хороших манер. Таким, например, был журнал «Приятное с полезным», который выпускали сотрудники Петербургского кадетского шляхетского корпуса. Журнал пропагандировал на своих страницах благопристойность, умеренность и имел явно воспитательный характер. Появилась книга под названием «Об обращении женщин с мужчинами». В Москве и Санкт-Петербурге издаются одно за другим пособия, такие как «Ловкий кавалер», «Порядочный человек-джентльмен» и др. [4]
Все эти издания были универсальными и давали советы на все случаи жизни: как вести хозяйство, имея небольшой доход и не ущемляя при этом своего достоинства; что такое долг по отношению к близким; как вести себя вне стен своего дома, в гостях у знакомых или у чужих людей, не мешая окружающим и не унижая себя. Рациональность в поведении, разум, обдуманность поступков, забота и внимание к окружающим — вот лейтмотив этих наставлений [7].
Отмена крепостного права, реформы Александра II, рост промышленности, развитие науки и литературы привели к усилению влияния в обществе людей незнатного, а то и вовсе недворянского происхождения. Если высшее купечество стремилось подражать аристократии хотя бы внешне, то среди служащих и разночинной интеллигенции влияние придворных образцов поведения постепенно ослабевает. В столицах, губернских городах складывается новый слой общества с гораздо более демократичными манерами. Все стремятся заниматься каким-либо делом. Появляются многочисленные «кружки», где общение нередко было довольно бесцеремонным. В аристократическом кругу усиливается английское влияние с его деловито-
стью и приверженностью к спорту. Появилось стремление к экстравагантности — приёмам в ночные часы.
К концу XIX в., когда дворянство стремительно утрачивало свои позиции в обществе, нравы стали значительно свободнее. Многие требования этикета, ранее казавшиеся незыблемыми для дворян, стали терять обязательность. Появились женские организации, выступавшие за отмену всех условностей и полное равноправие с мужчинами. Окончательный же удар по дворянскому этикету был нанесён в 1917 г. Его ещё какое-то время пытались придерживаться только на территориях Белой армии, а затем и в эмиграции.
Октябрьская революция 1917 г. резко изменила представления о жизни. В первые годы после революции большевики отменили многое, что относилось к старому режиму, в том числе и этикет. Всякое его проявление в обществе воспринималось как анахронизм и жестоко высмеивалось. «Пролетарские» правила этикета во многом противоречили ранее существовавшим. Мужчины перестали быть галантными кавалерами, а женщины — прекрасными дамами. Все стали товарищами. Часть интеллигенции, т. е. воспитанных людей, живущих в соответствии с правилами этикета и нравственными нормами, была вынуждена уехать за границу.
В советский период само понятие «светской жизни» отменяется. Дворян уничтожают, их привычки и обычаи высмеивают и искажают. Нарочитая грубость обращения считается признаком пролетарского происхождения, вместе с тем разного рода начальники теперь неизмеримо больше дистанцируются от подчинённых, чем прежде. Знание хороших манер считается необходимым лишь для дипломатов. Вместе с тем с упрочением советского государства предпринимаются попытки организации торжественных приёмов, балов в духе придворных, вводятся уроки танцев в военных училищах и школах [6].
В наше эмансипированное время робко предпринимаются попытки возродить кое-что из давно забытого, появились даже дворянские собрания. Открываются кадетские корпуса и пансионы. Однако эти попытки ничтожно малы среди всеобщего пренебрежения этикетом, да и элементарными правилами поведения.
В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетом. Это — одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро меняться социально-бытовые условия сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому очень много из того, что было принято ещё в начале нашего века, может сейчас показаться абсурдным.
Весьма популярной в последние годы стала ориентация на американских бизнесменов, на их своеобразный этикет. Многим импонирует совершенно раскованная манера поведения американцев, подчёркнутая приветливость, доброжелательность и оптимизм, умение быстро перейти на дружелюбный, заинтересованный тон беседы. Однако простота и демократичность манеры поведения американского делового человека также достаточно жёстко формализована и подчиняется непростому этикету.
Сегодня этикет освобождён от крайностей и устаревших формальностей. Выработались принципиально новые формы этикета, основанные на профессиональных особенностях (например, медицинский, военный, юридический, студенческий и т.п.), на своеобразии тех или иных жизненных ситуаций, на специфичности некоторых сфер жизнедеятельности современного общества. Например, распространение информационно-технических достижений в бытовой сфере вызвало к жизни такие новые виды этикета, как телефонный, мобильный, компьютерный.
Особое значение в современном обществе имеет деловой этикет. Он регламентирует поведение людей, связанных совместной деятельностью, служебными обязанностями. Владение этикетными нормами общения важно для репутации бизнесмена в деловом мире. Совокупность этикетных норм в предпринимательской сфере основана на «правилах честной игры» и называется бизнес-этикетом. Упорядоченностью и строгостью отличаются современный дипломатический этикет и протокол, предназначенный для организации взаимодействия VIP-персон.
В целом, этикет в России в настоящий момент переживает упадок. Очень мало внимания уделяется всеобщему образованию в области этикета. Однако в обществе наблюдается потребность в чётких этикетных правилах, поэтому набирают популярность всевозможные курсы делового этикета и эффективного общения. Тем не менее современный этикет всё больше отходит от исконно русского и всё больше становится подражанием западному, что является одним из признаков потери Россией своей идентичности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Алехина И. В. Имидж и этикет делового человека. М.: ЭЭН, 2006. 203 с.
2 Боханов А. Н., Горинов М. М. История России с древнейших времен до конца XX века: в 3 кн. М.: ACT, 2001. Кн. I: История России с древнейших времен до конца XVII века. 347 с.
3 Домострой. Юности честное зерцало. Русские пословицы и поговорки о семье / под ред. Т. Н. Терещенко. 2-е изд. М.: ДарЪ, 2007. 320 с.
4 Емышева Е. М., Мосягина О. В. История этикета. Придворный этикет в России в XVIII в. // Секретарское дело. 2004. № 2. С. 56-57.
5 Емышева Е. М., Мосягина О. В. Общегражданский этикет в России в XIX в. // Секретарское дело. 2004. № 10. С. 44-46.
6 Из истории этикета. URL: hflp://www.etiquette.iWmodern/history/ (дата обращения: 14.04.2015).
7 Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. М.: Linka press 1995. 272 с.
8 Социальные истоки психологии и этики делового общения. М.: Культура и спорт, 2006. 160 с.
9 Современный этикет: Золотые советы и правила. М.: ЭКСМО, 2004. 288 с.
10 Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни. М.: ТЕРРА: Книжная лавка-РТР, 1996. 226 с.
11 Энциклопедия этикета. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. 640 с.
* * *
Melekhova Ekaterina Sergeevna,
Senior Lecturer, Department of linguistics and intercultural communication,
FSBEIHPE «State Academy of Slavic culture», Khibinskyproezd 6, 129337Moscow, Russian Federation E-mail: Ekaterina. [email protected]
SEMANTICS OF ETIQUETTE IN SOCIAL AND CULTURAL SPACE OF RUSSIA
Abstract: Etiquette is one of the essential phenomena of culture, that's why it is vital to understand this concept in the social and cultural terms of the Russian society. The definition itself of this cultural phenomenon is complex and ambiguous, but the importance of its functions and social significance is undisputable. Based on historical analysis of the formation of etiquette, we can determine the nature of its ethnic and cultural features, and establish the causal relationships. Significant is the approach that etiquette appears as one of the key elements forming the cultural identity and as a way of its comprehension. Research of etiquette reveals the moral foundations of the Russian society as well as possible ways of their further development. The Russian etiquette has been under the influence of European etiquette for many centuries and it could not but lead to the destruction of Russian original etiquette tokens. Based on the analysis of the current trends in the society the present position of etiquette can be determined as one of the indications of the identity loss in Russia. Keywords: etiquette, history of the Russian etiquette, the socio-cultural space of modern Russia, formation of the Russian etiquette.
REFERENCES
1 Alekhina I. V. Imidzh i etiket delovogo cheloveka [Image and etiquette of a business man]. Moscow, EEN Publ., 2006. 203 p.
2 Bokhanov A. N., Gorinov M. M. Istoriia Rossii s drevneishikh vremen do kontsa XX veka: v 3-kh kn. [History of Russia from the ancient times till the end of XX century: in 3 books], Moscow, ASTPubl., 2001. Bookl: Istoriia Rossii s drevneishikh vremen do kontsa XVII veka [History of Russia from the ancient times till the end of XVIIth century], 347 p.
3 Domostroi. Iunosti chestnoe zertsalo. Russkieposlovitsy ipogovorki o sem'e [Domostroi. The honest mirror of youth. Russian proverbs and sayings about family], ed. T. N. Tereshchenko. 2-e izd. Moscow, Dar Publ., 2007. 320 p.
4 Emysheva E. M., Mosiagina O. V. Istoriia etiketa. Pridvornyi etiket v Rossii v XVIII v. [History of etiquette. Court etiquette in Russia in XVIII century]. Sekretarskoe delo [Secretarial practice], 2004, no 2, pp. 56-57.
5 Emysheva E. M., Mosiagina O. V. Obshchegrazhdanskii etiket v Rossii v XIX v. [Civil etiquette in Russia in XIX century], Sekretarskoe delo [Secretarial practice], 2004, no 10, pp.44-46.
6 Iz istorii etiketa. [From history of etiquette]. Available at: http://www.etiquette.ru/modern/ history/ (Accessed 14 April 2015).
7 Murav'eva O. S. Kak vospityvali russkogo dvorianina [How a Russian nobleman was brought up]. Moscow, Linka press Publ., 1995. 272 p.
8 Sotsial'nye istoki psikhologii i etiki delovogo obshcheniia [Social reasons for psychology and ethics of business communication], ed. V. N. Lavrinenko. Moscow, Kul'tura i sport Publ., 2006. 160 p.
9 Sovremennyi etiket: Zolotye sovety ipravila [Modern etiquette: golden advice and rules]. Moscow, EKSMO Publ., 2004. 288 p.
10 Khoroshii ton. Sbornikpravil i sovetov na vse sluchai zhizni [Good manners. Collection of rules and advice for all situations in life]. Moscow, TERRA: Knizhnaia lavka-RTR Publ., 1996.226 p.
11 Entsiklopediia etiketa [Encyclopedia of etiquette]. Moscow, RIPOL KLASSIK Publ., 2001.640 p.