Научная статья на тему 'Использование интерактивных методик в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин'

Использование интерактивных методик в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоренко Ирина Николаевна

В статье рассматриваются интерактивные коммуникативные методики, применяемые в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Отмечается их высокая эффективность, а также заинтересованность студентов именно в таких активных формах проведения практических занятий. В качестве примера приводятся несколько сценариев интерактивных семинарских занятий по социологии и философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных методик в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин»

УДК 372.8

И. Н. Сидоренко, кандидат философских наук, доцент (БГТУ)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИК В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

В статье рассматриваются интерактивные коммуникативные методики, применяемые в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Отмечается их высокая эффективность, а также заинтересованность студентов именно в таких активных формах проведения практических занятий. В качестве примера приводятся несколько сценариев интерактивных семинарских занятий по социологии и философии.

The interactive communicative methods, applied in the course of teaching of socially-humanitarian disciplines are considered in this article. High efficiency of these methods, and also interest of students in such active forms of the realization of a practical training is noted. Some scenarios of interactive seminar studies on sociology and philosophy are resulted as an example.

Введение. Информационное общество выдвигает целый ряд новых требований в складывающейся системе образования, среди которых особое значение имеет качество образования, связанное с его фундаментальностью и универсальностью. Последнее означает получение знаний универсального характера на основе усвоения знаний, полученных фундаментальными науками. В условиях все возрастающей специализации науки значение приобретает знание общих законов природы и общества, на основе которых возможен выбор универсальных сфер деятельности. Сложившийся прагматизм к получению конкретных результатов в научной деятельности без учета их социальных, экологических и других последствий должен уступить место формированию творческой, разносторонне развитой личности, способной просчитывать как сиюминутные успехи, так и отдаленные последствия проводимых научных исследований с целью сохранения пригодной среды обитания человека и гармонизации социальных отношений. Это положение реализуется через основной принцип ноосфер-ного образования - «образование через всю жизнь». В силу этого важнейшим аспектом современного образования должно стать формирование новых мировоззренческих ориента-ций во взаимоотношениях общества и природы, человека и социума.

Реализация установки на ноосферное образование связана и с изменением методических направлений внедрения нового научного знания в образовательный процесс. Английский социолог Род Уотсон называет образование «институтом, насыщенным языком», т. е. практически все особенности функционирования образовательных институтов связаны с использованием тех или иных форм языка. Для обозначения этого прагматического аспекта языка принято использовать понятие «дискурс». Так, например, социально-гуманитарное знание должно осуществляться сквозь призму поли-

теоретической интерпретации, что позволит активизировать позицию студента, предполагая развитие творчески-критического отношения к философским и социологическим теориям, их методологическому инструментарию. Такая подача материала нацеливает студента на комплексное и одновременно избирательное использование различных теорий, их методологических средств. Таким образом, у студента появится возможность выбора, какой теории, каким технологиям анализа социальных явлений и процессов отдать предпочтение.

Основная часть. Новая модель образования должна исходить из того, что в условиях информационного общества знания, полученные в процессе образования, становятся важнейшим капиталом в сфере решения научно-технических проблем, при создании новейших технологий и изменении ценностных ориента-ций во взаимодействии общества и природы. Человеческий капитал в условиях информационного общества — это приобретенные знания, навыки, мотивации и энергия людей, которые определяют формирование личности нового типа. Современный образовательный процесс должен включать в себя возможности применения теоретических и методологических принципов для практического использования конкретных социокультурных реалий. Это, в свою очередь, приведет к развитию социологического воображения, т. е. способности видеть латентные аспекты социальных явлений, проникать в сущность окружающих реалий, постигать их оборотную сторону, а также диагностировать аномальные отклонения от нормы в развитии общественных отношений.

Разработка и внедрение интерактивных коммуникативных методик в практику подготовки специалистов на уровне высшей школы является одним из важных факторов интенсификации учебного процесса, активизации творческого потенциала студентов. Для того, чтобы существующие сегодня университеты стали

116

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2011. № 8. Учебно-методическая работа

ведущими научно-образовательными центрами, необходимо создать в них особую атмосферу инновационного поиска более эффективных технологий и методов подготовки специалистов. Особая роль в создании творческой инновационной среды принадлежит специальным инновационно-образовательным центрам университета: лабораториям, студиям, рабочим и творческим группам и т. д.

Одними из наиболее востребованных и высокоэффективных явились интерактивные коммуникативные методики, которые в условиях равноправного сотрудничества всех участников учебного процесса стимулируют аналитическое творческое мышление, интенсивный обмен идеями, конструктивную коммуникацию, навыки самостоятельного и коллегиального принятия решения и т. д. Среди методов и форм обучения, способствующих формированию и укреплению активной познавательной позиции студентов, необходимо выделить: «мозговой штурм», дискуссии с приглашенными специалистами, дебаты, метод «займи позицию», PRES-формула, метод «учебный полигон», сократовский диалог, анализ и диагностика ситуации, проблемный метод, моделирование, кейс-метод, анализ ошибок, интервью, различные ролевые игры, работа в малых группах, творческие конкурсы и т. п.

По результатам соцопроса, проводимого в 2009-2010 гг. на базе Белорусского государственного технологического университета (БГТУ) (было опрошено 400 студентов I, II, III, и IV курсов), было выяснено, что около половины студентов (примерно 47,3%) не удовлетворены процессом обучения: традиционные семинарские занятия у большинства студентов не вызывают интереса, также крайне низко в студенческой среде оценивается значимость выступлений студентов с докладами по изучаемым проблемам (такую форму усвоения учебного материала предпочитают лишь 7,8% от общего числа опрошенных). Это объясняется тем, что в ходе выступлений с докладами не всегда удается создать атмосферу коллективного обсуждения изучаемых проблем и зачастую заслушивание студенческих докладов происходит формально, без активного участия других студентов в обсуждении. 64,9%, напротив, предпочитают и считают более эффективными занятия, на которых проводится коллективное обсуждение изучаемых проблем. Лекцию, как форму изучения общественных дисциплин, предпочитают около 43% респондентов, однако опрашиваемые отмечали при этом, что желательно было бы разбавлять теоретический лекционный материал примерами или презентациями. Как можно заметать, студенты БГТУ в большей степени тяготеют к активным формам образовательного процесса.

В процессе преподавания в БГТУ социально-гуманитарных дисциплин, в частности, философии и социолог™, действительно оказались очень эффективными интерактивные методики, позволившие существенно повысить вовлеченность студентов в учебный процесс, активировать их творческие возможности, а также задействовать уже накопленный ими социальный опыт. В результате использования таких методик студенты получают возможность проявить свои аналитические и креативные навыки, убедиться в том, что они способны выступать не только в качестве социальных агентов, но и в определенном смысле в роли социальных экспертов. При таком подходе особое внимание уделяется осознанию уже имеющихся социальных компетенций студентов и формированию новых, что благоприятно влияет на формирование у учащихся социально ответственной позиции.

Так, в качестве типовых могут быть использованы различные сценарии коллективных интерактивных занятий. Например, сценарий «брифинга», основанный на организации обсуждения специально подготовленных под контролем преподавателя коллективных студенческих выступлений по актуальным и неоднозначно решаемым в современной философии и социологии проблемам с последующим их обсуждением и подведением итогов преподавателем. Для проведения занятий по этому сценарию студенческая группа разбивается на несколько подгрупп, каждая из которых получает задание содержательно представить методологическую позицию того или иного направления философии или социологии. Каждая подгруппа организуется следующим образом: «спикер», представляющий коллективно осуществленную группой реконструкцию соответствующей методологической позиции на суд аудитории; «критик», моделирующий возможные возражения со стороны других подгрупп, представляющих иные методологии, и критически разбирающий уязвимые с логической точки зрения моменты; «эксперты», детально прорабатывающие отдельные проблемные вопросы. Подготовка к таким занятиям предполагает как консультативную работу преподавателя с каждой подгруппой, так и индивидуальную работу членов подгруппы. Необходимо отметить, что формирование команд и разделение ролей внутри них должно осуществляться по принципу добровольности, без вмешательства преподавателя, даже в том случае, если определившиеся команды значительно разняться по своим интеллектуальным возможностям, т. к. в ходе проведения семинаров с использованием интерактивных методик большое значение имеет совместимость игроков.

Для разъяснения и анализа сложных теоретических концепций социально-гуманитарного знания, с нашей точки зрения, весьма эффективно использование другого сценария, а именно - «концептуального театра». Этот сценарий предполагает ролевую концептуальную «идентификацию» специально выделенных подгрупп студентов с теми или иными направлениями философии или социологии и моделирование дискуссий между ними в контексте сравнительного анализа теорий. Такой вид семинарского занятия предполагает взаимную критику теоретических позиций участников, развитие навыков самостоятельного анализа, обучение аргументации выбранной позиции, ознакомление с правилами научной дискуссии.

Весьма эффективно использование такого сценария, как «круглый стол», в ходе реализации которого предполагается свободная дискуссия студентов по актуальным философским проблемам и социальным проблемам современного глобализирующегося мира. Однако, необходимо иметь в виду, что осуществление полноценной дискуссии предполагает специальную организационную и теоретическую подготовку, в частности, необходимо снабдить студенческую группу списком литературы и текстами, освоение которых предполагает возможность различных версий истолкования анализируемой проблематики. В результате этого каждый студент получает возможность обосновать избранную им позицию, аргументировать ее основные положения и высказать свою точку зрения. Без глубокой предварительной теоретической подготовки такое занятие может превратиться в простой обмен мнениями на обыденно-психологическом уровне.

В процессе преподавания социологии студентам предлагается подготовить и провести собственное социологическое исследование по интересующим их проблема. Такое исследование может быть осуществлено в виде соцопро-сов, социометрии или социологического наблюдения. Этот тип сценария предполагает консультацию с преподавателем в процессе подготовки анкеты, определения цели и гипотезы исследования, а также в анализе полученной информации и обоснования основных выводов. Предполагается, что перед проведением исследования студенты должны ознакомиться со статистикой, концепциями, объясняющими причины того или иного социального явления. Результаты таких социологических исследований выносятся на

групповое обсуждение и, как правило, вызывают горячие споры, пояснения, желания разобраться в данной проблеме, выяснить не только причины, но и предложить способы ее решения.

В целом, интерактивные методики, имеющие в качестве своего основания игру, помогают не только разнообразить виды семинарских занятий, но, что немаловажно, заинтересовать студентов проблематикой, помочь им сформировать собственное видение социальных реалий и проблем. Более того, использование игры как интенсивного метода обучения позволяет акцентировать не только теоретическую, но и практическую прикладную значимость социально-гуманитарного знания.

Заключение. Можно сделать вывод, что внедрение интерактивных форм и методов обучения является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки специалистов на базе высшей школы. Применение интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. При этом исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса: из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения. Такое равноправное участие в процессе обсуждения, проигрывание ролей возможно при соблюдении демократических норм взаимоотношений между преподавателем и студентами, а также строгая временная регламентация выполнения каждого этапа занятия, поддержание научной культуры, организованности, умения вести научный спор. С другой стороны, преподаватель должен быть подготовлен к проведению такой сложной формы учебного процесса и продумать разные варианты и возможные механизмы корректировки проведения интерактивных сценариев.

Таким образом, интерактивная модель обучения отвечает всем требованиям ноосферного образования, главными принципами которого являются: направленность на творчество и самостоятельный поиск; активизация инициативы; принятие самостоятельного решения и ответственность за него; прикладное и практическое значение получаемых знаний; ориентация на образование не как на результат, а как на процесс, предполагающий постоянное самообразование и повышение уровня знаний и компетенции.

Поступила 15.04.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.