Научная статья на тему 'Современный опыт православного просветительства'

Современный опыт православного просветительства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный опыт православного просветительства»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Аркадий Северюхин

Современный опыт православного просветительства

Опубликовано: Христианское чтение. 2008. № 29. С. 152-157

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА

Среди множества святых чудотворных икон, прославленных в православной России, икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская — это не просто один из памятников древнего иконописного искусства, а величайшая святыня, благоговейно почитаемая русским православным народом.

Святая икона являет нам образ Пречистой, молящейся с распростертыми к небу руками. Но центр этого святого образа — Предвечный Младенец. Он, как Сын Бога и как сын Девы — Матери, Своей божественной десницей благословляет мир, как вечный архиерей и пастыреначальник держит свиток — знак завета, союза между Богом и человеком. Это завет вечный, скрепленный Его Божественной кровью. В древние времена, особенно на Востоке, в таком виде изображаемо было рождество Христово, а наименование Знамения эта икона, как знак и свидетельство боговоплощения, получила именно у нас на Руси.

Церковная история повествует нам о Новгородской иконе Пречистой Богородицы и о чуде знамения, бывшего от нее в Новгороде еще в 1170 году. Мы помним и то, что Икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская — это древний чудотворный образ, принесенный в дар царю Алексею Михайловичу одним из восточных патриархов, как полагают, святителем Афанасием Константинопольским. Известно, что российский самодержец государь Петр I перенес икону в числе других московских святынь в новую столицу Санкт-Петербург. И уже в 1747 году для иконы была выстроена в Царском Селе величественная Знаменская церковь. Благоговейно почитая Богородицу, народ православный, испрашивая милости Божьей, горячо молился перед святым образом, многочастно совершались торжественные молебны.

Особая милость подавалась во время бедствий. Так, во время эпидемий чумы 1771 года, холеры 1831 года, заступничеством Пречистой Богоматери страшные эпидемии почти не коснулись Царского Села.

Не секрет, что для Санкт-Петербургских духовных школ икона Знамения Пресвятой Богородицы — это не просто всеми любимая икона — это нечто большее. Образ Пречистой — засвидетельствованное и утвержденное искусством церковным отражение любви Божией, свидетельство о небесном покровительстве над всеми учащими и учащимися, над всеми сотрудниками и служащими.

Каждый богослов Духовных школ, как преподаватель, так и ученик, стремится быть похожим на св. Иоанна Богослова, усыновленного Пресвятой Богородицей, на евангельских благовестников — святых апостолов, которым Господь заповедал проповедь Слова Божьего. Но какова ответственность: Благая весть — не,слово человеческое, она имеет своим источником Ипостасное Слово — Логос,

через которого все начало быть. Логос — причина бытия, Логос — источник веры, Логос — начало и конец проповеди. И вся история церкви — суть свидетельство о воплощенном Логосе, история святости и история о явленном Царстве Бо-жием и о правде его.

Мы почти не сомневаемся что сегодня — то время, когда мир особо лукав, исполнен похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, но так полагали и до нас. Ведь никакое, даже самое лучшее устроение земного отечества не сравняться с отечеством Небесным, на котором обитает правда.

Тема нынешних Знаменских чтений 2007 года — это современный опыт православного просвещения. Эта тема непреходяща, поскольку Сам Господь заповедал: «шедше научите вся народы...» (Мф. 28:19).

«Шедше, научите...»

В течение всей своей жизни человек приобретает знание, а практическое осуществление этого знания составляет опыт. Поэтому слова св. преп. Симеона Нового Богослова о том, что «Знание без делания — бесовское богословие» знак того, что христианство — это деятельная любовь. После многих десятилетий большевистского кровопролития, безбожия и бездуховности, сегодня возродился значительный интерес к проблемам духовной жизни. Всякий пытается рассуждать о вере, о духовности. Однако вера, духовность и религия — это те предметы, о которых нельзя говорить без знания их законов. Нередко рассуждают так: бездуховность и атеизм — это плохо, следовательно, любая вера и какая угодно духовность — это хорошо. Важно верить во что-то светлое и возвышенное, а различия между религиями принципиального значения не имеют. Но эти нехитрые рассуждения далеки от той глубины, которая была характерна для людей, действительно верующих и серьезно мыслящих. Но не всякая «дорога к храму» приведет к Храму Истины, и не всякий приглашающий на «собрание по изучению Библии» приведет к Богу. Святейший Патриарх Алексий справедливо говорит, что сегодня Свобода личности зачастую воспринимается как вседозволенность, как свобода для греха, а свобода совести — как возможность исповедовать самые изуверские деструктивные идеи, включая поклонение злу. Неотъемлемая часть любого цивилизованного и современного общества сегодня, как никогда, связана с духовной безопасностью человека — это собственно начало его спасения, а вместе с ним и преображения мира. Для христианина существует две абсолютные ценности — это Бог и бессмертная человеческая душа. Именно за бессмертные души сегодня идет настоящая битва. Наш соотечественник часто оказывается перед сложным выбором. В современный, постсоветский период распространения неоязычества и нашествия всевозможных миссионеров, опасность быть вовлеченным в какую-либо сецту слишком велика. Не секрет, что наряду с нашими доморощенными

ХРИСТИАНСКОЕ чтение 29 200в

НРД (новыми религиозными движениями) значительное количество проповедников неокультов все-таки не являются гражданами России. Так, на конференции «Гармонизация религиозной свободы с культурными традициями и ценностями», проходившей в Вашингтоне 5-10 октября 1997г., отмечалось, что единственный способ сегодня спасти Россию — послать в нее как можно больше миссионеров для того, чтобы они изменили историческое лицо России. (См. газету «НГ-религии», 23.10.1997г.)

Нельзя говорить о том, что свобода совести и проблема неокультов беспокоит лишь священнослужителей. Так известный психиатр проф. Федор Кондратьев утверждает: «Проблема тоталитарных неокультов (сект) возникла в связи с коллизией между положением «Всеобщей Декларации Прав Человека» о свободе совести и многочисленными протестами пострадавших против деятельности этих сект. Понятно, что причинами обращения за помощью к психотерапевтам и психиатрам является не сам факт принятия новой веры (любой человек вправе верить во что угодно), а те психические изменения и расстройства, которые возникают у адептов как результат участия в деятельности тоталитарных культовых новообразований». Поэтому, когда нам приходится сталкиваться с многочисленными новыми религиозными движениями, следует, в первую очередь, смотреть на их вероучение, именно в нем содержится ключ к пониманию и разрешению проблемы.

Характерно, что все определения сект в русской богословской литературе начала XX века стремились соединить в себе следующие характеристики религиозного движения:

а) указать на отличие их вероучения от церковного;

б) показать особое духовно-нравственное состояние ее членов, отличное от сложившегося в "народной", то есть Православной Церкви;

в) выявить источник их происхождения.

Приходиться только сожалеть, что современные российские социологи религии и религиоведы, рассматривая те или иные религиозные сообщества, упускают самый важный критерий — вероучение. Но ведь собственно из того, каким мыслит себе человек Бога, и проистекает вся человеческая аксиология. Именно незнание Бога и его воли, или осознанное его отрицание или искажение богооткровенного учения ведет как к внутренней деструкции — духовная смерть, так и к внешней — разрушение социальных и этических норм, института семьи и т.д.

Ересь — это ложь духовная и, что самое страшное, этот обман причиняет не просто неудачу, а смерть. Все помнят теракт, учиненный адептами секты Аум Синрике нервно-паралитическим газом в Токийском метро. Но что еще страшнее, ложь духовная причиняет не только смерть тела, но смерть бесценной человеческой души. Поэтому православный христианин не может безмолвствовать.

тттш

В своем недавнем докладе, посвященном «Православной энциклопедии», Высо-копреосвященнейший Архиепископ Константин, ректор СП6ПДА, сказал: «Общество нашей страны большую часть двадцатого столетия находилось под жестким воздействием атеистическо-материалистической идеологии, которая, во-первых, означала непримиримую и, как мы хорошо знаем, чрезвычайно последовательную борьбу с религией вообще, и, прежде всего, с Православием как мировоззрением подавляющего большинства населения дореволюционной России, но, самое главное, как основой всего государственного и культурного строя традиционно-исторической общественной жизни».

Действительно, мы живем в светском государстве, как и система образования в нем является светской. Но, как сказал Святейший Патриарх Алексий II, светский — это не значит — атеистический.

Увы, граждане нашей страны, жаждущие получить более основательные религиозные знания, нередко обольщаются еретическими баснями всевозможных сектантских проповедников. Число адептов так называемых новых религиозных движений в Петербурге исчисляется тысячами. Одни лишь сайентологи ежегодно выпускают 800 обученых адептов...

Многие статистики говорят о том, что в России сегодня 80% православных. Но статистика говорит и о том, что 60% россиян верят в астрологию, суеверно десятками тысяч обращаются к всевозможным экстрасенсам и колдунам, к самому грубому шаманизму и магизму. Поэтому Церковь не может безропотно смотреть на то, как люди обрекаются на духовную смерть.

В наше время православное просветительство востребовано как никогда. Сегодня в Петербурге традиции просвещения возрождаются вновь. Активно трудятся в деле православного просвещения епархиальные Иоанновские богословские курсы. Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии ежегодно выпускает подготовленных миссионеров. Граждане нашего многомиллионного города с интересом слушают передачи епархиального радио «Град Петров».

Особенно следует отметить, что Санкт-Петербургская духовная академия активно занимается проблемой духовного образования интеллектуальной элиты общества. Так, под эгидой Духовной академии Межвузовская ассоциация «Покров» объединила ведущие вузы Северной столицы. И, что особенно актуально, Питерская академия сегодня возродила знаменитую традицию просвещения — Общество народных университетов.

Это Общество было учреждено еще весной 1906 года в Санкт-Петербурге. Его Широкая и успешная научно-просветительская деятельность, послужила образцом для многих городов России. И даже после закрытия богоборческими властями Санкт-Петербургских духовных школ в 1918 году во многих благочиниях продолжали действовать богословские просветительские курсы.

ХРИСТИАНСКОЕ чтение 29 2008 (<П

Совсем недавно попечением Духовной академии совместно с МОО «Общество Знание» была поддержана инициатива открытия Православного народного университета Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Очень важным моментом, давшим основной импульс идеи создания общедоступного Православного университета в Санкт-Петербурге, стала инициатива простых верующих горожан. Это не было сделано «по указанию свыше» церковной иерархией, но именно сама общественность обратилась за благословением. Итогом обращения стала резолюция Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского: «Открытие Православного народного университета благословляется». Приветственное слово в день открытия прислал Святейший Алексий, Патриарх Московский и Всея Руси. Сегодня в НПУ обучается более 600 слушателей.

Учебный план рассчитан на три года и включает следующие дисциплины:

Священное Писание Ветхого и Нового Заветов

Катехизис

Основное богословие Сравнительное богословие История Церкви Литургика Патрология

Христианская культурология и многие другие.

Второй и третий курсы Университета предполагают специализацию по таким направлениям как:

Апологетически-богословское Культурологическое Церковных искусств

Лекции читают профессора и преподаватели Санкт-Петербургской духовной академии и православные ученые ведущих ВУЗов Петербурга. Слушатели, окончившие полный курс обучения, получают сертификаты об образовании и привлекаются к епархиальной духовно-просветительской работе. Все занятия проводятся бесплатно по понедельникам, средам и пятницам в 18:00 в Юсуповском дворце на Литейном проспекте, д. 42 .

В текущем учебном году (2007-2008) открыт новый курс подготавливающих специалистов в области церковного консультирования

В заключение приведу слова Владыки Константина, сказанные еще два года назад при открытии Университета:

«Наш долг, — говорит Владыка, — насадить в душах семена благого учения, веры и нравственности, которые впоследствии принесут обильный плод. Великая ответственность лежит на преподавателях, ибо то, что они смогут вложить в

сердца, окажет решающее влияние на становление личности и нашего общества в целом. Открытие общедоступного Православного народного университета весьма своевременно и востребовано. С его помощью многие тысячи петербуржцев смогут прикоснуться к драгоценной сокровищнице православия».

Священник Аркадий Северюхин, кандидат богословия, преподаватель СПбПёДА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.