Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 3. С. 80-89.
УДК 347.483+347.763.9
DOI 10.25513/1990-5Ш.2019Л6(3).80-89
ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА МЕТРОПОЛИТЕНОМ
Л. Я. Данилова
Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург, Россия
Введение. Метрополитен представляет собой особый вид внеуличного транспорта для перевозки пассажиров и их ручной клади. В представленной работе автор анализирует современное состояние источников правового регулирования отношений перевозки пассажира метрополитеном, в том числе во взаимосвязи с источниками других отраслей права. Рассматриваются теоретические и практические особенности такого договора, поскольку до настоящего времени нет полного системного исследования по выбранной автором теме, что позволяет говорить о её актуальности. Цель. Целью работы является выявление особенностей правового регулирования отношений по перевозке пассажира и его ручной клади метрополитеном и особенностей заключаемого договора. Методология. Работа выполнена с использованием таких методов исследования, как историко-правовой, логический, формально-правовой, системный, метод правового моделирования. Результаты. Исследовано российское законодательство и иные акты, регулирующие отношения перевозки пассажира метрополитеном. Сделан вывод о межотраслевом характере регулирования деятельности метрополитена. Установлено, что до утверждения соответствующих правил пользования метрополитеном в субъектах Федерации повсеместно подлежат применению Типовые правила пользования метрополитеном. Такое положение приводит к недостаточному регулированию отношений по перевозке пассажиров и ручной клади метрополитеном и, как следствие, в настоящее время, поскольку не утверждены обновленные правила, создаёт возможность нарушения прав граждан как потребителей. Рассмотрены особенности метрополитена как вида внеуличного транспорта. Сформулировано определение понятия «договор перевозки пассажира и его ручной клади метрополитеном». Исследован субъектный состав, особенности заключения и исполнения договора перевозки пассажира метрополитеном. Предложено установить возрастное ограничение с 14 лет для самостоятельного заключения пассажиром договора перевозки метрополитеном. Обоснована замена термина «ручная кладь» термином «ручной багаж». Заключение. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для дальнейшего научного изучения особенностей договора перевозки пассажира метрополитеном, для разработки правил пользования метрополитеном, а также в практической деятельности по защите прав субъектов данного договора.
Ключевые слова: внеуличный транспорт; метрополитен; правовые акты; договор перевозки пассажира метрополитеном; пассажир; ручная кладь.
1. Введение
Перевозка - вид предпринимательской деятельности, в ходе которой перевозчик за плату осуществляет перемещение груза, почты, пассажира, багажа, ручной клади пассажира из пункта отправления в пункт назначения с использованием транспортного средства. В соответствии со ст. 3 Модельного закона о транспортной деятельности перевозочная деятельность определена как «деятельность, связанная с выполнением организационных и технологических операций по безопасному перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным и другими ви-
дами транспорта, осуществляемая на основе договора или на других законных основаниях и с соблюдением норм и правил законодательства о транспортной деятельности»1. В российском законодательстве содержится формальный подход: «транспортом, используемым в связи с перевозкой, признаются только те перевозочные средства, которые указываются в специальном транспортном законодательстве» [1, с. 361] и имеют правовой режим транспорта общего пользования (п. 2 ст. 784, ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации)2.
Метрополитен представляет собой особый вид внеуличного транспорта для пере-
возки пассажиров и их ручной клади. Современное состояние источников правового регулирования отношений перевозки пассажира метрополитеном не отвечает современным экономическим требованиям. Особенность регулирования проявляется во взаимосвязи норм различных отраслей права. Теоретиче -ские и практические особенности договора перевозки пассажира метрополитеном до настоящего времени системно не исследованы, что свидетельствует об актуальности выбранной автором темы. Целью работы является выявление особенностей правового регулирования отношений по перевозке пассажира и его ручной клади метрополитеном и специфики заключаемого договора.
2. Методология
Работа выполнена с использованием таких методов исследования, как историко-правовой, логический, формально-правовой, системный, метод правового моделирования.
3. Источники правового регулирования отношений перевозки пассажира и ручной клади метрополитеном
В п. 2 ст. 784 ГК РФ закреплены правила соотношения источников регулирования отношений перевозки грузов, пассажиров и багажа, устанавливающие общие условия перевозки: ГК РФ; транспортные уставы и кодексы, иные федеральные законы; правила, издаваемые в соответствии с вышеназванными правовыми актами. При этом должна учитываться норма п. 1 ст. 3 ГК РФ, согласно которой «в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации». Специальное транспортное законодательство построено таким образом, что оно регулирует отношения по перевозкам различными видами транспорта.
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»3, вступивший в действие с 30 декабря 2018 г., впервые в истории российского законодательства на федеральном уровне дополнил систему транспортного законодательства и формируемые на его основе иные источники регулирования отношений перевозки пассажиров внеуличными видами транспорта, в том числе перевозки пассажиров метропо-
литеном. В ст. 3 ФЗ от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте» метрополитен определён как «вид внеуличного транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электротяге по двум рельсам».
Первые 13 станций метрополитена открылись в Москве 15 мая 1935 г. и символом Московского метрополитена стала красная буква «М». Сегодня в Российской Федерации метрополитен действует в Москве, Санкт-Петербурге и в 5 столицах субъектов Федерации (Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре, Казани). Отношения перевозки метрополитеном пассажиров и ручной клади изначально регулировались подзаконными актами, а в более позднее время - правовыми актам органов исполнительной власти субъектов Федерации и в ряде случаев - органами исполнительной власти муниципального образования, о чём будет сказано ниже.
Метрополитен относится к транспорту общего пользования, поскольку соответствующая транспортная организация обязана осуществлять перевозки пассажиров «по обращению любого гражданина» (п. 1 ст. 789 ГК РФ). Регулирование отношений по оказанию услуг перевозки метрополитеном, отношений по обеспечению заключения и исполнения договоров перевозки метрополитеном должно происходить на законодательном уровне, поскольку такая перевозка как услуга осуществляется транспортом общего пользования за плату. Законодатель в ст. 2 ФЗ от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте» наряду с федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предоставил полномочия субъектам Российской Федерации принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения по функционированию внеуличного транспорта, в том числе метрополитена. Такая практика существовала и до вступления в действие названного закона: правила пользования метрополитеном утверждались органами исполнительной власти субъектов Федерации4 либо органами исполнительной власти муниципального образования5.
Согласно ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте» утверж-
дение типовых правил пользования внеулич-ным транспортом отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области внеуличного транспорта. Во исполнение названного закона дополнительно к источникам законодательного регулирования отношений перевозки пассажиров и ручной клади метрополитеном Приказом Минтранса России от 26 октября 2018 г. № 386 были утверждены Типовые правила пользования метрополитеном6, что соответствует норме абз. 1 п. 2 ст. 784 ГК РФ: «Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодеками, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами». Утверждение правил пользования метрополитеном в конкретном населённом пункте законодатель предоставил органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации транспортного обслуживания населения при перевозках вне-уличным транспортом (ст. 7 ФЗ от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте»). Соответственно, для каждого действующего метрополитена на основе Типовых правил пользования метрополитеном уполномоченным законом органом должны быть разработаны свои правила пользования метрополитеном, которые могут учитывать региональные особенности функционирования метрополитена, но не противоречить по своему содержанию положениям законодательства Российской Федерации и иным актам, содержащим нормы гражданского права. Применяется так называемый принцип иерархии гражданско-правовых нормативных актов. Как справедливо отмечает М. Н. Семя-кин, «иерархичность системы гражданско-правовых источников проявляется не только через признак прямого (абсолютного) подчинения актов с меньшей юридической силой актам, обладающим большей юридической силой, но также и через отношения координации (согласования) детализации и т. д. содержания источников гражданского права как одного иерархического уровня, так и расположенных на различных ступенях рассматриваемой системы. Именно во всей совокупности различных связей и отношений как суборганизационного, так и координационного, детализирующего характера и проявляется смысл и содержание принципа иерархично-
сти источников российского гражданского права» [2, с. 43; 3, с. 237].
Законодатель не предоставил полномочий по утверждению правил пользования метрополитеном органам местного самоуправления (ст. 8 ФЗ от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте»), соответственно ранее утверждённые на муниципальном уровне такие правила прекращают действие с момента вступления в силу Типовых правил пользования метрополитеном. До утверждения новых правил пользования конкретным метрополитеном к отношениям перевозки пассажиров и их ручной клади должны применяться Типовые правила пользования метрополитеном (пп. 1 п. 5 ст. 27 ФЗ от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте»).
Следует отметить, что при осуществлении деятельности метрополитена базовое регулирование отношений по перевозке пассажиров и их ручной клади производят нормы гражданского права. Вспомогательную, но не менее важную роль играют нормы иной отраслевой принадлежности. При регулировании общественных отношений по перевозке метрополитеном пассажиров и ручной клади законодатель применяет такой механизм, который в научной литературе именуется как «приём межотраслевого правового регулирования» [4, с. 64], суть которого заключается в том, что «экономические отношения одновременно регламентируются как частным, так и публичным правом» [4, с. 64]. ФЗ от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте» содержит не только нормы гражданского права (ст. 12, 14-17), но и нормы административного права (ст. 5-8, 11, 13 и др.), трудового права (ст. 18) и может быть охарактеризован как «комплексный акт» [5, с. 17].
При перевозке пассажиров и ручной клади метрополитеном, как транспортом общего пользования, относящимся к источнику повышенной опасности, действуют и иные федеральные законы, которые включают в себя правовые средства охраны и удовлетворения публичных и частных интересов. Например, к таковым могут быть отнесены: Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. «О транспортной безопасности»7, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 11.1, 11.14, 11.15.1)8,
Федеральный закон от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму»9 и принятые во исполнение его подзаконные акты10, Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребите-лей»11, который применяется к отношениям, вытекающим из договоров перевозки граждан в части, не урегулированной специальными законами, а также иные нормативные правовые акты, которые могут быть разной отраслевой принадлежности. В частности, повсеместно для прохода на территорию инфраструктуры метрополитена действует специальный пропускной режим, установлены правила поведения пассажиров и провоза ими своей ручной клади. За нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена установлена уголовная ответственность (ст. 263 УК РФ)12.
4. Метрополитен как вид внеуличного транспорта
Метрополитен как вид внеуличного транспорта - технологический комплекс, который включает в себя подвижной состав метрополитена и объекты инфраструктуры метрополитена. Специфика нормативного регулирования отношений перевозки метрополитеном проявляется в расширительном определении законодателем понятия «вне-уличный транспорт» через понятие «технологический комплекс», который включает в себя подвижной состав метрополитена (вагоны) и объекты его инфраструктуры, к которым относятся в том числе объекты недвижимости (пп. 10 п. 1 ст. 3 ФЗ от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте». В рассматриваемом смысле можно утверждать, что понятие «технологический комплекс» во многом сходно с понятием «предприятие» (ст. 132 ГК РФ), характеризующим объект гражданских прав с той разницей, что законодатель определяет «вне-уличный транспорт» как особое комплексное средство перевозки, а «предприятие» как имущественный комплекс - объект недвижимости. Сходство метрополитена как технологического комплекса и предприятия как имущественного комплекса проявляется в цели создания коммерческой организации -осуществление предпринимательской деятельности (извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) (п. 1
ст. 50 ГК РФ). Следует также отметить, что деятельность метрополитена направлена и на достижение социальной цели - удовлетворение потребности населения в перевозке транспортом общего пользования.
5. Особенности договорного регулирования отношений перевозки пассажира метрополитеном
По общим правилам условия перевозки, не урегулированные нормативно-правовыми актами, определяются соглашением сторон (п. 2 ст. 784 ГК РФ). Исходя из особенностей такого транспортного средства, как метрополитен, условия перевозки пассажира и его ручной клади определяются только федеральными законами и принятыми в соответствии с ними правилами, положения которых составляют содержание соответствующего договора.
Перевозка метрополитеном пассажира и его ручной клади осуществляется на основании договора перевозки. Традиционно договор перевозки порождает обязательство по возмездному оказанию услуг, поскольку результат деятельности перевозчика не имеет материального выражения, реализуется и потребляется в процессе осуществления этой деятельности.
6. Стороны договора перевозки пассажира метрополитеном
Метрополитен по своему правовому статусу является юридическим лицом - коммерческой организацией. Организационно-правовой формой таких организаций может быть как государственное унитарное предприятие, например Московский метрополитен, Санкт-Петербургский метрополитен, так и муниципальное унитарное предприятие, например Екатеринбургский метрополитен. В указанном смысле метрополитен будет считаться перевозчиком - стороной в договоре. Другая сторона в договоре перевозки метрополитеном -пассажир - «физическое лицо, заключившее с перевозчиком договор перевозки пассажира» (пп. 11 п. 1 ст. 3 ФЗ от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте»).
7. Ручная кладь
По общим правилам, предусмотренным в п. 3 ст. 786 ГК РФ, «пассажир имеет право в порядке, предусмотренном транспортными уставом, кодексом и иным законом: провозить с собой бесплатно ручную кладь в пре-
делах установленных норм...». Иначе говоря, «ручная кладь перевозится, то есть следует вместе с пассажиром» [6, с. 136]. Применительно к перевозке метрополитеном пассажир вправе провозить с собой бесплатно ручную кладь по требованиям, которые устанавливаются Типовыми правилами пользования метрополитеном, а также правилами пользования конкретным метрополитеном. По общим правилам «ручная кладь - вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой во внеуличном транспорте и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром» (пп. 18 п. 1 ст. 3 ФЗ от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте»). По мнению автора, понятие «ручная кладь» устарело и в некоторых случаях употребления, исходя из правил правописания русского языка, звучит архаично (например, при следующем написании словосочетаний: «пассажир с ручной кладью», «проезд без ручной клади»). Представляется целесообразным заменить понятие «ручная кладь» понятием «ручной багаж». В транспортном законодательстве встречается аналогичный термин «каютный багаж» (ст. 180 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации)13. Каютный багаж - это вещи пассажира, которые «находятся в каюте пассажира либо иным образом находятся в его владении, под его охраной или контролем» (ст. 180 КТМ РФ). Ручная кладь (ручной багаж) при перевозке метрополитеном может быть определена как вещи пассажира, которые он проносит на территорию объектов инфраструктуры метрополитена и провозит их в вагоне, обеспечивая сохранность вещей своими действиями самостоятельно. При нарушении установленных запретов или требований к перевозке особых видов вещей пассажиру может быть отказано в проходе на территорию метрополитена. При превышении допустимых норм к провозу ручной клади пассажиру может быть предложено произвести дополнительную плату в соответствии с установленными правилами пользования метрополитеном14.
8. Понятие, признаки и существенные условия договора перевозки пассажира метрополитеном
Договор перевозки метрополитеном пассажира и его ручной клади следует отне-
сти к группе договоров обслуживания [7, с. 355]. Легальное определение договора перевозки пассажира метрополитеном может быть сформулировано на основании общего определения договора перевозки пассажира внеуличным транспортом (п. 1 ст. 12 ФЗ от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте») и соответствующих положений Типовых правил пользования метрополитеном. Договор перевозки пассажира и его ручной клади метрополитеном - соглашение, в силу которого перевозчик обязуется перевезти пассажира или пассажира с провозимой им ручной кладью от станции отправления до станции назначения по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с графиком (расписанием) транспортного обслуживания с использованием подвижного состава метрополитена и объектов инфраструктуры метрополитена, а пассажир обязуется оплатить по установленным тарифам перевозку или перевозку и провоз ручной клади сверх установленных норм. Обязательство по перевозке ручной клади является факультативным, охватывается содержанием договора перевозки пассажира и не образует отдельного договора по перевозке ручной клади.
Договор перевозки пассажира и его ручной клади метрополитеном является взаимным, возмездным (ст. 789 ГК РФ). Такой договор, как вид договора перевозки транспортом общего пользования, является публичным договором, к нему «применяются унифицированные нормы о публичных договорах, содержащиеся в ст. 426 ГК, а также специальные правила ст. 789 ГК» [8, с. 437]. Публичный договор (ст. 426 ГК РФ) и договор присоединения (ст. 428 ГК РФ) относят к «специальным (типовым) договорным конструкциям» [9, с. 124-131; 10, с. 202, 203, 208, 209]. Как справедливо отмечает М. Н. Илюшина, «законодатель несколько расширил и уточнил в п. 4 ст. 426 ГК РФ перечень условий, которые не могут быть изменены соглашением сторон публичного договора, указав, что в случае создания типовых договоров, положений и т. п., обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, стороны должны следовать этим правилам» [11, с. 23]. Применительно к регулированию отношений, возникающих при заключении и исполнении
договора перевозки пассажира метрополитеном, применяются положения Типовых правил пользования метрополитеном, а также принятые на их основе правила пользования конкретным метрополитеном. По способу заключения такой договор относится к договорам присоединения, поскольку пассажир выражает своё согласие, приобретая проездной документ (жетон, специальную карточку и т. п.), присоединяется к опубликованным в правилах условиям перевозки. По моменту заключения договор перевозки пассажира метрополитеном имеет конструкцию консен-суального договора. Его особенность проявляется в том, что он считается заключённым с момента достижения соглашения сторонами, который определяется моментом приобретения пассажиром соответствующего проездного документа. «Приобретая билет, пассажир выражает своё согласие с условиями оферты, и именно с этого момента соглашение сторон можно считать достигнутым» [12, с. 12]. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте» пассажир «вправе... требовать предоставления оплаченных услуг по перевозке и провозу ручной клади». «Основанием для перевозки пассажира и провоза его ручной клади метрополитеном является заключение договора перевозки пассажира» (п. 11 Типовых правил пользования метрополитеном). Следовательно, оказанию услуг предшествует их оплата пассажиром.
Существенными условиями договора перевозки пассажира и ручной клади метрополитеном являются условие о предмете договора и условие о провозной плате. В качестве предмета такого договора выступают транспортные услуги перевозчика не только по перевозке метрополитеном пассажира и его ручной клади от пункта отправления до пункта назначения, в качестве которых служат станции метрополитена, но и услуги по пользованию соответствующими объектами инфраструктуры метрополитена. На основании общих положений пп. 19 п. 1 ст. 3 ФЗ от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О вне-уличном транспорте» можно сформулировать определение понятия «станция метрополитена» - это объект его инфраструктуры, имеющий пропускные пункты, места для посадки пассажиров в подвижной состав метрополи-
тена, высадки пассажиров из подвижного состава метрополитена и ожидания подвижного состава метрополитена. Размер провозной платы устанавливается соответствующими тарифами, регулируемыми в административном порядке уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого находится метрополитен.
Под перевозкой внеуличным видом транспорта законодатель подразумевает «нахождение пассажира во внеуличном транспорте с момента его входа на станцию вне-уличного транспорта через пропускной пункт до момента его выхода со станции внеулич-ного транспорта включительно» (п. 2 ст. 3 ФЗ от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте»). Именно с указанного «момента» - входа пассажира на станцию метрополитена - считается, что со стороны перевозчика началось исполнение договора перевозки пассажира метрополитеном.
Следует отметить и ещё одну особенность договора перевозки пассажира метрополитеном. Считается, что пассажир, пройдя через пропускной пункт (турникет и т. п.), находится на его станции метрополитена и ему уже оказываются транспортные услуги, хотя, собственно, он может и отказаться от перевозки, т. е. не осуществить поездку в вагоне до выбранной станции. «В случае расторжения договора перевозки по причине одностороннего отказа пассажира от перевозки... плата за перевозку и провоз ручной клади пассажиру не возвращается» (п. 4 ст. 12 ФЗ от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте»). Такое правило объясняется спецификой оказания метрополитеном услуг по перевозке пассажиров. Пользование объектами инфраструктуры считается оказанием услуг, даже если пассажир не пользовался для перевозки подвижным составом (вагоном).
Права и обязанности перевозчика и пассажира по договору перевозки метрополитеном устанавливаются общими положениями ст. 14, 15 ФЗ от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте», Типовыми правилами пользования метрополитеном и принятыми в соответствии с ними правилами пользования конкретным метрополитеном15. Метрополитен, как организация-перевозчик,
обязан застраховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров при осуществлении договора перевозки метрополи-теном16.
9. Заключение
В представленной работе исследовано российское законодательство и иные акты, регулирующие отношения перевозки пассажира метрополитеном. Сделан вывод о межотраслевом характере регулирования деятельности метрополитена. Установлено, что до утверждения соответствующих правил пользования метрополитеном в субъектах Федерации повсеместно подлежат применению Типовые правила пользования метрополитеном. Такое положение приводит к недостаточному регулированию отношений по перевозке пассажиров и ручной клади метрополитеном и, как следствие, в настоящее время, поскольку не утверждены обновленные правила, создаёт возможность нарушения прав граждан как потребителей. Рассмотрены особенности метрополитена как вида внеуличного транспорта. Сформулировано определение понятия «договор перевозки пассажира и его ручной клади метрополитеном». Исследован субъектный состав, особенности заключения и исполнения договора перевозки пассажира метрополитеном.
Таким образом, новый ФЗ от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте», со дня вступления в действие которого ещё не прошло и года, имеет свою историческую и практическую значимость. Главная задача текущего периода заключается в скорейшем утверждении уполномоченными законом органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых функционирует метрополитен, правил пользования метрополитеном. Необходимо конкретизировать права и обязанности как перевозчика, так и пассажира с учётом специфики перевозки метрополитеном как вида возмездного оказания услуг гражданину-потребителю. Могут быть учтены региональные особенности функционирования метрополитена, но при этом правила пользования метрополитеном не должны по своему содержанию противоречить положениям законодательства Российской Федера-
ции и иным актам, содержащим нормы гражданского права.
Полученные при проведении исследования результаты могут быть использованы для дальнейшего научного изучения особенностей договора перевозки пассажира метрополитеном, для разработки правил пользования пассажирами конкретным метрополитеном, а также в практической деятельности по защите прав субъектов данного договора.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Модельный закон о транспортной деятельности [Электронный ресурс] : (принят в г. Санкт-Петербурге Постановлением от 31 октября 2007 г. № 29-8 на 29-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ). - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410. В дальнейшем именуемый ГК РФ.
3 О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ // СЗ. - 2018. - № 1 (Часть 1). - Ст. 26. В дальнейшем именуемый ФЗ от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте».
4 См., например: Об утверждении правил пользования Московским метрополитеном [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Москвы от 16 сентября 2008 г. № 844-ПП (в ред. от 19 апреля 2016 г.) // Официальный сайт Мэра Москвы. - URL: www.mos.ru (дата обращения: 26.06.2019); Об утверждении Правил пользования Петербургским метрополитеном [Электронный ресурс] : Приказ Комитета по транспорту Администрации Санкт-Петербурга от 29 июня 1998 г. № 233 (в ред. от 11.05.2018 г.). - URL: www.metro.spb.ru/rulez.html (дата обращения: 26.06.2019).
5 Правила пользования метрополитеном в г. Екатеринбурге [Электронный ресурс] : (утв. зам. главы Администрации г. Екатеринбурга 18 апреля 2011 г.). - URL: www.metro-ektb.ru /pravila_polzovaniya (дата обращения: 26.06.2019).
6 Типовые правила пользования метрополитеном [Электронный ресурс] : Приказ Минтранса России от 26 октября 2018 г. № 386 «Об утверждении Типовых правил пользования метрополитеном» : (зарег. в Минюсте России 18 января 2019 г. № 53436) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: www.pravo. gov.ru (дата обращения: 26.06.2019).
7 О транспортной безопасности : Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 30 декабря 2018 г.) // СЗ РФ. - 2007. - Ст. 837; То же [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.06.2019).
8 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 29 марта 2019 г.) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (Часть 1). - Ст. 1; То же [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.06.2019).
9 О противодействии терроризму : Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (по состоянию на 29 марта 2019 г.) // СЗ РФ. - 2006. - № 11. -Ст. 1146; То же [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. -URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.06.2019).
10 Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства транспорта РФ, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их территориальных органов, а также подведомственных им организаций и форме паспорта безопасности этих объектов (территорий): Постановление правительства от 19 апреля 2019 г. № 471 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства транспорта РФ, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их территориальных органов, а также подведомственных им организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) // СЗ РФ. - № 2019. - № 17. - Ст. 2101.
11 О защите прав потребителей : Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. от 18 марта 2019 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 15. - Ст. 766; То же // СЗ РФ. - 2019. - № 12. - Ст. 1228.
12 Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; То же (по
состоянию на 1 июля 2019 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.06.2019).
13 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (по состоянию на 3 августа 2018 г.) // СЗ РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2207; То же [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: www.pravo. gov.ru (дата обращения: 26.06.2019). В дальнейшем именуемый КТМ РФ.
14 Об установлении предельного максимального тарифа на перевозки пассажиров и провоз ручной клади сверх установленных норм вне-уличным транспортом (метрополитеном) по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории муниципального образования «город Екатеринбург» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Свердловской области от 25 апреля 2019 г. № 268-ПП // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. - URL: www.pravo.gov66.ru (дата обращения: 26.06.2019).
15 В данной статье не рассматриваются особенности прав и обязанностей перевозчика и пассажира по договору перевозки метрополитеном, а также обязанности перевозчика в случае причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажира, поскольку такая задача автором не ставилась и соответствующий предмет требует проведения самостоятельного исследования.
16 Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном : Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ (в ред. от 18 декабря 2018 г.) // СЗ РФ. - 2012. -№ 25. - Ст. 3257; То же [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.06.2019); Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинения вреда в результате аварии на опасном объекте : Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ (в ред. от 18 декабря 2018 г.) // СЗ РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4194; То же [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.06.2019).
ЛИТЕРАТУРА
1. Мурзин Д. В. Глава 56: Транспортные договоры, Общие положения // Гражданское право : учебник : в 3 т. Т. 2 / под общ. ред. С. А. Степанова. - М. : Проспект ; Ин-т частного права, 2011. - 439 с.
2. Семякин М. Н. Источники российского гражданского права: проблемы теории и практики. - М. : Юр-литинформ, 2010. - 352 с.
3. Марченко М. Н. Источники права : учебное пособие. - М. : Велби ; Проспект, 2007. - 760 с.
4. Челышев М. Ю. Концепция оптимизации межотраслевых связей гражданского права: постановка проблемы. - Казань : Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина, 2006. - 160 с.
5. Долинская В. В. Источники гражданского права : учебное пособие. - М. : МГИМО (У) МИД России, 2005. - 82 с.
6. Баринов Н. А. Услуги. - 2-е изд., доп. - Саратов : Надежда, 2003. - 224 с.
7. Шешенин Е. Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг // Антология уральской цивилистики. 1925-1989 : сб. ст. - М. : Статут, 2001. - С. 353-359.
8. Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. - М. : Юристъ, 2004. - 496 с.
9. Витрянский В. В. Общие положения о договоре // Кодификация российского частного права 2019 / под ред. Д. А. Медведева ; Исслед. центр частного права им. С. С. Алексеева при Президенте РФ. -М. : Статут, 2019. - С. 97-150.
10. Брагинский М. И. Глава III. Договор-сделки // Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. - М. : Статут, 1997. - С. 116-221.
11. Илюшина М. Н. Публичный договор в коммерческих отношениях // 35 лет Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации и её роль в развитии юридического образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. / отв. ред. И. Э. Звечаровский. - М. : РПА МЮ РФ, 2005. - Т. 2. - С. 20-23.
12. Федотова Д. С. Договор перевозки пассажира внеуличным транспортом // Транспортное право. -2018. - № 3. - С. 11-14.
Информация об авторе
Данилова Людмила Яковлевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права
Уральский государственный юридический университет
Адрес для корреспонденции: 620066, Россия, Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21
E-mail: danilova.lyusi@mail.ru
SPIN-код: 1385-5903, AuthorlD: 518567
Информация о статье
Дата поступления - 14 июня 2019 г. Дата принятия в печать - 15 июля 2019 г.
Для цитирования
Данилова Л. Я. Договор перевозки пассажира метрополитеном // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 3. С. 80-89. й01: 10.25513/1990-5173.2019.16(3).80-89.
CONTRACT OF CARRIAGE OF А PASSENGER BY SUBWAY
L.Ya. Danilova
Ural State Law University, Yekaterinburg, Russia
Introduction. Metro is a special type of non-surface transport for the transportation of passengers and their hand Luggage. In this paper, the author analyzes the current state of the sources of legal regulation of passenger transportation by metro, including in relation to the sources of other branches of law. The theoretical and practical features of such a contract are considered, since to date there is no complete systematic study on the topic chosen by the author, which allows us to assert its relevance. Purpose. The aim of the work is to identify the features of the legal regulation of relations for the carriage of passengers and their hand Luggage by metro and the features of the contract. Methodology. The work is performed using such research methods as historical-legal, logical, formal-legal, system, method of legal modeling. Results. The Russian legislation and other acts regulating the relations of passenger transportation by metro are investigated. The conclusion is made about the intersectoral nature of the regulation of the metro. It is established that before the approval of appropriate rules for use of the metro in the Federation, widely apply Standard rules of using the metro. This situation leads to insufficient regulation of relations for the carriage of passengers and hand Luggage by the metro and, as a consequence, at present, since the updated rules have not been approved, it creates the possibility of violating the rights of citizens as consumers. The features of the metro as a type of non-surface transport are considered. The definition of "contract of carriage of passengers and their hand Luggage by metro" is formulated. The subject structure, features of the conclusion and execution of the contract of transportation of the passenger by the subway is investigated. It is proposed to set the age limit from 14 years for the independent conclusion of the contract of carriage by the passenger metro. The replacement of the term "hand Luggage" by "hand Luggage" is justified. Conclusion. The results obtained in the study can be used for further scientific study of the peculiarities of the contract of carriage of passengers by metro, for the
development of rules for the use of the subway, as well as in practice to protect the rights of the subjects of this contract.
Keywords: off-street transport; subway; legal acts; contract of carriage of a passenger by subway; passenger; hand luggage.
REFERENCES
1. Murzin D.V. Chapter 56: Transport Agreements, General Provisions, in: Stepanov S.A. (ed.). Civil law, textbook, in 3 volumes. Moscow, Prospekt Publ.; Institute of Private Law, 2011. Vol. 2. 439 p. (In Russ.).
2. Semyakin M.N. Sources of Russian civil law: problems of theory and practice. Moscow, Yurlitinform Publ., 2010. 352 p. (In Russ.).
3. Marchenko M.N. Sources of law, textbook. Moscow, Velbi Publ., Prospekt Publ., 2007. 760 p. (In Russ.).
4. Chelyshev M.Yu. The concept of optimizing intersectoral relations of civil law: the problem. Kazan, V.I. Ulyanov-Lenin Kazan State University Publ., 2006. 160 p. (In Russ.).
5. Dolinskaya V.V. Sources of civil law, textbook. Moscow, MGIMO (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia Publ., 2005. 82 p. (In Russ.).
6. Barinov N.A. Services, 2nd ed. Saratov, Nadezhda Publ., 2003. 224 p. (In Russ.).
7. Sheshenin E.D. Classification of civil obligations for the provision of services, in: Anthology of the Ural civil law. 1925-1989, collection of articles. Moscow, Statut Publ., 2001, pp. 353-359. (In Russ.).
8. Romanets Yu.V. The system of contracts in the civil law of Russia. Moscow, Yurist Publ., 2004. 496 p. (In Russ.).
9. Vitryansky V.V. General provisions of the contract, in: Medvedev D.A. (ed.). Codification of Russian private law 2019. Moscow, Statut Publ., 2019, pp. 97-150. (In Russ.).
10. Braginsky M.I. Chapter III: Contract-transaction, in: Braginsky M.I., Vitryansky V.V. Contract Law: General Provisions. Moscow, Statut Publ., 1997, pp. 116-221. (In Russ.).
11. Ilyushina M.N. Public contract in commercial relations, in: Zvecharovsky I.E. (ed.). 35 years of the Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation and its role in the development of legal education, proceedings of the International Scientific and Practical Conference, in 2 volumes. Moscow, RPA MJ RF Publ., 2005. Vol. 2, pp. 20-23. (In Russ.).
12. Fedotova D.S. The contract of carriage of a passenger off-street transport. Transportnoe pravo = Transport Law, 2018, no. 3, pp. 11-14. (In Russ.).
About the author
Danilova Liudmila - Ph.D. in Law, Associate Professor at the Department of the Civil Law
Ural State Law University
Postal address: 21, Komsomolskaya ul., Yekaterinburg, 620066, Russia
E-mail: danilova.lyusi@mail.ru
SPIN code: 1385-5903, AuthorlD: 518567
Article info
Received - June 14, 2019 Accepted - July 15, 2019
For citation
Danilova L.Ya. Contract of Carriage of a Passenger by Subway. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2019, vol. 16, no. 3, pp. 80-89. DOI: 10.25513/1990-5173.2019.16(3).80-89. (In Russ.).