экономические науки
Бембеев Максим Николаевич, Куприянов Богдан Евгеньевич, Холодный Владислав Константинович ГОСЗАКУПКИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ...
УДК: 339.13
ГОСЗАКУПКИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)
© 2016
Бембеев Максим Николаевич, бакалавр Куприянов Богдан Евгеньевич, бакалавр Холодный Владислав Константинович, бакалавр
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Государственные закупки в современной России становятся все более популярным явлением среди различных организаций, ведущих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. Для такого субъекта федерации, как Приморский край, перспективными выглядят закупки в сфере рыбохозяйственной деятельности. Особенности исполнения закупок способны оказать определенный эффект на финансовое состояние предприятий. Целью статьи является стремление привлечь предприятия Приморского края, которые ведут предпринимательскую деятельность в области рыбного хозяйства, к участию в государственных закупках, а также показать возможный финансовый результат вследствие участия в них. Так в статье рассматривается законодательство в сфере государственных закупок, указаны основные аспекты, позволяющие участвовать в закупках организациям, ведущим предпринимательскую деятельность на территории Приморского края. Также в работе перечислены некоторые проблемы, связанные с процедурой закупок. Произведен анализ рынка морепродуктов Приморского края, осуществлена оценка возможного влияния государственных закупок на финансовое состояние организаций, ведущих рыбохозяйственную деятельность. В статье проанализированы финансовые показатели подобной организации. Результаты анализа могут способствовать более активному привлечению на рынок государственных услуг предприятий рыбохозяйственной деятельности.
Ключевые слова: госзакупки, рыбохозяйственная деятельность, конкуренция, финансовое состояние, законодательство, предприятия, контракт, заказчик, исполнитель, себестоимость, рентабельность, экономия, правонарушения, оборот, прибыль, ликвидность.
STATE PROCUREMENTS AND THEIR ROLE IN DEVELOPMENT OF FISHING ACTIVITIES
(ON THE EXAMPLE OF PRIMORSKY KRAI)
© 2016
Bembeev Maksim Nikolaevich, bachelor Kupriyanov Bogdan Evgenyevich, bachelor Kholodniy Vladislav Konstantinovich, bachelor
Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogol, 41, e-mail: [email protected])
Abstract. Public procurements in modern Russia become more and more popular phenomenon among various organizations conducting business activity in the territory of the Russian Federation. For such territorial subject of the federation as Primorsky Krai, purchases in the sphere of fishing activities look perspective. Features of execution of purchases are capable to render a certain effect on a financial condition of the entities. The purpose of article is the aspiration to involve the entities of Primorsky Krai which conduct business activity in the field of fishery, in participation in public procurements, and also to show a possible financial result owing to participation in them. So in article the legislation in the sphere of public procurements is considered, the main aspects allowing to participate in purchases to the organizations conducting business activity in the territory of Primorsky Krai are specified. Also in work some problems connected with the procedure of purchases are listed. Market research of seafood of Primorsky Krai is made, assessment of possible influence of public procurements on a financial condition of the organizations conducting fishing activities is performed. In article financial performance of the similar organization is analysed. Analysis results can promote more active attraction on the market of the state services of the entities of fishing activities.
Keywords: state procurements, fishing activities, competition, financial condition, legislation, entities, contract, customer, contractor, cost value, profitability, economy, offenses, turnover, profit, liquidity.
Повышенный интерес к изучению особенностей механизма государственных закупок обусловлен несколькими причинами. Во-первых, это грамотное и эффективное использование бюджетов всех уровней, во-вторых, помощь развитию предпринимательства в стране, усиление конкуренции. То есть государственными закупками можно считать конкурентную форму размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Закупки осуществляются по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. [1]
С течением времени появляется все больше предприятий, нишей которых являются именно госзакупки. Предприятия с более широким спектром заказчиков также не упускают возможность получить с их помощью прибыль. [2] К тому же заключение контрактов с частным сектором становится основным экономическим элементом государственного управления. Стимулируется конкуренция, которая мотивирует фирму сокращать издержки и улучшать качество продукции. Но чтобы участвовать в них, нужно соблюдать российское законодательство. [3]
Сферу государственных закупок регулирует АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4(17)
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» N 44-ФЗ и Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» N 223 ФЗ.
В отличие от 44-ФЗ, 223 Федеральный закон регулирует только общие принципы проведения закупок. Так заказчики сами разрабатывают Положение о закупках для своей организации, ими могут быть не только государственные и муниципальные бюджетные учреждения, а, к примеру, организации - естественные монополии. Заказчики также определяет сроки подачи заявок, а обеспечение контракта устанавливается на его усмотрение. [4]
Система госзакупок содействует развитию конкуренции, этому посвящена одна из статей закона N 44-ФЗ (Принцип обеспечения конкуренции). Закупки направлены на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо, согласно ей, имеет возможность, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Одно из ключевых условий - соблюдение принципа добросовестной
Бембеев Максим Николаевич, Куприянов Богдан Евгеньевич, Холодный Владислав Константинович экономические
ГОСЗАКУПКИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ... н^ки
ценовой и неценовой конкуренции. [5]
Участники закупок должны соответствовать определенным требованиям:
- непроведение ликвидации участника закупки и непризнание его банкротом;
- продолжение деятельности на дату подачи заявки на участие в закупках;
- отсутствие недоимки по налогам и сборам и другим обязательным платежам в бюджет РФ;
- отсутствие судимости за преступления в сфере экономики;
- отсутствие конфликта интересов у заказчика и участника;
- участник не является офшорной компанией;
- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). [6]
Процедура проходит в виде конкурентного способа определения поставщика или в виде закупки у единственного поставщика. Под конкурентными способами понимаются конкурсы, аукционы, запросы котировок, запросы предложений. Все закупки в РФ размещаются в Единой информационной системе - zakupki.gov.ru. [7]
Для участия в закупках очень важно правильно подготовить пакет документов. При участии в открытом тендере потребуются следующие данные:
1. Информация о компании-участнике, которая подает заявку:
1) название и фирменное наименование; фактический и юридический адрес с индексом;
2) выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
3) документ, подтверждающий право определенного человека на подачу документов от лица компании: приказ о назначении или избрании на должность, которая дает такие полномочия;
4) документы, подтверждающие соответствие компании-участника требованиям заказчика оговоренным в тендерной документации (лицензии, сертификаты и т.д.);
5) копии учредительных документов;
2. Коммерческое предложение: цена предлагаемого товара, объем, страна и фирма-производитель и т.д.
3. Документальное подтверждение способности выполнить условия.
4. Обеспечение заявки и участие в тендере: подтверждение перечисления денежных средств или банковская гарантия. [8]
Для участия в электронном аукционе понадобится информация о компании-участнике как и в открытом тендере, а также согласие на поставку или использование для выполнения работ именно такого продукта (если в документации указаны конкретные требования относительно любых качеств товара). Необходимым элементом участия в онлайн-торгах является наличие электронной цифровой подписи. [9]
При завершении конкурса контракт заключается на условиях, указанных участником в заявке. Контракт заключается не ранее 10 и не позднее 20 дней с момента рассмотрения протокола рассмотрения и оценки заявок. [10]
Стоит отметить, что в 2016 году большинство закупок проходит в виде электронного аукциона, что должно восприниматься позитивно, наиболее неконкурентными способами осуществлялось всего примерно 30% закупок, что довольно существенно. [11]
Необходимо признать, что до сих пор сохраняются проблемы при проведении государственных закупок. В 2015 году было выявлено нарушений на крупнейшую за 5 лет сумму - 198 млрд. руб. За 2014-2015 годы прокуратура устранила 180 000 нарушений, привлекла к ответственности 42 000 лиц. Основными типами правонарушений стали:
- ограничение конкуренции и коррупция;
- неверный регламент по ведению и формированию реестра закупок;
- неправомочное определение способов размещения
заказов;
- нерегламентированные решения членов комиссии об определении победителей торгов, о допуске или отказе в нем для участия в торгах;
- включение в аукционную и конкурсную документацию незаконных условий или отсутствие необходимых;
- предоставление фиктивных банковских гарантий. Все это говорит о необходимости дальнейшего совершенствования института госзакупок. [12]
Рисунок 1 - Распределение закупок по способам определения поставщика
Особенностей учета госзакупок для участников нет - все операции учитываются, как при ведении обычного вида деятельности. Стоит иметь в виду, что заказчик, указывая максимальную цену, уже включает в них НДС, в дальнейшем, при конкурентном снижении цены, НДС также будет входить в сумму заказа. Основным отличием является тщательная подготовка документов для участия. [13]
Обозначим наиболее существенные преимущества участия в процедуре госзакупок. Во-первых, это надежность заказчика, поскольку получать вознаграждение за проделанные работы или услуги, а не списывать их на сомнительные долги очень важно. Во-вторых, ненадобность расходов на маркетинг и продвижение своей продукции, что снижает издержки. [14]
Таким образом, государство в разрезе госзакупок представляет собой перспективную нишу для предприятий России. Особо стоит отметить рыбохозяйственную деятельность Приморского края, поскольку она занимает существенную долю в ВРП. [15]
Авторами был проведен сбор информации на официальном сайте государственных закупок касательно заказов в Приморском крае по морской продукции, а именно по: икре, рыбе, кальмару, морским гребешкам, прочим морепродуктам. Общий оборот только по данному субъекту федерации составил 96 755 тыс. рублей. Учитывая, что в РФ 85 субъектов федерации, суммарный оборот составляет миллиарды рублей. Наибольшая часть при этом относится к рыбе. [16]
■ Прочие морепродукты Икра ■ Рыба ■ Кальмар Морские гребешки
Рисунок 2 - Удельный вес продукции в закупках по Приморскому краю
Опираясь на представленные данные, можно полагать, что коммерческий интерес у организаций предпринимательской деятельности рыбохозяйственных структур должен быть высок. Однако в качестве поставщиков не было обнаружено ни одного исполнителя - представителя данной деятельности, функционирующего в Приморском крае. Это означает, что предприятия упу-АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4(17)
экономические науки
Бембеев Максим Николаевич, Куприянов Богдан Евгеньевич, Холодный Владислав Константинович ГОСЗАКУПКИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ...
скают возможность получить прибыль. [17]
Для оценки возможной упущенной финансовой эффективности ввиду неучастия в закупках просчитаем некоторые коэффициенты по финансовой отчетности ОАО ХК «Дальморепродукт» за 2014-2015 годы.
Таблица 1 - Показатели финансового состояния ОАО ХК «Дальморепродукт»
Показатель 2014 г. 2015 г. Изменение
Выручка {тыс. рус ) 2 943 233 4 161 136 1 217 903
Чистая прибыль (тыс руб.) 126 260 -161 112 -287 372
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,15 0.29 0,14
К оэ ффициенг тек\'щей ликвидности 0^1 2.53 1.67
Коэффициент финансовой зависимости 10,55 23,7 13,15
Коэффициент рентабельности' убыточности продаж 13% -
Коэффициент абсолютной ликвидности в 2014 году показывает, что у организации было недостаточно средств для погашения задолженности по наиболее срочным обязательствам, в 2015 году ситуация исправилась. Коэффициент текущей ликвидности подтверждает данное утверждение. [18]
Однако коэффициент финансовой зависимости говорит о том, что холдинговая компания почти целиком зависит от внешних источников финансирования. Это характеризует предприятие как крайне опасное для инвестиций. [19]
В 2014 году рентабельность продаж была на высоком уровне, но в 2015 году предприятие имело убыток. Связать его можно с увеличением коммерческих расходов почти на 100% и с увеличением себестоимости продаж, примерно, на 70%.
Можно предположить, что участие компании в государственных закупках способствовало бы улучшение финансовых показателей ОАО ХК «Дальморепродукт». Так как компания является рыбодобывающей, цена на ее продукцию могла быть ниже, чем у оптово-розничных предприятий, участвующих в закупках. Отметим, что в данной нише их (оптово-розничных компаний) подавляющее большинство. Таким образом, возможным виделось бы снижение себестоимости продукции и улучшение показателей рентабельности. Также для госучреждений увеличилась бы вероятность снижения расходов бюджета какого-либо уровня за счет экономии средств. [20]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Что такое госзакупки, и какие виды торгов бывают ? // zakupkihelp.ru Информационный портал для участников закупок. 2014. URL: http://www.zakupkihelp. ru/uchastniku-zakupok/chto-takoe-goszakupki.html
2. Андреева Л.В. Развитие российского законодательства об участии субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2013. № 2. С. 18 - 21.
3. Ракута Н.В. Использование контрактов жизненного цикла при госзакупках. Опыт развитых стран. // Вопросы государственного и муниципального управления. Серия: Экономика и экономические науки. 2015. №2. С. 53-78.
4. Андреева Л.В. Реформа государственных и муниципальных закупок: основные нововведения // Право и экономика. 2013. № 8. С. 4 - 10.
5. Неврозов О.Ю. Фактор прозрачности информации о госзакупках в региональной экономике // Вестник Самарского государственного университета. 2014. №4. С. 99 - 105.
6. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ
7. Яковлев А.А. Исследования государственных закупок в России // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2014. №4. с. 537._
АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4(17)
8. Тендерная документация. // Рустендер. URL: http://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/dokumenty-neobhodimye-dlya-uchastiya-v-tendere#1
9. Маковлева Е.Е. Актуальные вопросы применения национального режима в сфере государственных и муниципальных закупок // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2015. № 4. С. 18 - 25.
10. Ильин А.А. Некоторые особенности размещения государственных и муниципальных заказов посредством проведения аукциона // Инновационная наука. 2016. № 2-3. С. 182 - 184.
11. Бородин М.В. Технология цифровой подписи как правовой фактор обеспечения безопасности электронного документооборота // Право и кибербезопасность.
2014. № 1. С. 46 - 50.
12. Генеральная прокуратура выявила нарушения в сфере госзакупок на всех уровнях // РосТендер.
2015. URL: http://bankovskayagarantiya.ru/novosti/ narusheniya_v_sfere_goszakupok_na_vseh_urovnyah/
13. НДС взакупках. //zakupkihelp.ru Информационный портал для участников закупок. 2014. URL: http://www. zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/nds-v-goszakupkah. html
14. Черемухин А.С. Государственные закупки: содержание и роль в развитии экономики // Вестник Тамбовского университета. 2010. № 2.
15. Шумик Е.Г., Куприянов Б.Е. Проблемы становления и перспективы развития общественного контроля в государственных закупках // Вестник Удмуртского университета. 2016. №3. С. 59 - 65.
16. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. URL: zakupki.gov.ru
17. Корень А.В., Корнева Е.В. Факторы, влияющие на предпринимательскую активность региона // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6.
18. Тюленева Н.А. Современная методика анализа ликвидности бухгалтерского баланса // Проблемы учета и финансов. 2013. № 4. С. 61 - 65.
19. Финансовый анализ по данным отчетности // Audit-it.ru. URL: http://www.audit-it.ru/finanaliz/terms/
20. Левкина Е.В., Ворожбит О.Ю. Влияние внешних факторов на эффективность рыбной отрасли Приморского края // Международный студенческий научный вестник. 2015. №4. С. 416 - 419.
209