Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ В ДИАЛЕКТИКЕ ГЕГЕЛЯ'

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ В ДИАЛЕКТИКЕ ГЕГЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
167
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СВОБОДА / ДИАЛЕКТИКА / РАЗУМ / ПРОТИВОРЕЧИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСТИНА / PERSONALITY / FREEDOM / DIALECTICS / REASON / CONTRADICTION / COMPETENCE / ACTIVITY / TRUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поляруш А.А.

В статье ставится вопрос о понимания свободы личности в противоречивом современном обществе через призму философского подхода Гегеля к этой проблеме: разум, истина и свобода - философские категории одного порядка. Автор рассматривает данную философскую категорию относительно содержания современного образовательного процесса, ориентированного на компетентностный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PERSONAL FREEDOM IN HEGEL'S DIALECTICS

The article raises the question of understanding individual freedom in a contradictory modern society through the prism of Hegel's philosophical approach to this problem: reason, truth and freedom are philosophical categories of the same order.The author examines this philosophical category in relation to the content of the modern educational process focused on the competence-based approach.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ В ДИАЛЕКТИКЕ ГЕГЕЛЯ»

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ В ДИАЛЕКТИКЕ ГЕГЕЛЯ А.А. Поляруш, канд. пед. наук

Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11382

Аннотация. В статье ставится вопрос о понимания свободы личности в противоречивом современном обществе через призму философского подхода Гегеля к этой проблеме: разум, истина и свобода - философские категории одного порядка. Автор рассматривает данную философскую категорию относительно содержания современного образовательного процесса, ориентированного на компетентностный подход.

Ключевые слова: личность, свобода, диалектика, разум, противоречие, компетентность, деятельность, истина.

Проблема свободы личности, ее границ и сущности является особенно актуальной в информационном обществе, поскольку стремительно развивающийся мир во всех его проявлениях - от бытовой техники до геополитических реалий - требует от человека нестандартных подходов, новых идей и актов деятельности. Другими словами, востребована личность. В скобках заметим, что все времена общество нуждалось в ярких, уникальных личностях, поскольку для человека, по объективным законам его социальной сущности, никогда не существовало стандартных ситуаций. Человек в информационном обществе все больше играет служебную роль по отношению к технике и ее развитию. Важным мерилом значимости и полноценности человека в информационном обществе становится не его всестороннее развитие, а уровень овладения новой техникой и новыми технологиями. Гонка технологий, инноваций становится самоцелью. Человек развивается как производитель и пользователь новых технологий. Это противоречие технократической и гуманистической систем ценностей обостряет проблему самореализации личности в условиях информационного общества, вечную и столь актуальную проблему свободы личности.

Если речь идёт о противоречии, то логично обратиться к философии Г.В.Ф. Гегеля, где центральным пунктом его Системы и диалектической логики выступает именно противоречие, в свете которого философ рассматривает проблему

истины - «вечный вопрос», будоражащий разумное сознание.

Лишь диалектическое мышление способно достичь истины, которая заключается в выявлении единства противоположностей, существующих в неразрывном единстве, значит, в противоречии. Этические взгляды Гегеля также основаны на установлении истины. Истинный человек -свободный человек.

Поскольку противоречие - всеобщий принцип, выступающий критерием истины, то оно является условием конкретной свободы личности.

В диалектике Гегеля категории конкретного и абстрактного, всеобщего и единичного существуют в органическом единстве, в перетекании одного в другое, в зависимости от условий. Следовательно, для своей свободы единичное должно обладать равным статусом со всеобщим или быть даже доминирующим, чтобы, контролируя свои порывы, эмоции, страсти, суметь сделать всеобщее своим внутренним достоянием. Именно осознание и глубокое понимание этой истины необходимо рассматривать в качестве теоретической платформы при анализе категории свободы личности. Здесь целесообразно критически осмыслить компетентностный подход в системе высшего образования, навязанный Федеральными государственными образовательными стандартами. Набор из трёх блоков компетенций формально, бессистемно, необдуманно встроенных в

ФГОС, способен лишь усилить формирование неистинной, несвободной личности.

В процессе становления свободной личностью необходимо удерживать стремление к целостности, к единству, а не расщеплённости своего самосознания, чтобы не превратиться в пустой субъект, «дурной индивидуальностью», по остроумному выражению Э.В. Ильенкова - гегельянца [1]. А, с другой стороны, не стать пресловутым «винтиком», задавленным всеобщим, даже если оно коллективное, не стать придатком социального механизма под благовидными названиями типа единства, национальной идеи, национальных интересов и пр. [2].

Главное условие свободы, по Гегелю, наличие и осознание взаимосвязи единичного и всеобщего. Если нет возвращения одного в другое, тогда субъект становится объектом. Если всеобщее становится господствующим, то единичное подавляется, обезличивается и отчуждается от общества. Тут нельзя говорить о свободе личности.

Личность проявляется в деятельности, осуществляет какое-либо дело само по себе, становится в этом деле разумным, а потому свободным и творческим. Поэтому свободу необходимо рассматривать как самоопределение личности. «Если внешние обстоятельства, в которых человек находится с другими людьми таковы, что он исполняет своё назначение, то это его счастье», - утверждает Г. Гегель [3].

Разум, в противоположность рассудку, наделяет человека личной свободой. Рассудок же не поднимается над прагматическими интересами человека. Свобода личности имеет духовную природу. Идеалистическая философская платформа Гегеля проявляется в их этических взглядах.

Духовное наслаждение достигается через труд мышления. Таким образом, кате-

ловием - работой мысли, продуктивность которой, в первую очередь, определяется её критичностью. Критическое мышление - необходимый атрибут свободы личности. За вершину критерия свободы личности можно принять самоуполномочивание: без этого невозможно истинное творчество [4]. Оно возникает тогда, когда личность относится к своему разуму как к общественному достоянию.

Общественный процесс познания немыслим без господства творческого и изобретательского начала, без активного смыслополагания, создания идеальных моделей и других приёмов конструктивного и истолковывающего характера. Поэтому наука в реальном исследовательском процессе не элиминировала субъекта, а предоставляла ему максимальные возможности в творческом поиске в ходе абстракций, моделирования и идеализаций различного рода.

Это значит, что разум вообще существует только там, где есть сознательно проведённое стремление понять все особенные явления как необходимые субстанции одной и той же конкретной всеобщей субстанции. Это и есть свобода личности: разумное мышление свободно в выборе решений, поскольку оно постигает всеобщее. Свободным может быть только тот человек, который, на основе знаний общих закономерностей, способен предвидеть развитие определённого процесса при наложении на него разнообразных факторов и выбирать из многих теоретических предположений оптимальное решение, что, собственно, составляет прикладной характер диалектического метода.

Систематизируя разносторонний (диалектический) подход Гегеля к проблеме свободы личности, можно в духе великого философа утверждать, что свободная личность - это Объективная Субъективность.

гория свободы наполняется ещё одним ус-

Библиографический список

1. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=253478&p=54 (дата обращения: 20.10. 2020)

2. Ильенков Э.В. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: «Политиздат», 1992. -464 с.

3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - М.: «Мысль». 1977. - 303 с.

4. Нешатаев И.Г. Развитие понятия свободы личности в философии Гегеля // Вестник Мурманского государственного технического университета. - 2000. - Т. 3. №3. - С. 425436.

THE PROBLEM OF PERSONAL FREEDOM IN HEGEL'S DIALECTICS

A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences Krasnoyarsk State Agrarian University, Achinsk branch (Russia, Achinsk)

Abstract. The article raises the question of understanding individual freedom in a contradictory modern society through the prism of Hegel's philosophical approach to this problem: reason, truth and freedom are philosophical categories of the same order. The author examines this philosophical category in relation to the content of the modern educational process focused on the competence-based approach.

Keywords: personality, freedom, dialectics, reason, contradiction, competence, activity, true.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.