ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
Примечания
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011—2015 годы».
2. Постановление Правительства Рязанской области от 30.10.2013 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Рязанской области "Развитие культуры на 2014—2020 годы"».
3. Приказ министерства культуры и туризма Рязанской области № 659 от 18.09.2013 г. «О создании регионального методического центра по работе с инвалидами».
4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993 г.).
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
References
1. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 17.03.2011 № 175 «On state program of the Russian Federation «Accessible Environment» 2011—2015» (in Russian).
2. Resolution of the Government of the Ryazan region from 30.10.2013 N 345 «On approval of the state program of the Ryazan region» Cultural development for 2014—2020» (in Russian).
3. Order of the Ministry of Culture and Tourism of the Ryazan region number 659 of 18.09.2013 «On establishment of a regional center for the methodical work with people with disabilities» (in Russian).
4. Standard Rules on the Equalization of Opportunities for Persons with Disabilities (adopted by the UN General Assembly of 20.12.1993) (in Russian).
5. Federal Law of November 24, 1995 N 181-FZ «On social protection of disabled people in the Russian Federation» (in Russian).
Ф /Г) Ф
Со временный городской фольклор
в ракурсе учеб но го рассмотре ния
УДК 378.14:398
Е. Ю. Стрельцова
Московский государственный университет культуры и искусств
Перед вузами культуры и искусств и другими учреждениями высшего профессионального образования достаточно остро стоит вопрос о подготовке новых учебников, обеспечивающих учебно-методическое сопровождение стандартов ГОС ВПО третьего поколения. Наряду с традиционными требованиями к контенту учебной книги, включающими проблемное изложение и логичность представляемого материала, соблюдение оптимального соотношения между научностью и доступностью и т.п., содержание учебника должно соответствовать систематике конкретной науки, в нашем случае фольклористики. Фольклористика — наука развивающаяся. В наше время чрезвычайно интенсивно развиваются вторичные формы бытования традиционного фольклора, которые нуждаются в специальном внимании и глубоком изучении. Это касается, в первую очередь, городского фольклора, или так называемого городского примитива. Между тем имеющиеся учебники зачастую игнорируют этот важный пласт в развитии современного фольклора, целиком сосредотачиваясь на фольклоре традиционном. Отсутствие или недостаточная разработка рассматриваемого раздела в системе преподавания наносит серьёзный урон формированию у студентов целостных, системных представлений о реальном процессе народного художественного творчества.
Ключевые слова: народное художественное творчество, учебный курс, предметное содержание, традиционная культура, городской фольклор, городской примитив, университеты культуры.
СТРЕЛЬЦОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА — доктор, педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств
STREL'TSOVA ELENA YUR'EVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of socio-cultural activity, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: [email protected] © Стрельцова Е. Ю., 2014
^ Социально-культурная деятельность
E . Yu. Strel'tsova
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
MODERN URBAN FOLKLORE IN THE PERSPECTIVE OF ACADEMIC CONSIDERATION
Require the preparation of new textbooks for universities ofculture and arts teaching-methodical support ofthe state standards ofhigher education ofthe third generation. To the content ofthe textbook presented a number of requirements: problem statement and consistency of the content, the compliance with the optimal balance between scientific and availability, and the like. The content of the textbook should correspond to the systematics of specific science, in our case study of folklore. Folklore — developing science. Nowadays find it extremely intensively develop secondary forms of traditional folklore that should be studied. This is primarily urban folklore or the so-called urban primitive. Meanwhile, existing textbooks often ignore this important reservoir in the development of modern folklore, entirely focusing on the traditional folklore. The lack or insufficient development of the considered section in the system of teaching inflicts serious damage on the formation of the students holistic, system views about the real process of folk art.
Keywords: folk artistic creativity, course of study, subject content, traditional culture, urban folklore, urban primitive, universities of culture.
В университетах культуры и других вузах, осуществляющих подготовку специалистов по этнохудожественному творчеству, на протяжении многих лет идёт упорная работа по созданию полноценного учебного курса «Теория и история народной художественной культуры». Этот курс последовательно расширяет своё предметное содержание, вбирая в свой состав все новые и новые компоненты. По собственному опыту мы хорошо знаем, что с наибольшими трудностями идёт здесь научная разра-бот ка про блем, связанных с развитием так называемого городского примитива. Между тем отсутствие или недостаточная раз-работ ка рас смат ри вае мого разде ла в сис теме преподавания наносит очень серьёзный урон формированию у студентов целостных, системных представлений о реальном процессе народного художественного твор-че ст ва.
Городской примитив, или городское лубочное искусство, как его ещё называют, — это типичное детище горожан. В чем-то перекликаясь с крестьянским фольклором, он в то же время имеет целый ряд осо-
бенностей. По сравнению с традиционной народ ной культу рой, в нем мень ше ка но-нического и больше инновационного. Авторами подобных произведений являются в ос нов ном уже гра мот ные люди, не ред ко при бегаю щие в сво ём твор че ст ве к письменной фиксации. С подобным явлением мы встречаемся во многих странах. Примени тель но к сме ховой культу ре это, пре ж де всего, шванк — ми ниа тюр ные, как пра вило не имеющие именного авторства рассказы, изображающие с комической стороны жизнь городских сословий. В Италии — фаблио, представляющие собой небольшие народ ные рас ска зы, ле ген ды, анек до ты, куплеты, частушки, балаганные потехи и т.д.
К сожалению, многие из современных исследователей городского примитива привязывают его в первую очередь к изобразительной и декоративно-прикладной самодеятельности. Между тем здесь мы имеем де ло, не со мнен но, с бо лее ши роким кру гом художественных явлений. Элементы примитива можно наблюдать, в сущности, во всех видах народного творчества — народном театре, народной музыке, в сфере улично-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
Ф
площадных развлечений и т.д.
Народное творчество в рамках городского при митива им плицитно являет ся продолжением тех традиций, которые были исподволь заложены в русском фольклоре. Прежде всего, тут есть многое, что идёт от смеховой, карнавальной стихии: большая, чем обыч но, сво бода и рас ко ван ность и оп-ре де лён ное пе ре ворачи ва ние пра вил и норм привычного действования, обмен местами социального «верха» и «низа» и т.д. Сме-ховая культура русского народа складывалась столетиями в виде народной сатирической драмы, весёлого кукольного театра, ярмарочного балагана, лубочных картинок, всевозможных розыгрышей, отчаянного балагурства ряженых. Однако в сферу городского фольклора все это пришло уже в более сглаженном и цивилизованном виде. К «сырому» в процессе становления новых форм добавилось немало «варёного» из литературы, цирка, театра, а в дальнейшем — из газет, журналов, с эстрады и т.д.
Практически все произведения, о которых мы ведём речь, не только передавались из уст в ус та в по все днев ных ус лови ях, но и активно вливались в репертуар карнавалов, улично-площадных театров, народных гуляний, ярмарочных представлений и т.д. Это была типичная смесь фольклора и разно образ ных вкра п ле ний, взя тых у ак тив но развивающегося профессионального искусства и литературы, адаптированных примени тельно к особен ностям восприятия и по-нима ния про стого люда.
Полезную работу по научному осмыслению этого феномена применительно к его сегодняшнему состоянию проделала Л. И. Ми хай лова. В сво ей кни ге она свя зы вает появление нового направления городского народного творчества с существенными изменениями социоисторических и социокультурных про цес сов. «Как еди ное це лое, город уже отделяется от деревни и в определённом смысле противопоставляет себя ей. Народ в сво ём твор че ст ве стал ориен тироваться на малодоступные формы специа-
лизированного искусства, но в то лее время не смог полностью отказаться от фольклорного содержания» [1].
Город ской фольк лор в совре мен ных условиях, по мнению Л. И. Михайловой, значительно изменился. Он соединяет в себе не только элементы фольклора и специализированного искусства, но и массовой культу ры. Это про яв ляет ся в изо бра зи тельном искусстве: в творчестве наивных ху-дож ни ков, в за пол нив ших ры нок про из ведениях декоративно-прикладного искусства; в музыке оно находит выражение в песнях (авторских, студенческих, туристских и т.д.); в театре — в народных театрализованных представлениях на Масленицу, в карнавалах, в действиях ряженых и т.п. Городской фольклор можно назвать художественной культурой городского быта, досуга, он доступен каждому члену социальной груп пы, не ну ж дает ся в кон церт ных за лах и театрах, но сопровождает человека по-всю ду. Совре мен ный город ской фольк лор, чтобы поддерживать своё существование, постоянно должен ассимилировать чужеродный материал в свой собственный. Он обладает высокой социальной чуткостью, в нем накапливается и фиксируется реакция на окружающую среду, её восприятие субъектом и понимание в зависимости от картины мира. Он улаживает колебания общественной психологии, мыслей, эмоций и чувств раз лич ных социальных групп, общностей и индивидов [1].
Важ ные до пол ни тель ные чер ты вно сят в характеристику особенностей городского при мити ва те, кто иссле дует его изо бра зи-тельные формы. Примитив, по их представлениям, пользуется готовыми формулами сти ля, закреп лённы ми профессиональным искусством, к которому он полон доверия, а порой и благоговения. Но он прочитывает эти формулы глазами человека другой культуры, переживая заново, как открытие, то, что давным-давно за штам пова лось, стало общими местами большой культуры. Внимательный и чуткий исследователь
Ф
^ Социально-культурная деятельность
Ф
вполне справедливо писал, что лучшие образцы примитивистской живописи и декоративно-прикладного искусства отличаются целым рядом неоспоримых достоинств. В той провинциальной наивности, в тех признаках художественного примитива, которые обычно определяют стилевые особенности таких работ, заложены не только творческая робость или скованность во владении техническими средствами, но и большая доля прямоты и свежести восприятия натуры, а подчас и душевного тепла и поэтичности в отношении к жизни.
К сожалению, глубокому научному исследованию городского примитива до сих пор ме шает раз но бой в оп ре де ле нии его истинного места в общем художественном пространстве. Фольклористы всегда противились отнесению этого вида искусства к фольклору. Представители профессионального творчества по вполне понятным причинам тоже отталкивали его от себя. Не могли по пасть про из ве дения при ми ти вистов и в разряд аматерного, любительского (в узком смысле слова) искусства, прямо ориентированного на воспроизведение образцов профессиональной художественной дея тельности.
Вместе с тем существовала и другая
крайность. В попытках всё-таки пристроить «бедного родственника» к кому-то из прочно обосновавшихся соседей, примитив начали втискивать куда попало и, как правило, туда, где ему было неудобно и неуютно.
По существу, только в самое последнее время в науке и практике стала утверждаться разумная точка зрения, согласно которой городской примитив не нуждается ни в каком «пристёгивании» к другим видам художественной культуры. Это глубоко своеобычное арт-явление следует рассматривать в качестве вполне самостоятельного художественного направления народного творчества со всеми вытекающими отсюда выводами.
В за клю че ние нель зя не до ба вить, что городской примитив оказался незаслуженно обиженным и в системе нашего художественного образования. Здесь его могли мимоходом упомянуть в программах и учебных пособиях. Но дальше этого дело обычно не шло. При таком подходе мы не только опрометчиво вырываем из истории самодеятельного творчества одну из интерес ней ших страниц, но и коверкаем на ши представления о реальном генезисе и динамике художественной культуры.
Ф
Примечания
1. Михайлова Л. И. Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции и закономерности. Москва : Вузовская книга, 1999.
References
1. Mihajlova L. I. Sociodinamika narodnoj hudozhestvennoj kultury: determinanty, tendencii i zakonomernosti [Sociodynamics folk art culture: determinants, trends and patterns]. Moscow, Vuzovskaja kniga Publ. [University book Publ.], 1999.