Научная статья на тему '«Философия: герменевтика концептов»: "Круглый стол" кафедры философии и гуманитарных дисциплин совместно с кафедрой истории, теории и социологии коммуникации ФГБОУ во «Удмуртский государственный университет» и Удмуртским филиалом Института философии и права УрО РАН (5 октября 2016 г. )'

«Философия: герменевтика концептов»: "Круглый стол" кафедры философии и гуманитарных дисциплин совместно с кафедрой истории, теории и социологии коммуникации ФГБОУ во «Удмуртский государственный университет» и Удмуртским филиалом Института философии и права УрО РАН (5 октября 2016 г. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
138
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ГЕРМЕНЕВТИКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ / МЫШЛЕНИЕ / КОНЦЕПТ / PHILOSOPHY / PHILOSOPHIZING / TEACHING METHODOLOGY / HERMENEUTICS / HUMAN / THINKING / CONCEPT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дерябин М.Л., Полякова Наталья Борисовна, Соколова Ольга Владимировна, Соловей Ирина Викторовна, Шадрин Алексей Анатольевич

В условиях технизации всего пространства знания, когда философия и гуманитарные дисциплины вымещены на периферию, необходимо возвращать интерес к живому процессу философствования. Это подразумевает чтение, интерпретацию, погружение в классические и современные философские концепции, манифестирующие авторские смысловые конструкты бытия, мира, человека, общества и др. Но, одновременно, это деконструкция, современный пересмотр подачи философского материала, который на первых порах знакомит, вызывает живой интерес и вовлекает мышление молодого поколения в современный анализ всего, что существовало, существует и будет существовать, в вечный и бесконечный поток бытия. Кафедрой философии и гуманитарных дисциплин, кафедрой истории, теории и социологии коммуникации Удмуртского государственного университета совместно с Удмуртским филиалом Института Философии и права УрО РАН сформирован интересный опыт передачи студентам философского знания. Начинаем серию круглых столов под общим названием «Философия: герменевтика концептов», посвященных рассмотрению вопросов преподавания дисциплины «Философия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Дерябин М.Л., Полякова Наталья Борисовна, Соколова Ольга Владимировна, Соловей Ирина Викторовна, Шадрин Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY: HERMENEUTICS OF CONCEPTS (Round-table discussion held by the Department of Philosophy and Humanitarian Disciplines jointly with the Department of History, Theory and Sociology of Communication (Udmurt State University) and the Udmurt Branch of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Division of the Russian Academy of Sciences on October 5, 2016)

Given the technicalization taking place in the whole space of knowledge, when philosophy and humanities have been placed to the periphery of the educational process, it is necessary to revive interest in the lively process of philosophizing at the university. This could be possible in the process of reading, interpretation of classical and contemporary philosophical concepts that manifest authors' semantic constructs of being, world, human, society, etc. At the same time, in order to attract and involve the young generation in thinking, analyzing and interpreting all that existed, exists and will exist, that is, in the eternal flow of life, we should deconstruct the old schemes of teaching and present a modern review of philosophical knowledge. The Department of Philosophy and Humanities and the Department of History, Theory and Sociology of Communication of UDSU in collaboration with the Udmurt Branch of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Division of RAS have developed an original method of teaching philosophy and of imparting philosophical knowledge to students. With this paper we begin a series of round-table discussions under the name "Philosophy: hermeneutics of concepts" devoted to issues of teaching philosophy.

Текст научной работы на тему ««Философия: герменевтика концептов»: "Круглый стол" кафедры философии и гуманитарных дисциплин совместно с кафедрой истории, теории и социологии коммуникации ФГБОУ во «Удмуртский государственный университет» и Удмуртским филиалом Института философии и права УрО РАН (5 октября 2016 г. )»

24_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 111.1::316 (045)

М.Л. Дерябин, Н.Б. Полякова, О.В. Соколова, И.В. Соловей, А.А. Шадрин «ФИЛОСОФИЯ: ГЕРМЕНЕВТИКА КОНЦЕПТОВ»

"Круглый стол" кафедры философии и гуманитарных дисциплин совместно с кафедрой истории, теории и социологии коммуникации ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» и Удмуртским филиалом Института Философии и права УрО РАН

(5 октября 2016 г.)

В условиях технизации всего пространства знания, когда философия и гуманитарные дисциплины вымещены на периферию, необходимо возвращать интерес к живому процессу философствования. Это подразумевает чтение, интерпретацию, погружение в классические и современные философские концепции, манифестирующие авторские смысловые конструкты бытия, мира, человека, общества и др. Но, одновременно, это деконструкция, современный пересмотр подачи философского материала, который на первых порах знакомит, вызывает живой интерес и вовлекает мышление молодого поколения в современный анализ всего, что существовало, существует и будет существовать, - в вечный и бесконечный поток бытия.

Кафедрой философии и гуманитарных дисциплин, кафедрой истории, теории и социологии коммуникации Удмуртского государственного университета совместно с Удмуртским филиалом Института Философии и права УрО РАН сформирован интересный опыт передачи студентам философского знания. Начинаем серию круглых столов под общим названием «Философия: герменевтика концептов», посвященных рассмотрению вопросов преподавания дисциплины «Философия».

Ключевые слова: философия, философствование, методика преподавания, герменевтика, человеческое, мышление, концепт.

Н.Б. Полякова - доцент кафедры философии и гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «УдГУ», кандидат философских наук, доцент.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья, единомышленники. Сегодняшней встречей мы открываем серию круглых столов с общим названием «Философия: герменевтика концептов».

Необходимость разговора о дисциплине «Философия» в рамках преподавания в классическом университете задана, на мой взгляд, двумя границами. Первая, внешняя — это общее сокращение часов по философии и по всему комплексу гуманитарных дисциплин. Вторая — содержательное наполнение курса.

Развитие современного образования направлено на создание человека, которого можно обозначить как homo faber, homo economicus, но никак не homo thinking, то есть человека думающего, человека как человека. В связи с этим цель образования, в том числе высшего, формируется как научение биосоциального существа таким техникам, алгоритмам, технологиям действия, которые обеспечили бы его встраивание в экономическую машину. Причем усвоенные технологии фиксируют четкие границы сферы его обитания. И для успешного создания «тиражированного индивида» (Ж. Бодрийяр) требуется заучить готовые рецепты существования и атрофировать систему самостоятельного обдуманного решения проблем и задач. Самоосновное мышление здесь избыточный элемент, выходящий за границы предлагаемой повседневности. Рецептурность знания характерна для успешного течения обыденного потребления услуг, технологий, образования...

Для потребления необходимо лишь постоянное его воспроизводство. Следовательно, образование должно предоставлять в основном экономические и сопутствующие им знания. Однако рынок, как подвижная система, постоянно изменяется, поэтому образовательная машина, обучающая основным навыкам за 5 лет, а сейчас - за 4 года, безнадежно отстает от мимолетных рыночных трендов и брендов. Выпускаемые вузами специалисты оказываются «не у дел». Поскольку выхолащивается гуманитарное знание, традиционно направленное на развитие в человеке собственно человеческого -мышления, постольку самостоятельно выпускник не способен адаптироваться к вызовам, техническим, социальным, экономическим и политическим рискам. Отсутствуют знания, навыки их получения и использования, то есть наличествует неумение самообразовываться.

Что касается представлений в академической и научной среде относительно содержания дисциплины «философия», то они во многом стереотипны и транслируются понятиями сложности, абст-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2016. Т. 26, вып. 4

рактности, запредельности, не связанности с практикой и, как следствие, ненужности такого знания. Отсутствует понимание того, что, как и любое другое, философское знание строится на собственном языке, который отсылает не к вещи, но только лишь к понятиям, которые создает само человеческое мышление. Здесь явно прослеживается аналогия с языком математики, также искусственным и абстрактным по своей природе.

В основном философское знание понимается в связи с именами Сократа, Платона, Аристотеля, как самыми растиражированными. Все эти «концептуальные персонажи» (Ж. Делез) жили еще до нашей эры, а потому философия также понимается как некий переживающий себя элемент. Одновременно в нашей стране живо также представление о марксистко-ленинской философии, которая была целую эпоху (более 70 лет) базисом коммунистической идеологии, партийной философией. Бездумное заучивание тезисов К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и др. и дальнейшее практическое соотнесение этого знания с непосредственной жизнью каждого заклеймили философию как то, от чего необходимо избавиться. В результате, еще до начала обучения, к философии складывается предвзятое, основанное на чувственном негативном восприятии, отношение, которое никак не связано со смыслосодержанием самого предмета.

Ситуация осложняется еще и тем, что количество часов, отводимое на знание, обучающее мыслить, настолько незначительно, что преподаватель не успевает за столь короткий промежуток времени сформировать философское видение, раскрывающее субъективное мышление. 9 занятий (18 часов) хватает ровно на то, чтобы задать необходимость философского, как и всякого другого гуманитарного, знания; никак не позволяют предъявить трехтысячелетнюю историю философствования как неотъемлемую часть существования человечества, включить студента в этот интересный и захватывающий процесс.

Таким образом, разговор в формате «круглого стола» призван 1) показать философствование как исторически сложившийся процесс проживания человеческого мышления; 2) актуализировать философию как уникальное знание, позволяющее человеку оставаться человеком, наполняться человечностью в разных сосуществующих смыслах, 3) задать философское знание как «доступное каждому» (по М. Хайдеггеру).

Безусловно, сформированные таким образом задачи объемны и будут конкретизированы вынесенными для дискуссии темами.

Осознаю, что такая формулировка задач связана с определенного рода трудностями:

1) позволит ли ограничивающий нас формат предъявить актуальность и значимость философии?

2) будет ли наш разговор сосредоточен на методологических проблемах преподавания или на содержательном наполнении курса философии?

3) подразумевает ли подобный разговор редукцию философского знания как некое возможное его сведение к примерам другого знания, либо упрощению, ведущему к потере смыслов?

Сообразно обозначенным проблемам и задачам, предлагаю обсудить и сформулировать тематику дальнейших разговоров.

И.В. Соловей - доцент кафедры истории, теории и социологии коммуникации ФГБОУ ВО «УдГУ», кандидат философских наук, доцент.

С точки зрения «здравого смысла», философия не нужна. Но философия открывает разговор о бытии, человеческом бытии, которое сегодня ставится под знак вопроса. Мы вступаем в период постчеловечества, когда наше человеческое начало подвергается сомнению. С точки зрения производства и разработки идей, философия также избыточна; с точки зрения быта, она не нужна. Философствование - это свобода выбора пути человека, добровольный шаг, на который отваживается далеко не каждый. Философское существование - существование в мысли, бытие которой захватывает человека, предъявляя его самость. Поэтому, на мой взгляд, сегодня философское знание как раз и обретает, восстанавливает собственную актуальность, обращая человека к его существу.

О.В. Соколова - доцент кафедры философии и гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «УдГУ», кандидат философских наук.

Уважаемые коллеги, приветствую всех и задаю, пожалуй, основной вопрос - вопрос о способе подаче материала.

А.А. Шадрин - доцент кафедры философии и гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «УдГУ», кандидат философских наук, доцент.

Да, возможны два формата: учебно-методические либо научные публикации. Что будет интересно студентам и коллегам-философам?

М.Л. Дерябин, Н.Б. Полякова, О.В. Соколова, И.В. Соловей, А.А. Шадрин

26

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2016. Т. 26, вып. 4

М.Л. Дерябин - научный сотрудник Удмуртского филиала Института философии и права УрО РАН, кандидат философских наук.

Добрый день, коллеги. У нас различные сферы научных интересов, прекрасный философский язык, овладение которым проходило на протяжении многих лет. Нас всех объединяет конструктивно-герменевтический подход к исследованию и интерпретации социальной реальности. Он очень продуктивен в научном плане, с одной стороны, и позволяет нам говорить о философии со студентами на «человеческом» языке. Работая с текстами или объясняя концепт, мы обнаруживаем способы разворачивания философского мышления, а не превращаем занятие в историческое описание жизни философа по принципу «родился - написал о том-то - умер». На мой взгляд, в рамках этого, главная задача - поменять отношение к философии, сломать стереотип о том, что это некая необязательная и «ненужная» дисциплина. Необходимо показать, что изучение философских текстов дает намётки навыков мышления, дисциплинирует мышление.

Формат «круглого стола» - прекрасная возможность предъявить современную методику преподавания философии как философствования. Высшим учебным заведениям необходимо заботиться, чтобы студенты имели свободную возможность обнаружить структуры философского мышления и, тем самым, распознать собственное мышление.

В связи с этим необходимо начинать разговор на доступном языке, вырабатывать компетенцию говорения на философском языке. Овладение философским языком будет способствовать овладению культурой и структурами мышления. Здесь, думаю, уместно сравнение с обучением языку иностранному.

А.А. Шадрин С последним тезисом, высказанным Ириной Викторовной, думаю, согласятся все участники сегодняшнего круглого стола. Поэтому сегодня, наверное, мы предложим тему, которая наверняка заинтересует всех и может быть определена следующим образом: «Философское знание, проживающее жизнь мышления». В дальнейшем формат публикаций может быть нами пересмотрен, но «Круглый стол» под общей рубрикой «Философия: герменевтика концептов» так или иначе, будем надеяться, продолжит свою работу.

Н.Б. Полякова (заключительное слово).

Соглашусь, коллеги, что наиболее продуктивным будет учебно-методический способ подачи материала в рамках наших «круглых столов».

На мой взгляд, общая формулировка тематики всех круглых столов «Философия: герменевтика концептов» задает аспект самоопределения философии в структуре пространства знания.

Местоположение самого знания в бытии весьма интересно. Обращение к этому вопросу включает и гносеологический, и эпистемологический, и онтологический варианты ответов. Так, К. Поппер говорит о знании как отдельном «третьем мире», находящемся между миром субъектов и миром объектов. «Третий мир» самодостаточен в том смысле, что существует автономно и сохраняет себя вне зависимости от человеческого присутствия в нем. В то же время «миры» К. Поппера взаимосвязаны, поскольку только субъект способен осмыслить, задать аспекты понимания тому информационному багажу мира знания, посредством которого предъявляется всё многообразие объектов и вариантов объективирования.

Знаковая сформированность информации и ее субъективное смысловое наполнение предъявлены концептуальным множеством. Обобщая изложенные идеи можно заключить, что знание есть пространство, которое содержит информационную, преобразуемую человеческим мышлением в актуальную, используемую здесь и сейчас, в этом месте и времени, осмысленность бытийствующего.

В этом аспекте философия открывает и обучает осмысленному мышлению как способу познания. Познавательный процесс задается гносеологическим субъект-объектным отношением. Познающий, исследующий предъявляется в философском дискурсе своей субъективностью, или манифестацией процесса мышления. Если полагать, что человека отличает от всего сущего наличие способности «мыслить», то каждый в себе содержит потенцию субъективности; и тогда философия есть то, что позволяет взглянуть и увидеть эту потенцию внутри себя. Самообращение как «внутреннее видение» и есть процесс «включения» мышления. Именно в этом смысле «философия доступна каждому» (М. Хайдеггер).

Изучение философии в качестве объекта предполагает исследование способов мышления, предъявленных в текстах философов. Тогда философский текст предстает как объективированное мышление философа. Таким образом, философия, как субъект-объектный процесс, есть мышление о «мышлении», где мышление есть субъективное понимание и одновременно объективированное мышление, заданное в языковых структурах интерпретируемого текста. Такое субъект-объектное взаимодействие актуально только тогда, когда читатель, изучающий философию, инериоризирует,

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2016. Т. 26, вып. 4

переводит мыслительные структуры текстов во внутренние, и способен их экстериоризировать, т. е. дискурсивно предъявлять в устной и письменной речи. Итак, философствование есть движущаяся точка субъективного мышления, которая позволяет каждому предъявляться и наполняться знанием, -она запускает осознанное мышление здесь и сейчас.

Для следующего круглого стола предлагаем обозначить тему «Философия и жизнь» в качестве направления для рассмотрения.

Поступила в редакцию 07.11.16

M.L. Deryabin, N.B. Polyakova, O.V. Sokolova,, I.V. Solovey, A.A. Shadrin PHILOSOPHY: HERMENEUTICS OF CONCEPTS

(Round-table discussion held by the Department of Philosophy and Humanitarian Disciplines jointly with the Department of History, Theory and Sociology of Communication (Udmurt State University) and the Udmurt Branch of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Division of the Russian Academy of Sciences on October 5, 2016)

Given the technicalization taking place in the whole space of knowledge, when philosophy and humanities have been placed to the periphery of the educational process, it is necessary to revive interest in the lively process of philosophizing at the university. This could be possible in the process of reading, interpretation of classical and contemporary philosophical concepts that manifest authors' semantic constructs of being, world, human, society, etc. At the same time, in order to attract and involve the young generation in thinking, analyzing and interpreting all that existed, exists and will exist, that is, in the eternal flow of life, we should deconstruct the old schemes of teaching and present a modern review of philosophical knowledge. The Department of Philosophy and Humanities and the Department of History, Theory and Sociology of Communication of UDSU in collaboration with the Udmurt Branch of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Division of RAS have developed an original method of teaching philosophy and of imparting philosophical knowledge to students. With this paper we begin a series of round-table discussions under the name "Philosophy: hermeneutics of concepts" devoted to issues of teaching philosophy.

Keywords: philosophy, philosophizing, teaching methodology, hermeneutics, human, thinking, concept.

Дерябин М.Л.,

кандидат философских наук, научный сотрудник

Удмуртский филиал Института философии и права УрО РАН

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 E-mail: dml15@yandex.ru

Полякова Наталья Борисовна,

доцент, кандидат философских наук,

доцент кафедры философии и гуманитарных дисциплин

E-mail: midies@mail.ru

Соколова Ольга Владимировна, кандидат философских наук,

доцент кафедры философии и гуманитарных дисциплин E-mail: yandelf@yandex.ru

Соловей Ирина Викторовна,

доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры истории, теории и практики социальных коммуникаций E-mail: soloveyiv1@mail.ru

Шадрин Алексей Анатольевич,

кандидат философских наук, доцент;

доцент кафедры философии и гуманитарных дисциплин

E-mail: shadrin1971@gmail.com

ФБГОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

Deryabin M.L.

Candidate of Philosophy, researcher

Udmurt branch of Institute of philosophy and law, Ural division of the Russian Academy of Sciences Lomonosova st., 4, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: dml15@yandex.ru

Polyakova N.B.,

Candidate of Philosophy, Associate Professor at Department of Philosophy and Humanities E-mail: midies@mail.ru

Sokolova O.V.,

Candidate of Philosophy, Associate Professor at Department of Philosophy and Humanities E-mail: yandelf@yandex.ru

Solovey I.V.,

Candidate of Philosophy, Associate Professor at Department of PR history, theory and practice E-mail: soloveyiv1@mail.ru

Shadrin A.A.,

Candidate of Philosophy, Associate Professor at Department of Philosophy and Humanities E-mail: shadrin1971@gmail.com

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.