Научная статья на тему 'Современный механизм реализации финансовой поддержки малого бизнеса г. Москвы'

Современный механизм реализации финансовой поддержки малого бизнеса г. Москвы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОРОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власов И.П.

В статье раскрывается современный механизм реализации финансовой поддержки малых предприятий столицы, который отражает институциональную среду, основные мероприятия, а также финансовый аспект данного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный механизм реализации финансовой поддержки малого бизнеса г. Москвы»

9 (21) - 2009

Стратегия развития региона

СОВРЕМЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА г. МОСКВЫ

И. П. ВЛАСОВ,

Московский городской университет управления

Правительства Москвы

В статье раскрывается современный механизм реализации финансовой поддержки малых предприятий столицы, который отражает институциональную среду, основные мероприятия, а также финансовый аспект данного механизма.

Ключевые слова: механизм, малый бизнес, город.

Наличие развитого сектора малого бизнеса является обязательным условием успешного функционирования национальной экономики. В экономически развитых странах малые предприятия выполняют ряд важнейших социально-экономических функций: обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание социальной стабильности и др. Так, в государствах-членах Евросоюза в секторе малого бизнеса работают порядка 60—70 % населения, а в ряде стран этот показатель доходит до 80% (Ирландия, Греция). Власти высокоразвитых стран придают огромное значение малым предприятиям, так как их владельцы составляют основу среднего класса общества, который служит гарантом стабильного развития государства1.

Вопросы развития малого предпринимательства были в центре внимания правительства Москвы2, когда было принято постановление3, которое

1 Сорокин М. Ю. Банковское кредитование малого бизнеса в России. // Банковское кредитование, 2006. № 3.

2 Николаев В. В., Костров А. В. В центре внимания — малый бизнес. // Финансовая газета. Региональный выпуск, 1999. № 12.

3 Постановление от 24.11.1998 № 900 «О неотложных мерах по

поддержке субъектов малого предпринимательства в Москве в условиях финансово-экономического кризиса».

определило комплекс первоочередных мер, направленных на стабилизацию положения в сфере малого бизнеса города. Структура системы поддержки малого бизнеса представлена на рис. 1.

Мероприятия, реализуемые в рамках указанных направлений поддержки, конкретизируются в рамках комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2007—2009гг., утвержденной постановлением правительства Москвы № 420-ПП от 20.06.2006 (табл. 1).

Таким образом, рост объема финансовой поддержки малого бизнеса г. Москвы предполагалось увеличить более чем в четыре раза, количество предприятий, получивших ресурсы, — более чем в два раза. Первоначально предлагалось установить следующие основные плановые показатели результатов выполнения комплекса мероприятий программы по годам4 (табл. 2).

В числе главных направлений реализации программы выделяется группа мероприятий, направленных на «внедрение новых форм финансовой поддержки малого предпринимательства, расширение доступа малых предприятий к внебюджетным источникам финансирования с использованием возможностей фонда содействия кредитованию субъектов малого предпринимательства, регионального венчурного фонда и организаций микрофинансирования».

4 Постановление правительства Москвы № 420-ПП от 20.06.2006 «О комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007—2009 гг.».

Мэр и правительство г. Москвы

1

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства

г. Москвы

Общественно-экспертный совет и советы в округах

Городские и территориальные структуры поддержки

Городские и территориальные программы поддержки малых предприятий

Обучение и консультирование

Улучшение условий ведения бизнеса

Расширение деловых возможностей

Финансово-имущественная поддержка

Информационное обеспечение

*

Малые предприятия

Рис. 1. Структура системы поддержки малого бизнеса г. Москвы

Из бюджета на финансирование данной программы в 2007—2009 гг. предполагалось выделить 19313,85 млн руб., в т. ч. за счет бюджета г. Москвы — 7 048,5 млн руб. и за счет внебюджетных источников — 12 064,9 млн руб.

Фактически можно констатировать следующие основные показатели развития малого бизнеса г. Москвы, представленные в табл. 3.

Современный малый бизнес Москвы по прошествии 20 лет с начала своего новейшего развития играет значительную роль в экономике города. Так, по данным Мосгорстата

Таблица 1

Целевые показатели комплексной программы развития малого предпринимательства в г. Москве, связанные с оказанием финансовой поддержки

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Рост объема рынка кредитных ресурсов для малого бизнеса, млрд руб. 4,3 8,8 15,5

Количество малых предприятий (МП), получивших финансовую гарантийную поддержку из Фонда содействия кредитованию малого бизнеса на гарантийное обеспечение реализуемых проектов 600 1 000 1 600

Количество малых предприятий, получивших финансовую поддержку из Регионального венчурного фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере 20 20 20

Таблица 2

Показатели выполнения программы поддержки малого предпринимательства г. Москвы

Задача Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Валовая добавленная стоимость, производимая малыми предприятиями (ВДС МП) ВДС МП в стоимостном исчислении, в сопоставимых ценах, млрд руб. 700,8 775,8 858,8

Рост количества субъектов малого предпринимательства Рост относительно предыдущего года, % 4,0 5,0 5,0

Количество созданных новых рабочих мест — не менее 180тыс. Количество созданных новых рабочих мест, тыс. ед. 50,0 60,0 70,0

Рост объема выручки субъектов малого предпринимательства в сопоставимых ценах Темп роста относительно предыдущего года в сопоставимых ценах, % 11,0 12,0 13,0

Увеличение налоговых поступлений в бюджет города Темп роста относительно предыдущего года, % 4,0 4,5 5,0

Таблица 3

Показатели развития малого бизнеса г. Москвы

Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2012г.*

Количество МП, тыс. руб. 189,4 190,9 196,7 201,7 207,0 214,5 232,7

Численность работников МП, тыс. чел. 1 868,8 1 893,2 1 927,6 1 987,8 2 034,8 2 046,2 2 193,9

Фонд заработной платы работников МП, млрд руб. 35,7 73,8 97,7 171,5 183,8 275,0 512,3

Выручка, млрдруб. 867 1 330 3 179 3 710 4 276 4 482 7 654

* Оценка показателей деятельности малых предприятий г. Москвы на основании данных официальной статистики на период до 2012 г. по следующим видам деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) по пессимистическому прогнозу. Данные Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы. URL:http://www. ётртов. т.

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы

Московский центр поддержки малого предпринимательства

(МГС), число малых предприятий (МП) по состоянию на 01.01.2007г. составляло 207,8 тыс.5. Следовательно, можно сделать вывод, что даже при пессимистическом прогнозе развития предприятий малого бизнеса наблюдается значительный рост показателей.

В 2001г. было принято постановление правительства Москвы6, которое указывало на следующие институты развития малого бизнеса.

1. Общегородские структуры. К ним были отнесены: Московский фонд поддержки малого предпринимательства, Московская лизинговая компания, Московское агентство по развитию предпринимательства, Московский фонд подготовки кадров, Московский центр деловой информации «Бинек», Издательский дом «Деловая пресса», Международный центр деловых контактов «Дельконт», Система межрегиональных маркетинговых центров, национальное деловое партнерство «Альянс Медиа», Межрегиональный центр субконтрактации и партнерства, Московский центр малого предпринимательства и ремесел, Учетный центр, технопарк «Зеленоград».

2. Структуры на уровне административных округов. К ним были отнесены: муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, территориальные агентства по развитию предпринимательства, учетные центры, бизнес-интернет-центры, технопарк «Загорье», бизнес-инкубатор «Золотой гребешок», дворы, улицы, центры ремесел.

3. Структуры на уровне районов — районные (межрайонные) агентства по развитию предпринимательства.

Первоначально система поддержки развития малого бизнеса планировалась иерархически трехуровневой (город — административный округ — район) под общим руководством Департамента поддержки и развития малого предпринимательства в г. Москве. На любом уровне имелась совокупность структур, каждая из которых решает определенную

Комиссия правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства

г л

ООО

«Микро-

финанс»

Фонд развития

венчурных инвестиций в инновационные предприятия

Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы

Центры развития предпринимательства в административных округах

Я

Муниципальные фонды поддержки предпринимательства

5 НагихВ. Н., МонинА.А., Карпухин А. И. Ситуационно-факторное моделирование социально-экономического состояния и тенденций развития совокупности малых предприятий региона. // Экономический анализ: теория и практика, 2008. № 8.

6 Постановление правительства Москвы № 1141-ПП от 18.12.2001 «О создании общегородской системы центров развития предпринимательства в г. Москве».

Рис. 2. Организации развития малого предпринимательства г. Москвы, связанные с оказанием финансовой поддержки предприятиям

часть общей задачи. Некоторые структуры вертикально интегрированы (имеют представительства в округах и районах), другие юридически оформлены только на уровне города, но через систему договоров взаимодействуют с территориальными подразделениями по вертикали. Новые задачи инфраструктуры поддержки определяли постоянную необходимость совершенствования организации ее деятельности.

На современном этапе для оказания финансовой поддержки малого предпринимательства в Москве создана многоуровневая система инфраструктурных организаций (рис. 2).

Основным элементом показанной инфраструктуры является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства. Важными элементами являются и окружные центры развития предпринимательства. Они работают под руководством департамента во взаимодействии с Московским центром развития предпринимательства. Деятельность центров обеспечивает наиболее эффективную реализацию городской политики, территориальную доступность для предприятий и реализацию комплекса специфических для конкретных территорий мероприятий по созданию благоприятной среды для осуществления предпринимательской деятельности (приложение 2).

Рассмотрим институты, составляющие инфраструктуру финансовой поддержки малого бизнеса.

Фонд развития венчурных инвестиций в инновационные предприятия, или Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере г. Москвы, был зарегистрирован 1 декабря 2006 г. Основной целью деятельности фонда является удовлетворение пот-

7х"

57

ребностей малых инновационных предприятий в финансовых ресурсах и создание в городе благоприятных условий для предпринимательской деятельности в научно-технической сфере. Миссия фонда заключается в содействии развитию венчурной инфраструктуры в России, участии в переориентации российской экономики с ресурсодобывающего на инновационно-технологический путь развития, преумножении национального богатства в области человеческого капитала, прикладной науки и коммерческой реализации уникальных российских разработок.

В январе 2006 г. фондом была подготовлена и согласована с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации конкурсная документация по выбору управляющей компании венчурного фонда. Определены основные требования к потенциальным участникам.

26 января 2006 г. фондом был объявлен открытый конкурс на выбор управляющей компании для передачи ей в доверительное управление имущества (денежных средств) Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере г. Москвы с целью включения этого имущества в состав закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере г. Москвы».

На участие в конкурсе поступило семь заявок от следующих компаний: ЗАО «Управляющая компания Тройка Диалог»; ООО «Управляющая компания «Портфельные инвестиции»; ЗАО «Управляющая компания Банка Москвы»; ОАО «Управляющая компания НИКойл-Сбережения»; ЗАО «Управляющая компания Уралсиб»; ОАО «Альянс РОСНО УправлениеАктивами»; ООО «Анект».

Фондом была организована экспертиза поступивших заявок с участием иностранных экспертов и представителей Федеральной службой по финансовым рынкам Российской Федерации.

19 мая 2006 г. на заседании попечительского совета фонда были подведены итоги конкурса. Победителем было признано открытое акционерное общество «Альянс РОСНО Управление Активами».

26 июля 2006 г. на заседании попечительского совета фонда был утвержден проект правил доверительного управления закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере г. Москвы».

29 августа 2006 г. в Федеральной службе по финансовым рынкам были зарегистрированы правила доверительного управления закрытого паевого инвестиционного фонда. 3 ноября того же года завершено формирование самого фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций.

На сегодня в Российской Федерации действуют уже 19 подобных организаций общим денежным объемом 6,4 млрд руб. Данная программа предшествовала созданию ОАО «Российская венчурная компания» и фактически стала первым шагом на пути создания инфраструктуры венчурного инвестирования в России и в Москве.

Необходимо отметить, что созданный фонд послужил катализатором процесса создания венчурных фондов, ориентированных на малые высокотехнологичные предприятия. В I полугодии 2007 г. частными инвесторами было создано еще пять фондов общим объемом 3 млрд руб. Таким образом, удалось обеспечить значительный приток внебюджетных средств в инновационную сферу города.

Что касается предложений по дальнейшей реализации проекта развития в городе сети частно-государственных фондов венчурных инвестиций, то считаем целесообразным использовать заложенные в комплексную программу развития и поддержки малого предпринимательства средства в размере 200 млн руб. на создание еще одного венчурного фонда. При этом для управления его средствами необходимо привлечь на конкурсной основе другую управляющую компанию или создать собственную. Это позволит обеспечить конкуренцию между управляющими компаниями и в итоге приведет к более выгодным для малых предприятий условиям инвестирования.

Бюджетные средства в 2006—2007 гг. Фонду содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере г. Москвы не выделялись.

Чтобы создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства на территории Москвы, обеспечить субъектам малого предпринимательства равный доступ к кредитным и иным финансовым ресурсам и условия увеличения выпуска товаров, работ и услуг, повысить эффективность использования бюджетных средств за счет расширения практики льготного финансирования проектов малого предпринимательства на возвратной основе, правительство Москвы приняло постановление № 35-ПП от 17.02.2006 «О создании некоммерческой организации Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоммерческая организация Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (ФСКМБ) была учреждена столичным правительством (в лице Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы) 3 марта 2006 г. на основании постановления Правительства Москвы № 35-ПП от 17.01.2006 «О создании некоммерческой организации Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы».

Правовое обеспечение — нормативные правовые акты Российской Федерации, г. Москвы, регламентирующие порядок функционирования механизма использования бюджетных средств для расширения возможностей малых предприятий по получению кредитных ресурсов.

Организационное обеспечение — создание Фонда содействия кредитованию малого предпринимательства; формирование попечительского совета, назначение исполнительного директора; утверждение регламентов, экономических нормативов фонда и целевых показателей его деятельности; организация систем управления рисками фонда и контроля его деятельности; проведение необходимых конкурсов.

Финансовое обеспечение — субвенция бюджета г. Москвы, субсидия бюджета города, привлечение средств заинтересованных лиц.

Источниками формирования имущества фонда являются:

— субвенции, субсидии органов государственной власти г. Москвы и Российской Федерации;

— добровольные имущественные взносы физических лиц;

— доходы от доверительного управления имуществом фонда;

— денежная компенсация, выплачиваемая управляющей компанией в связи с погашением инвестиционных паев, принадлежащих фонду;

— доходы, получаемые от размещения временно свободных средств фонда в порядке, определяемом попечительским советом;

— доходы (вознаграждения) от предоставления поручительств перед третьими лицами по обязательствам субъектов малого предпринимательства без ограничения круга субъектов малого бизнеса;

— доходы от выполнения работ и предоставления услуг, оказываемых в целях развития системы финансирования субъектов малого предпринимательства на возвратной основе;

— другие не запрещенные законом поступления.

Основным видом деятельности ФСКМБ является получение и перераспределение финансовых средств, предоставление поручительств по обяза-

Таблица 4

Основные направления деятельности ФСКМБ

Вид деятельности Аспект 2006 г. 2007 г. 2008 г.

1. Взаимоотношения с управляющей компанией [1] Приобретение паев ИПИФ «Малый бизнес Москвы» [2],тыс. руб. 714 286 1 857 144 3 287 144

2. Отбор банков для участия в программе фонда, оформления взаимоотношений с банками и установления лимитов поручительств фонда Количество банков — участников программы, шт. 10 Среднее количество 16: 1) из 10 банков 15.02.2007г. исключен 1 банк, а также принято в программу фонда 7 новых банков; 2) 30.08.2007г. принято еще 3 новых банка и исключено 4 Среднее количество 23:1) 18.02.2008 г.в программу принято 6 новых банков; 2) 11.08.2008г. исключен 1 банк и принято 3 новых банка

Общий лимит поручительств фонда, млрд руб. 0,4 1,734 3,32

Лимит на предоставление поручительств на всей территории РФ, млрд руб. — 0,447 1,00

3. Информирование малых предприятий о программе льготного кредитования субъектов малого предпринимательства и иных формах финансово-имущественной поддержки Участие в конференциях, совещаниях, в передачах на радио и телевидении

Реклама на городских щитах и транспорте (щиты, микроавтобусы, троллейбусы, трамваи ит.д.)

Консультации субъектов малого предпринимательства

Поддержка сайта

4. Методическая работа фонда Обработка поступающих запросов

Проведение НИР

Создание информационной системы фонда

тельствам (кредитам, займам, лизинговым операциям и т.п.) субъектов малого предпринимательства перед кредиторами, а также предоставление услуг, относящихся к финансовому посредничеству (табл. 4).

В 2006 г. был проведен конкурс по отбору управляющей компании, в рамках которого поступили заявки от следующих компаний (все они были допущены к участию):

а) ЗАО «Управляющая компания Уралсиб»;

б) ОАО «Уралсиб — Управление капиталом»;

в) ООО Управляющая компания «Ренессанс Капитал»;

г) ООО Управляющая компания «Атон-Ме-неджмент».

По итогам конкурса попечительским советом фонда была отобрана управляющая компания — «Атон-менеджмент».

При отборе банков — участников программы принимаются во внимание определенные требования7 и имеющийся опыт работы претендента с субъектами малого предпринимательства, наличие отдельных подразделений (должностных лиц), отвечающих за работу с малым бизнесом, а также стратегии (программы) кредитования субъектов малого предпринимательства, утвержденной методики оценки финансового состояния заемщика, в том числе и методики экспресс-анализа кредитных заявок субъектов малого предпринимательства. В 2006 г. итогом применения новых регламентов и реализации программы предоставления поручительств стало снижение стоимости кредитных ресурсов с20 % годовых до 14—17 %.

Таким образом, на практике реализуется следующий механизм системы поручительств.

1. Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, получив субвенцию, приобретает пакет инвестиционных паев сформированного управляющей компанией ПИФа.

2. Попечительский совет принимает решение об утверждении внутренних регламентов фонда.

В настоящее время попечительским советом фонда утверждены следующие регламенты и положения (в часть из них после утверждения были внесены изменения):

— регламент предоставления поручительств фондом и исполнения обязательств по договорам поручительства;

7 Регламент принятия решения о заключении соглашения с банками о порядке сотрудничества по программе предоставления поручительств Фондом содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.

— регламент принятия решения о заключении соглашения с банками о порядке сотрудничества по программе предоставления поручительств фондом;

— положение о расчете лимитов поручительств;

— положение о порядке расчета ответственности и размера вознаграждения фонда по заключаемым договорам поручительства.

Попечительский совет принимает решение о заключении соглашений с банками — участниками системы кредитования малого бизнеса Москвы по программе предоставления поручительств. Фонд заключает соглашения с банками — участниками программы о порядке взаимодействия и процедуре предоставления поручительств. Малые предприятия, заинтересованные в получении банковского кредита, подают заявку в банк-кредитор. При этом банк, участвующий в программе фонда, совместно с заемщиком (МП) направляет в фонд заявку на предоставление поручительства.

3. Банк-кредитор проводит оценку кредитоспособности МП на основании данных ретроспективного анализа его деятельности в прошлом, оценивает качество бизнес-плана, эффективность менеджмента, достаточность и ликвидность предоставляемого МП обеспечения. В случае положительного решения о предоставлении кредита фонд заключает с заемщиком (МП) и банком договор поручительства в пользу банка.

Поскольку залог имущества МП не является достаточным обеспечением, позволяющим банку безусловно отнести выданный кредит к 1-й или 2-й группе риска для формирования резервов под обесценение кредита (ссуды), а также с учетом того, что залогом будет обеспечиваться не 100% обязательств заемщика по кредитному договору (предполагается, что предоставляемый МП залог будет обеспечивать от 30 до 50 % кредитных обязательств), банк обращается к фонду для получения дополнительного обеспечения обязательств заемщика по кредиту (ссуде).

4. Обеспечение обязательств заемщика по кредитному договору в форме поручительства предоставляется после изучения параметров кредита. Размер поручительства фонда составляет до 50 % от размера выдаваемого кредита. Предоставление поручительства позволяет:

— повысить группу надежности выданного кредита для банка-кредитора и, следовательно, снизить размер формируемого резерва на возможные потери по кредиту;

— распределить кредитные риски между банком-кредитором, заемщиком — субъектом малого предпринимательства и поручителем, что повышает общую устойчивость кредитной схемы;

— повысить привлекательность кредитования МП для банков и, как следствие, привлечь в этот сектор дополнительные кредитные ресурсы.

Основные финансовые показатели деятельности фонда приведены в табл. 5. В 2007г. закончилось полным исполнением обязательств заемщиков перед банками (возвратом кредита) 24 договора поручительства на общую сумму 72 614 749,04 руб.

В 2008 г. закончилось полным исполнением обязательств заемщиков перед банками (возвратом кредита) 311 договоров поручительства на общую сумму 972 591 152,99 руб.

Основные финансовые пока

По расчетам, в 2008г. (в случае погашения кредитов) ожидается окончание договоров поручительства на сумму свыше 470 млн руб., в 2009г.

— на сумму свыше 540 млн руб., в 2010 г. — на сумму свыше 400 млн руб. В 2009 г. (в случае погашения кредитов) ожидается окончание договоров поручительства на сумму свыше 1,9 млрд руб., в 2010г.

— на сумму свыше 1,4 млрд руб., в 2011 г. — на сумму свыше 1,01 млрдруб.

Распределение договоров поручительства малым предприятиям приведено в табл. 6.

Поручительства фонда были выданы малым предприятиям, осуществляющим свою деятельность в следующих областях (табл. 7).

Субъектами малого предпринимательства под поручительство фонда были получены кредиты на следующие цели (табл. 8).

Таблица 5

гели деятельности ФСКМБ

Вид деятельности 2007 г. 2008 г.

Факт План % выполнения Факт План* % выполнения

1. Объемы и количество выданных поручительств

1.1. Заключениедоговоров поручительства по кредитным договорам, шт. 574 520 110,4 1 098 1 090 98

1.2. Объем предоставленных поручительств, млн руб. 1 777,2 2 450 72,53 3 955,7 4 500 87,9

1.3. Объем кредитов, выданных под поручительство фонда, млрдруб. 3,9 4,0 98,2 8,28 7,65 110,4

1.4. Количество МП и индивидуальных предпринимателей, получивших финансовую гарантийную поддержку от фонда, чел. 505 — 84,2 997 — —

2. Исполнение обязательств по заключенным договорам поручительства

2.1. Количество выплат по договорам поручительства, шт. 3 — — 15 — —

2.2. Объем выплат по договорам поручительства, млн руб. 4,99 — — 10,7 — —

' Согласно комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства.

Таблица 6

Распределение договоров поручительства малым предприятиям по административным округам г. Москвы

Административно- 2006 г. 2007 г. 2008 г.

территориальное Размер поручи- Кол-во Размер поручительства Кол-во Размер поручительства Кол-во

деление тельства (суммой) договоров (суммой) договоров (суммой) договоров

BAO 20 906 273,98 5 135 133 530,42 29 237 192 019,73 57

ЗАО 650 000,00 1 52 546 094,82 15 308 108 970,22 52

Зеленоградский АО 350 000,00 1 54 935 839,17 10 29 918 583,44 11

CAO н/д н/д 112 663 378,79 24 283 244 571,37 39

СВАО 5 173 633,00 2 90 174 347,44 23 203 587 857,17 46

СЗАО 13 680 484,06 3 98 127 225,63 24 205 375 920,77 36

ЦАО 64 931 579,49 12 293 034 730,02 66 801 245 971,41 136

ЮАО 815 000,00 1 163 008 327,30 41 159 074 974,06 45

ЮВАО 6 063 000,00 4 49 724 123,56 21 204 644 105,89 55

ЮЗАО 14 801 113,00 1 75 843 025,58 24 145 264 956,91 40

Итого: 127 371 083,53 30 1 125 190 622,73 277 2 577 657 930,97 517

Таблица 7

Распределение договоров поручительства малым предприятиям г. Москвы по видам деятельности

Округ 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Кол-во, шт. % Кол-во, шт. % Кол-во, шт. %

Производство 7 58,33 — — — —

Услуги 3 25,00 — — — —

Торговля 1 8,33 — — — —

Прочее 1 8,33 — — — —

Итого: 12 99,99 — — — —

Таблица 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цели получения кредита малыми предприятиями г. Москвы под поручительство фонда

Цель кредита 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Размер поручительства (суммой) Кол-во договоров Размер поручительства (суммой) Кол-во договоров Размер поручительства (суммой) Кол-во договоров

Иное пополнение оборотных средств 65 210 133,75 15 1 011 115 247,21 350 2 646 782 901,29 708

Приобретение иных основных средств (оборудования, приборов, инструментов и т. п.) 12 225 000,00 5 177 991 067,64 44 139 560 647,25 45

Строительство, ремонт и реконструкция объектов недвижимости — — 77 257 613,45 15 109 953 755,62 20

Приобретение сырья, материалов, топлива, запасных частей ит. п. 17 144 273,98 5 133 991 989,46 32 226 233 387,95 45

Приобретение недвижимости (зданий, сооружений, земельных участков) 22 141 675,80 3 77 831 439,95 19 161 516 022,37 43

Иное пополнение основных средств 10 650 000,00 2 63 221 165,06 22 210 549 327,88 62

Приобретение автотранспорта — — 52 781 658,91 17 111 027 116,31 43

Приобретение товара — — 183 036 425,88 75 351 498 770,67 101

Ремонт — — — — 8 000 000 1

Итого: 127 371 084,00 30 1 777 226 608,00 574 3 965 121 929,34 1 068

К положительным аспектам реализуемой фондом программы предоставления поручительств по кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства следует отнести следующие:

1)с точки зрения государства:

— повышение статуса государства и конкретных органов власти (Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы) в глазах субъектов малого предпринимательства;

— решение проблемы занятости населения (увеличение количества рабочих мест);

— рост регионального и, соответственно, валового внутреннего продукта;

— увеличение объемов, повышение качества выпускаемой продукции и оказываемых населению услуг;

— увеличение налоговых поступлений в бюд-жетг. Москвы;

— использование временно свободных государственных денег без раздувания инфляции (через стимулирование производства добавочного продукта);

— обеспечение сохранности бюджетных денежных средств.

2) с точки зрения банковской системы:

— дополнительный объем продаж и доходов за счет расширения сферы кредитования малого бизнеса;

— высокая ликвидность и надежность поручительства фонда;

— снижение рискованности процесса кредитования малого бизнеса, изначально менее прозрачного, менее устойчивого и более рискованного;

— увеличение эффективности использования повышенной ликвидности банковской системы РФ;

— простой и понятный механизм предоставления поручительств, минимальный по трудозатратам для банков.

3) с точки зрения субъектов малого предпринимательства:

— расширение доступа малых предприятий к кредитам;

— простота схемы получения поручительства;

— минимальные трудозатраты;

— прозрачность принятия решения фондом о выдаче поручительства;

— отсутствие необходимости собирать документы для фонда (в отличие от банковской гарантии);

— отсутствие необходимости предоставлять обеспечение (в отличие от банковской гарантии);

— возможность компенсировать затраты на получение поручительства в Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы.

Таким образом, сохранение указанных выше достоинств реализуемой фондом программы правительства Москвы, достижение финансовых и социально-экономическихрезультатов, предусмотренных программой, а также реализация планов развития позволяет департаменту и фонду занять достойное место среди организаций, способствующих не только развитию экономики города, но и росту ВВП России в целом. На основании сказанного можно сделать вывод о том, что программа правительства Москвы, реализуемая фондом, реально ведет к созданию новых рабочих мест, росту качества продукции и услуг, увеличению валового регионального продукта и ВВП России.

Реализация политики стимулирования развития предпринимательства на местном уровне осуществляется также муниципальными фондами поддержки предпринимательства. В число задач таких фондов входят в числе прочего задачи по обеспечению финансовой поддержки в форме осуществления инвестиций, выдачи льготных

кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов, грантов, предоставления муниципальных гарантий по обязательствам малых предприятий перед финансовыми институтами.

Однако дальнейшее развитие малого бизнеса невозможно без эффективной государственной поддержки как на общероссийском, так и на городском уровне. Для принятия эффективных решений требуется оперативное информационно-аналитическое обеспечение государственных органов данными о ситуации в секторе экономики, для чего требуется разработка специальных средств накопления, хранения, обработки, проверки, структуризации, представления, дополнения и адаптации информации по малому предпринимательству.

Список литературы

1. Нагих В. Н., Монин А. А., Карпухин А. И. Ситуационно-факторное моделирование социально-экономического состояния и тенденций развития совокупности малых предприятий региона. // Экономический анализ: теория и практика, 2008. № 8.

2. Николаев В. В., Костров А. В. В центре внимания — малый бизнес. // Финансовая газета. Региональный выпуск, № 12, 1999.

3. О комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007—2009 гг. Постановление правительства Москвы № 420-ПП. от20.06. 2006.

4.0 неотложных мерах по поддержке субъектов малого предпринимательства в Москве в условиях финансово-экономического кризиса. Постановление правительства Москвы № 900.от24.11.1998.

5. О создании общегородской системы центров развития предпринимательства в г. Москве. Постановление правительства Москвы № 1141-ПП от 18.12.2001.

6. Сорокин М. Ю. Банковское кредитование малого бизнеса в России. // Банковское кредитование, 2006. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.