ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА
А.А. Поляруш, канд. пед. наук
Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11088
Аннотация. Статья представляет собой размышление об актуальности фундамен-тализации образовательного процесса как необходимом условии его соответствия требованиям современного мира. Автор связывает фундаментализацию знаний с диалектическим методом как высшим способом познания и необходимостью пересмотра стратегии и целей образовательного процесса их основе.
Ключевые слова: методология, диалектика, цивилизация, фрагментарное сознание, образование, мышление, критическое мышление.
Современное состояние общественного развития настойчиво диктует необходимость коренного пересмотра к самому подходу реформирования любой сферы деятельности человека, особенно образования. Прежние методы себя изжили и тормозят общественное развитее. Пора признать, что причина неэффективных и порой деструктивных действий в образовании заключается не в недостатке финансирования, в недостатке или, наоборот, хаотичном изобилии так называемых инновационных образовательных технологий, причина иная - философский нигилизм, отсутствие стремления осознать сущность и предназначение образования. Именно поэтому в настоящее время в России наблюдается беспредельный разброс мнений по вопросам образования - от методов до самой системы. Философия как всеобщий вывод из наук, как теория, схватывающая и удерживающая общее, вырабатывает цели и критерии единые для всей системы образования. Совершенно очевидной становится потребность философской рефлексии принципиальных путей развития ситуации.
Ответом на вызовы современности, характеризующейся быстрой сменой технологий, сокращением устойчивости моделей производства, невиданными ранее темпами роста информатизации, усложнением форм труда может выступать фунда-ментализация образования. Социально-экономические, политические, культурные
процессы, несоизмеримые с современными рамками образовательных циклов и их информационным пространством, безнадежное отставание от жизни. Этот отрыв осознан теперь как принципиальная ограниченность прежней модели образования.
Прежняя модель образования, ориентирующая обучающегося на приобретение умений и навыков, привела всю систему образования к неоспоримой деградации, она направлена на формирование фрагментарной, усечённой личности, отражающей действительность отдельными фактами, лоскутками. Образцом такого античеловеческого (антигуманного) подхода может служить нескончаемый список компетенций современных Федеральных государственных образовательных стандартов.
Решение проблемы «чему учить» с объективной необходимостью должно реализоваться в идеалистическом подходе, который воплощается в теоретической, фундаментальной, максимально обобщённой мыслительной деятельности. Иными словами, необходимо наблюдается сместить приоритеты с познания объективной среды на знания характеристик и законов мышления, функционирования и развития субъекта. Факты, транслируемые учебником, программой учебной дисциплины, необходимо очистить от конкретных методик и заменяется системой методологических принципов, объединяя эти факты на основе обобщения (мыслить значит
обобщать). Философия выработала высший способ познания - диалектический метод. Г. Гегель оставил человечеству неоценимый вклад в культуру, науку, ценностные ориентиры в форме диалектического метода познания. Великий философ разработал научную методологию деятельности в любой области знаний, что и представляет собой неопровержимый аргумент фундаментализации образования.
Фундаментальное образование в рамках каждой дисциплины должно быть ориентировано на понимание и усвоение сущностных явлений и связей рассматриваемых объектах различной природы, а не на бессистемную фактологию, что представлено в любом учебнике, в любой программе.
«Учебные дисциплины являются фундаментальными, если они обобщенно и адекватно воспроизводят фундаментальные идеи, логику и структуру соответствующих наук с позиций сегодняшнего дня» [1]. Пусть в таком, явно позитивистском, русле лежат «логические» ходы наших теоретиков образования, тем не менее, они обостряют пророческий характер слов А.И. Гончарука: «Жизнь заставит», -когда он говорил о необходимости освоения Способа диалектического обучения, основанном на диалектике учебного процесса как специфической человеческой деятельности [2].
Если мы ищем универсальные знания, «на все случаи жизни», то самый опти-
способах получения знаний, т.е. речь надо вести о способе познания вообще и о диалектическом способе (методе) в частности [3]. Фундаментальные знания могут быть сформированы в индивидуальном сознании лишь на основе диалектического метода, поскольку диалектический метод мышления есть системное мышление, мышление на высочайшем уровне обобщения.
По Э.В. Ильенкову, владеть мышлением - это уметь идеально действовать с вещью в логике её природы, многообразных связей с другими предметами. Вещь в мышлении оценивается через форму ее реальных взаимосвязей, причин и условий, но никогда - через субъективные представления, желания, языковые описания [4].
Лишь на основе фундаментального подхода к реализации учебных дисциплин возможно осмысленное усвоение знаний, а осмыслить - значит подвергнуть вещь теоретическому анализу - можно лишь при условии диалектического мышления, выявляющего всеобщие законы окружающего мира. Если высшая школа начала обсуждать проблему фундаментализации образования как обучение методологии деятельности в любой области знаний, то это уже вселяет надежду на разумные сдвиги в области образования, хотя и в этом случае еще рано говорить о наметившемся циви-лизационном изменении в общественном сознании.
мальныи вариант - овладение знанием о
Библиографический список
1. Арнаутов В.В., Сергеев Н.К. Историко-педагогическиИ анализ становления и развития системы непрерывного педагогического образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_5/a10.html (дата обращения 29.10.2020)
2. Гончарук А.И. Концепция школы 21 века: (Диалектика учеб. процесса): Высш. ступень познания. - Красноярск, 2002.
3. Поляруш А.А. Целесообразность компетентностного подхода в высшем образовании // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции (19-21 апреля 2016 г.)
4. Лобастов Г.В. Ильенков как философ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://caute.ru/ilyenkov/biog/rem/20.htmlReferences (дата обращения 27 10.2020).
FUNDAMENTALIZATION OF EDUCATION AS A RESPONSE TO THE CHALLENGES OF THE CONTEMPORARY STATE OF SOCIETY
A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences
Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University
(Russia, Achinsk)
Abstract. The article is a reflection on the relevance of the fundamentalization of the educational process as a necessary condition for its compliance with the requirements of the modern world. The author connects the fundamentalization of knowledge with the dialectical method as the highest way of cognition and the need to revise the strategy and goals of the educational process on their basis.
Keywords: methodology, dialectics, civilization, fragmented consciousness, education, thinking, critical thinking.