Научная статья на тему 'Тихвинская Путеводительница: по молитвам и трудам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось возвращение чудотворной иконы в Россию'

Тихвинская Путеводительница: по молитвам и трудам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось возвращение чудотворной иконы в Россию Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
261
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — А Беззубцев-кондаков, Г Ильина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тихвинская Путеводительница: по молитвам и трудам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось возвращение чудотворной иконы в Россию»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

А. Беззубцев-Кондаков, Г. Ильина

Тихвинская Путеводительница: по молитвам и трудам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось возвращение чудотворной иконы в Россию

Опубликовано: Христианское чтение. 2005. № 24. С. 24-48

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

(Тнхшга Птдитшщ»

' ШЕРШЦШ8 С

Тихвинская Путеводительница: по молитвам и трудам Святейшего Патриарха Московского

и всея Руси Алексия II состоялось возвращение чудотворной иконы в Россию

Тихвинская икона Божией Матери прославилась как покровительница и защитница Святой Руси, и поэтому её возвращение в Россию приобретает значение важнейшего духовного символа. Чудотворный образ воплощает идею Руси как оплота вселенского Православия. Долгожданное обретение иконы знаменует начало нового этапа строительства богодержавной российской государственности, объединения усилий в деле национального возрождения. Возвращение иконы в богохранимую нашу страну означает завершение периода русской истории, в течение которого на долю народа выпали великие испытания и междоусобье, и когда сами основы государственности неоднократно оказывались под угрозой. Обретение иконы дает нам так востребованную сегодня возможность единения общества и, независимо от политических взглядов, позволяет ощутить себя гражданами одной страны, людьми, связанными общей многовековой историей. Всенародное поклонение Тихвинскому образу Богородицы ещё раз показывает, как неискренни и лукавы слова о том, что русским народом потеряна объединяющая идеология, что будто бы мы духовно разобщены и уже мало напоминаем единый народ... Возвращение иконы, которая, казалось, была утрачена безвозвратно, это зримое свидетельство милости Божией к нашему народу, к нашей стране, выдержавшей ниспосланные ей в XX столетии тяжелые испытания. Из всех смут, междоусобных войн, периодов безвластия Россия всякий раз выходила окрепшей, духовно преображенной, становилась сильнее, ибо русские люди в эти тёмные времена являли великие подвиги духа. Так происходит и ныне, когда русский народ возвращается к идее возрождения богоданной государственности.

Наверное, нет сегодня в России ни одного человека, который бы не знал, хотя бы в общих чертах, историю Тихвинской иконы Божией Матери. Известно, что средства массовой информации, как правило, либо обходят молчанием события духовной жизни русского народа, либо подают их в искаженном виде. Но настало, наконец, то время, когда средства массовой информации посчитали своей обязанностью осветить величайшее событие духовной жизни России — возвращение иконы из Америки на Родину, на свое исконное место, в стены восстановленного Тихвинского монастыря. Подобно тому, как Божия Матерь с младенцем Иисусом от иродовых гонений бежала в богатый Египет, а когда пришло время — возвратилась, так сначала ушла а затем вновь вернулась в Россию Тихвинская икона. Величие и возвышенность событий, связанных с воз-

хмшшш

ЧТВНИ§ Г 81 1005

В аэропорту Остафьево, Подмосковье

вращением Чудотворной иконы, неизменно облагораживали каждого, ^^^^^^^^^^^ кто говорил и писал об иконе, со-

ШШ > здавали ощущение причастности

/Дк к общему для всех соотечественни-

1 ^ I ков торжеству.

На протяжении почти шести веков икона Божией Матери, главная святыня восточной части Римской империи и Константинополя — Нового Рима, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой в I веке, чудесным образом объявившаяся в России в 1383 году в период княжения Дмитрия Донского, являлась небесной Заступницей, Хранительницей и Покровительницей Северо-Западных земель и русских царей — создателей Третьего Рима.

Апостол Лука писал икону Богородицы ещё при её жизни. «Моя благодать да будет с ним», такими словами благословила образ Пресвятая Дева. Евангелист Лука вместе с Евангелием и книгой Деяний апостольских послал икону в Антиохию, к принявшему христианство правителю Феофилу. После смерти Феофила икону перенесли в Иерусалим, а оттуда — в Константинополь, где в её честь воздвигли Влахернский храм. Необходимо сказать, что об иконе знали на Руси, о ней говорили бывавшие в Царьграде паломники, её в 1200 году видел новгородский архиепископ Антоний, а епископ Дионисий Суздальский в 1381 году привёз на Русь два списка с образа. В 1383 году икона объявилась на Руси, в Новгородских землях. Чудотворная икона Бо-жьией матери Одигитрия отправилась в путь, искать чистые сердца и праведные души, и объявилась в России, обретя здесь свой Дом. Отныне Русь становится Богородичным приделом и находится под Её Покровом.

Явленная рыбакам в необыкновенном сиянии на Ладожском озере неподалеку от Валаамских островов, икона и здесь меняла несколько мест: её видели на реке Ояти в Смолкове, на реке Ояти в веси Имоченицах, на реке Паше на Куковой горе, на реке Паше на Кожеле. Везде в местах остановки иконы собирались толпы народа, молящиеся всем сердцем Царице Небесной; икона спускалась на землю, где происходили чудеса исцелений. Благодарные жители строили часовни, а там, где икона окончательно остановилась, началась постройка храма, который был перенесен чудесным образом с выбранного людьми

Прибытие православной Святыни в Россию

места на горе близ Тихвина, на другой берег реки Тихвинки. Ефим Поселянин пишет об этом так: «Во время общей молитвы икона сошла на руки молящихся, изливая чудеса. Тогда же и немедля приступили к устройству на этой лесистой местности храма.

Срубили леса, и в тот же ещё день сделали уже три венца. За ночь к этому месту приставили стражу, а народ разошелся по своим дворам. Стража крепилась всю ночь и не засыпала, но к утру забылась. Когда же она пришла в себя, то ни иконы, ни начатого с тремя венцами сруба не оказалось. А когда народ собрался вновь, в глубокой горести стал оплакивать свою святыню и затем, разойдясь в разные стороны, стал искать икону. Во время этих поисков икона была найдена к востоку, за рекой Тихвинкой, за две версты от той горы, где явилась Она на болотистом месте. Когда туда пришли, то увидели, что все это место сияет светом, и стоит там икона, а около начатый сруб, деревья, приготовленные для постройки — все в прежнем порядке. Точно кто передвинул сюда с горы целую площадку. Икона стояла на восточной стене сруба, никем не поддерживаемая, сияя светом. В радости народ окружил чудную святыню».

Построенный в месте, избранном самой Путеводительницей, деревянный храм сгорал три раза, но икона всегда оставалась невредимой. Затем по велению великого князя Василия Иоанновича на месте деревянной построили каменную церковь. В XVI веке повелением первого русского царя Иоанна Грозного был возведен величественный Успенский собор, где отныне пребывала Чудотворная икона, и тогда же устроен мужской общежительный монастырь.

ХШТШ5Ш ЧТ§Ш И° Ш §008

Икона широко прославилась великими чудесами — прозрением слепых, исцелением бесноватых, причем люди исцелялись даже на расстоянии, поэтому почитание иконы быстро распространилось по всей русской земле. Великие князья и цари обращались к чудотворной иконе за помощью как в делах государственных, так и в повседневных, личных своих заботах.

В смутные времена, в 1613 году Тихвинская икона Божией Матери помогла русскому войску в схватке со шведами, вписав в историю эту битву под названием «безвоинственной победы русских». Сама Богородица явилась благочестивой женщине, именем Мария, со словами: «Объяви всем находящимся в обители, чтобы взяли Мою икону и обошли по стенам вокруг, и узрят милость Божию». Когда икону с пением молебна обнесли вокруг обители, на шведов внезапно напал страх, поскольку они решили, что со стороны Москвы приближается многочисленное воинство, и захватчики с позором бежали. В течение трёх месяцев пытались шведы захватить монастырь, и каждый раз заступничеством Пречистой Девы эти попытки обращались в поражение шведов и победу русских. Царь Михаил Федорович в память о роли Чудотворной иконы в защите северных земель Руси от ворогов повелел вложить список с Тихвинского образа в Костромской Ипатьевский монастырь. А сам Тихвинский монастырь, несмотря на разорение, учинённое на этих землях во время нашествия, значительно поправил свое благосостояние из-за государевых жалованных грамот и предоставленных льгот. В конце XVII века в Тихвинском монастыре возвели каменные крепостные стены и ряд каменных храмов, келий, хозяйственных и иных построек. На протяжении ХУШ-Х1Х веков Тихвинская обитель являлась центром духовной жизни Северо-Западных земель, вплоть до революции 1917 года.

В XVIII и XIX вв. государи династии Романовых часто приезжали поклониться Чудотворной иконе, посвящали ей многочисленные дары. В первые годы советской власти обитель ещё существовала, правда, подвергаясь «акциям по национализации монастырских ценностей». В 1919 году Комиссия по изъятию церковных ценностей описала принадлежавшие монастырю предметы, содержащие золото, серебро и драгоценные камни. Во время первой акции по

Архиепископ Тихвинский Константин сопровождает Святыню в бронированном автомобиле

Патриарх Алексий II с протоиереями Александрами Сергием Гарклавсами, хранителями Святыни

изъятию монастырских ценностей была увезена изготовленная в 1836 году риза Чудотворной иконы. Монастырь закрыли в 1924 году, а в конце 1920-х годов в его помещениях разместились воинский гарнизон и госпиталь. После закрытия монастыря Успенский собор продолжал действовать как приходской храм, но в 1931 г. богослужения в нём были прекращены. В 1936 году Успенский собор закрыли, после чего обитель, как и многие другие, стали разрушать, уничтожив монастырское кладбище и многие церкви, здания и постройки. Правда, Тихвинской обители повезло больше, чем иным монастырям, — она не была разрушена полностью, а в 1960-х годах даже началась её реставрация, и уже в 1970-е годы в монастырские постройки въехал исто-рико-краеведческий музей. Вот только Чудотворного образа Божией Матери Одигитрии больше не было, — икона покинула разорённую обитель в годы Великой Отечественной войны, начав свои более чем 60-летние странствования, оставив Россию, как казалось, навсегда...

В декабре 1941 года, когда фашистские войска захватили Тихвин, командо-

Акафист Тихвинской иконе Божией Матери в храме Христа Спасителя

вание советской армии предприняло все возможное, чтобы не допустить полное окружение и блокаду Ленинграда, поэтому Тихвин — главный пункт в Дороге жизни на Ладоге — отбили у немцев уже через месяц, но Чудотворный образ Божией Матери исчез. Фашисты были хорошо осведомлены о культурных ценностях, хранившихся в Тихвине, знали они и о Тихвинской иконе Божией Матери. Из Успенского собора фашистские оккупанты вывезли иконы ХУ1-Х1Х вв., произведения живописи, выносные кресты, хоругви, богослужебные сосуды — всего 63 предмета, большинство которых были описаны уполномоченным немецкой армии ротмистром Сольмсом. Чудотворная икона, вместе с другими ценностями, была вывезена немцами в Псков, где помещена в оружейной комнате военно-полевой комендатуры. Чтобы расположить к себе местное население, немецкие власти разрешили открывать храмы и позволили духовенству в марте 1942 года перенесение крестным ходом Тихвинской иконы Божией Матери в Псковский Троицкий собор, где она пребывает почти два года. Все это время проходят многолюдные службы, где очнувшийся от сна

Тпня Иотдавд сокицнн с Рошю

Торжественный акт переда чи Святыни на вечное хранение - подписание томоса

неверия народ возносит свои мольбы Спасительнице русской земли, молится за здравие своих отцов, сыновей, братьев, защитников Отечества, просит защиты от вражьего нашествия. Парадоксально, но этим своим решением немцы приближали своё поражение и нашу победу. Заступница России, Пресвятая Богородица в который раз не оставила покровительством своих детей.

Когда Псков освободили от оккупации, отступающие немецкие войска забрали с собой икону в Ригу, где и состоялась встреча епископа Рижского Иоанна (Гарклавса) с Чудотворной. Фашисты планировали доставить похищенные ценности из Риги в Германию. Оккупационные власти и в Риге выдавали священникам икону для проведения богослужений. Как писал в воспоминаниях архимандрит Кирилл (Начис), духовник Санкт-Петербургской епархии и духовной академии, участник в 1942-1944 гг. Православной Псковской миссии: «В феврале 1944 года всех миссионеров вывозили из Пскова в Ригу, позже мы оказались в Либаве. Одновременно с прибытием Владыки (епископа Рижского Иоанна) в Либаву была привезена чудотворная Тихвинская икона Божи-

ш&тншш

ЧТБВН£ Г 84 §008

Крестный ход из храма Христа Спасителя на Красную площадь

ей Матери. Икону поместили в Троицком соборе, где все дни её пребывания в Либаве и совершались службы при большом стечении молящихся. Как позже мне рассказывал диакон Михаил Яковлев, также бывший в то время с Владыкой и сопровождавший позже Тихвинскую икону вместе с ним в Германии и Чехословакии, уезжать с родины Владыка Иоанн не хотел, говоря: «Зачем я поеду туда, где и кем я там буду». Он высказывал желание остаться в Латвии, каким-нибудь образом избежав эвакуации. Владыка хотел спрятать икону и никуда не ехать, тем более что Курляндия к тому времени была полностью окружена советскими войсками. Однако обстоятельства, судьба святыни и сопровождавших её сложились иначе. В августе-сентябре чудотворный образ Божией Матери покинул Латвию. Прибывшая морем в Либаву из Риги чудотворная икона и вывезена была морским путем. Дальнейший путь её лежал в Германию, позже икона оказалась в Америке».

Владыку Иоанна, впоследствии ставшего архиепископом Чикагским и Миннеаполисским, во всех мытарствах эмиграции сопровождал его духов-

Прощальный молебен на Красной площади

ный и приёмный сын Сергий Гарклавс. «Юноша Сергий носил икону на себе. Икона была большая, 90 на 60 см, в тяжелом окладе. Когда я её увидел, то подумал, что моей физической крепости не хватило бы, чтобы её носить, — рассказывает игумен Тихвинского монастыря Евфимий (Шашорин), — а вот юноша небольшого роста в голодное послевоенное время носил её, чудесно укрепляемый Господом». Весь тяжёлый путь по лагерям для перемещённых лиц Гарклавсы не расставались с иконой, служили молебны перед чудотворным образом в утешение беженцам до 1949 года, пока, наконец, не осели в Америке, в Чикаго (штат Иллинойс). Здесь Владыка Иоанн принимает участие в восстановлении Чикагской и Миннеаполисской епархии, становится её главой, а протоиерей Сергий восстанавливает там же Троицкий храм и становится его настоятелем.

Всё это время икона хранится в доме Гарклавсов, став, таким образом, не только общеправославной святыней, но и семейной реликвией. При этом, конечно, владыка Иоанн воспринимал себя не как нового владельца иконы, а как

Прибытие Чудотворной Тихвинской иконы в Александро-Невскую Лавру

её хранителя, которому Господь доверил заботу об этом чудотворном образе. Но о возвращении иконы в Россию, в разрушенный Тихвинский Богородиц-кий монастырь, пока не могло быть и речи. Однако Гарклавсы верили, что в их доме чудотворная икона обрела временное пристанище, и возвращение её в Россию неизбежно. Необходимо отметить, что для тех русских православных людей, которые вынуждены были уехать из советской России на Запад, Тихвинская икона оставалась путеводительницей в нелёгкие дни жизни на чужбине. Владыка Иоанн не мог знать, что православные тихвинцы уже с 1994 года готовят почву для возвращения своей Чудотворной, зарегистрировав в октябре церковную общину и получив в «бесплатное пользование» монастырскую часовню «Крылечко» с надвратной башней, где был вновь освящён престол Тихвинской Божией Матери. Этот храм вплоть до 1989 года был единственным действующим храмом на весь город и район, но службы не прекращались, и постоянно возносилась молитва о возвращении Чудотворного образа Тихвинской Божией Матери Одигитрии в Её дом, в Тихвин, в Россию.

Крестный ход из Апександро-Невскойлавры в кафедральный Казанский собор

Более тридцати лет искала Русская Православная Церковь свою утраченную святыню. Но, как сказал свт. Иоанн Златоуст, любая молитва никогда не остается без отклика, и поэтому по молитвам и благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы обнаружились следы Чудотворной иконы, а затем и она сама в далекой Америке. Советская власть даже предпринимала попытки купить икону, чтобы выставить в одном из музеев Москвы. Но они были безрезультатны. Получила отказ и римско-католическая церковь. Архиепископ Иоанн (Гарклавс) кончил свой земной век 11 апреля 1982 года, в Вербное воскресенье, и, умирая, завещал Сергию вернуть икону Тихвинской Божией Матери в Россию, когда вновь в России воцарится Православие, когда обитель — Тихвинский Богородичный монастырь — восстанет из руин, чтобы принять в свои стены святой образ.

В 1989 году по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), будущего Патриарха, для чудотворной настенной иконы в часовне «Крылечко» сделали золоченую резную раму. Летом 1995 года принимается решение о восстановлении Тихвинского монастыря.

Крестный ход на Невском проспекте

С 1997 года стали регулярно проводиться службы в Успенском соборе. Под святыми сводами вновь звучит молитва, возвращается жизнь в стены обители. Но главное, изменилось время: в стране строятся тысячи храмов, открываются монастыри, звонят колокола, созывая прихожан в церкви. Словно рухнула плотина, и живая вода веры напоила иссохшие земли православной Руси. Сбылись пророчества святых отцов — преподобного Серафима Саровского и всероссийского пастыря Иоанна Кронштадского о том, что настанет время, когда устанет народ от безбожия и вновь обратится к вере, вернётся в святое лоно Матери-Церкви. И вот теперь, когда президент и представители власти тесно сотрудничают с Патриархом и духовенством, решая насущные задачи страны; когда к православной вере стали себя относить не 10 % (как до 1980 года), а более половины населения страны (по результатам опроса НИ-ИКСИ в 1993 году впервые эта цифра перевалила за 50 %, наивысший показатель — 61 % был в 1995-1999 гг., и к 2002 году 52 % населения называли себя верующими); только тогда стало возможным возвращение нашей Путеводи-

хрнетишш

ЧТНИ Н° 8008

тельницы, Чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира интенсифицировались попытки возвращения иконы в Россию. В апреле 2002 года в Чикаго состоялась судьбоносная встреча протоиерея Сергия Гарклавса с игуменом Евфимием, на которой было принято решение о перенесении Святыни в Тихвинскую обитель. «Она хочет вернуться, я это чувствую, — сказал хранитель иконы отец Сергий, — Она простила людей».

На протяжении нескольких последних месяцев православная общественность России с волнением ожидала, чем закончатся переговоры о возвращении Тихвинской иконы. В январе 2004 года на встрече Патриарха Алексия с делегацией Американской Автокефальной Православной Церкви была достигнута договоренность, что долгожданная встреча русских людей с Чудотворным образом произойдет будущим летом. Его Святейшество так рассказал об итогах этих переговоров: «Новый, 2004 год, мы, по милости Божией, начинаем с обсуждения очень

У стен Казанского собора Санкт-Петербурга

ш&тшсш

ЧТ8Ш И° §4 8043

Встреча Святейшего Па триарха Алексия II в аэропорту Пулково

важного вопроса: возвращения в возрождающуюся Тихвинскую обитель её Великой Святыни, которая долгое время пребывала в США...» Святейший Патриарх отметил, что со стороны Американской Православной церкви предпринимаются все необходимые шаги, чтобы приблизить момент возвращения чудотворной иконы в Россию. За несколько месяцев до этой встречи протоиерей Сергий Гарклавс посещал Тихвинский монастырь, чтобы оценить ход реставрационных работ, и остался доволен тем, как монастырь возвращается к жизни.

Вот теперь-то, после многих лет неторопливой реставрации монастыря, с осени 2003 года начинается действительно активное возрождение Дома Богородицы. Ремонтируются дороги, проводится озеленение. «В порядок должно быть приведено все — от транспортных коммуникаций до иконостаса Тихвинского монастыря» , — такую задачу поставил Председатель оргкомитета по подготовке к встрече Святыни Патриарх Алексий II. «Подготовкой к предстоящим торжествам, ожиданием перемен живут все православные люди, в том числе и тихвин-цы, — сказал в обращении к землякам глава муниципального образования Тихвинского района Ленинградской области Александр Лисин, — Нашему поколению выпала счастливая возможность быть свидетелем уникального события в новейшей российской истории, когда самая почитаемая на Руси Святыня, духовная, культурная и историческая ценность, возвращается в церковь и будет выполнять своё главное предназначение, призывая людей жить по законам Божьим, отвечающим духу и чаяниям народа страны. Возвращение Святыни будет способствовать возрождению Православия, исторических традиций, станет сти-

К специальному поезду на Тихвин. Ладожский вокзал

мулом для проявления гражданской инициативы предприятий, учреждений, общественных организаций и всех жителей города Тихвина. И сегодня наступило то время, когда реальными делами нужно готовить и приближать этот день. Каждый из нас должен быть достоин этой поистине исторической миссии. Пусть наш разум и сердце побудят нас на добрые и полезные дела во имя нашего любимого Тихвина — «Дома Богоматери».

За считанное время преобразился город, возродилась Тихвинская обитель, в Успенском соборе восстановлена золоченая сень, в которую вмонтирован пуленепробиваемый, с тремя степенями защиты и климат-контролем сейф-киот, который призван защитить икону. В ожидании встречи с Чудотворной иконой, кажется, даже находящиеся здесь же, в соборе, мощи преподобного Антония Дымского — молитвенника здешних мест и предтечи явления Чудотворной иконы Одигитрии — Путеводительницы.

И вот оно — главное событие XXI века. Лето 2004 года. Второе пришествие Чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери Одигитрии. Восемнадцать дней длился путь Святыни домой. Самолетом, поездом, на руках — повторила она свой путь в обратном порядке — Чикаго — Рига — Москва — Петербург — Тихвин. В Тихвин вернулась икона той же дорогой, что уходила отсюда, но другим был путь её: более трехсот тысяч верующих приложились к иконе в Риге, около полумиллиона — в Москве, столько же — в Санкт-Петербурге. Но основная масса паломников приехала поклониться лику Богородицы в Тихвине.

Днем 23 июня летевший спецрейсом самолет, на котором митрополит Санкт-

ШШПКШ НТ§НН§ И° И Ш

Крестный ход в Тихвине

Петербургский и Ладожский Владимир доставил Чудотворный образ из Риги, приземлился в подмосковном аэропорту Остафьево. В аэропорту собрались тысячи людей, стремящихся стать свидетелями первых минут пребывания возвращенной святыни на российской земле. С утра небо над Москвой было затянуто тучами, шел дождь, но когда на горизонте появился самолет, на борту которого Чудотворный образ возвращался в Россию, дождь неожиданно кончился, и это нельзя было истолковать иначе как проявление Божьей милости к тысячам людей, собравшимся на встречу святыни. У трапа самолета икону встретил архиепископ Тихвинский Константин, который уже не расставался с Чудотворным образом до самого Успенского собора в Тихвине. Уже здесь, в аэропорту Остафьево было понятно, что во все время следования Чудотворной иконы до своего «родного дома» — Успенского собора Тихвинского монастыря — она будет окружена неисчислимым множеством людей, для которых встреча с Тихвинской иконой становится символом духовного возрождения. Из аэропорта Остафьево в бронированном автомобиле, сопровождаемый архиепископом Константином, Чудотворный образ был привезён в храм Христа Спасителя. Внесли в храм икону митрополит Владимир и архиепископ Константин, а встречал Патриарх Алексий с сонмом духовенства. В 17 часов в кафедральном храме столицы началось всенощное бдение. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в со-служении сонма духовенства. На следующий день Святейший Патриарх в честь принесения Чудотворного образа в Москву отслужил Божествен-

Приветственное слово губерна тора Ленинградской области В. П. Сердюкова на городской площади

ную литургию, после чего состоялось подписание акта передачи иконы в собственность Русской Православной Церкви.

27 июня после акафиста Тихвинской иконе Божией Матери крестный ход из храма Христа Спасителя перенес Чудотворную икону на Красную площадь — в самое сердце российской столицы. Московские храмы встречали крестный ход колокольным звоном. Казалось, вся Москва вышла на улицы, полноводная людская река всё прибывала, несмотря на то, что конец июня — время отпусков, когда большинство москвичей предпочитает уезжать за город. Среди сопровождавших Чудотворную икону на Красную площадь было много молодёжи, и юные лица участников крестного хода невольно заставляли задуматься о том, как несправедливы частые сетования о «потерянном поколении». Поколение, входящее в жизнь в изменившихся социальных условиях, вынужденное в жесткой борьбе отстаивать своё право на собственную судьбу, совращаемое непрекращающейся пропагандой индивидуализма, духовного блуда, насилия, бесстыдства и лжи, оказывается совсем не таким, каким его хотели бы видеть «прорабы перестройки» и либералы-западники; наши юные соотечественники сознают себя русскими, православными людьми и они, будучи детьми нынешних лихих времен, будут, возможно, даже тверже и убеждённее в своей вере, чем их родители. И дети, несущие иконки в руках, — это ещё один знак того, что входящее в жизнь поколение не отлучено от духовных истоков, питавших многие поколения наших соотечественников. В дни, пока Чудотворный образ находился в храме Христа Спасителя, Москва доказала, что она является не

шшшкм чтнн 11° гч гом

С (Г

только политическим, но и духовным центром Российского государства, несмотря на то, что в последние годы именно отсюда исходили губительные для русского национального самосознания «реформаторские» веяния, стремившиеся разрушить сами устои государственности и православной веры...Но силы добра и света, силы созидания взяли верх, и их торжество можно было наблюдать во время крестного хода 27 июня.

Вечером от Иверских ворот Кремля Чудотворная икона в бронированном автомобиле отправилась в Санкт-Петербург. Сопровождающий икону автомобильный кортеж ФСБ, ФСО и охранного предприятия «Клён» выехал из Москвы в Санкт-Петербург, но поскольку спецслужбы получили данные о том, что в Новгородской области по пути следования по Московскому шоссе заготовлены «ежи» , прокалывающие шины, маршрут был изменён. Машины с огромной скоростью помчались окружным путем, через Ярославль и Вологду, проделав путь в два раза больший. Но все равно уже в 8 часов утра кортеж прибыл в Санкт-Петербург, доставив икону в Александро-Невскую лавру. В одной машине с иконой ехал архиепископ Тихвинский Константин. В Троицком соборе Лавры тут же была отслужена Божественная литургия. Многие тысячи православных людей приходили поклониться иконе Пресвятой Богородицы. Доступ к ней был открыт круглосуточно. Не чувствуя усталости, находясь несколько часов в радостном ожидании, люди стояли по одиночке и целыми семьями, приходили в сопровождении родственников, друзей, знакомых, но и незнакомые, никогда не встречавшиеся люди в это время сознавали свою общность — так, будто всех, пришедших к Чудотворной иконе, объединяло нечто, что невыразимо словами. К Тихвинскому образу Богоматери приносили грудных младенцев, приводили детей, и нет сомнений в том, что нынешняя встреча с Чудотворной иконой поможет юному поколению в их будущей жизни, направит их силы на благо Отечества. Очевидно, что ради праздного любопытства люди не стали бы проводить долгие часы в очереди к Чудотворному образу. Чем ближе был день переноса Образа из Лавры, тем большее число паломников стремилось прикоснуться к Чудотворной иконе. Поток паломников не иссякал, приходили всё новые и новые люди, стекавшиеся со всей необъятной Руси. Никогда за всю свою многовековую жизнь Чудотворная икона не видела такого разнообразного и многочисленного людского потока, который тёк изо дня в день, и конца ему не было...

4 июля, в воскресенье, после шестидневного пребывания Тихвинская икона покинула Лавру. В восемь часов утра начался общегородской крестный ход, перенесший икону в Казанский кафедральный собор. Впереди хода шли женщины, устилавшие мостовую Невского лепестками роз... Крестный ход возглавили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, архиепископ Тихвинский Константин и прибывшие на праздник архиереи соседних облас-

Возвращение Святыни в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь. Крестный ход

гей, сопровождаемые сонмом епархиального духовенства. Крестный ход являл юбой удивительное, ни с чем не сравнимое зрелище — всем его участникам )ыло очевидно, что именно сейчас происходит духовное преображение Петербурга, который считается прозападническим городом. Ликующая, восторжен-1ая встреча петербуржцами Чудотворной иконы, безусловно, явилась неприят-шм сюрпризом для тех, кто из года в год насаждал идеи «петербургского сепаратизма», кто кричал о том что сфера интересов Северной столицы нахо-щтся в Европе. Крестный ход, состоявшийся ясным воскресным утром 4 июля, юказал, что Санкт Петербург живет одной жизнью со всей Россией, что он отов и в будущем выполнять ту великую роль, которая была ему дана изна-гально, — роль защитника северо-западных рубежей государства Российско-о. И в этой нелегкой исторической миссии города на Неве заступничество \ помощь Чудотворной иконы, прославленной защитницы Руси от внешне-о ворога, оказывается как никогда важной.

Крестный ход шел по Невскому проспекту, словно бы очищая город и его

хншшш

ЧТИМ 11° 84 800!

главную улицу от всей накопившейся скверны, облагораживая, проясняя облик города. Мимо пёстрой рекламы, мимо иностранных надписей, которые уже стали, казалось бы, привычной частью городского пейзажа, шел крестный ход, посвященный прибытию в Северную столицу Чудотворного образа, и невольно создавалось впечатление, что ещё несколько часов назад город был совершенно другим... Сами горожане, своей верой, своей радостью от встречи с образом Божией Матери, изменили всё вокруг. Нельзя было не задуматься о том, что Владычица взяла под Свое покровительство Санкт-Петербург город, чья роль в истории России в последние годы становится всё более значительной.

Милицейские ограждения с трудом сдерживали всё прибывающее людское море. Примечательной особенностью было то, что многие милиционеры при виде иконы снимали фуражки... Видны были зажженные свечи в распахнутых окнах. Лучи утреннего солнца освещали картину народного ликования, какое бывает в дни великих побед, общих для всех граждан страны праздников. Невский проспект часто видит манифестации, процессии, митинги, но происходившее на главной улице Северной столицы 4 июля 2004 года невозможно сравнить ни с одной из политических демонстраций, потому что впервые за много лет люди вышли на улицы родного города для того, чтобы принять участие в важном для всех событии духовной жизни России не было здесь вражды, не было призывов к борьбе, а была объединяющая сила братской любви именно та сила, в которой так нуждается наше Отечество. На Невский вышли не члены какой-либо партии, не протестующие, не «электорат», а русский народ, наши православные соотечественники. Высшая государственная политика творится не волею партий, не самоличным произволом политических деятелей, а тем соборным единением соотечественников, которое было явлено во время крестного хода в Санкт-Петербурге 4 июля, и рядом с этим волеизъявлением православного русского народа такими незначительными и суетными оказываются все бутафорские «выборы», которые будто бы, решают судьбу страны и каждого её гражданина. Как сказал архиепископ Тихвинский Константин, «для народа Божьего нужны, прежде всего, положительные приме-

1 ^ЕрИКЭ^^вЛ^

щ •г' г,' 1 V £ Щ V,

Пр11езд Святейшего Патриарха АлексияII в Тихвинский монастырь

Божественная Литургия вТихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре, 9 июля2004г.

ры. Божественная благодать всегда управляет человеком, тем более, когда проводником этой благодати является образ Тихвинской иконы Богоматери... Сейчас происходит процесс «собирания камней», строятся и восстанавливаются обители, храмы, а возвращение Чудотворной иконы это одно из выдающихся проявлений этого всеправославного соборного движения».

Казанский собор постоянно был опоясан километровой очередью, при чем число людей не уменьшалось даже ночью... За 16 дней пребывания иконы в Москве и Санкт-Петербурге Ей поклонилось не менее миллиона человек.

«Я бывал на святой горе Афон у Иверской иконы и многих других чудотворных икон. Бывал во многих православных монастырях в разных странах, служил во Владимире перед чтимой Владимирской иконой Божией Матери. Но никогда не испытывал волнения такого, как перед Тихвинской иконой. Когда я её увидел, у меня перехватило дыхание. Это наше, родное, это то, что защищало и сохраняло Россию. Она сама наполнилась такой благодатью, что каждый, прикасающийся к ней, не может удержаться от слёз», — говорит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

6 июля самолетом из Москвы в аэропорт Пулково прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с сопровождающими. Его встречали митрополит Владимир, губернатор В.И. Матвиенко, архиепископ Константин, полпред президента по Северо-Западу И.И. Клебанов и другие высокие лица. Святейший Патриарх освятил воссозданный храм во имя прп. Макария Великого при Горном университете.

ХМШШШ 1Т1Ш Г §4 8098

Тихвинскии

и Ладожский Владимир, протоиерей Сергий Гарклавс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 июля перед отправкой иконы в Тихвин в Казанском соборе состоялся молебен, который совершил архиепископ Константин, затем Чудотворный образ перевезли на Ладожский вокзал, откуда в спецпоезде, сопровождаемый русским и американским духовенством, образ доставили в Тихвин.

В Тихвине на вокзале икону встречало огромное стечение народа, и на перроне возвращающуюся святыню приветствовал губернатор Ленинградской области В.П. Сердюков. К маленькому провинциальному городу возле Санкт-Петербурга в это время было приковано не только внимание всей России, но и всего православного мира, который с радостью наблюдал за путешествием Чудотворной иконы в родную обитель. В Тихвине, казалось, сам воздух был насыщен молитвой, местные жители и многочисленные паломники ощущали пребывающую над городом Божью Благодать.

«Стань свидетелем чуда!» плакаты с такими словами, развешенные по всему Тихвину, как нельзя лучше отразили суть грандиозного события, совершившегося летом 2004 года. Отмечающийся 9 июля ежегодный праздник Тихвинской иконы Божией Матери, ведущий отсчет с 1383 года, когда впервые в России на Ладоге произошло явление иконы Божией Матери Одигитрии, отныне стал праздником второго пришествия Тихвинской Путеводительницы на русскую землю возвращения Чудотворной иконы в родные стены Тихвинского монастыря. 8 июля по ковру из живых цветов: голубого (цвет Богородицы) люпина и лепестков роз с великими почестями пронесли икону и устано-

Тшга йшдашщ шшщш§ i; Fosshio

вили на помосте перед главным собором Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря. Акафист Тихвинской иконе по полному чину служил Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Несколькими днями ранее чудесного возвращения иконы в Тихвине раскинулся целый палаточный городок для паломников. На отреставрированном железнодорожном вокзале установили передвижную звонницу. «Пресвятая Богородице, спаси нас», — с этой молитвой проследовал крестный ход по улице

Советской и Карла Маркса к Бого- „ .

1 „ Патриарх Алексии II с иерархами в Успенском соборе

родичному монастырю, к родной

обители Тихвинской иконы. Как будто специально таким маршрутом прошла Путеводительница, словно напоминая неразумным чадам своим, что пришло время возвращать улицам их прежние названия. «В наше лукавое время неосновательны надежды на какое-то скорое и чудесное спасение нашей Родины и с ней всего мира, если не будет подлинного искреннего покаяния и всецелого обращения от суетных эгоистических земных интересов к Богу и нашей Заступнице Усердной, Которую мы вместо благодарности подвергли в XX веке кощунственным хулам и поруганию и кадим одновременно и Ей, и служителям мирового зла в надежде что-то получить от них, заслужив их благоволение» (Архиепископ Аверкий).

8 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на вертолете прибыл в Тихвин, где на аэродроме его встречали губернатор Ленинградской области В. П. Сердюков, ректор Санкт-Петербургских духовной академии и семинарии архиепископ Тихвинский Константин, председатель Законодательного собрания Ленинградской области К. Поляков, глава администрации Тихвина A.B. Лисин. Его Святейшество отправился в Успенский Тихвинский мужской монастырь, у врат которого его встретили Митрополит всея Америки и Канады Герман, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, настоятель обители игумен Евфимий (Шашорин), священнослужители и многочисленные верующие.

В тот же день вечером после богослужения губернатор Ленинградской области В.П. Серюков устроил прием в честь Святейшего Патриарха Алексия II.

Ш6ТШШ§ 1Т£№ 1° §4 г«Ф!

На приеме губернатор отметил наградами тех духовных и светских лиц, без помощи которого икона не смогла бы вернуться в Тихвин. В частности, почётной грамотой губернатора Ленинградской области за большой вклад в дело возвращения национальной святыни — чудотворной иконы Божией Матери в родину обитель — Тихвинский Успенский Богородичный мужской монастырь и возрождение духовных и нравственных традиций в Ленинградской области был награжден архиепископ Тихвинский Константин.

9 июля на монастырской площади перед Успенским собором при огромном стечении народа Патриарх Алексий П отслужил Божественную литургию в честь возвращения Тихвинской Чудотворной иконы. Его Святейшеству сослужили Блаженнейший архиепископ Вашингтонский Герман, митрополит всея Америки и Канады; митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Калужский и Боровский Климент, архиепископ Чикагский и Канадский Иов, архиепископы Псковский и Великолукский Евсевий, Симбирский и Мелекесский Прокл, Тверской и Кашинский Виктор, Новгородский и Старорусский Лев, Костромской и Галичский Александр, Истринский Арсений, Петрозаводский и Карельский Мануил, Тихвинский Константин, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, Архангельский и Холмогорский Тихон, епископ Сергиево-Посадский Феогност. После Божественной литургии патриарх Алексий II зачитал томос - акт о передаче Тихвинской иконы Божией Матери Санкт-Петербургской епархии и, конкретно, Тихвинскому монастырю. Святейший Патриарх также произвел награждение многих лиц, участвовавших в возвращении Чудотворного образа в Россию.

Чудо свершилось. Икона вернулась домой через шестьдесят лет. Более 10-ти лет велись переговоры об её возвращении. Целый год к этой встрече готовились, ждали. И вот, уже позади и молитвенные слёзы Патриарха Алексия, и пресекавшийся от волнения голос Владыкй Владимира Совершилось подписание томоса — акта передачи иконы, улетел в Чикаго отец Сергий Гарклавс, обретший в Тихвине новую обитель. Прошли многодневные празднества в Тихвине, за время которых все желающие — от Президента Владимира Путина до пешего паломника — приложились к иконе со своими просьбами и мольбами. Наступили повседневные будни. Но светится в душе огонёк радости: с нами наша Спасительница, Хранительница Земли русской, Заступница наша пред Богом Всевышним. Будем помнить об этом, дабы не покинула Она нас больше.

Нам ещё предстоит осознать важность того, чему мы были свидетелями в июле 2004 года... Возвращение Чудотворной иконы стало событием не только в жизни Русской Православной Церкви и воцерковлённых людей, но и многих наших соотечественников, которые только готовятся встать на путь воцерковления, которые являются детьми атеистических времен. Мы убеждены,, что в июле 2004 года произошел важнейший поворот в истории и политике государства Российского, который был осуществлён соборным

единением православного народа.

Александр Беззубцев-Кондаков, Галина Ильина

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.