ФИЛОЛОГИЯ
Ж. БАГАНА
доктор филологических наук, профессор кафедры французского языка Белгородского государственного университета E-mail: [email protected] Тел. (4722) 30 13 28
А.А. ПЕРКОВА
аспирант кафедры французского языка Белгородского государственного университета E-mail: [email protected] Тел. 8 908 783 1 8 6 7
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЭТИКЕТА В РОССИИ И СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
В статье рассматривается процесс зарождения этикета и его дальнейшего развития на примерах стран Западной Европы и России.
Ключевые слова: этикет, правила поведения, манеры, аристократия, придворный этикет.
С древнейших времен люди, чтобы облегчить себе жизнь, были вынуждены соблюдать определенные правила и нормы поведения. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что этикет зародился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования. На начальном этапе своего развития эти правила были едиными и регламентировали отношения во всех сферах жизни человека. Таким образом, этикет в тот период времени не был самостоятельной регулятивной системой, а лишь сосуществовал с правилами, выполнявшими контролирующую роль в общественной жизни первобытного коллектива.
Изначально, правила этикета не фиксировались в письменном виде, а были негласными. Хранителями подобных знаний первоначально были старейшины. Немного позже, с переходом общества на новый этап развития, нормы этикета выделяются в самостоятельные правила и закрепляются письменно, но не в форме специальных сводов правил, а в виде упоминаний в художественных произведениях.
Рассматривая далее развитие человеческого общества, можно обнаружить, что уже в древних египетских, римских рукописях, гомеровской «Одиссее» говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время уже были строго регламентированы отношения как между различными сословиями: высшими и низшими, господами и рабами, так и внутри самого сословия: взаимоотношения старших и младших, мужчин и женщин.
Еще одним широко известным литературным памятником древних времен наряду с «Одиссеей»
является «Эдда» - основное произведение германоскандинавской мифологии, в котором содержатся не только подробное описание поведения за столом, но и правила произнесения тостов. Следовательно, здесь уже можно вести речь о зарождении речевого этикета как особой системы устойчивых формул в общении.
Вопросы воспитания и нравственности, вежливого и уважительного отношения к людям поднимались также и в трудах таких античных философов и поэтов, как Платон, Аристотель, Овидий и многих других выдающиеся людей той эпохи. Поэтому можно сказать, что основы этикета, являющегося частью европейской культуры, начали формироваться именно тогда.
В то же время, наряду с бытовым этикетом начинает свое развитие и этикет политический, соблюдением которого были особо известны Древний Египет, Древняя Греция и Древний Рим [1, с. 9].
По-иному предстает перед нами этикет Средневековья, когда он формируется и существует в своем классическом виде. С наступлением Средних веков многое в этикете было утеряно и забыто. Но несмотря на то, что практически повсеместно господствовали невежество и грубость нравов, все же находились люди, стремившиеся обратить внимание современников на нравственность, необходимость вести себя подобающим образом. В первую очередь такими людьми были лица духовного сословия, так как в период раннего Средневековья законодателем этикета являлась церковь. Опираясь на непререкаемый авторитет церкви и Священного писания, в своих проповедях и трактатах церковнослужители призывали к доброте, скромности и человечности. Позднее, с активным
© Ж. Багана, А.А. Перкова
ФИЛОЛОГИЯ
развитием общественной жизни и расширяющимися международными контактами, появилась необходимость составления руководств по поведению. Первым из них, дошедшим до наших дней, был труд испанца Петруса Альфонса «Дисциплина клерика-лис», появившийся в 1204 году. Первоначально он был адресован духовным лицам, а позднее стал руководством и общегражданских правил поведения.
Говоря о развитии этикета в Европе, необходимо отметить, что страной, которая по праву может быть названа родиной этикета, является Франция. Принято считать, что впервые слово этикет было использовано в своем прямом значении на одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV, где гостям были предложены карточки с перечнем правил поведения. Таким образом, от французского названия карточки «этикетка» и произошло и само название «этикет» [2, с.18].
Не стоит забывать также и о роли Италии, известной миру трудами таких авторов, как Бальдассаре Кастильоне («Придворный», 1517) и Жиованни дела Каза («Г алатео», или Книга хороших манер», 1558). Трактат «О придворном» представлен в виде диалогов, воссоздающих тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. В ней Кастильоне опирается как на античную, так и на ренессансную культурные традиции. Особенно часто он ссылается на Цицерона, Платона, Ксенофонта, Квинтилиана [3, с. 137-148]. «Галатео», или Книга хороших манер» - труд в традиции Кастильоне, представляющий собой руководство по хорошим манерам и комплиментам, изложенное в форме наставлений воспитателя своему ученику [4, с.473].
Весьма важной вехой в эпоху Средневековья был рыцарский этикет. Он был особенно сложен по причине наличия строгих правил рыцарской чести, которые должны были безукоризненно соблюдаться. Вот как об этом пишет историк А.Я. Гуревич: “Рыцарь именно исполняет свою роль, ни на минуту не забывая о зрителях, перед которыми он «играет», будь то король или его прямой сеньор, дама или такой же рыцарь, как и он сам”. Рыцарский этикет регламентировал каждый жест, даже на поле боя, где рыцарь был скован множеством предписаний: нельзя сражаться с хуже вооружённым противником, нельзя наносить удары в спину, нельзя первым обращаться с воинским донесением к королю и так далее [5].
Становление же этикета в Германии, к сожалению, происходило крайне медленно, так как вплоть до XV - XVI веков там практически повсеместно царили нравы, которые нельзя назвать иначе, как варварскими. Однако уже начало XVI века было ознаменовано появлением работы Эразма
Роттердамского «Гражданство обычаев детских» -свода правил, обязанностей и норм поведения ребенка среди взрослых, сверстников в школе и дома. В книге содержатся правила благонравия, благочестия. В сборнике имелась и специальная глава «об игрании» [6, с. 17]. На основе этого сочинения были составлены последующие книги по этикету. Сначала это были книги о правилах поведения придворных. Затем появились и книги, предназначенные для более широкого круга читателей. Они содержали правила поведения за столом, учили правильно вести беседу, принимать гостей и т. д. Одной из таких книг стала изданная в Гамбурге в 1716 году «Книга о вежливом поведении и достойном обхождении как с высокими и почтенными персонами, так и с дамами, а также о том, каким образом дама может соблюсти вежливость по отношению к нам». Автором этой книги был Менантес (литературный псевдоним немецкого поэта и либреттиста Кристиана Фридриха Хунольда). О содержании произведения можно судить по его названию.
С наступлением эпохи Просвещения этикет перестал быть достоянием избранных. Стали появляться и расходиться большими тиражами книги о культурном поведении в обществе. В средних слоях зародилось стремление к демократизации норм поведения, подчинения их актуальным жизненным требованиям и целесообразности. Именно эта тенденция и по сей день играет немаловажную роль в формировании норм этикета, принятых в странах современной Европы [1, с. 19].
В России, не пережившей классического европейского средневековья, культура этикета, в привычном для нас понимании этого слова, распространялась значительно позднее, чем в Западной Европе, - в первой половине XVIII века.
Формы регламентации, которые предшествовали этикету, были подкреплены обычаями и нормами православной морали. Стандарты поведения находили отражение, прежде всего, в пословицах того времени, так как мудрость, называемая в то время народной, передавалась из уст в уста, потому что грамотой, а соответственно и письменностью, владели преимущественно монахи. Среди простого же народа это было большой редкостью. По мере становления государств, развития письменности, установления дипломатических отношений, правила и нормы поведения начинают фиксироваться в памяти культуры. Так первые сведения о правилах поведения, которые должны соблюдать дети феодальной знати, может быть найдено уже в «Поучении Владимира Мономаха».
Во второй половине XI века на Руси, наряду с различными сборниками изречений, афоризмов,
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
притч, появляются переводы средневековых повестей в большей степени нравоучительного содержания. Среди них особенно выделяется «Повесть об Акире Премудром» неизвестного автора, написанная в жанре наставлений сыну. В ней освещались вопросы нравственных взаимоотношений между родителями и детьми, между людьми, знакомыми и незнакомыми, и были представлены особенности этикета того времени [7, с. 194].
Еще с давних времен на Руси составлялись руководства морального характера, определяющие поведение человека в семье, в обществе, его взаимоотношения с другими людьми. Произведения, в которых излагались права и обязанности главы семьи и его домочадцев, получили название «Домострой» - свод правил поведении, получивший свою законченную форму к середине XVI века. Он охватывал практически все стороны жизни дворян, помещиков. Вплоть до первой четверти XVIII века в провинции жили по «Домострою [2, с.38-39].
Жизненный уклад России начал резко меняться эпоху правления Петра I (1672-1725). Он стал с огромным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства, так как преследовал лишь одну цель - европеизацию всей жизни России. Молодые люди - отпрыски вельмож, высших чиновников и офицеров - получили возможность обучаться в учебных заведениях, где они овладевали светскими приличиями, учились танцам, фехтованию, искусству красноречия и т.д. Обучению юношества во многом способствовало создание специальных руководств и наставлений, где подробно разъяснялось, каким образом необходимо вести себя в обществе в тех или иных ситуациях. Ведущее место среди этих наставлений занимала книга под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению. Собрание от разных авторов», которая была напечатана в Санкт-Петербурге в 1717 году. Написана она была в форме 63 рассуждений и правил [8, с. 36-39]. Считается, что книга «Гражданство обычаев детских» (в русском переводе «Златая книжица о гожении нравов») под авторством Эразма Роттердамского была одним из первоисточников «Зерцала» [6, с. 27].
Еще одним многозначительным трудом, изданным в петровское время, был «Табель о рангах», содержавший требования к чиновникам в отношении их одежды, правила которой позднее стали распространятся и на их жен.
На смену петровскому пришел двор императорский. В это время в России воцарилось время невиданных до сих пор шика и роскоши, носивших скорее характер расточительства. В это же время усиливается влияние западноевропейской культу-
ры, в особенности французской [2, с.52].
Каждым последующим правителем государства вводились какие-либо новшества в правила этикета двора. Однако все эти новые светские правила благовоспитанности в XVIII - XIX вв. внедрялись в основном среди высших слоев Петербурга и Москвы. В остальных слоях общества (среди мелких провинциальных дворян, купцов, разночинцев) они имели лишь подражательный характер [2, с. 59].
В 1775 году манифестом императрицы Екатерины II был обозначен особый разряд городского населения - мещане, иными словами «городские обыватели», которые не были отнесены к купечеству. Это были мелкие торговцы, служащие частных компаний, прислуга и т.п. Будучи вынужденными зарабатывать деньги наемным трудом, мещане стремились перейти из своего сословия в более статусное, стать богатыми. И этикет в этом случае был подобен лифту, посредством которого можно было подняться выше своего действительного положения в обществе.
Однако в это же время, как противоположность мещанину, в обществе активно проходит свое становление интеллигент - человек образованный, просвещенный, несущий в себе лучшие прогрессивные черты своей эпохи, наполненный идеалами и ценностями Просвещения [2, с. 62].
После отмены крепостного права в 1861 году многие сословные различия отошли на второй план. В это время этикет в прямом его понимании становится достоянием более широкого круга людей. Крестьяне в своей повседневной жизни тоже начинают руководствоваться определенными правилами, которые имели в своей основе патриархальные традиции.
Октябрьская революция 1917 года резко изменила представления о жизни. С этого момента хорошие манеры, благородство, вежливость, тактичность, владение иностранными языками стали считаться признаком буржуазного общества. Мужчины перестали быть галантными кавалерами, а женщины - прекрасными дамами. Все стали товарищами. Большая часть представителей интеллигенции была вынуждена уехать за границу [1, с. 17-18].
Для представителей современного российского общества также характерны положительные черты интеллигенции XIX в. с присущей ей сплоченностью духа, мировоззренческих взглядов, с нормами и правилами этикетного поведения в целом.
Этикет - это очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их мировосприятием. Им задаются рамки, в пределах которых должна протекать жизнь
ФИЛОЛОГИЯ □Vr---—-——
представителей общества. Отражение внутренней известно, имеет очень большое значение: оно об-
культуры проявляется, прежде всего, в манерах, легчает установление контактов, способствует до-
а умение правильно вести себя в обществе, как стижению и сохранению взаимопонимания.
Библиографический список
1. Энциклопедия этикета. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. 512 с.
2. Андреев М.Л. Бальдассаре Кастильоне и жанр трактата о правилах поведения. История литературы Италии. Том 2. Возрождение. Книга 2. Чинквеченто. М.: ИМЛИ РАН, 2010. 350 с.
3. ГалатенкоЮ.Н. ДеллаКасаДжованни. Большая Российская энциклопедия. Т. 8. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2007. 473 с.
4. Школа этикета: поучения на всякий случай. Сост. Л.С.Лихачева. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. Изд-во, 1995. 318 с.
5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Университетская книга, 1999. 352 с. (http://www. infanata.org/2007/02/08/gurevich_aja_izbrannye_trudy_v_2_t_t_2_srednevekovyjj_mir.html).
6. Кошелева О. Е. Гражданство обычаев детских: история изучения памятника и его роль в рус. культуре XVII
в., в сб.: Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики. М., 1986. 230 с.
7. Соловков И.А. Антология педагогической мысли России XVIII в. М.: Просвещение, 1983. 480 с.
8. Советский этикет. Сост. Л.Г.Гринберг. 2- изд., перер. и доп. Л.: Знание, 1974. 220 с.
J. BAGHANA, A.A. PERKOVA TO THE PROBLEM OF ETIQUETTE DEVELOPMENT IN RUSSIA AND WEST-EUROPEAN COUNTRIES
This article touches upon the etiquette rising process and it’s further development in Russia and in west-European countries.
Key words: etiquette, rules of conduct, manners, aristocracy, the ceremonial of the court.