Научная статья на тему 'Современный международный терроризм'

Современный международный терроризм Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
632
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный международный терроризм»

Современный международный терроризм

Перепелкин Л. С.

П

Лев Станиславович Перепел-

кин — кандидат исторических, наук, заведующий сектором Российского института культурологи (г. Москва).

рошедшии, да и текущии века породили новые противоречия, не разрешаемые Традиционными способами. Анализируя их, консервативно настроенный русский эмигрант, ученый-полемолог Е. Э. Мессенер еще в 1960-е гг сделал вывод о всемирной «мятежевой-не»: «Это — отклонение от догм классического военного искусства. Это — ересь. Но мятежевой-на— еретическая война. И будут воевать еретически, пока война не отделится от мятежа, пока ре-революция не выправит перегибов революции, пока жизнь... не возвратится на свой нормальный путь, на путь эволюции»1. Самой характерной чертой, относящейся к понятию «мятежевойна», является широкое распространение новых видов насильственной политической деятельности, среди которых выделяются государственный переворот, партизанская война и терроризм. Именно они, новые формы политического насилия, стали наиболее характерным ответом на возникшие противоречия.

Известно, что технологию государственного переворота для своего времени предложил и успешно практически применил В. И. Ленин («вооруженное восстание как искусство», «вчера было рано, а завтра будет поздно» и т. д.). Для первой трети XX в. соответствующий опыт был обобщен итальянским исследователем К. Мала-парте в книге 1931 г. В частности, автор писал:

См.: МесснерЕ. Э. Всемирная мятежевойна. — М.: Кучково поле, 2004. С. 127.

3/2006

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

101

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

102

«Особенности современного государства, многообразие и сложность его функций, тяжесть политических, социальных и экономических проблем, которые оно призвано решать, превращают его в средоточие слабостей и источник тревог народа, и усугубляют трудности, связанные с его защитой. Современное государство, в большей степени, чем мы думаем, подвержено революционной опасности: ведь правительства не знают, как его защищать»2.

По существу, К. Малапарте показал, что возможно с использованием незначительных сил, учитывая фактор времени, захватить основные «узлы», обеспечивающие функционирование государства, нейтрализовать правительство и захватить государственную власть. Применительно к современности актуальность «техники государственного переворота» демонстрируют «цветные революции» в Сербии, Г ру-зии, наУкраине, в Киргизии.

Партизанская война стала новым важным «вкладом» в «мятежевойну». Один из теоретиков и практиков партизанской войны Эрнесто Че Гевара так описал основные принципы партизанской войны: «1) народные силы могут победить в войне против регулярной армии; 2) не всегда нужно ждать, пока созреют все условия для революции: повстанческий центр может сам их создать; 3) в слаборазвитых странах. вооруженную борьбу нужно вести главным образом в сельской местности*. Надо ясно показать народу, что борьбу

за социальные требования невозможно вести лишь мирными средствами»3. Хотя автор настаивал на применении в партизанской войне террористических методов лишь в исключительных случаях, в целом все три формы «мятежевой-ны» — государственный переворот, ге-рилья и терроризм — тесно взаимосвязаны. Это очевидно на примере Чечни, начиная с 1991 г. Настоящая статья посвящена терроризму как наиболее опасной форме политического насилия, а основные примеры связаны с террором под исламскими лозунгами.

Терроризм воздействует на общественное сознание, формируя панические настроения. Так, согласно опросам, проведенным американской корпорацией РЭНД, в общественном сознании угроза попасть в автомобильную катастрофу всего в 5,1 раза вероятнее, чем стать жертвой террористического акта. В то же время, по данным статистики, эта вероятность различается в 19,2 раза4. Массовые ожидания воздействуют на политиков, заставляя их нередко принимать непродуманные и даже вредные решения. Провозглашаемые цели терроризма, как правило, обращаются к признанным ценностям (свобода, независимость, самостоятельное государственное существование, свободное отправление религиозных обычаев и т. д.) и тем самым способствуют их инфляции. Терроризм как преступная политическая деятельность часто питается из чисто уголовных источ-

3/2006

Малапарте К. Техника государственного переворота. — М.: Аграф, 1998. С. 13. Впоследствии широкое распространение получила городская герилья.

Че Гевара Э. Партизанская война. — М.: Социум-К, 1998. С. 13.

Хоффман Б. Терроризм — взгляд изнутри. — М.: Ультра; Культура, 2003. С. 181-182.

*

4

ников (например, наркоторговля, рэкет и т. д.) и нередко перерождается в деятельность чисто уголовную.

Наконец, важно отметить, что, раз возникнув, терроризм зачастую живет по собственным законам. Среди них: профессионализация деятельности, включая превращение ее в бизнес; радикализация целей и методов террора; переход к наиболее действенным формам социальной мобилизации (например, от идеологических к религиозным), что способствует вовлечению в терроризм новых и новых людей; «социальное заражение», то есть распространение в массовом сознании идеи о том, что насилие — самый короткий путь к достижению политической цели; манифестированная возможность нарушать наиболее жесткие социальные запреты (например, на убийство и самоубийство).

Понятно, что люди не рождаются террористами. Посмотрим на биографии нескольких десятков современных террористов, воюющих под зелеными исламскими знаменами. Для сравнения обратим внимание на биографии русских террористов левого толка и западногерманских левых террористов из группы РАФ (Фракция Красной Армии)5. Выясняется, что в своем жизненном пути русские террористы-народники и эсеры XIX- нача-

ла XX вв., немецкие левые экстремисты 1960-х- 1970-х гг. и современные исламские террористы весьма схожи.

Подавляющее большинство персонажей, о которых мы смогли собрать данные, происходили из достаточно обеспеченных семей и имели возможность получить высшее образование. Понятно, что это связанные вещи. Ведь массовая интеллигенция формируется в семьях, как сейчас называют, «среднего класса». Систематическое образование дает возможность воспринимать и развивать общие концепции, в том числе и радикального типа. Обобщения — хлеб интеллигенции, а ранняя индоктринация дает толчок на всю оставшуюся жизнь. Лишь незначительная часть людей, попавших в сферу нашего внимания, получила в семейном воспитании определенный идеологический или религиозный импульс. В большинстве случаев «индоктринация» происходила в студенческом окружении.

Возможность «заражения» радикальными проектами связана с молодым возрастом потенциальных террористов: в нашей выборке приобщение к радикальным взглядам происходило, как правило, в 17-27 лет. «Молодежь это олицетворение протеста, нестабильности, реформ и революции»6. Молодежь — имеет меньше жизненно-

См.: Брасс А. Между Лениным и Арафатом. — М.: ООО ИД «Русь»-«Олимп»; ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.; Жаккар Р. Именем Усамы бен Ладена. Секретное досье на террориста, которого разыскивает весь мир. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.; Кожушко Е. П. Современный терроризм. Анализ основных направлений. — Минск: Харвест, 2000.; Ланцов С. А. Террор и террористы: Словарь. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2004.; Наумкин В. В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов // Восток. 2006. № 1.; Хоффман Б. Указ. соч.; Якубов О. По следам Бен Ладена. Террорист № 1: известный и неизвестный. Политический детектив. — М.: Вече, 2001. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. С. 176.

3/2006

5

6

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

103

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

104

го опыта и социальных обязательств. Все правильно, но, кроме того, молодежь весьма склонна к поведению, соответствующему ожиданиям «референтной группы». Установив силою случая связь с такой группой, прозелит будет стремиться соответствовать ее нормам. Заметная часть террористов, чей жизненный путь мы прослеживали, также была лично знакома и испытала влияние «патриархов» террористического движения, что усилило их веру в возможность террора.

Большинство включилось в противоправную или преступную деятельность уже на ранних этапах индоктри-нации. Очень многие из исламских террористов или участвовали в боевых действиях (Афганистан, Чечня, Босния, Косово), или стремились в них участвовать, или прошли обучение в тренировочных лагерях. Экстремальный опыт способствовал радикализации сознания. Так, некоторые члены РАФ прошли подготовку в палестинских военных лагерях. «Из палестинского лагеря они вернулись другими людьми, готовыми стрелять и убивать. Больше никаких любительских акций, вроде поджога универмага, решили Майнхоф и Баадер*. Они будут брать заложников и убивать прокуроров, судей и правых политиков. А также грабить банки, угонять автомобили, красть чистые бланки паспор-

тов — для того, чтобы машина террора работала бесперебойно»7.

Мнение референтной группы и личное участие в экстремистской деятельности, заметное сокращение иных контактов постепенно отсекает другие пути социальной карьеры, по которым мог бы пойти молодой человек. Скоро возникает ситуация, при которой возвращение к обычной жизни по тем или иным причинам становится невозможным. Терроризм превращается в профессию. Террористы редко оставляют, а особенно воспитывают, свое прямое биологическое потомство. То, что было описано выше, есть наследование социальное. Типичный пример пополнения кадров террористической деятельности— судьба 19террористов-смерт-ников, совершивших атаку на США 11 сентября 2001 г.8.

В большинстве своем эти молодые люди, выходцы из арабских стран, оказались в инородной, но идеологически свободной социальной среде, отделенные от коренного населения культурными границами. «Варясь» в собственном этническом «котле», они в местных мечетях приобщились к радикальным взглядам. Причем степень индоктринации оказалась столь высока, что очень жесткие социальные запреты (убийство и самоубийство) для них утратили свою силу. Следует от-

3/2006

Лидеры РАФ. Следует отметить, что они проходили обучение в возглавляемой Жоржем Ха-башем организации палестинцев-христиан Народный фронт освобождения Палестины. Эта наиболее профессиональная палестинская террористическая организация имела широкие связи среди левых радикальных движений всего мира. См.: Брасс А. Палестинские истоки. — М.: ООО ИД «Русь»-«Олимп»; ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. С. 44-45. МлечинЛ. Кто взорвал Америку? Империя террора: от «Красных бригад» до «Исламского джихада». — М.: Изд-во Центрополиграф, 2002. С. 118-119.

НаумкинВ. В. (науч. ред.) Доклад Национальной комиссии по расследованию террористических атак на США 11 сентября 2001 года. — М.: Институт экономических стратегий, 2004. Гл. 2, 5.

*

метить, что во всем остальном это были вполне «нормальные» люди, которые день перед захватом самолетов провели, развлекаясь в барах, казино, с девушками.

Таким образом, один из механизмов, посредством которого происходит рекрутирование террористов из среды среднего класса, мы нащупали. На наш взгляд, эта среда должна стать объектом пристального внимания со стороны органов, осуществляющих профилактику терроризма. И здесь в первую очередь речь идет не о действии спецслужб, а о соответствующих направлениях работы руководителей учебных заведений. По крайней мере, специальные курсы, воспитывающие у студентов толерантность, а также широкие дискуссии по наиболее злободневным проблемам современности могут уберечь от радикализма многих молодых людей. Несомненно, нужно профилактическое участие и в религиозной деятельности, но об этом будет сказано далее.

Другой, менее элитарной социальной силой, пополняющей террористический активизм, можно считать участников партизанских движений, включая городскую герилью. К этому типу массовых действий можно отнести первую и вторую палестинские интифады, в ходе которых кадры террористических организаций существенно пополнялись. Часто партизанские движения являются следствием социальных или этнических конфликтов, перешедших на вооруженную стадию. Пополнение групп комбатантов может быть достаточно случайным, и далеко не все из участников партизанских движений так же

сильно индоктринированы, как представители предыдущей группы.

Но время, проведенное в боевых действиях, накладывает свой отпечаток. Вернуться к мирной жизни становится все труднее и труднее. Часто, чтобы заработать на хлеб насущный, комбатанты превращаются в боевиков. Этот путь проделали многие участники чеченской сепаратистской борьбы. Несколько десятков тысяч человек, участвовавших по разным причинам в военных действиях против СССР в Афганистане, после их прекращения также остались «без работы». У этих людей два наиболее вероятных жизненных пути — или переход в категорию наемников, или участие в терроризме. Тем более что в этих сферах задействованы немалые деньги. Возможно, правильную дорогу социальной реабилитации бывших комбатантов избрало нынешнее чеченское руководство, которое в массовом порядке привлекает их к работе в различных вооруженных структурах.

Еще одним социальным источником современного терроризма может быть практика наемничества. «Бесконечные локальные войны последнего десятилетия вызвали к жизни многочисленные рекрутские агентства для наемников. Количество их исчисляется уже тысячами. Наемники принимали участие в войне на Балканах, вооруженных конфликтах в Африке и на американском и азиатском континентах и даже в первом военном противостоянии США и Ирака в 1991 г. Нередко даже спецслужбы США и другие американские правительственные учреждения прибегают к помощи частных

военных формирований». Специалис-

3/2006

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

105

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

106

тов для решения подобных задач поставляют рекрутские агентства для наемников. По некоторым оценкам, их оборот составляет миллиарды долларов. Лидером в создании «частных армий» являются США9. Наемник и террорист — близнецы-братья. Недаром известный левый террорист Ильич Санчес Рамирес (Карлос Шакал) ассоциировал себя с героем романа Ф. Форсайта «День Шакала».

Современный международный терроризм — это почти что синоним арабо-исламского терроризма, осуществляемого на религиозной почве. До -недавнего времени основными мотивациями террористической деятельности были идеологические: национализм (например, сепаратизм) и политический радикализм (как левый, так и правый). С 1990-х гг. важнейшей движущей силой международного терроризма постепенно становится религия. Конечно, цели терроризма имеют политический характер, но религия значительно усиливает мобилизационный потенциал для достижения этих целей.

«Терроризм, мотивируемый в целом или отчасти религиозными взглядами, зачастую приводил к более жестким актам насилия, чем при менее массовых и гибельных актах насилия, совершенных “светскими” террористическими организациями. Хотя террористы из религиозных организаций совершили в 1995 г. всего 25% зарегистрированных международных терактов, во время их проведения погибли 58% из числа жертв всех терактов, произошедших в тот год. Ате на-

падения, совершенные в 1995 году, в ходе которых погибло наибольшее количество жертв — восемь и более, все были совершены религиозными террористами». Достаточно сказать, что если с 1982 по 1989 гг. шиитскими террористическими организациями было совершено всего 8% международных террористических актов, они повинны в 30% смертей от общего числа погибших в ходе терактов10.

Интересно отметить, что (если не учитывать некоторые тоталитарные секты типа «Аум Синрикё» в Японии) религиозный терроризм распространен исключительно на основе теистических религий, их еще называют авра-амическими или религиями Откровения: то есть на базе иудаизма, христианства и ислама. Общим для этих религий является то, что в основе их мировоззренческой позиции лежит вера, нуждающаяся в постоянной манифестации. Это настолько сильный психологический комплекс, что при некоторых условиях он может толкать людей к крайним действиям.

Рассмотрим эти условия на примере в первую очередь ислама, так как большинство террористических актов, имеющих религиозную мотивацию, совершается именно под исламскими знаменами*. Отметим лишь, что религиозный терроризм существует и на иудаистской почве (например, деятельность раввина Меира Кахане), и на почве христианства (деятельность так называемой гражданской милиции в США, наиболее известный теракт — взрыв в Федеральном административ-

1 Никифоров О. Бизнес на наемниках // Эксперт. 2003. 31 марта. № 12. С. 38. 0 См.: Хоффман Б. Указ. соч. С. 111-112.

3/2006

ном здании в Оклахома-Сити в апреле 1985 г., погиб 81 человек). В целом же в мире христианства причины террористической деятельности имеют чаще идеологический характер*. Следует отметить, что обычно в ходе конфликта происходит переход от светской формы аргументации к религиозной (это, например, произошло в Чечне).

Терроризм на религиозной почве в определенной мере «наследует» терроризму, возникшему в рамках национально-политических движений. Так, например, на смену светской Организации освобождения Палестины, которая почти добилась своих программных целей, пришло Движение исламского сопротивления («Хамас»), основанное в 1987 г. шейхом Ахмадом Ибрагимом Яссином11. Интересно отметить мнение некоторых авторов о том, что «Хамас» создавал-

ся как альтернатива ООП при участии Израиля. И это не единственный случай, когда недальновидная политика помогает становлению терроризма.

Исламский радикализм можно считать побочным эффектом «холодной войны»12. Наиболее яркий пример здесь — последствия совершенно непродуманного советского вторжения в Афганистан в 1979 г., которое заметно радикализировало исламский мир. На этой войне и не без помощи США «вырос» Усама бен Ладен — главный идеолог, организатор и финансист исламского терроризма. Он вербовал добровольцев из арабского мира для участия в «джихаде», создал ряд радикальных организаций: «Исламский фонд спасения», «Дом последователей», «Аль-Каида», «Исламский мировой фронт борьбы против евреев и крестоносцев»13. После вывода со-

Современное состояние ислама, его внутренние течения, в том числе и возможность вызревания на этой почве наиболее радикальных взглядов, идей и образа действий, подробно описаны в профессиональной литературе [напр.: Хасан М. Источник террора. Идеология ваххабизма-салафизма. — М.: ЦСПИ, 2005.; Наумкин В. В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов. — М.: КомКнига, 2005.]. Наш подход непрофессионален в том смысле, что он не опирается на доскональное знание культуры ислама. Но «посторонний» взгляд, возможно, позволит точнее определить, на какие именно традиции исламской культуры опирается террористическая деятельность.

Это объясняется в специфике возникновения и исторического развития христианства и ислама. Ислам изначально развивался как единая община-государство, в котором нет деления на светское и духовное. В исламе нет церкви, которая выполняла бы роль посредника между человеком и Всевышним. Христианская религия первоначально возникла и развивалась в рамках особого института — церкви. Лишь при Костантине Великом между церковью и государством была заключена по существу личная уния, но в мире христианства сохранилось деление на светскую и духовную части. В ходе Великой французской революции эта уния была разорвана и произошло так называемое отделение церкви от государства. Религиозная вера была заменена светской верой — идеологией (это понятие ввел французский просветитель Дестют де Трасси). Авторитет религии существенно упал, и в результате в основе большей части конфликтов, включая террористическую деятельность, лежит не религиозная вера, а светская.

См.: Хоффман Б. Указ. соч. С. 118-119.

См., напр.: Игнатенко А. Ислам и политика. — М.: Институт религии и политики, 2004. С. 77. См.: Кожушко Е. П. Указ. соч. С. 306-311.; Ланцов С. А. Указ. соч. С. 32-33.

*

*

3/2006

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

107

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

108

3/2006

ветских войск «без работы» осталось около 30 тыс. боевиков, которые приняли участие в других вооруженных конфликтах и террористической деятельности.

Важно сказать, что бен Ладен приобрел в исламском мире высокий авторитет. Так, «если для Вашингтона и Эр-Рияда Усама бен Ладен террорист и диссидент, то для миллионов мусульман человек, открыто выступивший против американцев, евреев и короля, которого он обвинил в коррупции, стал героем легенды, чуть ли не мучеником, жертвой “козней” Запада. В некоторых мечетях, в том числе и во Франции, его называют “мятежник Усама”, тысячи детей носят его имя, в ряде мусульманских стран фермы, школы и магазины щеголяют вывесками, прославляющими борца из Саудовской Аравии»14.

Именно высокий авторитет Усамы бен Ладена позволяет ему перехватывать инициативу у улемов и издавать фетвы, которые рассматриваются как один, хотя и дополнительный источник права15. Вот содержание одной из них (23 февраля 1998 г.): «В согласии с указаниями Аллаха мы объявляем следующую фетву для всех мусульман: Убивать американцев, как военных, так и гражданских, а также их союзников — индивидуальная обязанность для каждого мусульманина, который может делать это в любой стране, в которой это возможно делать. Необходимо освободить от них мечеть аль-Аксы и свя-

тую мечеть (Мекку) и заставить их армии убраться со всех земель ислама, нанести им поражение, чтобы они больше не смогли угрожать ни одному мусульманину»16. Подобная пропаганда, оформленная в традиционном мусульманском «стиле», имеет большое влияние на население. Следует заметить, что фетву (фатву) может издавать лишь специалист по текстам шариата— муфтий, профессор-богослов, у шиитов — высший представитель религиозной иерархии (аятолла), и т. д.17. Инженер-строитель бен Ладен не входит в этот круг. Впрочем, возможность присвоить право принятия решения в правовых делах не слишком противоречит исламу, не признающему деление на светское и духовное.

Есть еще несколько причин, которые способствуют распространению терроризма на религиозной исламской почве. Среди них можно выделить нерешенность ряда проблем, имеющих длительную историю. Речь, в частности, идет о проблеме Палестины и Иерусалима. Насколько известно, в 2002 г. Лига арабских государств согласилась признать Израиль в том случае, если Палестина будет восстановлена в границах 1967 г. и будет установлен соответствующий статус Восточного Иерусалима. Но следует учесть, что это хороший повод для фундаменталистов с обеих сторон развернуть террористическую войну.

Всплеск терроризма может быть связан с непродуманными действиями

14 Жаккар Р. Указ. соч. С. 32.

15 См.: Ислам: Энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1991. С. 252.

16 ПарфрейА. Аллах не любит Америку. — М.: Ультра. Культура, 2003. С. 387.

17 Торваль И. Мусульманская цивилизация. — М.: ЛОРИ, 2001. С. 957.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стран Запада в мусульманском мире. Можно говорить, например, о введении войск антитеррористической коалиции в Ирак, о планах введения санкций против Ирана. Далее, пока далеко не исследована проблема, поставленная С. Хантингтоном — о «столкновении цивилизаций»18. Так, сеть конфликтов происходит на границах между миром ислама и другими конфессиональными сообществами. С. Хантингтон назвал это «войнами по линии разлома» и привел такие цифры: «...признанные цифры для погибших в идущих в настоящее время войнах по линиям разлома в начале 1990-х гг таковы: 50 000 чел. на Филиппинах, 50 000-100 000 чел. на Шри-Ланке, 20 000 в Кашмире, 500 0001,5 млн чел. в Судане, 100 000 чел. в Таджикистане, 50 000 чел. в Хорватии, 50 000-200 000 в Боснии, 30 00050 000 чел. в Чечне, 100 000 в Тибете, 200 000 чел. в Восточном Тиморе. Численность беженцев в результате всех этих конфликтов в действительности намного больше»19. Но представляется, что говорить надо не о конфликте между цивилизациями, а о становлении особых социально-культурных систем, происходящем в конфликтной форме.

Очень серьезным фактором, способствующим возникновению терроризма на религиозной исламской почве, можно считать современные мировые политические и социально-экономиче-

ские процессы. Недовольство однополярным миром усиливается тем, что мировые ресурсы служат в первую очередь интересам «золотого миллиарда». Это начинают понимать современные политики: «Мир пробуждается к политическому осознанию неравенства в обстоятельствах человеческого бытия», что вызвано повсеместным распространением грамотности и средств массовой информации, а следовательно, широким освоением основ политической культуры20.

«В результате преобразований последней трети XX в. значительная часть человечества, не входящая в мировое хозяйство, превратилась в лишенных средств существования обитателей городских трущоб, часто втянутых в орбиту мафиозных структур и организованной преступности. Наряду с этим повсеместно растут лагеря беженцев, образовавшиеся в результате экологических катастроф, гражданских войн, этнических и религиозных распрей. Все это создает обширную социальную базу для бандитизма и терроризма. Взрывную силу неразрешенных социально-экономических проблем периферии еще раз продемонстрировали события 11 сентября 2001 г. в США»21. Нерешенность противоречий с арабо-исламским миром особенно заметна на фоне двух важных факторов: «нефти»

18 Наиболее жесткий вариант этой темы представлен не в его книге, а в статье: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?// Политические исследования. 1994. № 1.

19 См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. С. 409.

20 БжезинскийЗ. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. — М.: Международные отношения, 2006. С. 64.

21 Коллонтай В. М. Постколониальный мировой экономический порядок// Неклесса А. И. (ред.) Глобальное сообщество: Картография постсовременного мира. — М.: Восточная литература, 2002. С. 359.

3/2006

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

109

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

110

и «демографии». Эта территория является основным поставщиком на мировые рынки энергоносителей — товара дефицитного, запасы которого стремительно уменьшаются. Ныне население мира ислама составляет приблизительно 22% от населения планеты22.

Впрочем, не следует думать, что именно бедность подталкивает к участию в террористических актах. Так, все 19 террористов-смертников, совершивших нападение на США, были выходцами из зажиточных семей и имели неплохое образование. Следует предположить, что именно интеллигентская рефлексия, помноженная на глубокую веру, зачастую ведет людей в объятия религиозного терроризма.

Причины религиозного терроризма, о которых говорилось ранее, имеют объективный характер и не могут быть изменены за короткий промежуток времени. Они создают важные психологические предпосылки политического насилия, названные Т. Р. Гар-ром относительной депривацией. «Относительная депривация определяется как воспринимаемое индивидами расхождение между ценностными эк-спектациями и ценностными возможностями. Ценностные экспектации — это те блага и условия жизни, на которые люди, по их убеждению, имеют полное право претендовать. Ценностные возможности — это те блага и условия жизни, которых, как им кажется, они в состоянии реально достичь

или удержать, используя доступные им социальные средства»23 (выделено Т. Гарром). Иными словами, некоторым людям кажется возможным достичь своих «законных» целей посредством террора.

Но, может быть, и в самом исламе есть еще некие стимулы, ведущие людей к террору? Вот несколько позиций по этому вопросу. Группа авторитетных турецких ученых в 2004 г. опубликовала книгу «Ислам о терроре и акциях террористов-смертников»24. Основной вывод авторов заключается в том, что убийство и самоубийство в исламе запрещены, а следовательно, те группы, которые это практикуют, отошли от ислама. По мнению другого, не менее авторитетного автора, Мухаммада Хасана, терроризм на исламской основе присущ такому направлению салафиз-ма, как такфиризм25. Еще одно крайнее мнение, распространенное в неисламской среде, трактует ислам как весьма агрессивную религию. Это мнение вполне может опираться на приведенную выше выдержку из «фетвы» Усамы бен Ладена. Я полагаю, что эти мнения неточны и что в исламе, как и в любой другой авраамической религии, могут содержаться положения, при определенных условиях способствующие религиозному терроризму (но не-являющиеся его причиной!).

Одна из них — специфика отношения верующего со Всевышним. Ислам не знает посредника между Аллахом и

3/2006

МалашенкоА.В. Исламская альтернатива и исламский проект. — М.: Весь мир, 2006. С. 19-46.

Гарр Т. Р. Почему люди бунтуют. — СПб.: Питер, 2005. С. 51.

См.: Ислам о терроре и акциях террористов-смертников / Сост. Э. Чапан. — М.: Изд-во Новый Свет, 2005.

22

человеком, и верующий в пределах религиозной нормативистики может сам выбирать свой путь. Ведь Пророк сказал, что после его смерти ислам разобьется на 81 секту, и лишь одна из них будет праведной. Но так как большинство верующих недостаточно разбираются в тонкостях вероисповедания, высока роль людей знающих, обычно улемов.

Вот как это нередко происходит в действительности. Некоторые молодые люди, члены террористических групп в Саудовской Аравии, признавались, «что у них были собственные, не признаваемые истеблишментом, “шейхи-наставники”. Их учили законоучители-“об-новленцы”. „.Один из этих учителей, отвечая на вопрос своего собеседника, что ему делать, если его отец против участия сына в джихаде, высказал ему свое решение: «Если ты не сможешь его убить, когда он будет тебя задерживать, то выстрели ему в ногу»26. Это интересно еще и с той точки зрения, что в ряде хадисов Пророк характеризовал заботу о родителях именно как джихад.

Есть еще один весьма интересный момент, связанный с таким важным столпом ислама, как благотворительность*. Нет необходимости вдаваться

в детали этого вопроса, но известно, что часть этих средств идет на финансирование террористической деятельности. Позволю себе еще одну обширную цитату из работы известного специалиста. «Реальностью Саудовской Аравии стало сегодня резкое уменьшение числа жертвователей благотворительных обществ». По словам руководителя одного из них, «сообщения о той роли, которую общества играют в финансировании террора, привели к тому», что в 2004 г. общий объем пожертвований по сравнению с предшествовавшим временем сократился на 50%. «Речь шла не только о тех ассоциациях, которые специализируются на предоставлении финансовой помощи зарубежным единоверцам, но и о тех, которые действуют внутри страны»27.

Среди исламских концепций, которые могут быть использованы для обоснования террористической деятельности, следует еще раз упомянуть идею джихада, концепцию аш-Шахада (в одном из значений — мученическая смерть за веру), право и даже обязанность мусульманина на восстание против антимусульманской власти, идею халифата как политического идеала мусульман28. Нет необходимости гово-

ХасанМ. Указ. соч.; подробнее об исламском радикализме см.: Наумкин В. В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов. — М.: КомКнига, 2005.

Косач Г. Г. Терроризм в Судовской Аравии: к вопросу о предпосылках феномена // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. Ежеквартальный альманах. Выпуск 1. — Нижний Новгород: Духовное управление мусульман Нижегородской области, 2005. С. 32.

Речь идет об обязанности каждого мусульманина жертвовать часть своего состояния в пользу бедных. Слово «благотворительность» не отражает всей палитры подобного рода отношений и употребляется здесь лишь для краткости [напр.: Керимов, 1999. С. 167-227]. Косач Г. Г. Указ. соч. С. 27.

Подробнее см.: Ислам: Энциклопедический словарь.; ТоравальИ. Указ. соч.; СурдельД. Ислам. - М.: АСТ. Астрель, 2004.

3/2006

*

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

111

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

112

рить о том, что все они используются для обоснования террористической деятельности. Но известно, что все эти концепции имеют разнообразные трактовки, в том числе и далекие от обоснования насилия.

Следует рассмотреть еще один вопрос. По моим наблюдениям, участников нынешней террористической деятельности на исламской почве можно разделить на четыре группы. Первая из них включает теоретиков, идеологов, организаторов и финансистов «джихада». СМИ и «Всемирная Паутина» представляют им хорошие возможности для мобилизации сторонников и управления ими (зачастую лишь косвенного). Во вторую группу можно включить «специалистов» — организаторов террористических актов, командиров групп боевиков, инженеров-под-рывников и т. д. (для нас хороший пример представителя этой группы — недавно ликвидированный Шамиль Басаев)29. Третья и теперь уже достаточно распространенная группа — это «расходный материал», «шахиды»-смертни-ки. Наконец, четвертая и самая многочисленная группа — это сторонники исламского терроризма, пока лично в нем не участвующие. (Вспоминаю, как 11 сентября 2001 г. телевидение показывало ликующие толпы палестинских граждан.) По существу, террористические организации, и в первую очередь

исламистские, наиболее эффективно используют «сетевую организацию», созданную в так называемом «третьем секторе» стран Запада (по преимуществу в социальных движениях).

Для борьбы с исламским экстремизмом силами спецслужб целевыми являются первые три группы. Четвертая, самая многочисленная, «резервная» группа требует совершенно иного подхода. Речь идет о том, что в этом случае вере надо противопоставить веру, авторитету — авторитет.

Применительно к российской ситуации следует добавить следующее. Социально-экономическое развитие мусульманских регионов страны, несомненно, дело не одного года. Но их жителям должна быть ясна перспектива. Нельзя под видом борьбы с терроризмом преследовать верующих (как это было, например, в Кабардино-Балкарии, что обернулось очередной террористической атакой). Необходимо совершенствовать отечественную систему высококачественного мусульманского образования, формирующего истинных авторитетов для российской уммы. В конце концов я согласен с теми, кто характеризует ислам именно как религию мира. Вот слова Пророка: «Война есть предательство»; «Да не станет никто карать (другого) огнем, кроме Аллаха»30.

'9 См.: Громов А., Мамаев Ш. Конец Басаева // Эксперт. 2006. № 27.

10 Изречения Мухаммада. Сборник достоверных хадисов. — Минск: Звезды гор, 2004. С. 993, 1004.

3/2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.