Научная статья на тему 'Современный этнопсихологический облик сойотов и Саянских бурят'

Современный этнопсихологический облик сойотов и Саянских бурят Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
243
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / СКОТОВОДСТВО / ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЙ ТИП / САМОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ / TRADITIONAL NATURE MANAGEMENT / CATTLE BREEDING / ECONOMY-CULTURAL TYPE / ORIGINAL CULTURE / ETHNICECOLOGICAL TRADITIONS AND CUSTOM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гулгенова Сэндыма Жаргаловна

В данной статье рассматриваются влияние природной среды на формирование этно-психологического облика населения Восточного Саяна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ETHNIC-PSYCHOLOGICAL IMAGE OF SOYOTS AND BURYATS OF EASTERN SAYAN

This article deals with the influence of natural ambience on formation of ethnic-psychological image of the population of Eastern Sayan

Текст научной работы на тему «Современный этнопсихологический облик сойотов и Саянских бурят»

комплексам и обеспечивающих экологически устойчивое состояние природной среды, с другой - оптимальное соотношение цены и качества производимой продукции, определяющей ее конкурентоспособность.

Литература

1. Районы Республики Бурятия. Основные характеристики // Статистический сборник № 01-01-17. - Улан-Удэ. -2006.

2. Бурятия - 2008 // Статистический сборник. - Улан-Удэ

- 2009.

3. Районы Республики Бурятия. Социально-экономические показатели // Статистический сборник - Улан-Удэ.

- 2008.

ГончиковЦыбенДашицыренович - кандидат географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии Бурятского государственного университета, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. 8(3012) 21-74-01, е-mail: [email protected]

GoncAkov Tsyben DasAitsyrenovicA - candidate of geography sciences, professor of department of economy and social geography, BSU, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a, tel. 8(3012) 21-74-01, e-mail: [email protected]

УДК 159.923.2 С.Ж. Гулгенова

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЛИК СОЙОТОВ

И САЯНСКИХ БУРЯТ

В данной статье рассматриваются влияние природной среды на формирование этно-психологического облика населения Восточного Саяна.

Ключевые слова: традиционное природопользование, скотоводство, хозяйственно-культурный тип, самобытная культура, этноэкологические традиции и обычаи.

S. Zh. Gulgenova

MODERN ETHNIC-PSYCHOLOGICAL IMAGE OF SOYOTS AND BURYATS OF EASTERN SAYAN

This article deals with the influence of natural ambience on formation of ethnic-psychological image of the population of Eastern Sayan.

Key words: traditional nature management, cattle breeding, economy-cultural type, original culture, ethnic-ecological traditions and custom.

Сойоты - коренной малочисленный народ (около 2000 человек, по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.), ранее занимавший достаточно большие территории в горах Восточных Саян и в Тункинской долине, ныне компактно проживающий в Окинском районе, расположенном на западе Республики Бурятии.

Сведений о раннем периоде жизни этого народа крайне мало. По предположениям ученых, они являются потомками древнего самодийского населения Восточного Саяна, подвергшегося тюркизации и утратившего вследствие этого часть своей культуры. Находясь на этой территории, они впервые приручили северного оленя и положили начало формированию оленеводческой культуры Северной Азии.

Сойоты являются автохтонами ВосточноСаянского региона, далекие предки которых -древнейшее протосамодийские этносы - заселили таежную зону Восточных Саян еще в поздненеолитическую эпоху, продвинувшись сюда из южных районов Западной Сибири. Это население занималось охотой, рыболовством, собирательством и заложило здесь прочные основы охотничьего хозяйственно-культурного типа. В

середине I тыс. до н.э. в Восточно-Саянский регион с запада продвинулись новые самодийские этносы, хорошо знакомые уже со скотоводством. Именно они осуществили в Восточного Саяна доместикацию оленя и создали фундамент для формирования южносамодийской оленеводческой культуры Сибири, что позволило части этого населения совершить затем грандиозную миграцию на север и освоить не только таежную зону, но и огромные пространства сибирской тундры [2, 3]. Со времени появления второй волны самодийцев в Восточных Саянах постепенно развивается удивительно сбалансированный симбиоз двух хозяйственно-культурных типов - таежных охотников-оленеводов и кочевников скотоводов, обусловленный природно-географическими особенностями региона, включающего участки степей, остепненные долины рек, горную тайгу, субальпийские и альпийские луга, ягельные и ерниковые тундры. Самодийское население в этот период занимало

значительную территорию: среднее и нижнее течение р. Иртыш, Северный Алтай, восточную часть Тувы и Минусинской котловины, Восточные Саяны и районы, прилегающие к оз. Хубсу-гул [4, 5]. Позднее, в результате ассимиляции с бурятским народом, сойоты перешли на бурятский язык, переняли навыки скотоводства, частично заимствовали кулинарные традиции и национальный костюм. Большая их часть в последние десятилетия считала себя частью бурятского народа. Ныне в Бурятии на территории Окинского района проживает около 2 тысяч сойотов. Они являются одним из малых народов Севера. Наиболее близкими сойотам считаются тувинцы-тоджинцы, тофалары (Иркутская область) и цаатаны (Монголия).

По археологическим данным, Восточные Саяны были обжиты еще в эпоху неолита. Аборигенами этого региона считаются протоэвен-кийские этносы, заложившие основы охотничьей культуры. В конце неолита или в начале эпохи бронзы появляются протосамодийские племена, сыгравшие существенную роль в освоении этой территории. Здесь на Саянах древние само-дийцы впервые приручили северного оленя и положили начало формированию оленеводческой культуры, ставшей основой хозяйства сойотов.

На территории Восточного Саяна появление скотоводческой культуры датируется I тысячелетием до н. э. и связано с прибытием ранних кочевых племен. Расцвет скотоводческой культуры датирован серединой I тыс. до н. э., что связано с появлением тюркских народов Центральной Азии. Именно к этой эпохе относятся известные в Оке могильники курганного типа в долинах рек Жомболок, Синца и Ока. Тюрки оказали огромное влияние на коренные самодийские этносы, которые переняли у тюрков их язык, основы скотоводческого хозяйства. В силу определенных этнополитических условий тюрки ушли на запад и северо-запад, осев в Туве и на Алтае. Таким образом, на Саянах сохранились самодийские этносы, подвергшиеся сильному этнокультурному влиянию тюрков.

Продвижение бурят в Тункинскую долину, а затем в Оку началось в XVII в. Это были различные по происхождению этнические группы хонгодоров, пришедшие из северо-западной Монголии. В основном это были беженцы, которые уходили оттуда в период междоусобных войн. Следующая и наиболее большая волна заселения бурятами Оки была вызвана причинами политического характера. Русское правительство, стремясь укрепить русско-китайскую границу, установленную в 1727 г., создавало карауль-

ные заставы в приграничных районах. На территории Оки такая граница проходила в долинах рек Тисса и Синца. Пограничные караулы формировались из числа бурят Тунки и Иркутской губернии. К концу XIX - началу XX в. буряты заняли в Оке ведущее положение. Это проявилось как в численном, так и в социальнокультурном отношении. Укреплению этнополи-тического и культурного авторитета бурят способствовало проникновение и установление северной ветви буддизма - ламаизма. Прежде всего, он начал проникать в обрядовую сферу духовной культуры, связанную с рождением и смертью человека. Под воздействием бурят сойоты второй раз поменяли свой язык.

Воздействие бурятской культуры отразилось во многих областях хозяйства сойотов - быта, пищи, жилища, одежды и т.д., несмотря на это, они сохранили основу своего хозяйства - оленеводство. На территории Окинского района в течение трех веков складывался симбиоз двух хозяйственно-культурных типов - скотоводства и оленеводства горнотаежной зоны, каждый из которых занимал свою ландшафтную нишу, это обусловливало мирное сосуществование двух этносов.

События XX в. внесли серьезные коррективы в естественный ход этнокультурного развития народов Окинского района, коснувшись практически всех сторон их жизни. Так, советская власть, признав многие национальные традиции исторически отсталыми, направила свои усилия на ликвидацию традиционных форм ведения хозяйства, изменение жизненного уклада, размывание народной художественной культуры и национальных языков, вытравливание религиозного сознания и частичную смену ценностных ориентаций общества.

В период установления советской власти в 20-е гг. XX в. наступает определенный перелом в естественном процессе этнического развития сойотов и окинских бурят. Сойоты первыми реагируют на процесс разрушения традиционной культуры сильной активизацией этнического самосознания, выразившейся во вспышке центростремительных сил, направленных на этническую консолидацию. Своеобразным катализатором этого процесса явилась деятельность экспедиции Б.Э. Петри, которая была направлена в Окинский район Иркутским отделением Комитета Севера. С одной стороны, научное изучение культуры и быта сойотов, с другой - намерение создать культурную базу, т.е. национальный административный центр с дальнейшим утверждением статуса малочисленного народа Севера, во многом подогрели этническую активность

сойотов. Хорошо осведомленные о помощи и льготах, полученных тофаларами, сойоты Оки энергично включаются в борьбу за национальное самоуправление [6].

На территории Окинского края, где компактно проживают сойоты, сложились определенные хозяйственные типы и своеобразная самобытная культура, выработанные в соответствии с горноландшафтным окружением. Здесь со временем сложилась традиционная культура этноса с собственным психологическим складом мышления. Религиозная культура и психотип населения горных территорий значительно отличаются от культуры равнинных и лесостепных территорий данного региона.

В отношении административного устройства Окинский район до 1926 г. управлялся Окин-ским хошуном, объединявшим 3 сомонных совета: Гарганский, Окинский и Бурэнгольский. Сойоты входили в состав Гарганского сомонно-го совета.

В 1936 г. в результате проведения политики разукрупнения районов Окинский хошун Тун-кинского аймака был выделен как самостоятельный район с центром в селе Орлик.

Таким образом, история Окинского края насчитывает несколько тысяч лет. На этой территории в разное время жили самоедские и тюркоязычные народы. На основе этих народов сложился такой этнос, как сойоты. Вскоре сюда пришли монголоязычные бурятские роды, которые вскоре заняли ведущее положение в районе. Особое место в истории Оки занимает период распространения ламаизма.

Самая высокая сохранность этноэкологиче-ских традиций среди коренных народов Байкало-Саянского региона, по данным Ц. Б. Будаевой [1], наблюдается у сойот. Этому способствовали особые сложные природно-климатические условия высокогорья, которые обусловили, как уже говорилось выше, невозможность развития земледельческого хозяйства. Немаловажную роль сыграли низкий уровень развития индустриальной цивилизации в местах компактного проживания сойот, относительная изолированность до конца XX в. Эти и другие причины привели к тому, что сойоты в значительной мере сохранили этноэкологические традиции хозяйственной сферы и тем самым практически не изменили свое нравственное отношение к окружающей природе.

Важную роль в особом состоянии современной культуры населения Окинского края играет

высокая степень сакрализации пространства Восточного Саяна, которой они наделены не только в автохтонной культурной традиции, но и в мифологии бурят всего Байкало-Саянского региона. С Восточным Саяном и непосредственно с Окинским краем связаны в народном восприятии и многие сюжетные линии бурятской версии центральноазиатского эпического цикла «Абай Гэсэр», сохраняющего в себе элементы древнейшей мифологической традиции.

Культ духов-хозяев местности в Окинском крае получил воплощение в многочисленных обоо, проведении тайлаганов, а также в поклонении сакральным местам и святилищам на перевалах и опасных участках дорог и горных троп, у источников, называемых мургэл. При поклонении обоо и проведении тайлаганов молятся духам-хозяевам местности.

Этноэкологические традиции и обычаи нацелены на формирование у населения экологически ответственных моделей поведения и деятельности в окружающей природной среде, на внедрение этих моделей в повседневную практику взаимодействия с природой. В процессе изучения этноэкологических традиций и обычаев происходит интеллектуальное осмысление процесса взаимодействия человека и общества с окружающей средой, развиваются оценочные суждения и навыки прогнозирования.

В заключение, мы хотели бы подчеркнуть, что включение этноэкологических традиций в процесс обучения и воспитания на уроках естественного цикла в современных условиях является одним из актуальных направлений в учебно-воспитательном процессе подрастающего поколения.

Литература

1. Будаева Ц.Б. Этноэкологические традиции народов Байкальского региона в условиях трансформационных процессов: проблемы сохранения и развития (на материалах Республики Бурятия). - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. - С.70.

2. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М.:Наука, 1972. - С.78

3. Василевич Г.М., Левин М.Г. Типы оленеводства и их происхождение // Советская этнография. - 1951. - №1.

- С. 63-87.

4. Васильев В.И. Проблемы формирования северосамодийских народностей. - М.: Наука, 1979. - С.31-32.

5. Кызласов Л.Р. История Тувы в Средние века. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. - С.88

6. Павлинская Л.Р.. Восточные Саяны и этнические судьбы коренных народов // Этнос, ландшафт, культура: материалы конф. - СПб., 1999. - С. 60-75.

Гулгенова Сэндыма Жаргаловна - аспирант кафедры физической географии Бурятского государственного университета, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. тел.: 89149887821, e-mail: [email protected]

Gu/genovaSendymaZkarga/ovna- post-graduated student of Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a, tel.: 89149887821, e-mail: [email protected]

С.В. Дубовикова, М.А. Григорьева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ

В данной статье рассматриваются методический подход и технические возможности для тематического картографирования в области территориального планирования. Геоинформационные технологии решают актуальные проблемы развития территорий. Достоверность исходной картографической информации и возможность оперативного манипулирования с пространственными данными обеспечивают необходимые условия для географического эксперимента.

Ключевые слова: географическая информационная система, тематическое картографирование, территориальное планирование.

S.V. Dubovikova, M.A. Grigorieva USE OF GEOINFORMATION TECHNOLOGIES IN TERRITORIAL PLANNING

The article deals with the methodological approach and technical capacity for thematic mapping in the field of territorial planning. Geoinformation technologies solve urgent problems of development of territories. The reliability of the original mapping information and the possibility of rapid manipulation of spatial data provide necessary conditions for the mapping experiment.

Key words: geoinformation technologies, thematic mapping, territorial planning.

В последние годы актуальным стал вопрос о сбалансированном территориальном развитии регионов РФ и федерации в целом. Концепция устойчивости развития территориальных систем, организации общества основывается на модели сбалансированного регионального природопользования и системы индикаторов, определяющих баланс социальных, экономических и экологических факторов [1].

Одним из основных направлений градостроительной деятельности является разработка документов территориального планирования муниципальных районов и поселений, документации по планировке и документов градостроительного зонирования, с широким применением новейших видов цифровой картографической и аэрокосмической информации о состоянии природно-ресурсного, экологического, социальноэкономического и имущественного комплексов территорий и геоинформационных средств ее обработки.

На основе исторического развития и синтеза географической и технической картографии возникла географическая информационная система (ГИС), получившая широкое распространение в географических, инженерно-технических, градостроительных и иных исследованиях. Стремительный прогресс ГИС-технологий обязан революционному прорыву в компьютерной технике и программному обеспечению.

Создавая ГИС для нужд управления территорией, нужно отчетливо представлять задачи, решаемые с ее помощью. Геоинформационное картографирование предполагает наличие в базах данных ГИС полного комплекта карт на планируемую территорию в цветном варианте, так как топографические карты несут большой объем информации, заключенной именно в цвете. Картографическому материалу в ГИС отведено особое место. Он начинается с создания базы данных. В качестве источника получения исходных данных используются отсканированные бумажные данные или готовые векторные карты. Основанные на ГИС картографические базы данных могут быть непрерывными (без деления на отдельные листы и регионы) и не связанными с конкретным масштабом. На основе таких баз данных можно создавать карты (в электронном виде или как твердые копии) для любой территории, требуемого масштаба, с нужной нагрузкой, с выделением и отображением требуемых символов тематического характера. В любое время база данных может пополняться новыми данными, а имеющиеся в ней данные можно корректировать по мере необходимости.

Применение геоинформационных технологий с аккумулированной в них информацией на основе системной компьютеризации через создание и использование электронных карт позволяет эффективно управлять различными территориальными объектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.