Научная статья на тему 'Формирование цифровых компетенций у людей «Третьего возраста»'

Формирование цифровых компетенций у людей «Третьего возраста» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые компетенции / информационные технологии / компьютерная грамотность / люди «третьего возраста». / digital competence / information technology / computer literacy / people of “the third age”.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. М. Каюгина

В статье раскрывается проблема необходимости формирования цифровых компетенций у лиц «третьего возраста». Обучение пожилых людей основам компьютерной грамотности – это средство социальной адаптации старшего поколения, инструмент преодоления типичных проблем старости (потребность в общении, разнообразие досуга, самообразование, получение государственных услуг в электронном виде, оплата счетов и заказ товаров на дом). Решение указанной проблемы возможно путем реализации различных социальных программ, благодаря которым сокращается цифровое неравенство между поколениями. При обучении людей «третьего возраста» необходимо учитывать возрастные психофизиологические особенности, использовать объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF DIGITAL COMPETENCIES IN PEOPLE OF “THE THIRD AGE”

The article deals with a problem of the need to form digital competencies in people of “the third age”. Teaching older people the basics of computer literacy is a means of social adaptation of the older generation, a tool for overcoming the typical problems of old age (the need for communication, a variety of leisure activities, self-education, receiving public services in electronic form, paying bills and ordering goods at home). The solution to this problem is possible through the use of various social programs that reduce digital inequality between generations. When teaching people of “the third age”, it is necessary to take into account age-related psychophysiological features, use explanatory-illustrative and reproductive methods.

Текст научной работы на тему «Формирование цифровых компетенций у людей «Третьего возраста»»

2. Novaya filosofskaya 'enciklopediya. https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia

3. Savva i dr. Usloviya gumanitarizacii vysshego professional'nogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Magnitogorsk: MAGU, 2008.

4. Tarhanova I.Yu. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya socializacii vzroslyh sredstvami dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14192

5. Volkova M.G. Adaptaciya kursantov voennogo vuza v usloviyah izmeneniya social'nojsredy. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Yaroslavl', 2003.

6. Povarenkov Yu.P. Sistemogeneticheskaya koncepciya professional'nogo stanovleniya cheloveka. Ideya sistemnosti v sovremennoj psihologii. Moskva, 2005: 260 - 285.

7. Koryakovceva O.A. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika v sovremennoj Rossii. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta Seriya 4: Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2016; № 1: 122.

8. Koryakovceva O.A., Bugajchuk T.V. Mehanizmy formirovaniya grazhdanskoj identichnosti kak social'no-politicheskogo fenomena grazhdanskogo obschestva. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie detej i molodezhi v 21 veke kak resurs lichnostnogo razvitiya cheloveka: tradicii, innovacii, perspektivy issledovaniya. Yaroslavl', 2018: 77 - 83.

9. Krotova M.N. O specifike individual'no-psihologicheskih osobennostej kursantov voennogo vuza na nachal'nom 'etape professionalizacii. Voprosy teorii i metodiki professional'nogo obrazovaniya. Yaroslavl', 2018: 143 - 147.

10. Tarhanova I.Yu., Bugajchuk T.V., Koryakovceva O.A., Kulikov A.Yu. Koncepciya socializacii vzroslyh sredstvami dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovani. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2016; № 1: 131 - 135.

Статья поступила в редакцию 25.03.20

УДК 374.7

Kayugina S.M., senior teacher, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia), E-mail: kayugina@yandex.ru

FORMATION OF DIGITAL COMPETENCIES IN PEOPLE OF "THE THIRD AGE". The article deals with a problem of the need to form digital competencies in people of "the third age". Teaching older people the basics of computer literacy is a means of social adaptation of the older generation, a tool for overcoming the typical problems of old age (the need for communication, a variety of leisure activities, self-education, receiving public services in electronic form, paying bills and ordering goods at home). The solution to this problem is possible through the use of various social programs that reduce digital inequality between generations. When teaching people of "the third age", it is necessary to take into account age-related psychophysiological features, use explanatory-illustrative and reproductive methods.

Key words: digital competence, information technology, computer literacy, people of "the third age".

С.М. Каюгина, ст. преп., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень, E-mail: kayugina@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ЛЮДЕЙ «ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»

В статье раскрывается проблема необходимости формирования цифровых компетенций у лиц «третьего возраста». Обучение пожилых людей основам компьютерной грамотности - это средство социальной адаптации старшего поколения, инструмент преодоления типичных проблем старости (потребность в общении, разнообразие досуга, самообразование, получение государственных услуг в электронном виде, оплата счетов и заказ товаров на дом). Решение указанной проблемы возможно путем реализации различных социальных программ, благодаря которым сокращается цифровое неравенство между поколениями. При обучении людей «третьего возраста» необходимо учитывать возрастные психофизиологические особенности, использовать объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.

Ключевые слова: цифровые компетенции, информационные технологии, компьютерная грамотность, люди «третьего возраста».

В эпоху цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека современные информационные и телекоммуникационные технологии открывают для людей беспрецедентные возможности. Широкий доступ к разнообразной информации позволяет каждому человеку самореализовываться, насыщать свой ежедневный досуг и улучшать качество собственной жизни [1, 2].

Формирование цифровых компетенций является актуальной задачей не только для людей молодого и среднего возраста, но и пожилые люди, лица «третьего возраста» не должны оставаться в стороне.

Граждане пенсионного возраста составляют одну из наиболее представительных социально-демографических групп российского общества [3]. Понятие «третий возраст» пришло из геронтологии. Геронтологи условно делят жизнь человека на три периода. Первый период (до 30 лет) - период познания мира, обучения и выбора профессиональной деятельности. Второй период, следующие 30 лет или около того, - это период семьи и активной работы. Начало третьего периода связано с выходом на пенсию. В России это до недавних пор было 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. В последнее время у геронтологов также сформировался четвертый период жизни - период долголетия, но этот термин используется редко [2].

Одной из наиболее важных проблем старости является социальная адаптация пожилых людей. Возрастные ограничения жизнедеятельности, психологические особенности, выход на пенсию, отказ от активной работы, изменение социальных и семейных ролей, снижение социального и семейного положения влекут за собой существенные изменения стиля, уровня и качества жизни и создают необходимость активной адаптации пожилых людей в новых условиях жизни [4].

Для успешного приспособления людей старшего возраста необходимы дополнительные ресурсы общества, направленные как на процесс адаптации человека к окружающей среде, так и на изменение самой окружающей среды для создания оптимальных условий жизни и самореализации пожилых людей. Одним из важнейших аспектов активизации представителей «третьего возраста» является информационно-просветительская работа [4].

Идея продолжения образования в старости была обозначена в проекте «Образование для граждан третьего возраста», разработанном в 1996 году обществом «Знание». Центральным элементом этого проекта является решение создать народные университеты «третьего возраста». Образовательные программы в университете создавались с учетом возрастных, психологических, личностных и когнитивных особенностей пожилых людей. В реализации образовательных программ для лиц «третьего возраста» используются не только тра-

диционные методы обучения взрослых (лекции, семинары), но и инновационные (творческие работы, эссе, ролевые и деловые игры, дискуссии и т.д.). Приобретенные в университете знания и навыки помогают пожилому человеку адаптироваться к современным условиям, понимать пенсионное законодательство, права потребителей, научиться поддерживать свое здоровье, эффективно вести домашнее хозяйство и т.д. [4].

Сегодня, при переходе к информационному обществу, современные цифровые технологии позволяют упростить жизнь пожилым людям. Они помогают найти необходимую информацию по интересующему вопросу, не теряя времени и денег. Интернет-ресурсы дают пожилым людям возможность записаться к врачу, получить выписку из электронной медицинской карты с результатами анализов или, например, оплатить счета за связь и ЖКХ. На порталах органов власти можно посмотреть законодательные и нормативные акты, регулирующие предоставление медицинских, юридических и социальных услуг, а также другую информацию, представляющую интерес для старшего поколения. В сети Интернет люди пенсионного возраста могут завести новые знакомства, создать круг общения по интересам и даже найти спутника жизни. Эти возможности очень ценны для них, поскольку многие пожилые люди часто чувствуют себя одинокими. «Всемирная паутина» может стать реальным, а иногда и единственным источником общения с внешним миром (для людей с ограниченными возможностями).

Такой популярный сервис, как 1Р-телефония ^куре, Viber, WhatsApp и др.), даёт возможность общения посредством более дешёвой и даже бесплатной междугородней и международной связи. Эта технология весьма популярна среди пожилых людей, многие из которых имеют родственников или друзей как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Возрастает активность пожилых людей в «социальных сетях» [5].

Однако не у каждого пожилого человека есть возможность приобрести компьютерную технику. Кроме того, для людей пенсионного возраста актуальна проблема компьютерной неграмотности. Различные учебные курсы для пожилых людей и обеспечение для них доступа к Интернету позволят значительно повысить эффективность социальной адаптации в современном мире, повысить качество жизни.

Обучение взрослых в России рассматривается как дополнительное профессиональное образование и развивается на основе местных и региональных инициатив [6]. Несколько лет назад началась реализация различных социальных программ, с помощью которых люди «третьего возраста» имеют возможность пройти бесплатное обучение компьютерной грамотности. Например, программа

«Азбука интернета», инициаторами, авторами и разработчиками которой стали ПАО «Ростелеком» - крупнейший в нашей стране провайдер и оператор связи, а также Пенсионный фонд России.

Программа «Азбука интернета» способствует решению целого ряда значимых социальных задач:

• социализация людей старшего поколения, продление активного долголетия;

• удовлетворение растущей потребности пожилых людей в компьютерной грамотности, сокращение цифрового неравенства между поколениями;

• обеспечение права пожилых людей на использование электронных государственных услуг и социальных Интернет-сервисов [7].

В Тюменской области с 2010 года и по настоящее время действует программа повышения компьютерной грамотности населения «Расширяя горизонты». За период существования программы прошли обучение более 100 тысяч человек, 48% из которых - это люди старше 55 лет [8]. В настоящее время в г Тюмени функционируют два учебных класса, мобильный класс выезжает по заявкам в районы области.

В рамках программы «Расширяя горизонты» проводятся обучающие семинары для слушателей начального, базового и продвинутого уровней, а также курс «Планшет для начинающих».

Проведенный автором в январе 2020 года опрос слушателей программы «Расширяя горизонты» показал, что 100% опрошенных положительно относятся к процессу обучения пожилых людей компьютерной грамотности.

На вопрос, что побудило слушателей заняться повышением компьютерной грамотности, 20% ответили - любознательность, 25% подтолкнули к этому родные, близкие, друзья, и большинство (55%) указали, что этого требует современное общество.

В качестве причины стремления пожилого человека изучать компьютер 10% слушателей указали желание не отстать от молодёжи, 25% - провести время с пользой, а 65% опрошенных преследуют цель самообразования.

Опрашиваемым было предложено присвоить ранг от 1 до 10, то есть расставить по значимости предложенные цели использования компьютера и ресурсов сети Интернет (табл. 1). По данным ранжирования видно, что на первое место слушатели ставят использование компьютера и сети Интернет для общения с друзьями и родственниками, далее следуют запись на приём в государственные учреждения, в том числе к врачу, а также изучение мировых новостей, просмотр фильмов, телепередач. Замыкают рейтинг покупки в Интернет-магазинах, поиск и прослушивание музыкальных композиций, поиск информации для выполнения рабочих поручений.

Таблица 1

С какими целями Вы используете компьютер и ресурсы сети Интернет? [9]

№ п/п Цели Ранг

1 Поиск информации для выполнения домашних заданий с внуками 6

2. Поиск информации для выполнения рабочих поручений 10

3. Поиск информации о любимых артистах, музыкантах, актёрах 7

4. Поиск и прослушивание музыкальных композиций 9

5. Общение с друзьями, родственниками и т.д. 1

6. Загрузка и чтение художественной и учебной литературы 5

L Покупки в Интернет-магазинах 8

8. Оплата счетов за ЖКХ, услуг провайдеров и связи, штрафов, налогов 4

9. Запись на приём в государственные учреждения, в том числе к врачу 2

10. Изучение мировых новостей, просмотр фильмов, телепередач 3

Преподавателям, работающим на курсах компьютерной грамотности с такими людьми, необходимо учитывать возраст обучаемых, поскольку у пожилых людей начинают проявляться психофизиологические особенности:

• снижается психическая гибкость и способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни;

• ухудшаются память и внимание;

• появляется своеобразный консерватизм («раньше было лучше»)

и др.

Библиографический список

Кроме того, для пожилых людей мотивация к учебе заключается в желании посредством обучения решить свои повседневные проблемы (научиться использовать Интернет-банкинг, получить возможность общения, развлечения и т.д.). Поэтому прежде чем начинать проходить новый материал, нужно доказать пожилым слушателям, зачем им это надо знать и уметь. Большей убедительности придают примеры из жизни. Опыт работы автора в качестве преподавателя курсов программы «Расширяя горизонты» показывает, что чаще всего люди старшего поколения с недоверием и нежеланием учатся использовать электронные госуслуги, электронные сервисы ЖКХ и онлайн-оплату. Они говорят, что им проще самим дойти до поликлиники, ТРИЦ, банка. Но жизненные обстоятельства всегда могут измениться. Например, сейчас, в условиях пандемии нахождение пожилых людей в общественных местах ставит их жизнь под угрозу. Необходимо научить слушателей в первую очередь освоить важные для них электронные сервисы, например, передача показаний счетчиков воды и электричества, запись к врачу или в ПФР, подачу заявлений и обращений в органы власти в электронном виде.

Преподавателю следует выяснить, у кого из слушателей, проходящих обучение компьютерной грамотности, дома отсутствует компьютер, и, поскольку у них нет возможности закреплять пройденный материал в домашних условиях, на занятиях требуется уделять таким людям больше внимания.

Для многих слушателей курсы обучения компьютерной грамотности - это возможность завести новые знакомства и расширить круг общения, поэтому следует оказать помощь при регистрации в социальных сетях и мессенджерах.

При обучении людей старшего поколения рекомендуется использовать объяснительно-иллюстративный метод, который заключается в том, что преподаватель, пользуясь различными средствами, сообщает специально подготовленную, систематизированную информацию, а слушатели воспринимают ее, осмысливают и фиксируют в памяти [10]. Для сообщения новой информации преподаватель может воспользоваться устным словом (лекция, объяснение), текстами (учебное пособие), наглядными средствами (картинки, таблицы, схемы, видеоролики), практическим показом способов деятельности (демонстрация работы на компьютере, процедуры регистрации в социальной сети и тому подобное).

Однако объяснительно-иллюстративный метод даёт возможность слушателям курсов усваивать знания, не обеспечивая при этом формирования у них опыта практической деятельности (навыков и умений). Поэтому необходимо также применять репродуктивный метод [10]. Преподаватель с помощью заданий организует воспроизведение слушателями показанных им способов деятельности. Например, сначала преподаватель демонстрирует, как отправить письмо по электронной почте, потом слушатели повторяют эту процедуру, отправляя письма друг другу.

Для более успешного овладения материалом занятий рекомендуется сначала дать информацию под запись, а после этого перейти к закреплению пройденного материала на практике. Это решает проблему с запоминанием материала. Находясь дома, без помощи преподавателя, слушатель может пошагово выполнить какие-либо действия, например, записаться к врачу через портал госуслуг

Обучение компьютерной грамотности невозможно без использования специальной терминологии, например, клавиша Esc не подписана словом-аналогом на русском языке, поэтому подобные термины нужно будет заучить. Сложные термины необходимо объяснить более доступным языком, например, «контекстное меню» - это список доступных команд («я могу ...»). Важно придерживаться золотой середины: неуместное употребление малопонятных слов (терминов, иностранных слов, профессионального жаргона) не будет способствовать пониманию между преподавателем и слушателями и, наоборот, чрезмерное упрощение речи может способствовать искажению материала. Нужно быть готовым к тому, что потребуется многократно повторять один и тот же материал.

У пожилых людей, как и у детей, более развито интуитивно-образное мышление. Необходимо, объясняя новый материал, использовать аналогии, ассоциации с привычными предметами. Например, так же как и в жизни, ненужные документы мы удаляем в «Корзину» на рабочем столе. Окно программы или папки на экране можно открыть двойным щелчком (по аналогии со стуком в оконное стекло, чтобы нам его отворили). Рассказывая о работе в Интернете, автор проводит параллель между Интернет-сайтом и книгой: они состоят из страниц, имеют содержание (меню), можно сделать закладку на нужную страницу.

Таким образом, меняющаяся социально-экономическая среда диктует необходимость приобретения цифровых компетенций людьми «третьего возраста», поскольку это эффективный способ улучшить качество жизни, расширить круг общения, почувствовать себя идущими в ногу со временем. Во многих регионах страны функционируют специализированные образовательные курсы для пожилых людей, где слушатели могут освоить основы компьютерных и Интернет-технологий. Однако преподавательская работа с людьми «третьего возраста» требует особых подходов, учитывающих возрастные психические и физиологические особенности.

1. Шахторин У.Н., Отекина Н.Е. Использование возможностей телекоммуникаций в образовании. Сборник материалов Ш Международной студенческой научно-практической конференции. Тюмень: ГАУ Северного Зауралья, 2018: 292 - 294.

2. Борисов А.Д. Функции, принципы, особенности, методологические подходы в аспекте формирования информационной грамотности лиц «третьего возраста». Международный научно-исследовательский журнал. 2016; № 4 (46): 19 - 22.

3. Белов С.В., Кашицын А.С. Теоретические основы процесса формирования информационно-медийной грамотности людей третьего возраста. Интернет-журнал «Мир науки». 2017; Т. 5, № 4. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN417.pdf

4. Савельева И. А. Роль образовательных и информационных технологий в социальной адаптации пожилых людей. Социальная адаптация и социальная реабилитация пожилых людей и инвалидов: комплексный подход: сборник научных статей. Балашов, 2009. Available at: https://refdb.ru/look/1080650-p3.html

5. Сорокин Г.Г Пожилые россияне в сети интернет. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011; № 2 (102): 187 - 189.

6. Каюгина С.М. Высшее профессиональное образование в условиях цифровой экономики. Современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине: сборник материалов Международной научно-практической конференции посвященной 60-летию кафедры Технологии производства и переработки продуктов животноводства и 55-летию кафедры Иностранных языков. Тюмень: ГАУ Северного Зауралья, 2019: 278 - 281.

7. Азбука интернета. Сайт программы по обучению пользователей старшего поколения работе на компьютере и в сети интернет. Available at: https://azbukainterneta.ru

8. Расширяя горизонты. Сайт социальной программы губернатора Тюменской области по повышению компьютерной грамотности населения. Available at: https://gorizont. admtyumen.ru

9. Белов С.В. Формирование информационной грамотности у людей третьего возраста. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2015.

10. Повышение компьютерной грамотности лиц среднего и старшего возраста: методическое пособие. Составитель Одегова К.А. Тюмень: ГАУ ДО ТО «РИО-Центр», 2019.

References

1. Shahtorin U.N., Otekina N.E. Ispol'zovanie vozmozhnostej telekommunikacij v obrazovanii. Sbornik materialov LII Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tyumen': GAU Severnogo Zaural'ya, 2018: 292 - 294.

2. Borisov A.D. Funkcii, principy, osobennosti, metodologicheskie podhody v aspekte formirovaniya informacionnoj gramotnosti lic «tret'ego vozrasta». Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2016; № 4 (46): 19 - 22.

3. Belov S.V., Kashicyn A.S. Teoreticheskie osnovy processa formirovaniya informacionno-medijnoj gramotnosti lyudej tret'ego vozrasta. Internet-zhurnal «Mir nauki». 2017; T. 5, № 4. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN417.pdf

4. Savel'eva I. A. Rol' obrazovatel'nyh i informacionnyh tehnologij v social'noj adaptacii pozhilyh lyudej. Social'naya adaptaciya i social'naya reabilitaciya pozhilyh lyudeji invalidov: kompleksnyjpodhod: sbornik nauchnyh statej. Balashov, 2009. Available at: https://refdb.ru/look/1080650-p3.html

5. Sorokin G.G. Pozhilye rossiyane v seti internet. Monitoring obschestvennogo mneniya: 'ekonomicheskie i social'nye peremeny. 2011; № 2 (102): 187 - 189.

6. Kayugina S.M. Vysshee professional'noe obrazovanie v usloviyah cifrovoj 'ekonomiki. Sovremennye napravleniya razvitiya nauki v zhivotnovodstve i veterinarnoj medicine: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii posvyaschennoj 60-letiyu kafedry Tehnologii proizvodstva i pererabotki produktov zhivotnovodstva i 55-letiyu kafedry Inostrannyh yazykov. Tyumen': GAU Severnogo Zaural'ya, 2019: 278 - 281.

7. Azbuka interneta. Sajt programmy po obucheniyu pol'zovatelej starshego pokoleniya rabote na komp'yutere i v seti internet. Available at: https://azbukainterneta.ru/

8. Rasshiryaya gorizonty. Sajt social'noj programmy gubernatora Tyumenskoj oblasti po povysheniyu komp'yuternoj gramotnosti naseleniya. Available at: https://gorizont. admtyumen.ru

9. Belov S.V. Formirovanie informacionnoj gramotnosti u lyudej tret'ego vozrasta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2015.

10. Povyshenie komp'yuternoj gramotnosti lic srednego i starshego vozrasta: metodicheskoe posobie. Sostavitel' Odegova K.A. Tyumen': GAU DO TO «RIO-Centr», 2019.

Статья поступила в редакцию 28.03.20

УДК 378.096

Ke Jingsong, Doctor of Sciences (Philology), senior lecture, Northeast Normal University (Changchun, China), E-mail: Kejs586@nenu.edu.cn

Wu Hao, Doctor of Sciences (Philology), senior lecture, Northeast Normal University (Changchun, China), E-mail: wuh512@nenu.edu.cn

THE SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT OF TEACHING JAPANESE IN CHINESE UNIVERSITIES. (The work is carried out with the National Social Science Foundation of China, project 16BSS021). The article systematically analyzes the 70-year history of teaching Japanese in higher education institutions in China. The Japanese language education has gone through three important historical periods of development: the restoration of Sino-Japanese diplomatic relations in 1972; the introduction of the reform and opening policy in 1978; and the significant expansion of student enrollment in 1999. Currently, China leads the world in a number of Japanese language learners. However, there is a number of problems in learning Japanese, in particular, the problem of uneven distribution of educational resources and the problem of a small number of studies of the practice of teaching Japanese. The paper offers a number of measures and recommendations, the application of which will help to improve the curriculum for learning Japanese, as well as help identify the most capable students.

Key words: teaching Japanese, Chinese universities, professional Japanese, personnel training, curriculum.

Кэ Цзинсун, д-р филол. наук, доц., Северо-Восточный педагогический университет, г. Чанчунь, E-mail: Kejs586@nenu.edu.com

УХао, д-р филол. наук, доц., Северо-Восточный педагогический университет, г. Чанчунь, E-mail: wuh512@nenu.edu.com

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОТДЕЛЕНИЯХ ЯПОНСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗАХ КИТАЯ

Работа выполнена при финансовой поддержке НОФ КНР, проект 16BSS021.

В статье систематически анализируется 70-летняя история обучения японскому языку в высших учебных заведениях Китая. Обучение японскому языку прошло три важных исторических периода развития: восстановление китайско-японских дипломатических отношений в 1972 году; введение политики реформы, открытие в 1978 году отделений по обучению японскому языку в вузах и значительное расширение приема студентов в 1999 году. В настоящее время Китай лидирует по численности лиц в мире, изучающих японский язык. Однако в изучении японского языка существует ряд проблем, в частности проблема неравномерного распределения учебных ресурсов и малого количества исследований практики преподавания японского языка. В данной работе предлагается ряд мер и рекомендаций, применение которых будет способствовать улучшению учебных программ для изучения японского языка, а также поможет выявить наиболее способных обучающихся.

Ключевые слова: обучение японскому языку, вузы КНР, отделение японского языка, обучение персонала; учебные программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно последним данным, опубликованным Японским фондом в октябре 2019 года, в мире около 3 млн 850 тыс. человек изучают японский язык. Среди них первое место занимают граждане КНР (более 1 миллиона человек; по данным исследований 2012 и 2015 годов - 1 050 000 и 950 000 человек соответственно), две третьи из которых изучают японский язык в вузах [1].

Обучение японскому языку в вузах Китая делится на три категории: японский язык как специальность, японский язык как первый иностранный язык (но не специальность), японский язык как второй иностранный язык (но не специальность). Следует отметить, что имеется серьезное отличие в обучении японскому языку как специальности от обучения английскому языку как неспециальности: японскому языку как специальности обучаются, как правило, «с нуля», так как в школах преподавание японского языка ведется мало.

Весь учебный процесс начинается с обучения основам японского языка: хираганам, катаканам и произношению. При этом в результате четырехлетнего обучения японскому языку необходимо сформировать те же компетенции, что и у изучающих английский язык (при этом в общей сложности изучение английского языка длится 10 лет). В связи с этим процесс изучения японского языка имеет ряд особенностей.

На основе обобщения исторического опыта необходимо искать способы усовершенствования обучения в контексте новой эры. При этом за последние десять лет не появилось ни одного глубоко педагогического исследования. Можно назвать только исследования Сюй Минмина (2002) [2], Чжан Пейся (2009) [3], Сюй Гана (2011) [4] и т.д. В данной статье рассматривается история обучения японскому языку в течение 70 лет с момента основания КНР, а также предлага-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.