Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ И МОДЕРНИЗМ ЦЕРКОВНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ВЕНЫ'

ЭВОЛЮЦИЯ И МОДЕРНИЗМ ЦЕРКОВНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ВЕНЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
206
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКВИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЗДАНИЯ / САКРАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА / АРХИТЕКТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИСТОРИЗМ / МОДЕРНИЗМ / БРУТАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Глебова Наталья Моисеевна, Кламер Михаэль

Цель исследования - провести вводно-ознакомительный экскурс по истории архитектуры римско-католических церквей Вены для отслеживания эволюции в стилях и формообразовании при смене различных эпох на примере этих зданий, в особенности в 20-м столетии, и определить, как взаимодействовали архитекторы с их заказчиками-священнослужителями. Эта статья - введение перед циклом статей, раскрывающих и иллюстрирующих многообразие современной архитектуры в, казалось бы, консервативной и ограниченной рамками канонов религиозной архитектуре. Были проведены натурные обследования и фотофиксация более 100 исторических и современных церквей Вены, изучены научные публикации в этой области, преимущественно австрийских архитекторов и искусствоведов. Также рассмотрены основные исторические события, затронувшие Вену и религиозные конфессии на ее территории и приведшие к тому, что архитектура церквей претерпевала довольно серьезные изменения в градостроительном расположении, архитектурной композиции и формообразовании, дизайне экстерьера и интерьера, предоставив великое разнообразие визуальных образов и новых архитектурных идентичностей. Определено, как и почему модернизм и его направления отразились в венской сакральной архитектуре. В результате исследования удалось выяснить, как выстраивались взаимоотношения между церковью, обществом, искусством и архитектурой. Можно сделать вывод, что католическая церковь в эпоху современности довольно чутко откликается на происходящие в социуме явления и как заказчик прислушивается к мнению выдающихся австрийских архитекторов. В результате сакральная архитектура очень гибко меняет форму под потребности социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION AND MODERNISM OF CHURCH ARCHITECTURE IN VIENNA

The study aims to perform an introductory historical insight into the architecture of the Roman Catholic churches in Vienna to follow the style evolution and form making during the change of epochs, particularly in the 20th century, and to reveal how architects interacted with their customers - churchmen. This article is an introduction to a series of articles revealing and illustrating the diversity of modern architecture in seemingly conservative and canon-bound religious architecture. We carried out field studies and photo fixation of over a hundred historical and modern churches in Vienna and overviewed scientific literature in this field, mainly authored by Austrian architects and art historians. We reviewed the main historical events that affected Vienna and the religious denominations in its territory. They led to significant changes in church architecture in terms of city development plans, architectural composition and form making, design of the exterior and interior, hence a great variety of visual patterns and new architectural identities. It was determined how and why modernism and its movements were reflected in Vienna sacral architecture. The study unveils how the relationship between church, society, art and architecture was built. It can be concluded that the Catholic Church in the modern era responds to social phenomena and, as a customer, considers the opinion of distinguished Austrian architects. As a result, sacred architecture flexibly alters its form to suit social needs.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ И МОДЕРНИЗМ ЦЕРКОВНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ВЕНЫ»

Оригинальная статья / Original article УДК 726.72.03

DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2227-2917-2021-2-314-329

Эволюция и модернизм церковной архитектуры Вены

© Н.М. Глебова1, М. Кламер2

■■Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия 2Венский технический университет, г. Вена, Австрия

Резюме: Цель исследования - провести вводно-ознакомительный экскурс по истории архитектуры римско-католических церквей Вены для отслеживания эволюции в стилях и формообразовании при смене различных эпох на примере этих зданий, в особенности в 20-м столетии, и определить, как взаимодействовали архитекторы с их заказчиками-священнослужителями. Эта статья - введение перед циклом статей, раскрывающих и иллюстрирующих многообразие современной архитектуры в, казалось бы, консервативной и ограниченной рамками канонов религиозной архитектуре. Были проведены натурные обследования и фотофиксация более 100 исторических и современных церквей Вены, изучены научные публикации в этой области, преимущественно австрийских архитекторов и искусствоведов. Также рассмотрены основные исторические события, затронувшие Вену и религиозные конфессии на ее территории и приведшие к тому, что архитектура церквей претерпевала довольно серьезные изменения в градостроительном расположении, архитектурной композиции и формообразовании, дизайне экстерьера и интерьера, предоставив великое разнообразие визуальных образов и новых архитектурных идентично-стей. Определено, как и почему модернизм и его направления отразились в венской сакральной архитектуре. В результате исследования удалось выяснить, как выстраивались взаимоотношения между церковью, обществом, искусством и архитектурой. Можно сделать вывод, что католическая церковь в эпоху современности довольно чутко откликается на происходящие в социуме явления и как заказчик прислушивается к мнению выдающихся австрийских архитекторов. В результате сакральная архитектура очень гибко меняет форму под потребности социума.

Ключевые слова: церкви, религиозные здания, сакральная архитектура, архитектурная идентичность, историзм, модернизм, брутализм

Для цитирования: Глебова Н.М., Кламер М. Эволюция и модернизм церковной архитектуры Вены. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2021. Т. 11. № 2. С. 314-329. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2021-2-314-329

Evolution and modernism of church architecture in Vienna

Natalia M. Glebova, Michael Klamer

Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia Vienna Technical University, Vienna, Austria

Abstract: The study aims to perform an introductory historical insight into the architecture of the Roman Catholic churches in Vienna to follow the style evolution and form making during the change of epochs, particularly in the 20th century, and to reveal how architects interacted with their customers -churchmen. This article is an introduction to a series of articles revealing and illustrating the diversity of modern architecture in seemingly conservative and canon-bound religious architecture. We carried out field studies and photo fixation of over a hundred historical and modern churches in Vienna and overviewed scientific literature in this field, mainly authored by Austrian architects and art historians. We reviewed the main historical events that affected Vienna and the religious denominations in its territory. They led to significant changes in church architecture in terms of city development plans, architectural composition and form making, design of the exterior and interior, hence a great variety of visual patterns and new architectural identities. It was determined how and why modernism and its movements were reflected in Vienna sacral architecture. The study unveils how the relationship between church, society, art and architecture was built. It can be concluded that the Catholic Church in the modern era responds to social phenomena and, as a customer, considers the opinion of

Том 11 № 2 2021

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 314-329 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 2 2021 _pp. 314-329

ISSN 2227-2917 ОЛЛ (print)

314 ISSN 2500-154X (online)

distinguished Austrian architects. As a result, sacred architecture flexibly alters its form to suit social needs.

Keywords: churches, religious buildings, sacred architecture, architectural identity, historicism, modernism, brutalism

For citation: Glebova NM, Klamer M. Evolution and modernism of church architecture in Vienna. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2021;11(2):314-329. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2227-2917-2021-2-314-329

Введение

Нигде нет такого многообразия церковных построек, как в Вене, как в культурном, так и в историческом и особенно в архитектурном плане1. Смена эпох и стилей на протяжении богатой истории и этническое разнообразие, которое свойственно Вене в силу ее центрального расположения в Европе, способствовали этому. Великие потрясения, религиозные разногласия, сопровождающие архитектуру в разные периоды, накладывали отпечаток на внешний вид и пространство церкви, постепенно создавая и трансформируя ее форму и идентичность. Период взлета научно-технического прогресса, социальных и религиозных реформ конца XIX -начала XX вв. произвели революцию в архитектурном формо- и стилеобразовании, и прокатившаяся по всему миру волна модернизма затронула и архитектуру венских церквей, породив еще больше разнообразнейших культовых строений2 [1-6].

Методы

Натурные наблюдения более 100 церквей Вены позволили зафиксировать и эмпирически изучить их пространственные и визуальные особенности, угадать течения и тенденции, происходившие в процессе их эволюции, проследить изменения в формировании архитектурной идентичности в соответствии с изменениями в религиозной и культурной жизни. Эти тенденции узнаваемы в светской архитектуре, но особенный интерес вызывает именно отражение их в сакральной архитектуре (в отличии, например, от православных церквей, которые принципиально не меняли свои каноны и архитектурно-композиционное строение с течением истории, не реагируя так живо на социальные события). Максимум внимания сфокуси-

ровано на венских модернистских церквях XX в., показывающих поразительное разнообразие формы и дизайна.

Наблюдения и сравнительный анализ породили много вопросов и побудили к изучению истории европейской религии. На протяжении двухтысячелетнего существования христианства случалось немало разногласий, споров и войн, которые формировали национальную и архитектурную идентичности.

Результаты и их обсуждение

Еще в Средневековье после эпохи Великих географических открытий Римско-католическая церковь распространила свое влияние на разные части света и завоевала лидирующие позиции среди населения Австрии. После эпохи готики популяризацией церкви занимались деятели искусства и архитектуры эпохи Возрождения, которым покровительствовали римские папы. Католическая церковь обладала огромным влиянием и могуществом, но порой оставалась равнодушной к критике простых людей, недовольных расхождениями между проповедями и поступками священников. Церковнослужители, живя в роскоши, не соблюдали церковных обетов и устав, в связи с чем в XVI в. назрел период Реформации.

В 1517 г. в Германии христианский богослов Мартин Лютер путем создания ряда реформ совершил революцию в религиозно-церковных отношениях, определившую новые правила этики и морали. Теперь духовенство не было «посредником» между людьми и Богом, а благопристойное поведение человека являлось выражением любви к Богу, а наивысшей ценностью было объявлено трудолюбие. Библию теперь каждый мог изучать самостоятельно, т.к. появился ее перевод на немецкий язык.

Император не принял новые религиозные правила, а лютеране (последователи Лютера)

1Wiener Kirchen // Planet Vienna. Available from: http://planet-vienna.com [Accessed 02nd March 2021].

2Statistik Austria. Statistik des Bevolkerungsstandes: erstellt am 06.07.2020. Available from:

https://www.statistik.at/web_de/statistiken/menschen_und_gesellschaft/bevoelkerung/bevoelkerungsstand_und_veraend

erung/bevoelkerung_im_jahresdurchschnitt/022312.html [Accessed 02nd March 2021];

Wiener Kirchen // Planet Vienna. Available from: http://planet-vienna.com [Accessed 02nd March 2021].

Том 11 № 2 2021 ISSN 2227-2917

с. 314-329 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) ЦС Vol. 11 No. 2 2021 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 315 _pp. 314-329_(online)_

выразили ему протест и стали называться протестантами. Последовали вооруженные конфликты, которые окончательно завершились Аугсбургским религиозным миром (1555 г.). Согласно принципу cuius regio, eius Religio (правитель какой-либо территории определяет религию подданных) носители иных вероисповеданий более не считались еретиками, так, кроме католической, появилась протестантская церковь.

Постепенно большинство населения Австрии приняло протестантство. Реформация стала глубоким потрясением для католицизма. Целые страны порывали с римским Святым Престолом - Англия, Швеция, Дания и Норвегия, часть немецких и швейцарских земель. К протестантским церквям и религиозным общностям примкнула часть населения Франции, Нидерландов, Польши, Чехии и Венгрии.

Но позднее под властью Габсбургов католицизм как доминирующая конфессия был восстановлен. Воинствующий католицизм стал орудием Габсбургов в подавлении народного и освободительного движений. При Рудольфе II, правившем в 15761612 гг., началось наступление на протестантов, приобретавшее характер насильственной Контрреформации [7]. Социально-политическая борьба в Австрии XVI -сер. XVII вв. принимала форму ожесточённых столкновений сторонников Реформации и Контрреформации. В результате Контрреформации протестантов осталось совсем мало, и лишь самыми стойкими все еще тайно культивировался протестантизм, преимущественно в отдаленных районах. В 1608 г. Рудольф II в результате междоусобных столкновений, кроме Австрии, завладел королевством Венгрии и Моравии, а в 1611 г. - также Чехией, Силезией и Лужицей; с 1619 г. следующий император, Фердинанд II, был тесно связан с Испанией, что дало толчок антигабсбургскому Чешскому восстанию 1618-20 гг., послужившему началом общеевропейской религиозной Тридцатилетней войны 1618-48 гг., которая стала последней крупной религиозной войной в Европе и породила Вестфальскую систему международных отношений.

После османских завоеваний и падения Византийской империи многие балканские народы были вынуждены принять ислам (Болгария, Македония, Сербия и др.). Османская империя оказывала военную поддержку венграм и некатолическим религиозным меньшинствам, жившим в занятой австрийцами части Венгрии. Их недоволь-

ство антипротестантской политикой императора Австрии Леопольда I Габсбурга росло [1] и вылилось в итоге в открытое восстание против Австрии, протестанты и прочие противники Габсбургов объединились с турками, а 12 сентября 1683 года после двухмесячной осады Вены войском Османской империи произошла Венская битва. Вся Вена тогда находилось в радиусе примерно 1,2 км от центрального собора Святого Стефана, включая укрепления и гласис (сегодня это 1-й район «Внутренний город»; до укреплений весь город находился в радиусе примерно 600 м от собора). Победа христиан в этой битве навсегда положила конец завоевательным войнам Османской империи на европейской земле и стала переломным событием в трёхвековой войне государств Центральной Европы против османов, а Австрия на десятилетия стала самой мощной ее державой.

В конце XVIII в. при императоре Иосифе II были приняты реформы Просвещения и, как их часть, Указы терпимости (или Патенты толерантности), которые позволили протестантским, православным, евангелическим церквям в землях Габсбургской короны более свободно исповедовать свою религию [2]. В патенте от 2 января 1782 года евреям также была предоставлена большая свобода исповедовать свою религию [8]. Однако приоритет католической церкви продолжал существовать.

В XVIII веке Австрия как государство переживала период подъёма. Положительными факторами были победы над Турцией и освобождение европейских территорий от чужой, неевропейской культуры. Однако присоединение новых территорий к Австрии и формирование Австрийской империи усложняло религиозную ситуацию. Она и до этого была конгломератом разных по культуре областей, но теперь их стало еще больше (например, Венгрия с 1686 г., северная Италия).

С 1690-х годов начался строительный бум, определивший период барокко и развитие австрийской столицы. На сожжённых турками территориях возникают роскошные загородные усадьбы, восстановлены, расширены и построены многочисленные церкви самого высокого архитектурного качества (например, Карлскир-хе, Петерскирхе, Пиаристенкирхе). Могущественные светская и церковная власти Австрии становятся заказчиками и главными потребителями услуг архитекторов. В пригородах Вены ведется активная строительная деятельность как результат процветающей промышленности и роста населения.

Ярким представителем венского барокко является Карлскирхе (рис. 1). Архитектор

ISSN 2227-2917

(print) ISSN 2500-154X _[online)_

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

Том 11 № 2 2021

с. 314-329 Vol. 11 No. 2 2021 pp. 314-329

Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах к разработке композиции подошёл как истинный историк, в результате чего церковь Карлскирхе стала живой энциклопедией архитектуры и выглядит столь экзотично и эклектично. Фишер намеренно соединил и противопоставил разнородные исторические модели, выработанные историей архитектуры разных частей света. Такова была иконографическая программа. По сторонам «античного» портика из шести колонн коринфского ордера мы видим две триумфальные колонны высотой 33 метра наподобие колонны Траяна в Риме. Согласно легенде, столь необычная идея родилась у архитектора, когда он наблюдал с террасы на холме Пинчио в Риме купол собора Святого Петра и колонну Траяна, будто бы они расположены по соседству (на

самом деле нельзя увидеть эти памятники ря-дом)3. Однако архитектор использовал две колонны. Удвоение форм - это типично барочный приём, но, вопреки ему, колонны не стоят свободно, а вдвинуты в углубления фасада, а их площадки с «фонариками» напоминают «киоски» (навершия) мусульманских минаретов. На каждой площадке по четыре «китайских» золочёных дракона. Боковые объемы созданы в барочном стиле, но в них специалисты усматривают сочетание ренессансных и восточных форм. Большой так называемый римский купол восходит, без сомнения, к куполу собора Святого Петра в Ватикане и отчасти к куполу Ф. Бор-ромини римской церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне, но в плане он не круглой, а овальной формы, вытянутой в глубину.

Рис. 1. Церковь Святого Карла Борромео (Карлскирхе), Вена, 1716-1737. Архитекторы Иоганн Бернхард

Фишер фон Эрлах, Йозеф Эмануэль Фишер фон Эрлах. Фото М. Кламера, 2020 Fig. 1. Church of St. Karl Borromeo (Karlskirche), Vienna, 1716-1737. Architects Johann Bernhard Fischer von Erlach, Joseph Emanuel Fischer von Erlach. Photo by M. Klamer, 2020

События начала XIX в. - период наполеоновских войн, победа, необычно сильное наводнение на Дунае в 1830 г., революция 1848 г. - дали толчок новому строительству и новой политической системе. В это же время начинается интенсивная индустриализация и рост населения. В 1848-1849 годах в Австрии было ликвидировано феодальное помещичье землевладение, сформировались коммуны, которые были подчинены Венскому городскому совету [1]. Этот период получил название эпохи грюндерства (нем. Gründerzeit). B 1850 году пригороды Вены были присоединены к городу и стали его районами со второго по девятый, в

1858 году по приказу императора Франца Иосифа I защитные стены города были снесены, а на месте гласиса - защитного зеленого массива, окруженного сплошным земляным валом, - расположилась знаменитая великолепная Рингштрассе (в 1857 г.) [3]. Всемирная выставка в Вене 1873 года вызвала приток мигрантов, и к 1910 г. ее население составляло 2 031 000 человек. Вена по численности населения стала четвёртым городом мира после Нью-Йорка, Лондона и Парижа.

В середине XIX века пригороды, которые существовали со времен Средневековья и которые после турецкой осады сильно выросли и застраивались примерно с 1700 года («произ-

3Wiener Kirchen // Planet Vienna. Available from: http://planet-vienna.com [Accessed 02nd March 2021].

Том 11 № 2 2021 ISSN 2227-2917

с. 314-329 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) Vol. 11 No. 2 2021 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X

_pp. 314-329_(online)

водственный период»), были включены в состав города Вены. Таким образом, в 1850 году Вена имела радиус около 2,5 км вокруг собора Святого Стефана (сегодня районы 1-9 - «Внутренний город» и «Внутренние районы»)4.

В конце XIX века город снова расширили и включили в него пригороды. Радиус застроенной территории вырос примерно до 4-5 км к концу австро-венгерской монархии. Примерно к середине XX века административная зона Вены приобрела нынешние размеры с радиусом 10—12 км («Внешние районы»). Тогда застройка еще не достигла административных границ города. Это произошло только после Второй мировой войны за счет промышленных зон и новых жилых комплексов. Тем не менее на окраинах Вены

по-прежнему есть большие сплошные неосвоенные открытые пространства. Они были юридически защищены от застройки с начала XX века по определению «Венской лесной и луговой полосы» и включают в себя горы на западе города с частями Венского леса, речным и пойменным ландшафтом вдоль Дуная с частями национального парка «Донау-Марч-Тайя-Ауэн» на юго-востоке, а также большими сель-хозугодиями на юге и востоке5.

Большинство из примерно тридцати крупных церквей, построенных в Вене между 1880 и 1914 гг., имеют традиционные формы. По типу здания это базилики, в них преобладают стили историзма, особенно неоготика и неороманский стили (Вотивкирхе на Рингштрассе, Антонскир-хе (рис. 2)) [3, 4].

Рис. 2. Римско-католическая церковь Антонскирхе, 1896-1902. Архитекторы Франц фон Нейман, Йозеф Шмальцхофер. План [5]. Фото М. Кламера, 2020 Fig. 2. Roman Catholic church Antonskirche, 1896-1902. Architects Franz von Neumann, Josef Schmaltshofer.

Plan [5]. Photo by M. Klamer, 2020

В отличие от предыдущих культурно-исторических эпох для историзма XIX века характерен плюрализм. В этот период в Австрии церкви строились в основном в романском или готическом стилях, иногда барокко; ратуши были часто готическими; театры - в стилях ренессанс или барокко; университеты - в стиле ренессанс; парламенты, администрация - часто классические. Важные здания в стиле историзма (особенно в Вене) отличаются выдающейся архитектурой и мастерством исполнения. Мастера и

художники работали, как их предки, во взаимосвязи с историзмом. Причина такой «привязанности» венского сакрального здания к данному стилю может быть в первую очередь связана с канонами и требованиями официальной церкви: в папских энцикликах в целом отражалось негативное отношение к новым идеям и современным достижениям. Поэтому архитекторы прибегают к традиционным стилям как условию, необходимому для строительства сакрального здания (лат. conditio sine qua non des cuislicheu Sаkralbaus). Однако церковная архитектура,

4Statistik Austria: Statistisches Jahrbuch 2015. Statistik Austria, Statistik des Bevölkerungsstandes. Erstellt am 06.07.2020.

5Statistik Austria: Statistisches Jahrbuch 2015. 2.02 Bevölkerung 1527 bis 2013 nach Bundesländern (heutiger Gebietsstand). 40 S. Available from: http://www.statistik.at/web_de/static/k02_054401.pdf [Accessed 02nd March 2021]; Statistik Austria. Statistik des Bevölkerungsstandes: erstellt am 06.07.2020. Available from: https://www.statistik.at/web_de/statistiken/menschen_und_gesellschaft/bevoelkerung/bevoelkerungsstand_und_veraend erung/bevoelkerung_im_jahresdurchschnitt/022312.html [Accessed 02nd March 2021].

ISSN 2227-2917

(print) ISSN 2500-154X (online)

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

Том 11 № 2 2021

с. 314-329 Vol. 11 No. 2 2021 pp. 314-329

безусловно, двигалась в ногу со временем, поскольку историзм одобряли не все архитекторы. Одним из его критиков являлся видный австрийский архитектор Отто Вагнер.

Адольф Лоос, отвергавший историзм, усматривал в нем центральную проблему Вены [4]. Вероятно, в связи с этим вслед за архитектурой в стиле Рингштрассе в конце XIX века в светской архитектуре стал популярным элегантный стиль венский модерн, представлявший собой уже революционно новые формы. Примерно в это же время появляются совершенно новые проекты церквей. Параллельно в католицизме возникает литургическое движение - глубокий фило-софско-богословский переворот около 1900 г., основа для переосмысления церкви и ее архитектурной формы. В результате данного движения возникают литургические реформы. Если раньше священник рассматривался как единственный существенный субъект мессы, а прихожанам отдавалась лишь пассивная восприимчивая роль, то теперь верующие должны были принимать широкое участие в литургии (об этом говорится в Римском миссале 1884 г.). Эти тенденции к литургическому обновлению были усилены в начале двадцатого века указами

Папы Пия X, в которых «первым и незаменимым источником истинно христианского духа» было активное участие «верующих» в совершении священного празднества. Теперь это должно было быть делом всего христианского сообщества. Поворотным моментом стала программа Висбадена 1891 года, в которой призыв к равенству слова и таинства предполагает отмену пространственного разделения хора и нефа и объединение пространства церкви. В итоге в 1894 году на Строительном конгрессе церкви в Берлине было заявлено, что алтарь должен стать центром церкви, не только символическим, но и реальным; а на Дрезденском конгрессе по строительству церковных зданий в 1906 году были высказывания против имитации историзма. Всё это стало важной основой для далеко идущих изменений, которые произошли в строительстве католических церквей в XX веке. Перемены коснулись и протестантов. Важными представителями и пионерами новой христианской сакральной архитектуры межвоенного периода в немецкоязычных странах являются архитекторы Доминик Бём, Рудольф Шварц, Отто Бартнинг и Клеменс Хольцмайстер. Но первой церковью в совершенно новом стиле -в стиле венского модерна - стала церковь Ам-Штайнхоф [6] Отто Вагнера (рис. 3).

Рис. 3. Католическая церковь Ам-Штайнхоф (нем. Kirche am Steinhof; также церковь Святого Леопольда, нем. Kirche zum heiligen Leopold), 1903-1907. Архитектор Отто Вагнер. План [6]. Фото М. Кламера, 2020

Fig. 3. Catholic church am Steinhof (Germ. Kirche am Steinhof; also the church of Saint Leopold, Germ. Kirche zum heiligen Leopold), 1903-1907. Architect Otto Wagner. Plan [6]. Photo by M. Klamer, 2020

Именно она ознаменовала собой начало эпохи современности и радикальный разрыв с австрийскими традициями церковного

строительства Вены. Это уже было сенсацией для современников, Рудольф Шварц6, пионер современной католической сакральной архитек-

6Архитектурная энциклопедия. Архитектурный http://www.architektenlexikon.at (02.03.2021).

центр Вены [Электронный ресурс].

URL:

Том 11 № 2 2021

с. 314-329 Vol. 11 No. 2 2021 pp. 314-329

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

ISSN 2227-2917

(print) ISSN 2500-154X (online)

туры, в 1956 г. провозгласил ее первой действительно новой церковью. В своей основополагающей публикации «Современная архитектура 1896 года» и в исследовании «Модернизм в церковных зданиях» 1899 г., посвященном «идеальному церковному дизайну», О. Вагнер призвал к адаптации сакральных зданий к современным требованиям, придавая огромное значение функциональности. Отказавшись от традиций церковного строительства, он сделал свой идеальный проект - церковь в Штайнгхофе -центральное здание на холме с куполом сложной формы над планом латинского креста. Церковь отличает простор, хорошая акустика, идеальный вид на алтарь. В 19101913 гг., всего через несколько лет после новаторской работы Отто Вагнера, его ученик Йоже Плечник7 построил церковь Святого Духа в районе Оттакринг в Вене (рис. 4) -одно из самых ранних священных зданий в

Европе, с видимой открытой фактурой железобетона как характерным элементом дизайна [4]. Интересно, что открытый бетон получился случайно: церковь не планировалась столь радикально современной, какой мы ее видим сегодня, снаружи Й. Плечник изначально предусматривал каменную облицовку железобетонных столбов или специальный пластик «под кирпич»; в интерьере строгие бетонные стены должны были быть оживлены цветным орнаментом. Железобетон виден снаружи, создавая «бруталистский» вид. В интерьере же конструкции оштукатурены, но благодаря железобетону открывают совершенно новые возможности: продольные стены церкви (базилики) больше не должны опираться на колонны, а удерживаются в подвешенном состоянии двумя железобетонными балками, консольными по всей длине церкви. Это позволяет получить зал с совершенно беспрепятственным видом на алтарь (рис. 4).

Рис. 4. Католическая церковь Святого Духа (нем. Zum Heiligen Geist), 1910-1913. Архитектор Йоже Плечник. Фото М. Кламера, Н.М. Глебовой, 2020 Fig. 4. Catholic church of the Holy Spirit (Germ. Zum Heiligen Geist), 1910-1913. Architect Joze Plecnik. Photo by M. Klamer, N.M. Gebova, 2020

7Архитектурный центр Вены [Электронный http://www.architektenlexikon.at (02.03.2021).

ресурс] // Архитектурная энциклопедия. URL:

ISSN 2227-2917

(print) ISSN 2500-154X (online)

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

Том 11 № 2 2021

с. 314-329 Vol. 11 No. 2 2021 pp. 314-329

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конец мировой войны 1914-1918 гг. ознаменовал и падение австро-венгерской монархии. В 1919 г. Австрия была провозглашена республикой.

«Стимулятором религиозного обновления» [4] в Австрии и развития «нового церковного искусства» был Пий Парш (18841954), каноник и профессор пастырского богословия в аббатстве Клостернойбург. Священнослужитель теперь приблизился к прихожанам, что сделало необходимым полностью переделать святилище. Поскольку в это время преобладал экспрессионистский архитектурный стиль, он был перенесен и на церковное строительство. Идеи христоцен-тричного церковного строительства были

реализованы в первую очередь Доминикусом Бёмом, который изменил традиционную планировку церкви (апсида, главный алтарь, боковые проходы, длинный неф) и в 1920-х гг. разработал множество новаторских проектов. В Вене идеи П. Парша проявлялись прежде всего в церкви Роберта Крамрайтера, магистранта Петера Беренса в Венской академии изящных искусств, который пришел в сакральную архитектуру, вероятно, по предложению Доминика Бё-ма, в чьем архитектурном бюро в Кельне он работал в 1928-1932 гг. Он построил множество церквей, среди которых приходская церковь Флоридсдорф (рис. 5) и католическая церковь Девы Марии, Матери Божьей и Благодати (рис. 6) в Вене.

Рис. 5. Католическая церковь Флоридсдорф, 1936-1938. Архитектор Роберт Крамрайтер. План8.

Фото М. Кламера,2020

Fig. 5. Catholic church Floridsdorf, 1936-1938. Architect Robert Kramreiter. Plan. Photo by M. Klamer, 2020

Помимо Роберта Крамрайтера, архитектурное проектирование церквей в Вене во время Первой республики в первую очередь осуществляли Рудольф Шварц (рис. 7), Карл Хоули, Йозеф Витиска и Клеменс Хольцмай-стер9 (великий австрийский церковный экспрессионист).

Роберт Крамрайтер и Клеменс Хольц-майстер (рис. 8) передали свою новую философию устройства церквей в содружестве

со Вторым Ватиканским собором молодому поколению архитекторов, которые работали в Вене после 1945 года, когда город был в руинах и требовалось реставрировать, реконструировать и отстраивать новые церкви помимо жилья.

Надо отметить, что религия и религиозные сооружения выполняли на тот момент (и по сей день) отчасти функцию психологической помощи и поддержки людей, особенно в послевоен-

8Lowitzer O. Kirchenbauten in Österreich 1945-1970. Studien zum Kirchenbau im Spannungsfeld von ArchitekturStrömungen, Liturgischer Bewegung und kirchlicher Kunstauffassung: dissertation. Angestrebter akademischer Grad: Doktor der Philosophie (Dr.phil.). Universität Wien, 2007. 237 S.

9Архитектурный центр Вены [Электронный ресурс] // Архитектурная энциклопедия. URL: http://www.architektenlexikon.at (02.03.2021 ).

Том 11 № 2 2021 ISSN 2227-2917

с. 314-329 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) Vol. 11 No. 2 2021 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 321 pp. 314-329_(online)_

ное время. Магистерская школа Клеменса Хольцмайстера в Венской академии изящных искусств превратилась в центр для молодых авангардных строителей церквей.

Иногда воплощались сенсационные проекты его учеников, например приходская церковь Обербаумгартен Иоганна Георга Гстоя (рис. 9).

Рис. 6. Католическая церковь Девы Марии, Матери Божьей и Благодати (нем. Katholische Kirche Maria, Mutter der göttlichen Gnade), 1953-1955. Архитектор Роберт Крамрайтер. Фото М. Кламера, 2021 Fig. 6. Catholic church of Virgin Mary, Mother of God and Grace (Germ. Katholische Kirche Maria, Mutter der göttlichen Gnade), 1953-1955. Architect Robert Kramreiter. Photo by M. Klamer, 2021

Рис. 7. Приходская католическая церковь Святого Флориана (нем. Pfarrkirche St. Florian), 1959-1963. Архитектор Рудольф Шварц. Слева - изображение из книги Wiener Kirchenbau nach 1945 [4],

справа - фото М. Кламера, 2021 Fig. 7. Catholic church of St. Florian (Germ. Pfarrkirche St. Florian), 1959-1963. Architect Rudolf Schwartz. Left -picture from Wiener Kirchenbau nach 1945 [4], on the right - photo by M. Klamer, 2021

ISSN 2227-2917 Том 11 № 2 2021 onn (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 314-329

322 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 2 2021 _(online)_pp. 314-329

Рис. 8. Католическая церковь Франц фон Залес (нем. Pfarrkirche Katholische Kirche Franz von Sales), 1931-1932. Архитектор Клеменс Хольцмайстер. План [9]. Фото М. Кламера, 2021 Fig. 8. Catholic church Franz von Sales (Germ. Pfarrkirche Katholische Kirche Franz von Sales), 1931-1932. Architect Clemens Holzmaister. Plan [9]. Photo by M. Klamer, 2021

Рис. 9. Приходская католическая церковь Обербаумгартен (нем. Pfarrkirche Oberbaumgarten), 1962-1965. Архитектор Иоганн Георг Гстой. Планифасад [6]. Фото М. Кламера, 2021 Fig. 9. Catholic church Oberbaumgarten (Germ. Pfarrkirche Oberbaumgarten), 1962-1965. Architect Johann Georg Gsteu. Plan and facade [6]. Photo by M. Klamer, 2021

Том 11 № 2 2021

с. 314-329 Vol. 11 No. 2 2021 pp. 314-329

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

ISSN 2227-2917

(print) ISSN 2500-154X (online)

Важные католические реформы были приняты на II Ватиканском соборе (19621965 гг.), который институционализировал усилия литургического движения с 1920-х годов по переопределению самооценки церкви и роли мирян в богослужении - аналогичные события ранее имели место и в протестантской церкви.

Реконструкция литургии, которая предусматривала усиление роли общества, более понятный диалог церкви с современным обществом [9], открыла путь к новым пространственным концепциям и формам строительства. На этом фоне, начиная с 1950-х годов, сакральные здания становились приоритетной областью для прогрессивных архитекторов. Как важное поле для экспериментов в современности, церковная архитектура достигла творческого расцвета благодаря деятельности Ле Корбюзье, Оскара Нимейера, Людвига Мис ван дер Роэ и Эгона Эйерманна.

В дополнение к работам по реконструкции и строительству церковных сооружений в пригородах Вены, деятельность католиков в области строительства в 1950-х и 1960-х годах характеризовалась сокращением церковного дефицита, который существовал с XIX века. В исследованиях 1950-х годов количественно оценена нехватка католических сакральных зданий в Вене от 40 до 100, что стало предпосылкой для реализации грандиозной программы строительства, которая управлялась на основе организационных нововведений, таких как учреждение независимого строительного управления (1945 г.) и Института церковных социальных исследований (1952 г.), а также введение церковной «ссуды на продление» на долевой основе ответственности церкви за строительство и содержание молельных домов, которая предоставлялась с 1939 г.

Фридрих Куррент, Йозеф Лакнер, Йохан-нес Шпальт10 прошли обучение в начале десятилетия в Венской академии изящных искусств в классе Клеменса Хольцмайсте-ра [10]. Рабочая группа 4 (Вильгельм Хольц-бауэр, Фридрих Куррент, Йоханнес

Шпальт11) курировала выставку «Церкви нашего времени» в соборе Святого Стефана весной 1956 г., кроме того, эта группа архитекторов достигла значительных успехов в церковном строительстве.

В результате значительных доходов от пожертвований церкви и церковной ссуды в конце 1950-х годов начал проводиться широкий спектр новых строительных работ, которые продолжались на высоком уровне примерно до 1975 г. Таким образом, в период с 1960 по 1975 года было построено 25 приходских церквей, 17 церквей в пригородах Вены и 7 приходских центров. Со стороны протестантской религии в 1960-х тоже начался «бум» церковного строительства.

На Втором Ватиканском соборе (19621965 гг.) произошла глубокая реформа католической церкви, в результате которой была заменена контрреформационная литургия Три-дентина, действовавшая в течение 400 лет. Ин-ституционализация требований литургического движения собором, который предусматривал активное участие общины в богослужении, «имела далеко идущие последствия для новых и существующих церквей»)12 [4]. Провозглашенные в декабре 1963 г. статьи литургической конституции, относящиеся к сакральным зданиям, были намеренно сформулированы в общих чертах: единственное функциональное требование, которое было выдвинуто, заключалось в том, чтобы церкви были пригодны для литургических торжеств и активного участия верующих в богослужении (статья 124). Что касается дизайна, было сказано, что художнику будет предоставлена полная свобода действий.

Многочисленные дебаты по десакрализа-ции, которые проводились в обеих конфессиях с начала 1960-х годов, касались вопроса о том, является ли «сакральность» априори эстетико-архитектурной. Имманентное в церковном строительстве представление о том, что церковь не следует понимать в первую очередь как памятник человеческому стремлению к вечности, а скорее она должна служить обществу, привело к появлению с 1960-х годов церквей более нейтрального облика, с большей гибкостью пространства. Пришло новое поколение

10Архитектурный центр Вены [Электронный ресурс] // Архитектурная энциклопедия. URL: http://www.architektenlexikon.at (02.03.2021 );

Lowitzer O. Kirchenbauten in Österreich 1945-1970. Studien zum Kirchenbau im Spannungsfeld von ArchitekturStrömungen, Liturgischer Bewegung und kirchlicher Kunstauffassung: dissertation. Angestrebter akademischer Grad: Doktor der Philosophie (Dr.phil.). Universität Wien, 2007. 237 S.

''''Архитектурный центр Вены [Электронный ресурс] // Архитектурная энциклопедия. URL: http://www.architektenlexikon.at (02.03.2021 ).

12Lowitzer O. Kirchenbauten in Österreich 1945-1970. Studien zum Kirchenbau im Spannungsfeld von ArchitekturStrömungen, Liturgischer Bewegung und kirchlicher Kunstauffassung: dissertation. Angestrebter akademischer Grad: Doktor der Philosophie (Dr.phil.). Universität Wien, 2007. 237 S.

ISSN 2227-2917 Том 11 № 2 2021 оол (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 314-329

324 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 2 2021 _(online)_pp. 314-329

архитекторов с новыми революционными взглядами и с качественным фундаментальным образованием, полученным от своих учителей.

В некоторых случаях произошло структурное переосмысление христианского символизма: христианский крест в форме световых полос, характерных для пространства церкви, эффективно использовался в самых «рационалистических» зданиях, таких как приходская церковь Иоганна Георга Гстоя в Обербаумгартене (рис. 9) или других церквях.

Несмотря на фундаментальные различия в форме плана этажа и понимании церкви, венское сакральное здание 1960-х и начала 1970-х годов показало тенденцию к четко очерченным кубическим зданиям на простых геометрических планах этажей. Квадрат теперь характеризовал венский авангард.

Квадратное центральное здание было важной частью церковных построек 1960-х и начала 1970-х годов в Вене и Австрии. Квадрат как бы случайно собирал прихожан вокруг центра церкви, в которой находился жертвенный стол, фигура Христа и священник. Таким образом, прихожане теперь были активными участниками богослужения.

С использованием системы пропорций, основанной на квадратном модуле, которая подчеркивает систему до мельчайших деталей, был создан наиболее последовательный дизайн квадратного пространства. С другой стороны, Йозеф Лакнер создал полностью интро-вертное здание.

Под «парящим» кессонным потолком из листовой стали чувственное пространство воспринималось исключительно сверху, окруженное двухэтажным внутренним фасадом из бетонных элементов (рис. 10).

Рис. 10. Совет Мемориальной церкви Лайнц Спайзинг (нем. Konzilsgedächtniskirche Lainz Speising), 1966-1968. Архитектор Йозеф Лакнер. Фасады [4], план [6]. Фото М. Кламера, 2021 Fig. 10. Council Memorial Church (Germ. Konzilsgedächtniskirche Lainz Speising), 1966-1968. Architect Josef Lackner. Fasade [4], plan [6]. Photo by M. Klamer, 2021

Том 11 № 2 2021 ISSN 2227-2917

с. 314-329 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) ЪОЦ Vol. 11 No. 2 2021 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 325 pp. 314-329_(online)_

Архитектурный церковный бум постепенно пошел на спад с середины 1970-х годов и резко снизился с 1985 г. Архитектор Йохан-нес Спальт развил конструктивные принципы рабочей группы 4, создав церковь Саль-ватор в Винерфельде (1977-1979 гг.). Это был уже целый общественный центр, который объединил все функциональные зоны приходской церкви и общественного зала под консольным навесом. Заимствуя тради-

ционные типологии и вдохновляясь японской традиционной архитектурой, здание несет в себе уже нотки постмодернизма. Архитектор Фриц Вотруба в своем проекте храма Святой Троицы (рис. 11) [10] на горе Горгенберг декон-структивирует каждую рационально понятную форму и создает скульптурный горный хребет из бетонных блоков, что было беспрецедентным в Вене.

Рис. 11. Католический храм Святой Троицы (нем. Kirche Zur Heiligsten Dreifaltigkeit), 1973-1976.

Архитектор Фриц Вотруба. План, разрез, фасад [4]. Фото М. Кламера, 2021 Fig. 11. Catholic Church of the Holy Trinity (Germ. Kirche Zur Heiligsten Dreifaltigkeit), 1973-1976. Architect Fritz Wotruba. Plan, fasade, section [4]. Photo by M. Klamer, 2021

Бросается в глаза особое положение Академии художеств как «кадровой кузницы» церковного строительства после 1945 г.; тенденция, которая началась с учения Отто Вагнера (1894-1918 гг.), развивалась Клеменсом Хольцмайстером (1924-1938 гг.; 19471957 гг.) и Роландом Райнером (19561980 гг.) [4]. Представители «героической фазы австрийского церковного строительства» 1960-х годов смогли передать свой опыт учителей дизайна в Германии (Куррент, Гстой, Уль), Вене (Хольцбауэр, Шпальт) и Инсбруке (Лакнер, Тесар (рис. 12)) под знаком «квадрат».

Заключение

Наблюдая за сакральной венской архитектурой на протяжении истории, мы можем заметить, как она, подобно зеркалу, чутко и пластично отражает всё происходящее в обществе через форму, структуру, композицию, материал и декор. Роскошь и пышность во времена барокко сменяются некоторой ностальгией по прошлому и его историческим стилям, интерпретируемым в неороманском стиле, неоготике, неоклассицизме. Изысканный венский модерн возносит прекрасное творение Отто Вагнера на холме Штайнхоф над Веной, олицетворяя собой новое время перемен.

ISSN 2227-2917 Том 11 № 2 2021 оое (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 314-329

326 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 2 2021 _(online)_pp. 314-329

Рис. 12. Донауситикирхе (нем. Donaucity-Kirche), 1999-2000. Архитектор Хайнц Тесар.

Планиразрез [4]. Фото М. Кламера Fig. 12. Catholic Church Donau City Church (Germ. Donaucity-Kirche), 1999-2000. Architect Heinz Tesar. Plan and section [4]. Photo of M. Klamer

Благодаря выдающимся прогрессивным австрийским архитекторам и их заказчикам, а точнее их интеллектуальной коллаборации, мы можем наблюдать все многочисленные течения и направления модернизма на примере уникальных объектов сакральной архитектуры. Можно сделать вывод, что в отличие от прошлых времен, полных строгих правил, рамок и ограничений, век модернизма

провозглашает практически полную свободу в мире искусства и архитектуры, и даже строгие религиозные рамки не в силах остановить творческий порыв.

Венская современная сакральная архитектура поражает разнообразием. Практически каждое здание уникально. Но если говорить о прошлых исторических эпохах, каждая из них классифицируется и угадывается

в принадлежащих ей строениях по определенным схожим признакам и параметрам. Сакральная архитектура через планировочную структуру, форму и общий внешний облик отражает изменения, происходящие в науке и обществе, но медленно, оставаясь на протяжении веков практически неизменной. Мы можем отличить барочную церковь от готической, а церковь, построенную в стиле классицизма, от церкви в стиле неоклассицизма. Это говорит о том, что во времена Средневековья вплоть до начала XX в. католическая церковь была достаточно консервативна, активно сопротивлялась любым новшествам и новым идеологиям, иногда даже была очень воинственно настроена. Менялась она лишь из-за больших исторических потрясений, в течение столетий.

Но в конце XIX - начале XX вв. ситуация кардинально меняется - демократия и плюра-

Том 11 № 2 2021 ISSN 2227-2917

с. 314-329 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) 107 Vol. 11 No. 2 2021 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 327 pp. 314-329_(online)_

лизм в обществе нашли свое отражение в религии и очень хорошо прослеживаются в религиозных строениях эпохи модернизма -в их поразительном многообразии планировочной структуры, форм, материалов, общего внешнего облика. Это говорит о том, что современная католическая церковь очень чувствительна к ожиданиям обычных людей, живо реагирует на многие явления, происходящие в обществе. Она готова идти им

навстречу, прислушиваясь к мнению архитекторов, выступающих посредниками между религией и обществом, отзывчиво и пластично откликаясь формой на требования. И сейчас открытость и защита католической церкви очень заметны. В период пандемии 2020 г., когда все учреждения были закрыты и религиозные мессы отменены, а люди испытывали страх и тревогу, вход в церковь был свободен, и каждый мог прийти и найти в ней успокоение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Csendes P. Geschichte Wiens. 2. Auflage. Wien: Verlag für Geschichte und Politik, 1990. 212 S.

2. Stemberger G. (Hrsg.). 2000 Jahre Christentum. Illustrierte Kirchengeschichte in Farbe. Herrsching: Pawlak, 1983. 539 S.

3. Кламер М., Глебова Н.М. Общественные парадные пространства Венского Ринга - из истории в современность // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2016. № 2 (17). С. 228-243. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2016-2-228-243

4. Bäumler A.K., Zeese A. Wiener Kirchenbau nach 1945. Wien: Denkmalpflege und indust-riearchaclogie Technische Universitat, 2007. 139 S.

5. Achleitner F. Österreichische Architektur im 20. Jahrhundert. Band III/1. Wien 1.-12. Bezirk. Salzburg: Residenz Verlag, 2010. 331 S.

6. Achleitner F. Österreichische Architektur im 20. Jahrhundert. Band III/2. Wien 13.-18. Bezirk. Salzburg: Residenz Verlag, 1995. 256 S.

7. Кудрявцев О.Ф. Контрреформация // История Европы: с древнейших времен до наших дней: в 8 т. Т. 3: От средневековья к новому времени (конец XV - первая половина XVII в.). М.: Наука, 1993. C.307-318.

8. Popper K.R. Zum Thema Freiheit // Popper K.R. Alles Leben ist Problemlösen. Über Erkenntnis, Geschichte und Politik. 8. Auflage. München: Piper, 2004. S. 155-172.

9. Иеромонах Иоанн (Булыко И.П.). Феномен «aggiornamento» и Второй Ватиканский Собор // Вестник САФУ. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 5. С. 98-105. https://doi.org/10.37482/2227-6564-V053

10. Achleitner F. Österreichische Architektur im 20. Jahrhundert. Band III/3. Wien 19.-23. Bezirk. Salzburg: Residenz Verlag, 2010. 500 S.

REFERENCES

1. Csendes P. Geschichte Wiens. 2. Auflage. Wien: Verlag für Geschichte und Politik; 1990. 212 S.

2. Stemberger G (Hrsg.). 2000 Jahre Christentum. Illustrierte Kirchengeschichte in Farbe. Herrsching: Pawlak; 1983. 539 S.

3. Klamer M, Glebova NM. Public parades of a Space Ring - from history to modern. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2016:2(17):228-243. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2016-2-228-243 (In Russ.)

4. Bäumler AK, Zeese A. Wiener Kirchenbau nach 1945. Wien: Denkmalpflege und indust-riearchaclogie Technische Universitat; 2007. 139 S.

5. Achleitner F. Österreichische Architektur im 20. Jahrhundert. Band III/1. Wien 1.-12. Bezirk. Salzburg: Residenz Verlag; 2010. 331 S.

6. Achleitner F. Österreichische Architektur

im 20. Jahrhundert. Band III/2. Wien 13.-18. Bezirk. Salzburg: Residenz Verlag; 1995. 256 S.

7. Kudryavtsev OF. Counter-reformation. Istoriya Evropy: s drevneishikh vremen do nashikh dnei: in 8 vol. Vol. 3: Ot srednevekov'ya k novomu vremeni (konets XV - pervaya polovina XVII v.). Moscow: Nauka; 1993. p. 307-318. (In Russ.)

8. Popper KR. Zum Thema Freiheit. Alles Leben ist Problemlösen. Über Erkenntnis, Geschichte und Politik. 8. Auflage. München: Piper; 2004. S. 155172.

9. Hieromonk Ioann (Bulyko I.P.). The Aggiorna-mento Phenomenon and the Second Vatican Council. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 2020;5:98-105. https://doi.org/ 10.37482/2227-6564-V053 (In Russ.)

10. Achleitner F. Österreichische Architektur im 20. Jahrhundert. Band III/3. Wien 19.-23. Bezirk. Salzburg: Residenz Verlag; 2010. 500 S.

ISSN 2227-2917 Том 11 № 2 2021 onn (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 314-329

328 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 2 2021 _(online)_pp. 314-329

Сведения об авторах

Глебова Наталья Моисеевна,

доцент ВАК, доцент кафедры архитектурного проектирования,

Иркутский национальный исследовательский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,

Россия,

Se-mail: [email protected],

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8762-9711

Кламер Михаэль,

доктор технических наук, профессор Института систем транспортного планирования,

Технический университет Вены, Е280/5, 1040, г. Вена, Карлсгассе, 11, Австрия,

e-mail: [email protected]

Заявленный вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Статья поступила в редакцию 04.03.2021. Одобрена после рецензирования 06.04.2021. Принята к публикации 12.04.2021.

Information about the authors

Natalia M. Glebova,

Associate professor of the Department of Architectural Design,

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russia, He-mail: [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8762-9711

Michael Klamer,

Dr. Sci. (Eng.), Professor of the Institute of Transport System Planning, Technical University of Vienna, 11 Karlsgasse, Vienna, E280/05, 1040, Austria, e-mail: [email protected]

Contribution of the authors

The authors contributed equally to this article.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

The final manuscript has been read and approved by all the co-authors.

The article was submitted 04.03.2021. Approved after reviewing 06.04.2021. Accepted for publication 12.04.2021.

Том 11 № 2 2021 ISSN 2227-2917

с. 314-329 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) too Vol. 11 No. 2 2021 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 329 pp. 314-329_(online)_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.