ОПЫТ И НАВЫК В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА А.А. Поляруш, канд. пед. наук, доцент
Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10305
Аннотация. Статья представляет собой критический анализ сущности современного образовательного процесса. Педагогические категории «опыт» и «практика» рассматриваются как антиподы. Диалектическая интерпретация этих основополагающих понятий выступает одним из основных условий критического пересмотра смысла образовательного процесса и открывает дорогу к формированию творческого мышления и эффективной деятельности в современную эпоху.
Ключевые слова: опыт, практика, навык, диалектика, творчество, перенос метода, междисциплинарные связи.
Государственная политика в области образования претерпела значительные изменения за последние 10 лет. Так, на смену практико-ориентированному подходу пришёл компетентностно-
ориентированный. Сколько бы поколений Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) ни переживала наша система образования, сложенная из широчайшего диапазона ее составляющих процессов, всегда все дело оборачивается «ползучим эмпиризмом» (выражение Г.В. Лобастова) тех научных исследований, которые, по идее, призваны поставить дело воспитания и обучения на серьезную научную основу.
Не претендуя на критический анализ всех компетенций, предписанных ФГОС ВО (хотя это необходимо срочно осуществить!), остановимся на двух категориях, сопровождающих все направления подготовки и бакалавров и магистров: навык и практика. Например: «способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач; способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности; типы учебной практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности».
Попутно отметим искажение сущности педагогической науки: умения и навыки не «получают», а формируют субъекты образовательного процесса в созданных педагогических условиях. Далее: навык - действие, закреплённое путем повторения и доведения до автоматизма определённой операции. «Практика - разумная человеческая деятельность, основанная на сознательном целеполагании и направленная на преобразование действительности» [1]. Выявление отношения между этими двумя понятиями в формулировке «практика по получению навыка» заводит нормальное мышление - это нонсенс.
Понятие «опыт» было рассмотрено ещё в философии Платона, Демокрита, Леонардо да Винчи, Спинозы, Канта, Гегеля. Великие философы трактовали понятие «опыт» как перенос метода с одного объекта деятельности на другой.
Итак, навык - это определённое действие, направленное на выполнение узкой трудовой или интеллектуальной операции. Навык был востребован в эпоху промышленной революции. Однако диалектика утверждает, что совершенство оборачивается своей противоположностью: достигнутый уровень цивилизации характеризуется такими темпами развития, что применение приобретённого навыка оборачивается катастрофой. Тому примеров - великое множество техногенных бедствий.
Сегодня востребован совершенно противоположный способ ориентации и жиз-
недеятельности в окружающем мире. Школа давно, скажем, использует представление о переносе знания, т.е. знание, выработанное на одном материале, становится формой работы в некотором другом. Безусловно, это в идеале. На практике же школа всего-навсего искусственно навязывает сознанию межпредметные связи, устанавливающие феноменологическое сходство. Нечто похожее в трудовой практике называют передачей опыта. Еще К.Д. Ушинский писал: «Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт» [2]. Глубокую в этом же направлении мысль высказал В. Краевский, что передаче передового опыта должно предшествовать осмысление преподавателем в понятиях и терминах педагогической науки, в системе педагогических знаний сущность этого опыта.
Любое действие, формирующее способность, выходит за рамки непосредственного способа действия с предметом. Попытка осмысления этого факта часто носит превратный характер, и педагог суть дела видит не в особенностях объективно-предметной действительности, а в неких исходных способностях самого индивида. Потому, хотя школа методически и научилась сознательно переносить некую предметную форму в более широкое содержание, она никогда не исключала противопо-лагания субъективного и объективного. Непонимание природы мыслительного процесса, его прямой связи с объективной реальностью порождает мифы о прирожденных способностях.
Зачастую в образовательном процессе аналогия переноса знаний можно видеть в тождестве задач - и не более того, поскольку отсутствует осознанность оснований таковой процедуры. Опыт представляется интуитивной субстанцией. Школа (в широком смысле) выхолащивает, низводит его до статуса навыка, как это видно из документов, регламентирующих деятельность института образования: многие из преподавателей в разделе рабочей программы дисциплины под названием: «студент должен владеть», пишут: «навыками...», более того, в самих компетенциях ФГОС ВО прописаны «навыки».
Что такое форма всеобщности в опыте? По Гегелю, «практика, миллиарды раз повторяясь, откладывается в сознании фигурами логики». Да, это, в первую очередь, именно логическая форма, представленная в диалектической логике. Всеобщим методом познания выступает диалектика. Эту всеобщность школа понимает как форму эмпирического обобщения, в то время, как обобщение в высшей форме проявляется в теории.
Например, преподаватель химии систематически проводит анализ любого понятия через противоположное (диалектический закон единства противоположностей), демонстрируя эффективность и рациональность процесса познания, то этот дидактический приём становится осмысленным в сознании студента. И, применяя этот логический приём в процессе изучения любой иной дисциплины, студент осознаёт универсальность диалектического закона. Так формируется опыт как перенос способа мышления с одного предмета на другой. Это не что иное, как установление междисциплинарных связей.
Эмпирическое же обобщение заведомо ограничено количеством определённого набора внешне схожих фактов, а потому не обладает формой действительной всеобщности. Иначе говоря, школа, игнорирующая диалектику, не формирует истинной всеобщности, ибо не знает ее, а потому и не может через эмпирический материал ее вывернуть в полном объеме и сделать универсальной формой. И это знает и практическое, и педагогическое сознание [3].
Если из опыта не извлекается или им не удерживается универсально-всеобщая форма, то практика и сталкивается с фактом переучивания, переквалификации самого ума, ибо со старым опытом в новых реальных условиях делать нечего. Сдвигать приходится не только схематизмы мышления, но и личностные установки. Эта неспособность педагогики сформировать способы переноса знаний как всеобщего метода, как и любая неспособность, порождает принуждение, которое школа использовала (и продолжает использовать) практически на всем своем историческом
пути - от прямого физического наказания до насилия духовного. И одновременно вводила систему стимулирования: медали, «красные» дипломы, повышенные стипендии и т.д. Но стимул, однако, есть всего лишь внешний «мотив», который не формирует убеждений. Так, школа воспроизводит в выпускниках формы своей жизни. И этими формами она вводит ученика (специалиста, бакалавра, магистра) в жизнь.
Опыт открывает дорогу к творчеству, поскольку творчество - это создание нового на основе старого. И это создание ново-
го возможно поставить на поток в том случае, если образование будет работать над формированием действительного опыта, а не навыка, закрывающего дорогу к творчеству.
Если мы формируем личность с ее всеобще-универсальными способностями, в чём и должна заключаться новая парадигма образования, то заключённая в них всеобщность является условием любого опыта, условием вхождения в любую предметную действительность, что и будет ответом института образования на вызовы новой реальности.
Библиографический список
1. Толковый словарь Ожегова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/178158 (дата обращения 20.04.2020).
2. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_o_polze.html (дата обращения 12.04.2020).
3. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. - 464 с.
EXPERIENCE AND SKILL IN THE CONTEXT OF THE EDUCATIONAL PROCESS
A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences
Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University
(Russia, Achinsk)
Abstract. The article is a critical analysis of the essence of the modern educational process. The pedagogical categories "experience " and "practice " are considered as antipodes. Dialectical interpretation of these fundamental concepts is one of the basic conditions for a critical review of the meaning of the educational process and opens the way to the formation of creative thinking and effective activity in the modern era.
Keywords: experience, practice, skill, dialectics, creativity, method transfer, interdisciplinary communication.