Научная статья на тему 'Подготовка конкурентоспособных специалистов в системе среднего профессионального образования'

Подготовка конкурентоспособных специалистов в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кунсбаев Сайфутдин Зайнетдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка конкурентоспособных специалистов в системе среднего профессионального образования»

ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Совет директоров учреждений среднего профессионального образования Республики Башкортостан - объединение руководителей учебных заведений СПО РБ, которое координирует деятельность техникумов, колледжей, училищ по вопросам повышения качества подготовки специалистов среднего звена, обобщения и распространения положительного опыта организации учебного процесса, научно-методической работы, передовых педагогических технологий, организации дополнительного образования, а также социальной поддержки и защиты членов коллективов учебных заведений, усиления роли средней профессиональной школы в социально-экономическом и культурном развитии республики.

В настоящее время в Республике Башкортостан работают 75 государственных средних профессиональных учебных заведений (в том числе, 3 из которых - филиалы вузов), 2 кооперативных техникума, 22 негосударственных, а также 17 филиалов государственных средних специальных учебных заведений. Равномерное размещение учебных заведений среднего профессионального образования на территории республики удовлетворяет требованиям регионального рынка труда. Все учреждения среднего профессионального образования распределены по отраслевому принципу, учебно-воспитательную и методическую деятельность координируют региональные советы директоров:

1. Уфимский регион I (руководитель - Роза Галеевна Даминова, директор Уфимского государственного профессионально-педагогического колледжа).

2. Уфимский регион II (руководитель - Татьяна Михайловна Красильникова, директор Бирского медико-фармацевтического колледжа).

3. Белорецко-Сибайский регион (руководитель - Лундеж Халитович Баймуратов, директор Сибайского политехнического колледжа).

4. Октябрьский регион (руководитель - Сергей Петрович Калмацкий, директор Октябрьского нефтяного колледжа).

5. Салаватский регион (руководитель - Александр Сергеевич Михайлов, директор Салаватского индустриального колледжа).

6. Стерлитамакский регион (руководитель - Александр Федорович Миллер, директор Стерлитамакского станкостроительного техникума).

Совет директоров средних специальных учебных заведений среднего профессионального образования Республики Башкортостан возглавляет Сайфут-дин Зайнетдинович Кунсбаев - директор Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии информатизации образования. Его заместителями являются Рамиля Гаяновна Клюева, директор Уфимского государственного колледжа технологии и дизайна, кандидат технических наук, член-корр. Академии информатизации образования и Дамир Галиаскарович Аскаров, директор Уфимского лесхоз-техникума.

В целях поддержки деятельности учреждений СПО Республики Башкортостан, работа в Президиуме Совета директоров ведется по согласованным с Министерством образования Республики Башкортостан и Республиканским учебно-научным методическим центром планам, по нескольким направлениям, координация которых возложена на членов Президиума - директоров техникумов и колледжей:

1. Научно-методическая и учебная деятельность учреждений СПО - Р.Г. Клюева, директор Уфимского государственного колледжа технологии и дизайна и Р.Я. Ахметшин, директор Нефтекамского машиностроительного техникума.

2. Воспитательная работа - Т.О. Якимова, директор Уфимского торговоэкономического колледжа и А.Н. Усевич, директор Стерлитамакского педагогического колледжа.

3. Культура и спорт - А.Г. Искандаров, директор Уфимского училища искусств и С.С. Саниев, директор Аксеновского сельскохозяйственного техникума.

4. Выставки, межрегиональные и международные связи - Т.М. Ганеев, директор Уфимского топливно-энергетического колледжа и Ф.М. Казырбаев, директор Нефтекамского нефтяного колледжа.

5. Прогнозирование потребности в специалистах и трудоустройство выпускников - Д.Г. Аскаров, директор Уфимского лесхоз-техникума и Н.Г. Салимгареев, директор Туймазинского государственного юридического колледжа.

6. Координация работы профессиональных советов и негосударственных ссузов - Р.А. Хазипов, директор Башкирского медицинского колледжа и А.М. Абдрахманов, директор Башкирского кооперативного техникума.

В соответствии с планом работы Совета директоров, принятым на 2007/2008 учебный год, в декабре 2007 года Президиумом Совета директоров рассматривался вопрос трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования. Актуальность данного вопроса несомненна: на сегодняшний день одной из важнейших задач учебных заведений среднего профессионального образования является интеграция с рынком труда, организация системного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества.

Анализ материалов по трудоустройству выпускников, представленных учреждениями среднего профессионального образования свидетельствует о том,

что учебные заведения, стараясь выжить в условиях рассогласованности запросов рынка труда и предложений со стороны образовательных учреждений, стремятся к реализации таких направлений и специализаций подготовки специалистов, соотнесению форм обучения, объемов приема и выпуска, которые востребованы современным производством.

В целях реализации задач по подготовке квалифицированных специалистов в учреждениях среднего профессионального образования Республики Башкортостан создаются службы содействия трудоустройству выпускников, советы по профориентации, маркетингу и трудоустройству, осуществляющие работу по содействию трудоустройству выпускников, основными направлениями деятельности которых являются:

1. Создание базы данных о вакансиях и выпускниках колледжа (резюме и другие информационные материалы).

2. Создание WEB-сайта о выпускниках. Публикация на сайте учебного заведения информации об имеющихся вакансиях.

3. Проведение информационно-деловых встреч с работодателями, ведение информационной и рекламной деятельности.

4. Организация тренингов с целью психологической подготовки выпускников по вопросам трудоустройства, развития карьеры, ведения переговоров с работодателями. Оказание помощи студенческой молодежи в приобретении навыков поиска работы. Предоставление студентам, выпускникам колледжа необходимой информации по вопросам занятости, трудовое посредничество.

5. Организация и проведение распределения выпускников.

6. Мониторинг и анализ механизмов партнерства «учебное заведение -работодатели».

7. Профориентационная деятельность.

Последнее направление является одним из приоритетных в деятельности учреждений СПО и включает в себя ряд мероприятий по профильной подготовке учащихся общеобразовательных школ, проведению ярмарок учебных мест и вакансий, дней открытых дверей, участию в республиканской специализированной выставке «Образование. Наука. Карьера», организации встреч студентов со специалистами и руководителями предприятий. Учреждениями СПО города Уфы ежегодно организовывается выездная профориентационная работа в городах и районах республики и близлежащих областях страны. Успешной реализации профориентационной работы способствуют созданные в учебных заведениях советы и центры по профориентации молодежи, основная деятельность которых заключается в реализации программ обучения по профилю подготовки учебного заведения.

В частности, в учебных заведениях Уфимского региона 1 профориентационная работа проводится по таким направлениям, как психологические тестирования абитуриентов, предпрофессиональная подготовка в общеобразовательных школах города, выступления агитбригад в рамках волонтерского движения. Такие формы работы с абитуриентами позволяют эффективно решать задачи популяризации среднего профессионального образования: ориентация в выборе направления дальнейшего образования и определение в профессии, уменьшение сроков адаптации студентов к системе

профессионального образования, налаживание связей между коллективами учебных заведений разного уровня, расширение информационной базы изучаемых в школе дисциплин за счет подготовки будущих абитуриентов к вступительным испытаниям в учреждения среднего профессионального образования.

Результативность работы учебных заведений Октябрьского региона по схеме профильного обучения проявляется в том, что все большее число учащихся профильных классов становятся абитуриентами, сознательно определяясь в выборе будущей профессии. Особое внимание в учебных заведениях Белорецко-Сибайского региона уделяется социологическому анализу востребованности специалистов в настоящее время и в перспективе. В учреждениях Уфимского второго региона созданы электронные базы данных по поступающим и выпускникам учебного заведения, что является немаловажным фактором модернизации профориентационной работы и ее информационного обеспечения.

Учебными заведениями республики осуществляются взаимодействие и совместная деятельность с территориальными органами государственной службы занятости населения в области содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников. В частности, в Салаватском регионе учреждения СПО реализуют программу адаптационного курса для выпускников «Основы эффективного поведения на рынке труда», проводя анкетирование и анализ рынков труда городов и районов республики с целью изучения возможных вакансий в сфере образования и предпринимательской деятельности. Сотрудничество со службами занятости ведется также по направлениям обучения безработных граждан и маркетинговых исследований рынка труда. Интересной формой работы в учреждениях Уфимского региона 2 является организация информационных центров на базах практики, закрепленных за учебными заведениями, представляющими всю необходимую информацию о специальностях с указанием основных видов деятельности выпускников, условий приема. В учреждениях СПО Стерлитамакского региона совместно с территориальными органами занятости осуществляется деятельность по сверке контингента, поставленного на учет в центрах занятости; учебные заведения участвуют в открытых конкурсах среди образовательных учреждений по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации безработных граждан.

Следует отметить, что сегодня к выпускнику среднего специального учебного заведения предъявляются достаточно высокие требования со стороны работодателя, который желает иметь на производстве высококвалифицированного специалиста, способного самостоятельно решать производственные задачи, мобильно, грамотно без каких-либо сроков адаптации. Однако при устаревающей материально-технической базе учебных заведений, без систематического оснащения мастерских и лабораторий новейшей техникой и оборудованием, подготовка требуемого специалиста затруднена. Вместе с тем, хотелось бы отметить необходимость тесного взаимодействия учреждений СПО с работодателями в части разработки образовательных программ и учебно-программной документации, участия работодателей в деятельности служб маркетинга и трудоустройства. Последние, несмотря на недостаток научно-методического, тех-

нического и финансового обеспечения своей деятельности, стремятся решать вопросы трудоустройства выпускников и их вхождения в рынок труда. Осуществление мониторинга обеспеченности в кадрах отраслей экономики, разработка прогноза спроса и предложения рабочей силы в профессиональноквалификационном разрезе; разработка и информационное обеспечение работы специализированных сайтов по трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования - задачи, с которыми учебные заведения без поддержки государства и бизнеса сами справиться не могут. Решение этих ключевых вопросов, лежащих в основе успешного функционирования системы среднего профессионального образования, требующих времени и совместных усилий, обеспечит конкурентоспособность как самих учебных заведений, так и их выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.