Научная статья на тему 'Традиционное хозяйство сойотов и его динамика'

Традиционное хозяйство сойотов и его динамика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
371
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / КОРЕННОЙ НАРОД / ОЛЕНЕВОДСТВО / ОХОТА / КОНЕВОДСТВО / ЯКОВОДСТВО / TRADITIONAL WILDLIFE MANAGEMENT / THE RADICAL PEOPLE / REINDEER BREEDING / HUNTING / HORSE BREEDING / YAKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курдюков Виталий Николаевич

Проанализированы отрасли хозяйства, свойственные сойотам, народу проживающему в Южной Сибири. Описаны исконные отрасли хозяйства, такие как горное оленеводство и яководство. Приведена динамика отраслей за последние 60 лет. Выявлены общемонгольский, общебурятский и специфический окинский характер хозяйства, отражающий традиционную хозяйственную деятельность сойотов. Представлены основные проблемы развития традиционного хозяйства и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional economy Soyote and its dynamics

In article the branches of an economy peculiar soyots, to the people living in Southern Siberia are analysed. Primordial branches of an economy, such as mountain reindeer breeding and yaks are described. Dynamics of changes of branches for last 60 years is resulted. Are revealed Mongolian, Buryat and specific okinskiy character of the economy, reflecting traditional economic activities soyots. The basic problems of development of a traditional economy and a way of their decision are presented

Текст научной работы на тему «Традиционное хозяйство сойотов и его динамика»

Серия «Науки о Земле» 2012. Т. 5, № 1. С. 176-185

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского

государственного

университета

И З В Е С Т И Я

УДК 911.3

Традиционное хозяйство сойотов и его динамика

В. Н. Курдюков ([email protected])

Аннотация. Проанализированы отрасли хозяйства, свойственные сойотам, народу -проживающему в Южной Сибири. Описаны исконные отрасли хозяйства, такие как горное оленеводство и яководство. Приведена динамика отраслей за последние 60 лет. Выявлены общемонгольский, общебурятский и специфический окинский характер хозяйства, отражающий традиционную хозяйственную деятельность сойотов. Представлены основные проблемы развития традиционного хозяйства и пути их решения.

Ключевые слова: традиционное природопользование, коренной народ, оленеводство, охота, коневодство, яководство.

Введение

Сойоты - малочисленный народ, проживающий в Южной Сибири, составляют основное население Окинского района Западной Бурятии.

Окинский муниципальный район Республики Бурятия (рис. 1) расположен в Восточных Саянах между 51° 43' и 53° 19' северной широты и 97° 50' и 101° 48' восточной долготы по Гринвичу и граничит с юга с Монголией, на севере - с Иркутской областью, на западе — с Республикой Тыва, на востоке - с Тункинским муниципальным районом Республики Бурятия [10].

Рис. 1. Окинский муниципальный район Республики Бурятия

Территория района площадью 26,6 тыс. кв. км занимает около 7,6 % территории Республики Бурятия. Значительная часть территории района покрыта лесной растительностью (1090 тыс. га, или 43,8 % от общей площади земель лесного фонда) [12].

На территории района по состоянию на 1 января 2009 г. проживают 5447 человек, 51 % - сойоты (2750 человек).

Административный центр района - с. Орлик, там проживает 57 % населения района. На территории Окинского муниципального района расположено 4 сельских поселения - Бурунгольское, Орликское, Саянское и Сойотское. Центрами этих поселений являются села Хужир, Орлик, Саяны, Сорок соответственно.

По степени освоенности и характеру использования территории район относится к слабо освоенным. Плотность населения в районе — 4,9 человека на 1 кв. км. По территории района проходит дорога республиканского значения Монды - Орлик протяженностью 138 км.

Район отличается чрезвычайно суровыми природными условиями, труднодоступностью и богатством недр; имеет резко расчлененный рельеф с колебанием высот от 700 м до 3,4 тыс. м над уровнем моря.

Климат района резко континентальный с продолжительной и суровой зимой, безветренной и малоснежной. Лето короткое и теплое. Весной и осенью наблюдается ветреная погода. Вечная мерзлота распространена почти по всему Окинскому району. Абсолютный температурный максимум в с. Орлик +45 °С, абсолютный минимум - минус 56 °С, местами в разные годы фиксировалось снижение температуры воздуха до -58 °С [10].

Национальная политика советского государства, направленная на денационализацию культур малых народов СССР, привела к тому, что многие народы, в том числе и сойоты, были забыты. В наши дни в связи с демократизацией общества идет возрождение малых народностей России.

В исследовании окинских бурят и сойотов большую практическую работу провели Карцелли, Б. Э. Петри, Б. Помишин, Л. Р. Павлинская, Ж. А. Зимин. Поэт и историк Б. С. Дугаров занимался проблемой происхождения окинских бурят и сойотов.

Окинские сойоты развивали высокогорное скотоводство: яководство, таежное оленеводство, занимались охотой. Большой ущерб сойотам, разрушение их традиционной культуры принесла ликвидация в Окинском районе оленеводства как убыточной, бесперспективной отрасли. В 1990-х гг. развернулось движение за признание за сойотами прав малой народности Сибири.

В настоящее время сойоты выделены в отдельную народность, для которой в составе Окинского района образован самостоятельный сойотский сельсовет.

История развития хозяйства

Хотя сойоты и осознают себя особым этносом со своим специфическим культурно-хозяйственным типом, все они в настоящее время - носители бурятского языка, и их скотоводческое хозяйство ничем не отличается

от местного бурятского. Специфику составляет лишь возрождающееся оленеводство. И, к сожалению, на сегодняшний день практически уже не найдешь того, кто помнил бы хоть одно сойотское слово.

Историю развития хозяйства сойотов можно разделить на 3 этапа:

1. Период до Русского освоения: в середине I тысячелетия до н. э. в Центральной Азии появились тюркоязычные скотоводческие племена, они оттеснили часть самодийцев на северо-запад, оставшееся население подверглось ассимиляции. До сих пор сойоты являются носителями тюркского языка [6].

2. Период Российской империи: где-то около 300-400 лет тому назад они переселились со своими оленями сначала в Тунку, а оттуда в Оку из Монголии, из окрестностей оз. Хубсугул, где они обитали в дархатских сомонах Ханха и Уури. Там, кстати, до сих проживают тюркоязычные оленеводы, которых монголы называют уйгурами цаатанами («уйгуры оленеводы»). Старики сойоты утверждают, что, перекочевав из Монголии, сойоты расселились вначале в верховьях р. Оки, в Тунке, в Закамне. Но потом большинство сойотов, те, кто имел домашних северных оленей, перебрались в хребты по верховьям рек Оки и Иркута, так как там имелись более подходящие условия для оленеводства и охоты — традиционных занятий сойотов. Часть сойотов, главным образом безоленные, осталась в Тунке и занялась земледелием и скотоводством [1; 5; 6; 10].

Находясь на этой территории, сойоты впервые положили начало формированию оленеводческой культуры Северной Азии.

Позднее в результате ассимиляции с бурятским народом сойоты перешли на бурятский язык, переняли навыки скотоводства, заимствовали частично одежду, пищу. Большая их часть в последние десятилетия считала себя частью бурятского народа. Традиционные виды хозяйства сойотов

- оленеводство, яководство. Верования - бурханизм, буддизм [3; 4].

Сойоты, несмотря на большое влияние бурятской культуры, сохранили основу своего хозяйства - оленеводство. На территории Окинского района в течение трех веков складывался симбиоз двух хозяйственнокультурных типов - скотоводов и оленеводов горнотаежной зоны, каждый из которых занимал свою ландшафтную нишу, это обуславливало мирное сосуществование двух этносов [10; 11].

3. Советский период: самый большой ущерб сойотам, связанный с разрушением их традиционной культуры принесла ликвидация в районе оленеводства как убыточной бесперспективной отрасли и передача охотничьей деятельности государственному промысловому хозяйству. За многие годы окинские сойоты, вобрав в себя культуру двух народов, развивали высокогорное скотоводство-яководство, таежное оленеводство, занимались охотой. С ликвидацией оленеводства и передачей охоты госпромхозу был разрушен симбиоз двух культур и изъята из хозяйственного обращения огромная территория района, так называемая таежно-пригольцовая зона, традиционные места проживания сойот [14].

4. Постсоветский период: оленеводческо-промысловый уклад жизни практически исчез и остался лишь в памяти старшего поколения сойотов.

Сейчас, когда сойоты получили все возможности к возрождению как самостоятельного этноса со своим типом хозяйства и культуры, стремительно возрос интерес и к оленеводству. Однако из-за того, что традиция оленеводства была искусственно прервана и достаточно долго отсутствовала, оленеводство в Оке пришлось возрождать при помощи соседних тафала-ров, у которых в 1994 г. были закуплены олени и которые помогают сойотам в восстановлении навыков их разведения [7].

Б. Э. Петри исследовал сойотов, разбросанных в 12 различных местах: Монды, Ильчир, Хоньчин, Хаамодон, Сорока, Буксон, Хореты, Улзето, Долон-Турук, Хозулхайи Диби, Бурунгол, Нурай.

По типу хозяйствования он разделил их на следующие группы:

1. Оленная группа, живущая вокруг оз. Ильчир (исток р. Иркута) на высокогорной тундре и занимающаяся преимущественно оленеводством и пушным промыслом. Эта группа только начинает обзаводиться скотом.

2. Переходная группа от оленеводства к скотоводству живет в пунктах Хончин и Хаа-Модон, сравнительно недалеко от верхней границы леса.

3. Скотоводы, живущие в долине р. Оки на удобренных покосах-утугах. Летом они поднимаются вверх по рекам на горные пастбища. Основой хозяйства является крупный рогатый скот. Живут в поселках: Улзе-ты, Сорок, Хореты, Буксом, Диби, Хозулхая, Хурга и Бурунгол.

4) Земледельцы, поселившиеся в улусе Пурай среди тункинских степей и занимающиеся земледелием, обладающие незначительным количеством скота и мало промышляющие [17].

Характеристика отраслей хозяйства

Сойоты - полукочевые охотники-оленеводы, жили в деревянных чумах «урса, уурс», имевших сходство с жилищами северных оленеводов-якутов, чукчей, ненцев и т. д. Высота чума составляла 2,5-3 м. Остов чума состоял из 3 массивных жердей с развилкой на конце, которые связывались на верху волосяной веревкой. Зимой жерди покрывались выделанными и продымленными шкурами, чтобы исключить промокание. Внутри чум также покрывался шкурами. Под вершиной чума устанавливали очаг, сооружали станок для подвешивания котлов и чайников. Сойоты жили в густом еловом или кедровом лесу: здесь было теплее и меньше снега. Выход из чума был направлен на восток, так же как у якутских чумов, чтобы раньше встречать рассвет и восход солнца. Сойотский чум, в отличие от якутского, в котором жило 2-3 семьи, был очень маленьким [8; 10].

Своеобразие пищевого рациона любого этноса определяется его хозяйственным укладом. Сойоты Оки в прошлом были охотниками-оленеводами. Впоследствии большинство сойотских семей переняли основные формы ведения скотоводческого хозяйства у своих соседей - бурят, поэтому их пища мало чем отличается от пищи бурят. Другая часть сойотов, которая продолжала разводить оленей, в основном потребляла продукты своего хозяйства [2; 16].

Сойоты - это оленеводы и охотники, в хозяйственном отношении ими были задействованы лесная и предгольцовая зоны Саян, расположенные на юго-востоке района. Буряты вели скотоводческое хозяйство и занимали степные долины рек, альпийские луга, т. е. внутри района образовались две этно-территориальные области, в каждой из которой находился один из этносов.

Сойоты редко забивали оленей на мясо, в основном старых и слабых животных. Питание местных жителей как сойотов, так и бурят в большей степени зависело от хозяйственного уклада. Основной рацион пищи бурят составляют продукты скотоводства - мясо и молоко. У части сойотов и тувинцев, главной отраслью хозяйства которых является оленеводство, в пищевом рационе преобладает оленина. Можно заметить сходство в способах ее приготовления и в названиях блюд. С увеличением контактов между бурятами сойоты начали переходить к скотоводству, что обусловило изменение их пищевого рациона в сторону увеличения потребления мяса и молока КРС.

Оленеводство. В Саянах существует хозяйственно-культурный тип оленеводов таежного типа - вьючно-верховой тип оленеводства, получивший название саянский, который является остатком древнейшего оленеводства населения Саяно-Алтайского региона. Здесь разводили карагас-скую породу северных оленей [15].

Роль оленеводства была очень значимой в хозяйстве сойотов потому, что оно давало продовольствие, одежду. Использование оленей как транспорта позволяло осваивать большие промысловые угодья. В Окинском районе одному охотнику достаточно было иметь трех оленей - 2 рабочих быка и одну самку. [18].

Богатые оленеводы держали до 30 голов оленей. Оленеводство, основанное на экстенсивном использовании пастбищных угодий, требовало постоянных кочевок. Сойоты кочевали от 4 до 10 раз в год в зависимости от состояния кормов. Зимой оленеводы жили в долинах рек, осенью вели оленей в таежные просеки, летом поднимались к гольцам. Некоторые сойоты всю зиму живут на зимниках, у кого есть возможность - кочуют 2-3, редко 4 раза, число кочевок зависит от количества снега. Олени круглый год паслись на подножном корму. Основным их кормом служит олений мох-ягель, а также травы, грибы [17; 18].

Нами были построены таблицы по поголовью оленей, коней, яков на основе статистических данных с 1930 по 2010 гг. Статистические материалы велись по поголовью оленеводства, коневодства, яководства, овцеводства. Анализируя рис. 2, можно сказать, что пик поголовья оленей пришелся на 1940 г., общая численность которых составляла 2420 голов. Затем до 1963 г. наблюдается непрерывное сокращение поголовья. Причиной тому послужила Великая Отечественная война, когда резко возрос спрос на продовольствие. К 1963 г. оленеводство было ликвидировано якобы как нерентабельная отрасль. И лишь к 1993 г. отрасль вновь возродилась. На сегодняшний день общая численность оленей составляет 230 голов.

Рис. 2. Динамика поголовья оленей за период 1930-2010 гг. [19]

Скотоводство. Сегодня в Оке существуют следующие отрасли скотоводства - разведение крупного рогатого скота (монгольская порода, сарлыки и хайнаки - гибрид монгольской породы крупного рогатого скота и сарлыка), овцеводство, оленеводство и коневодство. Использование местных пород, приспособленных к природно-климатическим условиям региона при помощи определенных типов хозяйствования (кочевки с зимников на летники и др.), позволяет максимально сохранять среду обитания. Невысокая продуктивность сарлыков, КРС монгольской породы, овец компенсировалась устойчивостью этих животных к эпизоотиям, бескормице, жизнестойкостью молодняка, что и определяло целесообразность их разведения.

За 60-летний советский период поголовье скота увеличилось в несколько раз, но были утеряны две отрасли хозяйства - козоводство и оленеводство. В 1962 г. их разведение было признано убыточным, и поголовье значительной части лошадей и всех остававшихся в то время оленей и коз было уничтожено.

Как было сказано выше, коневодство зародилось у сойот с приходом бурят (рис. 3). С 1931 г. отмечается непрерывное сокращение поголовья, что связано с коллективизацией хозяйств, с войной. С 1983 г. отмечается прирост поголовья. Но с 1999 г. вновь произошло сокращение на 56 голов, что связано с оттоком молодежи в города.

Сойоты - единственный коренной народ, занимающийся разведением яков. Яководство у сойотов сложилось в начале XVII века (рис. 4). Если первые три вида животноводства присущи и многим другим народам России, то яководством в России занимаются только сойоты.

Охота. Самым древним промыслом жителей Окинского края была охота. Этому способствовало изобилие диких промысловых животных, а также трудности ведения сельского хозяйства (рис. 5).

Рис. 5. Добыча основных промысловых видов копытных (дикий олень, изюбр, лось и др.) за период 1930-2010 гг. [19]

Охота - это чисто мужское занятии. Охотник должен хорошо знать следы животных, их повадки, пути их постоянных миграций, местонахождение солончаков «марса», должен метко стрелять, так как чтобы не испортить шкурку, желательно было попасть соболю или белке в глаз. В Оке не был известен способ облавной охоты, когда на ее проведение выходили всем родом. Обычно на охоту отправлялись 4-5 человек, по одному от семьи. На крупную дичь охотились ради мяса и шкуры, которая широко использовалась в хозяйстве. Пушнина являлась предметом торговли.

В начале XIX в. часть добытого на охоте зверя шла на оплату ясака тункинскому тайше, а часть на торговлю, но чаще на обмен с иркутянами и тункинцами на муку, ткани, орудия труда и оружие. Необходимые для покупки всего этого деньги могли быть получены от продажи продуктов промысла, так как продукты скотоводства почти полностью шли на потребление в собственном хозяйстве [13].

Рыболовство у окинских бурят в древности было редким явлением, потому что это занятие считалось грехом. Многочисленные реки и озера Оки богаты рыбой. Старики говорили, что они прямо кишели рыбой, ее можно было ловить, протыкая заостренной палкой. Рыболовство как промысел появился в конце XIX в., с появлением русских служилых людей, от которых местные жители переняли способы и средства рыбной ловли.

Хозяйственный календарь как сойотов, так и бурят вырабатывался в процессе длительных наблюдений за погодой и на основе жизненного опыта многих поколений. Четкое соблюдение цикличности работ способствовало росту производства продукции в хозяйстве и рациональному ведению хозяйства. Можно сказать, что традиционный народный календарь сойотов и бурят ничем не отличается, это связано с тем, что они давно контактируют между собой, полностью переняв способы ведения хозяйства [12].

Заключение

Как было отмечено, животноводство являлось основным видом хозяйственной деятельности всех монголоязычных племен.

В 2006 г. сойоты в числе других 40 народов были включены в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Только 8 мая 2009 г. Правительством России принято распоряжение № 631р, которым утвержден Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности. В первый из этих двух перечней включен Окинский муниципальный район Республики Бурятия, где компактно живут сойоты, а во второй - виды традиционной хозяйственной деятельности сойотского народа (оленеводство, коневодство, овцеводство и яководство).

Особенность традиционного хозяйства в Окинском районе обосновывается тем, что в настоящее время здесь возобновляется кочевой образ жизни, подразумевающий разведение крупного рогатого скота, яков, оленей, сбор дикоросов, охоту, рыболовство. Мы рассмотрели каждый из этих элементов.

Следует отметить, что территория в Окинском районе представляет собой зону контакта разных культур. Здесь развивался симбиоз двух хозяйственно-культурных типов - таежных охотников-оленеводов и кочев-ников-скотоводов (высокогорный тип, обусловленный природно-

географическими особенностями региона, включающего участки степей, остепненные долины рек, горную тайгу, субальпийские и альпийские луга, ягельные и ерниковые тундры), которые в настоящее время остались доминирующими. Сформировавшееся в настоящее время традиционное природопользование представляет собой сплав из элементов сойотской, бурятской, тувинской, монгольской культур. Из-за полиэтничности формирующейся в регионе среды подобные компактные поселения практически невозможно выделить - существует один сойотский сомон, который лишь частично совпадает с ареалом расселения тех жителей района, которые причисляют себя к сойотам.

Отечественная традиция жёсткой привязки традиционного природопользования к этничности приводит к тому, что тем из жителей, кто заинтересован в ведении хозяйства в соответствии со сложившимися традициями, необходимо находить специальные лазейки в законе, чтобы утвердить за собой право самостоятельно распоряжаться ресурсами территории, практически и символически ими освоенной, и каким-то образом противостоять ее индустриальному освоению. Одним из таких способов является выстраивание этнической идентичности.

Список литературы

1. Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят / В. Д. Бабуева. -Улан-Удэ, 2009. - 223 с.

2. Бадмаев Г. Яководство: история одомашнивания и перспективы развития / Г. Бадмаев. Улан-Удэ : Саянская новь, 2009. - 167 с.

3. Бардаев Э. Ч. Номадная лексика монгольских народов (названия домашних животных по полу, возрасту и масти) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Э. Ч. Бардаев.

- М., 1976. - 224 с.

4. Батуева И. Б. Скотоводство в системе традиционного хозяйства бурят / И. Б. Батуева // Бурятия XVII - нач. XX вв. Экономика и социально-культурные процессы. - Новосибирск, 2000. - 68 с.

5. Батуева И. Б. Буряты на рубеже XIX-XX вв. / И. Б. Батуева - Улан-Удэ,

1992.

6. Богомолов Ю. Далекая и близкая Ока / Ю. Богомолов // Молодежь Бурятии. - 1973. - 137 с.

7. Быт бурят в настоящем и прошлом. - Улан-Удэ, 2004. - 159 с.

8. Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии / С. И. Вайнштейн. - М., 2000. - 296 с.

9. Галданова Г. Р. Закаменские буряты / Г. Р. Галданова - Новосибирск, 1992.

- 172 с.

10. Галданова Г. Р. Окинский край: история, обычаи и традиции (по полевым материалам) / Г. Р. Галданова // Край поднебесных долин : сб. ст. и материалов. -Улан-Удэ : Издат.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2000. - С. 17-41.

11. Жамбалова Г. Традиционная охота бурят / Г. Жамбалова. - Новосибирск, 2003. - 174 с.

12. Зимин Ж. А. Этнокультурные традиции Окинского края / Ж. А. Зимин. -Улан-Удэ : Издат.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2001. - 124 с.

13. Навлинская Л. Р. Кочевники голубых гор. Судьба традиционной культуры народов Восточных Саян в контексте взаимодействия с современностью / Л. Р. Навлинская - СПб. : Нетровский дом, 2002. - 150 с.

14. Номишин С. Б. Оленеводство в Окинском аймаке / С. Б. Номишин // Сельское хозяйство Сибири. - Улан-Удэ, 2005. - 68 с.

15. Номишин С. Б. Оленеводство в Бурятии: проблемы и пути развития / С. Б. Номишин, А. А. Атутов. - Улан-Удэ, 2007. - 88 с.

16. Номишин С. Б. Яководство - выгодная отрасль / С. Б. Номишин, В. А. Тайшин, Г. Бадмаев // Земля сибирская, дальневосточная. - 2009. - С. 12.

17. Петри Б. Э. Далекое прошлое Бурятского края / Б. Э. Петри. - Иркутск, 1922. - 112 с.

18. Рассадин И. В. Специфика оленеводства у тюрко-монгольских народов Центральной Азии / И. В. Рассадин // Материалы научной конференции «Цыби-ковские чтения». - Улан-Удэ, 2000. - С. 46-48.

19. Рассадин И. В. Об оленеводстве у окинских сойотов И. В. Рассадин // Гуманитарные исследования молодых ученых Бурятии. - Улан-Удэ, 2001. - Вып. 2. -

Ч. 1. - С. 23-28.

20. Поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий на конец года, Республика Бурятия, Муниципальный район Окинский, 2008-1010 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst81/DBInet.cgi.

Traditional economy Soyote and its dynamics

V. N. Kurdjukov

Annotation. In article the branches of an economy peculiar soyots, to the people living in Southern Siberia are analysed. Primordial branches of an economy, such as mountain reindeer breeding and yaks are described. Dynamics of changes of branches for last 60 years is resulted. Are revealed Mongolian, Buryat and specific okinskiy character of the economy, reflecting traditional economic activities soyots. The basic problems of development of a traditional economy and a way of their decision are presented.

Key words: traditional wildlife management, the radical people, reindeer breeding, hunting, horse breeding, yaks.

Курдюков Виталий Николаевич Kurdjukov Vitaliy Nikolaevich

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аспирант, ведущий инженер Post-Graduate Student, Lead Engineer

Иркутский государственный университет Irkutsk State University 664003, Иркутск, ул К. Маркса, 1 1, к. Marx st., Irkutsk, 664003

тел.: (3952) 52-10-94 tel.: (3952) 52-10-94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.