Научная статья на тему 'Подготовка клинических психологов в сфере здравоохранения на основании компетентностного подхода'

Подготовка клинических психологов в сфере здравоохранения на основании компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КЛИНИЧЕСКИЕ ПСИХОЛОГИ / COMPETENCY-BASED APPROACH / INTERACTIVE TEACHING METHODS / CLINICAL PSYCHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутова О.И.

В статье рассматриваются такие понятия как «компетентностный подход», «компетенция», «интерактивные методы обучения». Разработка нового поколения государственных образовательных стандартов высшего образования, в частности подготовки клинических психологов, выявила необходимость поиска новых образовательных технологий, таких как использование интерактивных форм обучения, которые удовлетворяли бы основные положения компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шутова О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF CLINICAL PSYCHOLOGISTS USING A COMPETENCY-BASED APPROACH IN HEALTHCARE

The article reviewed the concepts of competency-based approach, competence, interactive teaching methods. The development of a new generation of educational standards of higher education including the standards of training clinical psychologists revealed the need for new educational technologies, such as interactive forms of learning, which would meet the requirements of the competency-based approach.

Текст научной работы на тему «Подготовка клинических психологов в сфере здравоохранения на основании компетентностного подхода»

О. И. Шутова

Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра общей и клинической психологии

ПОДГОТОВКА КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ОСНОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

УДК 159.9:61+614.2

В статье рассматриваются такие понятия как «компетентностный подход», «компетенция», «интерактивные методы обучения». Разработка нового поколения государственных образовательных стандартов высшего образования, в частности подготовки клинических психологов, выявила необходимость поиска новых образовательных технологий, таких как использование интерактивных форм обучения, которые удовлетворяли бы основные положения компетентностного подхода.

Ключевые слова: компетентностный подход, интерактивные методы обучения, клинические психологи. O. I. Shutova

TRAINING OF CLINICAL PSYCHOLOGISTS USING A COMPETENCY-BASED APPROACH IN HEALTHCARE

The article reviewed the concepts of competency-based approach, competence, interactive teaching methods. The development of a new generation of educational standards of higher education including the standards of training clinical psychologists revealed the need for new educational technologies, such as interactive forms of learning, which would meet the requirements of the competency-based approach.

Key words: competency-based approach, interactive teaching methods, clinical psychologists.

Профессиональная деятельность составляет главенствующее содержание жизни человека. Самореализация в профессии является одной из важнейших смысложизненных ориента-ций. Профессия клинического психолога, с одной стороны, отличается от представителей других помогающих профессий тем, что менее связана с определенными стандартами и нормами, а, с другой, деятельность носит более субъективный характер, зависящий от развития самосознания, личностных свойств и особенностей. Данная профессия обязана своим возникновением потребности людей в непосредственной психологической поддержке и помощи (В. Н. Панферова). Если раньше эта функция принадлежала колдунам, шаманам, а позднее -служителям церкви, то сейчас она может быть осуществлена специально подготовленными специалистами в области психологической помощи. Под психологической помощью подразумевается создание соответствующих условий и отношений между клиническим психологом и клиентом в целях обеспечения для личности безопасной возможности решения возникающих проблем [2]. К личности специалиста по оказанию психологической помощи предъявляются особые требования, связанные как с его внутренними субъективными качествами, так и с теми знаниями и навыками, которые закладываются в период обучения и приобретаются в процессе профессиональной деятельности.

В последнее время в российской образовательной системе укоренился термин «компетентностный подход». Его основной целью является усиление связи высшей школы с рынком труда. Как следствие, происходит пересмотрение и переструктурирование системы образования в соответствии с требованиями компетентностного подхода. Примером может выступать образовательный стандарт нового поколения, основной акцент в котором сделан на формирование компетенций у учащихся [4]. Основными принципами компетентностного подхода являются следующие положения: развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта; содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения различных проблем (познавательные, нравственные и т. д.); смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения проблем, составляющих содержание образования; оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

Современная тенденция образования предполагает развитие и воспитание личности клинического психолога в сфере здравоохранения, который будет выступать профессионалом

в своей деятельности. При этом профессионал не просто обладающий качествами, которые останутся на уровне теоретических знаний или моделей, а профессионалом, который станет компетентным в своей области. Профессионал (специалист) станет конкурентоспособным и востребованным. Он будет обладать компетентными знаниями, которые предполагает его профессия. Среди которых приоритет получат требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, рефлексирующих, самоорганизующих, моральных начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах [3].

Таким образом, образовательный процесс и роль преподавателя высшей школы возрастает. Требования, которые предъявлялись ранее, становятся иными. Они заключаются не только в том, чтобы передать информацию о какой-либо конкретной фундаментальной стороне будущей профессии, но и суметь сформировать мотивационный компонент, создать условия для формирования у студентов опыта конструирования модели решения той или иной задачи, оценить образовательные результаты и вовремя внести коррективы. Становится актуальным в студенческие годы овладение будущим клиническим психологом учебно-исследовательской компетентностью, которая послужит основой для дальнейшего процесса непрерывного образования. Важной задачей профессорско-преподавательского состава должна выступать необходимость мотивирования будущих клинических психологов к развитию интереса к продолжению обучения и самообучения в будущем. Для этого процесс обучения должен стать интересным, где ролевые позиции студента и преподавателя при проведении занятий должны быть изменены. Традиционная информационно-контролирующая функция в учебном взаимодействии должна быть заменена на обеспечивающую познавательный интерес.

Данное совершенствование системы образования и подготовки клинических психологов потребовало применение интерактивных методов обучения. Интерактивные методы обучения -это методы обучения, позволяющие учиться взаимодействовать между собой. Интерактивное обучение представляет собой способ познания, осуществляемый во взаимодействии обучающихся: все участники образовательного процесса (преподаватель и студенты), вступая друг с другом в общение и совместную деятельность, не просто обмениваются учебной информацией, но совместно участвуют в учебной ситуации: трансформируя ее в ситуацию профессионально-личностного развития, выявляя и решая проблемы, включая как механизм самооценки и рефлексии, так и механизм критического осмысления действий других участников

общения. Интерактивное обучение основывается на стимулировании учебно-познавательной активности всех студентов путем погружения их в атмосферу делового сотрудничества, ориентированного на разрешение реальных профессиональных проблем. Примером данных ситуаций у студентов клинических психологов могут выступать конкретные случаи консультационной, диагностической, психотерапевтической практики. Студенты, проводя анализ вероятных способов выполнения поставленного задания, выбирают из них оптимальный и, опираясь на имеющиеся и вновь полученные знания, обосновывают свой выбор. Таким образом, студенты приобретают новый опыт применения своих знаний и умений, что и составляет смысл интерактивного обучения [1].

Применение методов интерактивного обучения при подготовке будущих клинических психологов обеспечивает формирование общекультурных и профессиональных компетенций, поскольку способствует решению ряда задач, таких как усиление активно-познавательной и мыслительной деятельности студентов; вовлечение студентов в процесс обучения, освоение нового материала в качестве активных участников; усиление мотивации к изучению дисциплины; развитие коммуникативных компетенций помогает установлению эмоциональных контактов между студентами; выработка навыков самостоятельного нахождения информации и умение применять ее для реализации совместной деятельности; формирование учебно-исследовательской компетентности, позволяющей решать обучающие и профессиональные задачи; воспитание специалиста за счет освоения навыка командной работы, при котором важно прислушиваться к чужому мнению, находить оптимальное решение и воплощать его в жизнь; создание комфортных условий обучения, при которых студент осознает свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения; увеличение объема самостоятельной работы студента; развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации; гибкость и доступность процесса обучения (использование учебных ресурсов и программ с любого компьютера, находящихся в сети); использование таких форм, как тесты в электронном формате (текущие, промежуточные), позволяет обеспечить более четкое администрирование учебного процесса, повысить объективность оценки знаний студентов и т. д.; интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических контактов студентов с преподавателем.

К принципам организации интерактивного обучения относят диалогическое взаимодействие, работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, активно-ролевую (игровую) и тренинговую организацию обучения.

К основным методическим принципам интерактивного обучения относят всесторонний анализ конкретных практических примеров управленческой и профессиональной деятельности, в которой обучаемые выполняют различные ролевые функции; активное использование технических учебных средств (слайды, ролики, видеоклипы, видеотехника, с помощью которых иллюстрируется учебный материал); интенсивное использование индивидуальных занятий (домашние задания самодиагностического или творческого характера); проигрывание игровых ролей («оппонента», «пессимиста», «реалиста», «адвоката дьявола», «компетентного судьи» и др.) с учетом индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей обучающихся и группы в целом и др. [1].

Таким образом, конечная цель и основное содержание образовательного процесса при подготовке студентов клинических психологов при применении интерактивных технологий сохраняются. Происходит изменение формы представления учебного материала в полило-говой форме с опорой на взаимопонимание и взаимосотрудничество. На первый план выходит групповая форма работы и организации учебной деятельности с упором на освоение не только теоретического материала, но и разбора практических задач и ситуаций, которые возможны в будущей деятельности клинических психологов.

Ниже приводятся примерные планы интерактивных методов обучения (семинарские занятия) с подробным описанием основных целей, задач, этапов, применяемые со студентами отделения «Клиническая психология» Волгоградского государственного медицинского университета.

Первым примером проведения семинарского занятия в форме судебного заседания выступает дисциплина «История психологии». Данный пример является формой регламентированной дискуссии или учебного спора-дискуссии. Целью занятия являлось рассмотрение основного материала по изучаемой теме (основные психологические школы психологии); организовать форму занятия таким образом, чтобы минимизировать авторитарную роль преподавателя; сформировать мотивацию обучения с целью получения знаний, а неполучения положительной оценки и избегания отрицательной. В ходе занятия все участники добровольно делились на две большие подгруппы в зависимости от принятия одной из точек зрения (одна из подгрупп рассматривала представителей бихевиоризма, другая - психоанализа). Каждый студент группы кратко характеризовал представителя школы. Также отдельно выбирался судья заседания (им не являлся преподаватель дисциплины) и объект спора двух сторон (в данном семинарском занятии им выступала «психика»). На первом этапе судебного заседания судья оглашал предмет спора, представлял

отстаивающие его стороны, порядок заседания. На втором - от каждой стороны представители давали общую характеристику школы. Затем высказывали позиции конкретных ученых-представителей по основному вопросу судебного спора. На следующем этапе осуществлялись прения сторон. Каждая сторона высказывала критику в адрес другой. Выделялись «слабые» и «сильные» аспекты рассмотренных школ. На заключительном этапе после высказанных позиций, главный предмет спора - студент, представлявший «психику», пытался высказать свое мнение. Итогом заседания являлось вынесение вердикта судьей. Подведение итогов проведенного занятия преподавателем.

Основными результатами успешно проведенного занятия в форме «Судебного заседания» могут считаться следующие: умение вести цивилизованный открытый диалог, в ходе которого, проводя анализ позиции подгруппы своих или других представителей, расширяется информационное поле, и разрешаются свои собственные сомнения; формируются или трени-р уются навыки публичного выступления.

Другим примером проведения семинарского занятия в форме тренинга может выступать дисциплина «Общая психология», целью которого являлось повышение познавательной мотивации студентов; расширение словарного запаса научным знанием по учебному предмету; умение использовать полученные теоретические знания в личных целях. В процессе занятия все участники рассаживались в учебной аудитории в форме круга. Данная форма занятия заимствуется из тренингов. Роль тренера выполняет преподаватель. В начале занятия каждый участник выбирал себе имя на данное занятие, которое могло отличаться от настоящего. Затем преподаватель объяснял правила проведения тренингово-семинарской формы работы. Формулировалась цель занятия. Основная задача заключалась в том, что необходимо было освоить тот теоретический материал, который предполагал календарно-тематический план на данный день. Дополнительная цель формировалась в том, чтобы на базе усвоенных знаний, на примере темы «Эмоционально-чувственная сфера» попытаться расширить имеющийся уровень эмоциональных реакций и проявлений у студентов.

Происходило обсуждение темы в рамках тех семинарских вопросов, которые задавались заранее подготовить. Основные моменты, которые представляли важность для дальнейших заданий, выносились на доску. Затем участникам предлагалось выполнить задание, которое позволило оценить то эмоциональное состоя-н и е, которое преобладало на данный момент у группы. Происходило обсуждение рисунков и сопоставление с тем теоретическим материалом, который разбирался ранее.

На следующем этапе происходил разбор следующего блока теоретического материала. В качестве практического задания выступало следующее: всем присутствующим предлагалось посмотреть отрывок какого-либо фильма, где наглядно были показаны проявления эмоций и чувств. Каждая эмоция проговаривалась и обсуждалась участниками. Затем выбирался определенный отрывок из фильма и проигрывался добровольно вызвавшимися участниками по ролям. В заключении занятия подводились результаты. Участники занятия высказывали свое мнение о пройденной теме, давали оценку важности проявления эмоций, способности их контролировать и проявлять, наличия или отсутствия репертуара эмоциональных проявлений. Основными результатами успешно проведенного занятия в форме тренинга могут считаться тренировка навыков публичного выступления; наличие свободного общения, построенного на умении культурного выражения своих мыслей и такта; расширенное информационное поле; наличие навыков самостоятельной работы и ведения предметной дискуссии.

Стремительное развитие технических средств способствует потребности освоения их. При этом освоение не только преподавателями высшей школы, но и самими обучающимися. Скорее процесс происходит наоборот: учащиеся задают направленность и специфику содержания занятий (лекционных, семинарских, практических). Поэтому становится уже привычным давать задания обучающимся не просто прочитать что-либо, законспектировать, пересказать, а проявить свои творческие способности, подойти к рутинному скучному занятию с нестандартной точки зрения. Примером может выступать в рамках специальности «Клиническая психология» дисциплины «История психологии» снятый фильм или ролик, который бы являлся пересказом первоисточников. Подобный опыт имеется в рамках трактата Аристотеля «О душе», книги Э. Фромма «Бегство от свободы» и т. д. Данные

занятия, с методологической точки зрения, повышают мотивационный компонент учащихся, формируют положительное эмоциональное отношение к изучаемой дисциплине, способствуют более тщательному и глубокому пониманию материала.

Таким образом, компетентностный подход, который активно внедряется на данный момент в российское высшее образование, напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума. Целью является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Все это составляет специфику компетентностного подхода. Одним из способов эффективного формирования компетенций у будущих клинических психологов является применение интерактивных методов обучения, которые обеспечивают положительные результаты.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Артюхина А. И., Чумаков В. И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: учеб. пособие. -Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2012. - 212 с.

2. Кораблина Е. П. Психологическая помощь как профессиональная деятельность практического психолога // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. - СПб., 2001. - С. 161-170.

3. Компетентностный подход. Реферативный бюллетень. - Российский государственный гуманитарный университет, 2005. - 27 с.

4. Чернов А. Ю. // Проблемы реализации ком-петентностного подхода в образовании: от теории к практике: матер. регион. науч.-практ. конф. - Волгоград: Колледж, 2011. - С. 5-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.