УДК 342.59 ББК 67.300
современный конституционно-правовой аспект понимания избирательной системы
СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА АКИМОВА,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Представлен современный подход к пониманию избирательной системы с точки зрения конституционного права и на этой основе приводится ряд выводов.
Ключевые слова: избирательная система, выборы, государственные органы, избирательные системы.
Annotation. The article shows a modem approach from the point of view of constitutional law on the understanding of the electoral system and on this basis provides a number of conclusions.
Keywords: the electoral system, elections, government agencies, the electoral system.
Под избирательной системой в Российской Федерации большинство исследователей понимают порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, проводимых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, муниципальными правовыми актами.
Так, по мнению ряда ученых, избирательная система — это реально существующий в данном государстве порядок выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. Избирательная система охватывает совокупность как юридических правил (избирательное право), так и фактически сложившихся обычаев, на основе и с учетом которых проводятся выборы. Понятием «избирательная система» обозначают также те или иные применяемые в разных странах модели организации и проведения выборов — например, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система и др.1
В своих исследованиях ученые-конституционалисты отмечют важное значение избирательной системы для функционирования политической системы. По их мнению, понятие «избирательная система» «представляет собой совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования. Введение той либо иной избирательной системы в определенной мере является результатом соотношения политических сил в обществе».
М.В. Баглай считает, что понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл, когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы2.
Тем не менее, учитывая данные мнения, представляется необходимым сделать определенные уточнения. При определении понятия «избирательная система» мы должны исходить из универсального принципа системности в том плане, как мы употребляем понятия:
«политическая система», «экономическая система», «духовная система», «социальная система», «правовая система» и др. В рамках избирательной системы мы должны выделить се структурные элементы: избирательную организацию (государственные органы власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, политические организации и общественные объединения, СМИ и т.д.), избирательное законодательство и избирательные отношения.
При этом избирательная организация как совокупность определенных структурных элементов системы является более стабильной и устойчивой частью избирательной системы, ее костяком, которая организует проведение выборов и на основе которой организуется выборный процесс; избирательное законодательство составляет правовую базу избирательной организации и избирательных отношений и устанавливает правила их функционирования; избирательные отношения — линии связи и взаимосвязи между структурными элементами избирательной организации, субординированные и направленные — являются более подвижной частью избирательной системы и дают содержательную характеристику самой избирательной системы. Безусловно, при таком подходе мы вправе выделить в избирательной системе и нормы правовых актов, и правовые обычаи, традиции, и определенные уровни электоральной культуры3.
Термин «избирательная система» имеет два значения. В широком смысле под избирательной системой понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов различного уровня: федеральных, региональных, муниципальных. Именно в таком смысле термин «избирательная система России» употребляется в средствах массовой информации в преддверии или в процессе избирательной кампании по выборам парламента или Президента РФ, представительного органа государственной власти субъектов РФ, главы муниципального образования или представительного органа местного самоуправления. В узком смысле термин «избирательная система» представляет собой способ распределения мандатов между кандидатами или списками кандидатов. И если избирательная система в широком смысле может включать в себя отношения как урегулированные, так и не урегулированные нормами права, то в узком смысле избирательная система — это всегда система установленных избирательным законодательством правил, процедур, критериев, с помощью которых определяются результаты голосования.
Что касается понятия «избирательное право», то,
как отмечают многие исследователи, оно представляет собой по существу взаимосвязанную совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с правом граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, местного самоуправления и на выборные должности исполнительной власти, а также регулирующие отношения, связанные с порядком осуществления этого права. Например, Б.С. Эбзеев и А.С. Прудников определяют избирательное право как совокупность правовых норм, регулирующих субъективное избирательное право российских граждан и порядок реализации этого права4.
Как известно, в ныне действующей Конституции РФ отсутствует глава об избирательной системе, однако в ней закреплены важнейшие принципы, которые позволили формировать основные параметры ныне существующей выборной модели и избирательного законодательства в целом. Не следует упускать из виду и тот факт, что избирательное законодательство мы выстраиваем не только с учетом принципов международного права, но мы исходим из них, и в этом значительное его отличие от прежних этапов развития электорального процесса.
Использование той или иной избирательной системы в определенной мере — результат соотношения политических сил в обществе. От того, какая избирательная система используется, результаты выборов при одинаковых результатах голосования могут быть различными. Взвешивая свои возможности в рамках каждого вида избирательных систем, политические силы выбирают наиболее выгодный им вариант формирования выборного органа.
Наиболее распространены три вида избирательных систем: мажоритарная, непропорциональная (полумажоритарная) и пропорциональная.
Так называемая «смешанная» система выборов, которая, к сожалению, получила закрепление в большинстве учебных изданий и комментариях, была введена в России в 1993 г. и просуществовала до 2006 г. Фактически здесь речь шла не об одной системе, а о двух самостоятельных, применяемых в одних выборах, что дезориентировало избирателей, дробило электорат, размывало электоральные предпочтения, приводило к нестабильности парламента или, в обратном случае, к его стагнации. Название системы «смешанная», конечно, было ошибочным, поскольку никакой она смешанной не была. Как известно, смешанная система выборов является разновидностью пропорциональной избирательной системы, где действуют имен-
но закономерности данной системы. Наша же система ничего общего не имела со смешанной системой выборов. Ее можно было бы назвать полюсной, поскольку функционировали два самостоятельных типа избирательных систем в их крайней полюсной антагонич-ности, задающие ход противоположным колебаниям маятника, по сегменту которого вырисовывается весь спектр существующих на сегодняшний день разновидностей современных избирательных систем5. Современные избирательные системы связаны с появлением представительных учреждений парламентского типа: кортесов в Испании, парламента в Англии, Генеральных Штатов во Франции. Именно в этих странах реа-лизовывалась идея формирования представительства, основанная на принципах большинства, а позднее и пропорционального представительства различных политических сил, участвующих в выборах.
Федеральным законом от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации»6 (в ред. от 24.11.2014 г.) предусматривается смешанная система выборов депутатов Государственной Думы. Документом предусматривается проведение выборов депутатов нижней палаты парламента на основе смешанной избирательной системы. В соответствии с ней 225 депутатов избирается по одномандатным избирательным округам (один депутат — один округ), а другая половина — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.
При этом кандидаты-одномандатники смогут выдвигаться либо самостоятельно, либо от партий. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков (численностью от 200 до 400 кандидатов) будет осуществляться политическими партиями. Беспартийные кандидаты смогут выдвигаться по партийным спискам (в общефедеральную часть допускается включать не более 10 таких кандидатов).
Дополнен перечень ограничений пассивного избирательного права граждан. Так, депутатами Госдумы теперь не смогут стать осужденные к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (за исключением случаев снятия или погашения судимости по истечении 10 и 15 лет соответственно).
Для участия в выборах новым партиям потребуется собрать не менее 200 тыс. подписей граждан РФ (не более 7 тыс. в одном субъекте РФ). При этом от сбора подписей освобождаются партии, набравшие на предыдущих выборах не менее 3% голосов избирателей, принявших
участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а также партии, которые были допущены к распределению мандатов на прошлых выборах в Госдуму.
По результатам выборов по федеральному избирательному округу к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие не менее 5% голосов избирателей.
Наблюдателям и представителям СМИ предоставлено право осуществлять в помещении для голосования фото- и видеосъемку. В день выборов на избирательных участках можно устанавливать средства видеонаблюдения и трансляции хода выборов и подсчета голосов в Интернете.
По словам Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, новый порядок формирования Госдумы повысит конкуренцию на выборах. Спикер отметила, что в Госдуму теперь смогут выдвигаться независимые кандидаты — активные люди, болеющие за страну, готовые участвовать в решении острых социальных, экономических и иных проблем. «Это приблизит депутатов Государственной Думы к избирателям, повысит их ответственность перед нашими согражданами за исполнение обещаний, данных на выборах».
Мажоритарные избирательные системы считаются старейшими — именно с них начали проводиться выборы в парламенты. Мажоритарные системы — самые многочисленные, приоритетные как в историческом плане (выборные процедуры до XIX в. строились исключительно на принципах большинства, т.е. мажоритарных основах), так и по представительству в современном спектре избирательных систем.
Особенность мажоритарных систем — их ориентированность на двухпартийные структуры общества, допустим, республиканцев и демократов (США), консерваторов и лейбористов (Англия).
Сформированный таким образом представительный орган власти является устойчивым, стабильным, функциональным. Это плюс данной избирательной системы. Минусом будет то, что этот представительный орган власти при определенных условиях, например при доминировании данной партии в других представительных органах и в органах высших должностных лиц, превращается из стабильного в стагнирующий, когда уже интересы не избирателей, а партийные начинают предопределять функциональную деятельность представительного органа, и государственные интересы преломляются через призму партийных.
Ориентация на двухпартийность — еще один значительный минус мажоритарной системы, заключаю-
щийся в том, что система не ориентируется на многопартийность и не стимулирует се. Попытки преодолеть этот дефект мажоритарной относительной системы введением многомандатных округов лишь в незначительной части исправляют дело, создавая призрачную возможность для других партий быть представленными в выборном органе. Но решить радикально эту проблему в рамках мажоритарной системы не представляется возможным.
Вместе с тем мажоритарные системы имеют и другие очень значительные минусы. Это большая потеря голосов избирателей. Поскольку учитываются только голоса победителя в округе, то другие голоса просто пропадают. Поэтому для системы в целом (за малым исключением) характерны низкий уровень легитимации депутатов, незначительное представление не только партийных интересов, но и интересов электоральною корпуса, а также незначительный спектр представляемых ими общественно-политических сил. Попытки преодолеть эти недостатки в рамках введенной позже абсолютной мажоритарной системы решают данную проблему лишь отчасти. Правда, эта избирательная система заставляет всех кандидатов и политические партии максимально «выкладываться» на выборах, поскольку здесь нужен только победитель. Второе место ничего не дает.
В заключении необходимо отметить, что в последнее время избирательным системам уделяется пристальное внимание. Российское избирательное законодательство находится сейчас в стадии совершенствования, обусловленного происходящими в обществе процессами. Совершенствование избирательного законодательства не ограничится принятием соответствующих законов, оно будет продолжать развиваться и изменяться. И именно избирательные системы являются наиболее тонкими индикаторами реальных политических процессов, а потому введение их в юридическую практику требует тщательной регламентации.
1 Подробнее см.: Конституционное право России: учебник для студентов вузов / под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С.322.
2 См.: Конституционное право России: учебник для студентов вузов / под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С.324.
3 Избирательное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.О. Лучина — 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДА-НА: Закон и право, 2010. С. 104—110.
4 Подробнее см.: Конституционное право России: учебник для студентов вузов / под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С.323.
5 Избирательное право: Учебное пособие / под ред. К.К. Га-санова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013. С. 137.
6 СЗ РФ. 2014. № 8. Ст. 740.
Мифы современной общеправовой теории. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Серия «Научные издания для юристов». В.П. Малахов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 151 с.
В монографии представлен ряд проблем отечественной общеправовой теории, анализируемых на предмет присутствия в их понимании и решении элементов мифичности. В основу положена идея об имманентности мифологического мышления общественной теории вообще и общеправовой — в частности. Миф — не архаизм, не реликт, не пережиток в современном мышлении, а выражение его глубинного пласта, постоянно актуализируемого в процессе познания правовых феноменов. Устранение мифологического компонента из общей теории права и государства лишает ее возможности полноценно выполнять мировоззренческую и идеологическую функции.
Работа предназначена для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений юридического профиля, а также для всех, кто интересуется теоретическими проблемами правовой жизни современного общества и личности, функционирования права и государства, занимается научными исследованиями.