СОВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ: ДОРОГА ДЛИНОЮ В СТО ЛЕТ
Ключевые слова: история создания учебного заведения, коммерческие деятели, интегрированное учебное заведение, профессиональное образование, инновационное развитие.
Keywords: the history of the establishment of the educational Institution, commercial figures, integrated educational Institution, professional education, innovative development.
Аннотация: Статья посвящена 100-летию Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Уфимский колледж предпринимательства, экологии и дизайна, истории создания учебного заведения, его развитию и инновационной деятельности на современном этапе.
Аbstract: The article is devoted to the one hundred anniversary of the State autonomous educational Institution of the secondary professional education «Ufa college for enterprise, ecology and design» and to the history of the establishment of this educational Institution, its development, activity on the modern stage.
Уфимский колледж предпринимательства, экологии и дизайна -преемник Уфимской торговой школы - в 2009 году отметил 100летний юбилей.
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Уфимский колледж предпринимательства, экологии и дизайна (далее - УКПЭД) - инновационное многоуровневое учебное заведение, предоставляющее абитуриенту возможность выбора будущей профессии различного уровня и различной квалификации в системе непрерывного образования: школа - НПО - СПО - вуз. Непрерывное профессиональное
образование позволяет сократить срок подготовки специалиста в вузе: реализуя интегрированные учебные программы, колледж готовит выпускников, которые обладают глубокими знаниями и способны реагировать на изменения в обществе. Выпускник колледжа получает перспективную и востребованную на рынке труда профессию, приобретает высокую квалификацию и соответствует современным запросам социально-экономического развития страны.
Колледж является одним из ведущих в Республиканской системе среднего профессионального образования. История создания этого известного образовательного учреждения насчитывает целую эпоху. В 2009 году колледж отметил свой вековой юбилей. За это время было подготовлено более двадцати пяти тысяч специалистов
- профессионалов в своей области, в том числе - высококвалифицированных работников и специалистов для системы торговли. Можно сказать, что колледж стал кузницей кадров для торговых предприятий: его выпускники работают не только в Республике Башкортостан, но и во многих регионах Российской Федерации, а также ближнего зарубежья.
Не одно поколение преподавателей и сотрудников закладывали основу тех традиций и ценностей, которыми сегодня гордится колледж. А все начиналось в начале XX века. Идея организации коммерческих учебных заведений в губернии стала все чаще звучать в периодических изданиях («Уфимские ведомости», «Уфимский край»), в заявлениях официальных лиц, на различных собраниях земств. В 1903 году предложения о создании торговой школы были подготовлены и высказаны во время празднования 25-летия Уфимского Общества взаимного кредита (С.П. Зайков, А.А. Итин, А.Ф. Чижев). Идею поддержали в Обществе, а также приняли решение об отчислении денег в фонд будущей школы.
Общество взаимного кредита, поддерживаемое Уфимским губернским земским собранием, обратилось в центральные и местные органы управления с просьбой о разрешении организации школы. К началу 1908 года прошение было удовлетворено министром торговли и промышленности, в марте этого же года - утвержден устав Уфимской торговой школы.
6 сентября 1909 года состоялось торжественное открытие самой школы. Первоначально торговая школа временно размещалась в арендуемом здании в центральной части города Уфы, по Александровской улице. За два года по улице Центральной, 57 было построено новое двухэтажное каменное здание, на которое государственной казной было отпущено 50 000 рублей.
Целью школы определялась подготовка «учащихся к службе в торговых и промышленных учреждениях» и формирование «необходимых для коммерческого деятеля познаний» [4,1]. В приготовительный класс по конкурсу принимались мальчики 11-14 лет, с познаниями не ниже курса приходских училищ. Этот класс предназначался для выравнивания знаний, т.е. с целью «иметь однородный состав учащихся с одинаковой и целесообразной подготовкой по общеобразовательным предметам» [4, 1]. В первый основной класс принимались дети 12-15 лет, с познаниями не ниже двухклассных училищ МНП или выдержавших вступительные экзамены по предметам приготовительного класса. Окончившие школу получали аттестат и удостаивались звания личного почетного гражданина, а окончившие с отличием получали звание кандидата коммерции.
Состав учащихся в школе был во всех отношениях достаточно пестрым. В третий год деятельности школы в ней обучалось 125 учеников: 40 - в приготовительном, 41 - в первом, 26 - во втором и 18 - в третьем классе [5, 47].
Учебный план Уфимской торговой школы включал и специальные, и общеобразовательные предметы, они были органично взаимосвязаны между собой (Табл. 1).
Таблица 1
Учебный план Уфимской торговой школы
Предметы Приг. кл. 1 кл. 2 кл. 3 кл.
1. Закон Божий 2 2 2 2
2. Русский язык 5 4 4 4
3. Немецкий язык 4 4 4 4
4. Арифметика со сведен, из алгебры 5 5 2 —
5. Арифметика коммерческая — — 3 3
6. Начала геометрии — 3 2 —
7. История — 2 2 3
8. География общая 3 3 — —
9. География коммерческая — — 2 2
10. Природоведен. (естеств. и физика) 5 4 2 —
11. Товароведение с химией — 2 2 3
12. Бухгалтерия и комм, корреспонден. — — 3 6
13. Коммерция (торговлеведение) — — 2 3
14. Рисование 3 — — —
15. Каллиграфия 3 1 — —
16. Гигиена — — — 2
17. Пение 1 1 1 —
Всего: 31 31 31 32
Методика преподавания всех предметов в школе была достаточно целесообразна, отличалась разнообразием форм, методов, средств и приемов. При организации педагогического процесса преподаватели в школе руководствовались следующими основными принципами: наглядности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учеников, самодеятельности, прочности, последовательности, сознательности, научности, связи обучения с жизненным практическим опытом учащихся и многими другими. Уроки были интересны и разнообразны. Так, на занятиях товароведения, при изучении свойств и качеств товара, его происхождения и изготовления, применялись исследовательские методы. Практико-ориентированный характер подготовки будущих специалистов реализовалось посредством организации и других практических занятий. Так, при организации уроков товароведения и химии, где происходило ознакомление с составом и качеством товаров, по признанию преподавателей, «незаменимую помощь оказали практические совместные и самостоятельные занятия». И далее, «совершенно самостоятельные работы в лаборатории вызвали такое сознательное отношение и интерес, что преподавателю пришлось сдерживать рьяных, чтобы их увлечение не принесло ущерба занятиям по другим предметам. Так как почти все свободное время в школе ученики добровольно посвящали лаборатории» [7, 27].
В торговой школе процессы воспитания и обучения не только не разграничивались, но и были взаимосвязаны. Воспитательная работа, сформированная в ней, была целостно связана с обучением будущих коммерческих деятелей. Идеи воспитания проявлялись как на уроках, так и во внеурочной деятельности всей школы. В первую очередь обращалось внимание на формирование нравственных, умственных и трудовых качеств. Во всех этих направлениях воспитания, наряду с качествами, необходимыми каждому человеку, выделялись ценности, которые должны быть сформированы у будущего коммерческого деятеля, - это порядочность, честность, справедливость, чувство достоинства, уважение к старшим по возрасту и по чину, и «в отношении друг к другу ученики должны быть добрыми товарищами» [4, 40], скромность, сдержанность, уважение к людям другой национальности и веры, уважение права собственности, деловитость, бережливость, умение держать слово.
Показателем роста авторитета учебного заведения является количество желающих в нем учиться. Конкурс с каждым годом становился все больше и больше: если в первый год абитуриен-
тов было почти 1,8 человека на место, то в четвертый их было уже около трех человек.
25 августа 1912 года в Уфе открылось Коммерческое училище. Торговая школа и Коммерческое училище были объединены в административном и финансовом отношениях: одно здание, общие учебные пособия, одна библиотека, один директор, одни и те же преподаватели, педагогический совет.
Прием проводился по конкурсным экзаменам, но по сословному признаку учащиеся коммерческого училища были чуть привилегированнее: в их составе было больше дворян, духовенства, военных. Первыми директорами были И.И. Рожновский, А.К. Носков, первым инспектором торговой школы был А.П. Николаев.
Директор коммерческого училища А.К. Носков в окружении учеников
Революционные события, гражданская война, становление Советской власти вносили изменения в судьбу учебных заведений. Название учебного заведения подвергалось различным изменениям и корректировкам: 1919, сентябрь - Уфимские профессиональные коммерческие классы; 1921, март - Уфимская промышленноэкономическая школа; 1922, сентябрь - Уфимский промышленно-
экономический техникум; 1926, январь - Уфимская школа конторско-торгового ученичества.
Учащийся коммерческого училища Денислам Лукманов, сын купца I гильдии Гусмана Лукманова
В декабре 1930 года профессиональная школа переименовывается в школу торгово-кулинарного ученичества. В предвоенные годы в школе обучались 45 учеников, работали 4 преподавателя и инструктора производственного обучения: Л.В. Вахрушин,
Н.П. Ахтямов, С.А. Северовостоков, М.М. Мурысев. Директор школы
- Р.И. Айнштейн.
В 1952-1955 годы школа торгово-кулинарного ученичества становится торгово-кулинарным училищем. Возглавил его Х.Х. Хафизов. Прекрасное знание отрасли торговли позволило ему поднять подготовку специалистов на более высокий уровень. Уже будучи заместителем министра торговли, Харис Хафизович помогал укреплять материально-техническую базу училища, определять лучшие магазины для производственного обучения. В 1957 году директором училища назначена Мария Сергеевна Зусь. Она ходатайствует перед Обкомом КПСС, Министерством торговли о выделении другого здания для учебного заведения. Восемь лет решалась эта проблема. Наконец, в 1965 году Мария Сергеевна добилась своего:
было выделено здание по улице 8 Марта, дом № 3. Это здание было построено под общежитие. Понадобилась внутренняя перепланировка для учебного заведения.
Директор Х.Х.Хафизов и завуч А.С.Тимченко
Директор М.С.Зусь Директор Н.А.Саенкова
В 1967 году приказом № 184 по Министерству торговли «О разукрупнении Уфимского профессионального торгово-кулинарного училища», а также Постановлением Совета Министров БАССР 3276 от 17 ноября 1967 года «О разделе профессионального торгового и кулинарного училища на два самостоятельных» утвердился окончательно статус нашего учебного заведения. Торговое училище подчинялось Министерству торговли, кулинарное - Управлению общественного питания. Директором торгового училища была назначена Надежда Александровна Саенкова - целеустремленная, честолюбивая, умелый организатор.
В 70-е годы растет сеть ПТУ, где молодежь, наряду с профессией, получает общеобразовательную подготовку в объеме средней школы. В 1972 году училище стало средним профессиональным. Набор на 1972/1973 учебный год был необычным: 11 учебных групп составляли выпускники 9-х классов, остальные были приняты на базе средней школы. 70-е и первая половина 80-х годов были очень плодотворными в работе училища. По результатам проверки комиссии из ГОСПРОФОБРА Министерства торговли СССР педагогический коллектив училища входил в пятерку лучших торговых училищ по СССР.
Потребность в кадрах все росла. Контингент учащихся составлял 1200 человек. Появилась необходимость увеличивать количество учебных кабинетов, лаборантских, мест в столовой. Директор
Н.А. Саенкова добилась от правительства разрешения на пристрой к старому зданию: учебный корпус на 4 этажа, столовая на 2 этажа, спортивный зал. Отдельное здание - плавательный бассейн на 5 дорожек.
В музее УКПЭД собраны интересные архивные материалы о первых торговых учебных заведениях. Изданы книги Т.М. Аминова, Р.М. Хусаинова «Генезис коммерческого образования в Башкирии (1908-1930) от торговой школы к профессиональному лицею № 137 г Уфы» (Уфа, ГИЛЕМ, 2007) и «Развитие коммерческого образования в Башкирии (1908-1967): от Торговой школы до Уфимского профессионального торгового училища» (Уфа, ГИЛЕМ, 2009). Сегодняшние студенческие группы знакомятся с историей развития коммерческого образования в Башкирии по уникальным материалам, собранным в музее.
Мастера производственного обучения совместно с учащимися изучали историю создания торгов города Уфы, предприятий-поставщиков; материалы оформлены и используются в работе по привитию интереса к профессии. Торги города Уфы оказывали
большую помощь в подготовке специалистов, отслеживали качество их подготовки, вводили наставничество для адаптации выпускников на рабочих местах.
В настоящее время обучение в Уфимском колледже предпринимательства, экологии и дизайна ведется в условиях непрерывности и преемственности содержания образования, дифференциации и сокращения сроков обучения, что создаёт все условия для гражданского самоопределения и самореализации обучающихся, для максимального удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии. Внедрение моделей непрерывного профессионального образования обеспечивает каждому человеку возможность формирования индивидуальной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.
Директор ГАОУ СПО УКПЭД Р.М.Хусаинов (заслуженный учитель РБ,почетный работник начального профессионального образования РФ, помощник депутата Государственной Думы РФ, секретарь политического совета местного отделения партии «Единая Россия» по Советскому району г. Уфы)
Сегодня управлять учебным заведением очень интересно, открываются новые возможности для реализации задуманного, хотя становиться и сложнее в силу ужесточения конкуренции образовательных учреждений и возрастающей в связи с этим ответственности. Мой трудовой путь начался в нашем учебном заведении с 1987 года: старший мастер производственного обучения; в должности директора - с 1994 года. Сегодня директор -это менеджер, руководитель, управленец, который должен пра-
вильно и профессионально организовать работу всего коллектива, при этом детально просчитывая каждый шаг. И недостаточно быть лидером, обладать харизмой руководителя, нужно, прежде всего, быть высококвалифицированным специалистом. Поэтому для директора необходимы коммуникабельность, широкий кругозор, владение интернет-технологиями, умение использовать высококлассную офисную технику последнего поколения. Необходимо уметь находить выходы из проблемных ситуаций, мыслить креативно. Хотелось бы подчеркнуть, что благодаря сплоченному коллективу единомышленников, стало возможным осуществление комплексной программы развития учебного заведения, внедрение системы менеджмента качества, менеджмента инноваций, развитие материально-технической базы, формирование фирменного стиля, оптимизации информационной среды, расширение социального партнерства, номенклатуры образовательных услуг с учетом развития науки, практики, изменения запросов рынка. Главным ориентиром здесь служит качество образования, которое обеспечивается созданием условий для мобильности, эффективности и инвестиционной привлекательности учебного процесса. Применяя новые информационные и образовательные технологии, мы достигаем реального продвижения в решении основной комплексной задачи модернизации: повышение я эффективности, качества, доступности профессионального образования. На рабочем месте у каждого преподавателя имеются персональные компьютеры, при помощи которого можно создать интерактивные мультимедийные учебные пособия и материалы к уроку, создать и провести тест-опрос, разработать учебно-методическую документацию, а также основательно заниматься научной работой со студентами. Наш опыт свидетельствует, что активный квалифицированный педагогический персонал и современная материально-техническая база являются залогом качественной подготовки специалиста. В колледже трудится высококвалифицированный, творческий коллектив единомышленников-энтузиастов, использующий в своей работе современные педагогические технологии. Преподаватели на уроках теоретического обучения и мастера производственного обучения на своих занятиях используют здоровьесберегающие, проектные технологии, модульно-компетентностный, личностно-ориентированный подход в обучении, научноисследовательскую деятельность, дифференцированное обучение. Одной из первых дидактических технологий, используемые в экспериментальной работе колледжа, была разработка Науч-
ной лабораторией дидактического дизайна ГОУВПО БГПУ им.М.Акмуллы - дидактическая многомерная технология, логикосмысловой модели которой преподаватели колледжа применяют до сих пор. Всё перечисленное обеспечивает развитие индивидуальности и самостоятельности студента. В современных условиях востребован специалист, способный к межкультурному взаимодействию, обладающий развитым культурным самосознанием и способный к пониманию и принятию ценностей, присущих другим культурам.
Модернизация образования требует выпуска специалистов высокого класса, конкурентоспособных на рынке труда. Колледж ориентируется на требования работодателей: способность к обучению, фундаментальную профессиональную подготовку, высокую работоспособность и ответственность, умение работать в команде.
Профессиональное образование является той сферой образования, которая характеризуется сложным переплетением индивидуальных, социальных, корпоративных и государственных интересов. Выпускники среднего профессионального образования должны быть готовы вести конструктивный диалог, уметь активно работать в команде, использовать современные информационные технологии, мобильно действовать в условиях сложной ситуации. При этом создается гибкая система подготовки специалистов различных категорий, динамично реагирующая на изменение потребности в кадрах, что позволяет выработать престижную модель социально-профессионального продвижения молодежи, получение каждым обучающимся определенного профессионального статуса в зависимости от его запросов и индивидуальных особенностей.
В сфере профессионально-образовательной деятельности в УКПЭД подготовка рабочих кадров и специалистов осуществляется по интегрированным учебным программам, разработанным с учетом потребностей регионального рынка труда по трем специальностям среднего профессионального образования: Товароведение, Коммерция, Садово-парковое и ландшафтное строительство по очной и заочной форме обучения, а также двум профессиям начального профессионального образования: Продавец, контролер-кассир,
Коммерсант в торговле.
Победы педагогического коллектива и студентов в международных, всероссийских, республиканских и городских конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, педагогических чтениях, мастер-классах укрепляют имидж колледжа, повышают престиж профессии и показывают высокий профессионализм и мастерство.
За последние годы получены почётные грамоты, дипломы и сертификаты высочайшего уровня:
- в 2007 году Уфимский колледж предпринимательства, экологии и дизайна был награжден Дипломом III степени «За высокое качество продукции (товаров, услуг)» за подписью Президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова;
- 2007 г. - Диплом Республиканского дома детского технического творчества за проведение мастер-класса по упаковке товаров на Республиканском фестивале художественного творчества «Я люблю тебя, Россия!»;
- 2007 г. - Сертификат Образовательного Центра Розничной торговли в Саксонии-Анхальт Германии в рамках международного проекта «Практические знания в торговле»;
- 2007 г. - Почётная грамота Министерства образования РБ за участие в Республиканском слёте юных рационализаторов и изобретателей;
- 2007 г. - Почётная грамота Министерства образования РБ РДДТТ - награждены старший мастер Л.Н. Иванова и мастер п/о Ф.Я. Якупова за I место на Всероссийских чтениях по направлению «Техническое творчество»;
- 2008 г. - Сертификат Международного отдела развития персонала METRO Group в том, что Уфимский колледж предпринимательства, экологии и дизайна в составе сборной команды из России занял I место в Торгово-промышленной палате Германии в рамках международного проекта «Практические знания в торговле»;
- 2008 г. - Сертификат Образовательного центра Розничной торговли в Саксонии-Анхальт обучение студентов в рамках проекта «Практические знания в торговле»;
- 2008 г. - Диплом Министерства образования РБ - награждена студентка Регина Мухаметдинова, занявшая I место на Республи-
канской олимпиаде профессионального мастерства по профессии: «Коммерсант в торговле»;
- 2008 г. - Почётная грамота Министерсва образования РБ - награждена мастер п/о Н.П. Хазова за победу в номинации «За практические умения и навыки» на Республиканской олимпиаде профессионального мастерства;
- 2009 г. - Диплом участника Республиканской олимпиады по математике среди студентов СПО - Дарьи Власовой, занявшей III место;
- 2009 г. - Диплом I степени - Дарьи Ивановой, студентки УКПЭД, победителя в Республиканском конкурсе творческих работ по дисциплине «Метрология, стандартизация, сертификация»;
- 2009 г. - Диплом II степени - Дарьи Власовой, лауреата I этапа Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Юность. Наука. Культура - 2009».
За годы существования колледжем завоеваны победы на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства по профессии «Продавец, контролер-кассир», «Коммерсант в торговле», во Всероссийском конкурсе учреждений НПО на лучший экспонат по истории Великой Отечественной войны, во Всероссийских чтениях учащихся и преподавателей учреждений НПО по направлению «Профессиональное творчество», на Республиканском слете юных рационализаторов и изобретателей учреждений НПО в номинации «Экологически чистое моделирование». Представители колледжа дважды участвовали в Российском образовательном форуме в Москве (2007, 2008 гг.)
Профессионально-образовательная деятельность в колледже
Научно-методическая служба сформирована на основе комплексного методического обеспечения образовательного процесса, что позволяет повысить ее эффективность. Члены педагогического
коллектива систематически повышают свою квалификацию. Сохраняются лучшие педагогические традиции. В учебном заведении создана целая система организации и проведения конкурсов, олимпиад, семинаров, конференций, фестивалей, культурно-массовых и спортивных мероприятий. Традиционно в колледже проводятся предметные недели и конкурсы профессионального мастерства.
В Уфимском колледже предпринимательства, экологии и дизайна предоставлены все возможности для реализации интеллектуального, творческого и спортивного потенциала студентов. Сегодня, несмотря на многие проблемы, педагогический коллектив ставит перед собой высокие цели. Инновационная образовательная программа, внедряемая в колледже, стала основой для создания новых проектов, призванных совершить большой прорыв в подготовке специалистов, ориентирует работников на поиск путей достижения новых целей.
Инновационное развитие колледжа во многом зависит и определяется кадровым потенциалом. Прежде всего, это - высококвалифицированные педагогические кадры, с творческим подходом к своей деятельности, открытые для всего нового, способные работать в команде, нестандартно мыслить, разделять цели образовательного учреждения. Именно они формируют будущего работника как конкурентоспособного специалиста и как личность, способную к саморазвитию. В колледже в настоящее время работают доктора и кандидаты наук, почетные работники НПО и СПО РФ, заслуженные учителя РБ, отличники профтехобразования РФ и РБ, отличники образования РБ.
В колледже функционирует профцентр, который осуществляет информирование, психологическую диагностику по выбору профессии, профконсультирование для выпускников школ, абитуриентов. Создана диагностическая компьютерная база.
В учебном заведении создаются благоприятные условия для самореализации студентов, что обусловливает их вовлеченность в учебный процесс и внеклассную работу. Г ибкая структура студенческого самоуправления, организации досуга студентов способствуют формированию мотивов к обучению, влияет на гармоничное развитие личности, на удовлетворение образовательных потребностей студентов, позволяют обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей. Ведется эффективная работа по развитию правосознания, формированию активной гражданской позиции, любви к профессии, развитию ответственности, самостоятельности и творческой активности.
В целях создания условий для подготовки и дальнейшего профессионального становления студентов, колледжем заключены договоры о социальном партнерстве с базовыми предприятиями города Уфы, предоставляющими широкие возможности для прохождения практики с последующим трудоустройством. Сотрудничество колледжа с базовыми предприятиями ООО «Универсал-Трейдинг», ООО «Метро Кэш энд Керри», ОАО Торговый Центр «Башкортостан», ООО «МосМарт», ТДК «Гостиный Двор» позволило наработать значительный опыт подготовки кадров в условиях социального партнерства. Успешно решаются вопросы сетевого заказа, определяются объемы подготовки специалистов, организуется производственное обучение студентов на современном торговом оборудовании. Взаимодействие с работодателями и службами занятости позволяет учитывать изменения конъюнктуры регионального рынка труда, осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров по востребованным профессиям.
С 2005 года колледж является участником программы «Метро-образование России»; им реализуется технология опережающего обучения, разработанная по поручению компании METRO Group, отделом по международному развитию персонала Metro AG Дюссельдорф под руководством Образовательного центра розничной торговли в Саксонии-Анхальт. Среди лучших студентов проводится конкурс, победители которого направляются на стажировку в Германию.
Студенты УКПЭД заняли призовые места в соревновании международных команд в рамках проекта «Метрообразование». Колледж тесно сотрудничает с немецкой компанией «METRO Group», входящей в число крупнейших торговых компаний мира. Мы участвуем в социальном проекте «Метрообразование», целью которого является подготовка молодых специалистов к работе в современных торговых форматах. Выпускники проекта получают сертификаты «Метрообразование», которые существенно повышают шансы найти достойную работу в быстрорастущем секторе экономики. В Москве и Германии проводится стажировка преподавательского состава. В 2008 году наша команда в составе трех человек была на стажировке в торговых центрах Метро Group г. Магдебург и г. Галле. Студенты колледжа в составе сборной команды из России заняли 1е место среди стран участников: Россия, Польша, Румыния на экзамене в Торгово-промышленной палате г.Магдебург. Международные сертификаты вручали члены комиссии: Министр экономики Саксо-нии-Анхальт, представитель Торгово-промышленной палаты города
Москвы, руководители компании «Метрообразование» и учебного центра.
Ведется сотрудничество с голландским университетом STOAS в области подготовки специалистов в сфере благоустройства. По инициативе колледжа собирается материал для строительства лаборатории в рамках проекта «Башкирско-Нидерландский кооперативный проект модельного профессионального обучения в садовопарковом и ландшафтном строительстве».
Важный элемент образовательного процесса колледжа - воспитательная работа, цель которой заключается в привлечении студентов к активному участию в творческой деятельности, стимулировании их инициативы и самостоятельности, развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей. Основной формой организации творческой деятельности студентов являются кружки художественной самодеятельности: вокальный, изобразительное искусство, танцевальный, театральный, фотостудия.
Воспитательная и спортивно-оздоровительная деятельность в колледже
При входе в колледж можно увидеть необычные фотографии: фотоколлаж «Дорога длиною в 100 лет» и замечательные панорамы города Уфы. Художественно представленная история учебного заведения, прекрасные виды родного города - все это восхищает, создает приподнятое настроение, воспитывает в студентах нравственность, духовность, чувство патриотизма к своей Родине. Такие произведения искусства можно увидеть и в редакции «Педагогического журнала Башкортостана» Башкирского государственного педагогического университета - это подарки колледжа своим коллегам.
Спортивно-оздоровительная работа в колледже ведётся под девизом: «Спортсменом можешь ты не стать, а вот здоровым быть обязан!» Работают спортивные секции: баскетбол, волейбол, настольный теннис, легкая атлетика, лыжи, плавание. Особенно любимы студентами уроки плавания. Колледж имеет свой бассейн, спортивный и тренажерный залы.
Интересна и разнообразна жизнь студентов. Можно сказать о положительных результатах работы, направленной на воспитание патриотов, физически и нравственно здоровых, конкурентоспособных творческих личностей. С огромным увлечением проходят предметные недели, викторины, игры, спектакли, юморины. В колледже стало традицией проводить фестиваль, на котором студенты представляют свой район с его историей, культурой, выдающимися людьми. Участие студентов колледжа в творческих конкурсах, концертах, совместные выступления в гала-концертах и агитбригадах сплачивают ребят из разных групп, заметно повышают их заинтересованность в занятиях творчеством, увеличивают количество студентов, стремящихся заниматься различными видами творчества.
Центр содействия по трудоустройству выпускников колледжа проводит маркетинговое исследование по изучению спроса на образовательные услуги, потребность предприятий и организаций республики в специалистах, осуществляет мониторинг развития уровня профессионально-важных качеств и уровень формирования готовности к трудовой деятельности. Анализируется банк данных заявок на вакансии для специалистов от работодателей, а также информация, отражающая мнение работодателей о наличии у выпускников колледжа необходимого уровня профессиональных знаний, умений и личностных качеств. Взаимодействие с работодателями и службами занятости позволяет учитывать изменения конъюнктуры регионального рынка труда, осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров по востребованным профессиям.
Современная политика колледжа в области качества образования состоит в обеспечении подготовки высококвалифицированных
выпускников, способных удовлетворять потребности в сферах профессиональной деятельности, сочетающих знания, навыки и компетенции путем предоставления им возможности получения соответствующего уровня образования и квалификации, на основе использования курсов и учебных программ, адаптируемых к современным и будущим потребностям личности, общества, государства. Качество предоставляемых услуг может быть лишь тогда удовлетворительным, когда педагогический коллектив полностью защищен, видит заботу и уверен в завтрашнем дне. Каждый человек должен уютно чувствовать себя на рабочем месте, поэтому мы стараемся создать все условия для активной и плодотворной деятельности. В колледже была спроектирована комната психологической разгрузки или комната «релаксации» с комфортными условиями, где педагогическому коллективу можно отдохнуть, полистать журналы мировой моды, пообщаться с коллегами за чашечкой чая или кофе между занятиями.
Большое внимание коллектив уделяет ветеранам колледжа. Педагоги, которые когда-то работали в учебном заведении, здесь частые гости. Коллеги рады видеть тех, кто отдал много сил, частичку себя и своей души учебному заведению. Особо хочется рассказать о клубе «Фронтовые подруги». Клуб организован на базе колледжа, председатель которого Вера Ивановна Баширова. Боевые подруги приглашаются в группы на беседы, где делятся со студентами воспоминаниями о нелегких днях войны, о той радости, которую принесла победа. Ветеранам важно общение, поэтому они приглашаются на все вечера, праздники, мероприятия, круглые столы, проводимые в колледже.
Новыми задачами колледжа являются формирование у студентов системного мышления, экологической, правовой, информационной и коммуникативной культуры, предпринимательской и творческой активности, умение анализировать результаты своей деятельности. Выпускники колледжа владеют знаниями и умениями, необходимыми для обеспечения конкурентоспособности оказываемых услуг, они предельно компетентны, самостоятельны в реализации и обновлении своих знаний в соответствии с высокой динамичностью сферы торговли. Колледж гордится своими выпускниками, которые востребованы на рынке труда. По отзывам руководителей крупнейших предприятий и организаций города, а также по показателям трудоустройства выпускников можно судить об их высокой профессиональной подготовке.
На базе колледжа проводятся значимые мероприятия как городского, так и республиканского уровня, где инициатором высту-
пают Министерство образования Республики Башкортостан, Башкирский институт развития образования, Республиканский учебный научно-методический центр. Такие мероприятия всегда приветствуются коллективом колледжа, потому, что коллеги уверены, что доверие и признание - это очередной шаг к достижению общей цели.
За период своего существования колледж прошел славный путь, выпустив немало квалифицированных специалистов для торговой отрасли Республики Башкортостан и Российской Федерации и воспитав целую плеяду высокопрофессиональных работников, руководителей различного уровня. Коллектив колледжа отличает преданность своему делу, ответственность, профессионализм. Мы стараемся быть лучшими среди учебных заведений. Для того чтобы достичь этого необходимо систематически и целенаправленно учиться. Представители администрации и педагогического коллектива колледжа посещают всевозможные выставки, участвуют в форумах, обучаются на курсах повышения квалификации не только в нашей республике, но и в Москве, Санкт-Петербурге. Оценку деятельности колледжа могут дать учредители, коллеги, социальные партнеры, руководство города и, конечно же, сами студенты и их родители.
Свой знаменательный юбилей колледж отмечает новыми успехами, являющимися результатом целенаправленной работы коллектива. Стратегия Уфимского колледжа предпринимательства, экологии и дизайна направлена на обеспечение конкурентоспособности выпускников, качественную профессиональную подготовку работников и специалистов среднего звена для предприятий торговли, малого и среднего бизнеса с учетом запросов потребителей и ориентацией на рынок труда.
1. Аминов, Т.М. Генезис коммерческого образования в Башкирии (1908-1930 годы) [Текст] / Т.М.Аминов, Р.М.Хусаинов. - Уфа : Гилем, 2007. - 72 с.
2. Аминов, Т.М. Развитие коммерческого образования в Башкирии (1908-1967): от Торговой школы до Уфимского профессионального торгового училища [Текст] / Т.М. Аминов, Р.М. Хусаинов. - Уфа : Гилем, 2009. - 128 с. : ил.
3. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России [Текст] : сб. науч. тр. / под ред. Э.Д. Днепрова. - М, 1978. - 102 с.
4. Годовой отчет торговой школы Уфимского Общества взаимного кредита за 1909/1910 учебный год [Текст]. - Уфа, 1910. - 61 с.
5. Годовой отчет торговой школы Уфимского Общества взаимного кредита за 1910/1911 учебный год [Т екст]. - Уфа, 1911. - 65 с.
6. Годовой отчет торговой школы Уфимского Общества взаимного кредита за 1911/1912 учебный год [Текст]. - Уфа, 1912. - 93 с.
7. Отчет Уфимских коммерческого училища и торговой школы за 1912/1913 учебный год [Текст]. - Уфа, 1913. - 167 с.
8. Программы предметов, преподаваемых в торговой школе Уфимского Общества взаимного кредита [Текст]. - Уфа, 1910. - 70 с