Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ХРАМ В СТРУКТУРЕ ГОРОДА КАК СИМВОЛ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО'

СОВРЕМЕННЫЙ ХРАМ В СТРУКТУРЕ ГОРОДА КАК СИМВОЛ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
279
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ЗДАНИЯ / РАЗМЕЩЕНИЕ ХРАМОВ В СТРУКТУРЕ ГОРОДА / САКРАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА / СИМВОЛ АРХИТЕКТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Глебова Наталья Моисеевна, Кламер Михаэль

Цель - на основании анализа и классификации размещения современных австрийских церквей в структуре города провести аналогию с российскими церквями, составить прогноз развития архитектуры русской православной церкви XXI в., рассмотреть расположение новых современных сакральных зданий в сегодняшней градостроительной ситуации Иркутска и выявить тенденции к обновлению традиционных приемов. Были проведены натурные обследования и фотофиксация более 100 современных церквей городов Австрии - Вены, Зальцбурга, Граца - и пригородов, изучены научные публикации в этой области австрийских архитекторов и искусствоведов. Рассмотрены религиозные католические реформы XX в., повлиявшие на месторасположение, стиль и формообразование религиозной архитектуры, отслежена динамичная эволюция церковного строительства. Рассмотрены и проанализированы современные и исторические восстановленные сакральные сооружения Иркутска, выявлены обобщающие тенденции развития на основе появляющихся новых зданий, студенческих концептуальных и профессиональных архитектурных проектов храмов. Ввиду того, что развитие русской православной церкви было вынужденно остановлено на 70-летний период в связи с произошедшими политическими потрясениями в России 1917 г., сакральная архитектура в конце XX столетия вернулась фактически к тому же положению, в котором была разрушена. Но как символ культуры и архитектурной идентичности, как общественное пространство, как место туристического и городского притяжения она в течение последних 30 лет возрождается и медленно стремится к модернизации архитектурных решений и к появлению новых мест расположения в городском пространстве. Проведенные исследования показывают, что любая архитектура, даже консервативная религиозная, откликается на происходящие в социуме явления, на его новые потребности, в результате чего через ее реализаторов - архитекторов и заказчиков - постепенно меняет позицию в городской застройке, а также пространственную организацию, композицию, форму, архитектурный стиль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Глебова Наталья Моисеевна, Кламер Михаэль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TEMPLE IN URBAN STRUCTURE AS A SYMBOL OF CULTURAL IDENTITY AND PUBLIC SPACE

In this work, based on the analysis and classification of arranging modern Austrian churches within the urban structure, an analogy with Russian churches was drawn, the development of the modern architecture of the Russian Orthodox Church in the 21st century was forecasted, the location of contemporary sacral architecture in the current urban area of Irkutsk was considered, and a trend to reestablish traditional techniques was revealed. Over 100 modern churches of Austrian cities, including Vienna, Salzburg, Graz and their suburbs, were examined and photofiled; the scientific publications of Austrian architects and art historians in this field were studied. The reforms in the Catholic Church in the 20th century that influenced the siting, style and form of religious architecture were addressed, and the dynamic transformation of sacred architecture was analysed. Contemporary and reconstructed historical sacral buildings of Irkutsk were examined and analysed. The tendencies in their development were summarised in the light of newly erected buildings and conceptual student and professional architectural designs of churches. Due to the political turmoil of 1917 in Russia, the development of the Russian Orthodox Church has been halted for 70 years. Thus, at the end of the 20th century, the sacral architecture revived in the same state it was destroyed. However, as a symbol of culture and architectural identity, public space, touristic and urban attraction, it has been slowly renovated over the past 30 years; new architectural solutions and locations in the urban space are being modernised. The studies show that any architectural style, even the conservative religious architecture, responds to the social phenomena and its emerging needs, resulting in a gradual change of its status in the urban development, as well as spatial organisation, composition, form and architectural style, through its implementers, namely architects and customers.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ХРАМ В СТРУКТУРЕ ГОРОДА КАК СИМВОЛ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО»

Научная статья УДК 726.72.03

https://doi.org/10.21285/2227-2917-2022-2-256-275

Современный храм в структуре города как символ культурной идентичности

и общественное пространство

© Наталья Моисеевна Глебова1, Михаэль Кламер2

1 Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия 2Венский технический университет, г. Вена, Австрия Автор, ответственный за переписку: Глебова Наталья Моисеевна, nita12@yandex.ru

Аннотация. Цель - на основании анализа и классификации размещения современных австрийских церквей в структуре города провести аналогию с российскими церквями, составить прогноз развития архитектуры русской православной церкви XXI в., рассмотреть расположение новых современных сакральных зданий в сегодняшней градостроительной ситуации Иркутска и выявить тенденции к обновлению традиционных приемов. Были проведены натурные обследования и фотофиксация более 100 современных церквей городов Австрии - Вены, Зальцбурга, Граца - и пригородов, изучены научные публикации в этой области австрийских архитекторов и искусствоведов. Рассмотрены религиозные католические реформы XX в., повлиявшие на месторасположение, стиль и формообразование религиозной архитектуры, отслежена динамичная эволюция церковного строительства. Рассмотрены и проанализированы современные и исторические восстановленные сакральные сооружения Иркутска, выявлены обобщающие тенденции развития на основе появляющихся новых зданий, студенческих концептуальных и профессиональных архитектурных проектов храмов. Ввиду того, что развитие русской православной церкви было вынужденно остановлено на 70-летний период в связи с произошедшими политическими потрясениями в России 1917 г., сакральная архитектура в конце XX столетия вернулась фактически к тому же положению, в котором была разрушена. Но как символ культуры и архитектурной идентичности, как общественное пространство, как место туристического и городского притяжения она в течение последних 30 лет возрождается и медленно стремится к модернизации архитектурных решений и к появлению новых мест расположения в городском пространстве. Проведенные исследования показывают, что любая архитектура, даже консервативная религиозная, откликается на происходящие в социуме явления, на его новые потребности, в результате чего через ее реализаторов - архитекторов и заказчиков - постепенно меняет позицию в городской застройке, а также пространственную организацию, композицию, форму, архитектурный стиль.

Ключевые слова: религиозные здания, размещение храмов в структуре города, сакральная архитектура, символ архитектурной идентичности, общественное пространство

Для цитирования: Глебова Н. М., Кламер М. Современный храм в структуре города как символ культурной идентичности и общественное пространство // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2022. Т. 12. № 2. С. 256-275. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2022-2-256-275.

Original article

Modern temple in urban structure as a symbol of cultural identity and public

space

Natalia M. Glebova1, Michael Klamer2

1Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia

2Vienna Technical University, Vienna, Austria Corresponding author: Natalia M. Glebova, nita12@yandex.ru

ISSN 2227-2917 Том 12 № 2 2022 <jcc (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 256-275 256 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 12 No. 2 2022 _(online)_pp. 256-275

Abstract. In this work, based on the analysis and classification of arranging modern Austrian churches within the urban structure, an analogy with Russian churches was drawn, the development of the modern architecture of the Russian Orthodox Church in the 21st century was forecasted, the location of contemporary sacral architecture in the current urban area of Irkutsk was considered, and a trend to reestablish traditional techniques was revealed. Over 100 modern churches of Austrian cities, including Vienna, Salzburg, Graz and their suburbs, were examined and photofiled; the scientific publications of Austrian architects and art historians in this field were studied. The reforms in the Catholic Church in the 20th century that influenced the siting, style and form of religious architecture were addressed, and the dynamic transformation of sacred architecture was analysed. Contemporary and reconstructed historical sacral buildings of Irkutsk were examined and analysed. The tendencies in their development were summarised in the light of newly erected buildings and conceptual student and professional architectural designs of churches. Due to the political turmoil of 1917 in Russia, the development of the Russian Orthodox Church has been halted for 70 years. Thus, at the end of the 20th century, the sacral architecture revived in the same state it was destroyed. However, as a symbol of culture and architectural identity, public space, touristic and urban attraction, it has been slowly renovated over the past 30 years; new architectural solutions and locations in the urban space are being modernised. The studies show that any architectural style, even the conservative religious architecture, responds to the social phenomena and its emerging needs, resulting in a gradual change of its status in the urban development, as well as spatial organisation, composition, form and architectural style, through its implementers, namely architects and customers.

Keywords: religious buildings, temples placement in the city structure, sacred architecture, architectural identity symbol, public space

For citation: Glebova N. M., Klamer M. Modern temple in urban structure as a symbol of cultural identity and public space. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2022;12(2):256-275. (In Russ.). https://doi.org/10.21285/2227-2917-2022-2-256-275.

Введение

Церковь как архитектурный объект в городской застройке и как символ культурной идентичности в структуре социума в последнее столетие меняет свое положение и значение. Это показали исследования австрийской сакральной архитектуры XX-XXI столетий [16], в менее выраженном виде и более медленном темпе мы начинаем наблюдать подобные изменения в русской православной архитектуре последних десятилетий в российских городах [7-9].

По мере развития цивилизаций многие сферы человеческой жизни приобретают собственные «храмы» - административные здания, концертные залы, университеты, библиотеки, научные и учебные заведения, музеи искусств - все то, что когда-то совмещала в себе церковь - духовный и образовательный центр, символ культуры, место поддержки и спасения, основу морально-этических правил и правосудия. В застройке поселения со дня изобретения человечеством религии вплоть до XX столетия храм воздвигался как главная городская доминанта, видимая издалека и притягивающая к себе людей.

Многие здания церквей строились на грани человеческих возможностей и

Том 12 № 2 2022 с. 256-275

Уо!. 12 N0. 2 2022 рр. 256-275

технологий, олицетворяя собой все самое прекрасное, доброе и сильное, что способен творить человек - науку, архитектуру, изобразительные искусства, музыку. Главная, духовная, составляющая религиозного сооружения являлась каркасом и смысловым стержнем культуры человеческого общества. С точки зрения пространственной композиции городской застройки сакральные комплексы и сооружения, являясь уникальными зданиями, в отличие от массовой типовой гомогенной застройки (рис. 1), как и раньше, выступают, как правило, композиционными центрами в планировочной структуре, формируя пустотное пространство в виде площади с активными, рекреационными и коммуникативными функциями и вертикальную доминанту в виде массы сложной объемной формы, выделяющейся в городском силуэте. Современные же католические церкви не всегда так явно доминируют над окружающей застройкой, показывая этим не главенствующую роль, но все же обнаруживая свое присутствие в городе и в жизни человеческого общества (рис. 2 a, Ь, пункты 5, 6; рис. 3 a-d, пункт 9).

ISSN 2227-2917

Im Wald oder in der Natur в лесу или в другом природном ландшафте

In dörflicher oder kleinstädtischer oder vorstädtischer Bebauung в сельской, деревенской или пригородной застройке

In überwiegend gründerzeitlicher städtischer Bebauung

В городской застройке преимущественно эпохи Грюндерства

(или эпохи индустриализации с 1840г. до экономического кризиса 1873г.)

In Wohnsiedlungen der 1920er bis 1940er Jahre В жилы* массивах 1920- 40-х годов

In Wohnsiedlungen der 1950ег-1990ег Jahre mit überwiegend Geschoßwohnbau В жилых массивах 1950-1990-х гг. с преимущественно многоэтажной застройкой

In Einfamilienhaussiedlungen überwiegendaus der 2. Hälfte des 20. Jahrhunderts am Stadtrand В поселках односемейных домов в основном со 2-й половины 20 века на окраинах

In Sondergebieten, beispielsweise Verwaltungszentren, Spitäler. Gewerbe- oder Industriegebiet В особых районах, таких как административные центры, больницы коммерческие или промышленные районы

Рис. 1. Городские морфологические типы застройки Fig. 1. Urban morphological types of building

a

ISSN 2227-2917 Том 12 № 2 2022 «го (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 256-275 258 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 12 No. 2 2022 _(online)_pp. 256-275

b

Рис. 2. Типы расположения церквей в городской застройке: 4 - сооружение, не отдельно стоящее на углу между зданиями, на улице фасадом к проезжей части; 5 - в ряду зданий в закрытой застройке;

6 - спрятано за зданиями в застройке или в лесу, не видно с дороги Fig. 2. Location types of churches in urban spaces: 4 - not standing separately on the corner between buildings, on the street with a facade to the roadway; 5 - in a number of buildings in a closed building; 6 - hidden behind buildings in the development or in the forest, not visible from the road

Том 12 № 2 2022 ISSN 2227-2917

а

ISSN 2227-2917 Том 12 № 2 2022 «л« (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 256-275 260 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 12 No. 2 2022 _(online)_pp. 256-275

b

Том 12 № 2 2022 ISSN 2227-2917

c

ISSN 2227-2917 Том 12 № 2 2022 «л« (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 256-275 262 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 12 No. 2 2022 _(online)_pp. 256-275

d

Рис. 3. Типы расположения церквей в городской застройке: 7 - в смешанной или жилой застройке с

высокой плотностью, отдельно стоящее здание на улице фасадом к проезжей части; 8 - в озелененной жилой застройке с преимущественно небольшими зданиями, отдельно стоящее сооружение на улице фасадом к проезжей части; 9 - в центре жилой застройки с преимущественно небольшими жилыми зданиями, окруженными густой зеленью, отдельно стоящее сооружение в

зеленой зоне или на площади Fig. 3. Location types of churches in urban spaces: 7 - in a high-density residential or mixed development, free standing on the street facing the roadway; 8 - in a landscaped residential area with mostly small buildings, standing separately on the street facing the roadway; 9 - in the center of residential development with predominantly small residential buildings surrounded by dense greenery, standing separately in a green area or on a square

Том 12 № 2 2022

с. 266-276 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Vol. 12 No. 2 2022 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate pp. 266-276_

ISSN 2227-2917 (print)

ISSN 2600-164X 200 (online)

Методы

Натурные наблюдения, градостроительный сравнительный анализ, обобщение. Как показывают исследования, расположение церквей, построенных в ХХ-ХХ1 вв. в Вене, Зальцбурге, Граце и пригородах (Австрия), становится более разнообразным, и не всегда они являются вертикальными доминантами, в том числе церкви скрыты в высотной застройке или

лесопарковой зоне (рис. 2 a, Ь, пункт 6), иногда почти не выделяются в градостроительном кластере, уменьшается высота, минимизируется форма и композиция, порой отсутствует какой-либо вертикальный объем (башня или колокольня в традиционном понимании), иногда почти сливается с окружающей застройкой (рис. 2 a, Ь, пункт 5; рис. 4).

Рис. 4. Pfarre Wohnpark Alterlaa. Вена, 23-й район, улица Антона Баумгартнера, 44 Fig. 4. Pfarre Wohnpark Alterlaa. Vienna, 23rd district, Anton-Baumgartner-Str., 44

Однако, как и раньше, почти всегда это уникальное здание, не редко контрастирующее с окружающей архитектурной средой, но при этом создающее с ней единый ансамбль и, конечно же, формирующее привлекательное общественное пространство. Наблюдается во времени тенденция ко все меньшему выделению здания церкви из общего морфологического типа окружающей застройки, однако чаще всего все же церковь с прилегающей площадью остается композиционным центром какого-либо градостроительного фрагмента.

Практически в 90 % случаев рядом с церковью или даже в примыкающем к церкви здании

расположены детские учебно-воспитательные учреждения, кроме других вспомогательных построек.

При всех австрийских церквях мы наблюдаем и другие социальные активности -встречи различных сообществ, клубов, благотворительные организации и т.д.

Изучение исторических событий XX в. показывает, как Вена превращалась в современный город-сад благодаря программе реформ Социал-демократической партии и движению социального муниципального жилья (нем. Wiener Gemeindebauten). В 1918-1934 гг. было построено 400 жилых кварталов с 64 000

ISSN 2227-2917 Том 12 № 2 2022 •)ал (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 256-275 264 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 12 No. 2 2022 _(online)_pp. 256-275

единиц жилья для рабочего класса, распределенных по всему городу, с обширной инфраструктурой социальных и культурных учреждений, с парками и скверами. В том числе были устроены молельные дома, сначала в простых помещениях, предназначенных еще и для собраний жителей (подобно им в СССР, в силу отсутствия религиозных сооружений, появлялись дома культуры).

Позже, после окончания Второй мировой войны их заменили новые уникальные модернистские церкви [1]. Социальное жилье продолжают строить и в настоящее время, теперь это многоэтажные жилые комплексы и целые районы по-прежнему с богатой инфраструктурой и озеленением, и, конечно же, с уникальными церквями (рис. 4).

Изучение истории преобразований в Австрии и, в частности, католической церкви объясняет, почему так изменилась сакральная архитектура XX в. В конце XIX - нач. XX вв. политическая ситуация кардинально меняется - демократия и плюрализм в обществе находят свое отражение в религии.

Поворотным моментом в переустройстве стала программа Висбадена 1891 года, в которой призыв к равенству слова и таинства предполагает отмену пространственного разделения хора и нефа и объединение пространства церкви. В итоге в 1894 году на Строительном конгрессе церкви в Берлине было заявлено, что алтарь должен стать центром церкви, не только символическим, но и реальным. Священник читал проповеди теперь в центре зала, в окружении прихожан. Все это повлияло на организацию пространства церковного здания, на его объемную композицию. Перемены коснулись и протестантов.

II Ватиканский собор 1962-1965 гг. институционализировал усилия литургического движения по переопределению самооценки церкви и роли мирян в богослужении, аналогичные события ранее имели место и в протестантской церкви.

Реконструкция литургии, которая предусматривала усиление роли общества, открыла путь к новым пространственным концепциям и формам строительства. На этом фоне, начиная с 1950-х годов, сакральные здания становились приоритетной областью для прогрессивных архитекторов [1].

Теперь церковь должна была «служить обществу», что привело с 1960-х годов к появлению церквей с большей гибкостью

пространства и функции, а также их расположения в городе. Поэтому внешняя «сакральность» для католиков второй половины XX в. не всегда являлась эстетико-архитектурным приоритетом.

Параллельно с массовым жилым строительством учреждение Института церковных социальных исследований (1952 г.) установило дефицит церковных строений и послужило предпосылкой для реализации грандиозной программы строительства. Архитектурный церковный бум постепенно спадал с середины 1970-х годов и резко снизился с 1985 года. За этот период по всей Вене было построено более 150 церквей.

Расположение австрийских церквей имеет закономерный характер, обобщающие принципы, поддается классификации, что свидетельствует о неслучайном выборе градостроительных площадок.

В процессе исследования было выделено 9 типов расположения сакральных сооружений в структуре города (рис. 2, 3, 5):

1. Городская доминанта, видимая издалека, стоящая на горе или на большой территории (например, в парке) (рис. 5 э-б, пункт 1).

2. На улице фасадом к проезжей части вблизи от большого открытого пространства, на окраине города (рис. 5 э-б, пункт 2).

3. В центре смешанной или жилой застройки с высокой плотностью, здание, отдельно стоящее у зеленой зоны или на большой площади (рис. 5 э-б, пункт 3).

4. Сооружение, не отдельно стоящее на углу между зданиями, на улице фасадом к проезжей части (рис. 2 э, Ь, пункт 4).

5. В ряду зданий в закрытой застройке (рис. 2 э, Ь, пункт 5).

6. Спрятано за зданиями в застройке или в лесу, не видно с дороги (рис. 2 э, Ь, пункт 6).

7. В смешанной или жилой застройке с высокой плотностью, здание, отдельно стоящее на улице фасадом к проезжей части (рис. 3 э-б, пункт 7).

8. В озелененной жилой застройке с преимущественно небольшими зданиями, сооружение, отдельно стоящее на улице главным фасадом к проезжей части (рис. 3 э-б, пункт 8).

9. В центре жилой застройки с преимущественно небольшими жилыми зданиями, окруженными густой зеленью, отдельно стоящее в зеленой зоне или на площади (рис. 3 э-б, пункт 9).

Том 12 № 2 2022 ISSN 2227-2917

a

ISSN 2227-2917 Том 12 № 2 2022 Алл (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 256-275 266 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 12 No. 2 2022 _(online)_pp. 256-275

b

Том 12 № 2 2022 ISSN 2227-2917

c

ISSN 2227-2917 Том 12 № 2 2022 «лп (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 256-275 268 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 12 No. 2 2022 _(online)_pp. 256-275

Рис. 5. Типы расположения церквей в городской застройке: 1 - городская доминанта, видимая издалека, стоящая на горе или на большой территории (например, в парке); 2 - на улице фасадом к проезжей части вблизи от большого открытого пространства, на окраине застройки; 3 - в центре смешанной или жилой застройки с высокой плотностью, здание,

отдельно стоящее у зеленой зоны или на большой площади Fig. 6. Location types of churches in urban spaces: 1 - urban dominant, visible from afar, standing on a mountain or in a large area (for example, in a park); 2 - on the street facing the roadway close to a large open space, on the outskirts of the building; 3 - in the center of a mixed or high-density residential development, standing alone near a green area or in a large area

Том 12 № 2 2022 ISSN 2227-2917

В человеческом восприятии храма на фоне окружающей застройки и общественного пространства выделяем 4 типа:

- городская доминанта, символ городской идентичности, расположена на возвышенности, окружена большим просторным пространством, например парком (рис. 5 a-d, пункты 1 и 2);

- локальная доминанта районного значения, в жилом районе, с площадью, сквером или парком, как правило, видимая с проезжей части улицы (рис. 5 a-d, пункты 2 и 3; рис. 3 a-d, пункты 7-9);

- почти не выделяется на фоне застройки, в ряду зданий или на углу улиц, подразумевает общественное пространство в основном внутри здания или на противоположной стороне дороги (рис. 2 a, Ь, пункт 4 и 5; рис. 3 a-b, пункт 7);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- скрыта в зелени или в смешанной густо озелененной застройке, создает вокруг себя тихое, спрятанное, спокойное рекреационное пространство (рис. 5 a-d, пункт 3; рис. 2 a, Ь, пункт 6; рис. 3 a-d, пункт 9).

Городские морфологические типы застройки, в которых расположены церкви (выделены цветом в таблицах, рис. 1):

- лес, луг или другой природный ландшафт;

- сельская, деревенская застройка;

- городская застройка преимущественно эпохи грюндерства (эпохи индустриализации с 1840 г. до экономического кризиса 1873 г.);

- жилые массивы 1920-1940-х гг.;

- жилые массивы 1950-1990-х гг. с преимущественно многоэтажной застройкой;

- поселки односемейных домов в основном со 2-й половины XX века на окраинах;

- особые районы, такие как административные центры, больницы, коммерческие или промышленные районы.

Варианты функционального значения пространства вокруг церкви:

- селитебная зона (жилой район как малоэтажных зданий, так и многоэтажных);

- проезжая часть дороги;

- общественный многофункциональный центр города (жилого района);

- рекреационное общественное пространство;

- кладбища, медицинские учреждения, мемориальные комплексы.

Итак, религиозные строения эпохи модернизма в австрийских городах демонстрируют поразительное разнообразие и в отношении месторасположения, и в масштабе сооружений, и в планировочной структуре, формах, материалах, общем внешнем облике. Церковь

реагирует на многие явления, происходящие в обществе. Она готова идти им навстречу, прислушиваясь к мнению архитекторов, выступающих посредниками между религией и обществом. Общество, в свою очередь, нуждается в церкви. Например, в период пандемии 2020 г., когда все учреждения были закрыты, а религиозные мессы отменены, вход в церковь все же оставался свободен, и люди, испытывавшие страх и тревогу, могли прийти и найти в ней успокоение и умиротворение.

В современном российском храмострое-нии сейчас можно наблюдать появление при восстановленных исторических монастырях музейных комплексов, парков, общественных трапезных, ремесленных творческих мастерских, хоровых студий, воскресных школ. Также возникло множество торговых лавочек с различной продукцией от служителей церкви: медом, травяными сборами, сувенирными изделиями, предметами ремесленного искусства. Все эти здания и комплексы открыты для обычных людей, туристов, и не всегда только верующих, это полноценные общественные пространства, наполненные разными функциями. Как правило, они являются восстановленными и реставрированными историческими зданиями.

Рассмотрим ситуацию с новыми религиозными строениями в Иркутске.

В 2009 году в Иркутске появилась новая церковь, казалось бы, в совсем не традиционном для него месте - в студенческом городке, среди общежитий Технического университета - приход Преподобного Сергия Радонежского. Инициатором его возведения выступил ректор ИРгТу С. Б. Леонов, назвав его Центром духовно-нравственного развития ИрГТУ, деятельность которого насчитывает около двух десятков различных направлений. Это приспособленное здание бывшей столовой, церковь располагается здесь временно, внешне не имеет практически никакой религиозной атрибутики, однако пользуется популярностью.

Новый проект Александро-Невского храма Сибирского проектного института планировался к реализации на пересечении улиц Без-бокова и Захарова на месте рощи и должен был стать центром духовно-патриотического воспитания. Как сообщают проектировщики и заказчик, территория, на которой возводится здание, останется местом отдыха горожан. Парк вокруг храма будет доступен для прогулок. Ограждения у церкви не будет. Однако горожане выступают против размещения храма на месте рощи, несмотря на то что застройщик обещает взамен снесенных 37 провести

ISSN 2227-2917

(print) ISSN 2500-154X (online)

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

Том 12 № 2 2022

с. 256-275 Vol. 12 No. 2 2022 pp. 256-275

высадку 102 деревьев и кустарников и благоустроить парк.

Существующее же здание прихода, церковь Александра Невского, более 20 лет занимает арендуемое здание барачного типа на улице Якоби. Более 350 прихожан разных возрастов посещают расположенную в нем воскресную школу, бесплатные развивающие кружки для детей. В итоге принято решение возводить новый храм на месте старого.

Заметим, что возведенная в 2008 г. церковь Веры, Надежды, Любови и Матери Их Софии в существующем парке при мемориальном комплексе стала украшением, дальнейшим развитием и достопримечательностью микрорайона Лисиха.

Проектируемая классическая (православная) гимназия для мальчиков на 264 места при недавно реставрированной Князе-Владимир-ской церкви (рис. 6), расположенной в северной части предместья Рабочее г. Иркутска, как рассказывает архитектор Елена Григорьева, должна выглядеть очень современно, даже футуристично, и отец настоятель церкви сам высказал пожелание придать гимназии облик, «соответствующий эпохе 3-го тысячелетия». Реконструкция комплекса с доминирующей церковью и гимназией, парка и прилегающих общественных пространств станет импульсом к развитию депрессивной территории предместья.

Рис. 6. Концептуальный проект классической (православной) гимназии для мальчиков на 264 места при Князе-Владимирской церкви в предместье Рабочее в г. Иркутске. Архитектор Е. И. Григорьева Fig. 6. The conceptual design of a classical (Orthodox) gymnasium for boys for 264 students at the Knjaze-Vladimir Church in the Rabocheye suburb in Irkutsk. Architect E. I. Grigoryeva

У проезжей части напротив остановки общественного транспорта по ул. Гоголя, 42/4 расположился Петропавловский приход. Небольшое деревянное здание было построено в 2010 году как временное. В 2017 году на пересечении улиц Терешковой и Гоголя на территории бывшего Свердловского рынка началось воссоздание исторического здания церкви.

Первоначально это была лагерная церковь 28-го сибирского стрелкового полка. Ее построили примерно в 1910-1911 гг. сначала совсем в другом месте - при военном лагере в селе Михалёво в 20 верстах от Иркутска. Там полк квартировал в летнее время. «Сейчас этого села уже нет, оно оказалось под водой при строительстве Иркутской ГЭС», - рассказывает настоятель. Деревянный Петропавловский храм представлял собой большое

бревенчатое строение в необычном сочетании стиля модерн и древнерусского культового зодчества. В 1918 году его перенесли в иркутское предместье Глазково. Восстановленный храм освятили уже при советской власти 5 июля 1920 года. Но в ноябре 1929 года его закрыли. Частично демонтировали, использовали под клуб, потом под склад, пока и он не был полностью разрушен. Как говорит отец настоятель, сейчас даже это маленькое временное здание востребовано прихожанами.

Тенденция устройства воскресных школ и ремесленных мастерских при церквях для взрослых и детей в Иркутске стала распространенным явлением. А, например, в селе Оёк Иркутского района, непосредственно в зале временного здания церкви, пока основная церковь Успения Пресвятой Богородицы

Том 12 № 2 2022

с. 256-275 Vol. 12 No. 2 2022 pp. 256-275

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

ISSN 2227-2917

(print) ISSN 2500-154X (online)

ремонтируется, как рассказал в личной беседе отец настоятель, по вечерам проводятся даже спортивные занятия для мальчиков.

Результаты и их обсуждение

Поскольку культура России исторически формировалась под воздействием православия, с ним глубоко связаны все ее сферы -взаимоотношения между людьми, отношение к природе, труду и производству, и это получило масштабное материальное воплощение. Большая часть нашего национального культурного наследия, выраженного в материальной российской культуре, - исторические здания и сооружения, материальные памятники истории и культуры, предметы народного творчества, искусства и быта - принадлежат православной культуре или несут ее отпечаток. Культурно-духовным центром и на сегодняшний день остается религиозное сооружение. Православная церковь является символом русской культурной и архитектурной идентичности.

После ее упразднения и разрушения в 30-е гг. XX столетия была попытка создания своеобразной замены - домов культуры, зданий-символов коммунистической партии, однако после распада СССР в 90-х гг. XX в. активно начинают восстанавливать старые церкви и возводят новые.

Мы тоскуем по утраченному, поэтому церковное зодчество по инерции продолжает противопоставлять себя окружению, замыкаясь в собственном нарративе, воспроизводя привычные образы, которые с каждым годом все меньше справляются с функцией эстетического и функционального удовлетворения, но до сих пор решают проблему узнаваемости1.

Мы потеряли 70 лет, которые могли бы способствовать модернизации православной церкви, даже несмотря на ее ортодоксальные, часто консервативные устойчивые взгляды.

Так или иначе, в России архитектурная концепция сакральных зданий пока остается той же, что и 100 лет назад, однако среди молодых архитекторов возникает новый взгляд на современную архитектуру церквей: мы видим сейчас в российских концептуальных конкурсных проектах профессиональных прогрессивных архитекторов и студентов-архитекторов желание проявить новаторство, сотворить архитектуру, соответствующую стилистическим тенденциям XXI столетия.

Говоря о традициях в сакральной архитектуре, известный канадский архитектор

украинского происхождения Родислав Жук сказал, что это явление очень сложное, где «ставится цель создать архитектуру, которая отвечает определенным эстетическим вкусам и историческому опыту и одновременно связана с данной географической ситуацией и динамизмом современности» [10].

Исходя из этого, следует, что при размещении храма, формировании его архитектурного образа должны учитываться и традиция, и своеобразный аккумулятивно-генеологиче-ский процесс, которые будут содействовать созданию новаторских произведений сакрального зодчества, отвечающих современным требованиям XXI столетия.

Кроме архитектора, автора проекта, решения по размещению церкви в городе и ее общему визуальному облику принимает и заказчик - священнослужитель. Помимо представлений и убеждений архитектора, немаловажное значение в формировании любой, в том числе и сакральной, архитектуры, начиная с выбора участка в городе и заканчивая общим внешним обликом и даже предметным комплексом в интерьере, играет менталитет заказчика. Это всегда их совместное творчество.

Нужно отметить, что представления священнослужителей православной церкви тоже постепенно меняются в сторону современности. И мы это понимаем из личных бесед с отцами настоятелями - церковь готова идти на преобразования.

По словам отца Адама, настоятеля одного из храмов г. Улан-Удэ, очень неплохо, когда церковь расположена рядом с общественными развлекательными, детскими городскими пространствами - как, собственно, и раньше, в Средневековье, храмы тесно соседствовали с торговыми площадями, «там где больше бывает людей, там хорошо живется и церкви» [8].

В беседах с отцами настоятелями выясняется, что церковь готова применять новые технологии, материалы, конструкции (церковь Успения Пресвятой Богородицы в с. Оёк, Хар-лампиевская в Иркутске, приход Преподобного Сергия Радонежского в Студгородке, церковь Александра Невского и др.). Администрация церкви более лояльна к выбору местоположения в городском пространстве: т.к. генпланом советских городов не были предусмотрены участки под строительство церквей, возникают сложности с отводом земли,

''«Величие, сказочность, утилитарность»: почему в России сложно построить современную церковь [Электронный ресурс]. URL: https://strelkamag.com/ru/article/pochemu-v-rossii-slozhno-postroit-sovremennuyu-cerkov (11.02.2022).

ISSN 2227-2917 Том 12 № 2 2022 »л (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 256-275 272 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 12 No. 2 2022 _(online)_pp. 256-275

приходится присоединять церковь к рекреационному ландшафтному пространству (парк, роща), кладбищам и мемориальным комплексам, больницам, исправительно-трудовым организациям.

Если рассматривать город как социальное пространство, церковь как культурно-духовный институт несет людям определенные настроения и посылы, прихожане стремятся к умиротворенности и душевному равновесию, посещая храм. Определенные культурно-исторические коды, связанные с религией, сплачивают людей, внедряют в их сознание патриотизм и любовь к родине.

Заключение

Мы наблюдаем, как жизненные обстоятельства - политика, экономика, научно-технический прогресс, экология - неизбежным образом влияют на организацию и функциональное наполнение общественных пространств, на появление в них новых сакральных зданий, новых символов культурной идентичности, которые, в свою очередь, культурно обогащают общество. Этот процесс отлично иллюстрирует строительство масштабных жилых комплексов Красной Вены, когда приезжавшие из деревень представители рабочего класса, заселяясь в прекрасно спроектированные талантливыми архитекторами дома, «дворцы для народа» с богатой социальной инфраструктурой, с парками и садами, превращались в цивилизованных культурных горожан [7].

Какой-нибудь парк, используемый преимущественно для выгула собак или пребывания асоциальных личностей, с присутствием церкви приобретает символ культуры, рождает совсем другие мысли и ассоциации и вдохновляет общество на иные действия.

Любая архитектура, даже устойчивая к быстрым изменениям, консервативная религиозная, откликается на происходящие в социуме явления, на его новые потребности, в результате чего через ее реализаторов - архитекторов и заказчиков - постепенно меняет территориальное и композиционное поло-

жение в городской застройке, а также пространственную организацию, форму, архитектурный замысел и стиль [11, 12].

Каждая церковь уникальна. Привязанная к конкретному месту, представляющая собой некий символ эпохи, исторических событий, наложенный на творческий замысел архитектора, выглядит как доминанта или акцент в городе, ориентир, узел на фоне гомогенной застройки. Как правило, удачно сформированный ориентир, возникший на пределе художественных и технологических возможностей того места и того времени, становится символом города, его айдентикой, как говорил архитектор Хироки Мацура о храмах Иркутска [13].

Такой символ формирует культурные коды, память и смыслы места, притягивает к себе горожан и туристов, обозначая общественные пространства.

Постсоветское общество потребовало новых символов культурной идентичности, от архитекторов - создания храмов взамен разрушенных. В результате возникла проблема адекватного ответа на запрос времени, что привело к возобновлению целого направления в архитектуре общественных зданий и сооружений - сакральной архитектуры.

В большинстве случаев в Иркутске храмы воздвигаются взамен утраченных на их прежних местах, реставрируются или восстанавливаются по историческим проектам. Но, почти стихийно, ввиду острой востребованности, с одной стороны, и нехватки финансирования и сложностей с земельными участками - с другой, появилась тенденция устройства «церкви» в приспособленных помещениях либо совершенно простых зданиях с «незатейливой архитектурой», на доступных участках, как правило, в традиционном расположении: мемориальные комплексы, на пересечении или вдоль осей главных коммуникационных связей, в центре жилого квартала.

Поиск новых архитектурных решений достаточно робок. Однако конкурсные проекты перспективных архитекторов демонстрируют нам немало новых модернистских идей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Глебова Н. М., Кламер М. Эволюция и модернизм церковной архитектуры Вены // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2021. Т. 11. № 2 (37). С. 314-329. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2021-2-314-329.

2. Bäumler A. K., Zeese A. Wiener Kirchenbau nach 1945. Wien: Denkmalpflege und industriear-chaclogie Technische Universitat, 2007. 139 S.

3. Achleitner F. Österreichische Architektur im 20. Jahrhundert. Band III/1. Wien 1.-12. Bezirk. Salzburg: Residenz Verlag, 2010. 331 S.

Том 12 № 2 2022 ISSN 2227-2917

4. Achleitner F. Österreichische Architektur im 20. Jahrhundert. Band III/2. Wien 13.-18. Bezirk. Salzburg: Residenz Verlag, 1995. 256 S.

5. Achleitner F. Österreichische Architektur im 20. Jahrhundert. Band III/3. Wien 19.-23. Bezirk. Salzburg: Residenz Verlag, 2010. 500 S.

6. Vorderwinkler F. R. Sakrale Kunst in Österreich. Kirchen der Stadt Wien. Band 1. Steyr: Kulturbuchverlag, 2008.240 S.

7. Глебова Н. М., Кламер М. Красная Вена. 1919-1934 // Проект Байкал. 2021. № 18 (68). С. 26-35. https://doi.org/10.51461/projectbai-kal.68.1797.

8. Макотина С. Новые культовые сооружения в столице Бурятии Улан-Удэ // Проект Байкал.

2014. № 11 (41). С. 50-54. https://doi.org/10.7480/projectbaikal.41.732.

9. Юрьева А. В. Храмовая архитектура: традиция и новация // Электронный научный журнал «Архонт». 2020. № 5 (20). C. 106-110.

10. Куцевич В. В. Храм в структуре города. Традиции и современность // Архитектура и современные информационные технологии.

2015. № 4 (33). С. 8.

11. Барашков В. В. Образно-эстетические традиции и инновации в современной западноевропейской христианской церковной архитектуре // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2018. Т. 23. С. 137-145. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.23.137.

12. Барашков В. В. Современная церковная архитектура как межкультурное пространство эстетической и нравственной коммуникации // Концепт: философия, религия, культура. 2020. Т. 4. № 3. С. 149-157. https://doi.org/10.24833/ 2541 -8831 -2020-3-15-149-157.

13. Глебова Н. М., Большаков А. Г. Принципы сохранения и формирования архитектурной идентичности в уличной застройке исторической части Иркутска // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2019. Т. 9. № 3. С. 606-619. Ь^:/^^^ 0.21285/2227-2917-2019-3-606619.

REFERENCES

1. Glebova NM, Klamer M. Evolution and modernism of church architecture in Vienna. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2021;11(2):314-329. (In Russ.). https://doi.org/10.21285/2227-2917-2021-2-314-329.

2. Bäumler A. K, Zeese A. Wiener Kirchenbau nach 1945. Wien: Denkmalpflege und industriear-chaclogie Technische Universitat; 2007. 139 S.

3. Achleitner F. Österreichische Architektur im 20. Jahrhundert. Band III/1. Wien 1.-12. Bezirk. Salzburg: Residenz Verlag; 2010. 331 S.

4. Achleitner F. Österreichische Architektur im 20. Jahrhundert. Band III/2. Wien 13.-18. Bezirk. Salzburg: Residenz Verlag; 1995. 256 S.

5. Achleitner F. Österreichische Architektur im 20. Jahrhundert. Band III/3. Wien 19.-23. Bezirk. Salzburg: Residenz Verlag; 2010. 500 S.

6. Vorderwinkler FR. Sakrale Kunst in Österreich. Kirchen der Stadt Wien. Band 1. Steyr: Kulturbuchverlag; 2008.240 S.

7. Glebova NM, Klamer M. Red Vienna. 1919— 1934. Proekt Baikal. 2021;18(68):26-35. (In Russ.). https://doi.org/10.51461/projectbai-kal.68.1797.

8. Makotina S. New places of worship in the capital of Buryatia Ulan-Ude. Proekt Baikal. 2014;11 (41):50-54. (In Russ.). https://doi.org/10.7480/projectbaikal.41.732.

9. Yurieva AV. Temple architecture: tradition and innovation. Elektronnyi nauchnyi zhumal „Ark-hont". 2020;5(20):106-110. (In Russ.).

10. Kutsevich vV. Temple in the structure of the city. Tradition and modernity. Arkhitektura i sovre-mennye informatsionnye tekhnologii = Architecture and modern information technologies. 2015;4(33):8. (In Russ.).

11. Barashkov VV. Aesthetical traditions and innovations in the modern christian church architecture in Western Europe. Izvestiya Irkutskogo go-sudarstvennogo universiteta. Seriya „Politologiya. Religiovedenie". 2018;23:137-145. (In Russ.). https://doi.org/10.26516/2073-3380.2018.23.137.

12. Barashkov VV. Modern church architecture as an international space of aesthetic and moral communication. Kontsept: filosofiya, religiya, kul'tura = Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(3):149-157. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24833/2541-8831-2020-3-15-149-157.

13. Glebova NM, Bolshakov AG. Principles of the preservation and formation of the architectural identity in street construction in the historical part of Irkutsk. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2019;9(3):606-619. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2019-3-606-619.

ISSN 2227-2917 Том 12 № 2 2022 г\-гл (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 256-275 274 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 12 No. 2 2022 _(online)_pp. 256-275

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах Н. М. Глебова,

доцент ВАК, доцент кафедры архитектурного проектирования,

Иркутский национальный исследовательский

технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,

Россия,

e-mail: nita12@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-8762-9711

М. Кламер,

доктор технических наук, профессор Института систем транспортного планирования,

Технический университет Вены,

1040, г. Вена, ул. Карлсгассе, 11, Австрия,

e-mail: michael.klamer@tuwien.ac.at

Вклад авторов

Авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Глебова Н. М. несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Статья поступила в редакцию 12.04.2022. Одобрена после рецензирования 10.05.2022. Принята к публикации 12.05.2022.

Information about the authors Natalia M. Glebova,

Associate Professor of the Higher Attestation Commission, Associate Professor of the Department of Architectural Design, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., 664074, Irkutsk, Russia, e-mail: nita12@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-8762-9711

Michael Klamer,

Dr. Sci. (Eng.), Professor of the Institute for Transport System Planning, Technical University of Vienna, 11 Karlsgasse St., 1040, Vienna, Austria, e-mail: michael.klamer@tuwien.ac.at

Contribution of the authors

The authors contributed equally to this article. Glebova N. M. bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

The final manuscript has been read and approved by all the co-authors.

The article was submitted 12.04.2022. Approved after reviewing 10.05.2022. Accepted for publication 12.05.2022.

Том 12 № 2 2022 ISSN 2227-2917

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.