Научная статья на тему 'Современный этап развития института банкротства'

Современный этап развития института банкротства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1157
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ) / BANKRUPTCY (INSOLVENCY) / ДОЛЖНИК / DEBTOR / КРЕДИТОР / CREDITOR / НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / INSOLVENCY / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ТРЕБОВАНИЕ КРЕДИТОРА / THE CREDITOR''S CLAIM / ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / FINANCIAL SITUATION / ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ / EXTERNAL CONTROL / ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / FINANCIAL RECOVERY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ворошилина И.В.

В данной статье анализируется изменение института банкротства в России на современном этапе. Данная тема на сегодняшний день актуальна, поскольку проблема несостоятельности (банкротства) должника, не исполняющего свои обязательства приводит к нарушению экономического баланса. За последнее время законодатели трижды разрабатывали и принимали Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». В статье дан анализ положений этих законодательных актов, каждый из которых внес существенный вклад. От правильного понимания и применения института несостоятельности во многом зависит оздоровление хозяйственной сферы и активизация деятельности участников гражданского оборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION OF BANKRUPTCY

This article analyzes the changes in the institution of bankruptcy in Russia at the present moment. This topic is relevant today, since the problem of insolvency (bankruptcy) of the debtor that does not perform its obligations leads to disruption of the economic balance. Recently, the legislators have thrice developed and adopted the Federal Law «On Insolvency (Bankruptcy)». The article analyzes the provisions of the legislation, each made a significant contribution. The proper understanding and application the institution of insolvency depends on much improvement of the economic sphere and the revitalization of the participants of civil turnover.

Текст научной работы на тему «Современный этап развития института банкротства»

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА И.В. Ворошилина, магистрант

Калужский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции

(Россия, г. Калуга)

Аннотация. В данной статье анализируется изменение института банкротства в России на современном этапе. Данная тема на сегодняшний день актуальна, поскольку проблема несостоятельности (банкротства) должника, не исполняющего свои обязательства приводит к нарушению экономического баланса. За последнее время законодатели трижды разрабатывали и принимали Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». В статье дан анализ положений этих законодательных актов, каждый из которых внес существенный вклад. От правильного понимания и применения института несостоятельности во многом зависит оздоровление хозяйственной сферы и активизация деятельности участников гражданского оборота.

Ключевые слова: банкротство (несостоятельность), должник, кредитор, неплатежеспособность, правовое регулирование, требование кредитора, финансовое положение, внешнее управление, финансовое оздоровление.

Современный этап развития института банкротства в России включает три этапа. Начало ему положил Указ Президента РФ "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур" от 14 июня 1992 г. № 623. этот указ только в отношении государственных предприятий, в то время как уже созрела необходимостью урегулирования отношений, связанных с неплатежеспособностью предприятий, основанных на других формах собственности.

За последнее время российские законодатели, учитывая важность для экономики страны законодательной базы регулирования банкротства, трижды разрабатывали и принимали Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) №19 ноября 1992 г. №3929-1; 08 января 1998 г. №6 -ФЗ; 26 октября 2002 г. №127- ФЗ [1, с. 14].

Анализ положений этих законодательных актов, каждый из которых внес существенный вклад, показывает, что все больше внимания, наряду с правовыми инструментами регулирования процесса несостоятельности, законодатель уделяет экономическим категориям, связанным с анализом финансового состояния предприятий и основанным на нем, перспективным планировании [1, с. 14].

Первый закон от 23.11.1992 г. № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий выдвинул принцип признания банкротства только после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации [2, с. 4]. Основная цель включенного в 1992 г. российское право института несостоятельности заключалась в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), задерживавшие развитие рыночных отношений и стимулирующие рост неплатежей.

В соответствии со ст. 3 указанного закона рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий было отнесено к компетенции арбитражного судов [3]. Уже первые попытки практического применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) выявили его несовершенство, поверхность и многочисленные пробелы в правовом регулировании. К моменту принятия нового закона в области несостоятельности (банкротства) действовало уже свыше 30 указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных актов. Принятие первой части ГК РФ привело к необходимости реформирования конкурсного законодательства [4].

В качестве признака банкротства Закон №3929-1 устанавливал критерий неоплатности: понималась неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением неудовлетворительной структуры баланса должника.

Внешним признаком несостоятельности предприятия являлось приостановление текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно выполнить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков исполнения [1, с. 14].

С началом проведения рыночных реформ проблема создания нормативно-правовой основы несостоятельности хозяйствующих субъектов стала неотложной практической задачей. Уже в законе РФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 г. имелся п. 3 ст. 24, согласно которому "предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с законодательством РФСР.

Однако существующий судебный порядок так и не был установлен, как не было и норм материального права, которые определяли бы конкретные юридические признаки неплатежеспособности (банкротства). Лишь спустя полтора года был Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. №623 "О мерах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных процедур", целью которого была поддержка государственных предприятий, оказавшихся несостоятельными, а также защита прав и интересов государства [5].

В качестве одного из критериев банкротства Указ предусматривал наличие долговых обязательств на сумму, превышающую двукратную стоимость имущества предприятия. Указ распространял свое действие только на государственные предприятия, поэтому вскоре потребовалось принятие специального Закона от 19 ноября 1992 г. №39229-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".

Однако и данный закон не получил широкого применения, так как весь понятийный аппарат в нем был подогнан под старое законодательство, кроме того, практика быстро выявила в нем существенные недостатки. Так, в качестве критерия банкротства Закон предписывал использовать превышение суммы задолженности над суммой активов, что сделало практически невозможным банкротство множества должников с высокими, но не ликвидными активами.

Широкое распространение в хозяйственной практике процедуры банкротства получили лишь во время действия Закона от 08.01.1998 г. №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" [2, с. 8].

Этот закон внес существенные изменения. По уровню правовой регламентации отношений несостоятельности (банкротства) Закон значительно превосходил предыдущий, однако и он не снимал множества вопросов, которые неизбежно возникали в предпринимательской деятельности участников гражданско-правовых (коммерческих) отношений, особенно на стадии возбуждения процедуры банкротства, правительство так и не разработало механизм его реализации.

Этот закон регулирует весь спектр отношений, возникающих в связи с банкротством. Прежде всего, в нем определяются критерии и признаки банкротства, основания применения к должнику соответствующих процедур. Специфической чертой закона является включение в него не только норма материального права, но и большое количество норм процессуального характера, в частности требования к заявлению о признании банкротом, о подсудности дел, о видах процессуальных документов и т.д.

Анализ любого общественного явления, в том числе и банкротства, предполагает определение его участников. Согласно гражданскому кодексу РФ банкротом может быть признано юридическое лицо, коммерческая организация, за исключением казенного предприятия, а так же юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда.

Из только что приведенного понятия вопрос о банкротстве коммерческих организаций решен однозначно, поскольку в Кодексе четко очерчен перечень их организационно-правовых форм. Однако встает вопрос о некоммерческих организациях, действующих в иных формах, чем потребительский кооператив и благотворительный или иной фонд. Исходя из положений Кодекса некоммерческие организации могут образовываться в организационно-правовых формах не только предусмотренных ГК РФ, но и другими законами. Так Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» [6] уже дополнил их перечень двумя новыми формами: некоммерческим партнерством и автономной некоммерческой организацией. Сравнив, например, такие две организационно-правовые формы как благотворительный фонд и автономную некоммерческую организацию, можно сделать вывод, что по всем существенным юридическим параметрам они совпадают.

Серьезным недостатком Закона о банкротстве 1998 г. было, по существу, бесправное положение должника. С принятием нового Федерального закона от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» положение изменилось. В новом Законе в целом обеспечивается баланс интересов, хотя предпочтение отдается все-таки интересам кредитора, но односторонность прежнего Закона устранена. Это, в частности, нашло отражение, например, во введении новой процедуры банкротства - финансового оздоровления должника [7].

Значительным шагом вперед Закона 1998 года стало признание одной из обязанностей арбитражного управляющего анализ финансового положения должника (ст. 20 Закона) [8]. Таким образом, законодатель признал необходимость финансового анализа во время всех процедур банкротства [1, с. 17].

Внешнее управление представляет собой своеобразную реабилитационную меру, направленную на восстановление платежеспособности должника. Одним из важнейших средств для достижения данной цели является введение моратория на

удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых, наступили до введения внешнего управления.

Статья 2 Закона о несостоятельности определяет мораторий как приостановление исполнения должником денежных обязательств и обязательных платежей. Пункт 2 ст. 95 говорит о том, что мораторий проявляется в приостановлении действия исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. Из этого положения действующий Закон делает некоторые исключения: допускается исполнение исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате; о выплате вознаграждений по авторским договорам; об истребовании имущества из чужого незаконного владения; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; о возмещении морального вреда; о взыскании задолженности по текущим платежам. В течение срока действия моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени). По Закону о несостоятельности указанные финансовые санкции после завершения внешнего управления никогда не могут быть взысканы. Поскольку мораторий - это именно приостановление исполнения должником денежных обязательств и обязательных платежей, то полное и безусловное прекращение обязанностей по уплате этих санкций, по сути дела, мораторием не является. По нашему мнению, отмена финансовых санкций по просроченным обязательствам должна рассматриваться как самостоятельное право должника в период внешнего управления. Любые обязательства, сроки исполнения которых наступили после введения внеш-

него управления, не подпадают под действие моратория, независимо от того, на какую дату возникли эти обстоятельства. Согласно п. 2 ст. 159 Закона о несостоятельности действие моратория на удовлетворение требований кредиторов прекращается в случае утверждения мирового соглашения в ходе внешнего управления. Итак, в результате установления моратория в течение внешнего управления предприятие может функционировать, не выплачивая своих долгов, т.е. получая отдельную отсрочку исполнения обязательств, что в целом направлено на защиту интересов должника.

Другая существенная особенность исполнения денежных обязательств при банкротстве должника состоит в том, что согласно абз. 4 п. 1 ст. 74, п. 1 ст. 77 Закона 1998 г., п. 1 ст. 99, ст. 102 Закона 2002 г. внешний управляющий вправе в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления отказаться от исполнения неисполненных сторонами полностью или частично договоров и иных сделок должника, заключенных до момента введения внешнего управления.

Действующим Законом от 26.11.2002 г. №127-ФЗ несостоятельность (банкротство) определяется как неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Должником может быть как юридическое, так и физическое лицо, неспособное удовлетворить требования кредиторов в течение трехмесячного срока.[2, с. 4].

Закон предусматривает для должника помимо ликвидационной процедуры конкурсного производства, процедуры, позволяющие ему восстановить платежеспособность в особом правовом режиме: досудебная санация, наблюдение, финансовое

оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение [2, с. 5].

По Закону 2002 г. внешний управляющий вправе отказаться от договоров и иных сделок должника. Такое возможно в случае, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах (п. 2 ст. 102 Закона 2002 г.).

Следует отметить, что Закон о банкротстве защищает сделки, заключенные в ходе наблюдения, финансового оздоровления с согласия арбитражного управляющего. Это означает защиту договоров должника, связанных с привлечением арбитражным управляющим специалистов для обеспечения своей деятельности, что служит дополнительной гарантией для такого рода контрагентов должника (п. 4 ст. 77 Закона 1998 г., п. 5 ст. 102 Закона 2002 г.). Расторжение таких договоров производится по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ [6].

Подводя итог краткому анализу положений Закона о несостоятельности в части, касающейся соотношения прав и законных интересов кредиторов и должника в ходе внешнего управления, необходимо отметить, что новый Закон внес значительные коррективы в те нормы, которые предусматривались Законом 1998 г., а также ввел ряд новелл, предоставляющих дополнительные права и гарантии должнику. Таким образом, можно сделать вывод, что хотя новый Закон о несостоятельности направлен в большей степени на защиту интересов кредиторов, предпринята попытка смягчения норм, носящих ярко выраженный прокредиторский характер, и установления баланса интересов должника и

кредиторов. Библиографический список

1. Кобозева Н.В. Банкротство: учет, анализ, аудит: практическое пособие. М., 2010. -240 с.

2. Чернова М.В. Аудит и анализ при банкротстве: теория и практика: Монография. М.:ООО "Научно-издательский центр ИНФРА -М"2016. 207 с.

3. О несостоятельности (банкротстве) предприятий (утратил силу с 1 марта 1998 года) [Электронный ресурс]: Закон РФ от 19.11.1992 N 3929-1 . Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Несостоятельность (банкротство): содержание, формирование нормативной базы [Электронный ресурс]// Мир финансов: [сайт].URL: http://www.finasource.ru/fisous-226-1.html( дата обращения: 18.02.2017).

5. О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур" (утратил си-лу)[Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 623. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 22.05.1998 N 476 (вместе с "Положением об ускоренном порядке применения процедур банкротства"). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О некоммерческих организациях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О несостоятельности (банкротстве)[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О несостоятельности (банкротстве) (утратил силу) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантП-люс».

THE CURRENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION

OF BANKRUPTCY

I.V. Voroshilina, graduate student

Kaluga institute (branch) Russian state university of justice (Russia, Kaluga)

Abstract. This article analyzes the changes in the institution of bankruptcy in Russia at the present moment. This topic is relevant today, since the problem of insolvency (bankruptcy) of the debtor that does not perform its obligations leads to disruption of the economic balance. Recently, the legislators have thrice developed and adopted the Federal Law «On Insolvency (Bankruptcy)». The article analyzes the provisions of the legislation, each made a significant contribution. The proper understanding and application the institution of insolvency depends on much improvement of the economic sphere and the revitalization of the participants of civil turnover.

Keywords: bankruptcy (insolvency), the debtor, the creditor, insolvency, legal regulation, the creditor's claim, Financial situation, external control, Financial recovery.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.