Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / НУЖДАЮЩИЕСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пелихова Анна Валерьевна

Введение. Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья ребенка является важной задачей образования любого уровня, но особое значение эта задача получает в случаях обучения детей, которые уже имеют нарушения здоровья. В статье раскрываются аспекты применения современных здоровьесберегающих технологий в образовании детей, по состоянию здоровья не посещающих образовательные организации. Цель исследования: определение и обоснование актуальных здоровьесберегающих технологий для оздоровления длительно болеющих детей дошкольного возраста, на основании анализа их физических и психологических особенностей, социальной ситуации их развития. Методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта, сопоставление, теоретический анализ педагогических идей. Результаты исследования и их обсуждение: выделяются особенности здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста, нуждающимися в длительном лечении или реабилитации, и предлагаются примеры их реализации. Выводы: применение здоровьесберегающих технологий в соответствии со специфическими образовательными потребностями детей обеспечит полноценное образование и социализацию без ущерба здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пелихова Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN HEALTH-PRESERVING TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN NEED OF LONG-TERM TREATMENT

Introduction. Preserving and strengthening the physical and psychological health of a child is an important task of education at any level, but this task gets particular importance in cases of teaching children who already have health disorders. The article reveals aspects of the use of modern health-preserving technologies in the education of children who do not attend educational institutions due to their condition. Purpose of the study: determination and substantiation of relevant health-preserving technologies for the improvement of long-term ill children of preschool age, based on the analysis of their physical and psychological characteristics of long-term ill children, the social situation of their development. Research methods: study and generalization of pedagogical experience, comparison, theoretical analysis of pedagogical ideas. The results of the research and their discussion: the features of health-preserving technologies in working with preschool children in need of long-term treatment or rehabilitation are highlighted, and examples of their implementation are offered. Conclusions: the use of health-preserving technologies in accordance with the specific educational needs of children will provide a full-fledged education and socialization without prejudice to health.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ»

ориентированных методов и методик физического воспитания курсантов и слушателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бокий А.Н. Специфика организации учебно-воспитательного процесса по физической подготовке в вузах МВД России // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. -URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20509 (дата обращения: 01.04.2021)

2. Кузнецов А.Ф. Интеграция учебной и спортивно-массовой работы по физической подготовке для повышения уровня физической подготовленности курсантов образовательных учреждений МВД России / А.Ф. Кузнецов, В.А. Торопов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 2 (50). - С. 115-119.

3. Овчинников В.А. Всероссийскому физкультурно-спортивному обществу «Динамо» - 95 лет / В.А. Овчинников, О.С. Панова, С.А. Жарков // Теория и практика физической культуры. -2018. - № 6. - С. 104.

4. Овчинников В.А. Профессионально важные физические способности сотрудников органов внутренних дел России / В.А. Овчинников, В.Н. Галкин, А.Ю. Плешивцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 4. - С. 172-176.

5. Холодов Ж.К. Теория физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва : Академия, 2008. - 480 с.

6. Яковцов С.А. Особенности контроля физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в условиях дистанционного обучения / С.А. Яковцов, О.С. Панова // Глобальный научный потенциал - 2021. - № 5 (122). - С. 97-101.

REFERENCES

1. Bokiy, A.N. (2015), "Specifics of the organization of the educational process for physical training in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Modern problems of science and education, No. 4, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20509.

2. Kuznetsov, A.F. and Toropov, V.A. (2011), "Integration of educational and mass sports work on physical training to improve the level of physical fitness of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 2 (50), pp. 115-119.

3. Ovchinnikov, V.A., Panova, O.S. and Zharkov, S.A. (2018), "All-Russian Physical Culture and sports Society "Dynamo" - 95 years", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 104.

4. Ovchinnikov, V.A., Galkin, V.N. and Pleshivtsev, A.Yu. (2013), "Professionally important physical abilities of employees of internal Affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 4, pp. 172-176.

5. Kholodov, Zh.K. and Kuznetsov, V.S. (2008), Theory of physical education and sports, Academy, Moscow.

6. Yakovtsov, S.A. and Panova, O.S. (2021), "Features of monitoring the physical fitness of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the conditions of distance learning", Global scientific potential, No. 5 (122), pp. 97-101.

Контактная информация: Kole235@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.07.2021

УДК 372

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НУЖДАЮЩИХСЯ В

ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ

Анна Валерьевна Пелихова, кандидат педагогических наук, Челябинский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Челябинск

Аннотация

Введение. Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья ребенка является важной задачей образования любого уровня, но особое значение эта задача получает в слу-

чаях обучения детей, которые уже имеют нарушения здоровья. В статье раскрываются аспекты применения современных здоровьесберегающих технологий в образовании детей, по состоянию здоровья не посещающих образовательные организации. Цель исследования: определение и обоснование актуальных здоровьесберегающих технологий для оздоровления длительно болеющих детей дошкольного возраста, на основании анализа их физических и психологических особенностей, социальной ситуации их развития. Методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта, сопоставление, теоретический анализ педагогических идей. Результаты исследования и их обсуждение: выделяются особенности здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста, нуждающимися в длительном лечении или реабилитации, и предлагаются примеры их реализации. Выводы: применение здоровьесберегающих технологий в соответствии со специфическими образовательными потребностями детей обеспечит полноценное образование и социализацию без ущерба здоровью.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, дети дошкольного возраста, обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p273-276

MODERN HEALTH-PRESERVING TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN NEED OF LONG-TERM TREATMENT

Anna Valerievna Pelikhova, the candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk Institute for Advanced Studies and Retraining of Educators

Abstract

Introduction. Preserving and strengthening the physical and psychological health of a child is an important task of education at any level, but this task gets particular importance in cases of teaching children who already have health disorders. The article reveals aspects of the use of modern health-preserving technologies in the education of children who do not attend educational institutions due to their condition. Purpose of the study: determination and substantiation of relevant health-preserving technologies for the improvement of long-term ill children of preschool age, based on the analysis of their physical and psychological characteristics of long-term ill children, the social situation of their development. Research methods: study and generalization of pedagogical experience, comparison, theoretical analysis of pedagogical ideas. The results of the research and their discussion: the features of health-preserving technologies in working with preschool children in need of long-term treatment or rehabilitation are highlighted, and examples of their implementation are offered. Conclusions: the use of health-preserving technologies in accordance with the specific educational needs of children will provide a full-fledged education and socialization without prejudice to health.

Keywords: health-preserving technologies, preschool children, students in need of long-term treatment.

Современное российское законодательство обеспечивает каждому ребенку, вне зависимости от каких-либо условий и обстоятельств, доступное и бесплатное получение общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Таким образом, каждому ребенку, проходящему процесс длительного лечения и реабилитации, должно быть обеспечено качественное образование на всех уровнях общего образования, в том числе и дошкольное. В «Методических рекомендациях об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации» подчеркивается, необходимость учета индивидуальных физических и психологических особенностей ребенка, характера заболевания и других условий жизни. Предусмотрена возможность организации образования в индивидуальной форме [4]. Вышеотмеченные методические рекомендации уточняют понятие «обучающийся, нуждающийся в длительном лечении». Согласно официальной трактовке, им является обучающийся, осваивающий основные и дополнительные общеобразовательные программы, который по медицинскому заключению проходит лечение или медицинскую реабилитацию сроком, превышающим 21 день в медицинской организации или на дому [4]. Для организации оптимального обучения и

развития данной категории детей педагогам необходимо учитывать различные особенности соматической, когнитивной и эмоциональной сферы детей находящихся на длительном лечении. Существуют различные научные исследования, результаты которых, свидетельствуют, что развитие соматически больных и ослабленных детей не является замедленным, а является скорее «качественно иным» [2].

Так, для ситуации длительной болезни характерны определенная тревожность, боязливость, нерешительность, высокая утомляемость. Плохое самочувствие, ограниченная подвижность, тяжелое и длительное лечение приводят к нарушению эмоционального благополучия. В условиях болезни складывается специфическая социальная ситуация развития. На общее развитие детей дошкольного возраста также негативно влияет снижение двигательной активности и отставание в темпах физического созревания. Для предотвращения и устранения подобных последствий существует множество различных учреждений санаторного типа, в которых дети ежегодно не только обучаются, но и оздоравли-ваются. Рассмотрим более подробно некоторые аспекты образования и социализации детей в подобных учреждениях. Следует отметить, что учреждения санаторного типа в своей деятельности реализуют право каждого ребенка на образование с учетом состояния его здоровья и психофизических возможностей, способствуют не только медицинской но и психолого-педагогической реабилитации. Джарман О.А. в своем диссертационном исследовании акцентирует внимание на детях дошкольного возраста и отмечает, что нахождение ребенка в санатории углубляет расхождение с социумом, возникающие у ребенка вследствие болезни, вызывает появление реакций «госпитализма». Автор делает вывод, что в связи с необходимостью комплексной реабилитации детей, предполагающей не только терапию фтизиатрической патологии, но и сопутствующей соматической, а также психологическую поддержку и социальную адаптацию, является рациональным переход детских туберкулезных санаториев на функционирование по типу центров реабилитации детей с туберкулезной инфекцией [3]. Бондаренко В.А. отмечает, что, несмотря на деятельное внимание науки к теме психолого-педагогического сопровождения детей и полученные многочисленные теоретические и практические наработки в данной области, можно отметить неполную разработанность организации и структуры психолого-педагогического сопровождения детей, проходящих длительный курс лечения в условиях санатория. Автор выделяет особенности процесса психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом, раскрывают такие факторы, как закрытость данного лечебного учреждения, сроки пребывания, доминирующую лечебную функцию. И предлагает ряд условий способствующих повышению образовательного потенциала детского санатория [1].

Мы предполагаем, что объединение медицинских и педагогических технологий в процессе восстановления здоровья представляет собой возможную реализацию комплексного взгляда на процесс оздоровления. Освещение понятия здоровьесберегающие технологии, условий и специфики их реализации мы можем обнаружить в работах таких авторов как В.И. Ковалько, О.В. Петров, Н.К. Смирнов. Нам близка интерпретация Н.К. Смирнова трактующего здоровьесберегающие образовательные технологии, прежде всего как условие гуманного образования, часть системного подхода к обучению и воспитанию, базирующегося на намерении педагогов не принести ущерб здоровью детей [5, С. 15]. Любые занятия с детьми дошкольного возраста, имеющими какие-либо нарушения здоровья и нуждающимися в реабилитации, проводятся с обязательным включением здо-ровьесберегающих технологий компенсаторно-нейтрализующей группы: использование дополнительных пауз отдыха и релаксации, физминуток, динамических пауз различного характера. Длительность занятий устанавливается индивидуально, нагрузка варьируется. Для длительно болеющих детей часто характерна повышенная утомляемость, и для того чтобы не допускать значительного снижения двигательной активности ребенка необходимо реализовывать приемы отдыха и релаксации. В распоряжении педагога есть широ-

кий выбор релаксационных игр для профилактики утомления, вызванного интеллектуальными и физическими нагрузками, обучения детей навыкам мышечной релаксации. Особое внимание уделяется детям, имеющим отставание в физическом развитии. Важно правильное формирование опорно-двигательного аппарата ребенка, коррекция неправильных поз, развитие статической выносливости. Это поможет ребенку при начале систематического школьного обучения, при необходимости хотя бы некоторое время сохранять правильное положение тела, осанку. Данные задачи также могут решаться через применение стимулирующих здоровьесберегающих технологий, способствующих повышению работоспособности и устойчивости организма (через реализацию разнообразных физических нагрузок, дыхательных гимнастик, элементов массажа и самомассажа и др.).

Современные здоровьесберегающие технологии становятся необходимыми средствами сохранения физического и психического здоровья, источником личностного развития всех без исключения детей, даже в ситуации болезни, благодаря чему происходит не только общие оздоровление, но и усвоение социальных норм, осуществляется социальная адаптация.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко, В. А. Воспитательная среда детского санатория как средство социальной адаптации детей : автореф. дис. ... канд. пед. Наук / Бондаренко Виктория Артемовна. - Ставрополь, 2005. - 23 с.

2. Волкова, О.В. Социокультурный аспект развития личности ребенка с ослабленным здоровьем. / О.В. Волкова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 6 (17). - URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 19. 02. 2021).

3. Джарман, О. А. Научное обоснование организации санаторной помощи детям дошкольного возраста с туберкулезной инфекцией: автореф. дис. ... канд. мед. Наук / Джарман Ольга Александровна. - Санкт-Петербург. - 2005. - 24 с.

4. Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации (утв. Министерством просвещения РФ и Министерством здравоохранения РФ, 17 октября 2019 г.) // ГАРАНТ.РУ: [информационно-правовой портал]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72797314/ (дата обращения: 28.02.2021).

5. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - 2-е изд. - Москва : АРКТИ, 2009. - 320 с.

REFERENCES

1. Bondarenko, V.A. (2005), The educational environment of the children's sanatorium as a means of social adaptation of children, dissertation, Stavropol.

2. Volkova, O.V. (2012), "Socio-cultural aspect of the personality development of a child with impaired health", Medical Psychology in Russia, No. 6, available at: http://medpsy.ru (accessed 28 February 2021).

3. Dzharman, O.A. (2005), Scientific substantiation of the organization of sanatorium care for preschool children with tuberculosis infection, dissertation, St. Petersburg.

4. Ministry of Education of the Russian Federation and the Ministry of Health of the Russian Federation (2019), Methodological recommendations on the organization of education for children who are on long-term treatment and cannot attend educational organizations for health reason, available at: http: // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72797314/ (accessed 28 February 2021).

5. Smirnov, N.K. (2009), Health-saving educational technologies and health psychology at school, 2nd ed., ARKTI, Moscow.

Контактная информация: annet.714@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.