Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОКОЛЕНИЯ "ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА"'

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОКОЛЕНИЯ "ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
584
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕТЕВЫЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДИГИТАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / САМОРАЗВИТИЕ / ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Птущенко Елена Борисовна, Хурум Роза Юнусовна, Мегрикян Ирина Геннадьевна

Цифровые технологии создали инновационную, технократическую, информационно-технологическую и цивилизованную реальность в социуме. Использование данных технологий позволяет успешно адаптироваться и социализироваться людям старшего поколения в современном мире. Целью статьи является проведение аналитического обзора использования новых информационных технологий и эффективных методов формирования цифровой грамотности людей «третьей возрастной категории». Рассмотрен ряд специализированных федеральных программ, общих и специальных технологий, обеспечивающих старшее поколение людей возможностями их социальной адаптации в информационном обществе. Выделены основные компетенции и формирующие их индикаторы. Показана главная особенность многих электронных информационных ресурсов, их полная открытость. Представлены современные интерактивные информационные технологии формирования цифровой грамотности. Их позитивные возможности - в повышении интереса старшего поколения к усвоению и применению информационных технологий в повседневной жизни. Выявлено, что данные обучающие программы и курсы формируют социальные убеждения и установки о формах поведения и общения, необходимых в цифровом обществе. В результате констатируется, что цифровая грамотность реализует новую информационную реальность социализации и адаптации людей «третьей возрастной категории» и выражается в их комфортном существовании в информационно-цифровом обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Птущенко Елена Борисовна, Хурум Роза Юнусовна, Мегрикян Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL LITERACY AS A TOOL FOR SOCIALIZING THE "THIRD AGE" GENERATION

Digital technologies have created an innovative, technocratic, information technology, and civilized reality in society. The use of these technologies makes it possible to successfully adapt and socialize older people in the modern world. The aim of this study is to conduct an analytical review of the use of new information technologies and effective methods for generating digital literacy for people of the third age category. A number of specialized Federal programs, general and special technologies are considered to provide the older generation of people with opportunities for their social adaptation in the information society. The main competencies and indicators forming them are identified. The main feature of many electronic information resources, their complete openness, is shown. Modern interactive information technologies of digital literacy formation are presented. Their positive opportunities are in increasing the interest of the older generation in the assimilation and application of information technologies in everyday life. It has been revealed that these training programs and courses form social beliefs and attitudes about the forms of behavior and communication necessary in a digital society. As a result, it is stated that digital literacy implements a new information reality of socialization and adaptation of people of the "third" age category and is expressed in their comfortable existence in an information and digital society.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОКОЛЕНИЯ "ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА"»

УДК 316.77:004.9 ББК 60.524.224.1 П 87

Е.Б. Птущенко,

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия, e-mail: [email protected]

Р.Ю. Хурум,

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия, e-mail: [email protected]

И.Г. Мегрикян,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Россия, e-mail: [email protected]

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОКОЛЕНИЯ «ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»

(Рецензирована)

Аннотация. Цифровые технологии создали инновационную, технократическую, информационно-технологическую и цивилизованную реальность в социуме. Использование данных технологий позволяет успешно адаптироваться и социализироваться людям старшего поколения в современном мире. Целью статьи является проведение аналитического обзора использования новых информационных технологий и эффективных методов формирования цифровой грамотности людей «третьей возрастной категории». Рассмотрен ряд специализированных федеральных программ, общих и специальных технологий, обеспечивающих старшее поколение людей возможностями их социальной адаптации в информационном обществе. Выделены основные компетенции и формирующие их индикаторы. Показана главная особенность многих электронных информационных ресурсов, их полная открытость. Представлены современные интерактивные информационные технологии формирования цифровой грамотности. Их позитивные возможности - в повышении интереса старшего поколения к усвоению и применению информационных технологий в повседневной жизни. Выявлено, что данные обучающие программы и курсы формируют социальные убеждения и установки о формах поведения и общения, необходимых в цифровом обществе. В результате констатируется, что цифровая грамотность реализует новую информационную реальность социализации и адаптации людей «третьей возрастной категории» и выражается в их комфортном существовании в информационно-цифровом обществе.

Ключевые слова: информационные технологии, интерактивные технологии, сетевые интернет-технологии, цифровизация, дигитализация, цифровая среда, цифровая грамотность, цифровые компетенции, информационная культура, саморазвитие, программно-технические средства, электронный информационный ресурс.

E.B. Ptuschenko,

Adyghe State University, Maykop, Russia, e-mail: [email protected] R.Yu. Khurum,

Adyghe State University, Maykop, Russia, e-mail: [email protected]

I.G. Megrikyan,

Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar,

Russia, e-mail: [email protected]

DIGITAL LITERACY AS A TOOL FOR SOCIALIZING THE "THIRD AGE" GENERATION

Abstract. Digital technologies have created an innovative, technocratic, information technology, and civilized reality in society. The use of these technologies makes it possible to successfully adapt and socialize older people in the modern world. The aim of this study is to conduct an analytical review of the use of new information technologies and effective methods for generating digital literacy for people of the third age category. A number of specialized Federal programs, general and special technologies are considered to provide the older generation of people with opportunities for their social adaptation in the information society. The main competencies and indicators forming them are identified. The main feature of many electronic information resources, their complete openness, is shown. Modern interactive information technologies of digital literacy formation are presented. Their positive opportunities are in increasing the interest of the older generation in the assimilation and application of information technologies in everyday life. It has been revealed that these training programs and courses form social beliefs and attitudes about the forms of behavior and communication necessary in a digital society. As a result, it is stated that digital literacy implements a new information reality of socialization and adaptation of people of the "third" age category and is expressed in their comfortable existence in an information and digital society.

Keywords: information technologies, interactive technologies, network Internet technologies, digitization, digitalization, digital environment, digital literacy, digital competences, information culture, self-development, program technical means, electronic information resource.

Человечество вышло на качественно новый этап своего развития, связанный с построением глобального информационно-цифрового общества, основной социальной ценностью которого являются знания и информация. При этом важным показателем структурных изменений в обществе становится информатизация, цифровизация и цифровая компетентность. В обществе меняется инфраструктура, представление информации, ресурсы, компетенции, которые, в свою очередь, становятся значимыми факторами социокультурной цифровой трансформации.

Изменения, которые несет циф-ровизация - цифровая трансмиссия информационных данных, происходят в науке, в образовании, в социальной, экономической и других сферах жизнедеятельности человека. Дигитализация (перевод информации в цифровую форму),

происходящая во всем мире, влияет на развитие межличностных коммуникаций в информационном обществе. Появляются новые социально-значимые понятия: цифровой мир, виртуальный мир, техносфера, полезные сервисы, цифровая грамотность и др., формирующие социальные убеждения, нормы и установки, формы поведения и общения, необходимые в цифровом обществе и влияющие на социальную активность.

Информатизация и цифровиза-ция «нацелены на формирование у людей цифровых компетенций принципиально нового типа, новых наборов soft- и hard-компетенций, дающих возможность работать в цифровой среде, реализовывать цифровые проекты, быть в будущем коммуникабельными, востребованными на рынке труда и социализированными в общество в новых условиях, условиях цифровой экономики»

[1]. Поэтому вопросы цифровых компетенций становятся особенно актуальными и существенными в нашем меняющемся мире. Важно, чтобы не только молодежь, решая свои образовательные, профессиональные и жизненные задачи, но и люди пожилого возраста могли оставаться полноправными участниками информационных процессов: работать с сетью и ее контентом, оформлять различные социальные льготы и другие документы в электронно-цифровом виде, заказывать продукты с доставкой, поддерживать связь с близкими при помощи различных сервисов в Интернете - в целом все это и есть составляющие цифровой грамотности [2]. Таким образом, «возрастная» цифровая грамотность реализует новую информационную реальность социализации и адаптации людей «третьей возрастной категории» и выражается в их комфортном существовании в информационно-цифровом обществе.

В процессе социального развития в таком обществе люди зрелого возраста должны принимать меняющийся мир и чувствовать себя естественно в цифровой среде, проявлять социальную активность и быть способными к объективной оценке получаемой информации.

Иногда мы слышим или читаем мнения людей, считающих, будто пожилым незачем учиться обращаться с гаджетами, Интернетом, контентом, ресурсами, несмотря на то, что характерной особенностью современного информационного общества считается острая потребность в формировании информационной культуры, умений человека в использовании информационных и коммуникационных технологий. Возможно, так рассуждают те, кто и в свои далеко не преклонные годы уже перестали интересоваться новым, инновационным и стремиться к саморазвитию.

Пополнять свой тезаурус никогда не поздно, и возраст в этом не является помехой. В этой связи

уместно вспомнить замечательные слова Генри Форда: «Любой, кто перестает учиться, стареет, и неважно, сколько ему лет: двадцать или восемьдесят. Любой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самая великая вещь в жизни — это сохранять свой разум молодым» [3].

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (ШАР) на основе международного опыта сформулировала индикаторы развития информационного общества, определяя цифровую грамотность как важнейший жизненный навык [4].

Выделяя цифровую грамотность как проблему нашего времени, особенно для людей старшего поколения, важно, основываясь при этом на мнениях ученых в социальной и информационной сферах, использовать различные методы и компьютерные технологии для решения данного вопроса.

Далее представим анализ роли цифровой грамотности в адаптации и социализации поколения «третьего возраста» к условиям современного информационного общества. Отметим, что формирование информационного общества и распространение новых цифровых технологий выступают значимым фактором социокультурных трансформаций, отражающихся, в том числе, и на возрастной динамике современного российского социума. Подразумевается, что сформированная цифровая грамотность и цифровые компетенции определят готовность и способность человека эффективно применять информационно-цифровые технологии во всех сферах жизнедеятельности.

Гражданам Российской Федерации предоставляется возможность доступа к полной, актуальной и достоверной информации по различным государственным и муниципальным услугам, в том числе в электронной форме. Поэтому одной из приоритетных задач государства является обучение компьютерной грамотности граждан пожилого

возраста и оказание им адресной социальной помощи.

По результатам исследования многопрофильного аналитического центра НАФИ, доля россиян, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, напрямую зависит от возраста человека. Так, наиболее высокие показатели индекса цифровой грамотности демонстрируют люди в возрасте до 44 лет, самые низкие значения цифровой грамотности имеют россияне в возрасте старше 60 лет [5].

Что касается компьютерных и информационных технологий, то прослеживаются определенные трудности у поколения 60+ в их освоении. Молодое поколение выросло в окружении современной техники и разнообразных гаджетов, впитало знания по обращению с компьютером чуть ли не с детсадовского возраста. Пожилым людям приходится куда тяжелее: незнание базовых понятий затрудняет восприятие, многие испытывают сложности с усвоением новой информации из-за того, что она никак не соотносится с их предыдущим опытом, сомневаются в своих способностях, потому что, к сожалению, не всегда получают поддержку своего окружения [3]. Воспитанные в другое время, они привыкли получать информацию из привычных источников СМИ, радио, телевидения, доверяя этим источникам. Но сейчас доступ к информации определяется как идентификация информационных источников, а также освоение способов сбора и получения информации, что является одним из базовых компонентов цифровой грамотности. Цифровая среда значительно увеличивает объем получаемых потенциальных источников знаний. Однако поиск информации в этой среде требует более изощренных навыков по управлению информацией. При использовании Интернета не всегда возможно применить существующие традиционные организационные или классификационные схемы

для оценки содержания источника. Например, книги и журналы могут оцениваться по репутации их издателя, но большинство веб-сайтов не имеют указаний на то, что они созданы уважаемым учреждением, заслуживающим доверия.

Оценка информации - вынесение суждений о ее адекватности, актуальности, пользе, качестве, релевантности или эффективности, играет здесь особую роль. Способность определить авторитетность или время создания источника информации, полученного онлайн, предполагает наличие навыков цифровой грамотности, которые человек может приобрести лишь в результате обучения и практического опыта. Таким образом, управление информацией стало насущной частью программ формирования цифровой грамотности, которая, в свою очередь, опирается на другие виды грамотности и обеспечивает обучающихся инструментарием для их развития [4].

Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. 164-р [6], рассматривает приоритетные направления государственной поддержки граждан старшего возраста:

- стимулирование занятости граждан пожилого возраста посредством создание условий для обучения компьютерной грамотности (также прописано в ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ») [7];

- повышение уровня финансовой грамотности граждан пожилого возраста;

- обеспечение доступа пожилых людей к информационным и образовательным ресурсам; развитие современных форм социального обслуживания;

- формирование условий для организации досуга граждан пожилого возраста.

В Российской Федерации реализуются важные федеральные проекты, среди которых можно выделить программу «Цифровая образовательная среда». Проект направлен на формирование и повышение уровня цифровых компетенций и знаний людей; организацию и использование Интернета и цифровых услуг. Во многих регионах страны на базе федерального проекта создаются адаптированные, адресные программы: «Основы компьютерной грамотности», «Социальная активность», «Новые возможности для каждого», «Социальные лифты для каждого» и другие, которые решают задачу компьютерной, цифровой грамотности.

Проект «Цифровая грамотность для людей старшего возраста» является актуальным в решении проблем по социальной адаптации пожилых людей в современной информационной среде, так как основной направленностью проекта является предоставление возможности пожилым людям посредством сети Интернет быть мобильными: пользоваться электронными устройствами и сервисами; общаться со своими близкими, живущими в других городах; получать интересующую их информацию и использовать ее в повседневной жизни.

Благодаря реализации таких проектов, люди «третьего возраста» получают общее представление о персональном компьютере, правилах и технике безопасности при работе в Интернете, набирают и форматируют тексты, обращаются с файлами и папками, самостоятельно выходят в Интернет, используют государственные порталы, сайты и приложения, а также различные гаджеты и мессенджеры. Для многих это - возможность разрешить максимум жизненных вопросов и реализовать себя в каких-либо новых областях деятельности, что, в свою очередь, делает более удобным, простым и мобильным решение множества задач, с которыми они

сталкивались в повседневной жизни. С помощью Интернета они, не выходя из дома, могут оплачивать коммунальные услуги, заказывать такси, видеть информацию о транспорте города, а также заказывать лекарства через приложение Апте-ка.ру. С помощью компьютера можно передать показания счётчиков в ЖКХ, отследить продвижение почтового отправления, узнать расписание транспорта, заказать билеты в театр, путевку в санаторий или в дом отдыха, записаться на приём к врачу и т.д. [8]. Трудно перечислить все возможности, которые предоставляют пользователю компьютерные технологии в повседневной жизни.

В целом эти проекты дают возможность старшему поколению адаптироваться в современном информационном обществе. Они помогают улучшить качество жизни, а также дают психоэмоциональную уверенность в себе, в своих поступках и действиях. Организаторы и практические исполнители проектов делают все возможное, чтобы решить существенную проблему в приобретении перечисленных навыков, которые не всегда доступно и легко даются людям старшего поколения. Тем пожилым людям, у кого есть дети и внуки, конечно, живётся легче: им помогут настроить компьютер, ноутбук, смартфон или совершить онлайн-платёж или онлайн-заказ. Как быть с другой категорией - одиноких пожилых граждан? На помощь приходят общественные волонтеры организованных федеральных и муниципальных социальных программ, проектов и досу-говых центров для людей старшего поколения.

Использование сети Интернет, цифровых технологий радикально расширяют возможности дистанционного обучения, что на сегодняшний день особенно актуально, когда в 2020 году во время пандемии COVID-19 особенно остро встал вопрос о прикладных навыках. Важно, чтобы люди старшего поколения

не растерялись и смогли, находясь на самоизоляции дома, понять, что все преграды преодолимы, если есть цель. Без мотивации нельзя достичь успеха никому и ни в одном деле. Если еще сомневаться, стоит ли изучать цифровые технологии, это означает не понимать, какие преимущества дает умение пользоваться компьютерными технологиями и Интернетом.

В конце 2018 года в России появился профстандарт для новой профессии - цифрового куратора. За рубежом цифровые кураторы - это технические специалисты, отвечающие за сбор и хранение данных. В России так будут называться консультанты в области развития цифровой грамотности. По-видимому, наиболее востребованы они будут среди людей пожилого возраста, преимущественно тех, кто много лет старался держаться от компьютеров и гаджетов подальше [9].

Если родные и близкие не смогли заинтересовать своих бабушек и дедушек, то, возможно, цифровые кураторы в этом помогут, объяснят преимущества цифровой техники и Интернета. Но пока неясно, когда люди старшего поколения в России начнут массово пользоваться услугами цифровых кураторов, и все же очевидно, что такая помощь им очень нужна. Чем можно заинтересовать старшее поколение? Например, рассказать о функционировании и использовании одной из систем: информационно-справочной системы; системы Госуслуг; системы «ГАРАНТ»; информационной системы «Социальная карта»; информационной системы «Образовательные услуги» и т.д. В наше время многие информационно-справочные услуги предоставляются электронно, с помощью Интернета и цифровых технологий. Это достигается благодаря созданию хорошо организованной, современной мобильной системы предоставления информации по запросам.

Еще, например, можно рассказать, что позволяет и дает Интернет:

- оформить регистрацию на портале Госуслуг, записаться в поликлинику и, не выходя из дома, отправлять заявления и другие запросы в самые разные инстанции;

- оплачивать жилищные услуги, налоги и другие платежи, напрасно не терять время в очередях на почте или в банке;

- найти информацию о товаре, лекарстве и месте, в котором нужный заказ стоит дешевле и соответствует предъявляемым требованиям;

- имея банковскую карту, осуществлять онлайн-банкинг, делать онлайн-покупки в интернет-магазинах с доставкой на дом;

- использовать аудиозвонки и видеозвонки бесплатной связи таких приложений, как WhatsApp, Viber, ¡Зкуре;

- осуществлять поиск информации и общемобильного контента с использованием различных мессен-джеров, соцсетей и порталов;

- уметь регистрироваться на различных порталах, обращаться с логинами и паролями, понимая, для каких целей это необходимо при работе в сети;

- быть информированными в вопросах цифровой, компьютерной безопасности, чтобы оградить себя от мошенничества.

По нашему мнению, этих факторов вполне достаточно, чтобы отбросить все сомнения и начать действовать, осваивать инновации, основы базовой компьютерной и цифровой грамотности. А тем, кто достиг базового уровня, приобретенные знания помогут, помимо чтения электронных книг, новостей, поиска единомышленников и расширения знаний о мире, получить прибавку к пенсии. Данный уровень знаний уже позволяет работать пользователю удаленно: делать переводы, выполнять корректуру текста, писать статьи, участвовать в форумах и даже создавать собственные блоги (таких примеров предостаточно). Освоение

компьютерных технологий открывает старшему поколению целый мир - общения, творчества, развлечений, обучения новому. Старость отступает, когда человек живет насыщенной, полноценной жизнью, и современные компьютеры и гадже-ты помогают сделать ее таковой [3].

Сейчас в мире всё больше пожилых людей, получающих услуги через Интернет, но ни одна страна не может утверждать о стопроцентной цифровой грамотности ее пожилого населения. Поэтому встает вопрос: «Чему в первую очередь нужно научить пожилого человека?». Многие ученые социологи, рассматривающие социализацию людей старшего поколения, полагают, что это должны быть базовые цифровые навыки (basic digital skills), то есть навыки, которыми владеет любой уверенный пользователь.

В частности, университет НТИ «20.35» и российские IT-компании запустили образовательный ресурс цифроваяграмотность.рф. С помощью этого онлайн-портала любой житель России сможет бесплатно обучиться безопасному и эффективному использованию цифровых технологий и сервисов, узнать о современных возможностях и угрозах цифровой среды, научиться соблюдать «цифровую гигиену» и обезопасить личные данные, изучая структурированную информацию в формате микрообучения. Университет НТИ «20.35» - это первый в России университет, обеспечивающий социальное развитие человека в цифровой среде. На этом ресурсе люди пожилого возраста могут с помощью родственников или волонтеров (представителей образовательных программ) освоить первое, что необходимо - базовые цифровые навыки.

Научившись пользоваться компьютером, можно использовать порталы государственных услуг, посещать любые сайты, общаться на форумах и в социальных сетях, читать и смотреть свежие мировые

новости, слушать интернет-радио, находить и читать книги, смотреть фильмы и картины великих режиссеров и художников, посещать виртуальные музеи мира. Можно в реальном текущем времени обмениваться письменными сообщениями с друзьями и родными, можно одновременно, используя Skype, видеть друг друга и вести разговор и многое другое.

В процессе рассмотрения проблемы социализации и адаптации поколения «третьей возрастной категории» посредством формирования цифровой грамотности нами были выделены индикаторы достижения цифровой компетенции для людей старшего поколения:

- использование информационно-коммуникационных технологий при поиске необходимой информации в процессе решения различных коммуникативных задач;

- осуществление организации процесса поиска информации в сети Интернет при использовании его контента, выполняя копирование, редактирование и сохранение информации для мобильного решение множества задач;

- взаимодействие с различными информационно-справочными системами для получения нужной информации;

- проявления мотивации и ответственности, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети, Skype);

- проявления информационной ответственности, позволяющей решать с помощью цифровых устройств и Интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей.

При работе с возрастной категорией людей (обучение, адаптация, социализация) необходимо учитывать следующие моменты: информация должна отвечать личным и социальным потребностям человека;

полученные знания, умения и навыки должны способствовать коммуникабельности. Пожилой человек должен быть главным действующим лицом в собственной траектории обучения. Контент и стиль занятий по программе курсов должны разрабатываться с учётом его интересов и ожиданий. Нередко предпочтение отдается моментам, связанным с осваиванием первичных цифровых знаний: как скачать, сохранить, запустить, удалить приложения; как подключиться к Wi-Fi, WhatsApp, Viber, Telegram, Skype и различным социальным сетям; как сделать фотографию на планшете; зарегистрироваться на Госуслугах;завести почту, записать видео и позвонить родственникам по Skype и др.

Но главным критерием приобретения знаний, по нашему мнению, является мотивация. Приступая к обучению, люди старшего возраста должны понимать, какие преимущества, понятные именно для них, дадут им новые результаты познания и освоения цифровых инноваций. Сейчас в России программы цифровой адаптации людей старшей возрастной группы есть во многих регионах, но в связи с пандемией пока приостановлены, но они возобновятся.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что цифровизация, компьютеризация и цифровые технологии способны активизировать социальное взаимодействие на разных уровнях; способствуют проявлению активной жизненной позиции; являются механизмом повышения качества жизни представителей поколения «третьего возраста».

Выделив компьютерную и цифровую грамотность как проблему XXI в. и рассмотрев вопросы решения этой проблемы, мы можем констатировать, что для современного человека необходимым является формирование цифровой компетентности как элемента культуры общечеловеческой и как обязательного

условия комфортного существования в социуме [10]. В целях преодоления информационной изоляции необходимо рассмотреть возможности решения обозначенной задачи и формирования цифровой грамотности пожилых людей.

Хотелось бы отметить, что в связи с этим формирование цифровой грамотности является одной из важнейших задач общества и государства, особенно для людей старшей возрастной категории, которым необходима адаптация к изменяющимся условиям и требованиям информационно-цифрового мира.

Документы Правительства Российской Федерации демонстрируют значимость для государства задач формирования и развития цифрового, информационного общества, цифровой образовательной информационной среды. В результате реализации программ и стратегий развития появляются качественные проекты и информационные ресурсы, способствующие решению проблемы цифровой компетентности.

В контексте данной работы были рассмотрены основные проекты государства, направленные на социализацию и формирование цифровой грамотности для всех в целом и для людей пожилого возраста в частности. Выделены некоторые информационно-технологические ресурсы, которые необходимы для формирования у них цифровых компетенций принципиально нового типа. Это позволило обрисовать общую картину в новой информационно-цифровой действительности, а именно - в социальной сфере, неразрывно связанной с цифровой трансмиссией информационных данных.

Цифровая трансформация как процесс модернизации информационного общества учитывает открывающиеся достоинства виртуального мира и позволяет в полной мере использовать потенциал цифровых технологий [11].

Авторами работы выделены индикаторы достижения цифровой

компетенции для людей старшего поколения с целью определения эффективности социализации и адаптации в быстро меняющемся мире. Рассмотрены особенности формирования цифровой компетенции у пожилых людей, с учетом некоторых моментов оказания помощи при адаптации к цифровым технологиям.

На наш взгляд, только формирование и развитие цифровых

компетенций в контексте адекватного информационного отражения действительности (социального моделирования с применением специальных для современной информационной среды методов и технологий) приближает нас к новому информационно-цифровому обществу. Поэтому включение людей пожилого возраста в информационную среду важно как для пожилого человека, так и для общества в целом.

Примечания:

1. Паспорт Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07декабря 2018 г. № 3) на период с 1 октября 2018 г. по 31 декабря 2024 г. URL: Ы^р://майскийуказ.рф/ЫЬ1^екаДеёега1пуергоек^у/ федеральный-проект-цифровая-образовательная.

2. Киселева О.М. Проблема адаптации пожилого населения к современной информационной среде // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4. URL: http://psycho1ogy.snauka.ru/2014/04/2959.

3. СамаринаА. «Возрастнепомеха!»: пенсионерыиИнтернет. Мнениепедагогапо компьютерной грамотности. 2019. URL: https://zen.yandex.com/media/tehnichka/ vozrast--ne-pomeha-pensionery-i-internet-mnenie-pe-5d31aecabc228f00b3011748.

4. Бесплатная электронная библиотека. Авторефераты, диссертации, методички, учебные программы, монографии. URL:http://diss.se1uk.ru.

5. Многопрофильный аналитический центр НАФИ. Исследования цифровой грамотности населения РФ. URL: https://nafi.ru.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». URL: https://mintrud.gov.ru/docs/ government/173

7. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/70291362/.

8. Киселева О.М. Преподавание основ компьютерной грамотности гражданам пожилого возраста // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6. URL: http: // psychology.snauka.ru/2014/06/3175 (дата обращения: 27.07.2020).

9. Доступность технологий и этичной разработки цифровых государственных услуг. Как стать цифровым куратором / Центр подготовки СДТО. URL: https:// habr.com/ru/company/cdtocenter/blog/519234/.

10. Птущенко Е.Б. Целесообразность применения перспективных информационных и компьютерных технологий в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2017. Вып. 2. С. 159-164.

11. Тимофеева Н.М. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков // Психология, социология и педагогика. 2015. № 7. URL: http://psychology. snauka.ru/2015/07/5573.

References:

1. Passport of the Federal project "Digital educational environment" (Appendix to the minutes of the meeting of the project committee on the national project "Education" dated December 7, 2018 No. 3) for the period from October 1, 2018 to

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

December 31, 2024. URL: http: / /mayskiyukaz.rf/biblioteka/federalnyeproekty/ federal-project-digital-educational

2. Kiseleva O.M. The problem of adaptation of the elderly population to the modern information environment // Psychology, Sociology and Pedagogy. 2014. No. 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2959

3. Samarina A. "Age is not a hindrance!": Pensioners and the Internet. The opinion of a computer literacy teacher. 2019. URL: https://zen.yandex.com/media/tehnichka/ vozrast--ne-pomeha-pensionery-i-internet-mnenie-pe-5d31aecabc228f00b3011748

4. Free electronic library. Abstracts, dissertations, manuals, educational programs, monographs. URL: http: //diss.seluk.ru

5. Multidisciplinary analytical center NAFI. Research of digital literacy of the population of the Russian Federation. URL: https://nafi.ru

6. On the Strategy of Actions in the Interests of the Elderly in the Russian Federation until 2025: Order of the Government of the Russian Federation dated February 5, 2016 No. 164-r. URL: http://base.garant.ru/71322816

7. On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ. URL: http://base.garant.ru/70291362/

8. Kiseleva O.M. Teaching the basics of computer literacy to elderly citizens // Psychology, Sociology and Pedagogy. 2014. No. 6. URL: http://psychology.snauka. ru/2014/06/3175 (date of access: 27.07.2020).

9. Technology availability and ethical development of digital public services. How to become a digital curator / SDTO Training Center. URL: https://habr.com/ru/ company/cdtocenter/blog/519234/

10. Ptushchenko E.B. Expediency of making use of advanced information and computer technologies in social work with children with disabilities // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Area studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political sciences and Cultural studies. 2017. Iss. 2. P. 159-164.

11. Timofeeva N.M. Digital literacy as a component of life skills // Psychology, Sociology and Pedagogy. 2015. No. 7. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/07/5573

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.