Научная статья на тему 'Современные задачи преподавания философии'

Современные задачи преподавания философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / HUMANITIES / ГИБКИЕ НАВЫКИ / SOFT SKILLS / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SOCIAL SCIENCES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Железнякова Светлана Ивановна

В статье предпринимается анализ современных проблем преподавания гуманитарных дисциплин, в том числе философии, с учетом новых задач, стоящих перед личностью и обществом. Автор отмечает актуальность и гуманистический потенциал философии как гуманитарной дисциплины с точки зрения «гибких навыков», необходимых современному человеку для развития коммуникативной и социальной компетентности. Анализируются результаты социологического опроса студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Железнякова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems of teaching the philosophy

This article analyzes modern challenges of teaching social sciences and philosophy, considering the new problems, which personality and society are facing. The author notes the relevance and humanistic potential of philosophy as humanitarian discipline from point of view of the «soft skills», which modern person needs to develop the communicative and social competence. The results of sociological survey of students are analyzed.

Текст научной работы на тему «Современные задачи преподавания философии»

С.И. ЖЕЛЕЗНЯКОВА кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры истории и философии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова*

Современные задачи преподавания философии

Гуманистический потенциал философии как вузовской учебной дисциплины очевиден. Основная проблема преподавания сегодня заключается в придании современного звучания философским темам, обсуждение которых способствовало бы формированию личности, не просто широко образованной, но и гуманистически мыслящей, умеющей понять общечеловеческое содержание обсуждаемых проблем, осознать единство человека и природы, взаимосвязь и взаимозависимость глобальных социальных процессов с личной этической позицией человека1.

Проблема заключается в нахождении актуальных форм постановки вопросов, поиск ответов на которые способствует формированию личности, выработке цельного мировоззрения, созданию современной многоаспектной картины мира у молодого человека.

Традиционная подача философской проблематики, используемая в учебном процессе, предполагает ее раскрытие в историческом и теоретическом контексте, что, несомненно, доказало эффективность и результативность в практике преподавания. Однако такой подход иногда может приводить к определенному снижению актуальности дискутируемых вопросов, что для неспециалистов в области философского знания чревато утратой интереса к дисциплине, восприятию философской проблематики как узкоспециализированной, понятной лишь небольшому кругу экс-

* Железнякова Светлана Ивановна, e-mail: Zhelezn11@mail.ru

1 Баркова Э.В. Экофилософия в поисках оснований теории природно-культурного наследия // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку, 2013, № 4(8), с. 4.

пертов, к восприятию философского знания как не имеющего отношения к насущным вопросам бытия.

В то же время коммуникативными особенностями молодежного сознания, спецификой работы с информацией у со-

1

временного молодого человека являются такие черты, как быстрота, непродолжительность восприятия и удержания внимания, оперативность отклика, быстрое обращение к дополнительным разнообразным источникам информации, определенная «клиповость» мышления, эффект доминирования группового мнения в оценках ситуаций, проблем и событий.

Эти и другие психолого-педагогические условия преподавания делают актуальной задачу современного стиля осмысления философских вопросов в рамках вузовских учебных курсов, коль скоро мы ставим задачу формирования человека с самостоятельным мышлением, не подверженного различным манипуляциям, умеющего выработать и аргументировать собственную точку зрения по различным вопросам личной и общественной жизни, способного к конструктивному анализу действительности, опираясь на достижения философии .

Поэтому важным является вопрос о том, что дает изучение дисциплины современному студенту, каковы его ожидания от изучения философии, как воспринимаются и оцениваются те проблемы и варианты их решения, которые обсуждаются на лекциях и семинарах, в рамках круглых

3

столов и диспутов .

Одной из задач преподавания курса является уяснение студентами периодизации развития научного и философского знания во взаимосвязи с развитием человеческого общества, культуры, самосознания и рациональности. Например, когда понятия и термины, связанные с историческими эпохами, обозначаемыми как «Возрождение», «Новое время», «Просвещение» и т.п., обретают конкретный смысл,

1 Малахова Е.В. Задачи и проблемы преподавания философии в современной системе высшего образования // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 2016, № 4(88), с. 18-23.

2 Новикова ЕЮ. Компетентностный подход в гуманитарном образовании современных студентов // Право и образование, 2012, № 5, с. 4-13.

3 Понизовкина И.Ф. Современный образовательный процесс: по пути ли будущему экономисту с философией // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 2014, № 1, с. 35-43.

живое звучание, увязываются с судьбами ученых, мыслителей, с особенностями историческими и социокультурными, - одним словом, обретают современное звучание, актуализируют человеческую проблематику и в конечном итоге выполняют важнейшую гуманистическую функцию.

Актуален вопрос о познавательных возможностях чело-века1 через развертывание всей картины возрастания могущества человеческого разума, рациональности в поиске истины к постановке проблемы целеполагания в познавательной деятельности, обоснования методологии, выбора методов и средств поиска истины, способов встраивания получаемых знаний в систему знаний, стимулирования творческого потенциала личности.

Принципиален вопрос об этической ответственности современного ученого в любой области, будь то естественнонаучная или гуманитарная. Для современного человека это также ситуация ценностного выбора в решении вопроса о том, каковы приоритеты в поиске истины - знание само по себе, как самоценность, или его гуманитарное предназначение, служение человечеству.

Важной задачей является формирование системных умений и навыков ориентирования в окружающем мире, развития социальной компетентности личности, особенно в ситуации роста неопределенности в жизненно важных сферах, таких, например, как гражданское, профессиональное, семейное, культурное самоопределение. Сегодня актуален вопрос о «гибких» («soft skills») навыках, которые содержат серьезную гуманитарную составляющую.

Являясь сквозными компетенциями, эти навыки обеспечивают личности способность комплексного подхода к анализу различных явлений, ситуаций, проблем; умение эффективно взаимодействовать с другими в разных сферах, иначе говоря, обеспечивать эффективную коммуникацию и гармонично встраиваться в групповую работу; умение эмпатически воспринимать потребности другого человека («эмоциональный интеллект»); умение работать с распределением времени, то, что называют «тайм-менеджмент»; навыки конфликтологического анализа; способность крити-

1 Галухин А.В. Проблема несоизмеримости теорий: методологический аспект // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку, 2017, №2(18), с. 5-19.

чески мыслить; способность к реалистичному мотивирующему целеполаганию и т.п.

Постановка и решение подлинно философских вопросов неизбежно расширяют социальные компетенции человека, побуждают студента рассматривать любую проблему, ситуацию с разных точек зрения, выделять в ней наиболее существенное, прояснять для себя ее гуманистический смысл и значение для решения ключевых проблем современности.

Предложенный еще Сократом метод поиска истины путем постановки вопросов, последовательно раскрывающий суть проблемы и выявляющий ее подлинно человеческое содержание, актуален сегодня как никогда. Накопленный опыт философской рефлексии, включающий в себя огромное разнообразие вариантов и версий поиска истины, в конечном счете выводит каждое новое поколение к знаменитым кантовским вопросам о мироздании и задаче человека в этом мире.

И опыт преподавания философии доказывает, что эти проблемы актуальны для юношества, что они действительно волнуют молодых людей и заставляют их задуматься. Тем более в современных условиях философия, понимаемая как самосознание эпохи, может помочь в выработке общественного консенсуса по поводу оснований человеческого существования перед лицом новых вызовов - экологических, техногенных, культурных, информационных и др.1.

Для уточнения и конкретизации особенностей преподавания философии как учебной дисциплины в университете важной представляется «обратная связь», т. е. мнения и оценки студентов по поводу обозначенных проблем.

В ходе анкетного опроса студентов, проведенного автором среди студентов различных факультетов Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в 2017/2018 учебном году, изучавших философию (объем выборки - 345 респондентов), была получена информация оценочного характера по поводу значения философии как учебной дисциплины в вузе.

1 Agibalova E, Barkova E., Ivleva M. Information ecology in structuring sociocultural space of modern society // Proceedings of the 2017 2nd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities. Moscow, June 14-15, 2017, c. 1146-1150.

Во-первых, изучались мнения студентов относительно полезности изучения философии как учебной дисциплины -вопрос «По каким направлениям изучение философии как учебной дисциплины оказалось наиболее полезным для Вас?». Можно было выбрать до 5 вариантов ответа.

Согласно результатам опроса 87% респондентов отмечают расширение собственного кругозора, эрудированности; 40% - увеличение возможностей аргументации, навыков публичного выступления, еще четверть - развитие навыков рассуждения, логического анализа, критического анализа явлений. Треть опрошенных указывает воздействие на мировоззрение, формирование нового взгляда на проблемы жизни человека и общества. Очевидно, что актуализация для студента новых областей гуманитарного поиска позитивно сказывается на общей социальной компетентности, способствуя формированию представлений о проблемном поле и предметной области философского поиска, задавая его основные направления - бытие и человек, человек в мире, его задачи и его ответственность. Формируются навыки рефлексии по поводу ключевых вопросов бытия1, познания, смысложизненных ориентиров, перспектив развития общества.

Актуальными являются навыки коммуникации и групповой работы при осмыслении философских вопросов, которые складываются в ходе диалога, дискуссий, обмена мнениями. Требования логики и теории аргументации в публичных выступлениях из абстрактных знаний становятся практически необходимыми, когда студент обосновывает выдвинутый тезис, формулирует выводы и размышляет над перспективой и возможными вариантами развития темы. Принципиально важно, что рациональное осмысление сопряжено с выработкой ценностного отношения к проблеме. Этот вклад философии как учебной дисциплины в развитие личности и профессионала адекватно оценивается респондентами: так, 92% опрошенных полагают, что данная вузовская дисциплина безусловно необходима как часть общей культуры профессионала.

Круг тем и проблем, актуальных для современного молодого человека, достаточно широк и вместе с тем четко

1 Сидоренко Л.П. Экология философии как проблема научного мышления // Право и практика, 2017, № 3, с. 176-181.

определен. Открытый вопрос «Какие темы из курса философии Вас наиболее заинтересовали?» позволил выстроить иерархию наиболее значимых вопросов. Перечня вариантов ответов не задавалось, что позволило выяснить реально интересующие вопросы и темы, особенно запомнившихся мыслителей.

Во-первых, это проблема смысла жизни и сущности бытия, ее в качестве наиболее важной для себя обозначает половина опрошенных - 52%. Сюда же можем отнести всю проблематику человека, в том числе проблему творчества, что отмечают еще 28% респондентов.

Проблемы жизни общества, социальной стратификации, функционирования общественного сознания, социально-философская проблематика особенно важны для трети опрошенных. Здесь же укажем интерес к взаимосвязи философии и экономики, философии и религии.

В числе особенно заинтересовавших проблем молодые люди называют футурологию, научное предвидение будущего; проблематику искусственного интеллекта; будущее мегаполисов.

Если говорить о личности философа, то наибольший интерес у молодых людей вызывают такие мыслители, как Конфуций, Сократ, Макиавелли, Декарт, Кант, Фрейд. Студенты обозначают свой интерес к философским системам конфуцианства, буддизма, древнегреческой философии, стоицизма, русской философии и особенно космизма, к марксизму, экзистенциализму.

Таким образом, бытие человека в современном мире -это, пожалуй, ключевое направление, в рамках которого необходимо раскрывать вечные философские темы и проблемы так, чтобы они были востребованы современным молодым человеком - гуманистически ориентированным будущим профессионалом с широким кругозором и коммуникативной компетентностью.

Железнякова С.И. Современные задачи преподавания философии. В статье предпринимается анализ современных проблем преподавания гуманитарных дисциплин, в том числе философии, с учетом новых задач, стоящих перед личностью и обществом. Автор отмечает актуальность и гуманистический потенциал философии как гуманитарной дисциплины с точки зрения «гибких навыков», необходимых современному человеку

для развития коммуникативной и социальной компетентности. Анализируются результаты социологического опроса студентов.

Ключевые слова: философия, молодежь, гуманитарные науки, гибкие навыки, коммуникативная компетентность.

Zheleznyakova S.I. Modern problems of teaching the philosophy. This article analyzes modern challenges of teaching social sciences and philosophy, considering the new problems, which personality and society are facing. The author notes the relevance and humanistic potential of philosophy as humanitarian discipline from point of view of the «soft skills», which modern person needs to develop the communicative and social competence. The results of sociological survey of students are analyzed.

Keywords: philosophy, youth, social sciences, humanities, soft skills, communicative competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.