УДК 347 ББК 67
DOI 10.24411 /2312-0444-2021-3-36-39
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ
Максим Николаевич МАХИБОРОДА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Института Академии ФСИН России [email protected]
Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное
право; международное частное право
Рецензент: Е.В. Блинкова, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России
Аннотация. В статье исследуются вопросы развития транспорта. Рассматриваются виды транспорта в современном его понимании. Уточняется понятие договора перевозки пассажира. Дается классификация видов транспорта с точки зрения среды перемещения.
Ключевые слова: транспортное средство, виды транспорта, договор перевозки пассажира.
Annotation. The article examines the issues of transport development. The types of transport in its modern sense are considered. The concept of a passenger carriage contract is being clarified. The classification of modes of transport from the point of view of the environment of movement is given.
Keywords: vehicle, types of transport, passenger transportation contract.
Йлтя понимания договора перевозки обратимся к истокам, а именно, к видам транспорта, классифицировав их по сре-мещения; это прежде всего:
■ водный (например, круизное судно, судоподъемный лифт);
■ воздушный (например, самолет, дирижабль);
■ наземный (например, железнодорожный, автомобильный);
■ космический (например, транспортный беспилотный грузовой космический корабль).
Указанная классификация является самой простой. Транспорт можно систематизировать и по другим основаниям, например, по назначению, по используемой энергии, по объекту перевозки и т.п. Однако интерес представляет именно предложенная классификация.
Для начала вернемся в конец 1950-х годов, когда в России началось активное развитие такого стратегического вида транспорта, как трубопроводный.
На сегодняшний день по трубам транспортируются только грузы. Перспективным видом трубопроводного транспорта в России начинает становиться контейнерный пневмотранспорт.
Первой разновидностью пассажирского тру-бо-проводного транспорта является авангардный проект Иурег1оор1. Это сверхскоростной транспорт будущего. В России подобный проект пока не реализован. Однако в перспективе рассматривается строительство ветки Иурег1оор по маршруту Хуньчунь (Китай) — порт Зарубино (Приморский край) протяженностью 65 км2.
В настоящее время нет отдельного федерального закона, регулирующего данные правоотношения, но имеется проект3, который нуждается в значительной доработке. Необходимо отметить, что по предложенной классификации данный вид транспорта необходимо будет относить к наземному.
В 2017 г. законодатель предложил нам новый вид транспорта — внеуличный, к которому согласно ст. 4 Федерального закона «О вне-уличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относит
1) метрополитен;
2) монорельсовый транспорт;
3) канатную дорогу;
4) фуникулер4.
Новым является также запущенный 28 августа 2018 г. проект «Беспилотное такси», где
№ 3/2021
используется беспилотный транспорт5. Все эти новые виды транспорта можно также отнести к наземным.
XXI век уже стал для человечества эрой инновационных технологий, интересных идей, автоматизации машин и создания «умных» роботов.
Гражданский кодекс Российской Федерации традиционно определяет основные принципы гражданско-правового регулирования перевозок, отсылая к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство6.
Необходимо обратить внимание на спор в отношении категории «транспортное средство». Единого мнения ни у ученых, ни у законодателя, ни в судебной практике так и не сложилось.
Е.В. Вавилин, например, в своем исследовании указал на то, что под транспортным средством следует понимать техническое устройство, способное к самостоятельному, без посторонней тяги, движению в пространстве (самоходное) с целью перевозки (перемещения) физических лиц и (или) материальных объектов7.
С.Н. Мызров определяет его как объект, передвигающийся самостоятельно или при помощи внешнего движителя, функционально предназначенного и используемого для перемещения людей и (или) имущества в пространстве8.
Ю. Крем ер утверждает, что транспортное средство есть сооружение, механизм, устройство, специально предназначенное для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки иных объектов9.
Вместе с тем определения данных авторов видятся несколько не точными без указания на конкретное законодательство и виды транспорта. Исходя из указанных категорий можно практически любой передвигающийся самостоятельно механизм, перевозящий людей и грузы, считать транспортным средством. Например, лифт, элеватор, эскалатор и т.п., что не совсем корректно с точки зрения законодательства.
В иностранной литературе тоже можно встретить мнения. Например, МасМШап в своем исследовании уже уточнил, что под транспортным средством следует понимать устройство, предназначенное или используемое для перевозки (транспортировки) людей или грузов, определив, что в большинстве случаев это специально произведенные средства (например, велосипеды, автомобили, мотоциклы, поезда, корабли, лодки и самолеты)10.
В судебной практике Российской Федерации, несмотря на законодательное закрепление данного понятия, суды тоже пытались системно его толковать, понимая, например, под транспортным средством устройства, предназначенные для
перевозки по суше (под землей), по воде, по воздуху людей и грузов, уточняя указанную категорию привязкой к среде перемещения11.
В нормативных актах также можно встретить разные понятия транспортного средства. Например, Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»12 и постановление Правительства РФ «О Правилах дорожного движения»13 понимают под ним устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем, которое несколько заужено из-за специфики регулирования.
Предлагается придерживаться широкой трактовки этого определения, которое дано в Федеральном законе «О транспортной безопас-ности»14. Именно оно будет для нас представлять особый интерес.
Таким образом, под транспортными средствами следует понимать устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами и включающие:
■ транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;
■ воздушные суда гражданской авиации, используемые для осуществления коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ;
■ воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел15;
■ суда, используемые в целях торгового мореплавания, за исключением судов, используемых для санитарного, карантинного и
№ 3/2021
другого контроля, прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со ст. 12.3 указанного Федерального закона;
■ суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
■ железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
■ транспортные средства городского наземного электрического транспорта.
Вместе с тем, несмотря на такую широту настоящего определения, законодатель не учел в нем такие виды транспорта, как: космический; внеуличный (метрополитен, монорельс, фуникулер, канатная дорога); велосипедный; трубопроводный, в том числе гидравлический и пневматический; а также иные виды механических (пит-байки, мопеды, мотоциклы, прицепы, автопоезда, трактора, комбайны, бульдозеры, грейдеры, среперы, снегоходы, квадроциклы, иные само-
ходные машины и т.п.) и немеханических транспортных средств (гужевой, вьючный, верховой и т.п.), не вошедших в указанный перечень.
Может быть, с точки зрения безопасности, они и не представляют интерес для государства, но в любом случае являются видом транспорта и создают опасность для окружающих.
Таким образом, предлагается внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации, содержащее данное понятие, с учетом его специфики, установив в дальнейшем контроль со стороны государственных органов в лице Министерства транспорта Российской Федерации за своевременным внесением предложений по дополнению нормативно-правовых актов новыми видами транспорта по мере их появления, поскольку технический прогресс в XXI в. не стоит на месте.
Квинтэссенция подобного рода понимания транспортного средства состоит в том, что оно учитывает критику многих авторов, которые считают, что транспорт может быть использован и в иных целях, таких, как спасение судов, терпящих бедствие на море, буксировка других судов и др.16.
Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной его эксплуатацией как источника повышенной опасности17.
При этом под непосредственно транспортной деятельностью следует считать такую, которая связана с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транс-портно-экспедиционную деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и (или) услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях18.
Перейдем к общецивилистическому пониманию договора перевозки, причем как пассажира, так и груза.
В соответствии с п. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управо-моченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченно-
№ 3/2021
му на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В то же время в п. 2 ст. 3 Федерального закона «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно встретить понятие перевозки, под которой понимается нахождение пассажира в данном виде транспорта с момента входа на станцию через пропускной пункт до момента выхода со станции включительно.
Видится, что законодатель связывал данную дефиницию с понятием внеуличного транспорта, закрепленным в подп. 1 п. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, под которым следует понимать технологический комплекс, включающий подвижной состав данного транспорта, объекты его инфраструктуры, а также обеспечение перевозки пассажиров и провоз ручной клади по договорам перевозки пассажиров.
Появившиеся новеллы в законодательстве Российской федерации, связанные со спецификой отдельных видов транспорта, в полной мере еще не успели проникнуть в общие положения о перевозках.
Таким образом, необходимо п. 1 ст. 786 ГК РФ изложить в следующей редакции:
«По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, а также соглашением сторон не установлено иное».
1 Hawkins A. WARR Hyperloop pod hits 284 mph to win SpaceX competition // The Verge. 2018. 22 июля // URL: https:// www.theverge.com/2018/7/22/17601280/warr-hyperloop-pod-competition-spacex-elon-musk (Дата обращения: 22.08.2021)
2 Пильщиков И. Транспорт будущего: перспективы Hyperloop в России // ТАСС. 2017. 28. // URL: https:// tass.ru/ekonomika/4505254 (Дата обращения: 25.08.2021)
3 Проект федерального закона № 99045329-2 «О магистральном трубопроводном транспорте» (ред., принятая ГД ФС РФ в первом чтении 21.09.1999) // СПС «Консультант Плюс», 2021.
4 Федеральный закон «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2017 № 442-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) // СПС «Консультант Плюс»
5 См.: Эксперимент по тестированию беспилотников // ТАСС. 2019. 3 дек. // URL: https://tass.ru/ekonomika/ 7255093 (Дата обращения: 25.08.2021);
Вубновская ТА. Гражданско-правовая ответственность при использовании «беспилотных» автомобилей // Транспортное право. 2019. № 3. С. 6—9.
6 См.: Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) // СПС «Консультант Плюс»; Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) // СПС «Консультант Плюс»; Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ (в ред. от 18.03.2020, от 02.07.2021) // СПС «Консультант Плюс»;
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) // СПС «Консультант Плюс»
7 Вавилин Е.В. Аренда транспортных средств: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 8.
8 Мызров С.Н. Договор аренды / Под ред. В.П. Воложани-на. Ульяновск, 2001. С. 99.
9 Кремер Ю. Особенности объекта аренды транспортных средств // Хоз-во и право. 2010. № 1. С. 58—60.
10 MacMillan. Contemporary Dictionary (Ed. director W.D. Halsey). MacMillan Publishing, 1979. P. 1106.
11 Постановление ФАС Московского округа от 25.04.2013 по делу № А40-73233/12-77-726 // СПС «Консультант Плюс», 2021.
12 Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ (в ред. от 02.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // СПС «Консультант Плюс»
13 Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (в ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // СПС «Консультант Плюс»
14 Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) // СПС «Консультант Плюс»
15 Постановление Правительства РФ от 23.05.2017 № 611 «О воздушных судах авиации общего назначения, относимых к транспортным средствам в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» // СЗ РФ. 2017. № 22. Ст. 3166.
16 См.: Курноскина О.Г. Договоры на транспорте: образцы, рекомендации, комментарии. М.: Альфа-Пресс, 2005. С. 10;
Милков А.В. Соотношение понятий «договор аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время)» и «договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)» // Актуальные проблемы международного публичного и частного права: Сб. ст., тезисов и матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. пятилетию кафедры междунар. и европ. права Пермского гос. ун-та (Пермь, 21 — 22 апреля 2007 г.) / Отв. ред. Е.В. Мохова. Пермь, 2007. Вып. 1. С. 206—210.
17 См.: Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» ...
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СПС «Консультант Плюс», 2021.
18 Модельный закон о транспортной деятельности (принят в г. Санкт-Петербурге 31.10.2007 постановлением 298 на 29-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ. 2007. № 41. С. 173—199.
№ 3/2021