Научная статья на тему 'Современный этап развития законодательства о размещении государственных заказов'

Современный этап развития законодательства о размещении государственных заказов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
368
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / ТОРГИ / КОНКУРС / КОРРУПЦИЯ / ЗАКАЗЧИК / THE STATE ORDER / AUCTIONS / CORRUPTION / COMPETITION / CUSTOMER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурмистров Александр Анатольевич

В статье рассмотрены вопросы правового регулирования государственного заказа в России на современном этапе. Автором выявлены проблемы в данной сфере и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE LEGISLATION ON PLACING OF THE STATE ORDERS

In article questions of legal regulation of the state order in Russia at the present stage are considered. The author reveals problems in the given sphere and ways of their decision are offered.

Текст научной работы на тему «Современный этап развития законодательства о размещении государственных заказов»

2.5. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РАЗМЕЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗОВ

Бурмистров Александр Анатольевич, аспирант кафедра теории и истории государства и права, Марийский государственный университет

Министерство образования и науки Республики Марий Эл, юридический отдел, ведущий специалист-эксперт Контакты автора: [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы правового регулирования государственного заказа в России на современном этапе. Автором выявлены проблемы в данной сфере и предложены пути их решения.

Ключевые слова: государственный заказ, торги, конкурс, коррупция, заказчик

THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE LEGISLATION ON PLACING OF THE STATE ORDERS

Burmistrov Alexander Anatolevich, postgraduate student, theory and history of state and law chair, Mari State University Ministry of Education and Science of the Republic of Mari El, legal department, leading expert specialist

Annotation: In article questions of legal regulation of the state order in Russia at the present stage are considered. The author reveals problems in the given sphere and ways of their decision are offered.

Keywords: the state order, auctions, corruption, competition, customer

Действовавшее до 1 января 2006г. законодательство в сфере размещения государственного заказа не имело единой системы. Данное положение не позволяло создавать условия для развития добросовестной конкуренции в сфере размещения государственных заказов. Рассматривая сложившуюся ситуацию, законодатель принял Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По сути, в качестве основного критерия выбора предложения законом устанавливается минимальная заявленная цена контракта. Е. Соломатина полагает, что 94-ФЗ отвечает реалиям современной России, а его основные положения могут стать действенным правовым механизмом для эффективного размещения средств бюджетов, расширения возможностей участия участников размещения заказов, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности, предупреждения коррупции.1 Однако с таким мнением мы согласиться не можем. В 2010 году исполнилось пять лет со дня принятия 94-ФЗ. Однако остаются нерешенными многие проблемы, с которыми ежедневно приходится сталкиваться всем участникам

1 Соломатина Е. К вопросу о правовых основах регулирования размещения государственных и муниципальных заказов. Журнал «Право и жизнь», номер № 111 (6). 2007 г. URL: http://www.law-n-life.ru/arch/n111.aspx (дата обращения: 14.02.2009)

размещения заказа, по-прежнему отсутствуют единые подходы к выбору способа размещения заказов, проведению самих процедур, осуществлению контроля и т.д. Отсутствует единая административная и арбитражная практика. Не снижается объем нарушений. Все это наводит на мысль о том, что система госзаказа, если уже не подтвердила свою несостоятельность, то, по крайней мере, находится в глубочайшем застое. По состоянию на март 2011 года 94-ФЗ претерпел значительные изменения, которые намного улучшили ситуацию в сфере размещения государственных заказов. Со дня вступления в силу 94-ФЗ законодателем неоднократно вносились изменения и дополнения. Законотворческие процессы совершенствования законодательства и нормативно-правового регулирования продолжаются. На наш взгляд проблемными моментами 94-ФЗ является следующее: невозможность гарантировать надлежащее качество закупки за счет одной только детализации технического задания; отсутствие надежной базы для объективного определения начальных цен контрактов; недобросовестное поведение поставщиков (сознательное занижение цен посредническими фирмами с целью перебить контракт у реальных поставщиков и потом получить у них или у заказчика отступные за свой отказ от подписания контракта) и невозможность пресечь такое поведение. Одним из основных направлений реформирования госзаказа является его электронизация. С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года региональные и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме в соответствии с главой 3.1 94-ФЗ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по всему аукционному перечню, установленному Распоряжением правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 236-р. По итогам конкурса проведенного Минэкономразвития России совместно с ФАС России определены пять площадок для размещения в течении пяти лет электронных торгов по закупкам для госнужд - это электронные торговые площадки правительств Москвы (ОАО «Единая электронная торговая площадка») и Татарстана (ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ»), две биржи - ММВБ и РТС, и Сбербанк.2 По нашему мнению это является беспрецедентным событием на рынке госзакупок, историческим шагом в сторону глобальной информатизации всей страны. Благодаря этому событию Россия получила одну из самых прозрачных систем государственных закупок во всем мире. 94-ФЗ содержит очень жесткие рамки, в которых работает заказчик, он не может потребовать от поставщика (исполнителя, подрядчика) ничего, кроме установленного законом. Это его существенное ограничение, и это является в первую очередь достаточно мощной антикоррупционной нормой. Однако, не смотря на рамочный характер 94-ФЗ, статистика показывает о существующих коррупционных проблемах в сфере размещения госзаказов. По сообщению генерального прокурора Юрия Чайки количество преступлений в сфере госзакупок в России в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, выросло почти вдвое3. Счетная па-

2 Васильева Ю. Аукцион для пятерых. «Российская Бизнес-газета» №737 (4). URL: http://www.rg.ru/2010/02/02/goszakupki.html (дата обращения: 02.02.2010)

3 Newskey. Количество преступлений в сфере госзакупок выросло вдвое. URL: http://newskey.ru/news/95994 (дата обращения:

13.01.2011)

Бурмистров А. А.

РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗОВ

лата Российской Федерации выявила за 2010 год нарушения 94-ФЗ на 37,5 млрд. руб.4 Воровство бюджетных средств в системе госзакупок составляет более 1 трлн. рублей в год. В индексе восприятия коррупции в разных странах мира, который составляет организация Transparency International, Россия в 2010 году заняла 154-е место из 178 возможных. 154-е место с Россией делят Папуа-Новая Гвинея, Таджикистан, Конго и Гви-нея-Бисау. Исходя из столь ужасающих данных и искоренения коррупционной составляющей в сфере госзакупок Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Законопроектом Уголовный кодекс дополняется положением, в соответствии с которым за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более 500 млн. рублей.6 Кроме того, в целях борьбы с коррупцией в сфере госзакупок с 2012 г. Минэкономразвития России планирует упразднить размещение заказа путем запроса котировок. Мы поддерживаем позицию ФАС по осуществлению мер по противодействию коррупции в сфере размещения государственного заказа. Так, Федеральная антимонопольная служба собирается ограничить возможности чиновников приобретать товары бизнес-класса на казенные деньги. Правительство Российской Федерации должно установить предельные цены для тех или иных товаров. ФАС также предлагает установить ответственность должностных лиц за закупку дорогих ненужных товаров.7 Все это может помочь в наведении порядка с госзакупками, полагает профессор кафедры торговой политики ВШЭ Алексей Портанский, а также заявляет необходимости внедрения других мер.8 Председатель правления «Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам» Ирина Кузнецова отмечает, что у чиновников есть много способов нажиться на контрактах: «Эти выгоды могут быть при завышении стартовой цены. Эти выгоды могут быть при занижении качества. Можно цены не завышать, а занизить качество -получишь ту же самую выгоду, скрытую или не скрытую. Можно не требовать особых гарантий, особых условий выполнения контракта от поставщика, и поставщик выполняет в этом случае контракт абы как».9 В средствах массовой информации в последние время появлялись сообщения, что некоторые ведомства объявляли аукционы на закупку дорогих автомобилей и позолоченной мебели. После публикаций в средствах массовой информации такие аукционы были отме-

4 Российский бизнес. Интернет-журнал. Савельева Д. На госзакупках разворовывается более триллиона рублей бюджетных денег. URL: http://www.rb.ru/topstory/economics/2010/10/29/174951 .html (дата обращения: 29.10.2010)

5Интернет - сервер Lenta. URL: http://lenta.ru/news/2011/02/16/-stokrat/ (дата обращения: 16.02.2011)

6 Шишлин В. Стократные штрафы против рынка взяток. Интернет - сервер Interfax URL: http://www.interfax.ru/politics/txt.-

asp?id=177707 (дата обращения: 11.01.2011)

Вести 24. URL: http://www.vesti.ru/ (дата обращения:

14.01.2011)

8 Официальный сайт высшей школы экономики. URL: http://www.hse.ru/ (дата обращения: 19.02.2011)

Официальный сайт Института управления закупками, продажи им. А.Б.Соловьева ГУ-ВШЭ. URL: http://igz.hse.ru/web/igz-

/igz_cms.nsf/All/index.html (дата обращения: 11.01.2011)

нены. По нашему мнению, становится достаточно очевидным тот факт, что многочисленные изменения 94-ФЗ показывают его не совершенство, и дает основания полагать, что он не поддается корректировке. Единственно правильным решением, на наш взгляд, будет его полная отмена и принятие принципиально нового закона, регулирующего сферу государственных и муниципальных закупок. Причем, как нормативный правовой акт, регулирующий очень важную сферу государства, непосредственно влияющий на значительный сегмент российской экономики, эффективность работы государственных институтов, в значительной мере определяющий ситуацию с коррупцией и деловым климатом в нашей стране, полагаем, что он должен пройти общественное обсуждение. Положительный опыт уже обсужденных законопроектов «О полиции» (20915 предложений и замечаний) и «Об образовании в Российской Федерации» (10912 предложений и замечаний) показывает, что общественности не безразлична жизнь страны, общество хочет участвовать и участвует в нормотворчестве. Уверены, что общественность не оставит без своего внимания и новый законопроект о гозсаказе, если такое решение о его разработке будет принято на уровне руководства страны. Высоким достижением законодателя для обеспечения прозрачности госзакупок, по нашему мнению, следует отнести его решение - размещать все государственные и муниципальные заказы на едином для всей страны сайте: официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru/. Стоит отметить, что такая мера, как введение обязательных электронных торгов, является передовой в сфере организации закупок для государственных и муниципальных нужд на постсоветском пространстве. При проведении электронного аукциона значительно сложнее (по сравнению с традиционными формами размещения заказа) организовать давление на участника торгов, обеспечить победу «нужного» подрядчика, списать на государственный контракт завышенную стоимость или реализовать иные схемы закупочных злоупотреблений. С помощью сети Интернет доступ к размещению заказа в электронной форме получает более широкий круг потенциальных поставщиков, что увеличивает конкуренцию. При этом их местоположение не имеет значения. Использование современных коммуникационных технологий делает этот способ размещения заказа и самым дешевым: электронные площадки сводят к минимуму расходы заказчика на организацию закупок. Наращивание темпов использования информационных технологий в сфере размещения государственных заказов создает условия для совершенствования системы госзакупок в России в целом, что позволяет осуществлять реальный контроль за их проведением, значительно ограничивает коррупцию. Автоматизация системы госзакупок сейчас находится на начальной стадии, тем не менее, прогресс очевиден: информационные технологии внедряются повсеместно, а это является одним из главных условий эффективного использования бюджетных средств, открытости и прозрачности системы госзакупок.

Список литературы:

1. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 июл.

2007 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 13 июля 2005 г. // Рос. газ. - 2005. - 28 июля.

2. Соломатина Е. К вопросу о правовых основах регулирования размещения государственных и муниципальных заказов. Журнал «Право и жизнь», номер № 111 (6). 2007 г. URL: http://www.law-n-life.ru/arch/n111.aspx (дата обращения:

14.02.2009).

3. Васильева Ю. Аукцион для пятерых. «Российская Бизнес-газета» №737 (4). URL:

http://www.rg.ru/2010/02/02/goszakupki.html (дата обращения:

02.02.2010).

4. Newskey. Количество преступлений в сфере госзакупок выросло вдвое. URL: http://newskey.ru/news/95994 (дата обращения: 13.01.2011).

5. Российский бизнес. Интернет-журнал. Савельева Д. На госзакупках разворовывается более триллиона рублей бюджетных денег. URL: http://www.rb.ru/topstory/economics/2010-/10/29/174951.html (дата обращения: 29.10.2010).

6. Интернет - сервер Lenta. URL: http://lenta.ru/news/2011-/02/16/stokrat/ (дата обращения: 16.02.2011).

7. Шишлин В. Стократные штрафы против рынка взяток. Интернет - сервер Interfax URL: http://www.interfax.ru/politics-/txt.asp?id= 177707 (дата обращения: 11.01.2011).

8. Вести 24. URL: http://www.vesti.ru/ (дата обращения:

14.01.2011)

9. Официальный сайт высшей школы экономики. URL: http://www.hse.ru/ (дата обращения: 19.02.2011).

10. Официальный сайт Института управления закупками,

продажи им. А.Б.Соловьева ГУ-ВШЭ. URL: http://igz.hse.ru-/web/igz/igz_cms.nsf/All/index.html (дата обращения:

11.01.2011).

РЕЦЕНЗИЯ

В статье доказывается потребность и возможность принятия принципиально нового закона, регулирующего сферу государственных и муниципальных закупок. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку автором освещаются нормативные правовые акты Российской Федерации регулирующие очень важную сферу государства - сферу размещения государственных заказов. Автор отражает эффективность работы государственных институтов, в значительной мере определяющих ситуацию с коррупцией и деловым климатом в нашей стране. Научную новизну работы составляет отражение причинно-следственных связей и соподчиненность факторов, влияющих на развитие государственного заказа на современном этапе. Автором приведены достаточные доводы о несовершенстве действующего законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов, а также подчеркивается особая значимость перехода к информатизации государственных закупок.

Статья А.А.Бурмистрова, в целом, отвечает как по содержанию, так и по форме требованиям, предъявляемым к научным изданиям, имеет теоретическую и практическую значимость и рекомендуется к публикации в журнале, включенном в перечень ВАК.

Научный руководитель,

Первый проректор - проректор по учебной работе,

Марийского государственного

университета

Д.ю.н., профессор В.А.Иванов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.