Научная статья на тему 'Проблема возникновения и развития этикета в российской теории и практике воспитания в период с хvпi по ХХ вв'

Проблема возникновения и развития этикета в российской теории и практике воспитания в период с хvпi по ХХ вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЭТИКЕТ" / "ПОВЕДЕНИЕ" / "НРАВСТВЕННОСТЬ" / "ПРИВЫЧКА" / "ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" / "ОБЫЧАИ" / "ТРАДИЦИИ" / "ETIQUETTE" / "BEHAVIOR" / "MORALITY" / "HABIT" / "BEHAVIORAL CULTURE" / "CUSTOMS" / "TRADITIONS"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова М. И., Щеглова А. Е.

Историко-педагогический подход в исследовании проблемы возникновения этикета в России дает возможность ознакомиться с многообразием точек зрения, суждений в разные исторические периоды и соотнести с современностью. Научная новизна заключается в том, что дается современная оценка значимости проблемы воспитания этикета, нравственного поведения, поведенческой культуры. В статье представлена характеристика содержания базовых понятий. Выделены прогрессивные подходы, показана их ценность для современной теории и практики воспитания. Теоретическая значимость состоит в том, что внесен конкретный вклад в разработку историкопедагогических, теоретических основ воспитания. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов в практике отечественного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL VIEW OF THE PROBLEM OF EMERGENCE OF ETIQUETTE IN THE RUSSIAN THEORY AND PRACTICE OF EDUCATION DURING THE PERIOD SINCE XVIII TO THE 20TH CENTURY

Historical and pedagogical approach in a research of a problem of emergence of etiquette in Russia gives the chance to get acquainted with variety of the points of view, judgments during the different historical periods and to correlate to the present. Scientific novelty is that a modern assessment of the importance of a problem of education of etiquette, a moral conduct, behavioural culture is given. In article the characteristic of content of basic concepts is provided. Progressive approaches are allocated, their value for the modern theory and practice of education is shown. The theoretical importance consists that the specific contribution to development of historical and pedagogical, theoretical bases of education is made. The practical importance consists in a possibility of use of results in the practice of domestic education.

Текст научной работы на тему «Проблема возникновения и развития этикета в российской теории и практике воспитания в период с хvпi по ХХ вв»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 371:17

UDC 371:17

БОГОМОЛОВА М.И.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра дошкольного и начального общего образования, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова E-mail: [email protected] ЩЕГЛОВА А.Е.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и управления, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова E-mail: [email protected]

BOGOMOLOVA M.I.

doctor of pedagogical sciences, professor, department of the preschool and primary general education Ulyanovsk state pedagogical university name of I.N. Ulyanov E-mail: [email protected] SHCHEGLOVA A.E.

candidate of pedagogical sciences, associate professor economy and management department Ulyanovsk state pedagogical university named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭТИКЕТА В РОССИЙСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

ВОСПИТАНИЯ В ПЕРИОД С ХVШ ПО ХХ ВВ.

HISTORICAL VIEW OF THE PROBLEM OF EMERGENCE OF ETIQUETTE IN THE RUSSIAN THEORY AND PRACTICE OF EDUCATION DURING THE PERIOD SINCE XVIII TO THE 20TH CENTURY

Историко-педагогический подход в исследовании проблемы возникновения этикета в России дает возможность ознакомиться с многообразием точек зрения, суждений в разные исторические периоды и соотнести с современностью.

Научная новизна заключается в том, что дается современная оценка значимости проблемы воспитания этикета, нравственного поведения, поведенческой культуры. В статье представлена характеристика содержания базовых понятий. Выделены прогрессивные подходы, показана их ценность для современной теории и практики воспитания.

Теоретическая значимость состоит в том, что внесен конкретный вклад в разработку историко-педагогических, теоретических основ воспитания.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов в практике отечественного воспитания.

Ключевые слова: «этикет», «поведение», «нравственность», «привычка», «поведенческая культура», «обычаи», «традиции».

Historical and pedagogical approach in a research of a problem of emergence of etiquette in Russia gives the chance to get acquainted with variety of the points of view, judgments during the different historical periods and to correlate to the present.

Scientific novelty is that a modern assessment of the importance of a problem of education of etiquette, a moral conduct, behavioural culture is given. In article the characteristic of content of basic concepts is provided. Progressive approaches are allocated, their value for the modern theory and practice of education is shown.

The theoretical importance consists that the specific contribution to development of historical and pedagogical, theoretical bases of education is made.

The practical importance consists in a possibility of use of results in the practice of domestic education.

Keywords: «etiquette», «behavior», «morality», «habit», «behavioral culture», «customs», «traditions».

На протяжении длительного периода формирования федеральных отношений и образования многонационального Российского государства в развитии общественного и семейного воспитания педагогические идеи всегда отличались нравственной, патриотической направленностью.

Первая четверть XVIII века была переломным периодом в истории России, первым этапом в развитии русской культуры, науки просвещения. Преобразовательные реформы Петра I, отвечавшие назревшим потребностям русской жизни, способствовали

образованию независимого государства помещиков и торговцев. В этот период сущность порядка поведения заключалась еще в сохранении незыблемости устоев общества, в защите боярских привилегий и мужского приоритета. Но уже в недрах боярских традиций вызревали отдельные черты будущего порядка поведения в русском обществе. Руководящие позиции в области культуры и просвещения в это время занимала уже не церковь, как это было в XV - XVII веках, а государственная власть.

Со времен Петра I, в связи с экономическими и со-

© Богомолова М.И., Щеглова А.Е. © Bogomolova M.I. \, Shcheglova A.E.

циальными изменениями в жизни государства, в России начал складываться дворянский этикет, своеобразно сочетавший в себе русские допетровские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения.

В целом преобразовательная деятельность дворянского правительства Петра I имела исторически прогрессивное значение, она содействовала более ускоренному развитию производительных сил, передовой культуры и просвещения. Заметно сократился экономический и культурный разрыв между Россией и Европой. Россия стала могущественной державой с мощным флотом и победоносной армией. На международной арене повысился авторитет страны, расширились и укрепились ее международные связи. При Петре I начал формироваться российский европеизированный придворный, военный и посольский этикет.

Интересным памятником, отразившим требования государства к воспитанию детей, является «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». В этом произведении представлен свод правил поведения. Ярко прослеживаются требования нравственного поведения детей. Например, «В первых наипаче всего должны дети отца и мать в великой чести содержать». Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, приличен и беспокоен». Говорится о смелости и отваге. «Прямый придворный человек имеет быть смел отважен и не робок» [2].

Широкое развитие получил этикет развлечений. Вносились коррективы в семейный быт и свадебную церемонию.

Таким образом, вместе с новой Россией рождались новые общественные отношения, а значит и новый церемониал. Петр I создал регулярные войска, составив для них Воинский устав, провел в жизнь «Табель о рангах всех чинов, Воинских, Статских и Придворных», принимал множество указов, определявших что надевать и как следует поступать. По его указанию Яков Брюс составил сборник поведенческих советов для воспитания молодого дворянства «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», вышедшее в свет в 1717 г. и популярное настолько, что за 6 лет оно трижды переиздавалось. Особенностью было то, что заимствованные из европейского этикета правила были конкретизированы и дополнены применительно к отечественной действительности и существовавшим в России нравам.

Правила этикета внедрялись Петром I соответствующими указами, содержащими угрозы наказания за их невыполнение, и в этом отношении, как и в Европе, этикет имел силу закона.

Во второй половине XVIII в. в лексикон дворянства активно вошло слово этикет. Открывались народные училища, совершенствовалось преподавание в кадетских корпусах, создавались частные и государственные институты женского образования, выходила в свет учебная и педагогическая литература. Благодаря этому в России произошли значительные изменения по всем направлениям поведенческой культуры.

В это время в русской дворянской семье также произошли значительные изменения. Господствующее положение стали занимать в государстве служилые дворяне - военные и штатские, а также развивающееся купечество. На первое место стали выдвигаться чин, заслуги лица перед государством, а не род и знатность происхождения, как это было раньше. Обязательная государственная служба стала главным источником существования семьи и получения различных привилегий. Воспитание и образование детей дворянства должно было формировать у них с раннего возраста внешние светские манеры, обучали их правилам приличия и иностранным языкам.

Изучение иностранных языков для России, вступившей в тесную взаимосвязь с Западной Европой, разумеется, было жизненной потребностью. Однако в практике семейного воспитания и обучения детей дворян, оно стало содой, средством отдаления привилегированных людей от народа. Дети дворян должны были говорить на иностранных языках не только для приобретения навыка, но и для того, «чтобы можно было их от других незнающих болванов распознать» (подлинные слова из «Юности честное зерцало»). Именно в это время в аристократических кругах зарождается низкопоклонство перед всем чужестранным и презрительное отношение к своему народному. Но вместе с тем многие общественные деятели, русские писатели, педагоги выступали за необходимость развития национальной культуры и просвещения, использования национальных традиций в воспитании детей [2].

Влияние западноевропейской, особенно французской культуры на российский быт и нравы значительно усилилось. В Санкт-Петербурге и Москве появились французские модистки, парикмахеры, воспитатели-гувернеры, открывались модные французские лавки и магазины.

Влияние французской культуры на российские нравы и этикет прослеживается в организации светских салонов по типу парижских, во время которых было принято говорить по-французски, и в том потоке переводных рыцарских романов и романтико-приключенческих повестей, которыми зачитывалась дворянская молодежь.

Все эти этикетные проявления - чинные и важные поклоны, реверансы, приветствия рукой, разнообразная атрибутика - создавали картину театрального спектакля, «постановки».

Выросло могущество Российской Империи, значительно расширились ее границы, преобразовалась экономика с учетом потребностей времени, изменился быт. В стране развивалось просвещение, проводилась в жизнь идея создания «новой породы людей», не знакомой с рутинностью прежних веков и достойной великих предначертаний Отечества.

Создание отечественного этикета, который не был копией европейского, а синтезировал в себе русские обычаи и европейские поведенческие нормы, стало одним из важнейших достижений русской культуры того

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

времени. Внимательно анализируя современные этикетные нормы, мы видим их общность с нормами XVIII в., ибо и сегодня сохранилась потребность учтивого и доброжелательного общения между людьми.

Итак, в течение всего XVIII века в российском обществе формировался дворянский этикет, носителем которого был тип личности, ставивший в основу поведения, внешнего вида и стиля жизни культурные традиции, которые базировались на органическом соединении этических и этикетных норм.

В этот период в русской художественной и публицистической литературе произошли изменения в мировоззрении, нравах обычаях и в семейном воспитании детей, была показана та напряженная борьба, которая велась представителями прогрессивных сил общества с реакционерами, борьба нового со старыми традициями и привычками. Писатели XVIII века смотрели на литературу с педагогической точки зрения. Они видели в ней средство исправления нравов и воспитания человека. Остановимся на некоторых педагогических высказываниях деятелей и писателей первой половины XVIII века, которые показывают, с одной стороны, высоту исканий и достижений русской общественно-экономической мысли, с другой стороны, - живучесть старых взглядов на семейное воспитание детей.

Наиболее ярким примером смешения нового со старым являлось произведение Ивана Тихоновича Посошкова (1652 - 1725) «Отеческое завещание сыну».

И.Т. Посошков был сторонником реформ Петра I, отстаивал интересы купечества. Он высказывал ценные мыли о женщине, как помощнице и советчице мужа в жизненных делах, а не его рабыни. Задачи семейного воспитания и обучения детей Посошков ставил в прямую связь с их будущей государственной службой и тем самым выводил личность и воспитание из узкосемейных, замкнутых интересов, характерных для патриархальной семьи. Он требовал от родителей гуманного разумного руководства делом воспитания детей.

Видный экономист и публицист И.Т. Посошков в своей книге «Отеческое завещание сыну» в основу патриотического воспитания положил нравственное, трудовое и духовное (церковное) воспитание. Он выступал против засилия чужестранцев, низкопоклонничества перед Западом, требовал воспитывать молодежь в русских традициях, на родном языке.

И.Т. Посошков давал ценные советы по физическому воспитанию, рекомендовал воспитывать детей в духе гуманности и любви к ближнему, особенно к бедным и убогим людям. Но пути и средства воспитания им были указаны те же, что и в домостроевской педагогике XVI века (религиозное воспитание детей с раннего возраста, телесные наказания, запрещение игр и забав, особенно вне дома и т.д.).

Сильное влияние петровской эпохи сказалось на педагогическом мировоззрении известного ученого-историка, видного общественного деятеля петровского времени, выразителя интересов передовых слоев дворянства первой половины XVIII века Василия Никитича

Татищева (1686-1750).

В.Н. Татищев обращал внимание на нравственное воспитание детей. В его документе - инструкции «О порядке преподавания в школах казенных заводов», где изложены основы не только профессиональной, но и общественной подготовки юношества сочетаются гуманистические идеи эпохи Возрождения, традиции народной педагогики с элементами светского реального образования. Им были высказаны мысли о том, что люди всех сословий должны учиться.

Данный период характеризуется появлением новых прогрессивных идей о пустяках и средствах патриотического воспитания, об исправлении нравов, о воспитании человека, возрождении национального и гражданского самосознания народа. А также установление дипломатических отношений с другими странами.

Так, Федор Салтыков (г.р. неизв. - 1715) - видный государственный деятель, сторонник социальных, политических, экономических преобразований в России в своих «Пропозициях», адресованных Петру I, осветил проблему школьной реформы с учетом национальных особенностей. В главе VII «О школах и монастырях» он «для обхождения с разными народами» отмечал необходимость изучать латинский, греческий, немецкий, английский, французский языки.

Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 - 1744) в «VII сатире о воспитании» признавал руководящую роль воспитания в развитии детей. Воспитание, по его мнению, - могущественный фактор, способствующий развитию ребенка с раннего возраста, когда впечатлительность особа велика.

А. Д. Кантемир указывал на необходимость воспитывать будущих сынов отечества, граждан, любящих свою родину. На первый план он выдвигал нравственное воспитание детей - «воспитание сердца». Одновременно большое значение он придавал и развитию разума посредством изучения детьми доступных знаний из области наук и искусств.

Он высоко оценивал воспитательную роль примера: «Пример - наставления всякого сильнее». Кантемир выступал против слепого подражания западу в быту. Сатиры Кантемира содействовали формированию педагогического мировоззрения в России.

Заслуживают внимания педагогические взгляды Александра Петровича Сумарокова (1717 - 1777), одного из первых критиков и теоретиков русской литературы. Он требовал, чтобы воспитание и обучение детей в семье и школе проводилось на родном языке, высоко ценил качества русского языка: «Язык наш сладок, чист, пышен, богат», «прекрасный наш язык способен ко всему». В своих сатирах он критиковал французоманию русского дворянства, призывал молодежь уважать и развивать национальные традиции.

М.В. Ломоносов высоко ценил богатство, красоту, музыкальность родной речи. Указывал на значение «природных свойств», народности русского языка, считал, что они способствуют формированию патриотизма, любви к Родине, уважения к национальной культуре, и

несомненно, распространению грамотности и науки.

При этом Михаил Васильевич не умолял значения общения с другими странами. Для полноценного общения, по его мнению, необходимы объективные знания о жизни других народов. В связи с этим он большое внимание уделял изучению географии. В своей «Инструкции Географическому департаменту» М.В. Ломоносов отмечал необходимость собирать сведения обо всех странах мира, составлять карты, журналы, ежемесячные рапорты со всех концов страны. Большое значение он придавал изучению истории. В своем учебнике «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава (или до 1054)» он провозгласил идею о том, что все народы равны по героизму и величию (русский, римский, греческий) и отличаются лишь культурой.

Во второй половине XVIII века вслед за Ломоносовым, Н.И. Новиков активно боролся за национальную культуру, науку и просвещение, за формирование национального самосознания русского общества. Он высказывал правильную мысль о том, что систему воспитания надо строить на основе идеи народности, учета положительных черт характера русского народа.

А.Н. Радищев решительно выступал против свойственного некоторым дворянам пренебрежительного отношения к отечественной культуре, против их чрезмерного увлечения французским языком, и считал, что истинным патриот должен в совершенстве знать родной язык.

В произведениях А.Н. Радищева особенно большое место занимают вопросы морали и воспитания морально-волевых черт личности «сына Отечества». Он был зачинателем новой морали. Пытаясь возможно полнее и конкретнее определить основные качества новой морали, Радищев обращался к народу, к его мудрости, к его поведению.

В своем «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев с большой любовью и теплотой рассказывает о многочисленных поступках простых людей, проникнутых исключительно высоким благородством души. В ряде глав «Путешествия...» Радищев тепло рисует народ, крепостных крестьян. Простые люди терпеливо переносили обиды и оскорбления, но, по Радищеву, они не могут, да и не должны, терпеть их без конца.

Итак, А.Н. Радищев рекомендовал воспитывать и укреплять в подрастающем поколении морально-волевые качества, в основном типичные для простого русского народа. В воспитании положительных черт личности высоко ценил роль положительного примера.

Как и в прежние времена, в XVIII веке, воспитывалось четкое осознание себя в общественной иерархии: знать и понимать свое место в обществе, разумно оценивая превосходство тех, кто выше по положению, воздерживаясь от сближения с ними и проявляя скромность. В этикете по-прежнему существовало множество степеней и оттенков. Отношения между незнакомыми или знакомыми, друзьями или родственниками, лицами, различными по полу, возрасту, должности, чину, выдви-

гали на первый план те или иные этикетные правила. Но в любом случае требовались уважение и предупредительность, скромность и сдержанность, а также строгое внимание к своему внешнему виду, манерам и речи.

Как видим, в течение всего XVIII века в трудах прогрессивных педагогов были высказаны ценные мысли о важно сти воспитания детей с раннего возраста, используя для этого средства народной педагогики, опыт народного воспитания. В разные годы по-разному определялась цель воспитания: воспитание патриота-гражданина, полезного человека своему народу (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков); во второй половине XVIII века впервые теоретически был обоснован идеал патриота-революционера, «сына отечества» (А.Н. Радищев); педагогика И.И. Бецкого и Ф.И. Янковича была направлена на изолированное (правильное) воспитание «новой породы людей», которая, в свою очередь, правильно воспитала бы своих детей. В связи с такими установками разрабатывались проекты, организовывались новые типы воспитательно-образовательных учреждений для детей дворян, а для детей-сирот - воспитательные дома. Для всех воспитательно-образовательных учреждений предварительно разрабатывались и обсуждались планы, уставы, руководства для учителей, правила для учащихся. Соблюдение этикета и воспитание культуры нравственного поведения у детей в семье и учебно-воспитательных учреждениях продолжали оставаться приоритетными.

В начале XIX века в России отчетливо выявились противоречия между новыми производительными силами и старыми феодально-крепостническими производственными отношениями.

Объективным отражением растущего протеста народных масс против произвола царизма было развитие революционно-освободительной мысли в России.

Открыто заявили свой протест самые выдающиеся деятели дворянского периода освободительного движения - декабристы.

Вместе с тем этикет стал пониматься как свод формальностей, касающихся внешности и образа действий. Чаще говорили о хорошем тоне, хороших манерах. Широкое развитие получила педагогическая теория «быть и казаться». Воспитатели дворянских детей считали, что воспитанников следует научить скрывать свои истинные чувства, уметь владеть собой и демонстрировать в обществе только красивые внешние манеры, нимало не задумываясь над истинностью и искренностью чувств, то есть не быть, а казаться добрым, любезным, приятным. Но ряд прогрессивно мыслящих педагогов и общественных деятелей выступали против этой ошибочной воспитательной теории. Среди них можно назвать В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова, К. Д. Ушинского.

Каждое сословие формировало свои правила поведения и придерживалось их. Дворянство постепенно уступало экономические и политические позиции в жизни страны, но влияло на всю социальную атмосферу общества, включая и развитие этикета. Дворянский этикет являлся эталоном поведения, хотя наряду с ним

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

существовал купеческий, разночинный, мещанский. К концу XIX в. многие богатые купцы, подражая дворянству, стали одеваться по последней европейской моде, отказавшись от купеческого платья, обставляли свои дома на дворянский лад, посещали клубы, устраивали приемы, званые обеды, балы и маскарады, собирали коллекции картин и библиотеки.

В общественное сознание широко внедрялся этикет мещанского сословия, во многом копировавший внешнюю сторону дворянского, но не перенявший его внутренней этической и эстетической основы.

Черты дворянского этикета были основополагающими для русского общества и в конце XIX в. Этикет рассматривался как соблюдаемое во всех случаях жизни «знание приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить всеобщее одобрение и никаким из своих действий не оскорбить людской слабости». Основу этикета XIX в. составляли вежливость и учтивость, такт и благопристойность [6, с. 7-8].

Со второй половины XIX в. усилила свое влияние на все стороны жизни страны буржуазия. Она формировала порядок поведения, основанный на товарно-денежных отношениях, что нашло отражение в литературе, освещавшей нормы и правила поведения класса предпринимателей. В книге «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон» одна из глав посвящена отношению к труду. В соответствии с потребностями времени в книгу по этикету введены нравоучения о порядке и экономии.

В конце второго десятилетия XX в. коренным образом изменились условия российской жизни, возникли новые поведенческие правила и нормы, основанные на принципе: кто был никем, тот станет всем. Были уничтожены светский этикет столичного дворянства и патриархальные традиции русской провинции. Услужливость кавалеров перед дамами потеряла свою значимость, так как отношения между мужчиной и женщиной строились на принципах товарищества. Высмеивалось и даже наказывалось внимание к своему внешнему виду. Неграмотная народная масса не понимала сущности и значения этикета, считая его ненужной роскошью старого мира.

Выход новой России на международную арену потребовал возвращения европейского этикета в среду дипломатических, высших партийных и государственных работников. Вместо продуманной поведенческой системы, вырабатывавшейся в течение двух веков, формировался новый, советский порядок поведения, в основе которого лежали классовые пролетарские интересы, своеобразно сочетавшиеся с выборочными правилами прежних этикетных традиций. Новое время поставило перед социалистическим обществом задачу формирования нового поведенческого порядка. Слово этикет при-

менялось только в дипломатических и государственных сферах. Существовало убеждение, что этикет - это порядок поведения, принятый при дворе монарха и среди дипломатов. В социалистическом обществе использовалось понятие культура поведения, правильное по сути, ибо этикет - это и есть выработанное человечеством достижение в области поведения и общения.

Воспитанию этикета, культуры поведения всегда уделялось внимание. В семье, в детских воспитательных и образовательных учреждениях формировались основы поведенческой культуры социалистического общества. К сожалению, нередко, обращая внимание на обязанность вести себя в обществе определенным образом, не формировалась сознательная потребность в культурном поведении. Объясняя, как надо вести себя, не говорилось, почему так надо, мало обращалось внимание на влияние поведенческой культуры на внутренний мир человека, на развитие человеческих взаимоотношений. В последнее десятилетие понятие этикет снова начинает приобретать широкое звучание.

Подводя итоги исторического обзора формирования и развития отечественного этикета, выделим три основных этапа:

- патриархальный (IX-XVII вв) - время поведенческой культуры Древней и Средневековой Руси;

- дворянский ^УШ-начало XX вв) - время формирования и развития дворянского этикета;

- современный (ХХ! век) - время формирования и развития социалистического и постсоциалистического этикета.

Внутри каждого из этапов происходили значительные изменения, существовали различные социальные направления, главной сутью которой являлись отражение и защита интересов правящих групп или классов.

Таким образом, теоретический анализ истории российского этикета показал, что проблема возникновения этикета являлась актуальной во все времена, вначале этикет определялся как соблюдение порядка поведения, построенного на благопристойности, учтивости и приятности обхождения.

Российский этикет складывался как своеобразное сочетание русских обычаев и традиций с европейскими поведенческими правилами.

Современное понимание слова «этикет» близко к первоначальному и означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.

Библиографический список

1. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия. СПб.: Норинт. 2000. 1456 с.

2. БогомоловаМ.И. Концепция развития и воспитания ребенка в истории педагогических учений. Казань. 2001. 408 с.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4. М.: Русский язык. 1982. 688 с.

4. КурочкинаИ.Н. История российского этикета. М., 1998.

5. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. М.: Академия. 2001. 256 с.

6. Светозарская К. Светский человек. Л. 1991.

7. Словарь по этике. Под ред. И.С. Кона. М.: Издательство политической литературы. 1993. 445 с.

8. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): учебное пособие. /Составитель и автор вводных очерков С.Ф. Егоров. М.: Просвещение. 1986. 432 с.

9. Этикет: умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе. М.: Цитадель-Триада. 1996. 244 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Big encyclopedic dictionary. M.: Big Russian encyclopedia. SPb.: Норинт. 2000. 1456 p.

2. BogomolovaM.I. The concept of development and education of the child in the history of pedagogical doctrines. Kazan. 2001. 408 p.

3. Dal' V.I. . Explanatory dictionary of living great Russian language. T.4. M.: Russian. 1982. 688 p.

4. KurochkinaI.N. History of the Russian etiquette. M, 1998.

5. Kurochkina I.N. Etiquette for children and adults. M.: Academy. 2001. 256p.

6. SvetozarskayaK. Secular person. L. 1991.

7. The dictionary on ethics. Under the editorship of I.S. Kohn. M.: Publishing house of political literature. 1993. 445 p.

8. The anthology of history of school and pedagogics in Russia (before Great October socialist revolution): manual. / Originator and author of introduction sketches S.F. Egorov. M.: Education. 1986. 432 p.

9. Etiquette: ability to live and behave at home, in family and in society. M.: Tsitadel-Triada. 1996. 244 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.