Научная статья на тему 'Празднование иконы Божией Матери «Знамение-Царско-сельская» и окончание юбилейных торжеств в Санкт-Петербургской православной духовной академии'

Празднование иконы Божией Матери «Знамение-Царско-сельская» и окончание юбилейных торжеств в Санкт-Петербургской православной духовной академии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
130
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Празднование иконы Божией Матери «Знамение-Царско-сельская» и окончание юбилейных торжеств в Санкт-Петербургской православной духовной академии»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Д.А. Карпук

Празднование иконы Божией Матери «Знамение-Царско-сельская» и окончание юбилейных торжеств в Санкт-Петербургской православной духовной академии

Опубликовано: Христианское чтение. 2006. № 27. С. 78-99

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

ХРИСТШШОКОе чтение 27 2006 ( (

ПРАЗДНОВАНИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ-ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ» И ОКОНЧАНИЕ ЮБИЛЕЙНЫХ ТОРЖЕСТВ

В СПБДА

В храме Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии находится древняя, великая святыня — чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Знамение-Царскосельская». В России с давних времен известно несколько икон Божией Матери «Знамение» и у каждого образа своя особая насыщенная и неповторимая история, тесно связанная с теми или иными страницами истории становления и развития Российского государства.

Что же касается чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Знамение-Царскосельская», то впервые сведения о нем появляются только в XVII веке, когда, скорее всего патриархом Константинопольским Афанасием Пателарием, он был принесен с востока в дар царю Алексею Михайловичу Романову (1646-1676).

Патриарх Афанасий прибыл в Москву 16 апреля 1653 года и 22 апреля был принят Алексеем Михайловичем, которому через переводчика сказал торжественную приветственную речь и поднес в дар привезенную святыню, которой, по преданию, и была икона Знамения. Скорее всего, икона была написана и затем приобретена Патриархом на Афоне, где после падения Византии зажглась первая искорка возрождения церковного иконописного искусства.

Таким образом, с середины XVII века икона «Знамение» находилась в Москве и стала фамильной святыней царственного дома Романовых.

Петр I, после основания новой столицы — Санкт-Петербурга, перенес святыню во дворец на Неве. Перед смертью, он, по преданию, передал икону своей дочери Елизавете Петровне.

Елизавета, получив икону, прониклась особенным к ней почтением. Перед своим восшествием на престол, 24 ноября 1741 года, когда приверженцы Елизаветы уговаривали ее произвести дворцовый переворот, арестовать правительницу Анну Леопольдовну и малолетнего императора Иоанна VI, Елизавета около 2-х часов молилась перед этим чудотворным образом, прежде чем решилась поехать в «Съезжую избу» Преображенского полка и поднять восстание.

Быстрый успешный исход предприятия, доставившего ей престол, императрица приписала не одним усилиям своих сторонников, не случайной удаче, но, прежде всего Божественной помощи, что выразилось со стороны Елизаветы в целом ряде действий.

хриотилиокое чтение 27 2006 ( г

Прежде всего, манифест о восшествии на престол был обнародован 27 ноября, в день празднования иконы Знамения. Затем императрица Елизавета украсила икону Знамения окладом, велела написать по сторонам иконы лики святого Алексия, человека Божия и апостола Петра, имена которых носили первые обладатели иконы: дед и отец Елизаветы, а в середине — праведных Захарии и Елисаветы, в честь собственного дня Ангела. Начатую постройкой в Царском селе церковь Елизавета решила посвятить образу «Знамения Пресвятой Богородицы», куда в 1747 году икона и была торжественно перенесена перед самим освящением церкви. Перенесение образа происходило в мае 1747 года и продолжалось оно три дня с остановками на пути, которые были в Средне-Рогатском и Пулковском дворцах и сопровождались величественным крестным ходом столичного духовенства и множеством народа. В церкви икона, по указанию императрицы, была помещена вверху иконостаса, прямо над Царскими вратами, поверх изображения Тайной вечери, и долгое время, больше 80 лет (до 1831года), оставалась на этом месте.

Перед образом Пресвятой Богородицы многократно совершались молебны с просьбами о спасении от различного рода эпидемий, пожаров и по ходатайству Пресвятой Богородицы благодать Божия охраняла людей, ни разу молитва верующих не была посрамлена. Так, например, в 1771 году после молебнов об избавлении от чумы, моровая язва не коснулась пределов Царского Села. В декабре 1788 года Екатерина II распорядилась построить рядом со Знаменской церковью большой четырехэтажный дом, где впоследствии поместился Царскосельский Лицей, открытый 19 октября 1811 года, одним из воспитанников в котором в свое время был A.C. Пушкин.

В 1830 году Александр Сергеевич написал замечательное стихотворение, которое имеет самое близкое, непосредственное отношение к иконе Знамения и к ее сильному влиянию на поэта в его школьные годы: В начале жизни школу помню я; Там нас, детей беспечных, было много... Смиренная, одетая убого, Но видом величавая Жена Над школою надзор хранила строго. Толпою нашею окружена, Приятным, сладким голосом, бывало, С младенцами беседует Она. Ея чела я помню покрывало, И очи светлые, как небеса; Но я вникал в Ее беседы мало, Меня смущала строгая краса Ея чела, спокойных уст и взоров, И полные святыни словеса.

ювилеи

Праздничное Всенощное бдение с Акафистом

Чудотворный образ Знамения Пресвятой Богородицы стал глубоко почитаемой народной святыней. Приблизительно с 1922 года установился обычай в воскресные вечера совершать акафист перед чудотворной иконой.

В августе 1941 года Царское Село было оккупировано войсками фашистской Германии. В 1944 году фашисты бежали из Царского Села, похитив св. икону Знамения Пресвятой Богородицы, которая в скором времени была обнаружена в г. Риге. С этого времени в истории этой иконы открывается новая страница. Весной 1948 года по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) икона была передана в возрожденную Ленинградскую Духовную Академию, в храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где и находится до настоящего времени.

В XX веке икона «Знамение-Царскосельская» стала поистине благим знамением, чудом, свидетельством нового возрождения и расцвета прославленной Духовной Академии в сложное время атеизма и богоборчества. С тех пор Ленинградская, ныне Санкт-Петербургская Духовная Академия, все учащие и учащиеся находятся под непосредственным покровом Царицы Небесной, осуществляемом через Ее чудный образ

Икона «Знамение» — главная святыня Духовных школ

«Знамение-Царскосельская». Эта икона через молитвы и слезные обращения объединяет в нераздельном единстве целые поколения воспитанников Санкт-Петербургских Духовных школ. Со времени возрождения Академии перед чудотворным образом молились многочисленные студенты, которые прославили свою Alma Mater тем, что стали достойными архипастырями, пастырями, учеными богословами, регентами, иконописцами, видными деятелями и тружениками на ниве церковной не только в России, но и далеко за ее пределами. Перед этим чудотворным образом в свои студенческие годы молился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

И в настоящее время к образу Пресвятой Богородицы обращаются с молитвой в часы скорбей и испытаний, в минуты радости и ликования все студенты, преподаватели, профессора Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Ректор епископ Константин возродил добрую традицию чтения акафиста перед чудотворным образом Божией Матери «Знамение-Царскосельская» по средам, когда все студенты Духовной школы собираются вместе для молитвенного прославления Царицы Небесной и три академических хора громогласно и торжественно воспевают: «Радуйся, Невесто Неневестная».

ьжилеи

Митрополит Герман помазывает учащихся освященным елеем

•к -к -к

Именно поэтому, юбилейный для Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии 2006 год, когда отмечается 285-летие со времени основания и 60-летие возрождения, завершается 10-го декабря чествованием иконы Пресвятой Богородицы «Знамение-Царскосельская».

Накануне праздника в академическом храме было совершено Всенощное бдение. Богослужение возглавил специально прибывший для участия в юбилейных торжествах митрополит Волгоградский и Камышинс-кий Герман (Тимофеев), выпускник Ленинградской Духовной Академии 1966 года, а в 1968-1970 годах — ее Ректор. Митрополиту Герману и Ректору Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии архиепископу Тихвинскому Константину сослужили преподаватели, студенты, а также многочисленные гости в священном сане. На Великой вечерне, по обычаю, была совершена праздничная лития, а на утрени — торжественное пение акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Ее, именуемой «Знамение», за которым учащие, учащиеся, многочисленные гости и прихожане молились словами: «Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая ».

Во время Божественной литургии

10 декабря, в самый день праздника, в академическом храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова митрополит Волгоградский и Камышинский Герман и архиепископ Тихвинский Константин совершили Божественную Литургию.

За Божественной Литургией Высокопреосвященным Владыкам сослужили Проректор по учебной работе заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков, Проректор по воспитательной работе протоиерей Александр Кудряшов, преподаватели и многочисленные гости в священном сане. Примечательно, что в этом году празднование иконы «Знамение-Царскосельская» совпало с воскресным днем, малой Пасхой.

По окончании Божественной Литургии был совершен молебен перед иконой «Знамение», после чего Ректор архиепископ Тихвинский Константин тепло приветствовал митрополита Германа и поблагодарил его за участие в юбилейных торжествах. «Для Вас, дорогой Владыка, как для бывшего ректора тогда Ленинградской Духовной Академии и Семинарии, конечно же, большая радость побывать здесь, где прошли Ваши молодые годы возрастания, а нам особо радостно, что такой маститый архиерей Русской Православной Церкви, как Вы, возглавили наше сегодняшнее академическое праздничное богослужение», — сказал Владыка Ректор.

христианское чтение л 2006 ((г |

((К \ ювилей

г /

В алтаре во время чтения Апостола

В ответном слове митрополит Герман поблагодарил архиепископа Константина за приглашение принять участие в торжествах. Владыка отметил, что он слышал, как за период ректорства архиепископа Константина в Духовных школах произошли положительные перемены, но не ожидал, что их так много — Академия благоукрашается, произведен капитальный ремонт всего здания, в том числе и академического храма, увеличивается количество студентов, все более совершенствуется уровень преподавания. В заключение митрополит Герман пожелал Владыке Ректору помощи Божией в его ответственном служении: «Большая Вам благодарность за Ваши учебные труды и пожелания милости Божией Духовной школе и пастве Санкт-Петербургской, Ладожской и Тихвинской»!

* -к *

Торжества продолжились в академической трапезной, где за праздничным обедом Преосвященных архипастырей, учащих, учащихся и гостей поздравили члены профессорско-преподавательской корпорации, высокие гости и студенты. Заведующий Иконописным отделением при СПб ДА доцент игумен Александр (Федоров) в своем слове приветствия отметил особое значение празднования иконы Божией Матери «Знамение» для

Великий вход

Духовной Академии, для которой это второй престольный праздник. «Этот дивный образ Пресвятой Богородицы «Знамение» не просто украшает наш храм, но он и символизирует очень многое. Эта икона связывает древнейшие поколения с нами и теми, кто учился совсем недавно... Матерь Божия посылала и посылает Свою помощь по молитвам каждого учащего, учащегося и прихожанина нашего храма, что каждый из присутствующих знает из своего личного опыта».

В последние десятилетия Православная Церковь достигла определенных результатов, занимая положенное ей место в обществе. Однако, по-прежнему остаются люди настроенные враждебно к Православию, все также приходится сталкиваться с недоброжелательством к судьбе России и русского народа. Эта тема нашла свое отражение в словах директора НИИ Комплексных социальных исследований профессора и преподавателя нашей Академии В.Е. Семенова и доцента А.Н. Швечикова, сопредседателя Собора Православной Интеллигенции. Перед недоброжелательством и противоборством православным людям необходимо молитвенно сплотиться и решительно действовать на благо Святой Православной Церкви, а история чудотворного образа «Знамение» является ярким примером и образцом, как необходимо действовать. Поэтому

к>Билеи

Перед святым Причащением

чествование святого образа и празднование самого юбилея является не только подведением неких итогов, но и призывом для дальнейшего творчества и активной деятельности.

Для лучшего успеха просветительской деятельности Православной Церкви в мире необходимо хорошее богословского образование, которое, в частности, возможно получить и в Санкт-Петербургской Духовной Академии. В связи с этим весьма актуально прозвучали слова приветствия и благодарности со стороны студентов. От имени студентов Академии всех присутствующих поздравил чтец Александр Гинкель, от Факультета иностранных студентов — чтец Роман Сахарчук (Польша), от студентов Семинарии — чтец Сергий Лявда (Белоруссия), от воспитанниц Регентско-

го отделения — Марина Легач.

Эти слова благодарности студентов родной Alma Mater нашли свое продолжение в ярком и выразительном обращении ключаря собора Владимирской иконы Божией Матери г. Санкт-Петербурга протоиерея Владимира Фоменко, выпускника ЛДА 1966 года. Отец Владимир, однокурсник Владыки Германа, в своем слове вспомнил тех выдающихся профессоров и преподавателей, которые в то сложное время не просто преподавали богословские дисциплины, но учили быть достойными служителями

штшщщшшт

ШШшШшмшШт

тВШж

шж '

87

шшшшшш

мш

ШШШМШё,

ш

WA3

Ш

Поздравление Председателя Собора православной интеллигенции А.Н. Швечикова

Слова Божия своим жизненным примером — это покойные митрополит Никодим (Ротов), митрополит Антоний (Мельников), ректор и заслуженный профессор протоиерей Михаил Сперанский, профессор Н.Д. Успенский, профессор протоиерей Ливерий Воронов, а также ныне здравствующие заслуженный профессор протоиерей Василий Стоиков и заслуженный профессор протоиерей Иоанн Белевцев. «Они были для нас духовными отцами. Они учили не только богословию, но и тому, как нам было идти по жизни в ту сложную эпоху. Мы жили одной семьей, дорожили друг другом. Благодарю преподавателей за их мудрость и заботу». В заключение своего слова отец Владимир тепло поздравил всех присутствующих с академическим праздником.

4 * *

'

Затем в актовом зале состоялось торжественное собрание, которое открыл архиепископ Константин, отметивший в своем вступительном слове, что юбилейные торжества посвященные 285-летию основания и 60-летию возрождения Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии сегодня завершаются. Затем Владыка Константин предоставил слово митрополиту Волгоградскому и Камышинскому Герману.

Ггг

4>

ювилей

Выступление ректора Института богословия и философии ПЛ. Сапронова

Владыка митрополит поделился со слушателями своими воспоминаниями о тех людях, с которыми ему довелось общаться в юношеские годы и которые оказали большое влияние на его духовное становление.

Владыка Герман особое внимание в своей речи уделил деятельности Александро-Невского Братства, которое было создано еще в революционные годы на базе Санкт-Петербургской Духовной Академии и Александ-ро-Невской Лавры. У истоков этого братства стояло три человека — два брата архимандриты Гурий и Лев (Егоровы) и архимандрит Иннокентий (Тихонов). В братстве трудились выдающиеся личности, приснопамятные архипастыри и пастыри, питомцы Санкт-Петербургских Духовных школ. Центром братской жизни, ее фундаментом были богослужения, которые проводились с участием в них членов братства в качестве певцов, чтецов, пономарей. Большое внимание уделялось работе с детьми. Впоследствии Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин) и митрополит Петроградский Вениамин высоко оценили деятельность Братства.

Особо митрополит Герман остановился на судьбе архимандрита Гурия (в миру Вячеслав Михайлович Егоров, 14.07.1891-12.06.1965), впоследствии митрополита. В 1915 году Вячеслав Михайлович принимает монашеский постриг и сан иеродиакона, в 1917 году (по окончании Санкт-

ж

Выступление митрополита Волгоградского и Камышинского Германа

Петербургской, тогда Петроградской Духовной Академии) — иеромонаха и зачисляется в братию Александро-Невской Лавры. В период лихолетья несколько раз был арестован, находился в ссылке. В 1945-1946 годах архимандрит Гурий — первый наместник возрожденной Троице-Сергие-вой Лавры. 25 августа 1946 года поставляется во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. Затем поочередно занимал Саратовскую, Черниговскую, Днепропетровскую и Минскую кафедры. В 1960-1961 годах — митрополит Ленинградский и Ладожский. В ноябре 1961 года по собственному желанию переводится в Крым. Непростой был жизненный путь у митрополита Гурия, но всегда и всюду он свидетельствовал самою своей жизнью об истинности Православной веры, о необходимости быть верным Богу. Своим пастырским словом владыка Гурий воцерковлял, приобщал людей к богатству Православия.

Также подробно Владыка Герман в своем слове остановился на судьбе игумена Варсонофия (в миру Владимир Сергеевич Веревкин, 1894-1939), последнего кандидата богословия дореволюционной Санкт-Петербургской Духовной Академии. Его блестящее курсовое сочинение «Учение о молитве по Добротолюбию» ввиду начавшихся гонений и закрытия Духовной школы было написано карандашом на разрозненных листах бумаги

кжилеи

Во время выступления митрополита Германа

под руководством известного профессора Императорской Санкт-Петербургской Духовной Академии A.A. Бронзова. Владыка Герман выразил надежду на скорую канонизацию митрополита Гурия и игумена Варсо-нофия, людей воистину святой жизни, посвятивших свои таланты служению Матери-Церкви.

Митрополит Герман также поблагодарил Владыку Константина за приглашение приехать на юбилейные торжества, поскольку и для него этот год также юбилейный: исполнилось 40 лет окончания Ленинградской Духовной Академии и у выпускников к этому дню назначена встреча. Затем митрополит Герман кратко рассказал о своем настоящем служении в качестве правящего архиерея Волгоградской и Камышинской епархии и пожелал будущим труженикам на ниве церковной — нынешним студентам Санкт-Петербургских Духовных школ — помощи Божи-ей в их трудах на благо Церкви Христовой.

Митрополит Герман в своем теплом слове о наставниках, у которых пришлось учиться, показал не только глубокое уважение, но и благоговейное отношение к тем людям, которые служили на благо Церкви Христовой в трудное историческое время. Юбилейные даты, отмечаемые Академией относятся к совершенно различным историческим эпохам: 285-летие —

Участники торжественного собрания

к Петровскому времени, к периоду становления и расцвета Российской Империи, а 60-летие — к советской эпохе. В каждом из этих периодов были свои преимущества и недостатки, но главное для потомков смотреть на родную историю без предвзятости, но со тщанием, доброй памятью и осторожностью.

Такое внимательное отношение к истории, а также многочисленные заслуги Санкт-Петербургских Духовных школ на поприще богословской науки и отметил в своем приветственном слове Генеральный Консул Украины в Санкт-Петербурге H.A. Рудько, который поздравил Владыку Ректора, учащих и учащихся с праздником. Николай Александрович — историк по образованию — особо подчеркнул, что «Духовная Академия — это учебное заведение особого типа, где проявляется триединство великих свойств и особые качества — вера, знание, мораль. Если что-то одно опустить, то уже будет чувствоваться ущерб». Господин Генеральный Консул призвал студентов быть достойными продолжателями родной школы; хранить историческую память — память о родной Духовной школе, ее выдающихся деятелях, своих наставниках и однокурсниках, и ценить время учебы в одном из самых престижных учебных заведений православного мира.

ювилеи

Выступление генерального консула Украины НЛ. Рудъко

Санкт-Петербургские Духовные школы также поздравил президент Северо-Западного отделения Российской Академии естественных наук (РАЕН), лауреат Государственной премии, заслуженный деятель науки Российской Федерации, генерал-лейтенант медицинской службы B.C. Новиков. В своем слове он подчеркнул, что «Санкт-Петербургская Духовная Академия и Семинария является старейшим учебным заведением в России и самым прославленным учебным заведением в Санкт-Петербурге» и пожелал всем присутствующим здоровья, долголетия и творческих успехов, а самой школе дальнейшего процветания на благо Церкви и Отечества. Василий Семенович вручил архиепископу Константину как выдающемуся общественному, научному, церковному деятелю высокую награду — орден РАЕН «За труды и доблесть» за номером 023.

Затем с юбилеем и праздником иконы Божией Матери «Знамение» всех присутствующих тепло поздравил давний друг Духовной Академии В.Е. Романов, Ректор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, до недавнего времени Председатель Совета Ректоров ВУЗов Санкт-Петербурга. Виктор Егорович в своем приветствии отметил, что он всегда с большой радостью и удовольствием присутствует на праздничных торжествах в стенах прославленного духовного учебного

Награждение архиепископа Константина орденом «За труды и доблесть»

ШмШШ _ „ „ „

заведения. «Радостно видеть, как день ото дня Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия набирает силу и в своем служении обществу достигает все больших результатов».

В подтверждение слов о том, что Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия является старейшим учебным заведением, архиепископ Тихвинский Константин представил вниманию слушателей часть своего обширного доклада «История Санкт-Петербургских Духовных школ от основания до реформы: 1721-1809гг.».

Владыка Константин рассказал о том, как складывалась судьба богословского образования в России до реформ императора Петра I, когда не все было просто и однозначно. Духовный Регламент 1721 года стал поводом и основанием для открытия в Санкт-Петербурге сразу двух богословских учебных заведений — трудами архиепископа Феодосия (Яновского) была открыта Славянская школа при Александро-Невском монастыре, а постоянный член Св. Синода архиепископ Псковский Феофан (Прокопо-вич) открыл семинарию рядом со своим домом в Петербурге на р. Кар-повке. Последняя считалась гораздо престижней Славянской школы. Архиепископ Феофан для преподавания пригласил иностранцев, для совершенствования в науках ученики направлялись в гимназию при

ювилеи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

„ лап

Выступление священника Аркадия Северюхина

Академии Наук, но все образование было проникнуто протестантским духом. И результатом этого явилось то, что сразу после смерти своего основателя архиепископа Феофана семинария прекратила свое существование.

Славянская же школа, глубоко православная по духу, несмотря на многочисленные трудности и невзгоды, которые приходилось переживать на первоначальном этапе становления, впоследствии стала крупным богословским центром и крепким фундаментом для нынешней Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии.

На первом этапе развития школы не хватало преподавателей, учебников, финансов. Многие воспитанники, не понимая всей пользы и выгоды образования, сбегали, и их приходилось приводить обратно едва ли не в кандалах. Но «несмотря на скудость средств, которыми располагала школа при Александро-Невском монастыре, в ней воспитанники получали очень хорошие знания. В силу этого Александро-Невский монастырь постепенно становится научным центром в столице». ОЩщЩ бый интерес у слушателей вызвали сведения о том, что Факультет иностранных студентов имеет глубокие исторические корни, поскольку уже в Славянской школе обучались иностранцы — араб, индеец и калмык.

95

Висту пленив Ректора архиепископа Константина

Непростыми, но удивительными и интересными были первые шаги школы, которая стала впоследствии прославленной Санкт-Петербургской Духовной Академией, из стен которой вышли известные не только в России, но и во всем мире иерархи, богословы и ученые.

После с поздравлениями к собравшимся в актовом зале также обратился Ректор Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей и одновременно ректор Православного Народного университета профессор С.М. Климов, который рассказал о деятельности возглавляемого им богословского учебного заведения. Православный Народный университет, который был открыт по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, действует только второй год, но слушателей уже более 600 человек. Больше же всего окрыляет и дает надежду на укрепление нравственного здоровья русской нации это то, что некоторые приходят на занятия целыми семьями. Следует отметить, что учредителем этого первого в России общедоступного православного университета стала Санкт-Петербургская Духовная Академия, а председателем его попечительского совета является архиепископ Тихвинский Константин. / ^ШШ ШтШшШШШШШШМШ^

ЮЕилеи

Выступление Ректора Института внешнеэкономических связей, экономики и права С.М. Климова

Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия является основательницей нескольких религиозных богословских учебных заведений в Санкт-Петербурге. Православный Народный Университет является здесь не единственным примером. И в подтверждении этого перед почетным собранием выступил Ректор Института богословия и философии П.А. Сапронов, который, поздравляя Духовные школы, отметил, что Санкт-Петербургскую Духовную Академию и возглавляемый им Институт

связывает многолетнее сотрудничество. Именно Духовные школы выступили инициатором создания этого богословского ВУЗа.

Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия является также инициатором создания и Института религиоведения и церковных искусств, существующего на базе ставропигиального Оптинского подворья. Ректор Института, преподаватель Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии священник Аркадий Северюхин также обратился с поздравительным адресом к участникам торжеств. Таким образом, Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия в лице Ректора архиепископа Константина и многочисленных своих преподавателей ведет активную миссионерскую и просветительскую деятельность в Северной столице России. Православное богословие выходит за рамки академической

97

Завершение торжеств — праздничный концерт

скамьи, оно становится тем живительным источником, из которого многие люди черпают силы для своего духовно-нравственного развития и совершенствования. 18®

Затем к учащим, учащимся Духовных школ и гостям праздника обратился Ректор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской Академии В.В. Леванович. В своем слове он отметил ту глубокую связь между служениями врача и пастыря, призвание которых состоит соответственно в исцелении телесных и душевных недугов человека.

С назначением епископа Константина в Санкт-Петербург стало традицией в праздник иконы Божией Матери «Знамение» в Северной столице открывать Знаменские образовательные чтения, которые в этом году будут проходить уже в девятый раз. Председатель оргкомитета чтений, профессор Академии постдипломного педагогического образования М.В. За-харченко также присутствовала на торжествах в Духовной Академии и в своем выступлении рассказала о программе проведения Знаменских чтении в текущем году.

В заключение актовой части торжества архиепископ Константин поблагодарил всех выступавших за теплые слова приветствия и поздравления. Владыка отметил, что празднованием иконы Божией Матери «Знамение-

юБилеи

Общая фотография участников торжества Царскосельская» завершились юбилейные торжества, посвященные 285-летию основания и 60-летию возрождения Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, которые начались 25 сентября с визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Архиепископ Константин подчеркнул, что все прошло успешно, несмотря на то, что в период летних каникул проводился масштабный ремонт академического здания и храма. Капитальный ремонт начался по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и закончился Первосвятительским освящением обновленного храма 25 сентября, после чего литургическая жизнь в академическом храме возродилась. Затем юбилейные торжества продолжились на актовый день праздником святого Апостола и Евангелиста Иоанн Богослова, на котором присутствовало много видных иерархов Русской Православной Церкви. Продолжением торжеств явился визит Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Киевского и всея Украины Владимира, выпускника Ленинградской Духовной Академии.

Торжественное собрание завершилось молитвой и праздничным концертом, подготовленным смешанным академическим хором под руководством регента И.Ю. Хмелевской. После всего была сделана общая фотография на память.

К ар пук Дмитрий, студент СПб ДА

л. л.

99

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.