- Технические науки -
РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ
МЫШЛЕНИЯ
А.А. Поляруш, канд. пед. наук, доцент
Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10316
Аннотация. В статье представлены теоретико-методологические основы диалектического способа обучения, формирующего культуру мышления как осознанный способ организации деятельности человека. Раскрыто содержание понятия «культура мышления» как преобразованного мышления. Представлена сущность образовательного процесса, заключающаяся в организации таких педагогических условий, в которых субъект способен преобразовывать мышление - со ступени рассудка (природы) подняться на ступень разума (культуры).
Ключевые слова: мышление, навык, теоретическая абстракция, противоречие, диалектика, разум, рассудок.
Глобальный и системный кризис, обрушившийся на человечество в начале XXI века в виде экономических, политических, экологических, культурных и прочих вызовов, побуждает к критическому переосмыслению способов деятельности человека. Поскольку образ мыслей определяет образ жизни, то с объективной необходимостью требует своего разрешения проблема метода мышления. В связи с такой постановкой вопроса логически следует, что, во-первых, целесообразно рассмотреть понятие «культура мышления» и ,во-вторых, каким способом формировать её.
Что есть культура? Схематично: всё, что сделано руками человека, есть культура. Что такое разнообразные пластмассы, каучук, резина, современные ткани, бензин, сталь, чугун, наконец? Это - преобразованная в процессе труда природа! Таким образом, культура - это преобразованная природа. Такое преобразование происходит в процессе трудовой деятельности человека. Труд - это преобразовательная, целесообразная и опосредствованная орудиями труда деятельность. Возможность преобразования природных объектов заложена в самой сущности (происхождении) этих природных ресурсов - это обстоятельство есть тот идеальный стержень, на котором и основана техника.
Поскольку ключевым понятием в рассматриваемом сложном понятии является «мышление», то предстоит краткий анализ понятия «мышление».
Мышление - это содержание сознания. Нижней ступенью познания выступает рассудок, высшей его ступенью является разум. Рассудок как видоспецифический признак заложен в качестве основы сознания и познания в мозг каждого человека от рождения, т.е. от природы. Однако, подобно тому, как в каждое природное тело заложена возможность его «окультуривания», так и рассудок (природа) имеет основания для его преобразования. Преобразовать сознание - значит, перевести мыслительную деятельность с уровня рассудка на уровень разума! Следовательно, культурное мышление есть разумное мышление. И если мы стремимся формировать, действительно, специалиста, а не дилетанта-подмастерья, то необходимо пересмотреть самую сущность образовательного процесса. В основу образовательного процесса необходимо положить преобразование сознания, т.е. поднять мышление человека с уровня рассудка до уровня разума, а не «совокупность знаний, умений и навыков» («Закон об образовании в РФ»).
Рассудок улавливает лишь внешние признаки предметов, не видя их природы, сущности, скатываясь к догматизму, к неподвижным, устойчивым, «абсолютно -
- Философские науки -
истинным» представлениям о предмете, и столь же устойчивым и непререкаемым формам их введения в сознание обучающегося. И это уже стало фактом, на который опирается педагогическое мышление и которым оно оправдывает себя, тем самым консервируя сложившиеся формы учебного процесса. Рассудок (здравый смысл) не только не может ввести понятие в сознание, но даже выявить его и удержать [1].
Бесспорно, учебный процесс призван, в первую очередь, формировать знания обучающихся. Знание - это усвоенная информация. Усвоить информацию значит свободно ею оперировать, подобно принадлежащей тебе вещью. Главное условие усвоения информации - её осмысление. Чтобы сделать мышление предмета свободным, или, что то же самое, быть свободным внутри этого предмета, необходимо предельно раздвинуть смысловое пространство любого предмета, т. е. уловить его всеобщую логику. Эта возможность и необходимость заключена в диалектическом способе познания, представляющем собой нерасторжимое единство формальной и диалектической логики. Мир диалектичен, следовательно, и способ его познания должен быть соответствующим.
Наша школа очень далека от реального процесса усвоения информации. Как говорил Г. Гегель ещё в 18 веке, «...и не овладевая вещью, возможно играть словами. Но в этом виновато не слово, а полное недостатков, неопределённое, бессодержательное мышление.» [2].
Разумное познание проникает в природу, происхождение вещи, схватывая сущность предмета. Мир воспринимается во всеобщей связи, связанным естественными закономерностями, общими принципами, что позволяет человеку свободно ориентироваться в мире, а не быть скованным навыками, которые давно уже представляются идеалом профессионала. Достаточно вспомнить трагедию 17 сентября 2011 года, когда пилот, имевший навык управления ЯК-40, не смог справиться с тормозной системой нового типа Як-42, что привело к крушению самолёта и гибели хоккейной команды.
Содержание образования в первую очередь должно позаботиться о логике формирования конкретно-всеобщего, что задаёт необходимость умного вхождения в содержание предмета, а значит, с необходимостью формирует ум. Научиться формировать теоретическую абстракцию и удерживаться в рамках её определённости - необходимое условие культуры ума. Именно такую мёртвую науку и представляет обучающимся наш образовательный процесс, отчего и происходит деградация общеобразовательной и высшей школы.
Углубить познание материи до познания субстанции: чтобы найти причины явлений, т.е. найти начало предмета, которое в дальнейшем выразилось в многообразии форм. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к «субстанции». Этот метод развития понятий - от абстрактного к конкретному, т.е. от понимания субстанции к пониманию форм её проявления (саморазличения), - как раз и создал возможность научно понять все те очевидные, на поверхности явлений наблюдаемые, факты, которые при ином подходе оставались бы мистически загадочными. Другими словами, в учебном процессе необходимо лишь вывести метод, общий подход к познанию единого и многообразного мира. Выражением единства исходных противоположностей выступает теоретическая абстракция, потому что вырабатывается как средство теоретического разрешения противоречия в развитии предмета. Это объективный предел и граница вещи. И развитие абстракции заключается в её движении от тождества противоположностей к противоречию, к её объективному пределу, за границей которого она уже недействительна. Переход через этот предел означает образование новых абстракций - переход как разрешение противоречия наличной абстракции [3].
Те или иные абстракции должны выводиться в учебном процессе из их объективной природы, т.е. из противоречий природы - иначе они остаются непонятыми и усвоенными лишь формально.
Поскольку сознание объективно отражает окружающий мир, а объективные яв-
Философские науки
ления «выводятся» друг из друга в том смысле, что развитие вещей закономерно приводит к новому состоянию противоречия, поэтому в процессе познания мы должны выводить понятия через выявление и разрешение противоречий - логические операции, основой которых являются, в свою очередь, ранее выведенные понятия. Индикатором глубины научного проникновения в сущность предмета служит содержание и объём понятия. Таким методом выступает Способ диалектического обучения, методологическим стержнем которого является выведение понятий (знаний) через призму выявления и разрешения противоречий. Выведенное понятие знаменует собой появление нового пред-
мета. Создание нового на основе старого есть творчество, а это, в свою очередь и означает культуру мышления - преобразование мира на основе преобразованного способа мышления. Способ диалектического вооружает человека знанием о способах получения знаний.
Более того человек, владеющий знанием закономерностей окружающего мира, способен прогнозировать экономические, социальные, политические, экологические последствия своей деятельности.
В заключение хочется вспомнить слова А. Лосева: «Диалектика - это хорошие глаза, и куда они проникли, там всё освещается, проявляется, делается разумным и зримым».
Библиографический список
1. Лобастов Г.В. К философским основаниям педагогики В.В. Давыдова // Вопросы философии. - 2007. - № 4. - С. 171-177.
2. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики. - М., 1997. - 799 с.
3. Микешина Л.И. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. - 2001. - № 4. - С. 70-84.
ROLE OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN FORMING A CULTURE
OF THINKING
A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University (Russia, Achinsk)
Abstract. The article presents the theoretical and methodological foundations of the dialectical method of learning, forming a culture of thinking as a conscious way of organizing human activities. The content of the concept of "culture of thinking" as a transformed thinking is disclosed. The essence of the educational process is presented, which consists in organizing such pedagogical conditions in which the subject is able to transform thinking - from the stage of reason (nature) to rise to the stage of reason (culture).
Keywords: thinking, skill, theoretical abstraction, contradiction, dialectics, reason, reason.