«Письмах Баламута»: «Люди должны быть едины с Ним, не утратив своей личности. Ни пренебрежение людьми, ни порабощение их Его не устраивает. Он готов чуть-чуть подстегнуть новообращенных. Он иногда приободрит их, давая ощутить Свое присутствие, пусть слабо и тускло, но с них и того хватает. Он оживляет их благодатной радостью и легкой победой над
37
искушением» .
Человек, настигнутый радостью, обретает Нечто, и жизнь его меняется в корне, меняется и сам человек. Пока он неофит, у него своеобразное понимание духовной жизни. В этом его преимущество, потому что, как сказал Аслан в «Плавании утреннего путника»: «Познакомившись со
38
мной здесь, там вы сможете еще лучше узнать меня»38.
Литература
1. Антоний (Блум), митр. Беседы. — М.: 2000.
2. Льюис К. С. Хроники Нарнии. — М.: 2005.
3. Кураев А. Школьное богословие. — М.: 2000.
4. Антоний (Блум), митр. Человек перед Богом. — М.: 2000.
Современный фэн-шуй: наука или культ?
УДК 26/28
Кривко Артем Викторович, студент Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород arkri. rodina. rat@mail. ru
Аннотация. В статье рассматривается восточное учение фэн-шуй. Проводится анализ его символики и влияния на жизнь современного человека. Автор указывает на определенную связь ставшего сегодня весьма популярным направления с древним учением фэн-шуй, зародившимся в Китае. Делается вывод о том, что при отсутствии единого религиозного культа в практике фэн-шуй ярко видна коммерческая сторона, что позволяет охарактеризовать его как корпоративный культ.
Ключевые слова: фэн-шуй; восточная мифология; мистика; религиозный синкретизм; классическая китайская философия
Modern Feng Shui: science or religion?
37
Льюис К. С. Письма Баламута. М., 2003. С. 37 Льюис К. С. Хроники Нарнии. М., 2005. С. 537
Krivko Artem V. a student of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod arkri .rodina.rat@mail .ru
Annotation. In the article the eastern doctrine of Feng Shui is examined. Analysis of its symbolism and influence on life of a modern man is carried out. The author points to a definite connection of a modern popular direction with the ancient doctrine of Feng Shui originated in China. It is concluded that along with absence of a common religious cult in modern Feng Shui practice it is clearly seen its commercial side, that allows to characterize it as a corporative cult.
Key words: Feng Shui; the eastern mythology; mysticism; religious syncretism; Chinese classical philosophy.
Учение фэн-шуй, не так давно неизвестное россиянам, сегодня прочно вошло в жизнь многих жителей России. Центры и курсы фэн-шуй действуют во многих городах страны. В повседневной жизни можно тоже наблюдать следы этого учения. Посещая магазины, общественные учреждения, в интерьере помещений можно заметить самые разные атрибуты фэн-шуй: «воздушные колокольчики», «денежные жабы», «денежное дерево», индийского «ганеша», «драконовую черепаху», статуэтку «хотэя» и многое другое, что, так или иначе, бросается в глаза посетителям. Все это современные символы фэн-шуй. Что же значат все эти восточные символы и что представляет из себя это загадочное восточное учение, как оно влияет на жизнь современного человека?
Название говорит само за себя, а именно, что это учение восточного происхождения, имеющее китайские корни. Буквально фэн-шуй переводится «ветры и потоки» (от «фэн» — ветры и «шуй» — «потоки»). Необходимо знать основные моменты истории фэн-шуй в самом Китае.
Российский ученый Алимов И. А. отмечает, что «представления о фэн-шуй восходят к глубокой древности и изначально были связаны в первую очередь с погребальными обрядами»39. Поскольку в древнем Китае был развит культ почитания умерших предков, который со временем приобрел форму их обожествления, то возник обычай помещать умерших в «загробное жилище», которое отвечало бы требованиям удобства и покоя. Выбор места захоронения был тесно связан с некоторыми внешними факторами, такими как: рельеф местности, небесный свод, расположение сторон света.
39 Алимов И. А. Фэн-шуй. (Электронный ресурс) URL:http://www.synologia.ru
176
Как сообщает Алимов, «в известных нам письменных памятниках собственно термин фэн-шуй впервые употреблен в сочинении «Цзан шу» («Книга погребений»), приписываемом Го Пу(276-324)», которого принято считать одним из высших авторитетов древнекитайского фэн-шуй, годы его жизни по выражению Алимова считаются «золотым веком» фэн-шуй40.
Как систематическое учение фэн-шуй сформировалось ко времени Троецарствия (220-280). Также необходимо сказать о дошедшем до наших дней сочинении Ван Вэя (420-479) «Хуан-дичжайцзин» («Канон Желтого императора о жилище»), которое считается древнейшим памятником такого рода.
Впоследствии практика фэн-шуй в Китае приобретает большую популярность, даже в государстве, вплоть до того, что в VII в. по приказу императора был создан совет, куда вошли более ста ученых, призванный подробно ознакомиться с имеющейся литературой по фэн-шуй и отобрать наилучшие образцы, то есть на самом высоком государственном уровне была предпринята попытка ограничить широкое распространение искажений ранней системы фэн-шуй и очистить ее от суеверий, ложных теорий и спекуляции.
В период династии Тан фэн-шуй разделяется на две основные школы: школу форм (ганьчжоуская) и миньскую школу (фуцзяньская). Эти две школы существенно отличались по своей практике, так как «школа форм» огромное внимание уделяла рельефу земли, в то время как миньская школа, сформировавшаяся к XIII в. под влиянием неоконфуцианства, большее значение придавала астрологии. В различных формах эти две школы существуют и в наше время.
Несмотря на то, что на сегодняшний день одним из самых популярных гуру фэн-шуй в России и в мире является китаянка Лиллиан Ту, однако история появления фэн-шуй в России напрямую не связана с Китаем.
В своей статье «Фэн-шуй. Засада на простака» Борис Руденко пишет: «Первые сведения о фэн-шуй в Европу принёс Эрнст Айтель, знаменитый синолог, многие годы проработавший в Китае в христианской миссии. Его книга, изданная в 1873 году, называется «Фэн-шуй, или Рудименты естественных наук в Китае». Позднее труды по фэн-шуй опубликовали коллеги Айтеля, выдающиеся учёные-синологи — голландец Иоганн де Гроот («Религиозная система Китая», 1892 г.) и англичанин Джозеф Нидэм («Наука и цивилизация в Китае», 1954 г.)»41.
Почти на всех сайтах по фэн-шуй можно найти информацию об американце Томасе Линь Юй, который, в конце в 80-х годов упростил фэн-шуй и ввел так называемые «пространственные зоны фэн-шуй», такие как зона любви, удачи, здоровья и так далее.
В Россию фэн-шуй, как и прочие восточные практики, пришел в начале 1990-х из Европы. Всеобщий интерес к восточной мистике в Европе, а
40 Алимов И. А. Фэн-шуй. (Электронный ресурс) URL: :http://www.synologia.ru
41 Борис Руденко. Фэн-шуй. Засада на простака. (Электронный ресурс) URL: http://stavroskrest.ru
177
впоследствии и в России, стал катализатором для проникновения идей фэн -шуй в жизнь наших граждан, у многих из которых напрочь отсутствовал духовный иммунитет, при все возрастающем религиозном голоде. Падение железного занавеса и всеобщий поиск духовности и смысла жизни в бывшем Советском Союзе стали определяющими факторами в этой проблеме.
Одним из ведущих пропагандистов фэн-шуй в России является Оксана Рунова, руководитель центра фэн-шуй в Санкт-Петербурге. Известно, что этот центр проводит обучение основам фэн-шуй в России, организует встречи с иностранными мастерами фэн-шуй как из Европы, так и из Азии.
«Мастера» фэн-шуй утверждают, что «умелое применение законов фэн-шуй позволяет нам всегда оставаться в рамках нашей русской традиции»42. Но всякий образованный человек знает, что русская культура и традиции тесно связаны с православной верой, а если быть точнее, то русская национальная культура и государственность вытекает из Православия. Но что же общего у Православия с фэн-шуй? Необходимо разобраться, что практикует современный фэн-шуй.
В основе фэн-шуй лежит некая энергия «ци», которая распространена повсюду. Взято это учение из даосизма - национальной религии Китая. Даосизм - религия пантеистическая, и поэтому «ци» является безликой энергией, разлитой по всей вселенной. Православие же учит о Боге Творце -Личности и Трех Его ипостасях: Отце, Сыне и Святом Духе. В даосизме звучит призыв к слиянию человека с ци, что, в конечном итоге, приводит к обезличиванию человека. Православие говорит о восстановлении первозданного общения человека с Богом, потерянного вследствие духовной катастрофы — грехопадения. В даосизме используется практика медитации, которая, по сути, является попыткой рассеять внимание человека, православие, напротив, учит о внимательной молитве как способе общения человека со своим Творцом. Уже только этого достаточно, чтобы признать глубокие отличия христианства от даосизма.
Православный апологет Виталий Питанов в своей статье цитирует Лиллиан Ту, которая в одной из своих книг заявляет: «Фэн-шуй действительно сродни магии: зачастую кажется, что в действие вступает некая мистическая сила»43. Однако магия - это своего рода скрепляющий раствор для язычества и различных оккультных практик, стремящихся подчинить себе мир материальный и духовный. Целью магии — власть над людьми и миром. Тогда о какой «мистической силе» говорит Лиллиан Ту? Не попытка ли это вновь «вкусить запретный плод с оккультного дерева»?
Магичность фэн-шуй легко показать на простом примере, связанном с перестановкой мебели, как одним из способов, по учению фэн-шуй, управления энергией ци. Сторонники фэн-шуй, переставляя или заменяя
42 О Российской академии фэн-шуй. (Электронный ресурс) URL: http: //academia-fengshui.ru/academy
43 Питанов В. Ю. Фэн-шуй — наука, религия или суеверие? (Электронный ресурс) URL:http://sueverie.net/f en-shuj -nauka-religiya-ili-sueverie.html
178
мебель, считают, что те или иные удачи или неудачи связаны с тем, как они расположили мебель в доме. При этом учтем, что это не связано с дизайном интерьера. В таком случае не остается места человеческим ошибкам и несовершенству, где, как правило, необходимо трудиться над собой, исправлять самого себя. В системе фэн-шуй все просто: поставь кровать в определенную «пространственную зону» — и ожидай успеха. В таком смысле всякое разумное и здравое действие приносится в жертву подобным идеям о перестановке мебели, потирании «денежных жаб» и тому подобных действий.
Счастье, удача и богатство в сознании сторонников фэн-шуй понятия равнозначные. Но разве в истории прошлого и в современной жизни мы видим счастливыми только богатых, ведь мы давно уже убедились, что «богатые тоже плачут», и в этом случае в фэн-шуй на почве человеческой страсти сребролюбия происходит явная подмена главных ценностей. Недаром в народе говорят — «не в деньгах счастье». В Библии же говорится, что «корень всех зол есть сребролюбие».
Также под большим сомнением стоит научность фэн-шуй, так как сама наука занимается опытным изучением явлений материального мира, а фэн-шуй есть не что иное, как набор элементов восточного мистицизма и никакой пользы академической науке не принес. Наука чужда суевериям.
Наконец, по справедливому замечанию Питанова, «логика, которую использует Лиллиан Ту, - чисто сектантская. Система всегда права»44. То есть если человек, следуя «канонам» фэн-шуй, не добился положительного результата, то проблема в самом человеке, а не в фэн-шуй. Воистину «с таким подходом можно доказать истинность любой системы».
Во-первых, необходимо признать, что в древности в Китае существовало учение, называемое фэн-шуй, или что можно сегодня назвать классическим фэн-шуй, и что оно было связано с определенными традициями и культурой древнего Китая, прежде всего, с культом погребения мертвых, однако при этом современный популярный фэн-шуй практически не имеет ничего общего с той древней практикой. Классическая система фэн-шуй очень сложна, в Китае существовали специальные школы, где мастера обучали учеников фэн-шуй, и процесс обучения длился до 35 лет, и большинство той «популярной» литературы, которая обильно представлена в книжных магазинах, имеет к настоящему фэн-шуй сомнительное отношение. Учение о классическом фэн-шуй, следует полагать, остается уделом специалистов.
Во-вторых, современные практики фэн-шуй утверждают, что это наука. На самом же деле в Китае есть своя оригинальная древняя наука. В ней место логики занимает нумерология с ее классификационными системами. Древнейшие и ставшие каноническими формы китайской классической философии были реализованы в нумерологии. Основу китайской нумерологии составляют три типа понятий, в которых отражены
44 Там же.
все три главных вида графических символов, использовавшиеся в традиционной китайской культуре: символы, числа, иероглифы.
Так называемые мастера современного фэн-шуй пытаются использовать в своей практике элементы китайской натурфилософии, не имея подлинного представления об их смысле и происхождении, не занимаясь всерьез изучением языка, истории, культуры Китая. Ведь наукой можно назвать только то, что изучается комплексно, сравнивая одно с другим.
В-третьих, религиозная составляющая современного фэн-шуй имеет место быть, но только в качестве религиозного синкретизма. Чего только не найдешь в современной практике фэн-шуй: элементы даосского учения, буддизм, конфуцианские догмы, древнекитайскую мифологию, религиозные практики индуизма, китайскую астрологию, магию и т. д.
Необходимо также знать, что даосизм - это наиболее оригинальное религиозное учение Китая и заслуживает отдельного внимательного изучения, например, там, где в Евангелии от Иоанна стоит слово Логос, в Китайском переводе использован термин Дао, что означает Путь. Наш современник китаевед иеромонах Серафим (Роуз) сравнивал учение Лао-Цзы с учением греческих философов и находил между ними много общего. Мы же в свою очередь знаем, что философия для эллинского мира была «детоводителем ко Христу»
Используя элементы восточной мифологии, религии, мистики, философии, на что так падок современный обыватель, основной целью жизни пропагандисты фэн-шуй объявляют деньги, богатство и удачу. Также необходимо отметить, что курсы фэн-шуй платные и с каждой новой ступенью размер оплаты увеличивается. При отсутствии единого религиозного культа в практике фэн-шуй ярко видна коммерческая сторона, что позволяет охарактеризовать его как корпоративный культ.
Человек в своих духовных поисках должен честно взвешивать предлагаемые ему той или иной культурой ценности, проверять получаемую информацию и просто руководствоваться принципами здравого смысла. Поэтому важно и нужно учиться думать, не искать «дешевых» ответов на сложные вопросы, а взвешивать, сравнивать получаемую информацию с данными науки и истории, чтобы сделать правильные выводы и не оказаться в плену псевдоидей и религиозных сект.
Литература
1. Алимов И. А. Фэн-шуй. (Электронный ресурс) Режим доступа:кйр:// www.synologia.ru/
2. Борис Руденко. Фэн-шуй. Засада на простака. (Электронный ресурс) Режим доступа: http://stavroskrest.ru
3. О российской академии фэн-шуй. (Электронный ресурс) Режим доступа: http://academia-fengshui.ru/academy/
4. Питанов В. Ю. Фэн-шуй — наука, религия или суеверие? (Электронный ресурс) Режим доступа: http://sueverie.net/fen-shuj-nauka-religiya-ili-sueverie.html/
5. Дмитрий Левчук. Нужен ли православным фэн-шуй? (Электронный ресурс) Режим доступа: http://sueverie.net/nuzhen-li-pravoslavnym-fen-shuj.html/
6. Виталий Питанов. Вся правда о фэн-шуй. (Электронный ресурс)Режим доступа: http://stavroskrest.ru/
7. Китайская философия. Энциклопедический словарь. / Гл. ред. М. Л. Титаренко. — М.: Изд. «Мысль», 1994.
8. Иеромонах Дамаскин (Христенсен). «Христос, Вечное Дао» / Пер. с англ. Л. Н. Капитановой. (Электронный ресурс) Режим доступа: http: //azbyka.ru/religii/ induizm_buddizm/hristos_vechnoe_dao.shtml