Научная статья на тему 'Принципы сохранения и формирования архитектурной идентичности в уличной застройке исторической части г. Иркутска'

Принципы сохранения и формирования архитектурной идентичности в уличной застройке исторической части г. Иркутска Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
351
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГОРОДСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / АНСАМБЛЕВОСТЬ / РЕГИОНАЛИЗМ / РЯДОВАЯ УЛИЧНАЯ ЗАСТРОЙКА / МЕТОД ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / ARCHITECTURAL IDENTITY / URBAN IDENTITY / ENSEMBLE / REGIONALISM / ORDINARY STREET BUILDINGS / THE METHOD OF CONTINUITY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Глебова Наталья Моисеевна, Большаков Андрей Геннадьевич

Сохранность целых кварталов исторической застройки в центре города делает Иркутск уникальным городом и создает явление «архитектурной идентичности» узнаваемости, идентификации образов как именно иркутских, что подтверждено экспертами. Обязательный компонент этого явления развитие во времени, когда узнаваемые признаки исторической архитектуры также присутствуют в современных постройках. Однако нет четкой методики, формообразующих принципов и регламентов для сохранения и усиления этого явления, ввиду чего многие фрагменты застройки лишаются ансамблевости, пропадает феномен идентичности. Целью исследования является выявление системы идентификационных признаков иркутской архитектуры и создание методики проектирования нововведений в исторический контекст, что поможет архитекторам более осознанно работать с контекстом при реконструкции и проектировании для достижения целостности; властям города правильнее принимать градостроительные решения; горожанам включаться в благоустройство города, а городу приобрести больше туристической аттрактивности через трансляцию уникальности образов. Сравнительный анализ европейских городов с яркой архитектурной идентичностью доказал наличие подобного феномена в г. Иркутске. Изучение формирования и традиций его застройки выявило наличие характерных признаков, анализ научных источников упорядочил эти признаки. Сформулированы критерии и принципы архитектурной идентичности г. Иркутска, выявлены наиболее типичные архитектурные образы. На основании принципов, позволяющих определять наличие или отсутствие в архитектуре уличной застройки консонанса и диссонанса, предложен метод преемственности в проектировании, позволяющий формировать архитектурную идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of the preservation and formation of the architectural identity in street construction in the historical part of Irkutsk

The preservation of entire historic districts in the centre of the city makes Irkutsk a unique city and creates the phenomenon of "architectural identity", i.e., the recognition, identification of images as characteristic of Irkutsk as confirmed by expert professionals. An obligatory component of this phenomenon is development over time, when recognisable signs of historical architecture are also present in modern buildings. However, due to the absence of clear methodologies, principles of formation or regulations aimed at preserving and strengthening this phenomenon, many fragments of the built-up area fail to form an ensemble, resulting in the disappearance of identity. The aim of the study was to reveal a system for the identification of features of Irkutsk's architecture and to create a methodology for designing innovations in the historical context. This can help architects to work more consciously with the historical context in the process of reconstruction and design, ensuring integrity, helping city authorities to make more efficient city planning decisions, and involving citizens in the improvement of the city. Additionally, the city can become more attractive for tourists due to the uniqueness of images. A comparative analysis of European cities having a bright architectural identity demonstrated the presence of a similar phenomenon in Irkutsk. The study of the development and traditions of urban construction in Irkutsk revealed the presence of characteristic features, while the analysis of scientific sources made it possible to put these features in order. The criteria and principles of the architectural identity of Irkutsk were formulated and the most typical architectural images identified. A successive design method based on principles that allow a determination of the presence or absence of consonance and dissonance in the architecture of streets was proposed, supporting the formulation of architectural identity.

Текст научной работы на тему «Принципы сохранения и формирования архитектурной идентичности в уличной застройке исторической части г. Иркутска»

Оригинальная статья / Original article УДК 711, 712

DOI: https://d0i.0rg/l 0.21285/2227-2917-2019-3-606-619

Принципы сохранения и формирования архитектурной идентичности в уличной застройке исторической части г. Иркутска

© Н.М. Глебова, А.Г. Большаков

Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

Резюме: Сохранность целых кварталов исторической застройки в центре города делает Иркутск уникальным городом и создает явление «архитектурной идентичности» - узнаваемости, идентификации образов как именно иркутских, что подтверждено экспертами. Обязательный компонент этого явления - развитие во времени, когда узнаваемые признаки исторической архитектуры также присутствуют в современных постройках. Однако нет четкой методики, формообразующих принципов и регламентов для сохранения и усиления этого явления, ввиду чего многие фрагменты застройки лишаются ансамблевости, пропадает феномен идентичности. Целью исследования является выявление системы идентификационных признаков иркутской архитектуры и создание методики проектирования нововведений в исторический контекст, что поможет архитекторам более осознанно работать с контекстом при реконструкции и проектировании для достижения целостности; властям города правильнее принимать градостроительные решения; горожанам включаться в благоустройство города, а городу приобрести больше туристической аттрактивности через трансляцию уникальности образов. Сравнительный анализ европейских городов с яркой архитектурной идентичностью доказал наличие подобного феномена в г. Иркутске. Изучение формирования и традиций его застройки выявило наличие характерных признаков, анализ научных источников упорядочил эти признаки. Сформулированы критерии и принципы архитектурной идентичности г. Иркутска, выявлены наиболее типичные архитектурные образы. На основании принципов, позволяющих определять наличие или отсутствие в архитектуре уличной застройки консонанса и диссонанса, предложен метод преемственности в проектировании, позволяющий формировать архитектурную идентичность.

Ключевые слова: архитектурная идентичность, городская идентичность, ансамблевость, регионализм, рядовая уличная застройка, метод преемственности

Информация о статье: Дата поступления 30 апреля 2019 г.; дата принятия к печати 15 июня 2019 г.; дата онлайн-размещения 30 сентября 2019 г.

Для цитирования: Глебова Н.М., Большаков А.Г. Принципы сохранения и формирования архитектурной идентичности в уличной застройке исторической части г. Иркутска. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2019;9(3):606-619. DOI: 10.21285/2227-2917-20193-606-619.

Principles of the preservation and formation of the architectural identity in street construction in the historical part of Irkutsk

Natalya M. Glebova, Andrey G. Bolshakov

Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia

Abstract: The preservation of entire historic districts in the centre of the city makes Irkutsk a unique city and creates the phenomenon of "architectural identity", i.e., the recognition, identification of images as characteristic of Irkutsk as confirmed by expert professionals. An obligatory component of this phenomenon is development over time, when recognisable signs of historical architecture are also present in modern buildings. However, due to the absence of clear methodologies, principles of formation or regulations aimed at preserving and strengthening this phenomenon, many fragments of the built-up area fail to form an ensemble, resulting in the disappearance of identity. The aim of the study was to reveal a system for the identification of features of Irkutsk's architecture and to create a methodology for designing innovations in the historical context. This can help architects to work more consciously with the historical context in the process of reconstruction and design, ensuring integrity, helping city authorities to make more efficient city planning decisions, and involving citizens in the improvement of the city. Additionally, the city can become more attractive for tourists due to the uniqueness of images. A comparative analysis of European cities having a bright architectural identity demonstrated

Том 9 № 3 2019

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 606-619 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 3 2019 _pp. 606-619

ISSN 2227-2917

the presence of a similar phenomenon in Irkutsk. The study of the development and traditions of urban construction in Irkutsk revealed the presence of characteristic features, while the analysis of scientific sources made it possible to put these features in order. The criteria and principles of the architectural identity of Irkutsk were formulated and the most typical architectural images identified. A successive design method based on principles that allow a determination of the presence or absence of consonance and dissonance in the architecture of streets was proposed, supporting the formulation of architectural identity.

Keywords: architectural identity, urban identity, ensemble, regionalism, ordinary street buildings, the method of continuity

Information about the article: Received April 30, 2019; accepted for publication June 15, 2019; available online September 30, 2019.

For citation: Glebova N.M., Bolshakov A.G. Principles of the preservation and formation of the architectural identity in street construction in the historical part of Irkutsk. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitelstvo. Nedvizhimost = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2019;9(3):606-619. (In Russ.). DOI: 10.21285/2227-2917-2019-3-606-619.

Do more with less (Делать больше с помощью меньшего)

Р.Б. Фуллер

Введение

«Архитектурная идентичность» входит в состав понятия «городская идентичность», которая, складывается:

1. Из географии: климат, ландшафт, растительность и животный мир; национальность, этнический состав, природные строительные материалы.

2. Культуры: история, политика, традиции, менталитет, национальности, язык, топонимика, ремесла.

3. Архитектуры: морфология застройки, традиции и плотность застройки, метрические параметры и пропорции, цельность городского образа, символика и семиотика.

Эти составляющие в определенном месте (город, регион) создают уникальную комбинацию из элементов, параметров и характеристик, которые идентифицируются людьми и отождествляются с определенным местом. Это явление получило название «городская идентичность». Акцентируя внимание на архитектуре, выделим из городской «архитектурную идентичность» и определим ее критерии:

1. Узнаваемость и тождественность: отличие города от других и равенство с самим собой и своими локальными закономерностями;

2. Целостность и связь отдельных элементов, как исторических, так и современных;

3. Непрерывное развитие в соответствии с влияниями времени, характеризуемое сохранением первоначальных компонентов архитектурного контекста [3];

Если эти критерии соблюдены, город (или его фрагменты) обладает архитектурной идентичностью.

В ходе анализа научной литературы об идентичности и идентификации образов, часто встречая описание близкого понятия «духа месТом 9 № 3 2019

с. 606-619 Уо1. 9 N0. 3 2019 _рр. 606-619

та» [4], обозначенного еще римлянами 2000 лет назад, а также опираясь на собственный эмпирический опыт, авторы пришли к выводу, что так называемая «архитектурная идентичность» имеет 2 различные формы:

1. Первая форма, привязанная к конкретному месту, представляющая собой некий символ: эпохи, исторического события, творческий замысел архитектора, либо других специфических местных обстоятельств, выглядит как доминанта или акцент в городе, ориентир, узел, отличный от общей застройки. Как правило, удачно сформированный ориентир возникает на пределе художественных и технологических возможностей того момента и того места (Хиро-ки Мацура о храмах Иркутска, 2018 г.) и становится символами города. Очень часто такие постройки закладывают новую архитектурную идентичность места (храмовые комплексы, башни, уникальные здания).

2. Вторая форма архитектурной идентичности - возникает в фоновой (рядовой, уличной) городской застройке в процессе истории, местных традиций, стремится к цельному архитектурному образу, имеет массовый, распространенный в данном городе характер. Данная форма изучена и освещена в настоящем исследовании.

Методы

1 метод. По критериям «архитектурной идентичности», почерпнутым автором из многочисленных научных и научно-популярных источников, посвященных истории г. Иркутска [5], а также из собственного когнетивного опыта, мы можем составить представление о наиболее узнаваемой типичной архитектуре г. Иркутска (рис. 1-4). Это 4 типа:

1. Деревянные постройки, имеющие общие черты, выстроенные по регламентам тех лет, но с разнообразным резным декором, цве-

ISSN 2227-2917

(print) 607 N 2500-154X 60 ' (online)_

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

товое решение - натуральное дерево, либо полихромия фасадов, крыш и декора; 1-2 этажа (рис. 1).

2. Каменная (кирпичная) архитектура в смешанных исторических классических стилях с элементами мавританского, неоготического, неорусского, с использование лицевого кирпича на фасадах, либо в контрастной желто-коричневой гамме «под кирпич» (2-4 высоких этажа) (рис. 2).

3. Каменные здания в классических смешанных стилях (классицизм, неоклассицизм, модерн, эклектика, историзм), оштукатуренные полихромные фасады с лепным декором чаще контрастного по отношению к стене цвета, нередко с характерной переменной этажностью на протяжении всей улицы (1-5 этажей) (рис. 3).

Кроме этого, многие современные эксперты в области теории и истории архитектуры утверждают, что существует еще один узнаваемый тип иркутской архитектуры (известный в мире стиль, но с местными особенностями) -здания в стиле так называемого иркутского необрутализма архитектора В.А. Павлова и его школы (рис. 4). В 1970-х гг. этот стиль сформировался под названием модернизм (итал. modernismo - «современное течение»; от лат. modernus - «современный, недавний»), но сейчас этот стиль представляется нам как исторический, отразивший дух той эпохи (первая форма архитектурной идентичности как заявление новой идентичности). Андрей Боков, президент САР, в своей статье об Иркутске говорит: «...главным признаком этой архитектуры является размах, обусловленность каждого шага крупным градостроительным замыслом, а также отношение к природному и градостроительному контексту, построенное не на буквальном его прочтении и обязательном уподоблении, но на следовании существу и духу места; Иркутск 70-х существовал в одном времени с британскими бруталистами, японскими метаболистами, голландскими структуралистами и великими американцами Л. Каном и П. Рудольфом. Но, живя теми же настроениями, что и известные миру современники, иркутская школа тех лет умудрилась сохранить отчетливо видимую сегодня независимость, оригинальность и специфику, что определяется словом «регионализм». Иркутский регионализм выстраивался как из материала российского наследия, конструктивизма и супрематизма, так и из «бед», вроде сурового климата, официальных требований сборности, модульности и индустриальности, скудости материальной базы и выразительных средств, которые остроумно трансформировались в достоинства» [6]. Все это еще раз доказывает, что каждый архитектурный стиль, модифицируясь к

специфическим географическим и культурным условиям, претерпевает определенные изменения, интерпретируется, приобретая свой собственный местный образ.

Таким образом, отслеживая общие узнаваемые, типично «иркутские» архитектурные образы (типы), мы можем составить перечень принципов и параметров, по которым формируется архитектурная идентичность [2] (см. рис. 1-4):

1. Традиции застройки города, сложившаяся плотность застройки, массо-пустотные соотношения;

2. Силуэт улиц, как признак идентификации городской среды;

3. Модульность застройки, использование традиционных параметров зданий;

4. Архитектоника фасадов зданий на протяжении улиц, наиболее типичные фронтоны, выходящие на фасады улиц, массо-пустотные соотношения на фасадах (проём-стена);

5. Колористическая концепция застройки, традиционные строительные материалы;

6. Архитектурные детали (рисунок переплетов окон, декор, знаки, символы);

7. Крыши. Традиционные форма, конструкция, конфигурация, уклоны.

Немного о каждом в отдельности:

1. Традиции застройки. По сложившейся в историографии хронологии возникновение и развитие Иркутска можно разделить на 4 этапа [9].

Первый охватывает XVII - первую четверть XVIII вв., когда русские землепроходцы, продвигаясь вглубь Сибири, основывали город-острог, выполнявший функции крепости, форпоста Российского государства на Востоке.

Второй этап условно можно ограничить 1725-1892 гг., когда происходило превращение города в центр торговли, золотодобычи, пушного промысла. Третий этап охватывает временные границы с 90-х гг. XIX в. до 1917 г., его содержание составляет проведение железной дороги и ее влияние на процессы градообразо-вания. И, наконец, четвертый этап - советский период (строительство ГЭС, микрорайонов, точечных зданий в стиле конструктивизма, необрутализма).

Каждый из этапов имеет свои особенности, исторические традиции, законодательное обеспечение, правительственные указы и регламенты планировочной организации улиц, кварталов, площадей, усадеб и дворов, что находит отражение в объемно-планировочной структуре, в плотности застройки. Каждый этап оставил свои следы в современном облике Иркутска, некоторые кварталы и улицы фрагментарно сохранены со времен основания города [10].

ISSN 2227-2917 Том 9 № 3 2019 608 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 606-619 608 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 3 2019 _(online)_pp. 606-619

Рис. 1. Архитектурный регламент на фасады жилых домов. Нач. XX вв. [7] и фото автора Fig. 1. Architectural regulations for the facades of living houses. Early XX th c. [7], authors photo

Рис. 2. Наиболее типичная, узнаваемая, как именно иркутская, каменная архитектура, сохранившаяся до наших дней. Конец XIX - первая половина XX вв. Fig. 2. The most typical, recognizable as Irkutsk, stone architecture, preserved to our days. Late XIX - early and middle XX cc.

Том 9 № 3 2019 ISSN 2227-2917

Ул.Ленина

Рис. 3. Наиболее типичная, узнаваемая, как именно иркутская, каменная архитектура, сохранившаяся до наших дней. Конец XIX - первая половина XX вв. [9] Fig. 3. The most typical, recognizable as Irkutsk, stone architecture, preserved to our days. Late XIX - early and middle XX c. [9]

Рис. 4. Здания в Иркутске, построенные по проектам В.А. Павлова и его учеников. По оценкам экспертов, также наиболее типичная, узнаваемая, опознаваемая как именно иркутская, каменная архитектура, 70-е гг. XX в. [6] Fig. 4. Buildings in Irkutsk, built according to the designs of V. A. Pavlov and his students. According to experts, it is also the most typical, recognizable as the Irkutsk stone

architecture, the 70 s. XX c. [6]

ISSN 2227-2917 Том 9 № 3 2019 610 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 606-619 6 10 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 3 2019 _(online)_pp. 606-619

2. Силуэт застройки улиц. В современном Иркутске, в его исторической части, мы можем наблюдать на протяжении одной и той же улицы значительные перепады высот зданий, как по этажности (1-5 этажей), так и по высоте этажей каждого здания (2,5-3,5 м и более) (рис. 3). С одной стороны, это создает впечатление очень неравномерного, неупорядоченного силуэта (по сравнению с силуэтами улиц столичных российских или европейских городов), с другой, это как раз составляет определенную специфику, формирующую архитектурную идентичность Иркутска.

3. Модульность застройки, использование традиционных параметров зданий. В 1792 г. принятый впервые в истории Иркутска генеральный план стал важным градостроительным мероприятием, способствовавшее урегулированию многих вопросов, улучшению качества архитектуры и проведению мероприятий по благоустройству. Кроме того, к нему прилагались проекты образцовых фасадов, по которым должно было вестись все городское строительство (рис. 1): «Проектируемые каменные дома строить против прочих вновь строящихся городов по представленным при сем примерным фасадам под № 1, 2 и 3, а купеческие с лавками дома по фасадам под № 6 по желанию дозволить строить и выше сих фасадов и с лучшим украшением... деревянные жилые дома строить по фасадам под № 3, 4, 5 на каменных фундаментах и без каменных фундаментов, кто какие пожелает, но чтоб каждое одно от другого не ближе было пяти сажен, не выше 6 аршин, и не больше каждый деревянный корпус строить двенадцати сажен, а в два жилья деревянного строить не допускать» [11].

Помимо этого, для Иркутска были разработаны основные нормативные положения по застройке, определявшие размеры участков, устанавливались варианты единой окраски фасадов и заборов. Все проекты наиболее крупных казенных и других зданий, составленных на месте, должны были рассматриваться и утверждаться в наместническом управлении. В связи с этим сложились определенные параметры, пропорции зданий, которые также идентифицируются не только как русские, сибирские, но и как иркутские, обладающие особенной спецификой, которая раскрывается при проведении морфологического и геометрического анализа.

4. Архитектоника фасадов. Здесь, наряду с традиционными параметрами зданий, необходимо упомянуть о членениях и пропорциях фасадов зданий, выходящих на улицу, массо-пустотных соотношениях окон и стен, пропорций окон, композиция расположения окон на стене, горизонтальных и верти-

Том 9 № 3 2019

с. 606-619 Vol. 9 No. 3 2019 pp. 606-619

кальных членений фасадов (главных и второстепенных) и других композиционных особенностях фасадных решений, что также соотносится с принятыми регламентами (см. п. 3 выше) (рис. 1-3, 5).

5. Колористическая концепция застройки, традиционные строительные материалы. На рис. 1-4 показаны наиболее типичные колористические решения иркутских зданий. Выявлено 3 типа колористической концепции явно квалифицирующейся как иркутская: все оттенки дерева; контрастно сочетаемые оттенки кирпича (либо натуральный кирпич, либо штукатурка и покраска фасадов в «кирпичную» цветовую гамму); полихромия - когда на одной улице стилистически схожие рядом стоящие здания выкрашены в разные цвета, при этом декор на фасадах белый или светлее стены.

6. Архитектурные детали. О деревянном декоре иркутских домов сказано очень много в научной и научно-популярной литературе, в г. Иркутске зафиксировано самое большое разнообразие деревянных декоров из всех городов России в стиле классицизм, барокко, модерн, не атрибутированных стилях [7]. В каменной архитектуре чаще встречается эклектичный, классический, барочный декор (в частности выделенный как отдельно «иркутское барокко»), немного зданий - представителей модерна. Эклектика со специфичными местными мотивами нередко включает в себя восточно-азиатскую (бурятская, монгольская) интерпретацию. Это уникальное смешение объясняется наличием азиатских национальностей на иркутской земле наряду с европейским и северо-русским архитектурным влиянием.

7. Крыши. Традиционные форма, конструкция, конфигурация, уклоны. На рис. 1 и 3 мы можем видеть наиболее типичные решения конструкций крыш зданий рядовой застройки улиц. На рис. 2 показаны здания преимущественно уникальные (здания на углах перекрестков или наиболее значимые постройки города), их крыши имеют башенки, купола, фиксирующие угловую часть квартала, выделяют здание как ориентир. Из этих украшений крыш можно составить перечень, включающий не так много разнообразных элементов, которые, наряду с типичными крышами рядовой застройки, являются еще одной составляющей архитектурной идентичности г. Иркутска.

Перечисленные параметры и иллюстрации во взаимосвязи с остальным комплексом городской идентичности (см. во введении «городская идентичность») наглядно демонстрируют узнаваемость и иркутскую характер-

ISSN 2227-2917

ность архитектурной среды, подтверждая наличие архитектурной идентичности.

2 метод - анализ творчества выдающихся архитекторов, учитывающих «genius loci - «дух-хранителя места» (Алвар Аалто, Марио Ботта, Жан Нувель, Иорн Утзон, Гленн Меркутт, Кшиштоф Ингарден, В.А. Павлов, последователи теории критического регионализма [12]), а также изучение исследований экспертов архитектурных явлений выявило так называемую «третью культуру» глобальной современности (Роберт Адам, статья по итогам конференции на Всемирном архитектурном конгрессе в Сеуле в 2017 г., который прошел под лозунгом «Душа города») [13], которая, в каком-то смысле, является современным ответом на явление глобализации в архитектуре, а именно проектирование современных архитектурных объектов в исторической среде с сохранением первоначальных компонентов (маркеров) архитектурного контекста.

3 метод - сравнительный анализ и верификация явления архитектурной идентичности в европейских городах.

На основании эмпирического опыта были сформированы иллюстрации (рис. 5-9), где мы видим типичную уличную (рядовую, фоновую) застройку исторических частей городов: Венеции (Италия), Вены (Австрия), Нюрнберга, Бамберга (Германия), Амстердама и голландских исторических поселков, ставших музеями. Можем констатировать ярко выраженную цельность и ансамблевость, а также узнаваемость и архитектурную идентичность через перечень сформирован-ных принципов, которые связывают истори-ческое архитектурное наследие и современ-ность:

1. Традиции, плотность застройки

города.

2. Силуэт улиц.

3. Модульность застройки, традиционные параметры зданий.

4. Архитектоника фасадов зданий (наиболее типичные фронтоны, выходящие на фасады улиц, массо-пустотные соотношения на фасадах (проём-стена) и др.).

5. Колористическая концепция застройки, традиционные строительные материалы.

6. Архитектурные детали (рисунок переплетов окон, декор, знаки, символы).

7. Крыши. Традиционные форма, конструкция, конфигурация, уклоны.

Особенно следует остановиться на Венеции. В докладе на Международном фестивале «Зодчество» в г. Москве 21 ноября 2018 г. и в путеводителе по Венеции под названием «Венеция - современный город» профессор IUAV (Венеция)

ISSN 2227-2917 612 (print) 6 12 ISSN 2500-1 _(online)

Клеменс Ф. Куш [14] рассказал о наиболее значимых архитектурных преобразованиях, произошедших с Венеции после 1950 г.

После Второй мировой войны Венеция стала столицей региона Венето. В это время было построено много административных зданий, в которых удалось найти тот особый архитектурный язык, объединивший старую архитектуру эпоху готики, эпохи Возрождения и современные формы, не нарушая гармонии и ансамблевости.

Многие проекты новых зданий Ле Корбюзье, Тадао Андо, Ренцо Пиано, Микеле дель Лунке, Луи Кана, Рэма Колхаса, Перуджио Нервин, Карло Скарпа реализованы и очень органично вливаются в исторический архитектурный контекст. Этот архитектурный язык, нашедший диалог между старой и новой архитектурой, сформировался как ответ модернизму и постмодернизму в новом направлении - критическом регионализме, как ключ к примирению модернизма и проблем конкретного места, локальной идентичности и однородности. Например, японская культура очень укоренена в китайской и корейской культурах, но, будучи островной цивилизацией, она развила собственную философию и эстетику на протяжении долгого исторического процесса;

Польша была частью Европейской культуры, и ее архитектура, следуя классическим основным европейским стилистическим канонам на протяжении веков, в конечном итоге разработала некоторые идиосинкразии в пределах каждого архитектурного стиля.

Сохранение идентичности - это не регресс ностальгического историзма или буквальное воспроизводство исторических декоративных элементов. Это

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

опосредованное влияние универсальной цивилизации с элементами, полученными косвенно или прямо из особенностей конкретного места, его традиционной архитектуры.

Выявляя характерные местные признаки и параметры, апеллируя ими, мы можем создавать новое, но с сохранением узнаваемости старого, традиционного, достигая той самой идентичности и цельности [15].

Результаты и их обсуждение

«Geschichte bewaren - zukunft gestalten», - гласит немецкая пословица, что значит: «Сохраняя старое - формируем будущее».

Заявленная экспертами-архитекторами и историками «иркутскость», «архитектурная идентичность», сформированная за столетия, была подтверждена перечнем выявленных критериев, принципов и параметров, и мы находим их в некоторых современных зданиях.

Том 9 № 3 2019

с. 606-619 Vol. 9 No. 3 2019 pp. 606-619_

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

Соблюдая эти принципы - один, или несколько в совокупности при проектировании нововведений в исторической среде - мы можем с точной уверенностью заявлять, что таким образом достигаем цельности и ансамб-левости улицы как градостроительного кластера, как пути [16], сохраняя, формируя и развивая его архитектурную идентичность.

Рассматривая застройку исторических улиц Иркутска и анализируя исследовательскую работу архитектурно-реставрационной мастерской «Традиция» [8] в сотрудничестве со студентами ИРНИТУ (рис. 3), мы можем проследить ряд несовершенств с точки зрения отношении художественной цельности и ансамблевости иркутских улиц, нарушение архитектурной идентичности.

На основании перечня принципов сохранения и формирования архитектурной идентичности мы можем засвидетельствовать диссонанс и консонанс в историческом контексте (рис. 10 и 11).

Для достижения консонанса при проектировании предлагается применить метод преемственности, предполагающий следующие шаги (рис. 12):

1) геометрический анализ фасадов исторической застройки;

2) выявление модульной решетки с обозначением главных и второстепенных членений;

3) обозначение на решетке диагональных, радиусных и других специфических геометрических элементов (уклонов и форм крыш, радиусов арочных проемов и др.);

4) выявление силуэта застройки;

5) выявление колористического кода застройки;

6) создание нововведений, построенных на основании полученной модульной решетки с частичным или полным упрощением, обобщением, стилизацией, с частичным или полным сохранением перечисленных выше принципов сохранения идентичности.

Рис. 5. Принципы сохранения и формирования архитектурной идентичности. Венеция (Италия). Историческая застройка VII-IX вв. с нововведениями. Фото Н.М. Глебовой Fig. 5. Principles of architectural identity conservation and formation. Venice (Italy). Historical buildings VII-IX c. with new buildings (XX c.). Photo by N.M. Glebova

Том 9 № 3 2019 ISSN 2227-2917

Рис. 6. Принципы сохранения и формирования архитектурной идентичности. Вена (Австрия). Историческая застройка VIII-IX вв. с нововведениями. Фото М. Кламера и Н.М. Глебовой Fig. 6. Principles of architectural identity conservation and formation. Vienna (Austria). Historical buildings VII-IX cc. with new buildings (XX c.). Photo by M. Klamer and N.M. Glebova

Рис. 7. Принципы сохранения и формирования архитектурной идентичности. Бамберг, Нюрнберг (Германия). Историческая застройка VII-IX вв. с нововведениями.

Фото Н.М. Глебовой Fig. 7. Principles of architectural identity conservation and formation. Bamberg (Germany). Historical buildings VII - IX c. with new buildings (XX c.). Photo by N.M. Glebova

ISSN 2227-2917 Том 9 № 3 2019 614 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 606-619 6 14 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 3 2019 _(online)_pp. 606-619

Рис. 8. Принципы сохранения и формирования архитектурной идентичности. Амстердам (Голландия). Историческая застройка с нововведениями. Фото Н.М. Глебовой Fig. 8. Principles of architectural identity conservation and formation. Amsterdam (Holland). Historical buildings VII-IX c. with new buildings (XX cc.). Photo by N.M. Glebova

Рис. 9. Принципы сохранения и формирования архитектурной идентичности. Заандам, Заансе-сханс, Волендам (Голландия). Историческая застройка с нововведениями.

Фото Н.М. Глебовой

Fig. 9. Principles of architectural identity conservation and formation. Zaandam, Zaanse-Shans, Volendam. Holland. Historical buildings VII - IX c. with new buildings (XX c.). Photo by N.M. Glebova

Том 9 № 3 2019 ISSN 2227-2917

Рис. 10. Явление диссонанса в формировании ансамблевости и архитектурной идентичности фоновой городской застройки. Фото Н.М. Гпебовой Fig. 10. The dissonance phenomenon of the architectural identity and ensemble formation in urban building development. Photo by N.M. Glebova

Рис. 11. Явление консонанса в формировании ансамблевости и архитектурной идентичности фоновой городской застройки. Фото Н.М. Глебовой Fig. 11. The consonance phenomenon of the architectural identity and ensemble formation in urban building development. Photo by N.M. Glebova

ISSN 2227-2917 Том 9 № 3 2019 616 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 606-619 6 16 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 3 2019 _(online)_pp. 606-619

Рис. 12. Фрагменты ул. Урицкого и Литвинова. Иркутск. Применение метода преемственности в формировании архитектурной идентичности. Автор Н.М. Глебова Fig. 12. Fragments of Uritskogo and Litvinova streets. Irkutsk. Method of continuity application of the architectural identity formation. Author N.M. Glebova

Заключение

Сосуществование нового (то с положительным, то с отрицательным знаком) и традиционного, устоявшегося существует от Сотворения Мира. И архитектурная среда городских пространств - это как раз та целостность, integrity, в которой в идеале все должно органично взаимодействовать. «Здания, стоящие рядом, должны сочетаться между собой» -простая аксиома К. Зитте [16]. Поскольку социальная идентичность оспаривается последствиями глобализации, географически стабильная идентичность места, а также архитектурная идентичность может быть мощным средством сохранения явления идентичности для духовного самочувствия населения, для туристической привлекательности города. Но глав-

ная цель данного исследования - достижение ансамблевости, целостности и уникальности архитектурного городского образа. Горожане и туристы видят город по-разному, каждый человек воспринимает среду индивидуально. Однако профессиональное архитектурное сообщество должно формировать цельное восприятие архитектурного облика города.

Выявленные критерии, принципы и параметры сохранения и дальнейшего формирования архитектурной идентичности в исторической уличной застройке г. Иркутска позволят разработать регламенты для грамотной реконструкции и проектирования новых зданий в исторический контекст, чему следует данное исследование.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кламер М., Глебова Н.М., Дружинина И.Е. Идентификационные коды архитектурной среды городских пространств // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7. № 3. С. 132-144.

2. Перов Ф.В. Современные тенденции развития типологии жилых и общественных зданий с учетом идентификационных признаков сложившейся городской среды [Электронный ресурс] // Архитектура, градостроительство и ди-

зайн. 2015. № 7. С. 32-39. URL:

https://aud.susu.ru/images/agd07/agd07_5.pdf

(15.06.2019)

3. Скалкин А.А. Понятие идентичности и факторы ее формирования // Architecture and Modern Information Technologies. 2017. № 4 (41). С.57-67.

4. Норберг-Шульц К. Жизнь имеет место // Архитектон: известия вузов. 1995. № 1-2.

Том 9 № 3 2019 ISSN 2227-2917

5. Иркутск: библиографический указатель / сост.: В.К. Пешкова, Г.Ф. Ямщикова, Н.В. Инешина, О.Ю. Митина; редкол.: Р.В. Подгайченко, И.П. Белоус; науч. ред. В.И. Литвина. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2009. Вып. 2: 1917-2006 гг. 487 с.

6. Бух В., Григорьева Е. Владимир Павлов. Екатеринбург: ТаМп, 2013. 136 с.

7. Меерович М.Г. Шесть стилей деревянного Иркутска. Часть I: Сибирское барокко, классицизм, модерн, неатрибутированные формы // Архитектон: известия вузов. 2013. № 42.

8. Архитектурно-художественный регламент улицы Карла Маркса в г. Иркуске и прилегающих к ней территорий. Альбомы 1-7. НПРМ «Традиция» 2014 г. г. Иркутск.

9. Беломестных С.С. Эволюция архитектурно-планировочной структуры исторического центра г. Иркутска (конец XVII - конец XX вв.). Иркутск, 2018. 25 с.

10. Бубис Н.Г. Возникновение и основные этапы развития города Иркутска // Земля Иркутская. 2001. № 15. С. 2-7.

11. Бубис Н.Г. Регулирование застройки дореволюционного Иркутска: основные положения // Проект Байкал. 2011. № 26. С.148-152.

12. Frampton K. Towards a Critical Regionalism, Six Points for Architecture of Renaissance. In: Foster H. (Eds.). 77ie Anti-Aesthetic, Essays on Post-Modern Culture. New York: New Press, 1983/1998.

13. Robert A. Identity and Identification: The Role of Architectural Identity in a Globalised World, 2012. P. 176-193.

14. Kusch C, Gelhaar A. Venice. Architecural Guide. Berlin: DOM Publishers; 2014. 280 p.

15. Ингарден К. Мы должны быть неортодоксальными, чтобы быть креативными [Электронный ресурс] // Berlogos. 2017.

URL: http://berlogos.ru/interview/kshishtof-ingarden-my-dolzhny-byt-neortodoksalnymi-chtoby-byt-kreativnymi/ (15.06.2019)

16. Линч К. Образ города / Пер. с англ. В.Л. Глазычева. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.

REFERENCES

1. Klamer M, Glebova NM, Druzhinina IE. Identification codes of the architectural environment of urban spaces. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitelstvo. Nedvizhimost = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2017;7(3):132-144. (In Russ.).

2. Perov FV. Modern trends in the development of typologies of residential and public buildings according to the identification features of the existing urban environment. Architecture, urbanism and design. 2015;7:32-39. Available from: https://aud.susu.ru/images/agd07/agd07_5.pdf [Accessed 15 June 2019] (In Russ.).

3. Skalkin AA. The concept of identity and factors of its formation. Architecture and modern information technologies. 2017;4(41):57-67. (In Russ.)

4. Norberg-Schulz K. Life is // Architecton: proceedings of higher education. 1995. No. 1-2.

5. Irkutsk: a bibliography / comp.: V.K. Peshkova, G.F. Yamshchikova, N. In Inesina, O. Mitina; red.: R.V. Podgaychiki, I.P. Belous; scientific. ed. Irkutsk: ISU publishing House, 2009; 2(1917-2006):487 p. (In Russ.).

6. Buch V, Grigorieva E. Vladimir Pavlov. Ekaterinburg: Tatlin, 2013; 136 p. (In Russ.).

7. Meerovich MG. Six styles of wooden Irkutsk. Part I: Siberian Baroque, classicism, modern, unattributed forms. Architecton: proceedings of universities. 2013;42. (In Russ.)

8. Architectural and artistic regulations of Karl Marx street in Irkutsk and the surrounding areas.

Albums 1-7. The "Tradition" 2014 city of Irkutsk. (In Russ.)

9. Belomestych SS. Evolution of architectural and planning structure of the historical center of Irkutsk (late XVII - late XX centuries). Irkutsk, 2018 25 p. (In Russ.)

10. Bubis NG. Emergence and the main stages of development of the city of Irkutsk. Land Irkutsk. 2001;1:2-7. (In Russ.)

11. Bubis NG. Regulation of building of pre-revolutionary Irkutsk: basic provisions. Project Baikal. 2011;26:148-152. (In Russ.)

12. Frampton K. Towards a Critical Regionalism, Six Points for Architecture of Renaissance. In: Foster H. (Eds.). 77ie Anti-Aesthetic, Essays on Post-Modern Culture. New York: New Press, 1983/1998.

13. Robert A. Identity and Identification: The Role of Architectural Identity in a Globalised World. The Role of Place Identity in the Perception, Understanding and Design of Built Environments. 2012. P. 176-193.

14. Kusch C, Gelhaar A. Venice. Architectural Guide. Berlin: DOM Publishers, 2014; 280 p.

15. Ingarden K. We need to be unorthodox, to be creative. Berlogos. 2017. Available from: http://berlogos.ru/interview/kshishtof-ingarden-my-dolzhny-byt-neortodoksalnymi-chtoby-byt-kreativnymi/ [Accessed 15 June 2019]

16. Lynch K. Image of the city. 1st ed. Boston: Birkhauser; 2014.

ISSN 2227-2917 Том 9 № 3 2019 618 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 606-619 6 18 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 3 2019 _(online)_pp. 606-619

Критерии авторства

Глебова Н.М., Большаков А.Г. имеют равные авторские права. Глебова Н.М. несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

Глебова Наталья Моисеевна,

доцент кафедры архитектурного проектирования,

Иркутский национальный исследовательский

технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,

Россия,

Ие-mail: nita12@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8762-9711

Большаков Андрей Геннадьевич,

доктор архитектуры, профессор кафедры

архитектурного проектирования,

Иркутский национальный исследовательский

технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,

Россия,

e-mail: andreybolsh@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0805-7207

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Contribution

Glebova N.M., Bolshakov A.G have equal author's rights. Glebova N.M. bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

Information about the authors

Natalya M. Glebova,

Associate Professor of the Department of Architectural Design,

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russia, He-mail: nita12@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8762-9711

Andrey G. Bolshakov,

Dr. of Architecture, Professor of the Department of Architectural Design,

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russia, e-mail: andreybolsh@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0805-7207

Том 9 № 3 2019 ISSN 2227-2917

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.