информацию, вызванную индивидуальной ассоциацией с этим термином. Например, увидев сообщение о том, что « в ближайшие два года темпы экономического роста в Китае составят 8.5% и 8.9% соответственно», среднестатистический читатель, воспринимает термин темпы экономического роста не с точки зрения экономики - подъем производства, рост показателей ВВП и ВНП, а с точки зрения полезности для себя - повышение заработной платы, улучшение уровня жизни и т.д. Причем, это вызвано не степенью его подготовленности, а когнитивной задачей, обусловленной в первую очередь прагматическими потребностями человека, а лишь затем потребностью в получении информации.
Следует подчеркнуть, что перед автором медийного текста на экономические темы стоит задача не только информировать читателя, но также стимулировать его познавательную активность, в связи с чем журналисту необходимо весьма критически подходить к выбору соответствующей терминологии для использования в тексте.
Список литературы
1. Ахметшин, Н. X. Китайско-русский финансово-экономический словарь [Текст] / Н. X.
Ахметшин, Хэ Жу. - М. : ACT, Восток-Запад, 2007. - 704 с.
2. Голованова, Е. И. Когнитивное терми-новедение [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Голованова. - Челябинск : Энциклопедия, 2008. - 180 с.
3. Гришечкина, Г. Ю. Виды дефиниций терминов в научно-популярном тексте [Текст] / Г. Ю. Гришечкина // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 1.-С. 120-127.
4. Капанадзе, Л. А. Голоса и смыслы : избранные работы по русскому языку [Текст] / Л. А. Капанадзе. - М. : Наука, 2005. - 334 с.
5. Лейчик, В. М. Терминоведение : предмет, структура, методы [Текст] / В. М. Лейчик. - М. : Либроком, 2009. - 256 с.
6. ыттттпм. -ш-.ш ер, 2011.
7. 8.5%
// Фшшад url:
^^^8.5% (дата обращения: 28.11.2012).
8.
М^ЭД // ФИ^ЙЙ URL: http://fmance.chi-nanews.com/ej/2012/12-05/4382374.shtml (дата обращения: 05.12.2012).
УДК81'27
ОлегВитальевич Демидов
Челябинский государственный университет
СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙДИСКУРС В СРЕДСТВАХМАССОВОЙКОММУНИКАЦИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙОБЛАСТИ
В статье рассмотрены проблемы формирования негативного политического дискурса. Определены наиболее типичные способы проявления инвективы в публичных текстах. Указаны способы разграничения инвективы и экстремистских призывов в средствах массовой коммуникации Челябинской области.
Ключевые слова: политический дискурс, инвектива, экстремизм.
Политический дискурс перенасыщен разнообразными приёмами и уловками, направленными на принижение личности противника. Для обозначения лексических средств вербальной агрессии (агрессия. [фр. aggression, нем. Agression < лат. agressio нападение] 2. О человеке или животном: воинственная враждеб-
ность по отношению к окружающим) [1 : 39]) уместно пользоваться термином «инвектива», понимая его в широком смысле как речевую функцию нанесения оскорбления, как любое резкое выступление, выпад против оппонента. Такой функцией обладают, прежде всего, инвективы в узком смысле, как синоним сквер-
нословия, вербальное нарушение этического табу, осуществленное некодифицированными средствами (хитрые твари, лохудры, сукины сыны, коррупционеры, паразиты). К данному разряду можно отнести инсинуацию - злостный вымысел, имеющий целью опорочить кого-либо, клевета; диффамацию - публичное распространение мнимых или действительных сведений, дискредитирующих кого-либо, подрывающих доверие, умаляющих авторитет. В СМИ для большей убедительности используется дополнительная визуализация информации (карикатура) [2]. Другой распространённый приём - принцип «запятнания» [4], суть которого - «соединить» человека с любым совершенно надуманным обстоятельством, которое в массовом сознании традиционно квалифицируется как осуждаемое, негативное, наказуемое. В современном публичном политическом дискурсе немало примеров конструирования и внедрения иллюзорного «врага», что, по мнению О. О. Савельевой, является основой манипулирования» [3]. Оценки нередко заменяют в прессе логическую аргументацию.
В современном публичном дискурсе (традиционной печати и Интернет-СМИ) широко применяются прямые и косвенные формы инвективы, чаще всего направленные на формирование общественного мнения о том или ином событии или человеке (чаще всего политике), выражения субъективного мнения автора публикации, что, с одной стороны, нарушает принцип объективной подачи информации, с другой же, чётко устанавливает степень ответственности журналиста за сказанное/написанное. Именно такие случаи являются основанием судебных разбирательств и споров, разрешение которых становится предметом исследований специалистов-лингвистов, оценивающих характер речевых высказываний, степень их инвективности.
Наиболее типичными для спорных публичных текстов Челябинска и области следует признать выпуски газеты «Правда города Златоуста», публикации в которой сопряжены с проявлением экстремизма (от экстремизм. [фр. extremism < лат. extremus]. Приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике) [1. С. 912] призывами, носящими пропагандистский характер и имеющими статус широкого массового распространения и направлены на дискредитацию власти города и области. Так, авторами (считающими себя журналистами) широко использованы
пропагандистские приёмы воздействия на аудиторию путём формирования негативного облика оппонента (представителя власти, от президента до местных чиновников) посредством использования как прямых, так и косвенных формы инвектив, цель которых - опорочить оппонента, выставив его в неприглядном виде.
Информационное агентство «UralDaily.ru» (статус определён основателем и главным редактором - журналистом А. Корецким) позиционирует себя как независимое СМИ, призванное объективно информировать аудиторию о событиях в Челябинске и области (использованы модерированные редактором свободные высказывания в чате, даются отдельные комментарии событий). В реальности же, произошло формирование стилизованного под оппозиционную прессу местного интернет-таблоида, передающего однонаправленную информацию (прежде всего против администрации области и города, отдельных чиновников, общественных деятелей) и являющегося, с одной стороны, альтернативным СМИ г. Челябинска (характер публикаций, поднимаемые темы, способы подачи неофициального мнения), с другой стороны, форма выражения позиции авторов во многом сопряжена с нарушением норм этики (высказывания непристойного содержания) и права (многие тексты изобилуют «вердиктами»-приговорами, высказываниями на грани клеветы). Деятельность этих СМИ в настоящее время не запрещена законом, в отношении главных редакторов возбуждены уголовные дела, связанные с публикациями в данных изданиях (оценка деятельности их -прерогатива суда).
Наряду с этим, с лингвистической позиции, следует выявить степень оскорбительности отдельных высказываний авторов и определить наиболее распространённые формы использования инвектив в представленных текстах.
1. Это, прежде всего, непосредственно оскорбительная бранная лексика, направленная по отношению к адресату («Временщики, импотенты, дегенераты!» («Правда города Златоуста» № 2, 2010); «Вы - вор и коррупционер, один из самых главных на Южном Урале. А теперь получается, что ещё и предатель, иуда», «Иуда Вы, Семён Аркадьевич. Но не переживайте сильно: среди евреев это обычное дело. Не вы первый - не вы последний» -ИА«игаШаПу.ги», 02.11.2010) и имеющая целью (без опоры на доказательства) понижение его статуса в глазах окружающих.
2. Косвенные оскорбления («вражеские оборотни в белых халатах»; «У мрази, что пришла к власти в 91-м под трехцветной вла-совской тряпкой, все прогорело. Эти уроды никакой «новой России» построить не могут» («Правда города Златоуста. Выпуск №», 2010); «Наживаться на нашей православной вере и на нашей русской культуре евреям не позволено» (ИА«игаШаПу.ги», 02.11.2010), истинный смысл которых формируется из негативных коннотаций (в том числе, стереотипных) используемых в высказывании лексем и направлен в отношении субъекта (субъектов), прямо не упоминаемых, но легко восстанавливаемых из общего контекста самой публикации.
3. Метафорические конструкции («И не надо врать нам, прикрывая своё хищное капиталистическое рыло»; «Есть только несколько грызущихся между собой кланов. Людей, оставшихся от прежнего мэра-мародёра, вновь призванные мародёры из Челябинска и клан «миасских экономистов» («Правда города Златоуста. Выпуск №», 2010), реализующие негативный образ (образы животного мира) по отношению к оппоненту, формирование у аудитории соответствующего мнения о нём.
4. Использование нейтральных лексем в несвойственном им или противопоставленном традиционному значениях («Народная дружина - будущая опора и боевое охранение русской государственности, выставляемое в условиях, когда все остальные державные скрепы разрушены, подорваны, разъедены корыстью, коррупцией и продажностью» («Правда города Златоуста», № 2, 2010); «Наша элита не так плоха, она действительно сочувствует и помогает бедным - бедным проституткам, бедным преступникам, бедным наркоманам... Но никак не бедным слесарям и бедным учёным» («Правда города Златоуста», №1, 2010); «Шо-лом, Семён Аркадьевич. Вас вместе с Вашим
семейством ждёт земля обетованная. Воруйте там!» (ИА«игаШаПу.ги», 02.11.2010) с целью формирования у аудитории определённого отношения к объекту информации.
5. Непосредственные призывы к радикальным (экстремистским) действиям («Вступай в Добровольную Дружину», «Накопи - купи - спрячь» с плакатом-изображением автомата Калашникова («Правда города Златоуста», № 2, 2010); «Мы никогда не смиримся с этим лживым, лицедейским, уродливым миром. Мы готовы стереть его с лица русской земли беспощадно навсегда, ибо не желаем жить во вселенной уродов и неполноценных. Готовьтесь, сволочи!» («Правда города Златоуста. Выпуск №2, 2010).
Таким образом, чёткое представление личного мнения, выражения критики и инвективы, радикальных призывов является основой разграничения журналистской деятельности от экстремизма, проявления нетерпимости к оппонентам. Формирования же публичного дискурса толерантности, построенного на принципах уважения к чужому мнению, позволит установить истинные правила ведения общественной дискуссии в условиях современной российской демократии.
Список литературы
1. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов [Текст] / Л. П. Коысин. - М., 2005.
2. Марков, С. РЯ в России больше чем РЯ [Текст] / С. Марков. - М., 2001.
3. Савельева, О. О. Влияние на аудиторию, манипулирование аудиторией [Текст] / О. О. Савельева // Обществознание в школе. 2000. № 3.
4. Таранов, П. С. Универсальная энциклопедия аргументов. 1000 способов убеждения. [Текст] / П. С. Таранов. - М., 2000.