Научная статья на тему 'Современные тенденции развития избирательного права в Российской Федерации'

Современные тенденции развития избирательного права в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1841
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / SUFFRAGE / ВЫБОРЫ / ELECTIONS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ВЫБОРНЫЕ ОРГАНЫ / ELECTED BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акимова Светлана Анатольевна.

Исследуются вопросы становления и развития современного избирательного права в России, показываются последние изменения законодательства в этой сфере; делаются соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern trends in the development of lectoral law in the Russian Federation

Examined the issues of formation and development of modern electoral law in Russia, showed recent changes in the legislation in this area and draws conclusions.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития избирательного права в Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.821 ББК 67.400.5

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА АКИМОВА,

старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

E-mail: 203.019@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследуются вопросы становления и развития современного избирательного права в России, показываются последние изменения законодательства в этой сфере; делаются соответствующие выводы. Ключевые слова: избирательное право, выборы, развитие, выборные органы.

Annotation. Examined the issues of formation and development of modern electoral law in Russia, showed recent changes in the legislation in this area and draws conclusions.

Keywords: suffrage, elections, development, elected bodies.

Значительная часть норм конституционного права регулирует вопросы, непосредственно связанные с формированием в Российской Федерации гражданского общества, строительства новой государственности. Основой этого процесса служат демократические выборы при гарантированной альтернативности и открытости для общественного контроля. Они выступают исходным принципом организации органов государственной власти и местного самоуправления: в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами избирается Президент РФ, путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, представительные и другие выборные органы и должностные лица местного самоуправления.

Одна из форм осуществления суверенитета народа - выборы. Они признаются Конституцией РФ высшим непосредственным выражением власти народа (ст. 3).

Начало процессу создания современной новой избирательной системы положили указы Президента РФ и утвержденные ими в 1993 г. Положения о выборах членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ1, в которых были сформулированы новые институты избирательного права.

За прошедшее время законодательные органы субъектов Федерации приняли ряд законов, направленных на регулирование избирательного права, определяющего вопросы осуществления и передачи власти и избирательного процесса как важнейшей составляющей политико-правового процесса, обеспечивающего непрерывность и преемственность власти.

Вместе с тем, реформирование избирательной системы на современном этапе предполагает новые концептуальные подходы к анализу как модели формирования представительных органов власти, так и самой системы избирательного права, состоянию избирательного законодательства, что имеет непосредственное отношение к демократизации общества, характеризует природу государственной власти2.

Стоит отметить нестабильность избирательного законодательства. В течение непродолжительного времени в избирательное законодательство внесены сотни поправок, четырежды кардинально переработаны базовые законы о выборах. Помимо того, что средняя продолжительность действия федеральных законов, регулирующих порядок проведения конкретных выборов, составляла срок действия избранного соответствующего органа государственной власти (четыре года), сами законы отличались низким качеством. Например, Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы» со дня вступления в силу до дня первого применения на выборах восемь раз подвергался изменениям. А после этого за 2009-2014 гг. - более 15 раз. Поэтому требуют осмысления положения ныне действующего Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы»3 (в ред. от 24 ноября 2014 г.), связанные с отказом сначала от формирования представительного органа на федеральном уровне по мажоритарной избирательной системе и переходом к выборам только по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки канди-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

датов, с изменениями в составлении федеральных избирательных списков, их структуре, с увеличением избирательного порога до 7%, и с другими нововведениями законодателя. В настоящее время (с февраля 2014 г.) предусматривается проведение выборов депутатов нижней палаты парламента на основе смешанной избирательной системы. В соответствии с ней 225 депутатов избирается по одномандатным избирательным округам (один депутат - один округ), а другая половина - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

Дальнейшие принятые изменения избирательной системы, такие как: исключение избирательных блоков из числа участников избирательного процесса, ужесточение требований к проценту недостоверных или недействительных подписей избирателей, установление единого дня голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления, изменение статуса депутата Государственной Думы, фактически введение императивного (фракционного) мандата - позволяют сделать вывод о значительном и глубоком реформировании как избирательной системы, так и избирательного права в целом.

Были введены дополнительные основания для отказа в регистрации в качестве кандидатов лиц, чья деятельность носит экстремистский характер. Так, не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления. Кроме того, подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не могут быть избранными, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию4.

Обращают на себя внимание изменения, которые коснулись сокращения минимального количества региональных групп в федеральном списке кандидатов. Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 24 ноября 2014 г.) федеральный список кандидатов может быть разбит на общефедеральную и региональную части.

В региональную часть входят региональные группы кандидатов, соответствующие группе граничащих между собой субъектов Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации, которая включает в себя территорию одномандатного избирательного округа или территории двух и более граничащих между собой одномандатных избирательных округов. В

региональной части федерального списка кандидатов должно быть указано, какой группе субъектов Российской Федерации (с указанием наименований субъектов Российской Федерации), какому субъекту Российской Федерации, какому одномандатному избирательному округу или каким одномандатным избирательным округам (с указанием наименований и номеров одномандатных избирательных округов) соответствует каждая региональная группа кандидатов, а также должен быть указан номер каждой региональной группы кандидатов. При отсутствии в федеральном списке кандидатов общефедеральной части, весь список разбивается на региональные группы кандидатов в соответствии с требованиями настоящей статьи.

В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 400 кандидатов, региональных групп кандидатов должно быть не менее 35. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более десяти кандидатов. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать всю территорию Российской Федерации.

Сделан ряд уточнений, связанных с порядком наделения депутатским мандатом победивших кандидатов на выборах, если по каким-либо причинам их депутатский мандат остается вакантным, в том числе в случае отказа победившего кандидата на выборах от него. Стоит отметить, что кандидат, по каким-либо причинам отказавшись от депутатского мандата, не исключается из федерального списка и может опять участвовать в перераспределении мандатов, правда, не более двух раз. Это, естественно, не относится к кандидатам, полномочия которых были, в соответствии с законом, досрочно прекращены.

В гл. 20 КоАП РФ (Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность)5 добавлена ст. 20.29 (Производство и распространение экстремистских материалов), устанавливающая административную ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, вкчюченных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения. При этом в акты избирательного законодательства, в статьи об избирательных правах граждан Российской Федерации внесены изменения, закрепляющие отсылку не только к ст. 20.3, но и к ст. 20.29, в соответствии с которыми гражданам отказывается в реализации пассивных избирательных прав за совершение административных правонарушений по основаниям, предусмотренным ст. 20.3 и 20.29 КоАП РФ6.

Такие фундаментальные изменения не могли не затронуть реализации избирательных прав граждан России в рамках введенной измененной избирательной системы, но еще недостаточно отработанной и адаптированной к современным условиям. Вместе с тем, столь значительные изменения избирательного законодательства при условии их конституционно-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

сти свидетельствуют о недопустимой фрагментарности положений Конституции РФ о выборах. Избирательные права не могут так часто, в зависимости от грядущих выборов, менять свойственное им конституционное содержание7.

Образование одномандатных избирательных округов осуществляется на основе единой нормы представительства избирателей, определяемой на один округ, что обеспечивает примерное равенство округов по числу избирателей. Схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом сроком на 10 лет. Так, в соответствии со ст.12 указанный федеральный закон должен быть опубликован не позднее, чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных избирательных округов. В случае, если такой федеральный закон не опубликован в указанный срок, новая схема одномандатных избирательных округов утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем через один месяц со дня истечения этого срока. В случае роспуска Государственной Думы на досрочных выборах депутатов Государственной Думы применяется прежняя схема одномандатных избирательных округов.

На выборах депутатов Государственной Думы кандидаты выдвигаются непосредственно и в составе федеральных списков кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путём самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатами, наряду с членами политической партии, беспартийных граждан, число которых в федеральном списке кандидатов не может превышать 50% от общего числа кандидатов, включённых в список. Политическая партия не вправе выдвигать кандидатами граждан, являющихся членами иных политических партий, а также кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения.

Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, имеет право назначить не более 500 представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Федеральным законом представлять политическую партию по всем вопросам, связанным с ее участием в выборах депутатов Государственной Думы (далее также - уполномоченные представители политической партии). Из числа указанных представителей политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам (далее также - уполномоченные представители политической партии по финансовым вопросам).

Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, по предложению своего регионального отделения назначает уполномоченных представителей по финансовым вопросам, наделенных полномочиями по распоряжению средствами избирательного фонда данного регионального отделения и иными свя-

занными с этим полномочиями (далее также - уполномоченные представители регионального отделения политической партии по финансовым вопросам).

Уполномоченные представители назначаются решением съезда политической партии либо решением органа, уполномоченного на то съездом политической партии. В решении указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства каждого уполномоченного представителя, а также его полномочия. Для уполномоченного представителя политической партии по финансовым вопросам или уполномоченного представителя регионального отделения политической партии по финансовым вопросам указывается также, что он имеет право подписи платежных (расчетных) документов.

Списки уполномоченных представителей представляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по установленной ею форме. В списках указываются сведения об уполномоченных представителях, номер телефона каждого уполномоченного представителя, а для уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам и уполномоченных представителей регионального отделения политической партии по финансовым вопросам также сведения о том, что они являются соответствующими уполномоченными представителями по финансовым вопросам, и объем их полномочий. К списку прилагается письменное заявление каждого из перечисленных в данном списке лиц о согласии быть уполномоченным представителем. С 1 июня 2015 г. списки уполномоченных представителей на бумажном носителе и текст заявления уполномоченного представителя о согласии осуществлять указанную деятельность изготавливаются с использованием программных средств на основе документа в машиночитаемом виде, составленного по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

В заключение необходимо отметить, что принятые в последнее время изменения в избирательном законодательстве дают возможность по-новому оценивать многие институты избирательного права и с учетом их действия оценивать современные тенденции развития избирательной системы Российской Федерации.

1 САПП РФ. 1993. № 42. Ст. 3994.

2 Конституционное право России: Учебник для студентов вузов / Под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. 6-е изд., пере-раб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 347.

3 СЗ РФ. 2014. № 8. Ст. 740.

4 Конституционное право России: Учебник для студентов вузов / Под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. 6-е изд., пере-раб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 351.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

5 СЗ РФ. 2002. № 1. (Ч. I). Ст. 1; с послед, изм. и доп. // СЗ РФ. 2013. № 8. Ст. 720.

6 См.: ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24.

Ст. 2253; с послед, изм. и доп. // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1648.

7 Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 355.

УДК 343.24 ББК 67.400

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА В РОССИИ

АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ БЕЗРУКОВ,

докторант кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

E-mail: abezrukov@bk.ru Научный консультант, рецензент: доктор юридических наук,

профессор И.В. Гончаров

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрывается политико-правовая природа законодательной власти, ее место в конституционно-правовом механизме обеспечения правопорядка. Рассматриваются основные направления функционирования законодательной власти и взаимодействия законодательных органов с другими органами государственной власти, участвующими в обеспечении правопорядка. Доказывается первостепенная роль и значение законодательной власти в конституционно-правовом механизме обеспечения правопорядка, которая задает ориентиры для других органов государственной власти, включая правоохранительные структуры (органы правопорядка), в направлении укрепления правопорядка в России.

Ключевые слова: законодательная власть, правопорядок, конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка, органы государственной власти, правоохранительные органы.

Annotation. Reveals the political and legal nature of the legislative power, its place in the constitutional and legal mechanism of law enforcement. Consider the main areas of functioning of the legislature and legislative bodies ' interaction with other state bodies involved in law enforcement. Proved paramount role and importance of legislatures in the constitutional and legal mechanism of law enforcement, which sets the guidelines for other public authorities, including law enforcement agencies (law enforcement), in the direction of strengthening the rule of law in Russia.

Keywords: legislative power, the rule of law, constitutional and legal mechanism of law enforcement, government bodies and law enforcement agencies.

В современных условиях признание значимости Конституции РФ, ее высшей юридической силы и прямого действия, приоритета и конституционных ценностей является важнейшим условием качественного формирования правового порядка и эффективного функционирования всех ветвей государственной власти. Заложенные в Конституции РФ и выявляемые при ее интерпретации ценности оказывают фундаментальное воздействие на правопорядок, опреде-

ляют основные направления конституционной модернизации России1. Между тем, выдвигаемая идея конституционного консенсуса проявляется не только в принятии Конституции, но и в процессе ее реализации, в итоговом результате - правопорядке2.

Обеспечение правопорядка является важнейшей функцией и задачей государства, в реализации которых участвуют все органы государственной власти. Правопорядок есть цель правового регулирования,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.