Научная статья на тему '«Богородице, Дево, радуйся»'

«Богородице, Дево, радуйся» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1394
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Богородице, Дево, радуйся»»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Ливерий Воронов

«Богородице, Дево, радуйся»

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 55-57

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

Христу есть истинная свобода — свобода от греха, удаление от себя всякой скверны плоти и духа, всецелое послушание и деятельное служение Господу. Плод этого рабства — «святость, а конец — жизнь вечная» (Рим. 6, 22).

Господь зовет нас к Себе; ради нашей же собственной пользы хочет нашего послушания и сы-новней преданности Ему. Вечно живым призывом звучит обращенное к нам слово Господне: «Сын Мой! отдай •сердце твое Мне» (Притч. 23,26). Откликнемся же на этот Божественный зов и скажем своему Искупителю, подражая Пречистой Деве Марии: «Се, рабы Твои, Господи! да будет и с нами по глаголу Твоему».

Послушание Господу требует жертвенности. На пути служения Ему всегда духовные радости сочетаются со скорбями и лишениями, предвкушение будущего блаженства — с терпеливым несением жизненного креста своего.

Но да не смущается сердце наше. Во всякой скорби и печали есть у нас скорая Помощница и теплая Заступница — Преблагословенная Божия Матерь. Она не только имеет непостижимо великое дерзновение пред Богом, но и бесконечно близка к нам, сострадальна к нашим горестям и печалям, ибо Она есть не только преукрашенная Божественною Славою Царица неба и земли, но и первая по Господе Иисусе Христе Крестоносица и Страстотерпица.

Да живет же всегда в сердцах наших жажда всецелого послушания воле Господней. Да будет вечным примером для нас дивное смирение и послушание верной Рабы Господней — Пренепорочнон Девы Марии.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим!

«БОГОРОДИЦЕ ДЕВО, РАДУЙСЯ...»

ак дорога и возлюбленна сердцу каждого православного христианина эта краткая, но исполненная столь высокого содержания молитва.

Большинство из нас научилось произносить ее еще тогда, когда младенческие уста с трудом лепетали немногие, самые простые слова, когда они еще не были осквернены ни одним скверным, гнилым, бранным словом.

Мы молились этой молитвой еще в том благословенном возрасте, когда сердце наше было чистым и невинным, стремилось к «Боженьке» так, как растение тянется к солнечному свету, — и молитва эта была драгоценна в очах Божиих.

Один из наших лучших русских поэтов так говорит о молитве дитяти, о ее великой, несравненной ценности пред Богом:

Молись, дитя! Тебе внимает Творец невидимых миров,

И капли слез твоих считает,

И отвечать тебе готов.

Аминь.

Вместе с молитвой Господней, т. е. «Отче наш», с молитвой «Царю Небесный» и Символом’ веры («Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя. ..») молитва «Богородице Дево» входит в молитвенную сокровищницу, в золотой молитвенный фонд христианина, составляет отраду и услаждение его души.

Преи. Серафим Саровский, этот дивный подвижник и молитвенник земли Русской, на часто задаваемый ему вопрос, как должен молиться простой, малограмотный или даже совсем неграмотный человек, обремененный многими трудами и заботами, отвечал: «Пусть трижды на день (утром, в полдень и вечером) читает «Отче наш», трижды «Богородице Дево» и один раз «Верую».

Когда в храме Божием идет воскресная или праздничная вечерня, то во время пения «Богородице Дево» мы слышим благовест, зовущий нас почтить благоговейным приветствием Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, а среди некоторых христиан существует даже обычай при звуках этого благовеста дома или вообще где бы они не находились осенить себя крестным знамением или совершить земной поклон.

Первым, кто произнес эти святые слова: «Радуйся, Благодат-

ная!»— был Архистратиг небесных Сил безплотных Гавриил, один из тех семи высших Ангелов, которые постоянно предстоят страшному Престолу Божию и являются вернейшими служителями Вечного Бога, неуклонными исполнителями Его Святой Воли.

И сегодня мы с вами вспоминаем тот самый незабвенный момент, когда в скромной девической келье в доме богобоязненного плотника из Назарета Галилейского, именем Иосифа, архангел Гавриил, посланный с неба, вручил Пресвятой Деве Марии райскую ветвь со словами приветствия: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1,28).

Благовещение Пресвятой Богородицы есть «главизна нашего спасения». В этот день свершилось величайшее чудо, которое лежит в основе всего дела Божественного Искупления: Сын Божий стал Сыном Человеческим, воплотившись от Духа Свята и Марии Девы.

Вот почему на царских вратах Святого Алтаря мы видим изображение Благовещения. Это событие отверзает двери спасения, двери Царствия Небесного каждому истинно верующему в Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Прославляя сегодня Пресвятую и Пренепорочную Деву Богородицу, вспомним, возлюбленные о величайшем Ее смирении, на которое призрел Господь.

Дева Мария была самой кроткой и смиренной не только среди дев Израильских, но и вообще из всех когда-либо живших на земле людей.

Она и не помышляла о предстоявших Ей величии и славе, как Матери Самого Бога Слова. Нет. Предание говорит, что, зная из книги пророка Исайи о том, что какая-то Непорочная и Достойнейшая в женах Дева сверхъестественно, без мужа, наитием Духа Святаго родит Еммануила, т. е. Христа Спасителя рода человеческого, она молила Господа лишь удостоить Ее быть последней служанкой, последней рабыней этой чудной Девы.

И вот Она, эта кроткая и смиренная Голубица, Непорочная Агница становится Материю Господа и вместе со Своим Божественным Сыном покорно несет Свой Крест, т. е. бремя тягчайших испытаний и жесточайших душевных мук ради нашего спасения. И венцом этих страданий Богоматери является Ее стояние при кресте возлюбленного Сына, когда воистину, по слову прав. Симеона, страшное оружие пронзило Ее сердце.

Соучастница в страданиях Господа нашего Иисуса Христа, Она стала затем и Соучастницей в Его Божественной славе. Ныне Она

предстоит Престолу Божию и дерзновенно молится о спасении мира, о том, дабы не погибла и не лишилась Царствия Божия ни одна человеческая душа.

Она стала Заступницей рода христианского, нашей непостыдной Надеждой и Упованием, благой Вратарницей, двери райски я верным отверзающей.

Мы прославляем Ее дивное заступление о нас, явленное и присно-являемое через Ея святые иконы, мы называем Ее Радостию всех скорбящих' Скоропослушницею, Взысканием погибших, Нечаянной Радостью.

Мы верим в то, что ни одно слово молитвы нашей, сказанное от сердца, не остается неуслышанным Ею, что Она, как наша общая Любвеобильная Матерь, Сама заботится о спасении душ наших, о сочетании их с Небесным Женихом — Ея Божественным Сыном.

Вот почему сегодня в этот всерадостный день праздника Благовещения ответной любовию к Ней переполнены наши сердца, жарким огнем веры горят возжженные нами пред Ея образом свечи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Она, Радость и Утешение наше, Царица неба и земли, видит наше усердие, слышит наши молитвы. Она здесь, среди нас, вместе с нами умоляет Господа о том, чтобы этот Святой праздник действительно соделался главизною, началом спасения каждого из нас, чтобы все мы отныне пожили прочие дни живота нашего в мире и покаянии, во вся-

ком благочестии и чистоте, удостоились бы тихой и безмятежной кончины и вошли в радость Господа Своего.

Буди же во веки благословенно Пресвятое Имя Твое, Госпоже Богородице. Пусть вечно торжественным гимном Тебе звучит в сердцах наших глас Архангельского приветствия:

— Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; Благословена Ты в Женах и Благословен Плод Чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Аминь.

СЛОВО НА ЛИТУРГИИ

t I . 1 1

В ЛАЗАРЕВУ СУББОТУ

22 апреля 1978 г.

, • ' '

«Душеполезную совершивше четыре-десятницу, просим и святую седмицу страсти Твоея видети, Человеколюбие!»

орок дней подряд вела нас Св. Церковь путем подвига молитвы и воздержания к священным дням Страстной, а затем и Пасхальной седмиц, чтобы теперь возвести на высокую гору боговедения, где, поклоняясь Триединому Богу любви и приникая к источникам божественной мудрости, могли бы мы, в меру духовных сил наших, приобщиться к начаткам нескончаемой радости будущего века.

И вот мы уже у подножия этой мысленной горы! Не у той древней Синайской горы, к которой запрещено было сынам Израиля даже прикасаться под страхом неминуемой смерти, а у святой Горы Божией, подняться на которую приглашает голос великого пророка Божия, Иеремии: «вставайте, и взойдем на Сион к Господу, Богу нашему» (Иер. 31,6).

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.