© ГАРГАНЕЕВ С.В.
УДК 613.956:616.89-008.447
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК С ЗАВИСИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ: ПРОБЛЕМАТИКА, ВОПРОСЫ ПРЕВЕНЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ
С.В. Гарганеев
Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница им. Ю.К. Эрдмана, Барнаул, Россия, гл. врач - к.м. н. В.Д. Нарожнов.
Резюме. При проведении анализа расстройств поведения 436 подростков обнаружен рост аддиктивного поведения у подростков и увеличение доли поведенческих форм аддикций за период 9 лет. Феноменологически поведение подростка является полиаддиктивным, что отражает его предпочтительность, определяемое подростком как ситуативно-нормативное, и направленное на уход из проблемного состояния. Предпочтительность аддиктивного поведения подростка ограничивается рамками его социально-приемлемых форм коммуникативной направленности. Наиболее значимыми причинами формирования аддиктивного поведения у подростков современности является низкий уровень антиципации и нереализованные возможности в базисной среде - в семье. Наблюдаемый рост удельного веса аддиктивного поведения у подростков подтверждается результатами проведенного корреляционного анализа.
Ключевые слова: аддиктивное поведение у подростков, расстройства поведения у подростков, проблемные состояния у подростков, предпочтительность поведения, социальные ожидания поведения.
Гарганеев Сергей Валерьевич - к.м.н., врач-психиатр Алтайской краевой кли-ническаой психиатрической больницы; e-mail: [email protected].
Социальная ситуация современности создает многообразие форм поведения подростков [8]. Этому способствуют появление новых средств информации, связи, форм досуга молодежи, труда и неприятие многих форм нормативного поведения, изменившегося со временем [2]. В подростковом контингенте становятся значимыми зависимости, подразумевающие общение: гемблинг, интернет-зависимость, зависимость от общения и спиртных напитков малой крепости. Важно подчеркнуть, что объектом внимания становится поведение, обусловившее обращение к психиатру и имеющее отрицательный общественный резонанс [7]. Аддиктивное поведение у подростков не ограничивается употреблением ими психоактивных веществ: употребление спиртных напитков сочетается с использованием других аддиктивных объектов, облегчающих общение: «легких» наркотиков, азартных и неазартных игр, субкультурного мировоззрения (например, «эмо»), сети Интернета, контактов. Межличностные отношения, подразумевающие зависимое поведение, являются лишь частью аддиктивной среды подростка. Он вынужден дистанцироваться и от «непонимающих его» взрослых, и от членов своей возрастной группы, «не разделяющих» его позицию. В этой дилемме он прибегает к единственному способу взаимодействия с реальностью - к уходу от нее в контакты [3, 5, 6, 9]. Наиболее эффективным способом самореализации у подростков является общение, которое при удобных обстоятельствах становится основным аддиктивным объектом. Фоном для формирования аддикций является безнравственное поведение, а также коммуникативная некомпетентность общества по отношению к подростку.
Цель работы - систематизация спектра проблем подростков с аддиктивным поведением в современных условиях и демонстрация опыта их превенции и психокоррекции.
Материалы и методы
За период 1998-2009 гг. были обследованы 436 подростков (средний возраст
- 15,4±0,94 года) обоего пола, проживающих в Сибирском регионе, с верифицированными диагнозами «расстройства поведения». Обязательным условием включения в исследование было их информированное согласие (или их родите-
лей) на участие в исследовании и проведение дополнительных методов диагностики и лечения. Все пациенты разделены на две группы в зависимости от периода наблюдения и места проживания.
Первая группа (I группа) наблюдения, обследованная в 1998-1999 гг., составила 268 верифицированных случаев расстройств поведения из числа подростков, проживающих на территории Томской области, которым оказывалась специализированная помощь в условиях психиатрических амбулаторных и стационарных отделениях г. Томска.
Вторая группа (II группа) наблюдения составила 170 верифицированных случаев расстройств поведения из числа подростков, проживающих на территории Алтайского края. Исследование было выполнено за период 2007-2009 гг. на базе КГУЗ «Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница им. Ю.К. Эрдмана».
Критерием включения в выборку для исследования являлось аддиктивное поведение, выявившееся у 158 подростков обеих групп, что составило 36,2% случаев от общего количества пациентов с диагнозом «расстройством поведения».
Для исследования в целях дифференциации поведенческих расстройств и зависимого поведения применялись методы: клинико-патопсихопатологический; психологический, с использованием метода незаконченных предложений, фру-страционного теста Розенцвейга, патохарактерологического диагностического опросника А.Е. Личко, тест антиципационной состоятельности-несостоятельности В.Д. Менделевича; анкетирование для выявления проблемных состояний.
Статистическая обработка проводилась с использованием пакета Statistica for Windows.
Применялся метод сравнения средних показателей (T-критерий Стьюдента), с помощью которого анализировалась значимость различий двух групп по среднему значению какого-либо показателя, с учетом наличия нормального распределения и равенства дисперсий. Для оценки достоверности различий параметров
по выборочным данным в отношении количественных показателей принималось во внимание три уровня значимости: р=0,05, р=0,01 и р=0,001. Средние выборочные значения количественных показателей приведены как М±SD, где М -среднее арифметическое, SD - стандартное отклонение. Взаимосвязь качественных признаков исследовалась с помощью метода сравнения долей (Z-преобразование Фишера) и % -критерия К. Пирсона. Разница между ожидаемой и фактической частотой встречаемости признака исследовалась с помощью метода %2. Для определения связи учетных признаков применялся критерий корреляции Спирмена (r).
В исследовании и в лечебно-профилактических мероприятиях по показаниям, а также в психокоррекции приняли участие 87 подростков I группы с ад-диктивными формами поведения и 71 подросток - II группы.
Всем подросткам, независимо от места своего проживания, в указанные периоды времени оказывалась специализированная психиатрическая помощь с использованием психотерапевтической коррекции, проводилось клиникодинамическое наблюдение и превентивные мероприятия. Средние сроки клинико-динамического наблюдения в обеих группах составили 2,4±0,86 года. Сутью превенции являлась информированность подростка о ситуативнонормативном поведении и выработка приемлемого ситуативно-нормативного поведения с учетом существующих проблемных состояний.
Результаты и обсуждение
Анализ результатов показал существенное преобладание удельного веса аддиктивного поведения у подростков, проживающих в Алтайском крае в настоящее время (32,5% в I группе и 41,8% во II группе).
Структура аддиктивного поведения неоднозначна и имеет свои особенности независимо от времени выявления. В структуре аддиктивного поведения преобладают нехимические (коммуникативные) формы аддикций - гемблинг, зависимость от общения, компьютерная зависимость и др., причем, базисом для формирования их является социальный инфантилизм. Для современного подростка характерна высокая внешняя социабельность, повышенные ожидания, а
также малый выбор способов самореализации и самоактуализации, низкая коммуникативная компетентность и толерантность. Это не всегда позволяет ему реализовать свои возможности в соответствии с требованиями общества. Вышесказанное свидетельствует о предпочтительности зависимого поведения, что можно представить в виде структуры кругов 1 - 6 от психологического явления «аддиктивности» до частных его проявлений (рис. 1).
Рис. 1. Предпочтительность аддиктивного поведения у подростков. 1 - аномальная аддиктивная личность (n=158); 2 - зависимость от реального общения (n=129); 3 - злоупотребление спиртными напитками малой крепости (n=100); 4
- зависимость от ирреального общения (n=89); 5 - компьютерная зависимость (n=93); 6 - патологические формы зависимости (n=43).
Круг 1 включал всех 158 подростков с аддиктивной аномалией личности и составил наиболее разнообразную и самую многочисленную группу по харак-
теру поведения. Круг 2 составил 129 подростков с зависимостью от реального общения, в этот круг вошли 79% лиц I группы и 86,6% - II группы (р=0,002). Данных подростков отличала неразборчивость в выборе друзей, стремление к праздности, непродуктивность досуга, подражательное поведение с псевдо-культурной и субмиссивной мотивацией. Круг 3 включал 100 подростков, часто употребляющих спиртные напитки малой крепости, из них (57,4% случаев в I группе и 70,1% - II группа; р=0,003. Круг 4 представлен 89 подростками с зависимостью от ирреального общения, включив: 47,9% случаев в I группе и 66,2% - II группы; р=0,002, под которым понимается Интернет-, СМС-зависимость, ролевые игры. Основной мотивацией для такого ухода от реальности являлись нереализованные возможности подростка, которые он реализовывал, уходя от реальности в мир иллюзий, фантазий и анонимности. Круг 5 состоял из 93 подростков с компьютерной зависимостью и непатологическим гемблингом, среди которых: 53,6% лиц I группы и 64,4% - II группы р=0,001. Круг 6 включил в себя подростков с патологическими формами зависимости: наркоманией, токсикоманией, алкогольной зависимостью, патологическим гемблингом, их них: 23,1% в I группе и в 31,7% - во II группе; р=0,001. Следует отметить, что у подростков Алтайского края 2007-2009 гг. значительно чаще, чем у подростков Томска, наблюдаемых 10 лет назад, преобладали такие формы аддиктивного поведения, как употребление спиртных напитков малой крепости и зависимость от реального общения.
Каждый последующий круг предпочтительности представлял частный случай аддиктивных отношений, а предыдущий круг включал в себя их совокупность. Например, подростки, склонные употреблять спиртные напитки малой крепости, обнаруживали признаки аномальной аддиктивной личности, зависимость от общения, но не обнаруживали признаков патологической зависимости. Межгрупповое сравнение удельного веса каждой формы поведения свидетельствует о росте зависимого поведения кругов 2, 3, 4 и 5. Структура личности постоянна при любой форме аддикции, а патологические формы зависимости круга 6 не обнаруживают значимых межгрупповых различий.
Превенция аддиктивных форм поведения и психокоррекция подростков с ад-диктивным поведением определялась спектром их проблемных состояний, что подтверждалось данными литературы [1, 4, 10]. Источниками проблемных состояний их являются: отсутствие надежной защиты во внешней среде, включая семью; трудности обеспечения подростку нужного направления в его развитии, коррекции и положительными примерами преодоления стрессов; трудности ориентироваться в потребностях общества; внутриличностный конфликт у подростка, побуждающий к отрицательному представлению о себе и тревожное - о мире в целом; недостаточность механизмов личностной регуляции, обусловливающая страх или агрессию.
Клинико-психологические проблемы подростков с аддиктивным поведением раскрывались в актуализации ими таких тем, как «Страхи и опасения», «Чувство вины», «Отношение к семье», «Нереализованные возможности», «Отношение к правилам и законам»; в обсуждении фрустрирующих ситуаций, в прогнозировании поведения, в дифференциации ситуативно-нормативного поведения. Проблемные состояния подростков и формы аддиктивного поведения подверглись корреляционному анализу. Обнаружена сильная корреляционная связь между проблемой «нереализованные возможности» и гемблингом (г=0,89, р<0,05), зависимостью от реального общения (г=0,77, р<0,05), зависимостью от ирреального общения (г=0,57, р<0,001); отсутствием дифференциации ситуативнонормативного поведения и зависимостью от реального общения (г=0,77, р<0,001), употреблением слабоалкогольных напитков (г=0,74, р<0,001). Проблемы разрешения фрустрирующих ситуаций сильно коррелирует с зависимостью от реального общения (г=0,66, р<0,05), от ирреального общения (г=0,59, р<0,05). Проблемное состояние «Страхи и опасения» обнаруживает корреляции с употреблением слабоалкогольных напитков (г=0,88, р<0,001). Примечательно, что удельный вес проблемных состояний зависит от степени вовлеченности в аддик-цию привычных стереотипов поведения: например, прослеживается нарастание психопатизации, уменьшение коэффициента антиципации, появление деструктивных способов разрешения фрустрирующих ситуаций (табл. 1).
Психокоррекционная работа для подростков с аддиктивным поведением реализовывалась в тренингах личностного роста (ТЛР). Критериями отбора в группы ТЛР являлись феномены, обусловленные зависимым поведением: нарушения успеваемости, семейная дезадаптация, нарушения интегрированности в группе у подростков.
Тренинговые группы подразделялись на дидактические, игровые, консультативные, коррекционные. В работе использовались игровые сценарии, диалог, релаксация. Основными причинами обращения подростков в группы ТЛР явились: дефицит объективной информации о «ситуативно-нормативном» поведении (79% случаев), понимание ситуации как «стрессовой» (36% случаев).
Таблица 1
Удельный вес предпочтительности проблемных состояний в структуре аддиктивного поведения у подростков
Примечание: Ед - единичный случай; ё/=16; =17,01366; р=0,03329.
Основная цель занятий с подростками в группах ТЛР заключалась в получении доступной информации о возможностях и способах самореализации, поскольку доступные им средства либо не позволяют это сделать, либо выглядят как «неприемлемые» для общества. 84% подростков обозначили свои проблемы как «нереализованные возможности». Несмотря на потребность в самореализации, 67% подростков мало осведомлены о мировой культуре, историческом и культурном смысле событий. 27% подростков болезненно воспринимают критику современных девиантных стереотипов поведения. В результате ТЛР 68% подростков сумели повысить свои адаптивные возможности за счет изменения иерархии ценностей и снижения аддиктивности; 94% подростков приняли решение продлить тренинговые занятия на актуальные для них темы: наркомания, игровая зависимость, проблема структурирования времени, организация труда, этика и психология семьи.
Таким образом, в группах наблюдения у подростков в структуре поведенческих расстройств аддиктивные состояния были выявлены в 32,5% среди под-
ростков, проживающих на территории Томской области, и в 41,8% случаев среди подростков, проживающих на территории Алтайского края, что указывает на высокую частоту аддиктивных форм поведения, и отражает медико-сосциальную проблему общества.
Предпочтительность аддиктивного поведения подростка определяется рамками его социально-приемлемых форм, коммуникативной толерантностью и компетентностью общества по отношению к подростку.
Суть превенции аддиктивного поведения у подростков состоит в их всестороннем информировании о проблемных состояниях, способных реализоваться в аддиктивное поведение в разных значимых для подростков социальных ситуациях.
Психокоррекционные мероприятия в виде тренингов личностного роста являются оптимальными инструментами для формирования мотивации к нормативному поведению, способствующими самореализации и самоактуализации подростка.
S.V. Garganeev Altai State Medical University, Barnaul, Russia
Литература
1. Витакер Д. С. Группы как инструмент психологической помощи / Пер. с англ. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 432 с.
2. Гарганеев С.В., Рыбалко М.И. Расстройства поведения у подростков в современных условиях: анализ временного и клинико-социального патоморфоза // Сибирский вестн. психиатрии и наркологии. - 2007. - №2. - С. 53-56.
3. Гурьева В. А., Дмитриева Т.Б., Макушкин Е.В. и др. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Под ред. В.А. Гурьевой. - М: Медицинское информационное агентство, 2007. - 488 с.
4. Захаров Н.П. Психотерапия пограничных психических расстройств и состояний зависимости. - М.: ДеЛи принт, 2004.- 288 с.
5. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. - СПб.: Речь, 2005.445 с.
6. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007. - 768 с.
7. Руководство по социальной психиатрии / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.С. Положего. - 2-е изд. - М.: Медицинское информационное агентство», 2009. -544 с.
8. Семке В.Я., Агарков А.П., Логунцова О.Н. Охрана психического здоровья подрастающего поколения (региональный аспект).- Томск: Изд-во «РАСКО», 2004. - 167 с.
9. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей.
- М.: Когито-Центр, 2006. - 367 с.
10. Сухотина Н.К., Куприянова Т.А., Коновалова В.В. и др. Психоневрологическая помощь детям в учреждениях образовательной системы как проблема, требующая научного и практического обоснования // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2008. - Т. 8, № 1. - С. 79-84.