СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ПОЗИЦИЙ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ГЕГЕЛЯ
А.А. Поляруш, канд. пед. наук
Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11578
Аннотация. В статье представлен краткий критический анализ компетентностной концепции существующего высшего профессионального образования через призму рассмотрения сущности человека Г. Гегелем. Делается вывод о необходимости пересмотра философских оснований дидактики в направлении диалектики как высшего метода познания, что отвечает цели формирования целостной личности.
Ключевые слова: личность, компетенции, способности, образовательный процесс, навык, диалектика, онтология.
Обращение к проблеме человека сегодня продиктовано глобальной угрозой формирования фрагментарного мышления. Вместо систематизированных идей и концепций на современного человека все больше обрушивается коротких вспышек информации, обрывков, не укладывающихся в прежние довольно устойчивые и понятные конструкции. Лоскутная форма подачи информации, лишённая внутренней смысловой связи, способствует формированию разорванной, фрагментарной личности, по выражению К. Юнга.
В этой связи особенно тревожит так называемый компетентностный подход к образовательному процессу. Государственные образовательные стандарты высшего образования представляют модель выпускника, владеющего многообразными компетенциями: общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными. Возможно, такой подход к формированию бакалавра отвечает тезису самого К. Маркса, вооружённого диалектикой Г. Гегеля: «Единство во многообразии»? Однако ничего, кроме формализма, этот искусственный набор «компетенций» собой не представляет. Так, содержание всех компетенций раскрывается через способности. Здесь обнаруживается существенное нарушение логики, поскольку способность можно определить как «качество человека, годного к выполнению той или иной деятельности, к тому, чтобы найти средство, помогающее управиться с рабо-
той» [1]. Однако латинское слово com-peto (->competentia, компетенция) тоже имеет значение «быть годным, способным». Если принять во внимание тот факт, что заимствованный термин «компетенция» базируется на определении способности, то можно с уверенностью сказать, что понятие компетенции максимально приближено к понятию способности. Такая логическая ошибка носит название тавтологии.
Если современное образование готово рассматривать человека как неиссякаемый интеллектуальный природный ресурс, способный ответить на многообразные вызовы техногенной цивилизации, то совершенно очевидно, что необходимо более пристально взглянуть на природу Человека, отказавшись от поверхностного, безответственного отношения к феномену человека.
Проблема человека занимала приоритетное место в философской системе великого философа Г. Гегеля. «Тому, кто стремится постигнуть философию Гегеля в ее основной сущности, необходимо вскрыть его концепцию человека» [2]. Гегель рассматривает человека как бесконечно внутреннюю глубокую и сложную сущность, такую же сложную, как сам мир. И потому его нельзя объяснить, не объяснив самого мира. Поэтому антропология выходит за свои привычные пределы и простирается на все социально-историческое пространство, на весь смысловой универсум. Так антропология превращается в онтологию.
Трудно ловить рыбу, стоя в воде, для этого нужно выйти на берег. Этой истины нельзя забывать педагогам-теоретикам. Только из целостной системы знания о человеке (антропологии) может быть получен ответ на вопрос о природе человека и смысле бытия.
Гегелем за основу принят принцип: человека нельзя объяснить из самого человека; для этого нужно объяснить все бытие. Гегель ставил знак равенства между проблемой Сущности и проблемой человека. И потому мыслитель подходит к человеку через всеобщую онтологию.
При этом Гегель рассматривает человека как сложнейшее, многомерное существо, детерминация деятельности и сама деятельность которого развертывается не в одной плоскости, а на многих пересекающихся и взаимодействующих между собой уровнях. Он и конкретный субъект со своими индивидуально-природными особенностями, и элемент системы общественных отношений, продукт социализации. Человек глобален; он «вмещает в себя все, но сам не вмещается ни во что», как гласит известный афоризм. «Человек... есть дух», «Человек, конечное сознание, есть дух в определении конечности» [3], -указывает Гегель. Человек, имеющий единую сущность с миром, столь же внутренне глубок и многообразен, как и сам этот мир.
Вне понимания движения всеобщих форм в духе Гегеля не представляется возможным серьёзно говорить о возмож-
страивания образовательного процесса: ведь личность есть образование культурно-историческое, удерживающее собой идеальный состав действительности [4].
Именно тождество мышления и бытия встаёт как проблема соответствия способа существования человека в мире, его образа жизни «образу жизни» самого этого мира. Современная техника достигла небывалых темпов развития, все сферы жизни человека крайне динамичны. Это же очевидно, что в современном информационном мире востребован не пресловутый навык, на который «заточено» профессиональное образование, а гибкость мышления, способного моментально оценивать ситуацию, т.е. видеть противоречия системы и находить её разрешение на основе законов разумного (диалектического) мышления. Поскольку мир диалектичен, то и человек, должен владеть диалектическим мышлением.
К сожалению, устоявшаяся догма в сознании государственных чиновников о предназначении профессионального образования, заключающегося в овладении чисто практическим навыком, служит питательной средой общественно опасных и вредных явлений. Сейчас, когда наука становится главной производительной силой, навык обратился в свою противоположность - из двигателя прогресса он превратился в его тормоз.
Расширить общественное сознание, взяв за идеал философию великих философов, - насущное требование современного высшего профессионального образования.
ности разумного и ответственного вы-
Библиографический список
1. Щербакова В.В. Понятие способности в контексте компетентностного подхода к образованию // Психология образования. - 2008. - № 3. - С. 49-52.
2. Ильин, И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. - СПб., 1994. - 271 с.
3. Гегель, Г. В. Ф. Философия религии. Т. 2. - М., 1977. - 231 с.
4. Поляруш А.А. Сущность образовательного процесса как единство материального и идеального в составе субъективности // Бюллетень науки и практики. - 2018. - № 24. -С. 388-392.
MODERN EDUCATIONAL PROCESS FROM THE POSITION OF HEGEL'S PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY
A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences Krasnoyarsk State Agrarian University, Achinsk branch (Russia, Achinsk)
Abstract. The article presents a brief critical analysis of the competence-based approach to existing vocational education through the prism of considering the essence of a person by G. Hegel. It is concluded that it is necessary to revise the philosophical foundations of didactics in the direction of dialectics as the highest method of cognition, which meets the goal offorming an integral personality.
Keywords: personality, competencies, abilities, educational process, skill, dialectics, ontology-