удк 374.72 Е.В. Грохотова12, Д.А. Бархатова2
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2021-6-4-12
1 Сибирский государственный университет путей сообщения,
Новосибирск, Россия
2 Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева, Красноярск, Россия
Современный курс компьютерной грамотности с точки зрения нового поколения людей третьего возраста
Цель исследования заключается в выявлении потребностей, отношения и имеющегося опыта у людей третьего возраста в области применения информационно-коммуникационных технологий в условиях современного этапа информатизации. Современная система дополнительного образования пожилых людей в области компьютерной грамотности в настоящее время весьма устарела и нуждается в модернизации. Трансформация потребностей данной категории людей в новых знаниях и умениях вызвана бурными темпами развития цифровизации, роста спектра электронных услуг и расширением возможностей, связанных с применением информационно-коммуникационных технологий. Вовлеченность пожилых людей в данные процессы и необходимость приспособления к новому укладу жизни актуализирует необходимость исследования, каким должен быть современный курс цифровой грамотности с точки зрения людей третьего возраста, а именно, необходимо определить их потребности в компьютерной подготовке, имеющийся опыт и ресурсы, которыми они располагают.
Материалы и методы. Исследование проводилось с 2016 по 2019 гг. на базе Муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Координационный центр «Активный город» среди 214 человек, обучающихся по программе «Академия компьютерной грамотности», посвященной основам работы с компьютером и сетью Интернет, организованной при поддержке фонда развития социальных программ им. Л.И. Сидоренко. В исследовании проводился теоретический анализ психолого-педагогической и научной литературы по теме исследования, анкетирование и опрос респондентов, анализ и обобщение полученных данных. В качестве основных задач были поставлены следующие: а) выявить, какими ресурсами информацион-
но-коммуникационных технологий располагают респонденты в домашних условиях; б) определить мотивирующие факторы, определяющие необходимость обучения в области компьютерной грамотности; в) выявить требование к содержанию курса компьютерной грамотности в современных условиях в соответствии с требованиями респондентов; г) провести анализ, как эти требования проявляются в разных возрастных группах: 55—60 лет, 61—70 лет, 71—80 лет и старше 80 лет. Результаты. Полученные результаты исследования показывают необходимость разработки курса уже не компьютерной, а цифровой грамотности нового формата, обладающий характером гибкости, способствующей удовлетворению любой потребности в ликвидации проблем информационной деятельности на любом уровне: низком, среднем или продвинутом. Кроме того, быстро меняющиеся информационные технологии вызывают необходимость обеспечения такой подготовки, которая позволит пожилому человеку в будущем разобраться с любой новой и неизвестной технологией. Очень важно адаптировать современных пенсионеров к новой цифровой реальности, научить их взаимодействовать с ней и понимать принципы устройства.
Заключение. Данные исследования являются основанием и доказывают необходимость пересмотра существующих курсов компьютерной грамотности и разработки нового содержания и методов преподавания, учитывающие современные запросы людей третьего возраста.
Ключевые слова: информационное общество, пожилые люди, технологии, информационно-коммуникационные технологии, старение общества, киберсоциализация.
Ekaterina V. Grokhotova12, Daria A. Barkhatova2
1 Siberian State Transport University, Novosibirsk, Russia 2 Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Krasnoyarsk, Russia
A Modern Computer Literacy Course
from the Point of View of the New Third Age
Generation
The purpose of the study is to identify the needs, attitude and experience of third-age people in the field of using information and communication technologies in the modern stage of informatization. The modern system of additional education for older people in the field of computer literacy is now very outdated and in need of modernization. The transformation of the needs of this category of people for new knowledge and skills is caused by the rapid pace of development of digitalization, the growth of the range of electronic services and the expansion of opportunities associated with the use of information and communication technologies. The involvement of older people in these processes and the need to adapt to a new way of life actualizes the need to study what a modern digital literacy course should be from the point of view of people of the third age, namely, it is necessary to determine their needs for computer training, the experience and resources that they have.
Materials and methods. The study was conducted from 2016 to 2019 on the basis of the Municipal government institution of the city of Novosibirsk "Coordination Center "Active City " among 214 people, studying under the program "Academy of Computer Literacy", dedicated to the basics of working with computers and the Internet, organized with the support of the social programs' development fund named after L.I. Sidorenko.
The research carried out a theoretical analysis of psychological, pedagogical and scientific literature on the research topic, questioning and polling of respondents, analysis and generalization of the data obtained. The main objectives were: a) to reveal the information and communication technology resources available to respondents at home; b) to discover the motivating factors that determine the need for training in the field of computer literacy; c) to identify the requirement for the content of the computer literacy course in modern conditions
in accordance with the requirements of the respondents; d) to analyze how these requirements are manifested in different age groups: 55-60 years old, 61-70years old, 71-80years old and over 80years old. Results. The results of the study show the need to develop a course, not computer, but digital literacy of a new format, with the nature offlexibility, contributing to the satisfaction of any need to eliminate the problems of information activity at any level: low, intermediate or advanced. In addition, the rapidly changing information technology necessitates the provision of training that will enable the elderly person in the future to deal with any new and unknown
technology. It is very important to adapt modern retirees to the new digital reality, teach them to interact with it and understand the principles of the device.
Conclusion. These studies are the basis and prove the need to revise existing computer literacy courses and develop new content and teaching methods that take into account the modern needs of third age people.
Keywords: information society, older people, technologies, information and communication technologies, aging society, cyber socialization.
Введение
За достаточно небольшое количество времени человечество от механизации пришло к автоматизации производства, а с развитием и внедрением информационных технологий вступило в новый этап — этап информатизации, так же стремительно дополнившийся повсеместной цифровизацией. Сейчас, сидя в офисе, стало возможным отправить стиральной машине запрос о необходимости включить стирку, пылесосу о необходимости выполнить уборку помещения, кофеварке к определенному времени приготовить чашечку бодрящего кофе, телевизору включить в нужное время определенный фильм или канал, сделать запрос холодильнику о том, какие продукты необходимо купить, а курьеру к какому времени и куда их привезти. Все это возможно имея в руках смартфон, который выполняет функцию некого моста, соединяющего виртуальный и физический мир, за счет использования интернета вещей, сетей и данных.
В свою очередь переход от встроенных систем к кибер-физическим не мог не повлечь за собой потребность в смене мировоззрения общественного сознания, являясь закономерным этапом четвертой промышленной революции, началом которой и стал XXI век. Согласно концепции «Общество 5.0» [1], инициатором которой выступила Японская федерация крупного бизнеса «Хэйданрэн» в 2016 году, современное общество в данный момент находится в стадии
информационного общества, следующей стадией развития согласно концепции должно быть супер-интеллектуальное общество. Подобные теории и рассуждения звучат достаточно оптимистично, если не учитывать, что человечество стареет быстрыми темпами. Некоторые исследователи называют данное явление термином «серебряное цунами», считая, что старение населения оказывает влияние на все аспекты жизни человека, включая социальную, экономическую, культурную и политическую сферы [2, 3].
Так, согласно докладу Фонда ООН в области народонаселения (и№РА) уже в 2022 г. число людей старше 60 лет превысит миллиард, а к 2050 г. пожилых людей будет больше, чем детей младше 15 лет [4]. Осознание факта быстрых темпов старения населения во всем мире и прогнозов экспертов о численности населения в возрасте старше 80 лет — с 4,272 до 7,514 млн человек [4], идет в разрез с радужными перспективами создания супер-интеллектуального общества, в рамках реализации концепции «Общества 5.0» [1], т.к. именной этой категории населения «информационная наука» дается очень нелегко. Однако современные реалии диктуют свои правила: преимущества использования новых информационных технологий в самообразовательных целях, получения услуг и товаров, а также в социальной коммуникации, организации досуга или, просто, с целью развлечений можно рассматривать как фактор успешной автономии и старения. Информаци-
онные технологии являются одним из средств обеспечения и поддержания активного старения, которое согласно Всемирной организации здравоохранения позволяет людям реализовывать свой потенциал физического, социального и психического благополучия на протяжении всей жизни и участвовать в жизни общества, обеспечивая им надлежащую защиту, безопасность, уход, когда они в этом нуждаются [5]. Таким образом, концепция активного старения интегрируется с концепцией образования через всю жизнь, в том числе образования в области информационных технологий, как неотъемлемой части современной жизни [6, 7].
Данная проблема не остается без внимания, система дополнительного образования, ориентированная на подготовку и переподготовку взрослых людей с учетом их индивидуально-типологических особенностей, интеллектуальных возможностей и уровня профессионального развития, стала одним из наиболее важных направлений. Но если для работоспособного населения, созданы условия для получения новых знаний, то люди предпенсионного и пенсионного возраста остаются за чертой инновационного развития страны, не представляя интереса для своих бывших работодателей по финансированию их переобучения в соответствии с современными трендами. Пенсионеры вынуждены довольствоваться уже имеющимися курсами компьютерной и информационной грамотности, которые призваны дать азы по
использованию компьютеров. Безусловно, это тоже необходимо, но, к сожалению все это теряет смысл, как только появляется необходимость в работе в новой автоматизированной системе, осваивании нового мессенджера или использовании техники, управляемой через сеть Интернет. Пожилые люди нуждаются в таких знаниях в области информационной деятельности, которая позволит им легко адаптироваться и ориентироваться в любой новой ситуации или разобраться с нововведенными технологиями [8, 9, 10].
Новые условия и трудности, с которыми приходится сталкиваться людям третьего возраста в области информационных технологий, приводят их на курсы компьютерной грамотности с конкретными запросами. Как отмечает М.М. Шалашова: «...для данной категории населения важно: изучить то, что было интересно, но не освоено ранее по причине трудовой занятости, и/или приобрести навыки и умения, способствующие повышению качества жизни (навыки владения мобильными приложениями, основами правовой и финансовой грамотности и др.)» [11]. При этом возникает несоответствие между существующими курсами компьютерной грамотности для людей третьего возраста и реалиями информационного пространства, окружающего их. В современных условиях трансформации потребностей пожилых людей к содержанию образования необходимо рассматривать, как естественный процесс изменений, связанных с развитием мобильных технологий, расширением услуг электронного государства, появлением новых технологий предоставления мультимедиа контента и т.п., а также возникновением новых информационных угроз [12]. Кроме того, не стоит забывать, что с каждым годом уровень владе-
ния информационными технологиями и разнообразие запросов растет, что связанно с исторической вовлеченностью в процессы информатизации России людей, только входящих в третий возраст [13]. Поэтому обучение компьютерной грамотности необходимо строить, исходя из специфических потребностей каждого человека, основанных на мотивации, интересах, способностях, возможных темпов обучения, а также прежнем опыте и образовании [14.].
Проведенное исследование социального портрета пожилых людей М.М. Шалашовой и С.В. Смирновой доказывает, что основной причиной, по которой они идут учиться, является потребность в новых знаниях, как в углубленных, так и общих [15].
Исследование А. Гонзалез, М. Рамирез и В. Виадел отношения и модели поведения пожилых людей в отношении обучения и использования компьютера, проведенное в рамках базового курса компьютерной грамотности, доказывает, что люди третьего возраста не сопротивляются изучению компьютеров из-за убеждения, что процесс обучения сложен или недоступен. Напротив, они верят, что могут учиться, если остаются здоровыми и обладают адекватным уровнем когнитивных функций. Соответственно, педагоги, работающие напрямую с пожилыми людьми, должны помнить, что обучение компьютерной грамотности для пожилых людей может стимулировать уверенность в себе и повысить самооценку и, следовательно, является инструментом, который можно использовать в содействие здоровью и активному старению [16].
Учитывая вышеизложенное можно утверждать, что проблема поиска и обоснования путей диверсификации обучения современным технологиям пожилых людей для повышения
качества их жизни в цифровом смарт-обществе через организацию курсов и мероприятий на базе государственных социальных центров в России является актуальной и значимой. При этом можно предположить, что результативность такого обучения можно обеспечить через технологии персонификации [17], предварительно выявив потребности пожилого населения, определив типовые «портреты ожиданий» пожилых людей.
Таким образом, цель исследования — выявить потребности, отношение и имеющийся опыт у людей третьего возраста в области применения информационно-коммуникационных технологий в условиях современного этапа информатизации.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось с 2016 по 2019 гг. на базе Муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Координационный центр «Активный город» среди 214 человек, которые пришли обучаться по программе «Академия компьютерной грамотности», посвященной основам работы с компьютером и сетью Интернет, организованной при поддержке фонда развития социальных программ им. Л.И. Сидоренко.
Для того, чтобы выявить потребности, отношение и имеющийся опыт у людей третьего возраста в области применения информационно-коммуникационных технологий были конкретизированы задачи и этапы исследовательской работы. Во-первых, необходимо было установить, какими цифровыми устройствами располагают пожилые люди в домашних условиях. Во-вторых, определить ведущие мотива-ционные факторы, определяющие необходимость обучения компьютерной грамотности.
Таблица 1 (Table 1)
Распределение респондентов по возрастным группам и уровню образования
Distribution of respondents by age group and educational level
Возраст Пол Уровень образования Итого по полу Итого по возрасту
Начальное Среднее Средне-специальное Высшее
55-60 жен 1 1 15
муж 14 14
61-70 жен 0 78
муж 1 1 72 4 78
71-80 жен 13 2 15 114
муж 1 4 92 2 99
старше 80 жен 1 1 7
муж 6 6
Итого по уровню образования 2 5 198 9
Таблица 2 (Table 2) Распределение респондентов по семейному положению Distribution of respondents by marital status
семейное положение
возраст пол женат/ замужем разведен/ разведена вдовец/ вдова
55-60 жен 1
муж 5 3 6
61-70 жен
муж 25 30 23
71-80 жен 8 3 4
муж 33 39 27
старше 80 жен 1
муж 3 2 1
Итого по семейному 75 78 61
положению
В-третьих, конкретизировать возможную структуру и содержание учебных курсов в соответствии с запросами исследуемой группы людей пожилого возраста. Наконец, соотнести, как эти запросы проявляются в 4-х условных возрастных группах с градацией: 1) 55—60 лет; 2) 61-70 лет; 3) 71-80 лет; 4) 80 лет и старше. Для решения указанных выше задач была разработана многоаспектная анкета.
На основе полученных данных проводился анализ и обобщение результатов исследования. При обработке результатов применялись методы группировки и структурирования данных. Для получения более точной и развернутой информации с респондентами после анкетирования проводился устный опрос.
Характеристика исследуемой группы
Среди 214 респондентов 7,9% составили женщины и 92,1% — мужчины. Возрастная структура респондентов распределилась следующим образом: 55—60 лет — 7% от числа опрошенных, 61—70 лет — 36,4%, 71—80 лет — 53,3%, старше 80 лет — 3,3%. Уровень образования у основной массы слушателей средне-специальный: начальное образование — 0,9%, среднее образование — 2,3%, средне-специальное — 92,5%, высшее образование — 4,2% (табл. 1).
В ходе собеседования было установлено, что наибольший интерес курсы компьютерной и информационной грамотности представляют для пожилых людей в возрасте 71—80 лет — 53,3%, это обусловлено большим количеством свободного времени, как правило, к этому возрасту дети уже прочно стоят на ногах и не нуждаются в помощи родителей, внуки преимущественно подросткового возраста и в опеке со стороны бабушек/дедушек уже не
нуждаются, таким образом у данной возрастной категории пожилых людей, появляется возможность заняться собой, своей реализацией. На втором месте респонденты в возрасте 61—70 лет — 36,4%, в основном это пожилые люди, которые не так давно вышли на заслуженный отдых, уволившись с работы, стоит отметить, что у большинство респондентов были работниками производств, преимущественно ручного труда, в силу чего образовался пробел в знаниях современных ИКТ, что они и решили восполнить, придя на курсы. Следующая группа 55— 60 лет — 7%, низкий процент обусловлен тем, что современные пенсионеры, в боль-
шинстве своем, уже имеют опыт работы с компьютером, со смартфоном и иными smart устройствами, в связи с чем, у данной группы лиц, больше потребность не в освоении компьютера и интернета, а в интуитивном понимании информационных технологий. Последняя категория это респонденты в возрасте старше 80 лет — 3,3%, такой низкий показатель в основном обусловлен именно возрастом, сложностью передвижения, для посещения курсов и проблем со здоровьем.
На момент проведения исследования 35,5% респондентов состояли в браке, 36,4% были в разводе и 28% это овдовевшие респонденты (табл. 2).
В ходе исследования не была обнаружена зависимость между семейным положением пожилых людей и уровнем проявления интереса к обучению в области современных информационно-коммуникационных технологий и цифровых средств для решения различного рода задач.
Результаты исследования
Согласно результатам анализа результатов анкетирования из 214 опрошенных 16 человек не имели дома компьютера, что в свою очередь составляет 7,5% от общего числа опрошенных, остальные 92,5 % (198 чел.) имеют в личном пользование ПК или иную компьютерную технику. Также опрос показал, что 7,9% респондентов из средств общения используют мобильный телефон (без выхода в интернет), 10,7% респондентов предпочитают работать с планшетом, и уже 92,1% ежедневно взаимодействуют со смартфоном, имеющим выход в интернет. 92,1% (197 чел.) имеют дома возможность выхода в Интернет (табл. 3). При этом 14 человек, не имеющих в своем распоряжении компьютер, имеют выход в Интернет и используют для этого смартфон
(13 чел.) и планшет (1 чел.). Из всей группы только у двоих респондентов нет компьютера и выхода в Интернет, но они пользуются смартфоном и планшетом. В целом, 85,5% (183 чел.) имеют дома доступ к двум источникам получения и обработки информации, у всех есть смартфон или планшет.
Таким образом, среди респондентов все имеют средства ИКТ в домашних условиях. Большая часть имеет возможность выйти в сеть Интернет и использовать в своих целях компьютерные или мобильные технологии.
При этом 86,4% испытывают сложности при работе с компьютером. 4,7% не работают с ПК вообще, при этом у всех есть компьютер с выходом в Интернет. Такие показатели свидетельствуют о том, что у респондентов есть все условия для использования информационного пространства и электронных услуг для решения своих проблем и удовлетворения потребностей, но отсутствие умения это делать приводит к их информационному неравенству по сравнению с остальным населением страны. При этом, 5,1% опрошенных сталкиваются с незначительными проблемами при работе с ПК, у 3,3% сложно-
стей практически не возникает, 0,5% опрошенных не испытывают никаких сложностей. Такая группа людей приходит с другими запросами, а именно использование мобильных и смарт устройств (7 человек в возрасте 71—80 и 1 из группы 61-70 лет).
Немаловажный факт, что из 214 респондентов 22% ранее проходили курсы компьютерной и информационной грамотности, но не получили желаемого результата, и были вынуждены прийти на курсы повторно. 71% опрошенных при работе с компьютером обращаются за помощью к более молодым родственникам / коллегам, 6,1% редко прибегают к посторонней помощи, стараясь преодолевать трудности самостоятельно и лишь 0,9% не испытывают надобности в чьей-либо помощи.
При анализе ответов на вопрос, с какой целью респонденты решили обучаться работать с компьютером, было выявлено, что в большинстве случаев — 73,4%, фактор, побудивший пожилых людей осваивать компьютер — это саморазвитие, еще 57% начали его освоение с целью самореализоваться, освоить новые профессии, самоутвердиться в глазах общественности и своих
Таблица 3 (Table 3)
Наличие доступных цифровых средств дома в каждой возрастной группе Availability of affordable digital tools at home in every age group
Возрастная группа кол-во Наличие дома компьютера Умеют пользоваться и используют Наличие выхода в Интернет дома
есть нет мобильный телефон без выхода в интернет смартфон планшет есть нет
55-60 кол-во человек 14 1 1 14 1 14 1
% от группы 93,3% 6,7% 6,7% 93,3% 6,7% 93,3% 6,7%
61-70 кол-во человек 71 7 8 70 7 75 3
% от группы 91,0% 9,0% 10,3% 89,7% 9,0% 96,2% 3,8%
71-80 кол-во человек 106 8 7 107 13 101 13
% от группы 93,0% 7,0% 6,1% 93,9% 11,4% 88,6% 11,4%
старше 80 кол-во человек 7 0 1 6 2 7 0
% от группы 100,0% 0,0% 14,3% 85,7% 28,6% 100,0% 0,0%
Итого кол-во человек 198 16 17 197 23 197 17
общий % 92,5% 7,5% 7,9% 92,1% 10,7% 92,1% 7,9%
близких. 42,5% респондентов основной целью освоения ПК рассматривают, как возможность для социальной коммуникации, еще 15,9% опрошенных планируют с помощью ПК решить свои жизненно-бытовые проблемы, 7% пожилых людей связывают освоение ПК с возможностью дальнейшего трудоустройства, и лишь малая доля - 0,5% своей целью ставят возможность уехать за границу.
В процессе опроса на тему, чему хотят научиться респонденты в рамках курса компьютерной грамотности, ответы можно разделить на две возрастные группы по признаку ранжирования запросов предметной наполняемости содержания: до 65 лет и старше 65 лет.
Если говорить о категории от 65 лет, то у такой группы запросы в основном одинаковые и заключались в следующем:
- как работать с компьютером;
- как выходить в сеть Интернет;
- какая разница между Яндексом и Google, и чем лучше пользоваться;
- как работать в электронном государстве и можно ли ему доверять;
- как зарегистрироваться в социальной сети и что или как в ней можно делать;
- как позвонить по видеосвязи (сначала этот вопрос касался Skype, но с ростом популярности мессенджеров, сместился в сторону Viber и Whatsapp);
- как создать группу в мес-сенджере;
- как в мессенджере посмотреть, когда человек заходил, или посмотрел ли сообщение;
- как выйти в Интернет не только дома, но и на улице (чаще пожилые не понимают, что такой Wi-Fi, а более молодые родственники подключили им его дома, поэтому при попытке выйти в сеть на улице приходится объяснять про
операторов сотовой связи, про их тарифы и т.п.).
Если говорить о категории 55—65 лет, то многие из них являются представителями еще работающего населения, но в силу ряда причин, возникла потребность в освоении компьютера, например:
1) В результате внедрения информационных технологий и необходимость их применения в своей деятельности без прохождения специальных курсов, ввиду того, что работодатель считает такую деятельность элементарной и всем понятной:
— как форматировать текст, как делать сноски в текстовом редакторе;
— как импортировать объекты из разных офисных приложений с возможностью их форматирования в текущем документе;
— как организовать сложные переходы на слайдах, использую гиперссылки и управляющие элементы.
Здесь же можно выделить профессиональные программные средства, как 3D-тех-нологии, БИМ-технологии, графические редакторы, информационные системы и т.п.
2) Выход на пенсию позволяет заняться своим любимым хобби, причем профессионально, поэтому здесь возникают следующие запросы:
— как открыть свой Интернет-магазин;
— как продвигать продукцию;
— как управлять контентом сайта/страницы/аккаунта;
— как проводить опрос.
3) Свободное время позволяет заняться собой и возможность делиться опытом с другими. Чаще такой круг запросов поступает от людей, связанных с образованием и психологией:
— как создать аккаунт в Ин-стаграм, как работать с данной социальной сетью;
— как делать карусель в сети Инстаграм;
— как сделать свои посты привлекательными;
— как привлечь аудиторию к своему аккаунту;
— как редактировать (совершенствовать) свои фотографии, чтобы лучше на них выглядеть.
В целом, респонденты до 60 лет активно используют Интернет для решения своих задач: умеют искать нужную информацию, смотрят видео онлайн, имеют аккаунты в социальных сетях, пользуются услугами электронного государства, но, в процессе опроса все 100% отмечают, что не хотят отставать от более молодого поколения.
В завершении исследования, перед респондентами были поставлены два вопроса «Считаете ли вы, что без обучения компьютерной грамотности пожилой человек может оказаться исключенным из современной жизни» и «Согласны ли вы с тем, что без компьютерных технологий в условиях современной жизни пожилые люди обойтись не смогут?». Стоит отметить, что 95,8% считают, что без обучения компьютерной грамотности пожилой человек может оказаться исключенным из современной жизни, 1,4% опрошенных не согласны с этим мнением и 2,8% затруднились с ответом. Второй вопрос показал, что 83,6% респондентов считают, что без компьютерных технологий в условиях современной жизни пожилые люди обойтись не смогут, 6,1% не согласны с данным утверждением и 10,3% затруднились с ответом.
Заключение
Люди в возрасте 61—80 лет чаще обращаются за помощью на курсы компьютерной и информационной грамотности, что связанно с тем, что данная группа респондентов находится уже на заслуженном отдыхе, больше располагает свобод-
ным временем для саморазвития и самореализации, а также в отличии от группы 55—60 лет имеет меньше опыта работы с ИКТ. Кроме того, исследование показывает, что группу обучаемых в основном составляют работники ручного труда, имеющие среднее специальное образование. У людей с высшим образованием, имеющие более фундаментальную подготовку, требование к содержанию курса возникает уже на более продвинутом уровне.
Несмотря на то, что все респонденты имеют условия (технические и программные) для решения задач с помощью компьютера и сети Интернет, практически все испытывают сложности или вообще не могут этого сделать. Зачастую более молодое поколение, обеспечив своих пожилых родственников достижениями современной науки и техники, не задумываются, как они будут использовать их. Тем не менее, сохраняя познавательный интерес, желание саморазвиваться, пожилые люди приходят со своими планшетами, ноутбуками, смартфонами на курсы и задают конкретные вопросы. Безус-
ловно, у каждого свои вопросы и проблемы, различный уровень компьютерной и информационной подготовки, но в отличие от более молодого поколения люди третьего возраста приходят с конкретными запросами. Компьютерные курсы в их жизни являются средством самосовершенствования и самореализации, а также некоторой возможностью не отставать от молодых и чувствовать себя более самоуверенно.
Анализ требований к содержанию компьютерной и информационной подготовки по возрастным группам (55—60, 61—70, 71—80 и группа старше 80 лет), показывает незначительный интерес к таким курсам со стороны аудитории в возрасте 55—60 лет. Данный факт обусловлен тем, что данная возрастная категория в данный момент находится в стадии информационного общества, становясь невольными зрителями перехода от встроенных систем к киберфизиче-ским, позволяющим соединить виртуальный и физический мир. Людей 55—60 лет уже не удивишь возможностями смартфона, они и сами актив-
но прибегают к его помощи, тогда, как обучаемые старше 65 лет предъявляют запросы, которые могут удовлетворить любые курсы компьютерной грамотности для людей третьего возраста.
Данный анализ актуализирует необходимость разработки курса информационной грамотности нового формата, обладающий характером гибкости, способствующей удовлетворению любой потребности в ликвидации проблем информационной деятельности на любом уровне: низком, среднем или продвинутом. Кроме того, быстро меняющиеся технологии вызывают необходимость обеспечения такой подготовки, которая позволит пожилому человеку в будущем разобраться с любой новой и неизвестной технологией, а не бежать каждый раз на новые курсы компьютерной и информационной грамотности.
Таким образом, данные исследования доказывают необходимость пересмотра существующих курсов компьютерной грамотности и разработки нового содержания и методов преподавания.
Литература
1. Общество 5.0 — японский подход к цифровизации экономического роста [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www. mitsubishielectric.ru/.
2. Gillia M. Boulton-Lewis. Education and Learning for the Elderly: Why, How, What // Educational Gerontology. 2010. Т. 36. № 3. С. 213-228. DOI: 10.1080/03601270903182877.
3. Лебедева И.П. «Серебряное цунами» в Японии // Азия и Африка сегодня. 2016. № 5(706). С. 43-49.
4. Фонд ООН в области народонаселения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.un.org/ ru/ecosoc/unfpa/.
5. World Health Organisation (WHO): What is active ageing? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/ageing/active_ageing/en/ index.html.
6. Грохотова Е.В. Сложности образования людей третьего возраста в России и за рубежом // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 1(26). С. 81-84.
7. Malec M. Poszukiwanie recepty na starosc — wyzwaniem dla edukacji doroslych. Refleksja nad uczeniem sig starosci przez cale zycie [Search for recipes for old age — a challenge for adult education: Reflection on the learning age throughout life]. In M. Malec (Ed.). Edukacyjne, kulturowe i spoleczne konteksty. 2011. 252 с.
8. Агапова О.В., Добринская Е.И., Ка-зин Ф.А. Информационно-коммуникационные технологии в образовании пожилых граждан // Информационные системы для научных исследований (IMS-2012): Труды XV Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2012). (Санкт- Петербург, 10—12 октября 2012). Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. СПб.: ООО «МультиПроджектСистемСервис» (МПСС), 2012. С. 375-379.
9. Авдеюк О.А., Хворост Т.С., Авдеюк Д.Н. Освоение новых информационных технологий как способ адаптации людей пенсионного воз-
раста в информационном обществе // Молодой ученый. 2014. № 8(67). С. 760-763.
10. Авдеюк О.А., Хворост Т. С. Особенности обучения компьютерной грамотности людей пенсионного возраста // Молодой ученый. 2015. № 4(84). С. 535-538.
11. Шалашова М.М. Повышение качества жизни людей зрелого возраста. Лучшие практики. Обмен опытом. Сборник. Составление и общая редакция: Гульнара Брик. 2017. С. 6064. Режим доступа: http://apsp.pro/download/ conf_2017.pdf.
12. Гасумова С.Е. Отношение пожилых людей к сети Интернет и мобильной телефонной связи // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 3(27). С. 161-171.
13. Итоги выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https:// rosstat.gov.ru/folder/313/document/63640.
14. Diaz-Lopez M., Lopez-Liria R., Aguilar-Parra J. M. & Padilla-Gongora D. Keys to active ageing: new communication technologies and lifelong learning // SpringerPlus. 2016. № 5(1). С. 768. DOI: 10.1186/s40064-016-2434-8/.
15. Шалашова М.М., Смирнова С.В. Московский серебрянный университет особен-
References
1. Obshchestvo 5.0 — yaponskiy podkhod k tsi-frovizatsii ekonomicheskogo rosta = Society 5.0 -Japanese Approach to Digitalization of Economic Growth [Internet]. Available from: https://www. mitsubishielectric.ru/. (In Russ.)
2. Gillia M. Boulton-Lewis. Education and Learning for the Elderly: Why, How, What. Educational Gerontology. 2010; 36; 3: 213-228. DOI: 10.1080/03601270903182877.
3. Lebedeva I.P. "Silver Tsunami" in Japan. Azi-ya i Afrika segodnya = Asia and Africa today. 2016; 5(706): 43-49. (In Russ.)
4. Fond OON v oblasti narodonaseleniya = United Nations Population Fund [Internet]. Available from: www.un.org/ru/ecosoc/unfpa/. (In Russ.)
5. World Health Organisation (WHO): What is active ageing? [Internet]. Available from: http:// www.who.int/ageing/active_ageing/en/index.html.
6. Grokhotova Ye.V. Difficulties in the education of people of the third age in Russia and abroad. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psik-hologiya = Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2019; 1(26): 81-84. (In Russ.)
7. Malec M. Poszukiwanie recepty na starosc -wyzwaniem dla edukacji doroslych. Refleksja nad uczeniem siç starosci przez cale zycie [Search for recipes for old age — a challenge for adult edu-
ности обучения в «третьем возрасте» // Материалы XVII международной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития». Под ред. В.П. Галенко, Н.А. Лобанова. 2019. С. 338-341.
16. González A., Ramírez M.P., & Viadel V. ICT Learning by Older Adults and Their Attitudes toward Computer Use // Current gerontology and geriatrics research. 2015. 849308. DOI: 10.1155/2015/849308.
17. Вылегжанина Е.Д., Симонова Г.И. Проект электронного обучения людей пожилого возраста компьютерной грамотности // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 28. С. 182-184.
18. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
19. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7.
20. Стратегия развития информационного общества в РФ [Электрон. ресурс] // Российская газета. Режим доступа: https://rg.ru/2008/02/16/ informacia-strategia-dok.html/.
cation: Reflection on the learning age throughout life]. In M. Malec (Ed.). Edukacyjne, kulturowe i spoleczne konteksty. 2011. 252 s.
8. Agapova O.V., Dobrinskaya Ye.I., Ka-zin F.A. Information and communication technologies in the education of senior citizens. Infor-matsionnyye sistemy dlya nauchnykh issledovaniy (IMS-2012): Trudy XV Vserossiyskoy ob"yedi-nennoy konferentsii «Internet i sovremennoye obshchestvo» (IMS-2012). (Sankt-Peterburg, 10-12 oktyabrya 2012). Sankt-Peterburgskiy natsion-al'nyy issledovatel'skiy universitet informatsion-nykh tekhnologiy, mekhaniki i optiki = Information systems for scientific research (IMS-2012): Proceedings of the XV All-Russian joint conference "Internet and modern society "(IMS-2012). (St. Petersburg, October 10-12, 2012). St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics. Saint Petersburg: LLC "MultiProjectSystemService" (MPSS); 2012: 375-379. (In Russ.)
9. Avdeyuk O.A., Khvorost T.S., Avdeyuk D.N. Mastering new information technologies as a way of adaptation of people of retirement age in an information society. Molodoy uchenyy = Young scientist. 2014; 8(67): 760-763. (In Russ.)
10. Avdeyuk O.A., Khvorost T.S. Features of teaching computer literacy of people of retirement
age. Molodoy uchenyy = Young scientist. 2015; 4(84): 535-538. (In Russ.)
11. Shalashova M.M Improving the quality of life of people of mature age. Best practics. Experience exchange. Sbornik. Sostavleniye i obshchaya reda-ktsiya: Gul'nara Brik = Collection. Compiled and edited by Gulnara Brik. 2017: 60-64. Available from: http://apsp.pro/download/conf_2017.pdf. (In Russ.)
12. Gasumova S.Ye. The attitude of older people to the Internet and mobile telephony. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya = Bulletin of the Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. 2016; 3(27): 161171. (In Russ.)
13. Itogi vyborochnogo federal'nogo statistich-eskogo nablyudeniya po voprosam ispol'zovaniya naseleniyem informatsionnykh tekhnologiy i infor-matsionno-telekommunikatsionnykh setey = Results of selective federal statistical observation on the use of information technologies and information and telecommunication networks by the population [Internet]. Available from: https://rosstat.gov.ru/ folder/313/document/63640. (In Russ.)
14. Diaz-Lopez M., Lopez-Liria R., Aguilar-Par-ra J. M. & Padilla-Gongora D. Keys to active ageing: new communication technologies and lifelong learning. SpringerPlus. 2016; 5(1): 768. DOI: 10.1186/s40064-016-2434-8/.
15. Shalashova M.M., Smirnova S.V. Moscow Silver University Peculiarities of Learning in the "Third Age". Materialy XVII mezhdunarodnoy konferentsii «Obrazovaniye cherez vsyu zhizn': ne-preryvnoye obrazovaniye v interesakh ustoychivogo razvitiya». Pod red. V.P. Galenko, N.A. Lobanova = Materials of the XVII International Conference
Сведения об авторах
Екатерина Вячеславовна Грохотова
Аспирант, ведущий инженер управления научно-исследовательских работ Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск, Россия Эл. почта: [email protected]
Бархатова Дарья Александровна
К.п.н., доцент
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск, Россия Эл. почта: [email protected]
"Education Throughout Life: Continuing Education for Sustainable Development". Ed. V.P. Galenko, N.A. Lobanova. 2019: 338-341. (In Russ.)
16. González A., Ramírez M. P., & Viadel V. ICT Learning by Older Adults and Their Attitudes toward Computer Use. Current gerontology and geriatrics research. 2015. 849308. DOI: 10.1155/2015/849308.
17. Vylegzhanina Ye.D., Simonova G.I. Computer literacy e-learning project for elderly people. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal Kontsept = Scientific-methodical electronic journal Concept. 2016; 28: 182-184. (In Russ.)
18. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2012 g. № 601 «Ob osnovnykh napravleni-yakh sovershenstvovaniya sistemy gosudarstvennogo upravleniya» = Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 No. 601 "On the main directions of improving the public administration system". (In Russ.)
19. Natsional'naya programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii», utverzhdennaya protokolom zasedaniya prezidiuma Soveta pri Prezi-dente Rossiyskoy Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proyektam ot 4 iyunya 2019 g. № 7 = National program "Digital Economy of the Russian Federation", approved by the minutes of the meeting of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects of June 4, 2019 No. 7. (In Russ.)
20. Strategy for the development of the information society in the Russian Federation [Internet]. Rossiyskaya gazeta = Russian newspaper. Available from: https://rg.ru/2008/02/16/informacia-strate-gia-dok.html/.(In Russ.)
Information about the authors
Ekaterina V. Grokhotova
Post-graduate student, leading engineer of the research and development department Siberian State Transport University, Novosibirsk, Russia
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Krasnoyarsk, Russia E-mail: [email protected]
Daria A. Barkhatova
Cand. Sci. (Pedagogical), Associate Professor Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Krasnoyarsk, Russia E-mail: [email protected]